Категория звонких и глухих согласных
1. Объясняется артикуляция звуков , .
2. Слоги для прослушивания и произнесения:
та — да да — та та – да – та
ти –ди до – то то – до – то
то – до ду – ту ту – ду – ту
ту – ду ди – ти ти – ди – ти
ата – ада ата – ада – ата тра – дра
ато – адо ато – ати – ади тва – два
ати – ади ади – ати – ады три – дри
3. Прослушать и повторить слова:
Дым, там, дача, туча, дом, ток, тело, дело,
Тим, день, тик, дети, тень, дочь, тетя, дядя.
дом – том, там – дам, день – тень, трава – дрова.
4. Придумать слова со звуками , .
5. Послушать слова и повторить:
Дрова, труба, детство, три, два, трава, трактор
6. Найти потерявшийся звук:
..ом, ..алеко, ..арелка, ..елевизор, ..уман, с..ул, пла..ок, ра..оваться, ..ыра.
7. «Один – много»:
Огород — …, бант — …., зонт — … .
8. «Скажи ласково»
Лодка — …, ветка — …, клетка — … .
9. Чем различаются слова?
Точка – дочка, корка – горка, пашня – башня, слой – злой.
Подготовительный этап
В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.
Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.
Вот несколько упражнений на дыхание:
Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.
Последствия
Деткам, которых расстройство настигло в раннем возрасте, оно грозит не только нарушением произношения, но и понимания обращенной к ним речи. Они начинают говорить позднее других детей. По мере взросления, учитывая дефекты произношения и сниженную способность улавливать на слух новые слова, у них формируется довольно скудный словарный запас. Отсутствует также способность к словообразованию и изменению слов, страдает грамотность.
В школе у детей появляются сложности с усвоением учебной программы. Кроме того, развивается дисграфия. В начальных классах они с трудом осваивают письмо. Встречается так называемое зеркальное написание букв, одни буквы заменяются другими.
В старших классах в письме отмечаются ошибки с нарушением структуры предложения. Отмечаются пропуски отдельных слов или неуместные вставки, неправильное использование предлогов, приставок. Несколько слов сливаются в одно. Порой обнаруживаются обрывки, недописанные окончания. Буквы, схожие в написании, замещаются друг другом.
Почерк у таких подростков плохой, неаккуратный, в тексте присутствует много исправлений. Особые трудности возникают в написании диктантов. Страдает чтение: оно ошибочное и медленное.
Учитывая такие особенности в обучении, нередко эти дети имеют трудности с успеваемостью. С другой стороны, искаженная речь у подростков становится причиной развития комплекса и недооценки себя. Такие дети могут испытывать насмешки и издевательства со стороны сверстников. На этой почве они замыкаются в себе, в дальнейшем доходя до полной социальной изоляции. Ощущение своей неполноценности становится поводом к развитию депрессивного состояния.
Многие подростки, даже со стертыми дизартрическими дефектами, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Существуют такие сферы деятельности, где подобные нарушения являются недопустимыми. Так, военные училища, факультеты иностранных языков, журфаки становятся для таких подростков недосягаемыми. Нередко случается, что они бегут в срочном порядке к логопедам для исправления дефекта.
В легкой форме стертая дизартрия не препятствует обучению ребенка в школе и не отражается на его успеваемости. Если дизартрия была приобретена в подростковом возрасте, то страдает исключительно произношение. Письмо, словарный запас сохраняются на прежнем уровне.
Патология выявляется в процессе логопедического обследования, после исследования артикуляции, мимических мышц, речевого дыхания, моторики, просодической и фонематической стороны речи. Проверяется грамматика и лексический запас.
Для подтверждения диагноза необходим и неврологический осмотр, инструментальные и лабораторные исследования.
Стертая дизартрия, даже с минимальными проявлениями, требует своевременной коррекции, поскольку в будущем может строить некоторые препятствия для самореализации личности. Лечение проводится с использованием физиотерапевтических методов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коррекции речевых расстройств. Обязательным является использование техники логопедического массажа.
Скачать картотеку по дифференциации звуков
Керина Елена Александровна,
учитель-логопед, МДОУ “ЦРР-д/с “Кристаллик”,
г.Абакан, Республика Хакасия
Несколько карточек для ознакомления:
Дифференциация звуков и
Карточка №7.
1. Попеременно произноси звуки и .
2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас.
Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка.
Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свёкла.
Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова:
Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
4. Измени предложение:
Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..
5. Выучи:
У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.
Дифференциация звуков и
Карточка №9.
1. Повтори словосочетания.
Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Саша любит сушки, а соня – ватрушки.
Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки.
Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.
Дифференциация звуков и Карточка №8. |
1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо.
Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. 3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шёрстку на спинке, хвостик и уши.
Предыдущий материал из рубрики —
Автоматизация звуков:
СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?
Рубрики: Автоматизация звуков
Нормы звучания
Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.
Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):
- Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
- Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
- Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
- Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
- Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
- Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
- Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
- Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.
Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.
Когда нужна коррекция звука ребенку?
Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:
- До 3-х лет малыш верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Возможное смягчение звуков – это считается нормой.
- От 3-х до 4-х лет ребенок учится произносить С-СЬ, З-ЗЬ;
- В возрасте 4-5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
- Примерно в 5-6 лет ребенок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.
Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Различие звуков.
Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.
Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.
Основные причины возникновения ошибок, их устойчивости и распространенности в речи детей:
— лингвистические — интерферирующее влияние фонологической системы родного языка;
— психолого-физиологические — отсутствие специальной работы по развитию фонематического слуха, связанной с восприятием и воспроизведением звучания русской речи. Без чего невозможно создание стереотипа произнесения русского слова; влияние внутренней речи на родном языке на процесс усвоения звуковой системы русского языка;
— педагогические — отсутствие системы работы с двуязычными детьми в национальном детском саду дополнительные занятия по русскому языку (воспитатель), недостаточная разработанность методики обучения русскому произношению.
Эффективная коррекция речевых нарушений, а именно звукопроизношения, на начальном этапе обучения билингвов возможна, если будут созданы определенные условия:
— взаимодействие психолого-педагогических служб с акцентом на логопедическое сопровождение двуязычных детей;
— применение принципов индивидуализации коррекционного воздействия;
— внедрение технологии интегрированного обучения в процессе коррекции речевых нарушений;
— использование игровых технологий для формирования положительной мотивации к занятиям;
— проводить занятия по обучению грамоты по русскому языку в подготовительной группе помимо якутской грамоты.
Наиболее значительную роль в этом играет логопедическая служба, потому что именно ей приходится работать с речевыми нарушениями у двуязычных детей.
Основные приемы развития фонематического слуха для формирования правильного русского звукопроизношения — имитация, показ и объяснение артикуляции, внутри- и межъязыковое сравнение, сопоставление, противопоставление, звуковой анализ.
Первоначальные произносительные навыки, как правильные, так и неправильные, отличаются своей неустойчивостью. Ребенок, правильно произнесший слово один раз, во второй раз может допустить в нем ошибку; усвоив произношение звука в одном слове, может исказить его в другом. Закрепление правильных навыков требует длительных целенаправленных упражнений, позволяющих эффективнее проводить коррекционное воздействие.
Общедидактические и общеметодические цели и условия должны стать основой составления системы упражнений по формированию фонематического слуха, способствующей успешной коррекции звукопроизношения двуязычных детей.
1. В процессе выполнения этих упражнений дети практически осознают такие понятия, как твердый, мягкий согласный, ударный и безударный гласный, непроизносимый согласный, стечение согласных, оглушение и озвончение, овладевая звуковой системой русского языка
Составляя систему упражнений, важно определить их виды и характер, знать, какие элементарные теоретические сведения по фонетике будут восприняты и закреплены детьми дошкольного возраста, какие навыки и умения будут развиты при выполнении того или иного вида упражнений. Необходимо связать эти упражнения с материалом по грамматике и лексике, выстроить их последовательность и, конечно, учитывать доступность и эффективность этих упражнений
2. Вся работа по формированию фонематического слуха должна органически связываться с другими направлениями работы. Этот принцип взаимосвязи различных видов — одно из основных требований методики, так как овладение звуковым строем языка в значительной степени происходит в процессе усвоения лексики и грамматики.
3. При обучении русскому произношению следует учитывать родной язык детей. Эта установка необходима как при обучении отдельным звукам, так и при выполнении упражнений. При разработке системы упражнений нужно учитывать главные фонологические особенности двух языков — наличии оппозиции по твердости-мягкости согласных в русском языке и отсутствие ее в якутском, наличие оппозиции глухости-мягкости в этих языках.
4. Определенная последовательность в формировании произносительного навыка необходима для того, чтобы усвоение одного звукового явления обеспечивало усвоение последующего
На начальном этапе дети должны иметь дело только с какой-либо одной трудностью, на преодолении которой и должно быть направлено их внимание. В связи с этим система упражнений строится на материале слогов, слов, предложений, связных текстов
5. Прежде чем начать выполнение того или иного упражнения, педагог должен убедиться в том, что все слова, включенные в упражнения для отработки тех или иных звуков или звукосочетаний, известны и понятны детям.
Упражнения для исправления шепелявости
Если вы обнаружили, что ребенок шепелявит, требуется незамедлительное посещение логопеда! Он не только оценит работу артикуляционного аппарата ребенка, но и пропишет эффективные и правильные упражнения. Случается, что некоторые причины сигматизма можно устранить лишь через определенные хирургические процедуры, такие, как, например, подрезание уздечки под языком.
Какие бывают упражнения против шепелявости? Например, массирование сердцевины языка (кошачий хребет), касание кончиком языка верхних и нижних зубов, подтягивание языка к гортани (чайной ложкой). Не менее важны упражнения для губ. А также позитивная мотивация к повторению правильно проговоренных крылатых фраз, стихов, речёвок, куплетов, частушек, пословиц, скороговорок. Например, извечная «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Безусловно, игровая, неутомительная форма таких речевых упражнений чрезвычайно важна для коррекции произношения ребенка.
Как уже упоминалось выше, помним, что основа успеха – правильная, грамотная речь в общении с ребенком. Нормальным, «взрослым» языком, без каких-либо «лялечных», «пусичных» искажений, сюсюканий.
Как правило, подбор и последовательность упражнений определяет логопед. В этом процессе исправления нарушений очень важны не только регулярные занятия у специалиста, но и ежедневная работа с ребенком в домашних условиях. Проблемой нельзя пренебрегать, так как со взрослением шепелявость у ребенка будет исправить все сложнее.
Если шепелявящий ребенок посещает детский сад, где есть немало младших детей с такой же проблемой – это не так критично, там он будет одним из многих и незаметен. И совсем другое дело, когда он пойдет в школу, где он столкнется со старшими детьми и с ровесниками, у которых чаще всего шепелявость уже будет исправлена. В таком случае есть большой риск получить издевательства одноклассников, что чревато в дальнейшем тяжёлыми психологическими проблемами.
Сигматизм: основные причины
Причин шепелявости может быть сразу несколько. Чаще всего повинны аномалии в строении органов артикуляции. Это, например, слишком большой или толстый язык, либо короткая уздечка, ограничивающая свободу движения языка. Часто влияют дефекты прикуса, расщелины нёба, гипертрофия миндалин, аномалии зубов. Кроме прочего, встречается низкая эластичность мышц, обеспечивающих артикуляцию.
Проблема возникает, когда мышцы языка слишком слабо или, наоборот, сильно напрягаются. Другие причины – проблемы со слухом, а также хронические заболевания верхних дыхательных путей. Шепелявость может спровоцировать затянувшееся кормление ребенка при помощи соски.
Еще один распространенный фактор – дурной пример, который показывают ребенку сами взрослые. Малыш начинает подражать взрослым, которые разговаривают с ним, нарочито сюсюкая, коверкая правильное произношение слов. Особенно грешат этим мамы, бабушки, няни и старшие сёстры.
Старший ребенок может наблюдать за младшим братом или сестренкой и видеть, что взрослые разговаривают с ним отдельным («лялечным»)языком, из ревности («Почему ему можно так разговаривать, а мне – нет?»)
Ну и, несомненно, желанием привлечь к себе внимание родителей, которое было частично потеряно из-за рождения младшего ребенка
Также известны случаи в смешанных, двуязычных (билингвальных) семьях, где родители – разных национальностей. Они часто не выговаривают звуки второго языка в семье, носителем которого они не являются. Несомненно, в процессе подражания такое неправильное произношение передается и детям.
Постановка звука [СЬ]
При произношении звука «СЬ», малыш улыбается, растягивая губы, язык касается нижней десны. Струя воздуха направляется на зубы. Эти теоретические сведения непонятны, а вот игра «Птенчики в гнезде», которая проходит в несколько этапов, понравится маленькому ученику.
Первый этап – развитее фонематического слуха, обучение произношению «СЬ»
Игровой прием заключается в инсценировании небольшого стихотворения: «Птенчики в гнезде сидят, маме дружно кричат» или же «Мама строго им кричит». Мама будет произносить «С-С-С», птенчики – «СЬ-СЬ-СЬ».
Обхватив пальцы одной руки, дошкольник шевелит ими, имитируя маленьких птичек, и приговаривает «СЬ-СЬ-СЬ», прилетает мама: произносится «С-С-С». Взрослый следит за артикуляцией малыша.
- Второй этап – составление слогов с гласными – и, е, ё, я.
- Третий – различение «СЬ» и «С».
Для того, чтобы упражнения проходили интересно, нужен раздаточный материал, который родитель может приготовить вместе с малышом. Ребенок подбирает слова к картинкам: лиса – лисята, гусак – гусята.
В этот момент можно предложить ему отгадать загадки, рассказать (повторить) скороговорки, пословицы:
- «Далеко, далеко, на лугу пасутся… Кто?» (козы, коровы);
- «Сладко спит зверек в степи, ты его не разбуди». (сурок);
- «Пятачок, крючок, щетинка. Ну, конечно, это… (свинка)
- «Идет с козой косой козел».
Как развивается
Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.
В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:
- корковая – формируется при появлении небольших патологических очагов в речедвигательном центре. Страдает фонетический, то есть произносительный компонент речи;
- экстрапирамидная – формируется при повреждении подкорковых ядер и нервных узлов и приводит к нарушению просодики речи. То есть она теряет свою выразительность;
- псевдобульбарная – поражает проводящие пути, объединяющие кору ГМ с ядрами черепно-мозговых нервов. Вызывает дефект как фонетической, так и просодической стороны речи;
- смешанная.
Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода.
Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.
В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.
У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.
Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.
Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации
Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков
Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.
Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:
- Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
- Ставят «Ш» – шипящий звук.
- Сонор «Л».
- Разбирают «Ж» – шипящий.
- Соноры «Р» и «РЬ».
- Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».
Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» – 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.
Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» – «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.
В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.
Автоматизация звуков
В прямых открытых слогах
Произносим ша, са, шу, су …
В обратных слогах
Уч, ус, уз, цш …
Со стечением согласных
Шус, мышь, час..
В начале слова
Сова, щука…
В конце слова
Укус, груз..
В середине
Колесо, тяжело..
В словосочетаниях, фразах, предложениях
Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:
Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.
Ста- сто – сту
Сна – сну -сны
Самокат принесу, сани вынесу.
Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.
Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!
- Пересказ текст
- Самостоятельное составление текстов по картинкам
Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.