Исправление сигматизма различных видов

Шепелявость - что это и как исправить?

Использование скороговорок

Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.

Задания для коррекции «ш» и «щ»

Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».

Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.

Работа над звуком «ч»

Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».

Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.

Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза — произносится как кодза, коса — котса, собака — табака, живут — дивут и т.д.

Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Как сделать «чашечку»?

Это занятие может вызвать определённые трудности. Для облегчения задачи родители должны постараться максимально точно объяснить малышу, что от него требуется.

  1. Для начала показываем «чашечку» руками. Складываем ладошки вместе, как бы пытаясь удержать в них водичку. Для чистоты визуализации можно пойти в ванную и набрать воды в руки на самом деле.
  2. Теперь показываем ребёнку, как сделать эту «чашечку» языком. Пусть малыш повторяет вслед за вами. Чтобы он начал это делать с большим энтузиазмом, можно параллельно произносить шипящие согласные.
  3. Следите за тем, чтобы ребёнок старался равномерно поднимать боковые стороны и кончик языка.

С первого раза может не получиться. Не расстраивайтесь. Переводите всё в игру, но при этом настаивайте на правильности исполнения.

Диагностика

Прием врача позволит определить причину дефектов речи и подобрать адекватное лечение. Проблема имеет комплексный характер, поэтому для постановки точного диагноза прибегают к помощи дефектолога, логопеда, невропатолога, психиатра, отоларинголога и стоматолога.

Консультация дефектолога включает: анализ процесса воспроизведения звуков (пациента просят произнести определенное упражнение), подвижность и размещение во время воспроизведения звуков языка (в том числе тела и кончика язычка, мягкого неба, щек).

Отоларинголог исследует: состояние и функциональные возможности среднего и внутреннего уха, остроту слуха, проходимость и функциональные возможности носовых ходов и носовых пазух.

Психолог и невролог оценивают: нервное состояние пациента, отсутствие или присутствие сильного стресса, испуга, индивидуальные особенности психического развития.

Стоматолог исследует: Наличие патологий зубного ряда (отсутствие зубов, щели, неровность). Иногда после протезирования речь сразу восстанавливается. Развитие прикуса (нормальный или патологический). Такая стоматологическая проблема часто бывает причиной шепелявости.

Современные методы позволяют убрать шепелявость. Дети и взрослые люди оттягивают посещение специалистов, хотя несколько процедур уже приносят положительный результат для речи.

Как избавиться от шепелявости? Эффективные методы

Обязательно посетите логопеда. Под его тщательным присмотром вы сможете быстрее освоить новые звуки и станете лучше выговаривать их. После правильного расположения языка, подбираются звуки, фразы, выражения, скороговорки, которые дают возможность закрепить результат и скорее испробовать звуки на практике.
Если вы решили положиться исключительно на свои силы, обязательно проверьте ритмичность носового дыхания. Для того, чтобы четко и правильно произносить звук «с», необходимо чтобы носовой проход был полностью освобожден

От этого напрямую зависит правильное произношение «с», поэтому на данный пункт следует обратить особое внимание.
Перед занятием обязательно тщательно помойте руки и найдите настольное зеркало, которое будет отражать все ваши манипуляции. Чистота рук необходима для того, что в некоторых упражнениях может потребоваться помощь пальцев, для наилучшей установки языка.
Очень полезно при шепелявости, а также при других дефектах речи, языком создавать форму чашечки

Для этого необходимо открыть рот, высунуть язык и сложить боковые края языка вместе. Такое напряжение дает возможность привести в действие все мышцы, которые имеются на поверхности языка и подготовить их к работе.
Для того, чтобы подготовить мышцы языка к нагрузке существует еще одно упражнение «Пробка». Вам потребуется пробка от вина. Ее необходимо сжать губами и стараться вытолкнуть языком, при этом губы должны быть плотно сжаты. Не старайтесь сразу вытолкнуть пробку изо рта. Суть в том, чтобы напрягать язык, подготовить мышцы к работе, а не в том, чтобы освободить рот.
Во время всех занятий обязательно необходимо записывать свой разговор на диктофон, это поможет более отчетливо замечать свои проблемные места и работать над ними со всей силой.
Для того, чтобы начать выговаривать правильно звук «с», улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.
Для того, чтобы подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее. Попросите кого-то из взрослых проверить результат вашей работы, для того, чтобы убедиться, что все идет по правилам.
Лишь после того, как все пункты достигнуты, можно начать практиковаться на скороговорках. В сети интернет, а также в многочисленных книгах можно найти большое количество скороговорок и чистоговорок, которые дают возможность проработать какой-либо звук. Начинайте с более легких примеров, завершая самыми сложными.

Шепелявость можно исправить, придав своей речи особенную красоту и выразительность. Существует множество примеров того, как люди благодаря своим собственным усилиям стали выговаривать твердую «С», вместо шипящей «Ш». Одна из самых ярких личностей, которая доказала, что нет ничего невозможного, если усердно работать над собой, — актриса Сандра Баллок. Первоначально шепелявость придавала ей призрачную индивидуальность, но затем, для того, чтобы исправить ситуацию, она стала тренироваться и упражняться. В итоге, все получилось! Помните, даже самая длинная дорога начинается с первого шага, стоит лишь начать!

Дефекты в произнесении свистящих и шипящих звуков

Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный, шипяще-свистящий.

Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, близкой к Ф. Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется смычка нижней губы с верхними резцами.

Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т – Д.

Сущность данного дефекта состоит в том, что кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода воздушной струи через зубную щель.
Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж.

При свистящем сигматизме шипящие звуки заменяются свистящими.

Замена свистящих и шипящих звуков другими, более простыми по артикуляции называется парасигматизмом.

Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука.

Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний.

Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на Xс назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость.

Итак, как же перестать шепелявить?

Конечно консультации логопеда тут не будут лишними, так как специалисты своего дела всегда помогут качественно подобрать индивидуальный курс для тренировки речи. С учетом специфики каждого отдельно взятого случая – врачи подбирают соответствующие группы слов, фраз и скороговорок.
Принимая решения избавиться от привычки шепелявить самим, без помощи логопеда, надо взять за основу несколько ключевых моментов:
При шепелявости необходимо проверить насколько правильно и ритмично работает носовое дыхание – ведь именно по причине затрудненного дыхания носом, у человека входит в привычку начинать дышать ртом, при этом мышцы языка становятся вялыми, а звук «с» при его произношении превращается в «ш».

Признаки катаракты глаза и симптомы на начальных стадиях

С чего начать?

Делать зарядку для языка следует правильно. Все упражнения должны выполняться определённым образом, и главное условие – язык следует расслабить. Во время проведения занятий родители должны контролировать правильность произношения. Малышу необходимо постараться привыкнуть не выставлять язык перед зубами и не засовывать его между ними.

Зарядку следует проводить в непринуждённой атмосфере. Когда всё происходит легко и без напора со стороны взрослых, ребёнок чувствует себя спокойно. Уясните для себя – ничего нет страшного в том, что он стал шепелявить, не делайте из этого трагедию и обязательно хвалите малыша при малейших положительных результатах.

Методы коррекции

Проблема разрешима. Но надо постараться!

Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.

И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.

Упражнения для разработки артикуляционного аппарата

У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.

Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.

Методы лечения

Шепелявость устраняется путем комплексного подхода. Не стоит настраиваться на быстрый результат – это длительный и сложный процесс. Во время лечения делается упор на логопедическую, педагогическую, коммуникативную, психокоррекционную терапию. В план устранения речевых нарушений входит:

  • постановка правильных звуков;
  • упражнения на автоматизацию произношения шипящих и свистящих звуков;
  • массаж языка;
  • специальная артикуляционная гимнастика;
  • упражнения, обеспечивающие механическую вибрацию передней части языка.

Если речь идет о ребенке, то родителей должно немного успокоить то, что к 7 годам нарушение может пройти самостоятельно, а исправление может и не потребоваться. Но не стоит на это слишком надеяться – лучше вовремя показать малыша хорошему специалисту.

Не стоит мириться с дефектами речи. Если вы не знаете, как перестать шепелявить, обратитесь к хорошему логопеду. Он поможет справиться с дефектом, и вы испытаете радость свободной речи. А чтобы становление правильного произношения звуков протекало быстрее, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1. Обязательно ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Желательно делать полный комплекс упражнений, в котором задействован весь речевой аппарат: губы, язык, щеки.
  2. Развивайте дыхательную систему. Правильное дыхание должно затрагивать нижние отделы легких – стремитесь к этому.
  3. Ежедневно упражняйтесь в произношении скороговорок. Выбирайте те из них, в которых присутствуют проблемные для вас звуки. Старайтесь выговаривать их четко, постепенно приближаясь к правильному произношению. Этот пункт практически бесполезен без выполнения артикуляционной гимнастики и участия логопеда.
  4. Возьмите за привычку читать вслух по вечерам. Пение тоже оказывает положительное действие.
  5. Многое зависит от психологического состояния, вашего настроя, поэтому обеспечьте себе полноценный отдых, старайтесь поменьше нервничать.

Избавиться от дефекта речи может каждый. Для этого нужно только желание, настойчивость, хороший логопед, а иногда и ортодонт. Теперь вы знаете, почему возникают подобные нарушения, как они диагностируются и лечатся. Еще больше информации вы найдете в видео, посвященном проблеме избавления от шепелявости. Во время просмотра вы услышите немало полезных советов, научитесь делать некоторые простые, но эффективные упражнения.

Шипящие: как перестать шепелявить и начать говорить внятно С шипящими согласными у деток часто возникают трудности. Как их только не переиначивают: «Ш» меняют на «С», «Ж» на «З», а то и вовсе выкидывают из слова, чтобы не мучиться. Главное, чтобы родители не начинали подражать этому шепелявому лепету, коверкая звуки. Так ребенок даже и понять не сможет, что он что-то делает не так.

К шипящим относят всего 4 буквы: «Ш», «Ж», «Щ», «Ч». Проблемы с ними возникают оттого, что малыш не может расслабить язычок, «растянуть» его как следует, чтобы края доставали до боковых поверхностей зубов. Поэтому сначала учимся язычком «отдыхать».

Упражнения для языка

Вместе с карапузом представляем, что язык – это блинчик, который лежит на нижних зубах, немного высунувшись вперед. Верхней челюстью легонько постукиваем по нему, будто мы дразнимся. Затем прекращаем движение и даем языку полежать спокойно. Когда все получается легко и непринужденно, то упражнение можно считать изученным.

Теперь поиграем в «чашечку». Чтобы малышу было понятнее, сложите ладошки так, словно вы пытаетесь в них удержать воду. Эту же позу повторяем языком, только не высовывая его наружу, стараясь максимально равномерно приподнять боковые стороны и кончик. Усложнить упражнение можно, попросив ребенка произнести звук «З». В таком положении он вряд ли получится, зато неплохо выйдет что-то похожее на «Ж».

После того как поддастся «Ж», можно приступать к «Ш». Этот звук хорошо прорабатывать с помощью небольшой артикуляционной гимнастики:

Интенсивно пожевать с закрытым ротиком;
улыбнуться, растянув разомкнутые губы, не разжимая челюсти;
сделать губами «трубочку»;
чередовать «улыбку» и «трубочку», постепенно увеличивая скорость.

После «Ш» обычно легко начинает получаться «Щ», а там уже и «Ч».

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Шепелявость у взрослых

У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки.

Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие
можно по телефону (812) 640-90-77

, а так же заполнив форму ниже.

Шепелявость – дефект речи, при котором человек не может произнести правильно звук «с», а вместо него выходит «ш». «Шолнышко», «Шыр», «Шаша» — если эти слова произносит маленький, 3-4 летний ребенок, то никаких вопросов не возникает, но если взрослый человек шепелявит – это выглядит прежде всего некрасиво и вызывает отвращение. Доказано, что дефект речи, который является нормальным в маленьком возрасте, при недостаточном внимании родителей перерастает в огромную проблему взрослого человека. Исправить или подправить артикуляцию в детстве проще всего, но если шепелявость остается до 20-30 лет, для избавления этого изъяна потребуется гораздо больше времени и сил, а иногда даже, увы, создать красивую речь становится уже невозможно.

Диагностика

При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

  • то, как пациент произносит звуки;
  • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
  • работа артикуляционного аппарата;
  • психоречевая развитость пациента;
  • навыки письма и чтения;
  • качество памяти;
  • грамотность построения речи.

В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

Что такое шепелявость?

Шепелявость – это нарушение речи, при котором неверно произносятся шипящие и свистящие звуки. Пациент обладает нормальным лексиконом и не имеет проблем с пониманием слышимого и произносимого.

Специалистом, исправляющим речевое нарушение, является логопед. Подход к каждому пациенту индивидуальный. Одним пациентам достаточно усвоить правила проговаривания звуков, закрепить навык правильного произношения. Другим пациентам из-за сложной причины, вызвавшей речевую патологию, требуется комплексная терапия.

Всем пациентам логопеды назначают артикуляционную гимнастику. Неплохой эффект может дать логопедический массаж лица. Некоторым пациентам, имеющим психические комплексы, испытывающим трудности с коммуникацией и вливанием в социум, необходима помощь психолога.

Общие сведения о логопедической аномалии

Шепелявость — это нарушение речи, которое возникает у детей разного возраста и часто является временным явлением, исчезающее со временем. Однако в некоторых случаях она может стать хронической или продолжаться длительное время, требуя специального вмешательства логопеда. Природа ее происхождения — разная. Обычно это связано с наследственностью, заболеваниями или дисфункцией речевого аппарата. Неразвитые мышцы губ и языка, неправильная артикуляция, слабые мускулы речевого аппарата — все это влияет на появление шепелявости.

При сигматизме индивид неправильно произносит шипящие и свистящие звуки. Если ребенок шепелявит, ему трудно выговаривать слова, в которых есть звуки , , , , , . Шепелявость проявляется в том, что он заменяет сложные согласные на другие фонемы или пропускает их в словах. Грамматический строй речи, понимание устных высказываний и способность связно излагать свои мысли при этом нарушении остаются сохранными.

Что это у тебя? – Блинчик?

Дети очень любят фантазировать, что позволяет легко превратить любые упражнения для коррекции произношения в игру. Попросите малыша представить, что в ротике у него находится не язычок, а маленький блинчик. Последовательность проведения такой зарядки будет следующей:

  • кладём «блинчик» на нижние зубки, слегка выдвинув его вперёд;
  • мягко опускаем верхнюю челюсть и постукиваем ею о язык – получается весёлая дразнилка;
  • спустя несколько секунд движения прекращаем и даём «блинчику» отдохнуть.

Поверьте, немного фантазии и позитива с вашей стороны, и ребёнок будет делать это с удовольствием.

Родители, обратите внимание!

Если ребёнок начал неправильно произносить шипящие, то решить проблему поможет только ваша настойчивость и своевременное решение этой ситуации. Желательно пройти осмотр у ЛОР-врача и убедиться, что у малыша нет проблем с пазухами носа и аллергии, которые могут мешать ему свободно дышать с сомкнутыми губами.

Если ваш ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти, то постарайтесь искоренить эти привычки. Именно они могут быть основными провокаторами шепелявости. Упражнения принесут свои плоды только в том случае, когда язык «научится» и «привыкнет» находиться в правильном положении.

Чтобы малыш начал говорить правильно и чётко произносил шипящие, необходимы непринуждённая обстановка и ваша безграничная любовь. Никогда не показывайте, что это какой-то дефект. Дети очень остро реагируют на негативное поведение со стороны родителей и могут почувствовать себя неполноценными. А от этого во многом зависит их дальнейшая социализация. Любите, заботьтесь, и всё обязательно получится!

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

Расстройства речи не возникают на пустом месте. Как правило, изменениям функционирования речевого аппарата предшествуют определенные события. Специалисты выделяют несколько факторов, отвечающих на вопрос «Почему человек шепелявит?»:

  • патологии органов речевого аппарата, наблюдающиеся у ребенка с рождения. За развитие нарушений произношения шипящих и свистящих может быть ответственна неправильно развитая уздечка, отклонение длины языка, толстые губы и т.д.;
  • нарушения развития челюстно-лицевого аппарата, включающие в себя неправильный прикус, высокий свод нёба, диастему и другие патологии;
  • нарушения неврологического характера, оказывающие негативное влияние на артикуляционный аппарат;
  • если один из членов семьи страдает от этой проблемы, ребенок шепелявит, подражая его манере речи;
  • физические повреждения лицевой части головы;
  • это нарушение часто диагностируется у пожилых людей, что объясняется снижением слуха или отсутствием зубов;
  • наследственная предрасположенность.

Это расстройство речи – не приговор, а значит, есть способы, как избавиться от шепелявости. Первой ступенью на пути к восстановлению речи является выявление дефекта по его симптомам.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок

    . Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх

    . Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка

    . Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа

    . Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш

    . Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш

    . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч

    . Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: