Избирательный мутизм: что это такое, особенности и как лечить

Селективный мутизм. почему ребенок молчит и что с этим делать

Признаки и симптомы

Дети и взрослые с избирательным мутизмом в полной мере способны говорить и понимать язык, но физически не могут говорить в определенных ситуациях, хотя речь от них ожидается. Такое поведение может быть воспринято окружающими как застенчивость или грубость. Ребенок с избирательным мутизмом может годами молчать в школе, но дома разговаривает довольно свободно или даже чрезмерно. Среди людей с этим расстройством существует иерархическая вариация: некоторые люди полностью участвуют в деятельности и кажутся общительными, но не разговаривают, другие будут разговаривать только со сверстниками, но не со взрослыми, другие будут разговаривать со взрослыми, когда им задают вопросы, требующие кратких ответов, но никогда не разговаривают. сверстники, и все же другие ни с кем не разговаривают и участвуют в немногих, если таковые имеются, мероприятиях, представленных им. В тяжелой форме, известной как «прогрессирующий мутизм», расстройство прогрессирует до тех пор, пока человек с этим заболеванием не перестает разговаривать ни с кем в любой ситуации, даже с близкими членами семьи.

Избирательный мутизм по определению характеризуется следующим:

  • Постоянная неспособность говорить в определенных социальных ситуациях (в которых ожидается говорение, например, в школе), несмотря на то, что он говорит в других ситуациях.
  • Нарушение мешает получению образования или профессиональной деятельности или социальному общению.
  • Продолжительность нарушения составляет не менее 1 месяца (не ограничиваясь первым месяцем учебы в школе).
  • Неспособность говорить не происходит из-за незнания разговорного языка, необходимого в социальной ситуации.
  • Нарушение не лучше объяснять коммуникативным расстройством (например, расстройством беглости в детстве ) и не возникает исключительно у людей с расстройствами аутистического спектра или психотическими расстройствами, такими как шизофрения .

Избирательный мутизм тесно связан с другими тревожными расстройствами, особенно с социальным тревожным расстройством . Фактически, большинство детей с диагнозом селективный мутизм также страдают социальным тревожным расстройством (100% участников в двух исследованиях и 97% в другом). Поэтому некоторые исследователи предполагают, что избирательный мутизм может быть стратегией избегания, используемой подгруппой детей с социальным тревожным расстройством, чтобы уменьшить их дистресс в социальных ситуациях.

В частности, у детей младшего возраста СМ иногда можно спутать с расстройством аутистического спектра , особенно если ребенок ведет себя замкнутым по отношению к своему диагносту, что может привести к неправильному диагнозу и лечению. Хотя аутичные люди также могут выборочно молчать, они часто демонстрируют другое поведение — хлопанье руками, повторяющееся поведение, социальную изоляцию даже среди членов семьи (не всегда отвечающих на имя, например), — что отличает их от ребенка с избирательным мутизмом. Некоторые аутичные люди могут выборочно отключать звук из-за беспокойства в социальных ситуациях, которые они не полностью понимают. Если мутизм полностью вызван расстройством аутистического спектра, его нельзя диагностировать как избирательный мутизм, как указано в последнем пункте в списке выше.

Первое название « выборный мутизм» указывает на широко распространенное среди психологов заблуждение о том, что люди с избирательным молчанием предпочитают хранить молчание в определенных ситуациях, в то время как правда в том, что они часто хотят говорить, но не могут этого сделать. Чтобы отразить непроизвольную природу этого расстройства, в 1994 году название было изменено на избирательный мутизм .

Частота селективного мутизма не уверена. Из-за плохого понимания этого состояния широкой общественностью многие случаи, вероятно, не диагностируются. Основываясь на количестве зарегистрированных случаев, эта цифра обычно оценивается как 1 из 1000, 0,1%. Однако исследование 2002 года, опубликованное в Журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии, оценило заболеваемость как 0,71%.

Другие симптомы

Согласно выводам доктора Элизы Шипон-Блюм, помимо отсутствия речи, к другим типичным особенностям поведения и характеристикам, которые демонстрируют выборочно немые люди, относятся:

  • Застенчивость, социальная тревожность, страх социального затруднения или социальной изоляции и отстраненности
  • Трудно поддерживать зрительный контакт
  • Пустое выражение лица и нежелание улыбаться или непрерывная улыбка
  • Трудно выражать чувства даже членам семьи
  • Склонность беспокоиться больше, чем у большинства людей того же возраста
  • Чувствительность к шуму и толпе

Чем и как лечат Элективный мутизм

Лечение элективного мутизма основывается на комплексном подходе, который включает в себя психотерапию, поддержку окружающих и иногда медикаментозную терапию. Психотерапия играет центральную роль в лечении этого расстройства. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) часто используется для помощи пациентам в понимании и изменении негативных мыслей и установок, связанных с общением и социальными ситуациями.

Поддержка окружающей среды также является важным компонентом лечения. Родители, учителя и близкие должны быть включены в процесс лечения, чтобы создать поддерживающую атмосферу, которая позволит пациенту постепенно преодолевать свои страхи и проблемы с общением.

В некоторых случаях медикаментозная терапия может быть предписана врачом, особенно если элективный мутизм сопровождается другими психическими расстройствами, такими как тревожные расстройства или депрессия. Антидепрессанты или препараты, направленные на снижение уровня тревожности, могут помочь улучшить общее состояние пациента и снизить препятствия перед общением.

Селективный мутизм: признаки, симптомы, проявления

Почему ребёнок молчит?  Главным признаком селективного мутизма является неспособность говорить в определённых ситуациях. Как правило, такое отличие речевого поведения в школе  часто приводит к непониманию и подозрительности со стороны учителей и родителей.

Данное расстройство также может выражаться по отношению к определённым людям. Ребёнок может не говорить с определёнными личностями, но при этом спокойно общаться с остальными. То есть  разные люди по-разному влияют на степень выраженности симптомов в одной и той же  ситуации. Ребёнок может очень весело проводить время дома с родителями, но выйти вместе с ними в магазин и потерять дар речи, даже находясь рядом с ними. Возможно, он задорно играет с бабушкой по маминой линии, но не скажет ни слова бабушке со стороны отца. Таким детям легче общаться со сверстниками, нежели с взрослыми. Вполне вероятно, что в школе он сможет разговаривать иногда шепотом со своим лучшим другом.

Отказ говорить в школе относительно часто встречается в течение нескольких первых месяцев после поступления в школу; в одном исследовании было отмечено, что этим страдает почти 1% детей (среди детей иммигрантов частота выше). Например, зачастую дети в первый месяц нахождения в саду сильно плачут, когда уходят их родители, молчат, а спустя пару месяцев не только не проливают слёз, но и могут использовать жестикуляцию, показывать пальцем, кивать. 

Эти проблемы почти все кратковременные. К шести или семи годам зарегистрированы частоты в пределах от 3 до 18 на 10 000 (перекрывающиеся с современными оценками частоты детского аутизма). И, несмотря на то, что мальчики больше, чем девочки, подвержены расстройствам развития речи, элективный мутизм у девочек встречается так же часто или даже чаще.  В плане  социально-экономического статуса, размера семьи и порядка рождения связи нет. 

Также характерно то, что дети сильно отличаются по своей способности  использовать невербальную  коммуникацию, т.е зрительный контакт, жестикуляцию, кивание головой. Некоторые дети используют перечисленное раннее эффективно, другие могут не вступать в контакт совсем, не могут засмеяться или даже выразить нужду, голод, жажду, боль, покашлять, что говорит о сильной выраженности этого серьёзного состояния. 

Несмотря на стресс, который испытывают дети с селективным мутизмом в школе, от её посещения они редко отказываются. 

В основном это расстройство начинается в возрасте от 2 до 5 лет, но обнаруживается лишь при походе  ребенка в детский сад или школу, где речь является  очень важной частью процесса обучения и социализации. Такие дети не любят быть в центре внимания, бояться ошибаться и стараются быть «невидимыми», что вызывает подозрения у наблюдающих это

А когда они начинают говорить, то  привлекают всеобщее внимание, что провоцирует  у них тревогу — состояние, сохраняющее мутизм

Опрашиваемые с данным расстройством описывали состояние как ощущение кома в горле, который  мешает говорить.

Вы хотите улучшить память и другие основных когнитивные способности? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Распространённость селективного мутизма

В среднем селективный мутизм поражает 1% детской популяции, точнее, показатель распространённости составляет от 0,1% до 2,2%, в зависимости от выборки и использованных диагностических критериев. Большинство исследований говорит о том, что расстройству больше подвержены девочки (соотношение девочки/мальчики составляет от 1,5:1 до 2,6:1). Также родители не могут точно ответить на вопрос давности проявления симптомов, придерживаясь утверждения  «он всегда был таким».

Такого типа утверждение позволяет выделить черту характера, обнаруженную у детей с СМ: сдержанное поведение – характеризующееся стеснительностью, робостью, отгороженностью и страхом перед неизвестным . Несколько проведённых до настоящего времени катамнестических наблюдений показали, что, несмотря на то, что симптомы СМ со временем ослабевают, некоторые из них могут сохраняться длительное время. Когда такие дети становятся взрослыми, как правило, они страдают проблемами в коммуникации и социальной тревогой и подвержены более высокому риску возникновения других психических расстройств.

Определение

Определение избирательного мутизма не полностью определяется тем фактом, что это заболевание слишком мало известно сегодня. Вот почему многие специалисты в области психического здоровья предлагают определения, перечисленные ниже.

« Troubles habituellement diagnostiqués pendant la première enfance, la deuxième enfance ou l’adolescence se traduisant par le refus persistant de parler dans un ou plusieurs contextes sociaux, l’école incluse, l’incapacité constante à parler dans des situations sociales dans lesquelles il y a une attente d’échanges verbaux oraux (comme à l’école), en dépit d’une parole “normale” dans d’autres situations. »
« Échec persistant de parler dans des situations sociales spécifiques malgré la capacité de parler dans d’autres situations ».
« Refus de parole situationnel lié à un problème psychologique, toute lésion organique étant absente. » 

почему это происходит

Избирательный мутизм не имеет конкретной причины, однако он может быть вызван некоторыми ситуациями и может быть связан с каким-то негативным опытом или травмой, через которые прошел ребенок, например, с поступлением в новую школу, проживанием в очень защищенной семейной среде или с очень авторитарные родители. .

Кроме того, развитие этого расстройства может быть связано с генетическими факторами, поскольку оно чаще встречается у детей, родители которых имеют эмоциональные и/или поведенческие расстройства, или быть связано с чертами личности ребенка, такими как стыд, чрезмерное беспокойство, страх и привязанность. , Например.

На эту ситуацию также может повлиять поступление в школу или переезд в другой город или страну, например, в результате культурного шока

Однако в этих случаях важно наблюдать за развитием ребенка, так как часто отсутствие общения обусловлено не избирательным мутизмом, а соответствует периоду адаптации ребенка к новой среде. Следовательно, для того, чтобы это считалось мутизмом, необходимо, чтобы характеристики этого изменения присутствовали до изменения или длились в среднем 1 месяц

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

причины

Большинство детей с селективным мутизмом имеют генетическую предрасположенность к тревоге. Другими словами, они унаследовали тенденцию беспокоиться об одном или нескольких членах семьи..

Часто эти дети проявляют признаки сильной тревоги, такие как разлука, частые истерики и плач, плохое настроение, негибкость, проблемы со сном и крайняя застенчивость с детства.

Исследования показали, что эти дети с подавленным темпераментом имеют более низкий порог возбудимости в области мозга, называемой миндалиной..

Миндалина получает и обрабатывает сигналы потенциальной опасности, приводя в движение ряд реакций, которые помогают человеку защитить себя. Было доказано, что у тревожных людей миндалина, по-видимому, реагирует слишком сильно и приводит в движение тревожные реакции, даже если человек на самом деле не находится в опасности.

При избирательном мутизме реакция на тревогу инициируется социальным функционированием в школе, на игровых площадках или в общественных мероприятиях. Хотя для страха нет логической причины, ощущения, которые испытывает ребенок, столь же реальны, как и ощущения, испытываемые человеком с фобией..

Ребенок с этим расстройством замолкает, потому что он не способен преодолеть чувство страха, которое испытывает, когда другие ожидают, что он будет общаться устно.

Трудности сенсорной обработки

У некоторых детей с селективным мутизмом возникают проблемы с сенсорной обработкой, что означает, что им трудно обрабатывать специфическую сенсорную информацию. Они могут быть чувствительными к звукам, свету, прикосновениям, вкусу и запахам.

Некоторым детям трудно модулировать сенсорную информацию, которая может повлиять на их эмоциональные реакции.

Эта трудность может привести к тому, что ребенок неправильно истолковывает экологические и социальные сигналы, что может привести к негибкости, разочарованию и беспокойству. Опытная тревога может заставить ребенка избежать ситуации или проявить негативное поведение.

У некоторых детей (20-30%) с избирательным мутизмом наблюдаются незначительные речевые и / или языковые изменения, такие как рецептивные и / или выразительные языковые аномалии и языковые задержки. У других могут быть трудности с обучением, в том числе нарушение слухового восприятия.

Двуязычные / многоязычные семьи

Исследования в Центре исследований и лечения селективного беспокойства при мутизме (SMart Center) показывают, что есть доля детей с избирательным мутизмом, которые происходят из двуязычных / многоязычных семей, провели время в чужой стране и / или подвергались воздействию других язык.

Эти дети обычно подавлены природой, но дополнительного стресса от разговора на другом языке и отсутствия уверенности в своих навыках достаточно, чтобы вызвать повышение уровня тревоги и немоты.

Экстравертированные дети с тишиной

Не все дети с избирательным мутизмом изолируют себя или избегают социальных ситуаций

Многие из этих детей делают все возможное, чтобы привлечь внимание окружающих и использовать невербальный язык для общения

Причины мутизма у этих детей не доказаны, но предварительное исследование SMart Center показывает, что у этих детей могут быть другие причины для мутизма. Например, годы безмолвной жизни укоренились в немом поведении, несмотря на отсутствие у него симптомов социальной тревоги или других проблем развития / речи. Эти дети буквально оказываются на невербальной стадии общения.

¿Травмы? Каковы различия между детьми с избирательным и травматическим мутизмом?

Исследования не показали доказательств того, что причина избирательного мутизма связана со злоупотреблением, пренебрежением или травмой.

Дети, которые страдают от избирательного мутизма, говорят по крайней мере в одной обстановке и редко молчат во всех ситуациях. Для детей с избирательным мутизмом их молчание является средством избежать чувства страдания, вызванного ожиданиями и социальными встречами..

Дети с травматическим мутизмом обычно развивают мутизм во всех ситуациях. Примером может служить ребенок, который становится свидетелем смерти дедушки или бабушки или другого травмирующего события, не может обработать это событие и отключается во всех ситуациях..

Как проявляется селективный мутизм

У взрослых селективный мутизм проявляется крайне редко. Как правило, расстройство дает о себе знать в возрасте 2-5 лет. Однако оно часто остается нераспознанным до тех пор, пока ребенок не пойдет в детский сад или школу.

Основная жалоба родителей детей с селективным мутизмом: «мой ребенок очень способный, дома говорит и читает, а в школе на занятиях учитель и слова у него не может выпросить». При этом взрослые не могут точно обозначить возраст, когда у их малыша начались проблемы с общением. Часто родители говорят, что из ребенок «всегда таким был» —тревожным, замкнутым, стеснительным.

Главный симптом селективного мутизма у ребенка — его неспособность говорить в той или иной ситуации. Как правило, это большие скопления людей и общение со взрослыми. При этом речь малыша, когда он все же не молчит, может не иметь вообще никаких дефектов.

Согласно выводам Присциллы Вонг, педиатра из Департамента педиатрии в Вашингтоне, у детей с селективным мутизмом, помимо недостатка речи, часто проявляются и другие симптомы:

  • застенчивость;
  • страх перед большим скоплением людей;
  • трудности в поддержании зрительного контакта;
  • трудности в выражении своих чувств;
  • чувствительность к шуму и толпе;
  • нежелание улыбаться.

Дети с селективным мутизмом боятся совершать ошибки и не любят быть в центре внимания

Избирательная немота — своеобразный щит для малыша, который помогает ему оставаться невидимкой, чтобы вдруг не привлечь к себе внимание. Но психологи говорят, что дети с селективным мутизмом часто имеют высокие интеллектуальные способности, любят искусство

Но их развитие «тормозят» трудности в коммуникации.

Лечение

Для лечения селективного мутизма у ребенка принимается комплекс мер. Во-первых, это медикаментозная терапия, которая включает в себя:

  • антидепрессанты;
  • ноотропы;
  • ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • нейролептики.

Эти лекарства способствуют снижению тревоги, расслаблению мышечных спазмов, снятию нервно-психического напряжения.

Во-вторых, обязательно применение психотерапевтических практик. Необходимо научить пациента другим поведенческим стратегиям, постепенно вытесняя привычные для него способы реагирования. Чаще всего работа ведется в следующих психотерапевтических направлениях:

  • Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку осознать свое состояние и на поведенческом уровне научиться вести себя в трудных ситуациях иначе.
  • Игровая терапия работает как с детьми, так и со взрослыми: помогает раскрыться, расслабиться, проиграть в выдуманных условиях ситуации, в которых возникает сильное нервное напряжение и повести себя в них не так, как в реальности. Со временем поведение в них переносится и на общение в реальных условиях.
  • Тренинговые методики для снятия тревоги, повышения качества коммуникативных навыков, развития умения адекватно взаимодействовать с окружающими.

В-третьих, нередко ребенку нужна помощь логопеда. Так как речевой аппарат работает недостаточно часто и интенсивно, возникают нарушения его формирования, в результате чего появляются дефекты дикции. Логопед помогает в развитии речевого аппарата и формирует чистую речь с четким произношением.

Чем более широким будет комплекс методик лечения, тем больше шанс на полное выздоровление. Но нельзя переусердствовать: слишком частые занятия могут вызвать состояние стресса и привести к усугублению ситуации. Лучше начинать с минимального количества сеансов, а затем, когда ребенок будет готов, постепенно расширять их спектр.

Наталья Татаринова

Пока дочке не исполнилось три года, я не замечала за ней никаких странностей. Она развивалась как все дети в ее возрасте и общалась со всеми членами семьи. Но через месяц после того, как Адриана начала ходить в детский сад, нам позвонила детский логопед и сообщила, что дочка разговаривает только с одной девочкой в группе. Тогда я не восприняла ее совет сводить дочь к неврологу всерьез, решив, что Адриана просто стесняется, что она это «перерастет».

Знакомые посоветовали нам проконсультироваться онлайн с Марией Игнатовой из Краснодара. Именно она впервые сделала предположение о том, что у дочки селективный мутизм и направила нас к психиатру. Она же порекомендовала вовлекать Адриану в свои дела, брать ее с собой в гости или на занятия танцами — то есть максимально включать в социум. А еще найти в интернете сообщество родителей детей-мулатов (отец Адрианы из Африки. — Прим. ред.) и устраивать детям знакомство. По ее совету я подружилась с несколькими родителями в детском саду, объяснила им ситуацию и стала приглашать к нам в гости с детьми. Позже я сделала информационные листки о селективном мутизме и теперь, когда прихожу с ребенком в поликлинику или детский кружок, раздаю всем распечатки — работаю на опережение.

После консультации у психиатра я впервые подумала о том, что проблема может быть наследственной и позвонила отцу Адрианы. Когда мы познакомились, он казался довольно застенчивым, но явных проблем с общением у него не было. Узнав о диагнозе дочери, он не слишком удивился. «В детстве я не то что общаться, я есть при людях боялся», — сказал он мне. Психиатр прописала дочке медикаментозную терапию, совмещенную с психотерапией. Но препарат, который она назначила, в России разрешено принимать только с шести лет. Поэтому пока мы обходимся без него.

С недавнего времени Адриана стала ходить на песочную терапию, это ее очень разряжает эмоционально: она с удовольствием рассказывает мне, что делала на занятии, при этом стала как-то спокойнее. Но в коллективе она по-прежнему практически ни с кем не общается. Нам пришлось поменять детский сад, и Адриана там ведет себя еще более замкнуто: у нее даже плечи сжимаются от волнения, когда она заходит в класс. Нас направили на педагогическую комиссию, и вот представьте: сидит логопед, детский психолог и заведующая детсадом, и я им рассказываю, что такое селективный мутизм. Они о таком никогда не слышали!

С логопедом Адриана так и не заговорила — пришлось показывать видео с дочкой, чтобы она могла сделать какие-то выводы. После этого логопед сказала: «У вашей дочери нет нарушения произношения, поэтому я не могу ни дать вам направление в логопедический сад, ни поставить ЗПР. Такие дети у нас бывают, но они учатся по обычной программе. А домашние задания присылают в видеоформате». К сожалению, у нас очень мало информации о селективном мутизме, и она в основном устаревшая, поэтому мне самой приходится переводить зарубежные статьи.

Как распознать мутизм у взрослого человека

Синдром имеет довольно яркие признаки. Типичные симптомы мутизма проявляются так:


Фото автора SHVETS production: Pexels

  • отказ от голосового общения;
  • сохранение отсутствия речи минимум на месяц;
  • полное сохранение ясного сознания;
  • отсутствие диагностированных речевых патологий;
  • неспособность говорить в волнующих и стрессовых ситуациях;
  • отсутствие речи только в определенных ситуациях и при контакте с избранными людьми;
  • сохранение умения пользоваться письменной речью и формулировать свои мысли;
  • активное использование невербальных способов общения (жестикуляция).

Также к симптоматике могут добавиться симптомы двигательной недостаточности: потеря равновесия, слабая двигательная выносливость, невозможность удерживать ритм и т.д.

Симптомы и виды

Проявления мутизма во многом зависят от причины возникновения патологии. Они могут сильно отличатся, но основной симптом –невозможность отвечать на вопросы или самостоятельно разговаривать.

Отличительные признаки:

  • отсутствие диалоговой и спонтанной речи;
  • сохранение способности понимать обращенную речь;
  • сохранение слуха;
  • отсутствие патологий речевого и слухового аппарата;
  • активное использование жестов, мимики и других невербальных способов общения;
  • сохранение способности использовать письменную речь, читать, набирать сообщения на телефоне или компьютере.

В зависимости от причины возникновения выделяют следующие виды:

Истерический мутизм – возникает чаще всего у женщин, реже – у избалованных детей и людей с выраженным эгоцентризмом и желанием привлечь к себе внимание. При психогенной травме у них исчезает способность к спонтанной речи, это может вызывать сильнейший страх, агрессию, возбуждение и ряд других психологических реакций

Истерический мутизм, как правило, не продолжается более нескольких часов/дней и исчезает самостоятельно или под воздействием седативных препаратов. Такая патология может возникнуть у ребенка при сильном испуге в момент плача или истерики, «пропадает» способность к связной речи или к произнесению любых звуков.

Логофобический мутизм – достаточно редкая форма, встречается у школьников, студентов и людей, вынужденных выступать при большом скоплении людей. Из-за страха услышать свой голос, у них может полостью пропасть речь. Восстановление речи в таких ситуациях может быть длительным и иногда требовать специального лечения.
Избирательная форма элективного мутизма – возникает у детей младшего возраста, которые были разлучены с родителями или другими близкими людьми. Отрыв детей от привычных условий жизни вызывает глубокую психическую травму, которая может проявляться нежеланием ребенка общаться с кем-либо кроме людей, от которых его забрали. Для этой формы характерен «уход в себя» — ребенок не разговаривает, не стремиться к общению, становится мало эмоциональным или наоборот, плаксивым, агрессивным или неусидчивым.
Селективный (элективный) – такой мутизм также характерен для людей, переживших психологическую травму. Они не могут разговаривать в определенных ситуациях: в момент сильного испуга, с какими-то людьми, при повторении психотравмирующей ситуации.
Акинетический мутизм – кроме речевых для этого вида характерны и двигательные нарушения.
Апалический мутизм – при этой форме исчезает не только речь, больной перестает реагировать на внешние раздражители, его сознание может угаснуть или он не воспринимает окружающее. Такое состояние приравнивается к коме.
Эндогенный – возникает при развитии психических заболеваний. Под воздействием галлюцинаций, бредовых расстройств и так далее, больные не могут общаться с окружающими, он может быть избирательным или полным.
Мутизм при неврологических и органических поражениях головного мозга – при этой форме человек теряет способность к активной речи, но у него отсутствуют признаки других психопатологий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: