Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников

Физиологические особенности заикания

Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:

  • возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
  • лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
  • мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
  • из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.

Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.

Рассмотрим на конкретных примерах:

Крапивный сок. По мнению авторов данного рецепта, крапива обладает противосудорожными свойствами. Но учитывая, что вещества крапивного сока в реальности «не доходят» до мозга, противосудорожный эффект растения остается весьма сомнительным. Кроме того, вряд ли логоневроз, имеющий психосоциальные корни, способен пройти или даже стать менее интенсивным от воздействия крапивы

Также важно отметить, что крапива имеет много других побочных эффектов.

Отвар на основе ясенца белого. Еще один популярный рецепт, тиражируемый многими сайтами

Авторы обещают смешивать растение с другими травами и потом держать данный отвар во рту и сплевывать. Увы, горький отвар, который ребенку придется держать во рту несколько минут, никакого эффекта не даст. А вот отравление, при проглатывании – легко. В данном растении содержатся специфические алкалоиды, токсически воздействующие на нервную ткань при проникновении в мозг. А проникают в мозг данные вещества, в отличие от крапивы, довольно легко.

Мед. Для детей-аллергиков средство противопоказано. Для всех остальных вредным не будет, в комплексной терапии, но и особого результата в лечении заикания не принесет.

Калина. Морс из этих ягод действительно полезен, а в сочетании со светлым медом может обеспечить мягкий седативный эффект. Естественно, в качестве основного средства лечения морс будет бесполезен.

Ромашковый отвар. Растение с неоспоримыми целебными свойствами и седативным легким эффектом, который заметен у малышей младше 2 лет. Для детей постарше нужна «космическая» дозировка, чтобы получить нужный результат. А подобные дозировки грозят отравлением. В малых же дозах, рекомендованных врачом, ромашка позволит немного активизировать работу иммунной системы, если это вообще требуется.

Гусиная лапчатка. Если вам нужен противовоспалительный и отхаркивающий эффект – растение будет полезным. Что касается логоневроза – никоим образом это средство пользы не принесет, даже в лекарственных сборах.

Вереск с хмелем. Что касается свойств этих двух растений – оно бесспорно: оба обладают седативными/снотворными свойствами, и эффект усиливается при их сочетании. Но, заваривая их ребенку, помните о том, что сильно концентрированный отвар ребенку ни к чему, как и излишняя сонливость. Кроме того, не стоит забывать и об индивидуальной аллергии.

Речевое дыхание

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представлена консультация на тему: Рекомендации к выполнению дыхательных упражнений.

Составитель: учитель-логопед Бурханова Л.В.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса

Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. Речевое дыхание у дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется: ‒ малым объемом легких;‒ слабой дыхательной мускулатурой; ‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных); ‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы); ‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять); ‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием; ‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодикуРекомендации к выполнению дыхательной гимнастики.‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; ‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды; ‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; ‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; ‒ выдох должен быть длительным, плавным; ‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями); ‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота; ‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: — Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. — Увеличить количество произнесенных слов на выдохе. — Выработать четкую и внятную речь. — Достичь координации дыхания, речи и движений. -Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!Литература:1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.2. Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad 3.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.4.Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 421-424.0. — С. 421-424.

  • < Назад
  • Вперёд >

Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут — вытянули репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Желаю успеха!

Правила выполнения

Чтобы дыхательная гимнастика оказала лечебное действие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Выполнение должно быть регулярным: минимум дважды в день. На каждый урок отводится около четверти часа.
  • Многие дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Если имеется склонность к такому расстройству, заниматься следует сидя, а в некоторых случаях допускается лежа.
  • Дыхание сочетается с движениями. При этом двигаться нужно только на вдохе.
  • Вдох должен быть резким, с шумом, через ноздри, а выдох – спокойный, без шума и звуков, с помощью рта.
  • Как правило, в самом начале лечения гимнастику выполняют без проговаривания звуков и слов. В дальнейшем в нее включают речевые элементы. Каждый последующий этап начинается только после того, как человек полностью освоит предыдущий.
  • Проговаривая звуки, обязательно нужно отслеживать мышечный тонус лица – расслаблять мышцы при напряжении.
  • Вдыхать воздух следует перед речью, а произносить слова на выдохе. При этом на один выдох должно приходиться не более 4-х слов.

Артикуляционная гимнастика при заикании

Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.

Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.

Упражнение 2: «Чистим зубки».

Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.

Упражнение 3: «Мяч на поле».

Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.

Упражнение 4: «Рыбка»

Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.

Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.

Продукты, которые способствуют улучшению речи ребенка — еда, помогающая в лечении логоневроза

Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.

То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.

  1. Творог, сметана, натуральные йогурты.
  2. Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
  3. Квашеная капустка с растительным маслом.
  4. Рыбий жир. Его можно принимать в капсулах или в качестве приготовленной жирной морской рыбы. Например, палтус, сельдь, семга и проч. В этой рыбе, помимо «строительного материала» для разных клеток, имеются еще и жиры Омега 3.

Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.

Работа над просодической стороной речи

У заикающихся людей наблюдается слаборазвитая просодика, которая требует коррекции. Формирование выразительной и интонационно правильной речи при заикании включает в себя этапы работы над развитием тембра, силы, мелодики, голосовой интонационной окраски. Помимо работы над собственной речью, рекомендуется наблюдать за окружающими людьми и анализировать, насколько звучание голоса может отличаться по эмоциональной окраске, выразительности и т. д. Можно использовать следующие упражнения при заикании.

Задание 1: «Скажи ласково».

Это упражнение развивает такую фонологическую составляющую, как тембр. Ласково необходимо повторить как можно больше слов в предложении, при этом интонационно отмечая завершенность речи. Например, исходное «на дереве сидит кошка» будет звучать, как «на деревце сидит кошечка».

Задание 2: «Вьюга».

Поможет сформировать такую просодическую сторону, как сила голоса. Упражнение в комплексе выполняет целый ряд и других функций: артикуляционную, дыхательную.

Расположиться в удобном положении так, чтобы руки и плечи были расслаблены. Губы сложены в трубочку, озвучиваем вьюгу. Для этого произносим «У-у» сначала громко, затем тише, постепенно снижая голос до шепота.

Задание 3: «Светофор».

Такую игру можно проиграть даже на улице. С цветами светофора стоит взрослый, показывая один из кружков детям. Движение происходит в соответствии с цветом. На красный – остановка, на желтый – медленно и на зеленый – ребенок бежит быстро. Игра сопровождается словесно, в соответствии с движениями звуками мотора «Ж-ж». Эту игру можно также использовать и на занятиях по развитию логопедической ритмики.

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице — залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста
Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду
Сенсомоторная координация как показатель психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Ребенок играющий
В детский сад без слез
Игрушки — подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому — от умного ребёнка)

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи

Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

БА-БА-БА

НА-НА ВА-ВА ЛА-ЛА

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Попробуйте:

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Как помочь малышу: рекомендации родителям

Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.

Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний. Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно для деток.

Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу артистичности и уверенности.

Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.

Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное — эффективный способ коррекции заикания у детей.

Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание, теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание, активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению качества речи и устранению заикания.

И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и речи

Этап III. Развитие фонационного дыхания.

Данный этап длится 6 недель и включает в себя комплекс упражнений по развитию фонационного выдоха.

Например: упражнение состоит из быстрого выполнения вдоха через рот с одновременным быстрым поднятием рук вверх и выдоха, в процессе которого поется звук А, и руки медленно опускаются вниз. Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки опущены, подбородок слегка приподнят. Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и быстро поднимем руки вверх, а затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою. А теперь давайте вместе споем»

Логопед привлекает активное внимание к медленному опусканию рук и длительному пению звука: «Руки опускаем медленно, еще медленнее и красиво поем»

Обучение пению последующих звуков О, У, И, Э проходит аналогичным образом, меняется лишь движения рук, которые после быстрого поднятия вверх медленно опускаются то прямо перед собой, то через стороны, то сгибаясь в локтях.

Еще один пример упражнений на данном этапе состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха, в процессе которого пропевается завершенный ряд гласных с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.)

Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении. Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У и медленно опускает руку). А теперь вместе». Взрослый вместе с детьми пропевает ряд гласных. «А теперь давайте спросим, волшебное слово «Как дела?» (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У? с вопросительной интонацией). Ряд гласных аналогично пропевается и с другими интонациями.

Правила выполнения дыхательных упражнений

Постановка речевого дыхания будет носить продуктивный характер, если будут соблюдены следующие правила:

  1. Выполнение упражнений перед едой;
  2. Комфортные климатические условия, в которых реализуется дыхательная гимнастика: оптимальная температура и влажность воздуха;
  3. Постановка корпуса ребенка в правильное положение при выполнении дыхательных упражнений: корпус должен быть расслабленным и прямым, руки и ноги находится в спокойном состоянии;
  4. Совершение свободного выдоха, исключающего напряжения мышц;
  5. Предоставление ребенку возможности прочувствовать работу диафрагмы;
  6. Постепенное усложнение упражнений;
  7. Проведение упражнений в спокойном ритме, под медленную музыку;
  8. Использование простого и доступного для применения дидактического игрового материала: вата, шарики;
  9. Обучение детей экономному расходованию воздуха легких, при котором совершается краткий вдох и протяжный выдох;
  10. Обучение детей свободному дыханию. В ходе выполнения дыхательных упражнений и иных сопутствующих движений нельзя задерживать дыхание;
  11. Придание упражнениям эмоционального окраса путем сопровождения их речью, музыкой;
  12. Развитие навыков дыхания через нос, способствующего совершению более глубоких вдохов и выдохов.

Этап V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач.

Задачей данного этапа является тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста. Этап длится 5 недель.

Пример упражнения: Речевая задача состоит в проговаривании двух фраз прозаического текста, не объединенных ритмом и рифмой: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. На доске рисуется схема этих двух фраз. Инструкция: «Посмотрите, что у меня в руках». Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит две фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох, «Теперь вместе произнесем».

Далее речевая задача усложняется. К двум фразам предыдущего упражнения присоединяется третья фраза: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. ЕЩЕ ОН СОЧНЫЙ И СЛАДКИЙ. Инструкция: «А теперь мы дальше расскажем об апельсине. Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит три фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох. «Теперь произнесем вместе».

Итак, для наглядности основные этапы, их длительность и задачи отражены в таблице.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: