Возрастные особенности детей 3 лет

Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Одним из главных условий успешного воспитания детей является положительный пример старших членов семьи, авторитет родителей. Для того, чтобы понять, какова роль семьи в воспитании детей, психологи говорят, что положительно влияет на развитие ребенка не только то, что он наблюдает модель поведения своих родителей, но бабушек и дедушек. Малышу также будет полезно знать историю своего рода. Бабушка и дедушка всегда помогут в воспитании ребенка, посидят с ним, накормят, погуляют и поиграют.

Интересным является то, как дети в разном возрасте по-разному нуждаются во внимании папы и мамы.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного мировоззрения:

  1. С рождения и до года за ребенком ухаживает мама. Поначалу новорожденный физически чувствует, что он является частью матери. К полугоду он уже осознает, что не связан с мамой физически, но все равно она продолжает оставаться для него главным человеком. Несмотря на то, что папа также принимает участие в уходе за ребенком, он воспринимает его только по собственному желанию. Позже малыш начинает осознавать, что мама и папа имеют на него равные права. Дети, которые видят равноправие родителей в семье, менее склонны к соперничеству в старшем возрасте, способны на поиски компромиссов в общении с другими людьми.
  2. В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш с большим удовольствием проводит время с папой, пока мама занимается своими делами. Если папа может веселиться наравне с ребенком, то его значимость в глазах ребенка еще больше возрастает.
  3. В возрасте от 3-х до 6-ти лет ребенок заметно взрослеет. Дети начинают чувствовать все происходящее вокруг очень остро, в это время нуждаются в любви и поддержке обоих родителей. При этом роль семьи в воспитании и развитии ребенка заметно возрастает, поскольку малышу требуется дополнительная эмоциональная поддержка при подготовке к школе.

Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи

Особенности полной и неполной семьи накладывают отпечаток на развитие ребенка. Для нормального гармоничного развития личности малышу нужно, чтобы его воспитание осуществлялось как матерью, так и отцом

Это важно и для мальчиков, и для девочек. Дети без полноценной семьи лишены возможности наблюдать межполовые отношения в бытовых и других аспектах

На примере того, как мама и папа строят свои взаимоотношения, как они взаимодействуют друг с другом в определенных жизненных ситуациях, у ребенка закладывается основа взаимоотношений между мужчиной и женщиной, супругами, родителями и детьми.

Дети из полных и неполных семей отличаются тем, что всю полноту родительской любви малыш воспринимает посредством той теплоты и внимания, которые дают ему мама и папа. Мама любит своего ребенка, безусловно, просто за то, что он есть, папина же любовь зачастую оценочная и требовательная. Он радуется его успехам, гордится им, его советы и требования стимулируют дальнейший личностный рост ребенка.

Для малыша материнская любовь значит то, что он в будущем будет иметь уверенность в себе, ощущать собственную значимость, собственное достоинство. Отцовская любовь ставит рамки и границы дозволенного, упорядочивает поведение ребенка. Тем не менее полная и неполная семья существуют в современных реалиях и это нужно учитывать в формировании стиля воспитания малыша.

Чувство собственного достоинства и уравновешенность личности закладываются в детские годы. Практически все установки, которые человек проносит через свою жизнь, в том числе и взаимоотношения полов, усваиваются в детстве. Для правильного развития ребенок должен видеть подобные образцы поведения, они могут быть как правильными, так и неправильными, а также наблюдать разные взаимоотношения между людьми, получить понятие о справедливости и несправедливости, испытать на себе разные типы любви.

Большое количество исследований однозначно утверждают о том, что дети, которые растут в полной семье, имеют более спокойный и уравновешенный характер, у них возникает меньше комплексов и психологических проблем.

Конечно, ни одна семья не застрахована от жизненных неурядиц и проблем, но в полной семье проблемы переживаются намного проще. Ребенок в такой семье не остается без поддержки взрослых, что положительно влияет на формирование его уверенности в себе. Наблюдая за родителями, малыш учится на их примере справляться с трудностями и проблемами, а позже перенесет такой полезный навык и в свою семейную жизнь.

Глубокие контакты с мамой и папой формируют у ребенка чувство стабильности, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят чувство радости и удовлетворения. В полных семьях родители и ребенок связаны естественным повседневным общением.

Малыш видит семью в лице окружающих его близких людей – мамы, папы, бабушки и дедушки, а также братьев и сестер, если таковые имеются. В зависимости от состава семьи, взаимоотношений в ней, а также отношений членов семьи к окружающим людям, ребенок составляет свое видение мира (положительное или отрицательное), формирует свои взгляды, строит отношения с другими людьми. Отношения в семье могут также повлиять и на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, какой путь он выберет.

Семь симптомов кризиса

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями

Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений

Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность

Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.

Это интересно: Когда отношения исчерпали себя: разъясняем развернуто

Проверенные терапевты Меты

Нет энергии и сил
Кризисная жизненная ситуация
Расстройство пищевого поведения
Проблемы с самооценкой
Тревога и беспокойство


Артем
Опыт 5 лет · от 2000 ₽


Елена
Опыт 14 лет · от 3500 ₽


Марина
Опыт 3 года · от 2000 ₽


Мадина
Опыт 4 года · от 3000 ₽


Елена
Опыт 17 лет · от 5000 ₽


Юлия
Опыт 4 года · от 4000 ₽


Анна
Опыт 5 лет · от 1500 ₽


Алексей
Опыт 14 лет · от 5000 ₽


Александра
Опыт 10 лет · от 4000 ₽


Светлана
Опыт 7 лет · от 4000 ₽


Денис
Опыт 5 лет · от 3950 ₽


Елена
Опыт 5 лет · от 2800 ₽


Ирина
Опыт 8 лет · от 5000 ₽


Артем
Опыт 3 года · от 3000 ₽


Виолетта
Опыт 5 лет · от 2500 ₽


Марина
Опыт 7 лет · от 2800 ₽


Наталия
Опыт 8 лет · от 3000 ₽


Татьяна
Опыт 5 лет · от 2000 ₽


Светлана
Опыт 2 года · от 2500 ₽


Мария
Опыт 1 год · от 1500 ₽


Наталья
Опыт 19 лет · от 5000 ₽


Александра
Опыт 3 года · от 2500 ₽


Инна
Опыт 8 лет · от 4000 ₽


Валерия
Опыт 29 лет · от 5000 ₽


Александра
Опыт 4 года · от 3000 ₽

Что значит и какая семья считается полной полноценной: понятие, плюсы и преимущества

Полная полноценная семья – одно из самых важных социальных образований, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Существует большое количество подходов к изучению сложности и многогранности данного явления, влияния полных и неполных семей на формирование личности человека. Нужно знать, что значит полная семья и как правильно выстраивать в ней взаимоотношения.

Плюсы полной семьи для ребенка заключаются в том, что она является центром его развития, особенно когда он маленький. Она оказывает довольно большое воздействие на то, каким он станет в будущем, какое место в обществе займет. Действительно, наличие или отсутствие одного из родителей может негативно сказаться на всем последующем развитии.

Преимущества полной семьи сложно переоценить – это важнейшее условие для воспитания ребенка. Но если в семье есть мама и папа, то это не значит, что все условия для нормального развития ребенка выполнены и можно больше ничего не предпринимать, а только поучать малыша. Понятие полная семья означает, что родители должны быть дружны, любить и уважать друг друга, должны присутствовать взаимопонимание, уважение и интерес родителей к делам ребенка, постоянная забота друг о друге. Наличие или отсутствие этих факторов создает особую для каждой семьи атмосферу и стиль жизни, а это еще зависит и от кругозора родителей, от того, как они используют свое свободное время, их умения организовать жизнь семьи и вовлечь в эту жизнь детей.

Поговорим далее о том, какая семья считается полной и какие особенности воспитания в ней могут присутствовать.

Психология: меряем на свой аршин

Детская психика от 1 года до школы проходит сложный и насыщенный этап развития: речь, память, мышление, восприятие, становление характера сопряжены с неизбежными кризисными периодами, к которым взрослым нужно быть готовыми.

В период кризиса 3 лет психология ребенка претерпевает радикальные изменения. Эмоциональное состояние детей этого возраста крайне неустойчиво. Дети легковозбудимы, суетливы, у них часты перепады настроения, приступы агрессии или апатии.

В этом возрасте малышей характеризуют:

  • эмоциональность;
  • отзывчивость;
  • сопереживание другим;
  • стремление прийти на помощь;
  • дружелюбие;
  • чувство стыда за плохой поступок;
  • высокая потребность в общении со сверстниками.

По психическому развитию дети 3-4 лет разительно отличаются от  тех, кто младше всего на год.

  • Сейчас они уже в состоянии понимать, что «сфера моего я» существует не только у них, но и у других детей. Поэтому в играх малыши способны ценить не только свою «территорию», но и личное пространство тех, с кем играют, способны считаться с интересами окружающего коллектива. Но конфликтов избежать не удается, ведь свое «я» считается более важным.
  • Сами игры постепенно становятся сюжетно-ролевыми, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми (пока это, как правило, один сверстник), основываясь на подражании родителям. В играх появляются первые правила.
  • Происходит понимание себя как личности конкретного пола (я – девочка, я – мальчик). Дети начинают узнавать внешне своих сверстников по их гендерной принадлежности (одежда, прическа, украшения), проявляют живой интерес к малышам противоположного пола.
  • Ребенок осознает социальные роли окружающих людей (эта женщина – воспитатель, мама тоже женщина, она – библиотекарь, папа – мужчина, он – инженер) и понимает разницу между социальной и семейной ролью.

Незрелость психики и огромное количество новой информации, новых правил и норм, которые ребенку приходится осваивать с 3 до 4 лет, приводят к неизбежным трудностям. Ребенку порой сложно справиться с ситуацией. Не имея навыка управления эмоциями на должном уровне, он пытается победить обстоятельства доступными средствами:

привлекает внимание взрослых криками и плачем;
пытается мстить обидчикам;
стремится все сделать наперекор – не просто сам, а по-своему, даже если слышит разумные доводы взрослых;
пытается добиваться своего хитростью (которую взрослые зачастую раскусывают, чем еще больше злят кроху);
демонстративно нарушает рамки дозволенного, даже если четко их знает;
начинает манипулировать старшими, из «мастера на все руки» вдруг превращаясь в полного «неумеху».

Особенно велико стремление нарушить запрет. В этом ребенок видит проявление взрослости, а не просто самостоятельности.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года

  • Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
  • 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
  • 4-5 видов рыб;
  • 4-5 видов насекомых;
  • основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
  • основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
  • чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
  • разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
  • времена года и их отличия между собой;
  • основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
  • основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
  • 3-5 основных профессий;
  • до 10 видов транспорта;
  • различия между городом, деревней, природой.

Как помочь детям достигать успеха, не вредя их автономности?

Замечать, что у ребенка есть личностные особенности и собственные интересы. Поддерживать начинания ребенка, даже если они кажутся несерьёзными и неподходящими (ждали певицу, родилась художница).

Справляться с разочарованием, не наказывая ребенка за то, что он не оправдал ожидания. Ребенок не должен получать от родителя холода и отвержения, когда занимается тем, что хочет сам, а не тем, что выбрал взрослый

Важно выражать любовь, принятие и интерес к тому, что увлекает самого ребенка.

Осознавать свои собственные чувства и желания. У каждого из нас своя жизнь, мечты, ожидания и успехи

Дети не продолжение родителей и не индикаторы их успешности.Дети – отдельные личности, чего-то достигающие и где-то проигрывающие, но все равно ценные тем, что они просто есть.

Осознавать влияние проективных процессов, если нужно – вместе с психотерапевтом. Ваша ценность и успехи детей – это не одно и то же, важно их различать.

Осознавать отличие между заботой о ребенке и насильственным переделыванием.

Скидка 25% по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT

Записаться на сессию

Ребенок становится продолжением родителя

Дети растут, крепнет их характер, личность становится заметнее, и если у родителей были свои ясные ожидания от развития ребенка и даже четкие планы, то это может их расстраивать.

Допустим, мама мечтала, что дочь станет певицей, а ей только рисование нравится. Уже ко всем первоклассным педагогам сходили, не хочет. Капризничает, плачет, а петь отказывается. А отец ждал сына и представлял, как они будут в хоккей играть, а тут хрупкая дочка.

За счет высоких успехов ребенка родители могут пытаться решить свои психологические проблемы или справиться с неудовлетворенностью собой и своей жизнью. Но у ребенка должны быть свои мечты и цели, иначе претворяя в жизнь родительские, он лишается права на свою отдельную жизнь, свои чувства и мысли. Ребенок вынужден подчиняться воле и желанию родителя, который заинтересован в высоких результатах и хороших оценках. Например, девочка должна исполнить нереализованную мечту матери в пении или, терпя боль и высокую физическую нагрузку, играть с отцом в хоккей. Так вместо умения слышать свои желания и доверять им, полагаться на себя и свой выбор, присваивать себе свои результаты, девочка из примера учится обслуживать самооценку родителей.

Или оценки

Например, родителям важно видеть отличника дома. Они недовольны четверкой

Иногда это недовольство становится таким большим, что ребенок может думать: без хороших оценок мне не рады. И тогда ему кажется, что родители будут его любить и принимать лишь тогда, когда он будет соответствовать их ожиданиям. С одной стороны, это помогает достигнуть результата, но с другой – лишает творчества и ощущения собственной ценности вне зависимости от успехов.

Помимо этого у ребенка есть собственные чувства, которые дети в подобных обстоятельствах довольно быстро обучаются подавлять, теряя впоследствии с ними контакт. Ребенок начинает вести себя так, чтобы родители оставались довольны или хотя бы не кричали. Сказали не смеяться громко, ребенок замолкает. Когда родители настойчиво требуют высокие оценки, ребенок чаще всего окунается в мир учебы, отстраняясь от хобби и друзей. Так он начинает формировать ложное Я – представление человека о себе, которое ориентировано на желания и реакции окружающих.

Ребенок все дальше становится от своих желаний и чувств, его внутренний голос становится тише, а вскоре и вовсе угасает. Дети теряют аппетит, усаживаясь за стол когда говорят, а не от чувства голода, часто носят неудобную обувь и одежду, не чувствуя скованности, а вырастая и вовсе позволяют делать с собой все, не умея давать отпор

Лишь бы не потерять любовь важного человека

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага

Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет

Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Семейные ценности в современных реалиях

Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.

Еще сто лет назад благополучие семьи подкреплялось традициями, церковью, законом. В современной семье произошли значительные изменения, она находится в менее защищенном положении, многие можно назвать «трудными».

Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.

Важно
Культура семейной жизни «варваризируется», разводы приводят к тому, что дети остаются с одним из родителей, перегруженным работой. На нравственном развитии ребенка сказывается отсутствие опеки отца или матери, образцов их позитивного поведения.. Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи

Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию

Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.



Речевое развитие ребенка 3 лет

В данном возрасте дети уже хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет требований, то развитый трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.

Речевые особенности детей 3 лет:

  • Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения и технику.
  • Должен о себе говорить «Я», а употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».
  • Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из 3-5 слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».
  • Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.
  • Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.
  • Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
  • Должен отвечать, как его зовут, называть фамилию и возраст.
  • Посторонние должны понимать его речь.

Нервно-психическое развитие

В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.

У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое

Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях

В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.

Речевое развитие ребенка 3 лет

Обычно, в данном возрасте малыши уже достаточно хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет определенных требований, то, нормально развитый, трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.

Речевые особенности детей 3 лет:

  • Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения, технику и т.д.
  • Должен о себе говорить «Я», а также употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».
  • Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из трех-пяти слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».
  • Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.
  • Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.
  • Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
  • Должен отвечать, как его зовут, называть свою фамилию и возраст.
  • Посторонние должны понимать его речь.

Возрастные особенности детей 3 года жизни.

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении самостоятельности и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной памяти трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

  • Составлять простые предложения;
  • Поддержать беседу о происходивших недавно событиях;
  • Использовать речь, для получения новой информации;
  • Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;
  • Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;
  • Рассказывая о себе, говорить “Я”;
  • Пытаться изменять слова по падежам.
  • Описать увиденную картинку, ситуацию;
  • Быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;
  • Разделять предметы на группы, использовать обобщения;
  • Знать названия основных признаков предметов. Употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;
  • Употреблять глаголы, обозначающие действия подходящие по смыслу;
  • Повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;
  • Знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос “как тебя зовут” развернутым предложением (“меня зовут …”);
  • Уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;
  • Произносить звуки “З”, “С”, “Ц”.
  • Правильно использовать местоимения, времена, падежи;
  • Согласовывать глагол и существительное во времени;
  • Добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.

Развитие ЦНС

Центральная нервная система трехлетнего ребенка продолжает совершенствоваться. Это выражается в следующем:

  • появляется способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей среды;
  • развивается речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы, расспрашивает и уточняет);
  • у детей получается ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их внимания.

Вместе с тем младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости. Дети еще не умеют управлять своим поведением и легко переходят от суетливости и активных движений к замкнутости, отрешенности.

Еще одной проблемой в этом возрасте является несовершенство взаимодействия сигнальных систем. Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.

Брак родителей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: