Что такое вальдорфская школа

Вальдорфская школа — что это такое, история создания

Определение

Вальдорфское образование – альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Она основана в 1919 году Рудольфом Штайнером и впервые была открыта для детей работников завода «Вальдорф Астория» в Штутгарте.

Основатель Рудольф Штайнер – философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии, которая, в свою очередь, связана с теософией (мистическое богопознание). Направление школы также носит религиозно-мистический характер. Основной идеей антропософии является триединство человека: души, духа и тела.

Дети в этой школе изучают не только внешний мир, но и внутренний. Они учатся воспитывать душу. Главная цель данного направления — воспитание свободной, высоконравственной и ответственной личности. На сегодняшний день таких школ можно насчитать порядка 1000, большинство из которых расположены в США.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Вальдорфская педагогика является товарным знаком, и не каждая школа может носить это звание.

Как и у всякой системы образования, она имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

данная система учит детей взаимовыручке, ответственности и доброжелательности;
ученики учатся в свободном темпе, нет конкретных временных рамок;
важным условием школы является ограждение детей от гаджетов;
происходит гармоничное развитие личности;
обучение способствует выявлению скрытых талантов у детей;
большое внимание направлено на раскрытие творческих талантов.

Минусы:

  • обучение и воспитание в этом направлении в первую очередь должно идти из семьи, только в этом случае будет достигнута цель;
  • учителя требуют от родителей проводить с детьми очень много времени;
  • ученики всегда должны быть чем-то заняты, отсюда высокий уровень стресса;
  • нет обязательных возрастных рамок, когда дети должны научиться читать и писать.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. 
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).


‍Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm‍

‍Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

ДУХ, ДУША И ТЕЛО

Именно поэтому все больше родителей присматривается к нестандартным вариантам образования. Сегодня мы расскажем вам об одной из самых популярных альтернативных образовательных систем – вальдорфской педагогике.

История  вальдорфской школы началась в самом начале ХХ века в Штутгарте. Это был тяжелый для Германии период – только что закончилась Первая мировая, и страна лежала в руинах. Всеобщая разруха коснулась и школ. В какой-то момент работники сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» поняли, что система образования, основанная на примитивной зубрежке, безнадежно устарела. Стремительно меняющийся мир требовал совсем иного подхода. Стремясь обеспечить детям хорошее образование, сотрудники  фабрики обратились к ее владельцу, Эмилю Мольта. Осознав серьезность проблемы, фабрикант предложил известному педагогу Рудольфу Штайнеру разработать новую уникальную систему образования, которая будет настроена на возрастные особенности детей и поможет развить творческие и познавательные способности каждого ребенка.

В основу программы вальдорфской школы Рудольф Штайнер заложил постулаты созданного им религиозно-мистического учения – антропософии. Согласно этому учению, в человеке объединены Дух, Душа и Тело.

Исходя из этого, главной задачей образования Штайнер считал не только получение знаний и развитие интеллекта, но также эмоциональное становление и формирование воли.

При этом он считал, что педагогика должна быть ориентирована не на конъюнктурные требования позднеиндустриального общества достижений, а на потребности развития ребёнка.

В 1919 году программа Штайнера получила одобрение министерства образования и культуры Германии. Первую вальдорфскую школу построили всего за год. Поначалу в ней учились дети сотрудников «Вальдорф Астория». Очень быстро стало заметно, как разительно ученики новой школы отличаются от своих замученных зубрежкой сверстников. Любознательные, уверенные в себе, увлеченные, счастливые дети послужили лучшей рекламой, что в новой школе пришлось срочно открывать новые классы. А вскоре вальдорфские школы заработали сначала по всей Германии, а затем – и за её пределами.

В 1928 году открылась Свободная высшая школа в Штутгарте – первое учебное заведение, готовившее педагогов для вальдорфских школ. Стоит ли говорить, что большинство ее студентов было выпускниками таких школ!

Пришедшим к власти нацистам система воспитания свободно мыслящих, «слишком» любознательных детей пришлась не ко двору. Вальдорфские школы начали закрывать или перепрофилировать. Однако сразу после окончания Второй Мировой войны все они открылись вновь.

Сегодня в мире насчитывается более 1 150 вальдорфских школ и более 1 857 детских садов в 65 странах. В России первая вальдорфская общеобразовательная школа открылась в 1992 году. В 1995 году была Ассоциация Вальдорфских Школ России. В данный момент в нашей стране работает около 20 таких школ – в Москве, Подмосковье, Петербурге, Владимире, Воронеже, Самаре, Ярославле, Иркутске, Калуге, Никольске, Томске, Уфе. Часть из них – государственные, остальные зарегистрированы как некоммерческие образовательные учреждения. Учится в них около 2 500 человек.

Не пичкать знаниями?..

Последователи вальдорфской педагогики считают неправильным с самого раннего возраста пичкать ребенка большим количеством сухих академических знаний, как принято в традиционной образовательной системе. Это, по их мнению, противоестественно его природе развития. Ведь человек, по теории Рудольфа Штайнера – основателя методики, это своеобразная маленькая цивилизация. Он развивается постепенно, в сознании и физиологии Человека за его жизнь сменяются этапы, которые прошло на своем пути Человечество.

В вальдорфских детских садах строг запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение малышей. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу, наиболее близкому естественным законам природы, свойственно подражание. Поэтому познание происходит в действии.

Из истории методики Более восьмисот вальдорфских школ в разных странах мира разделяют общий подход к образовательным идеям Рудольфа Штайнера. Австриец по происхождению, ученый, художник и философ основал первую вальдорфскую школу в1919 году в Штутгарте (Германия), где впервые был применен практический подход к образованию, основанный на глубоком понимании внутреннего мира ребенка: кто он такой, как он развивается, каким образом откликается на воздействие со стороны.
Задача вальдорфского образования – разностороннее обучение малыша. Такое обучение, когда затронуты и голова, и сердце, и руки. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Таким образом, в учениках формируется внутренняя потребность к познанию, что позволяет отказаться от системы соревновательных оценок и показателей.

А для учеников младших классов на их уровне развития наиболее свойственно устное творчество. Ведь не сразу человечество изобрело письменность в ее современном виде. Сначала из уст в уста передавались народные предания, мифы, сказания, былины… Первые надписи появлялись в виде рисунков и иероглифов, копирующих действительность

Поэтому в начальной школе обучение происходит в основном в устной форме, большое внимание уделяется народному творчеству: сказки, загадки, пословицы, былины, сказания, повести Ветхого Завета. У детей нет учебников

Они пока не занимаются чтением, но изучают буквы. Причем «выводят» их самостоятельно: рисуют, мастерят, изображают соответствующие письменным символам образы из окружающего внешнего мира. Так, как это делали наши предки, изобретая наскальные надписи.
К пятому классу социальное развитие становится главным в ребенке, и опять же по условию методики история и мифология древних цивилизаций обеспечивает ему эту потребность. В средней школе вводятся некоторые основные академические предметы, но и эти знания усваиваются не из учебников, а познаются сначала опытным путем.
Ребенок должен пережить, пропустить через себя полученные знания. Причем все науки преподносятся в тесной взаимосвязи между собой. Результаты своих наблюдений, впечатления, выводы, комментарии учителя ребята записывают и зарисовывают в тетрадь. Таким образом, дети сами пишут для себя учебник.
Ну а мышление старшеклассника, согласно данной методике, уже достаточно развито, чтобы усваивать знания в «чистом», академическом виде. К тому же впереди – выпускные экзамены. Теперь в ход идут и учебники, обобщая все то, что в образном виде и путем собственного опыта было постигнуто раньше. Кроме того, наступает период в жизни, когда необходимо сосредоточиться на какой-нибудь более узкой сфере знаний. Поэтому старшеклассник, если захочет, может выбрать для себя профилирующие предметы и уделять им больше внимания, нежели другим.

Особенности организации Вальдорфских школ и детских садов

Организация внутренней среды подчиняется основным принципам методики. Поэтому в ней нет места компьютерам, видеотехнике. Парты, шкафы, стулья, доска — все это делается из натуральной древесины. Необходимые для игр аксессуары и природные материалы складываются в плетеные корзины. Учебники выдают лишь старшеклассникам, приступающим к изучению академических дисциплин.

Примечание 6

Интересный факт — тетради в вальдорфских школах не имеют разлиновки. Они выглядят как простые блокноты формата А4 с пустыми желтоватыми страницами.

Много времени ученики проводят на улице, в теплицах, на небольших земельных участках при школе, где им дается возможность выращивать различные растения и заносить в тетради записи о сделанных наблюдениях.

В прямом доступе всегда есть поделочные материалы, краски, пластилин, музыкальные инструменты, глина, сделанные из натуральных материалов игрушки. Формы в такой школе быть не должно — дети ходят в том, в чем им удобно.

Примечание 7

Детские сады организуются по тому же принципу. Разница лишь в том, что занятия для дошкольников менее продолжительные: если в школе «главный урок» может длиться 1 час 20 минут, то в садиках он рассчитан на 15–20 минут.

Важный момент — внутришкольное управление. Если в обычной школе все решения принимаются директором, то здесь участие в равной степени принимают все сотрудники. А в определенных моментах дополнительно привлекаются ученики старших классов.

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с «выдоха», то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов, минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет «вдох», это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка

В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности, это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Эффективна ли вальдорфская педагогика

В 2015 году Станфордский университет опубликовал отчёт об исследовании вальдорфской педагогики. В течение нескольких лет специалисты изучали интеллектуальное, эмоциональное, физическое и творческое развитие тысячи учеников из общеобразовательных традиционных и вальдорфских школ. Также учащихся попросили пройти стандартизированные тесты — с их помощью учёные оценили вовлечённость детей в образовательный процесс, а также наличие поведенческих и иных проблем.

Ученики вальдорфских школ оказались более заинтересованными в обучении, у них реже страдала дисциплина, и они практически не были склонны пропускать занятия. Показательно, что положительные результаты по этим критериями демонстрировали даже дети из проблемных семей и уязвимых социально-демографических групп.

Похожие результаты получились и у другого исследования, проведённого в начале десятых годов Дюссельдорфским университетом имени Генриха Гейне. Согласно ему, уровень учебной мотивации у вальдорфских учеников на 13% выше, чем у учащихся обычных школ — 80% против 67%.

В ещё одной работе группа австрийских учёных тоже выявила, что вальдорфская система с её акцентом на исследовательское обучение (англ. inquiry-based science education) лучше, чем традиционная педагогика, прививает мотивацию к учёбе и интерес к наукам. Правда, академические результаты вальдорфских учеников оказались несколько ниже результатов их сверстников из обычных школ, но исследователи не нашли доказательств того, что это было связано непосредственно с педагогической системой.

Отличия школы Штайнера от традиционной школы

Вот основные отличия вальдорфской школы Рудольфа Штайнера от традиционной школы:

  • Традиционное обучение направлено на выявление познавательных и интеллектуальных способностей учащихся.
  • С другой стороны, учение Штайнера направлено на интеграцию физических и духовных компонентов ребенка и не рассматривает концепции и понятия как фундаментальные и обязательные.

Образовательный путь школы Штайнера состоит из трех циклов:

  • первый: от рождения до семи лет
  • второй: от семи до четырнадцати лет
  • третий: от четырнадцати до двадцати одного года

Первый образовательный цикл В течение первого цикла ребенок должен быть окружен хорошим миром, полным воображения и стимулов из внешней среды. Игра имеет фундаментальное значение на этом этапе жизни: незаменимое средство познания для взаимодействия с внешним миром, обучения ручным навыкам и деятельности взрослых. Второй образовательный цикл Считается, что дети в возрасте от 7 до 14 лет находятся во втором периоде жизни, характеризующемся, в частности, эволюцией тела. Таким образом, школа Штайнера направлена ​​на познание эстетического чувства и открытие мира чувств. Посещение школы укрепляет социальность, развивает символическое и творческое обучение, автономное и концептуальное мышление и поиск красоты. Третий образовательный цикл В течение третьего и последнего цикла до 21 года мальчик теперь считается мужчиной. В этом случае школа направлена ​​на стимулирование логического мышления, абстрактного мышления, поиска истины, духа, воображения и интеллекта, а также поиск собственного будущего в мире.

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Что думают люди?

Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают?  Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.

Вот что думают об этом обычные родители.

  • Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
  • Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
  • Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».

Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.

Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.

В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.

А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!

Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Какова же практика?

Если бы предыдущую главу прочитал
философ, он бы, наверное, нашел, что проблема
рассмотрена слишком упрощенно и неполно, а учитель,
вероятно, спросил бы: какой же практический
смысл имеют эти рассуждения для реальной воспитательной
работы? Именно этому учителю я адресую свой
ответ.

Представим себе школьный класс,
тридцать маленьких первоклашек, чьи улыбающиеся
лица способны смягчить сердце любого взрослого.
Перед ними учитель — мудрец, пришедший из огромного
взрослого мира. Большинство детей смотрят на
него, как цветы подсолнуха на солнце. В таких
условиях учителю легко завоевать уважение ребят,
на фоне которого может померкнуть даже авторитет
родителей. Но это означает также и то, что на
плечи учителя ложится ответственность за маленьких
доверчивых детей, за их здоровое нормальное
развитие в течение всех школьных лет

И поэтому
очень важно знать, каким человеком является
наставник, что и как он думает и чувствует. Видит ли он перед собой лишь материал для обработки,
или детей, на чьи головы он выльет ушат знаний,
или ребятишек, которых будет заставлять слушаться
с помощью системы наказаний и поощрений

Атмосфера
в таком классе будет одна. Или учитель видит
перед собой тридцать маленьких индивидуальностей,
каждой из которых предстоит внести вклад в наш
общий мир. Обращаясь к каждому из них, учитель
чувствует себя помощником на пути развития их
способностей. Атмосфера такого класса, такого
процесса обучения будет иной.

Каждый учитель обладает большим
или меньшим опытом, он может быть находчивым
или неуверенным. В младших классах не имеет
особого значения, каково образование у учителя

Самое важное — что он думает о детях, с каким
внутренним настроением приходит в класс, хочет
ли он помочь ученикам развить свои способности
или выучить “умных животных” для производства,
служения какому-либо религиозному культу или
обслуживания идеологической системы. А может
он идет в класс лишь за тем, чтобы получить
зарплату? Именно поэтому так важно учителю задуматься
над вопросом о человеческой сущности, выяснить
для себя представления о человеке и взаимосвязь
с ежедневной педагогической работой

Отличия вальдорфской школы от традиционной педагогической системы

В целом, можно выделить следующие ключевые отличия вальдорфской методики от традиционной методики образования:

  1. Основные методы познания — эксперимент (в физике, химии) и наблюдение (в биологии — за растениями и животными).
  2. Знание педагоги стараются подавать не абстрактно, а максимально приближать его к реальной жизни (экскурсии, практическая деятельность).
  3. Нет обязательной школьной формы.
  4. Нет оценок, учебников, привычного расписания уроков на весь год.
  5. С первого класса преподаются два иностранных языка (как своего рода средство проникнуться культурой другого народа). Причём вначале это просто чтение стихов и песенок.
  6. Есть особый предмет — эвритмия (его придумал Штайнер). Это танец и пантомима под музыку или чтение стихов (в процессе такого танца может изучаться даже математика).
  7. Второстепенные для традиционной школы дисциплины (музыка, изо) считаются важными наравне с математикой, историей, географией и пр.
  8. Как в детском саду, так и в школе отмечаются самые разнообразные праздники, школьники перед уходом на каникулы проводят отчётные концерты.
  9. Есть социально ориентированные практики: краеведческая (изучение улиц, составление карт), в больницах, детских домах, домах престарелых.

Видео: чем вальдорфская школа отличается от других школ

Смотрите это видео на YouTube

Директор вальдорфской школы г. Новосибирска объясняет, что у выпускников такого учебного заведения совершенно нет страха совершать ошибки, ведь они не привыкли действовать по шаблону. Ребята имеют внутреннюю опору, чтобы идти по жизни, встречаться с трудностями. Дети привыкают творить, принимать нестандартные решения. Кроме того, выпускники вальдорфских школ — это редко люди, работающие на кого-то. Например, согласно западной статистике, это политики, предприниматели разного уровня, люди культуры, шоу-бизнеса.

Принципы обучения вальдорфской школы

Рудольф Штайнер разработал 3 основных принципа вальдорфского обучения.

Правильное развитие памяти ребенка

Рудольф Штайнер как и многие другие педагоги понимал, что в разные этапы детского развития необходимы разные подходы к обучению.

  • ребенок должен быть заинтересован в обучении
  • интеллектуальные упражнения должны быть на первом месте, так как они развивают память
  • все уроки идут строго по расписанию, один урок плавно перетекает в другой. До обеда дети изучают основные дисциплины. После обеда – ученики изучают кулинарию, садоводство, рукоделие, деревообработку и прочее.

Гармония ума и тела ведет к правильному развитию

Штайнер считал, что развитие ребенка происходит в три стадии, которые должны отражаться в трех этапах образования:

  • раннее образование – акцент ставится на практических занятиях и играх
  • начальное образование – развитие художественных навыков и социализации
  • среднее образование – развитие критического мышления и умения сочувствовать

В период получения раннего образования учеников в вальдорфской школе окружают натуральные материалы, спокойные цвета в интерьере. Учителя проводят много времени с детьми, рисуют, сочиняют, поют, играют и вы не встретите здесь слова “учатся”. Даже обеды дети готовят вместе. Никакой учебы, вернее – играя, дети учатся.

Начальные классы в вальдорфской школе

Затем начинается период начального образования, в котором учителя делятся с детьми академическими знаниями в игровой форме. На каждом этапе учителя рассказывают о мифологии и истории. Затем прибавляются научные уроки. Детям объясняют, почему некоторые предметы тонут в воде, а некоторые нет, например. Почему падает дождь и так далее, и так далее. Ученики все чаще практикуют садоводство, вышивание, игру на скрипке, овладевают навыками актерской игры. Дети проводят исследования, изучают алгебру, иностранные языки. В средних классах настает время настоящего обучения. Детям дается много практических заданий, глубже изучаются различные предметы.

Окружающая обстановка – залог гармонии

В вальдорфском образовании особый акцент ставится на обстановку, в которой развивается ребенок. Таким образом, дети достигают больших успехов и результатов в нормальной здоровой обстановке, без давления со стороны учителей. По мнению Штайнера, все дети разные, следовательно усредняя их возможности и ставя всех под одну гребенку – учителя невольно сдерживают развитие. Поэтому вальдорфская школа выступает за индивидуальный подход к каждому ребенку

Также внимание уделяется и общению учеников между собой, по мнению Штайнера – дружные дети лучше обучаются

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

  • Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
  • Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
  • Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Как поступить в Вальдорфскую школу

Первым этапом при поступлении в Вальфдорскую школу станет собеседование, в котором принимают участие, как родители, так и ребенок. Вопросы позволяют выяснить позицию родителей по воспитанию. Кроме того обсуждается их возможность участия в развитии школы и в целом взгляд на образовательный процесс.

При достаточном количестве мест, в соответствии с Российским законодательством, поводов отказать ребенку в предоставлении образования — нет. Требования ни чем не отличаются от требований любой другой общеобразовательной школы. Единственным приоритетом при поступлении, обладают ученики дошкольного подразделения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: