Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «дизайн»)

Что мы понимаем под методом проектов.

В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления. Метод проектов — это из области
дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного
предмета. Метод — это дидактическая категория. Это совокупность приемов,
операций овладения определенной областью практического или теоретического
знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации
процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем
в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические
задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия
«проект», его прагматическая направленность на результат,
который можно получить при решении той или иной практически или теоретически
значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата,
необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,
умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов
решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод
органично сочетается с групповыми (collaborativeorcooperativelearning) методами. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с
одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств
обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений
применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих
областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
«осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее
решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на
уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о
педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей
сути.

Социальные проекты

В последнее время эту форму активно используют многие организации. К примеру, на базе общеобразовательной школы функционирует отряд добровольцев — волонтеров, которые занимаются благотворительной деятельностью: помогают пожилых людям, благоустраивают территорию около школы. Социальная деятельность характерна и для многих крупных компаний и промышленных предприятий. Например, компанией «Сименс» реализуется в нашей стране социальный проект, направленный на поддержку одаренных детей.

Ежегодно представители фирмы проводят конкурс научно-практических работ для старшеклассников, в рамках которого ребята создают свои работы в различных сферах: медицине, робототехнике, приборостроении, и т. д.

Победители получают не только отличные денежные призы, но и возможность стажировки в компании, а также шанс на обучение в престижных высших учебных заведениях нашей страны.

Социальные проекты помогают решать конкретные проблемы общества, к примеру, с их помощью можно ликвидировать последствия природных катаклизмов. Они предполагают постановку целей, которые могут варьироваться по мере продвижения проекта. Социальные проекты не предполагают конкретных сроков, отличаются ограниченными ресурсами.

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие
типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая,
творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),
ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой,
практико-ориентированный, творческий);

2.
Предметно-содержательная область:
моно проект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для
телекоммуникационных проектов).

4. Характер
контактов
(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны,
разных стран мира).

5.
Количество участников проекта.

6.
Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и
исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из
носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический
климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою
учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды
самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности
исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости
организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно
отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер
этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы
проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский
проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего
проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных
этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к
структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда
с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2

Далее
учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно
исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются
учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие
определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.)

Здесь уместна «мозговая
атака» с последующим коллективным обсуждением.

3.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования,
поиска информации, творческих решений.

4.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым
исследовательским, творческим задачам.

5.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях
в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита
проектов, оппонирование.

7.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Как сделать школьный проект

Хорошо было бы перед написанием школьного проекта сходить с детьми на экскурсию, на прогулки-наблюдения или же провести какие-нибудь социальные акции – это существенно облегчит процесс подготовки проекта в начальной школе. Если объем работы довольно большой, то заранее побеспокойтесь о литературе и других источниках информации, необходимых для выполнения школьного проекта.

Как уже было сказано, ученики младшей школы еще не способны к долгой деятельности без участия взрослых, им все еще необходима помощь в организации, мотивация, поддержка и нацеливание на следующий этап работы над проектом, поэтому проектная деятельность в начальной школе подразумевает участие и помощь учителя и родителей почти на каждом этапе проекта.

Любая исследовательская работа состоит из следующих этапов:

Постановка проблемы: ребенок выбирает тему проекта и конкретные вопросы, на которые будет отвечать его работа.
Планирование: ученик выделяет этапы работы над проектом, то есть выбирает удобное для работы время, форму, в которой будет представляться проект и так далее.
Поиск информации: ребенок собирает весь необходимый материал для исследовательской работы, то есть читает статьи, выбирая из них самое важное и интересное, картинки, подбирает видео.
Продукт работы: ученик собирает все результаты экспериментов и необходимую информацию и подводит итоги.
Презентация: ребенок оформляет результаты своей работы и защищает проект.

Оформление проекта

После того, как учащиеся подготовились и исследовали проблему можно приступать к оформлению результатов исследования, опираясь на заранее обсужденные правила. Результаты исследования можно представить в любом удобной докладчику форме – это могут быть презентации, доклады, выставки, альбомы, книжки-малышки и прочее. Именно данный этап показывает, в какой сфере талантлив тот или иной ученик.

Как правило, требования, выдвигаемые к представлению проекта, зависят от самой школы или даже от конкретного учителя. Правила оформления определяются в соответствии с возрастом самого ребенка. Например, ученику первого класса разрешается презентовать полученные результаты на листе формата А4 с использованием фотографий и рисунков. Специфика оформления проекта усложняется от младших классов к старшим.

Образец типичного оформления проектной деятельности в школе:

  • На первой странице указывается тема проекта, фамилия, имя, год сдачи, класс и школа автора работы. Также указываются данные руководителя, если таковой имеется.
  • Вторая страница содержит содержание и заголовок проекта.
  • Третья страница – начало описания самого проекта.
  • Введение – цель и задачи, краткая характеристика рассматриваемого вопроса, позиция автора по поводу поставленной проблемы.
  • Затем следует описание самого проекта, затронутой проблемы и путей её разрешения, исходя из собственной точки зрения или мнения других. Здесь уместно использование цитат и ссылок на других авторов.
  • В конце работы пишется заключение – предоставление полученных в ходе исследования выводов.

Презентация проекта

Самым важным этапом является презентация школьного проекта. Учащийся демонстрирует всем результаты проделанной исследовательской работы. Защита продукта работы должна быть интересной и запоминающейся для зрителей, как для взрослых, так и для детей. Во время защиты проекта роли должны быть четко распределены. 

Во время презентации проекта ребенок должен продемонстрировать:

  • Понимание основной проблемы проекта;
  • Сформулированные учеником цели и задачи проекта;
  • Пути решения, предложенные ребенком;
  • Анализ успешности каждого решения;
  • Умение четко, грамотно и логично излагать мысли;
  • Умение анализировать собственную деятельность;
  • Самоанализ всей проведенной работы.

В завершение необходимо обсудить с детьми успехи и неудачи, проанализировать недостатки и поговорить о том, как сделать следующий школьный проект гораздо лучше. Конечно же, акцент нужно делать на положительных сторонах осуществления ребенком проектной деятельности, а также непременно нужно похвалить каждого ребенка за проделанную им работу, ведь именно это может повысить интерес к учебе. Работа над школьным проектом благоприятно скажется на познавательных способностях школьников, научит их самостоятельно находить нужную информацию, ну и, конечно, обрабатывать ее.

Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира;
создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме;
проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.Практическая, теоретическая,
познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в
соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах,
влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной
проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий;
охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную
последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
    (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой
    атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных,
    наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций,
    защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Как помочь ученику успешно защитить индивидуальный проект в школе?

Невозможно предугадать каждый вариант развития событий, но можно подготовить учащегося к защите так, чтобы он был в себе уверен.  

Стоит подготовиться к возможным вопросам комиссии

На что могут обратить внимание на защите, какой результат может вызвать особый интерес – попробуйте прописать с учеником вероятные вопросы и ответы на них. 
Подготовьте с учеником качественную презентацию проекта, обратите внимание на оформление и отсутствие ошибок.  
Предложите ученику прописать речь защиты ИИП, чтобы он чувствовал себя уверенно. Попробуйте «прорепетировать» защиту и засеките время, которое уходит на саму речь.  
Убедитесь, что ученик имеет глубокие представления о своей теме, может «выкрутиться» и ответить на непредсказуемые вопросы.  

Сущность понятия «управление проектами»

Наличие проектов обуславливает необходимость управления ими. Управление проектами (еще распространено такое понятие, как проектное управление) представляет собой разновидность управленческой деятельности, объектом которой являются проекты.

Сущность управления проектами раскрывается в тех функциях, которые менеджеры выполняют в процессе осуществления проектного управления:

  • инициация проекта — это принятие решение о начале деятельности по разработке и реализации проекта, основанием для чего выступило осознание наличия нерешенной проблемы или задачи;
  • планирование проекта — это создание планов по исполнению проекта, т. е. определение перечня необходимых действий, порядка и сроков их совершения, их исполнителей, требуемого объема ресурсов и их источников и т. д.;
  • организация исполнения проекта — это обеспечение деятельности непосредственных исполнителей проекта необходимыми ресурсами и условиями выполнения обозначенных функций;
  • контроль проекта — это получение информации о ходе и результатах исполнения проекта, сравнение полученной информации с плановой, установление их отклонения и определение его причин, совершение соответствующих корректирующих действий;
  • закрытие проекта — это признание того, что поставленные цели проекты достигнуты и запланированные результаты получены, и принятие документов, с помощью которых происходит административное завершение проекта.

Управление проектами представляет собой систему, которая способствует реализации проекта по фазам жизненного цикла для достижения запланированных целей и получения необходимых результатов. Оно предполагает оказание управляющего воздействия на проекты в целом и их отдельные элементы через разработку, принятие и исполнение управленческих решений.

Таким образом, для того чтобы успешно овладеть методологией проектного управления необходимо получить верное представление о ее основных понятиях — «проект» и «управление проектами». В то же время сейчас существует множество определений этих понятий, каждое из которых отражает определенный аспект проектной деятельности. Отсюда следует, что нужно ознакомиться с как можно большим количеством определений, что позволит минимизировать возможные недопонимания с партнерами по проекту.

Классификация и виды реализуемых инициатив

https://youtube.com/watch?v=cVn7R8iw_04

Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований:

  • направленность начинания, его состав и структура;
  • сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;
  • масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников;
  • продолжительность его внедрения;
  • степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.

Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация типов проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений. Выделяют такие наиболее распространенные типы проектов:

  • организационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • технические;
  • смешанные.

Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы и виды проектов.

Организационные. Они направлены на реформирование уже существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:

  • сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;
  • цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;
  • ресурсы выделяются по мере их наличия;
  • расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.

Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.

Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:

  • поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;
  • сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;
  • расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.

Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:

  • сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;
  • изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются;
  • зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;
  • финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.

Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:

  • желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;
  • сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;
  • все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;
  • ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.

Часто в деловых или научных изданиях встречается несколько иная классификация проектов, построенная на тех же принципах, что и вышеприведенная. Замыслы в ней подразделяются так:

  • социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности;
  • бизнес инициативы, предполагающие создание и внедрение новых технологий и продуктов на рынок;
  • клиентские, направленные на удовлетворение потребностей внешнего заказчика определенной компанией.

Все многообразие нестандартных идей можно рассматривать в рамках этих классификаций, что позволяет провести качественный анализ проекта и понять его перспективность.

Конкретные примеры проектирования

Рекомендую вопитателям при составление плана работы на год учитывать последнюю классификацию и постараться внести в свою программу хотя бы по одному проекту каждого вида.

Так, занимаясь исследованием, можно рассмотреть лекарственные растения своей области, собрав гербарий вместе с детьми, создать сборник рассказов о растениях и их лечебных свойствах, найти стихотворения о них же, организовать выставку рисунков по тематике. Виды продуктов проектной деятельности могут быть самыми разнообразными, но именно они показывают результативность проведенной работы.

Если взять творческую деятельность по этой же теме лекарственных растений, то можно организовать викторину, подготовить спектакль, который можно представить другим группам или пригласить родителей в качестве зрителей

Причем важно, чтобы дети сами выбирали себе роли и принимали посильное участие в разработке сценария

Игровые проекты, в свою очередь, предусматривают ролевой подтекст. Они особенно актуальны для праздников, например, космическое путешествие в День космонавтики, когда то и дело появляются новые герои, приходится искать всевозможные разгадки, можно даже устроить что-то вроде игрового познавательного квеста. В коррекционной группе этот вид проектирования будет основополагающим.

Последний вид проектов включает в себя сбор информации по определенной тематике с последующим анализом и обобщением собранных данных. Например, можно взять такую важную тему, как семья и собрать информацию, например, рассказы детей о своей семье, которые воспитатель может записать от лица каждого ребенка, разучить стихотворения и музыкальные произведения о членах семьи.

Также можно оформить уголок в группе с репродукциями картин, провести беседу с детьми, прочитать им подходящие литературные произведения, совместно сделать выводы о необходимости чуткого и внимательного отношения к своей семье и близким людям.

Виды школьных проектов

Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.

По форме проведения:

  • групповой;
  • индивидуальный.

По продолжительности:

  • мини-проект (урок или часть урока);
  • краткосрочный (4-6 уроков);
  • недельный (30-40 часов);
  • долгосрочный (годичный).

По дисциплинам:

  • монопредметный (в пределах изучения одной дисциплины);
  • междисциплинарный (интеграция разных дисциплин, их логическое совмещение).

По основной деятельности:

  • исследовательские;
  • поисковые, творческие;
  • информационные;
  • ознакомительно-ориентировочные проекты.

Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.

Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.

Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.

Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.

Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.

Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.

Знакомство с проектной деятельностью

Если вы только недавно присоединились к нашему сообществу, то скорее всего не читали мои статьи по данной тематике. Рекомендую познакомиться со статьями «Проектная деятельность в ДОУ» и «Темы проектной деятельности», которые помогут вам вникнуть в тему и почерпнуть из них полезные идеи для своей педагогической работы.

Также рекомендую приобрести пособие Гулидовой Т.В. «Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов» либо приобрести программу с аналогичным названием для установки через Интернет по еще более привлекательной цене.

Физкультурным инструкторам обязательно пригодится пособие «Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект», которое позволит с другой стороны взглянуть на проектную деятельность в детском саду по данному направлению.

Ну а особую ценность для воспитателей представляет комплект из книги и диска с таким большим замысловатым названием «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся как основное требование ФГОС НОО. Этапы и модели, формирование исследовательских умений. Исследовательские и проектные работы в мультимедийном приложении». Здесь вы найдете примеры исследовательских работ, технологию их выполнения и обучения этой методике дошкольников в ДОУ.

Само понятие «проект» подразумевает творческую индивидуальную или коллективную работу, которая выполняется с целью решения поставленной проблемы, и в итоге она приносит социально-значимый результат. Каким же проектами можно заняться с детьми в саду?

Что такое проектная деятельность в школе

Проектно-исследовательская работа школьника — это не просто соблюдение требований ФГОС, а крепкая база для личностного развития и формирования активной жизненной позиции

Навыки, получаемые детьми при разработке проектов, имеют особую важность при дальнейшем профессиональном самоопределении

Навыки, которые помогут достичь успеха

  • планирование;
  • самоорганизация;
  • креативность;
  • умение работать в команде.

Учебно-познавательная активность, творчество и игра являются основными инструментами, которыми пользуется школа в целях формирования уникальных компетенций и умений.

Именно проектный метод учит ребенка ставить перед собой четкие социально значимые цели и находить пути их решения.

Школьный проект имеет прямое отношение к познавательной деятельности и формирует наиболее комфортные условия для получения новых знаний.

Цель творческой работы

Тут же, во введении учащийся должен привести грамотно и четко сформулированную цель своей работы.

Ее пишут простыми и понятными словами в 1-2 предложениях.

Цель творческой работы можно выстроить по следующей простой схеме:

  1. Выбираем подходящее по смыслу слово (изготовить, усовершенствовать, нарисовать, выполнить, разработать, создать, научиться).
  2. Добавляем название самого изделия.
  3. Дополняем одним из перечисленных понятий: по какой технологии выполнен проект (изготовление в технике из дерева, по технике ручной вышивки), цель применения изделия (для дизайна интерьера), кто будет пользоваться (для мамы, ветеранов, учителя), из чего изготовлено (полимерная глина, нитки мулине), в чем его польза (помогает в борьбе с насекомыми), в честь чего создано (посвящается Дню Победы).

Вот пример четко сформулированной цели творческого проекта:

«Цель: Разработать и изготовить радиоуправляемую модель-копию самолета с применением современной технологии, материала и имеющихся навыков обработки материалов».

Элементы проекта

На их число напрямую влияет сложность предполагаемых действий. Например, если необходимо исполнение высокого качества, в таком случае проект состоит из множества отдельных элементов:

  • проектной документации;
  • технологии работы;
  • производственных помещений;
  • технологического оборудования;
  • производственных объектов;
  • предоставляемых работ, продуктов, услуг.

В зависимости от специфики проекта, в него могут включаться и иные элементы.

Среди параметров, обеспечивающих функционирование любого проекта, профессионалы выделяют:

  • финансовые ресурсы;
  • дополнительные соглашения;
  • контракты;
  • сырьевые ресурсы;
  • персонал;
  • помещения;
  • территориальное нахождение.

Основной задачей инновационных проектов является внедрение в практику принципиально новых разработок. Например, в социальной сфере инновации могут быть связаны с открытиями и новыми изобретениями в области техники и науки.

Поддерживающие проекты помогают человеку решать экологические задачи, включая и рамки экологической культуры.

Все социальные проекты нуждаются в определенном финансировании. Например, функционирование районной школы для одаренных детей может иметь смешанный вариант финансовых влияний. Часть ресурсов на поддержку направления работы с подрастающим поколением, названным правительство РФ одним из приоритетных видов работы с детьми, обеспечивает региональный бюджет. Вторая часть поступлений идет из местного бюджета. Недостающую часть для работы РШОД выделяют крупные предприятия, функционирующие в данном районе.

Благодаря подобной финансовой схеме можно аккумулировать средства из разных источников, в полной мере обеспечивая деятельность школы для талантливых и одаренных детей.

Виды проектной деятельности в школе

В российских школах предлагается несколько форматов проектной работы и каждый из них весьма эффективен.

Исследовательский проект приближен к научным работам не только по виду, но и применяемому инструментарию. Отличительными чертами такого проекта являются четкие формулировки и обоснование актуальности.

Информационный проект — это работа с источниковедческой базой по проблематике исследования, то есть детальный анализ того, как тема представлена в публикациях.

Проекты практико-ориентированного типа завершаются практической апробацией результатов исследования. Итогом проекта должно стать нечто измеримое — клуб, техническое изделие, цикл лекций и т.д.

Творческий проект не ограничен формой реализации. Самые оригинальные идеи могут быть воплощены автором в жизнь.

Игровой проект предусматривает распределение ролей между исполнителями. Каждый учащийся получает свое «назначение», в соответствии с которым и ищет решение задач. В финале школа предлагает представлять результат работы на публике.

Творческий проект: что это и из каких этапов состоит

Творческий проект – комплексный труд, в состав которого входят:

  • пояснительная записка,
  • творческое изделие (работа),
  • защита.

Выполнение творческого проекта происходит по следующим этапам:

  1. Организационно-подготовительный. Здесь нужно обосновать проблему и потребности, привести историческую справку, рассказать о выборе изделия с описанием внешнего вида, о выборе материалов, инструмента, оборудования и их подготовке к работе.
  2. Технологический этап. Здесь следует описать, как учащийся организовал рабочее место. Тут же нужно приводить требования к правилам техники безопасности и технологию выполнения изделия.
  3. Завершающий этап. В этом разделе приводят анализ проделанной работы и ставят себе оценку, подсчитывают себестоимость, рассказывают о рекламе изделия, приводят библиографический список и осуществляют презентацию проекта.

Этапы подготовки итогового индивидуального проекта в школе

Во время подготовки индивидуального проекта ученику с учителем предстоит пройти несколько этапов:  

  1. Определение темы и постановка целей.  

Например, ученик хочет выполнить проект по истории, ему также интересен и русский язык. С помощью наводящих вопросов учитель помогает сформулировать тему: «Происхождение русских фамилий».

Вместе они определяют цель проекта: определить происхождение русских фамилий учеников из нескольких классов школы, в которой учится сам подопечный.  

  1. Планирование: определение источников информации, способов ее сбора и анализа, а также как представить проектный продукт. 

На данном этапе учитель помогает ученику составить список необходимой литературы для изучения по теме и определить дальнейшие действия: например, нужно проанализировать литературу и дополнительные интернет-источники, провести анкетирование учащихся школы, систематизировать полученные результаты в форме таблицы.

Наконец, вместе учитель и его подопечный определяются с продуктом: составление словаря происхождения фамилий учащихся 10 «А», 10 «Б» и 10 «В» классов.  

  1. Непосредственный сбор информации. Выполнение поставленных целей. 

Теперь ученику необходимо провести всю ту работу, которую они обговаривали с руководителем, в соответствии с поставленными целями. Ученик изучает источники, проводит анкетирование учащихся школы, анализирует полученные данные.  

  1. Формулирование выводов. Подготовка к защите ИИП.  

Когда все цели выполнены, учитель и его подопечный определяют, какой результат получен в ходе выполнения работы: происхождение каких фамилий удалось изучить, а каких – нет, по какой причине это было невозможно. На этом этапе можно приступать к составлению словаря происхождения фамилий.  

  1. Защита ИИП.  

Наконец, главный этап: представление результата долгой и кропотливой работы! На нем ученик отчитывается о ходе выполнения своей работы, объясняет полученные результаты, отвечает на возможные вопросы комиссии и представляет созданный им словарь происхождения фамилий.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: