Реактивное расстройство привязанности

"что мешает нам любить друг друга"?

Как создать правильные воспитательные установки

Важно также заметить, что одним из главных препятствий для установления тесной эмоциональной связи являются педагогические практики воспитания младенцев.

Вот те из них, что могут наносить вред созданию эмоционального контакта с малышом:

  • сепарация родителей и младенцев и в клинике после родов, и в домашних условиях;
  • установление жесткого графика кормлений;
  • приучение к длительному ночному сну без кормлений;
  • игнорирование детского плача и потребности в общении.

Все это наносит непоправимый ущерб детской психике, отключает материнские инстинкты у женщины, на основе которых и строится ее привязанность к ребенку, а у отцов не формирует эмпатии к малышу.

Так, например, детский плач в таких системах воспитания трактуется как попытка манипулировать матерью. Поэтому родителям рекомендуется дать малышу проплакаться. Но плач ребенка — это приглашение к коммуникации. Повод может быть любой: голод, холод, мокрые пеленки, потребность почувствовать себя в безопасности, — и к манипуляции это не имеет никакого отношения.

Совет позволить малышу выплакаться идет вразрез с природным инстинктом матери, который подталкивает ее взять свое сокровище на руки и успокоить. А в результате ребенок переживает в самом раннем детстве опыт покинутости и отверженности, что влияет впоследствии на его способность устанавливать теплые эмоциональные связи с окружающими и формировать доверительное отношение как к людям, так и к миру в целом.

Подобная тренировка нервной системы вырабатывает у родителей эмоциональную «тупость», холодность, равнодушие, отсутствие понимания нужд и потребностей ребенка.

Так методы раннего воспитания вмешиваются в установление эмоциональной связи между родителями и детьми.

По признанию психологов, каждый родитель может стать любящим, хотя для некоторых родительство оказывается непростой ношей. Признать сложности, принять свои чувства, простить себя за них и делать все, что необходимо ребенку, — вот ключ к решению проблемы. Почти никому из нас не удается стать таким папой или мамой, какими мы сами себя представляем. Но быть тем, в ком ребенок видит опору и находит эмоциональный отклик, под силу каждому.

Привязанность к малышу придет. Это может занять время, но обязательно случится. Вы уже любите своего ребенка — потому и беспокоитесь, что не чувствуете привязанности. Помните, любовь — это глагол. Любовь — это то, что вы делаете, когда вы рядом, то, как вы заботитесь и вовлекаетесь. Рано или поздно эта вовлеченность станет эмоциональной.

Желаем вам найти эмоциональный контакт с малышом!

Чем и как лечат Реактивное расстройство привязанности

Лечение реактивного расстройства привязанности включает в себя комплексный подход, который основывается на различных методах и стратегиях. Одним из основных методов лечения является психотерапия, которая может проводиться как индивидуально, так и в рамках семейной терапии. Психотерапевтический процесс помогает ребенку осознать и понять свои эмоции, а также научиться эффективно справляться с негативными переживаниями.

Важным аспектом лечения является использование когнитивно-поведенческой терапии, которая направлена на изменение негативных мыслительных схем и развитие адаптивных стратегий поведения. Эта терапия помогает ребенку осознать и изменить свои убеждения, приводящие к тревожности или стрессу, а также развить навыки релаксации и управления эмоциями.

Помимо психотерапии, в некоторых случаях может потребоваться медикаментозное лечение для снятия сопутствующих симптомов, таких как тревожность или депрессия. Однако применение лекарств обычно ограничивается случаями, когда симптомы сильно мешают повседневной жизни и функционированию ребенка.

Семейная поддержка играет ключевую роль в успешном лечении реактивного расстройства привязанности. Родители и члены семьи могут помогать ребенку справляться с эмоциональными трудностями, создавать поддерживающую и стимулирующую среду, а также участвовать в терапевтическом процессе с целью улучшения взаимоотношений и понимания.

Почему возникает РРП у детей — основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Друг мой мишка

Интересно, что «вспомогательным» объектом привязанности может стать и неодушевленный предмет — например, игрушка.
Однажды я была свидетелем такого эпизода. Мама отправила в мусорное ведро затертого мишку, а потом торжественно вручила малышу нового — модного Тедди, привезенного из Лондона.
У ребенка началась истерика. Мама, конечно, хотела как лучше: «На этой замусоленной игрушке миллион микробов!», но в результате одним движением разрушила привязанность, а с ней и целый мир, где рядом с малышом всегда был верный, родной, облизанный, обкусанный и политый слезами надежный друг.
Французские психологи даже рекомендуют мамам специально создавать такой вспомогательный, дополнительный объект привязанности. Лучше, если это будет плюшевая игрушка с вышитыми глазками — мишка, зайчик. Ее приятно тискать, обнимать, с ней удобно спать. Если мама поносит игрушку у себя на груди несколько часов, она впитает запах мамы, а потом и запах малыша, когда он будет с ней возиться. Когда мамы рядом нет, игрушка сможет в какой-то мере компенсировать ее отсутствие, и малыш уже не будет чувствовать себя одиноким и испуганным. Ребенок согласится отпустить маму, если рядом его любимый плюшевый мишка. Но если тот вдруг потерялся, кроха будет безутешен, пока его друга не найдут.
Такая игрушка заслуживает внимательного и серьезного отношения взрослых, ведь для малыша она выполняет важные защитные функции. Именно поэтому ее нельзя ни выбрасывать, ни менять на что-то другое, ни тем более запрещать малышу всюду носить ее с собой. Когда-нибудь ребенок сам найдет ей почетное место — в своей памяти или на какой-нибудь полке, где она будет напоминать ему о детстве.

Дезорганизованная привязанность

О дезорганизованной привязанности говорят в том случае, если нарушена сама способность к проявлению привязанности любого из типов. Даже человек с избегающим типом привязанности имеет «объекты привязанности», шанс на полноценную близость с которыми активно им избегается (дети, жены, мужья, друзья, родители, родственники). В случае дезорганизованной привязанности речь идет о еще более глобальном сбое в работе психики. Это не просто «психическая защита и адаптация» как при нарциссизме, это изменение масштаба «у человека в норме бывает слух, но конкретно у данного человека есть врожденная или приобретенная глухота». За годы работы вне стен клиники, сотрудничая с людьми, у которых нет радикальных органических изменений в работе мозга, я могу отметить, что данный тип привязанности мне не встречался. Мне встречались те, которые хорошо попадают под данные мной описания безопасной, тревожной, избегающей и боязливой привязанности. Но я видела элементы дезорганизованной привязанности у маленьких детей. Когда они, например, будучи в заведомо небезопасном для себя пространстве, незнакомом месте, начинают полагаться на чужих для них людей, которых они впервые видят, больше, чем на собственных родителей. Или когда со знакомыми (включая родителей) и незнакомыми людьми ребенок старше трёх лет показывает одинаковый рисунок поведения «привязанности». Такие эффекты абсолютно не похожи на механизмы тревожной и избегающей привязанности, или их действительно лучше всего описывают слова дезорганизация и распад поведения привязанности.

Но иногда термин дезорганизованной привязанности используют в его более мягком значении. И тогда получится, что этим типом привязанности нарекут людей, которые ведут себя более непредсказуемо в аспектах привязанности, чем обычный «тревожный» и «избегающий» тип. Или в том случае, когда поведение этих двух классических типов ненадежной привязанности имеет более непредсказуемый деструктивный характер. Но в мягком его значении для меня лично теряется смысл использования термина. Тем более, что авторы основатели всегда отмечали, что в самых грубых случаях, мы действительно можем обнаружить именно распад поведения привязанности.

Если нарушения более явные и заметные, более радикально влияющие на качество построения отношений, то, на мой вкус, диагностически более информативно говорить о пограничном расстройстве личности, или о других описанных расстройствах личности, или о эндогенных психозах (шизофрения и тяжёлые клинические депрессии), и о других психических расстройствах, чем притягивать категорию дезорганизованной привязанности в «мягком» значении термина только лишь, чтобы показать, что имеет место «какая-то серьезная клиника» и соответственно появляется бОльшая непредсказуемость и непоследовательность поведения привязанности.

Это я к тому, что как и всегда в психологии, если есть какой-то термин, это не значит, что все авторы использовали его в одинаковом значении.

Теория привязанности

Работая в сиротских приютах, британский психиатр и психоаналитик Джон Боулби заметил, что дети, у которых были кров, еда и медицинское обслуживание, вовсе не процветали — напротив, многие из них умирали. Боулби начал искать причины этого явления.

Он выяснил, что для укрепления областей головного мозга, отвечающих за социальные функции, младенцам необходимо материнское тепло. Так же как белки и жиры для гармоничного развития систем организма. Объятия стимулируют рост мозга новорожденного. Ту же функцию выполняют сотни мелких прикосновений, когда мать меняет ему подгузники, кормит и носит его на руках. 

Чем больше уютных объятий в жизни ребенка, тем восприимчивее становится его мозг к любви и другим счастливым переживаниям. В первые восемнадцать месяцев жизни младенца быстрорастущие сенсорные нейроны постоянно обучаются благодаря контакту с мамой.

Здоровая материнская забота способствует развитию правого полушария, отвечающего за способности понимать намеки других людей и эмпатии к чувствам окружающих. Его рост зависит от предсказуемых и чутких моментов выражения привязанности. Материнская любовь — основа, исходя из которой мозг либо полностью доверяет людям, либо не доверяет вовсе.

Тревожная привязанность

Как все типы расшифровывались изначально, то есть через какие характеристики определялись у авторов-основателей и в более поздних модификациях теории привязанности легко найти в открытых источниках. Ну, или возможно совсем не легко, но конкретно я готова к этому вернуться позже

Сейчас я сфокусируюсь на том, что привлекло мое внимание в процессе клиентской практики

Самое положительное в тревожной привязанности по сравнению с другими вариациями небезопасной привязанности, по моему мнению, что люди с этим типом привязанности тоже, как это говорится «умеют любить». Они умеют не поверхностно относиться к своим партнерам, вкладываться в отношения, верить в любовь и ее значимость для благополучной жизни. Они позволяют себе влюбляться и быть уязвимыми, прямо как люди с надежным типом привязанности. В каком-то смысле можно сказать, что все радости любви людям с тревожным типом привязанности доступны. Но, если людям с надежной привязанностью эти радости доступны «безнаказанно». То люди с тревожным типом привязанности платят за любовь очень высоким уровнем тревоги.

В периоды одиночества и ненахождения в отношениях человек, с тревожной привязанностью очень беспокоится на иррациональном уровне о своей неполноценности, которую отсутствие отношений «доказывает», живет с опасениями остаться одному навсегда (даже если возраст и контекст для таких опасений максимально неуместный).

Когда он в отношениях, он тревожится о том, что отношения испортятся (если отношения на нынешний момент считаются им хорошими и счастливыми) или что отношения, которые в чем-то нехорошие, такие неудовлетворительные именно из-за него.

Страх, что отношения испортятся, он вообщем-то касается вещей самых глобальных. Человек с тревожной привязанностью под испортившимися отношениями опасается не «мелочей», что партнер станет менее заботливым, более раздражительным, вследствие тех или иных обстоятельств жизни, или что оба станут менее нарядно одеваться на свидание и менее страстно заниматься сексом через пару лет. Он опасается самой сути. Что его разлюбят и что однажды в плане любви ему предпочтут другого человека, то есть опять же разлюбят. Эти страхи могут и довольно часто приобретают форму сильной ревности и/или паранойи. «Проработанные люди» с тревожной привязанностью научаются своей ревностью и паранойей не допекать других слишком сильно. Менее проработанные могут очень сильно вовлекать в свой процесс ревности и других опасений партнеров, вплоть до разрушения таким образом самих отношений, которые они так боялись утратить.

Другая мука, связанная с тревожной привязанностью, состоит в том, что если отношения в чем-то неудачные и не удовлетворяющие, а может даже и откровенно деструктивные, то человек может долго не выходить из таких отношений, переживая, что всему плохому именно он причина, а значит обязан попытаться что-то исправить. Причем на уровне разума возможна достаточно высокая критичность оценки происходящего и «правильные суждения» («за отношения отвечают оба», «я не могу на это повлиять», «я сделал(а) все, что мог», «я должен себя защищать и не позволять себя обижать»). Но при этом рептилоидное архаичное наитие может оставаться неразубедимым («надо еще раз попробовать, как только я исправлю свои промахи, и остальное наладится»).

И третья проблема с тревожной привязанностью, о которой я хочу сказать, состоит в том, что жажда пережить близость может быть настолько сильна, что по сравнению с другими людьми, а главное со своими партнерами эти люди оказываются слишком «липнущими», «цепляющимися», ищущими давно желаемой ими недополученной в раннем опыте стадии качественной симбиотической связи. При этом партнеры для попыток завершить упущенный недо прожитый этап развития (Берри и Дженей Уайнхолд*) могут выбираться склонные к отстранению и малопригодные для создания мечтаемой симбиотической связи, то есть обычно с избегающим стилем привязанности.

Боязливая привязанность

Является помесью предыдущих двух ненадежных типов привязанности. Как правило в отличие от избегающего типа привязанности, люди этого склада признают и осознают свои желания связанные с отношениями, тоскуют по их отсутствию. Но при этом в реальной своей жизни проявляют себя так, чтобы иметь значительную дистанцию в отношениях (вплоть до того, что не вступают в романтические отношения совсем). Они напоминают людей с тревожной привязанностью, с тем отличием, что поставили страх боли от отношений во главу угла, а активное избегание этой боли и опасностей, возможных в отношениях. лежит в основе их поведения.

Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды

Под словом «привязанность» принято подразумевать чувство (ощущение) эмоциональной близости, которое обычно формируется на основе любви и определенных симпатий.

О расстройстве же данной привязанности говорят, когда у ребенка наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих нарушений, ставших следствием дефицита общения с родителями — и результатом отсутствия доверительных отношений с ними.

Психиатры обозначают данный диагноз аббревиатурой «РРП», которая в бытовом понимании предполагает холодные отношения с опекунами.

Новости СМИ2

Распространенность РРП – менее 1 %.

Небезопасная привязанность

Как и любые другие дети, младенцы с безопасной привязанностью страдают, когда случается что-нибудь плохое

Важно, что они быстрее выходят из этого состояния, начинают доверять другим и позволяют помочь себе в трудную минуту. Однако у младенцев, не получавших адекватной заботы и опеки, глубоко внутри коренится огорчение. 

Дети с небезопасной привязанностью взрослеют. Их нервная система реагирует совершенно иначе, чем у тех, кто формирует безопасные близкие отношения. Созревшим физически людям опыт небезопасной привязанности мешает вырасти эмоционально. Из-за нее развиваются симптомы тревоги, из-за чего тяжело доверять другим и концентрироваться. 

В средних классах дети с небезопасной привязанностью склонны к депрессии, нерешительности, прокрастинации, социальной изоляции, расстройству пищевого поведения (РПП) или зависимостям разного рода. 

Специалисты в этой сфере считают, что примерно у 50% населения сформирован небезопасный тип привязанности. Термин «материнский голод» описывает вызванные этим ощущения — тоску по душевной близости, ласке и защите, от которой не избавляют никакие психологические ухищрения.

Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается

Девять месяцев вы ждете встречи с малышом, его появление на свет планировалось вами задолго до волнующего известия о беременности. Еще до ее наступления вы пересмотрели свои привычки и образ жизни, начали придерживаться принципов здорового питания, занялись спортом и обучились техникам расслабления после насыщенного трудового дня. Вы упорядочили свою жизнь, в ней все идет по плану, и ребенок — естественное развитие событий в жизненном сценарии.

Скоро вы станете родителями. Пути к этой точке на карте жизни у пар могут быть разными, но в любом случае после нее мужчина и женщина будут другими. И готовились вы к этому или нет, вы знаете, что в момент появления малыша на свет ощутите огромную любовь к ребенку.

Но иногда этого не происходит. Родители испытывают психологический дискомфорт из-за того, что они больше не могут заниматься привычными видами деятельности: им нужно стирать ползунки, менять подгузники и изучать информацию о воспитании детей.

Что делать родителям, которые чувствуют себя слишком уставшими, чтобы ощущать любовь и нежность к ребенку? Как справиться с возникающим в этот момент чувством вины? Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Связь между матерью и младенцем обеспечивает последнему выживание, защиту, заботу и уход.

  • Привязанность может сопровождать детско-родительские отношения с первой минуты появления малыша на свет, а может проявиться лишь со временем, как результат практики родительства в процессе ухода за ребенком, совместной деятельности и общения с ним. В результате кроха растет в атмосфере принятия и эмоциональной поддержки от родителей, а они, в свою очередь, переживают опыт полноты самореализации и самозавершенности.
  • Наблюдения психологов за семьями показали, что младенцы, демонстрировавшие в раннем детстве сильную эмоциональную привязанность к родителям, вырастали в самостоятельных и независимых детей. Глубокая ранняя связь с мамой и папой необходима ребенку и как этап психологического созревания, и для выстраивания собственных привязанностей во взрослой жизни. Которые он реализует в том числе и заботясь о своих престарелых родителях.
  • Психологи говорят, что, если детям не удается сформировать эмоциональную связь со взрослыми до возраста 4 лет, высока вероятность того, что у них будут проблемы во взаимоотношениях позже, в том числе и с установлением контакта с собственным потомством.
  • Причины могут быть разными: и неразрешенные эмоциональные проблемы в прошлом, и неспособность справиться с уровнем родительской ответственности и перечнем обязанностей, и послеродовая депрессия (она встречается и у женщин, и у мужчин). В последнем случае родителю необходима не только поддержка семьи, но и профессиональная психологическая помощь.
  • Каковы бы ни были причины эмоциональной отстраненности родителя, это состояние требует пристального внимания, поскольку накладывает отпечаток на внутрисемейные отношения и влечет за собой некоторые неблагоприятные последствия.

Зачем ребенку свой главный взрослый?

Как-то ко мне на консультацию пришел успешный бизнесмен. Мы начали обсуждать вопросы, касающиеся его компании, но разговор очень быстро перешел в иное русло: клиент стал жаловаться на проблемы с пятилетним сыном и сказал, что именно они беспокоят его сейчас больше всего. Мальчик растет капризным и неуправляемым, по любому поводу закатывает истерики. Он постоянно требует внимания матери, может начать кусаться, но, добившись своего, сразу теряет интерес, отталкивает ее и даже грубит. Родители никуда не могут взять его с собой — на людях он ведет себя еще хуже.
«Чего мы только ни делали — и строгостью пытались, и лаской, а результата — никакого. Нервы у всех на пределе!» За последний год родители не раз обращались к специалистам. Но вместо четкого диагноза и конкретных рекомендаций по лечению им сообщили, что у ребенка «нарушение привязанности». Папа был не на шутку раздосадован и расстроен: они с женой старались как могли, денег не жалели, а что получилось?
Мы «отмотали пленку» на пять лет назад и посмотрели, как все начиналось

Когда малыш появился на свет, родители решили, что мама по-прежнему большую часть времени будет проводить в Лондоне, где учатся старшие дочери, — в этом возрасте им необходимо родительское внимание, — а сын останется в Москве под присмотром профессиональных нянь. Отбирали их тщательно, каждую строго инструктировали

Если няня была замечена в каком-то проступке, ее тут же увольняли. Первую няню уволили за то, что подняла с пола соску и вытерла о фартук — неряха! Вторая имела наглость взять из холодильника просроченные йогурты: она видела, что их все равно выбрасывают. Но это заметила охрана, и в результате няня была изгнана с позором: «воровка не может воспитывать нашего ребенка». Третья болтала по телефону, когда пришло время кормления; потом она объяснила, что просто не хотела будить малыша, ждала, пока он проснется, но была уволена за пренебрежение своими обязанностями. Так за год у мальчика сменилось не меньше десяти нянь. Родители из благих побуждений, стремясь обеспечить младенцу комфорт и идеальный уход, оставляли его на попечение чужих людей, которые к тому же беспрерывно менялись. В этом он ничем не отличался от воспитанника детского дома.
«Стоп! — сказал возмущенный папа. — Какая связь между детдомовскими сиротами и моим сыном, который со всех сторон окружен вниманием?»
Связь есть — в обоих случаях дети лишены главного. А что для ребенка главное? Ответ на этот вопрос стал настоящим прорывом, едва ли не самым значимым открытием ХХ века в области детской психологии.

Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:

  1. Негативная РП. Причины: гиперопека — либо пренебрежение ребенком. Признаки: ребенок провоцирует взрослых на раздражение, на негативную оценку, даже наказание.
  2. Избегающая РП. Причины: разрыв отношений с опекуном/родителем. Признаки: недоверчивость, замкнутость.
  3. Амбивалентная РП. Причины: непоследовательное поведение взрослых. Признаки: категоричность и двойственность поведения (от ласки до драки, от доброты до приступа агрессии).
  4. Дезорганизованная РП. Причины: насилие, жестокое отношение к ребенку. Признаки: агрессия, жестокость, сопротивление любым попыткам налаживания контакта.

Тревожная привязанность

В отличие от женщин избегающего типа, девушки с тревожной привязанностью знают: в их паттерне отношений чего-то не хватает. Обычно они стыдятся своих эмоциональных потребностей. Когда культура обесценивает отношения и тесные связи, женщин с тревожной привязанностью называют навязчивыми, прилипчивыми или зависимыми, если они пытаются с кем-то сблизиться. Действительно, они испытывают жажду близости, которую сложно удовлетворить. Однако это не патология, а еще одно проявление голода по матери.

Тревожная привязанность формируется, если мать не настраивается на дочь ожидаемыми способами. Мамы, которым тяжело выражать душевную симпатию или которые подвержены частым и спонтанным сменам настроения, воспитывают тревожных дочерей. Слишком строгие матери-перфекционистки также усугубляют тревожное состояние девочек. Женщины, которым кажется невыносимым удовлетворять естественные потребности детей, используют мимику и жесты, от которых девочкам становится больно и стыдно, и у них уже не возникает вопрос: «А ты меня любишь?»

У взрослых женщин с тревожной привязанностью нет внутренней структуры, которая позволяла бы им комфортно находиться наедине с собой и другими. Они постоянно требуют близости от друзей и возлюбленных, однако легко скатываются к ревности и раздражению. 

Их эмоции по интенсивности напоминают истерики младенцев и малышей. Они плачут, кричат или дуются в попытке привлечь окружающих. Могут выходить из себя, демонстративно обижаться, отказываться от пищи, мстить за то, что их покинули, причем даже собственным дочерям. Одиночество они приравнивают к пытке. Уединяться, чтобы восстановить силы, — для них такое немыслимо.

Основные принципы теории

Родителям важно знать ключевые аспекты и этапы развития теории привязанности Джона Боулби. К ним относятся:

На первом году жизни у ребенка привязанность формируется через органы чувств

Малышу важно тактильно ощущать и видеть, что мама находится рядом.

На втором году жизни малыш начинает имитировать поведение тех, кто находится рядом. То есть привязанность развивается посредством похожести с объектом обожания.

Третий уровень совпадает с появлением эмоций ревности и обладания

Малыш нередко капризничает, если мама уделяет больше внимания, например, старшему брату.

На четвертом году жизни у малыша появляется чувство собственной значимости. Ему важно, чтобы к нему хорошо относились, дорожили им, проявляли любовь и сострадание.

К пяти годам кроха постепенно осознает, что такое любовь. Малыш говорит об этом словами, рисует сердечки, обнимает родителей и всячески проявляет свои чувства.

На последнем уровне привязанности ребенок стремится получить признание, хочет быть познанным. Он делится своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Сформировавшийся тип привязанности изменить довольно сложно. Правильные отношения между родителями и детьми — это залог развития здоровой и счастливой личности.

Привязанность

Любые отношения, будь то романтические или дружеские, или отношения с коллегами, строятся на доверии и безопасности. За то насколько человек умеет это делать отвечает безопасная (надежная) привязанность. Она формируется у детей в первые три года жизни. Если родители давали ребенку достаточно заботы, находились рядом, когда нужна была помощь, понимали и принимали ребенка, человек вырастает с доверием к миру, умеет правильно проявлять свои эмоции и стоить теплые отношения.

Но если этого не было, может сформироваться небезопасная привязанность. Тогда проявляется модель взаимодействия в отношениях, в которых человек проявляет страх или неуверенность. Это приводит к конфликтам в отношениях, затрудняет установление близких отношений с другими людьми. 

Виды нарушений привязанности

Тревожная привязанность.

Формируется у людей, у которых воспитание родителями было противоречиво и разнонаправлено. Если мама говорит ребенку что-то, а потом меняет свое мнение на противоположное. Или родители — то есть, то их нет. Или даются указания по типу «Стой там — иди сюда!».

У людей с таким стилем привязанности небезопасное поведение проявляется в виде цепляния. Такой человек будет нуждаться в частых заверениях со стороны своего партнера, что его любят и не бросят. У этого человека низкая самооценка, они часто попадают в эмоциональную зависимость от своего партнера, т.к. боятся остаться в одиночестве.

Избегающая привязанность.

Часто проявляется, если родители были холодны по отношению к ребенку, не проявляли к нему должного внимания, не давали достаточно заботы и ласки.

Этот стиль привязанности ассоциируется с пренебрежительным поведением в отношениях. Человек с таким типом привязанности будет избегать близости,ему будет трудно развивать близкие отношения с партнером, чтобы не становиться уязвимым. Как только человек с избегающим типом привязанности почувствует, что приближается к другому, он тут же прекратит отношения, чтобы его не бросили первым. Их посыл такой «Я тянусь к близким и теплым отношениям, но я так боюсь, что меня бросят, что не буду в них вступать.»

Дезорганизованная привязанность.

Бывает у людей, в родительских семьях которых применялось насилие по отношению к ним. Небезопасное поведение с таким типом привязанности может быть несколько неустойчивым.

Человеку с дезорганизованной привязанностью трудно справиться с дистрессом, и у него не будет реальной модели привязанности. Такому человеку не нужно, чтобы его любили, ему нужно, чтобы его боялись. Его действия также противоречивы. Он может долго добиваться отношений, а добившись проявить агрессию и бросить.

Что делать?

Если Вы обнаружили у себя или у своих близких проблемы в общении, нарушение нормальных отношений в виде патологической привязанности или что-то подобное, то стоит обратиться за помощью к психологу. Формирование типа привязанности заложено в нашем подсознании и поэтому часто невидимы, необъяснимы и трудно корректируемы самостоятельно. А опытный психолог или психотерапевт поможет разобраться в причинах и механизмах развития, подскажет путь и поможет избавиться от проблем в отношениях.

Заключение

Реактивное расстройство привязанности – это редкое состояние, при котором ребенок имеет трудности с формированием привязанностей к родителям или другим людям в своей жизни. Это состояние, как правило, развивается в результате ранней травмы, такой как пренебрежение и жестокое обращение.

Без лечения РРП может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте. Лечение РРП доступно в любом возрасте, хотя раннее вмешательство может снизить риск осложнений. Лечение обычно включает разговорную терапию.

Если родитель или воспитатель обеспокоен тем, что у ребенка может быть РРП,  необходимо обратиться к врачу.

Научная статья по теме: Дети с аутизмом часто подвергаются насилию со стороны братьев и сестер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: