Виды дисграфии
- Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
- Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
- Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
- Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
- Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.
1 Причины патологии
У взрослых и детей дисграфия может стать последствием:
- органических повреждений речевых центров в головном мозге (черепно-мозговые травмы);
- психических расстройств;
- операций на головном мозге;
- инфекционных воспалений оболочек — менингитов, энцефалитов.
У взрослых дисграфия может быть обусловлена инсультами, опухолями головного мозга. У детей развитию патологии способствуют:
- инфекции матери в пренатальном периоде;
- асфиксия;
- гипоксия.
В группу риска попадают дети с задержкой речевого и психического развития, общим недоразвитием речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. К сопутствующим причинам можно отнести:
- двуязычие в семье;
- социальную и речевую депривацию;
- перегрузку центральной нервной системы (раннее обучение грамоте);
- неготовность ребенка к школе;
- постоянные пропуски занятий;
- аграмматизмы в речи окружающих ребенка людей;
- неблагополучную обстановку в семье.
У ребенка также может быть нарушено зрительное и слуховое восприятие, память, пространственная ориентация.
Особенности диагностики
Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.
Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.
Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру
Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв
Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.
Коррекция дисграфии
Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.
Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве — развивается и письменный навык.
Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.
Клиническая симптоматика
Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др
Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:
- Нарушения координации движений.
- Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
- Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
- Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
- Ребенок путает стороны.
- Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
- В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
- Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
- Ребенок путает похожие элементы.
- Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.
Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.
Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Как помочь человеку с дисграфией
Дисграфия — неприятное расстройство, однако сейчас существует много инструментов, которые облегчат жизнь страдающего от неё человека. Например, купите бумагу с чёткими яркими линиями, чтобы слова не прыгали по строчкам, и найдите наиболее комфортный инструмент для письма — можно попробовать ручки и карандаши разной толщины или фломастеры.
Если у ребёнка не получается писать от руки, научите его пользоваться компьютером, чтобы текстовый редактор сразу указывал на неправильно написанные слова. Расслабление и массаж рук тоже помогут сделать процесс более комфортным.
Как и при работе с другими состояниями, важно принять дисграфию и не пытаться винить за неё себя и других. Хвалите человека с дисграфией за успехи и поддерживайте, если он совершает ошибки
Способы коррекции дисграфии
Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.
Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.
Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:
- Упражнения, благодаря которым пациент учится правильно понимать звуки, слова, буквы.
- Задания, направленные на тренировку памяти, улучшение мышления, развитие восприятия.
- Упражнения, необходимые для того, чтобы пациент учился правильно распознавать внешне похожие буквы.
- Правильная постановка звуков, работа по автоматизации речи.
- Развивающие игры для улучшения звукового анализа.
В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами
Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом
Логопедическая коррекция
Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.
Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.
Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях
Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.
Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом
Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:
- Лабиринт. Ребенок рисует на листе бумаги линию, двигая при этом только кистью руки. Нельзя делать разрывы и менять положение листа.
- Поиск предметов или картинок. Ребенок ищет и закрашивает найденные предметы.
- Упражнения, направленные на развитие внимания. Ребенок должен читать текст и искать пропущенные буквы или слова, вписывая их в нужные места.
- Улучшение артикуляции. Ребенок заучивает песенки, стишки, скороговорки.
- Логоритмика.
Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.
Прогноз и профилактика дисграфии
Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.
Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.
В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами
С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.
Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.
6 Профилактика
В раннем возрасте профилактикой дисграфии служит развитие зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики
Родителям нужно с осторожностью отнестись к преждевременному обучению, не стоит торопить ребенка считать и писать, все нагрузки нужно давать дозированно и в виде игр
Можно предлагать такие задания:
- 1. «Что за предмет» — показывают контурные изображения, по которым ребенок должен определить объект.
- 2. «Найди похожее» — в иллюстрации просят обнаружить одинаковые предметы.
- 3. «Поиск лишнего» — ребенку предлагают показать ненужный объект.
- 4. «Что это» — по разбросанным деталям на картинке просят определить, что изображено.
- 5. «Доска Сегена» (коробка форм ) — предлагают вставить фигуры в соответствующие отверстия.
У взрослых профилактикой расстройства письма служат корректировка почерка, чтение художественных книг, описание иллюстраций.
Родителям необходимо учитывать, что работа с нарушениями у школьника должна проходить в позитивной обстановке, не нужно кричать на ребенка, если у него что-то не получается. Можно ввести систему поощрений — за каждое правильно выполненное задание давать небольшой подарок.
Логопедическая помощь при дислексии
Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:
- исправление звукопроизношения;
- работа со слоговой структурой слова;
- работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
- преодоление аграмматизмов.
Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.
Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.
В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.