Уроки вежливости для наших детей

Говорить с детства: как воспитать ребенка общительным и уверенным в себе

В чем важность обучения

Вежливость воспитывает сильную личность. И формирует в ребенке полноправного члена общества, помогая себя преподнести. Учит находить компромисс и выходить из любой ситуации с умом. Очень часто бывает, что мы не контролируем то, что происходит — сначала делаем, а потом думаем.

Вежливость помогает анализировать ситуацию и заставляет задуматься о последствиях наших действий.

Вот почему детям стоит прививать вежливое отношение с самого раннего детства.

Сделать малыша вежливым можно с помощью таких методик:

  1. Личного примера родителей и членов семьи;
  2. Примера персонажей сказок, историй, мультфильмов;
  3. Развивающих игр и современных технологий;
  4. Лагерей, дошкольных учреждений.

Игры на развитие вежливости

Часто приходится «читать нотации», когда ребенок пренебрегает правилами этикета. Делает он это не потому что хочет проигнорировать вашу просьбу, а потому что ему бывает неинтересно слушать. В таком случае стоит превратить все в игру. Пойти с ним в комнату и разыграть сюжет с помощью игрушек. Например, поход за покупками, в садик или школу. При этом персонажи должны вести себя вежливо по отношению друг к другу и проявлять заботу.

Вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком?

Что такое «вежливость»?

С тем, что вежливость — это очень важно, мало кто поспорит. Многие родители в своих мечтах представляют своих 3-4-летних карапузов настоящими маленькими «леди» и «джентльменами»

Но родители по-разному понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок
, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения.

Вежливость, растущая вместе с ребенком

Когда можно начинать прививать малышу
нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности.

Путь, который проделывает ребенок
за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку
пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка
с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка
таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется».

Бывают ситуации, когда развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, которое носит вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится.

Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок
не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком.

Ребенок — как глина: что слепишь, то и будет. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка
— это демонстрация ему правильного примера взрослыми.

«Волшебные» слова

Следующий этап — это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок
начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи. Но происходит это только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. В противном случае ждать их можно будет еще очень долго. Уже 1,5-2-летние малыши могут произносить эти слова. Каким же словам стоит научить ребенка
в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего, слово «здравствуй». Конечно, облегченное «привет» гораздо легче, но после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй». Это слово — одно из основных. Говоря его, мы обозначаем, что тот, кому мы его адресуем, существует для нас, мы желаем ему добра и здоровья.

Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетки: ребенок
должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить. Конечно, малышу
понадобятся ваши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6-летний ребенок
может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.

Вежливость, растущая вместе с ребенком

Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять». На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему. Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Давайте разберем несколько ситуаций.

Ситуация первая: Аня и Максим – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама Аня не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!».

Ситуация вторая: Маша и Кирилл – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама Маша обходится без них. Вместо Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!».

Как вы думаете, в какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется». Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится. Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку, а то влетит!» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком. Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. Если вы когда-нибудь занимались отливкой из гипса, то можете вспомнить простую вещь. Если у вас в руках резиновый шаблон в виде зайчика, то, как ни старайся, мишка из гипса не получится. Так вот «шаблон» – это стиль отношений в семье, а жидкий «гипс» – это ребенок. Каков шаблон, такая получится и отливка. Поэтому первый и главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.

Решение проблемы

Прежде всего, нужно принять тот факт, что ребенок должен учиться на своих ошибках. Причем «учиться» — ключевое слово! Любое нестандартное, неправильное с точки зрения взрослого человека поведение нужно воспринимать как урок. Это трудно, но при правильной расстановке приоритетов — возможно.

Задача родителей — сформировать поведенческие реакции ребенка. И в этом деле хорошо работает ролевая игра. Не нотации, не примеры из жизни «великих», а простая игра, в которой вы даете ребенку возможность не только сформировать эталон правильного поведения, но и закрепить это на практике, получить опыт применения.

Вернемся к нашей истории. Как можно помочь Маше?

1. Расскажите ребенку, чем отличается общение со взрослым человеком. Почему между старшим и младшим соблюдается дистанция? Что мы демонстрируем таким поведением? (Уважение, признание большого жизненного опыта, и т. д.)

2. Какие слова можно использовать? Как сформулировать предложение?

«Я хочу Вам предложить…», «Разрешите Вас угостить…». Не юлить, честно рассказать о своем желании: «Я открыла шоколад, но он оказался горький. Я не очень люблю такой шоколад. Но если Вам такой по вкусу, я с удовольствием Вас угощу!»

Важно формулировать эти фразы вместе с ребенком. Пусть он заменяет какие-то слова на более для него подходящие, пусть пробует каждую фразу «на вкус»: подходит — не подходит.. Разберите несколько случаев, проиграйте их с ребенкомФото: Depositphotos

Разберите несколько случаев, проиграйте их с ребенкомФото: Depositphotos

3. Проиграть эту ситуацию несколько раз.

Пусть первый раз не получится. Надо пробовать еще! Меняйте условия

Обратите внимание на то, в какой момент это лучше сделать, куда смотреть, как передать шоколад, что сказать в конце. Причем разобрать два сценария: человек принимает шоколад или отказывается.

Вот так, в игре, вы передаете не только свой опыт, но и формируете те правила, доносите те ценности, которые сформированы у вас. А ребенок теперь будет знать, что в сложных вопросах взаимоотношений вы всегда сможете помочь. Ведь в жизни его ждет еще много таких ситуаций, в которых он не будет знать, как поступить, как сказать. Будьте ему надежным, верным и доброжелательным проводником!

Что русскому хорошо…

Под вежливостью обычно понимают учтивость, обходительность, предупредительность. Вежливый человек умеет уважительно и тактично общаться с людьми, готов найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

В разных странах вежливым подчас считает совершенно противоположное поведение. Например, русские при разговоре бросают на собеседника короткий взгляд и тут же отводят его. Англоязычными народами это расценивается как бегающий взгляд, потому что они сами смотрят на собеседника дольше. Еще дольше смотрят арабы. Израильтяне имеют обыкновение подолгу разглядывать в упор любого человека, который возбудил их любопытство. Японцы вообще избегают смотреть в глаза — при любых обстоятельствах.

Быть может не так разительно, но понятие вежливости отличается и в разных семьях. У кого-то принято желать всем домочадцам спокойной ночи, у кого-то под строгим запретом выходить из-за стола до окончания общего обеда. Поэтому, воспитывая в ребенке вежливость, родителям стоит определиться, что именно они вкладывают в это понятие, и чего будут ждать от малыша.

Так как большая часть концепций вежливого поведения ребенка предполагает понимание своих границ и уважение к границам окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку быть включенным в жизнь общества в большей степени и на наиболее комфортных условиях. Чем менее вежлив человек, тем меньше желание людей общаться с ним. Родители, воспитывая ребенка вежливым, воодят его в общество, способствуют его социальной адаптации.

Игры на развитие вежливости

Часто приходится «читать нотации», когда ребенок пренебрегает правилами этикета. Делает он это не потому что хочет проигнорировать вашу просьбу, а потому что ему бывает неинтересно слушать. В таком случае стоит превратить все в игру. Пойти с ним в комнату и разыграть сюжет с помощью игрушек. Например, поход за покупками, в садик или школу. При этом персонажи должны вести себя вежливо по отношению друг к другу и проявлять заботу.

Каждому родителю хочется, чтобы его сын или дочка выросли умными и вежливыми людьми

Но, как же воспитать понимание необходимости соблюдать принятые в обществе манеры поведения, научить ребенка не только правильно себя вести, но и осознавать важность “волшебных” слов? Давайте поговорим о вопросах воспитания вежливости в детях

Он не умеет вести себя за столом

Сидеть прямо, пользоваться салфеткой, не издавать громких звуков при еде и при этом ничего не перевернуть, не рассыпать, не разбить, не испачкаться… Научить всем этим премудростям трехлетку многим кажется непосильной задачей. А между тем среднестатистический трехлетний ребенок после небольшой тренировки может не только уверенно управляться с ложкой и салфеткой, но и освоить более серьезные приборы — вилку и нож. Придется, конечно, запастись терпением. Но через некоторое время вы будете гордиться не только манерами малыша за столом, но и его мелкой моторикой. А время уборки сократится втрое. Обучать застольным премудростям надо, конечно, не во время семейного торжества и не в кафе, а в спокойной обстановке, дома, без зрителей и без угрозы запачкать парадный костюм. Поэтапный инструктаж и многократная демонстрация каждого навыка необходимы! Возможно, придется заменить стул на более удобный и пожертвовать парой-тройкой тарелок. Главное — отмечать даже самые мелкие достижения. Суп пролит и котлета опять в кулаке — зато ребенок уже не возлежит между приборами, а сидит почти идеально. Не требуйте сразу идеального выполнения: если ребенок старается, значит, он готов учиться — а это половина успеха.

Берем в помощники игры и сказки

Но рассказывая ребенку о правилах поведения на взрослом языке, вы вряд ли добьетесь успеха. Здесь самые лучшие помощники — это игры, сказки и стихотворения.

После прочтения сказки или стиха обсудите с крохой сюжет, поведение положительных и отрицательных героев.

Детские книги
в основном учат детишек таким жизненным ценностям, как доброта, дружба, понимание и вежливость. После прочтения сказки или стиха обсудите с крохой сюжет, поведение положительных и отрицательных героев, а также уточните, как бы малыш поступил на их месте.

Также сейчас есть множество замечательных детских изданий на эту тему. Например:

  • «Азбука доброты», «Азбука вежливости», «Азбука дружбы» из серии «Энциклопедия для маленьких вундеркиндов»;
  • «Урок вежливости» Самуила Маршака;
  • «Сказки про Машу и Ойку», «Капризик и Зловредик» Софьи Прокофьевой;
  • «Этикет для девочек и мальчиков» Анастасии Жадан;

Прекрасно помогают разобраться в разных ситуациях и ролевые игры
.

Поиграйте с ребенком, как будто вы в транспорте, на детской площадке, в гостях или больнице. Или же придумайте сказочный сюжет с его любимыми мультяшными героями , где будет разыграна каверзная ситуация. А затем вместе обсудите, почему плохо себя вести и быть невежливым — недопустимо.

Не забывайте, что все мы родом из детства и многое зависит от нас, родителей! Благодаря таким простым советам, доброжелательной атмосфере в семье и взаимопониманию ваш малыш обязательно вырастет вежливым и порядочным человеком.

Ребёнку необходимо научиться вежливому общению и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое общение всегда ценилось в обществе. С такими людьми приятно общаться и у них много друзей. А необходимо ли воспитывать вежливость у детей? Если да, то с какого возраста лучше начать?

Вежливость как образ жизни

Но заучить нужные слова — не значит стать вежливым. Надо еще и научиться их применять к месту.

Иногда родители сами не могут определиться, зачем их ребенку быть вежливым. Они зубрят со своим чадом «спасибо», «извините», «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания», но не могут толком объяснить, в какой ситуации использовать эти слова.

Очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни. И тогда бывает, случаются курьезы. Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед

А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…

Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед. А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…

И тогда бывает, случаются курьезы. Например, соседский мальчишка вежливо поздоровался с вами в подъезде и пропустил вас вперед. А затем с шумом отобрал у вашего малыша конфету и убежал. Вряд ли вы будете считать его вежливым после этого…

Поэтому очень важно, чтобы вежливость для вашего ребенка стала не обязаловкой, не навязанной ролью, а образом жизни! Для этого можно не заучивать правила поведения — достаточно соблюдать их в разных жизненных ситуациях. Объясните малышу значение фразы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим

Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим

Объясните малышу значение фразы «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Расскажите ему о том, что его действия могут нравиться только ему одному, но доставлять дискомфорт окружающим.

Навыки вежливого и воспитанного человека:

  • Вежливо просить, благодарить и извиняться.
  • Здороваться и прощаться.
  • Не лезть в чужой разговор без причины.
  • Учитывать просьбы и желания других людей.
  • Соблюдать правила этикета за столом.
  • Быть опрятным и следить за личной гигиеной.
  • Соблюдать правила поведения в общественных местах. Например, уступать место старшим, не мусорить на улице, не ковыряться в носу, не тыкать пальцем на окружающих и т.д.

Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра «Эхо»

Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтеьс, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Что же такое вежливость?

Видите, как по-разному родители понимают вежливость! У каждого из них свой образ того, каким должен быть их ребенок, чтобы считаться вежливым малышом. А что такое «вежливость» для вас? И какое из «волшебных» слов вы считаете главным? Поняв это, вы сможете выстроить воспитательную линию поведения. Некоторые родители считают, что ребенка нужно учить быть вежливым с пеленок, а некоторые про пятилетнего ребенка скажет, что он еще маленький и ничего не поймет. Но, конечно же, больше правы те, кто предлагают начать «уроки вежливости» уже с пеленок, и вот почему. Малыш уже с первого дня своей жизни начинает воспитываться, и все быстро запоминает. Тот путь, который проходят дети от маленького человечка и до человека, который с легкостью сможет общаться с окружающими людьми. И тогда то, как раз закладывается вежливость.

Приветственные слова


У ребенка в словарной речи появляются вежливые слова. Но словарь ребенка может пополняться лишь в том случае, если при ребенке так разговаривают взрослые. Если же такого нет, то вежливости вы от ребенка не скоро дождетесь. Ребенок уже в 2 года может произнести такие слова. Какое же слово он должен сначала узнать? Это слова приветствия «здравствуй». Это,наверное, самое главное слово, которое должен знать ваш ребенок. Научите своего ребенка таким словам как: «извините», «пожалуйста», «до свидания», «спасибо». Это минимум слов, которые должен знать трехлетний ребенок и, конечно же, правильно их употреблять в речи. И постепенно продолжайте расширять лексикон слов. Будет очень хорошо, если 6- летний ребенок знает от 10 до 15 вежливых выражений. Начинайте учить своего ребенка вежливости в возрасте после 3-х лет. Потому что в 3 года ребенок переживает «кризис» и может стать невежливым, но это конечно временно, если его вовремя исправить.

Ребёнку необходимо научиться вежливому общению и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Такое общение всегда ценилось в обществе. С такими людьми приятно общаться и у них много друзей. А необходимо ли воспитывать вежливость у детей? Если да, то с какого возраста лучше начать?

Правила и способы воспитания вежливости

Главным институтом формирования вежливости у детей является семья. И чтобы данный процесс проходил гармонично, следует помнить несколько правил
:

Во-первых, личный положительный пример взрослых. Дети, как губка, впитывают манеру поведения, разговора у родителей. И если родители сами невежливы, то вряд ли смогут научить вежливости ребёнка.

Примеры вежливости ребёнку необходимо демонстрировать постоянно. Не только дома с членами семьям, но и на улице с соседями, знакомыми и незнакомым.

Во-вторых, в воспитании вежливости необходимо время и такт. Не стоит постоянно указывать ребёнку на его неточности или ошибки. Или напоминать ребёнку, что он забыл сказать (например, «спокойной ночи «или «с добрым утром «). Ребёнок, конечно же после напоминания скажет, но данная ситуация оставит неприятное впечатление у него.

В третьих, нет необходимости, а иногда это даже вредно, учить ребенка вежливости при людях. Ребенок в таких ситуациях чувствует себя невежей, неспособным, что отрицательно влияет на его самооценку. Да и отношение ко взрослому в дальнейшем может стать агрессивным.

В ситуациях, когда ребёнок забывает поздороваться или попрощаться, лучшим примером будет личный пример. Ребёнок, видя как мама или папа постоянно здороваются, сам через некоторое время начнёт это делать.

Также в спокойной обстановке нужно научить и рассказать ребёнку, что встревать в чужие разговоры, перебивать собеседника некрасиво и неприятно другому человеку. При этом взрослым также не должны перебивать, когда говорит ребёнок. И никогда, нельзя делать ребенку унизительных замечаний.Наиболее действенными способами воспитания вежливости и в саду, и дома являются
:

  • Правильный личный пример. Пример доброты и вежливости, правильной речи и манер.
  • Чтение художественной литературы. Занимает второе место по эффективности после личного примера. Правильно подобранная литература может подсказать и дать образец воспитанности.
  • Рассматривание, обсуждение картин и картинок. Картинки должны быть сюжетными, с определенной нравственной тематикой. Обсуждая картинку с ребёнком можно научить его не только нравственности, но и развивать речь.
  • Сюжетно-ролевые, театрализованные игры. В дошкольном возрасте игра занимает основную часть времени ребёнка. Именно игра предоставит возможность проанализировать ситуации, закрепить образцы воспитанного поведения и речи.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: