Этиология и патогенез заикания

Ряд факторов в силу возрастных особенностей речи ребенка может обусловливать возникновение заикания

Проявления

Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.

К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.

Нередко лицо заикающегося человека искажают гримасы и тики. Это своеобразная попытка справиться с ненавистным дефектом.

При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.

Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.

Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:

  • задержку психического развития;
  • проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
  • энурез;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • акцентуации характера, неврозы;
  • по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.

Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.

Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:

  • топтание с ноги на ногу;
  • касание мочки уха;
  • похлопывание рукой по бедру.

Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.

Мальчик, 11 лет. Диагноз: «Заикание, тяжелая степень, смешанная форма. Ритуальные движения. Логофобия». Воспитывался мнительными, гиперопекающими родителями. Несмотря на то, что одноклассники относились к нему хорошо, чрезмерно переживал по поводу своего заикания, опасался, что станет объектом насмешек.

Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.

В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.

Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.

Причины появления заикания

Причины возникновения заикания делят на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Производящие причины — случайные события и действия, которые спровоцировали появление заикания. Предрасполагающие причины — это условия, которые создали почву для возникновения недуга.

Производящие причины заикания

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга;
  • Органические нарушения мозга;
  • Истощение нервной системы;
  • Интоксикации;
  • Соматические хронические заболевания;
  • Болезни носа, глотки, гортани;
  • Задержки речевого развития.

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие);
  • Неправильное воспитание в семье;
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение);
  • Перегрузка речевым материалом;
  • Полиглоссия;
  • Подражание заикающимся;
  • Переучивание леворукости.

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода).
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции.
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания. Например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству.
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы. Например, сотрясения мозга, энцефалопатия.

К возникновению заикания часто приводят и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений.

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то понаблюдайте повнимательнее за его поведением и речью. Также учтите, что мальчики заикаются в 4 раза чаще! Более половины начинают заикаться между 2 и 5 годами, а 90% раньше 10 лет.

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

  • тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
  • клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
  • смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

  1. Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
  2. Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
  3. Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Значительно снижена

Чаще повышена

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Любой

Тахилалия

Звукопроизношение

Обычная

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Разная

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

В целом обычная

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Типичен

Непостоянен

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Выражена

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редко встречаются

Встречаются часто

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

  • волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
  • постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
  • рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.

Заикание

Заикание (balbuties) — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические судороги речевых мышц), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические судороги).

Заикающимся также свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофразия), например, «ну», «вот», «значит», сопутствующих речи движений (кивки, подёргивание, зажмуривание, покачивание), подмена «трудных» слов «лёгкими» (так называемый уловки), стремление избегать трудных речевых ситуаций. У многих заикающихся наблюдается страх речи в официальной обстановке, при необходимости быстрых и точных ответов и при обращении.

Этиология и патогенез

Среди этиологического факторов наибольшее значение имеют генетическая предрасположенность, влияние различных вредных факторов на организм плода во время беременности матери, соматические заболевания и психическая травматизация в раннем детстве — в период наиболее интенсивного развития речи («детская болезнь» по И. А. Сикорскому). Чаще Заикание отмечается у мужчин.

Большинство исследователей считает, что в основе Заикание лежит патологический рефлекторный акт, развившийся после психической травмы на общем невротическом фоне. Некоторые исследователи полагают, что Заикание является следствием нарушения афферентного синтеза из-за расхождения во времени костной и воздушной проводимости, неустойчивости функциональной асимметрии больших полушарий мозга, нарушения голосообразования.

Клиническая картина

Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащённого сердцебиения, покраснения или побледнения лица, усиленного потоотделения и тому подобное Степень выраженности всех этих явлений в одних случаях отражает тяжесть собственно речевого дефекта, в других — находится в тесной зависимости от эмоционального состояния больных в речевых ситуациях. Различают два вида Заикание — эволюционное и симптоматическое, или вторичное.

Эволюционное Заикание возникает от 2 до 5 лет в период формирования речи. В зависимости от того, возникает ли оно на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, различают невротическое и неврозоподобное Заикание. По течению эволюционное Заикание бывает прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.

Эволюционное Заикание может иметь как острое, психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Нередко появлению первых запинок в речи предшествуют соматическая ослабленность и некоторые невротические расстройства (нарушение сна, плаксивость, пугливость, астения) как соматического, так и реактивного генеза. В этих случаях достаточно бывает внезапного изменения обстановки, появления резких звуков и тому подобное, чтобы у ребёнка появились запинки в речи. Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм (молчание) и даже предшествующую ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое Заикание, часто обозначаемое термином «логоневроз», обычно начинается по психогенно-реактивному типу, вслед за реакцией испуга, у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. Динамика клинический, картины в этих случаях выражается в нарастании как речевых нарушений (речевой судорожности), так и невротических расстройств (появление навязчивых страхов, раздражительной слабости, утомляемости, в особо тяжёлых случаях — ночного энуреза, снохождения). С возрастом Заикание усложняется речевыми уловками, эмболофразиями, сопутствующими движениями и нарастающей робостью перед речью. Обычно к 11—13 годам ребёнок осознает речевой дефект, у него формируется страх речи и отмечается активное стремление избегать трудных речевых ситуаций.

История заболевания

Заикание имеет несколько родственных названий. Его можно встретить в рамках таких понятий, как логоневроз и лалоневроз, логоклония, бальбуцио, а также баттаризм по имени царя Батта, тоже страдавшего от данного дефекта.

На планете логоневроз наблюдается у 1% взрослого населения и 3% детей. Обычно заболевание манифестирует в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда начинает формироваться речь. Находясь, так сказать, в сыром, недозревшем виде, она является довольно уязвимой и при любом сбое в работе нервной системы подвергается искажению.

Расстройство известно с древности. Такой дефект имел пророк Моисей, фараоны Египта. Одним из самых известных личностей с логоклонией был Демосфен, ставший, тем не менее, знаменитым оратором Древней Греции. Его история интересна тем, как он пытался справиться со своим недостатком, какие своеобразные техники философ применял для этого. Самая популярная – произнесение фраз с камнями во рту. Наряду с этим, Демосфен также прибегал к чтению на фоне шума морских волн, проговаривал слова мысленно, в уме. Еще один нестандартный метод борьбы с заболеванием, который применял Демосфен, заключался в прослушивании тишины, сидя в пещере. Выдуманные философом способы ликвидации заикания оказались действительно действенными, поскольку превратили его в выдающегося оратора. 

С древности и вплоть до 20 века расстройство обрастало тенью загадочности. Врачи различных специальностей пытались разгадать его секрет, но все оказывалось безрезультатным. Заиканию приписывали статус таинственного недуга, считали его результатом поражения органов речи. Пытались бороться с ним с помощью трав, заклинаний, рукоприкладством и даже кровавыми операциями в ротовой полости, но видимых улучшений это не приносило.

В конце 19 века произошел революционный переворот в понимании природы логоневроза. Осуществил его русский психиатр Сикорский И.А. Ему принадлежит идея, что логоклония зарождается в детстве в момент формирования речевой активности. Способствуют его возникновению патологии нервной системы и наследственные факторы. Сикорский связал понятие заикания с неврозом.

Неоценимый вклад в развитие теории расстройства внес Тартаковский И.И. Ему принадлежит идея лечения заболевания. В частности, он доказал эффективность воздействия индивидуальной и групповой психотерапии в терапии недуга.

Отдельная отрасль – логопедия сформировалась уже в 20 веке, она и по сей день занимается проблемами речевой активности.

Особенности развития речи у детей с заиканием

Первоначально развитие речи у детей дошкольного возраста с заиканием происходит также как и у детей с нормативной речью. Примерно к первому году жизни у них появляются первые слова, к двум года – фразы. Заикание на данном этапе может быть не заметно, так как оно активно проявляется примерно в возрасте 2-4 лет, когда ребенок овладевает фразовой речью. В этот период заикание выражается прерывистостью речи, которую при создании необходимых условий можно преодолеть.

Одной из причин возникновения заикания в период развития речи у детей дошкольного возраста может выступать не наличие судорожного синдрома речевого аппарата, а сложности в овладении разговорной речи. Часто детям трудно сразу овладеть разговорной речью, особенно предложениями со сложным содержанием и оборотами

В этот период важно отличить заикание, связанное с судорогами и заикание, вызванное сложностями в освоении речи. Это необходимо для того, чтобы помочь ребенку овладеть речью и исключить развитие заикания

С этой целью используются разнообразные упражнения, поговорки, пересказы, заучивания стихов и потешек и т.д.

Заикание выступает в качестве одной из причин сложности овладения ребенком дошкольного возраста коммуникативной функцией речи. Это обусловлено тем, что если окружающие ребенка взрослые не примут своевременно необходимых мер, то заикание проявляется все активнее, вызывая у ребенка стеснение в процессе взаимодействия с другими людьми. То есть, коммуникация, направленная на другого человека очень сильно страдает. Особенно сильно это проявляется в процессе взаимодействия ребенка с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Замечание 2

Проявление заикания у детей дошкольного возраста, в процессе речевого развития, вызвано еще и тем, что ребенок испытывает трудности в построении предложений, он не всегда способен быстро и точно подобрать нужные слова, несмотря даже на то, что имеет для этого необходимый словарный запас.

Специфические особенности общего и речевого поведения у детей дошкольного возраста с заиканием:

  1. Импульсивность высказываний – вызвано тем, что ребенок не имеет точно и ясно выразить свои мысли, от чего он начинает переживать и нервничать.
  2. Слабое волевое напряжение, сопровождаемое опережением или замедлением включения в деятельность. Ребенку с заиканием сложно включиться в организованную деятельность, особенно если ему не совсем понятна цель и условия действий, так как он не способен задать наводящие и уточняющие вопросы.
  3. Несобранность, неустойчивость внимания, неумение быстро и своевременно переключиться с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.
  4. Быстрая утомляемость, повышенная истощаемость нервной системы. Все это ведет к разнообразным ошибкам в процессе выполнения заданий, в том числе и учебным.

Некоторые из указанных особенностей свойственны и незаикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.

Указанные особенности определяют специфичность задач коррекционно-развивающего воздействия.

Симптомы заикания

Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.

В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние

Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.

Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.

Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:

  • артикуляционные — страдают мышцы языка, губ, мягкого неба. Когда болезнь изолированно поражает только эти органы, заикание называют артикуляционным. Может сопровождаться перекашиванием лица;
  • голосовых связок, при котором затрагивается гортань, при сокращениях ее мышц возникает признаки, напоминающие икоту. Голос прерывается или совсем исчезает;
  • дыхательные — при этом «сбивается» дыхание, из-за чего возникает ощущение нехватки воздуха. Пациент среди разговора делает резкий вдох и возникает пауза.

Как распознать раннюю стадию заикания у ребёнка

Обращайте внимание на манеры, жесты, речь ребёнка, внимательно прислушивайтесь к его речи. Детская неуверенная речь с повторениями слов — это норма в возрасте от 2 до 7 лет

В более позднем возрасте обращайте внимание на признаки начальных стадий заикания:

  • частые повторения слов:
  • пролонгирование звуков, слогов, слов;
  • попытки избежать общения, боязнь разговора;
  • фразы ребёнка о м, что он не может что-то произнести;
  • расстроенный вид;
  • напряжение мышц лица, шеи или голоса;
  • речь с неожиданными подъемами громкости голоса;

Если заметили один или несколько признаков, то принимайте меры. Например, измените стиль общения с ребёнком.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл. 

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: