Методы работы с детьми, имеющими различные ТНР
Если у ребенка присутствуют тяжелые речевые нарушения, то его обучение должно быть реализовано по индивидуальной программе, которая учитывает особенности его патологии, специфику развития его психических процессов, индивидуальные особенности развития. Такое обучение предполагает подбор специальные приемов и методов, которые позволяет подобрать рациональные способы обучения грамоте, словообразованию, сформировать речевые навыки социального взаимодействия и настроить работу мышления на усвоение конкретной программы обучения.
К основным методам обучения школьника с ТНР относятся следующие:
- Наглядное представление информации, посредством применения специальных карточек и табличек. К примеру, на занятиях по русскому языку, могут быть применены карточки с символами, которые позволяют запомнить написание неверно произносимых, пропускаемых букв, либо графические схемы построения предложений. В некоторых, особо сложных случаях проявления речевой патологии, могут применяться наглядные модели. Например, графическое представление задач по математике.
- Работа с лексикой ребенка по специальной программе. Предлагается использование приемов семантизации для донесения значения незнакомого слова. Дети должны научиться ориентироваться в своем лексическом запасе и уметь находить ему практическое применение.
- Моделирование грамматического материала. Чтобы обучить ребенка построению грамматических конструкций, осуществляется схематичное представление членов предложения. Например, прилагательное можно отобразить цветочком или молнией.
- Составление сюжета по картинке. Детям предлагаются интересные картинки, можно использовать иллюстрации из сказок и иных художественных произведений, по которым они составляют устный рассказ. Требуется тактичная корректировка ошибок ребенка и акцентирование его внимания на правильном построении грамматических конструкций или произношении звуков.
Основные этапы
У детей дошкольного возраста коррекция ФФН занимает около двух лет. Среди направлений работы можно выделить три основных. Первое – это артикуляционное. Посредством специальных упражнений ребенок вырабатывает нужные движения губ, языка. Уточняется произношение сохранных звуков. На их основе проводится развитие слухового восприятия.
Производится обучение по выделению звука в слоге, узнавании его в потоке других фонем. Параллельно учат отстукивать ритм, говорить с разной интонацией.
Второй этап – это дифференциация, то есть различение звуков
Детям объясняют разницу в артикуляции, акцентируют на этом внимание. Материалом служат гласные
Именно от них зависит внятность речи.
Далее различение проводится уже не только на слух, но и на произношение. Для этого ребенку дают задания со звуками одной группы. Например, «З» и «С». Ему дают несколько картинок и просят разделить на содержащие «З» и «С».
Третий этап – развитие звукового анализа и синтеза. Он основной и трудоемкий. В ходе него детям дают основные характеристики (глухость, звонкость и т. п.). После чего на основе гласных звуков их учат выделять в слоге. Для начала они должны быть всегда вначале. Пример задания: какой первый звук в слове «аист»? Далее проводится отработка деления на слоги.
При усвоении материала вводятся для анализа обратные слоги. Понемногу вводятся согласные звуки и анализ слов с ними. Как и в случае с гласными, для определения позиции дают слова, которые начинаются с согласного звука.
Развитие фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан и т. п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед. Только после усвоения этого этапа переходят к звукам.
Про ФФНР и особенности коррекционной работы с детьми при данном нарушении написано множество научных трудов. Нельзя выделить какие-то основные методики, так как каждый случай требует индивидуального подхода.
1.2. Речевые нарушения и их причины
Под
речевыми нарушениями, согласно мнению
С.Л.Волковой и Р.И.Лалаевой, понимают расстройства,
речевую патологию, отклонения от принятой
в данной языковой среде речевой нормы
в процессе функционирования механизмов
всех видов и компонентов речи внутренней
и внешней: устной (фонетический, лексико-грамматический,
темпо-ритмический, мелодико-интонационный
компоненты) и письменной, полностью или
частично препятствующие речевому общению,
ограничивающие возможности социальной
адаптации человека. Нарушения, как правило,
обусловлены отклонениями в психофизиологическом
механизме речи, не соответствуют возрасту,
самостоятельно не преодолеваются и могут
оказывать влияние на психическое развитие
человека. Специфика нарушений речи зависит
от времени их проявления (в процессе речевого
развития или после его завершения), от
уровня психического и интеллектуального
развития, от влияния окружающих и других
факторов .
Среди
факторов, способствующих возникновению
речевых нарушений у детей, различают
неблагоприятные внешние (экзогенные)
и внутренние (эндогенные) факторы, а также
условия окружающей среды.
Основными
причинами патологии детской
речи, по мнению О.В.Правдиной, являются:
1)
различная внутриутробная патология,
которая приводит к нарушению развития
плода (наиболее грубые дефекты речи возникают
при нарушении развития плода в период
от 4 недель до 4 месяцев, возникновению
речевой патологии способствуют токсикоз
при беременности, вирусные и эндокринные
заболевания, травмы, несовместимость
крови по резус-фактору и др.);
Технология и методы обучения учащихся
Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:
- коррекция устной и письменной речи;
- в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
- профессиональная подготовка.
Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР.
Образование детей с особыми потребностями
Под эту категорию попадают дети с нарушением:
- слуха;
- зрения;
- речи;
- опорно-двигательной системы.
Методика обучения включает:
- выявление различных патологий в развитии;
- после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
- создать специальную программу по реабилитации;
- выявить особенности развития и создать план самообразования;
- задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных школах и интернатах.
Технология компенсаторного образования
Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.
- тактильные ощущения;
- слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
- зрение (если не выявлены проблемы);
- двигательная функция.
Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.
Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:
- добровольное обучение;
- адаптированное содержание учебного материала;
- дополнительные занятия;
- задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
- темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.
Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.
Коррекция тяжелых нарушений речи
Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.
Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.
Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:
- логопедические упражнения для коррекции основного нарушения;
- логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
- развитие высшей психической деятельности и моторики;
- улучшение психо-эмоционального состояния и социальной адаптации.
Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.
Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.
Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка
Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.. Специалисты центра «АКАДЕМИЯ» оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии
На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.
Специалисты центра «АКАДЕМИЯ» оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.
Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.
Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния
В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.
В нашем центре есть все условия для успешной коррекции тяжелых нарушений речи.
Проблемы при обучении детей с ТНР в школах
При таком диагнозе ученикам свойственно замедление восприятия информации. Работоспособность у них находится на пониженном уровне. Ассоциативные связи между слуховой, зрительной и речевой способностями нарушены. Происходят сложности в организации произвольной деятельности. Также в расшифровке диагноза ТНР проявляется ухудшение памяти, отклонения в пространственной ориентировке. Ученики плохо себя контролируют. Заметны нарушения в мелкой моторике, зрительной и слуховой координациях.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Из-за возникших проблем с речью проявляются сложности в понимании и усвоении материала по русскому языку. Вследствие этого возникают затруднения с письмом.
При неспособности ребенка к усвоению учебного материала снижается его мотивация к преодолению препятствий. У детей с ТНР понижена самооценка и желание к дальнейшему обучению. Все это приводит к неспособности адаптироваться в школьной среде.
Если не оказывать квалифицированную логопедическую и медико-психологическую помощь, дети не смогут получить качественное обучение.
Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа
Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.
Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР
На практике используется два вида массажа:
Вид массажа | Особенности применения |
Логопедический массаж | Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата. |
Массаж воротниковой зоны | Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь. |
Противопоказания к применению
Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:
- острые инфекционные заболевания;
- повышение температуры, озноб;
- инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
- лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
- инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
- инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
- повышенное / пониженное артериальное давление.
Инструменты в работе логопеда
Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:
- профессиональные вибромассажёры;
- массажные зонды;
- руки.
Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.
Место проведения массажа
Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.
Направления речевого развития ребенка с ТНР
Развитие речи ребенка, при наличии у него ТНР требует первостепенного развития у него навыков построения предложений. Ребенок должен научиться составлять простые предложения, распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если при составлении данных предложений ребенок не испытывает трудностей и не совершает ошибок, то дальнейшее речевое развитие будет проходить гладко.
Развитие речи ребенка, при наличии у него тяжелых дефектов, реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыков рассказа на основе развития восприятия. Ребенок учится воспринимать рассказы на слух, затем составлять рассказ и описывать события, отдельные сцены из рассказа.
- Формирование навыков рассказывания по картинке. Детям предлагается наглядное изображение, по которому они составляют рассказы.
- Развитие навыков пересказа. Ребенку зачитывается или рассказывается текст, которой он должен повторить своими словами с сохранением его сущности и основной мысли.
- Развитие навыков самостоятельного рассказывания. Ребенок повествует, используя простые и сложные предложения, различные речевые конструкции.
Таким образом, происходит расширение запаса знаний ребенка, пополняются сведения ребенка, развиваются различные стороны речи ребенка, совершенствуется функционирование его психических процессов.
Сочетание коррекционной и общей развивающей программ
Напомню: дети с ТНР имеют только речевые отставания, но не психические. Их нужно развивать и обучать так же, как обычных дошкольников, при этом не забывая о коррекции. Основная задача программы для детей с ТНР в ДОУ – совместить два направления. Для этого и создается АОП в детсаду. Кстати, при ее разработке за основу могут быть приняты две и даже три примерные программы.
Готовность к школе в значительной мере зависит от того, насколько успешно будут преодолены речевые нарушения
Заниматься с ними по АООП ТНР очень важно. После поступления в первый класс это поможет преодолеть школьную дезадаптацию
Программа помогает адаптироваться в общество, развиваться соответственно возрасту. При этом дети получают психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение, а их родители – консультативную помощь.
Коррекция проводится индивидуально или в группе, в зависимости от особенностей ребенка и обстоятельств. Не стоит думать, что индивидуальные занятия всегда лучше. Иногда групповые – продуктивнее, особенно для детей, лишенных мотивации.
Программа ставит определенные цели. Например, добиться, чтобы к трем годам ребенок понимал речь, заинтересовался играми со сверстниками, научился повторению за взрослым предложения из 2-3 слов. К шести годам – смог использовать слова в соответствии с их значением, пересказывать небольшие рассказы, продуктивно работать и не отвлекаться, различать на слух правильно и неправильно произнесенные звуки. Конечно, цели вырабатываются индивидуально.
Целевое назначение коррекционной работы с детьми с ТНР
Определение 1
Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это речевой дефект, связанный с серьезными отклонениями во всей речевой системе: фонетической, грамматической, фонематической ее сторон, с сохранением нормального слуха и отсутствием нарушений в работе интеллекта.
ТНР связано с проблемами восприятия речи на слух, произношением отдельных звуков, их перестановкой или заменой, сокращенным словарным запасом ребенка, неумением образовывать новые слова, использовать существительные в правильном числе и падеже, согласовании их с прилагательными и числительными, неправильном применение предлогов.
Как правило, данные речевые дефекты наиболее остро проявляются в монологической речи ребенка: детям тяжело даются пересказы, рассказы-описания, перечисления. Происходит замена частей рассказа другими, пропуск существенных событий и героев.
В этой связи, целевым назначением обучения ребенка, имеющего тяжелые речевые дефекты становится развитие навыков связной, последовательной речи, умения излагать свои мысли фонетически и грамматически верно, уметь правильно изложить суть какого-то события из жизни, изложить ситуацию или явление. Реализация данной цели необходима для того, чтобы создать условия для полноценного обучения ребенка в школе, устранить патологии речевого развития и предотвратить развитие иных патологий психического развития ребенка. Если создать систему оптимального обучения ребенка с ТНР, то можно обеспечить ему полноценное общение со сверстниками и взрослыми, сформировать у него доступное и понятное для окружающих произношение. Это обеспечит его полноценное личностное развитие.
Причины развития патологии
Очень часто сложно установить причину отклонения https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.htmlпо одному из признаков, так как проблема состоит из целого ряда факторов. Специалисты выделяют следующие основные причины ТНР
- повреждение головы ребенка во время родов или в первые годы жизни;
- проблемы со здоровьем во время беременности. Различные инфекционные заболевания будущей матери;
- гипоксия плода;
- плохая атмосфера в семье. Грубое отношение к ребенку;
- излишняя строгость в воспитании;
- распространенные заболевания у малышей (рахит, ДЦП, синдром Дауна, астения).
Ребенок может плохо развивать свою речь, если у него глухие родители. Наиболее опасными периодами для срыва речевого развития являются 1-2 года и 5-6 лет.
Заключение
Самым главным аспектом в решении проблем с речью у ребенка является понимание родителей важности сложившейся ситуации. Речь активирует огромное количество процессов в головном мозге человека
Способность правильно выражать свои мысли определяет место ребенка в социуме и влияет на психологическое здоровье.
Только близкие люди могут заметить отставания в разговоре малыша на ранних стадиях развития. Именно в этот момент желательно как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду. Но не стоит возлагать на специалистов львиную долю работы
Важную роль в исправлении дефектов играет родительское внимание и опека. Взрослые должны проявлять терпение и ни в коем случае не осуждать ребенка за отклонения от нормы
Post Views: 904