Постановка звуков при дизартрии

При ДЦП ребенок имеет план слова но не может его реали­зовать в силу моторных затруднений

Слайд 27Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте В первые

месяцы жизни ребёнка весьма сложно определить наличие ДЦП, можно только описать краткие характеристики некоторых отличий от нормы. Речь, как основное средство общения, развивается через движение и при социальных контактах, и её фундамент закладывается ещё на первом году жизни ребёнка. Когда ребёнок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего, изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жестами, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием и передвижениями, исчезает возможность детей самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Всё это оказывает непосредственное влияние на ограничение речевой деятельности и психическое развитие в целом.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Лечение

Ниже приведены некоторые наиболее распространенные методы лечения и возможные преимущества каждого из них.

  • Физическая терапия: хорошо для всех, чтобы улучшить функцию.
  • Пероральные препараты (например, баклофен): неясные преимущества, возможны побочные эффекты. 
  • Инъекции ботокса: уменьшают спастичность (потому что вызывает временную слабость), но характеризуются кратковременным эффектом (несколько месяцев), в связи с чем введение препарата приходится регулярно повторять.
  • Ортопедическая хирургия: высвобождение мышц и сухожилий для улучшения подвижности и улучшения сидения и ходьбы. Это лучший выбор в отношении фиксированных деформаций. Однако, есть и свои особенности — риск чрезмерного ослабления или удлинения мышц, необходимость повторения операций и некоторые другие. Чрескожное высвобождение мышц/сухожилий имеет меньше рисков (например, чрезмерное удлинение или ослабление мышц). Однако, это требует тщательной оценки и часто сочетается с селективной дорсальной ризотомией.
  • Баклофеновая помпа: насос помещается в брюшную полость и баклофен автоматически подается в мышцы. Это может значительно снизить спастичность, но есть некоторые особенности — проблемы при работе насоса, необходимость периодической замены, возвращение спастичности при поломке/извлечении помпы. 
  • Селективная дорсальная ризотомия (СДР: нейрохирургическая операция по снижению спастичности. Данный вариант подходит не всем. Оптимальный возраст для проведения операции составляет 2-5 лет. Спастичность снижается, особенно у детей с гемиплегией и диплегией. Однако, при квадриплегии результатов может и не быть. 

Таким образом, функциональные движения можно улучшить (ползание, сидение, ходьба), но это зависит от возраста, силы мышц и степени спастичности. Часто это помогает предотвратить будущие операции, потому что будет развиваться меньше деформаций, особенно у детей, которые самостоятельно ходят после СДР.  

Комплекс дыхательных упражнений

Включает 2 упражнения. Родители вполне могут делать их с малышом дома.

«Гонки». Положите на стол два ватных шарика. Родитель дует на один шарик, ребенок — на другой. Выиграл тот, кто сдвинет свой шарик на большее расстояние.

«Волшебное дыхание». Вставьте малышу в ноздри кусочки ваты. Главное — неглубоко! Попросите его выдыхать и одновременно удерживать ватку — она не должна выпасть.

Еще один вариант дыхательной гимнастики — по А.Н. Стрельниковой. Суть гимнастики — каждую секунду нужно делать резкий вдох носом и одновременно делать упражнения. Вдох шумный и сильный, а выдох естественный, незаметный.

Есть несколько правил: с каждым вдохом опускать плечи и ноздри сильно смыкать, словно на них кто-то нажимает.

Гимнастика должна быть в радость, поэтому выполнять ее нужно до первых признаков утомления. Не нужно заставлять малыша, если он не хочет заниматься.

Гимнастика рассчитана на взрослых людей, поэтому продолжительность занятия и количество подходов лучше согласовать с логопедом.

Принципы логопедической работы

Принципы логоработы при исправлении нарушений речи у детей с ДЦП основываются на общелогопедических принципах работы. Специфика коррекционных занятий состоит в следующих положениях:

  1. Логопедические мероприятия направлены не только на исправление недостатков звукопроизношения, но и на развитие всех психических функций ребенка.
  2. Становление фонетико-фонематической системы связано с развитием всех речевых компонентов. Звукопроизношение не является только лишь моторным актом. Это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы взаимосвязаны между собой и с другими компонентами языка. Усилия педагога-дефектолога направляются на формирование средств общения и лингвистических способностей ребенка: вначале в импрессивном плане, а позже в экспрессивном.
  3. В течение всего цикла логопедических занятий преследуется актуализация мотивации к совершенствованию дикции. По мере развития ребенка изменяется его отношение к себе и к окружающим людям, изменяется его мировоззрение.
  4. Коррекцию фонематической системы следует проводить с опережением по отношению к развитию фонетической систе­мы. При нормальном развитии ребенок осваивает фонетическую сторону речи, опираясь на слуховое восприятие, именно оно является индикатором достижения итогового результата в артикуляционной функциональной структуре. При дизартрии роль слухового контроля увеличивается, так как из-за нарушений тонуса речевых мышц в оральной области происходит индивидуализированная компенсация двигательной недостаточности.

Слайд 72Пассивные движения двух видов: статические и динамические. Статические: когда ребёнок говорит,

логопед затормаживает насильственные повороты головы, движения челюстей, губ, приведение и отведение рук, ног, вращение туловища. Динамические: направлены на изменение амплитуды движения челюстей, губ, языка. Сразу же после проведения пассивных движений проверяется возможность самостоятельного управления нужной позицией при общем покое и при включении в движение. Все пассивные движения, сочетаемые с упражнениями на расслабление мышц, выполняются плавно, медленно, ритмично, с возможно большей амплитудой, но не допуская болевых ощущений

На всём протяжении занятий необходимо привлекать внимание ребёнка, обучая его выделять ощущение данного движения, воспроизводить его по словесному обозначению.

Принципы логопедической работы

Принципы логоработы при исправлении нарушений речи у детей с ДЦП основываются на общелогопедических принципах работы. Специфика коррекционных занятий состоит в следующих положениях:

  1. Логопедические мероприятия направлены не только на исправление недостатков звукопроизношения, но и на развитие всех психических функций ребенка.
  2. Становление фонетико-фонематической системы связано с развитием всех речевых компонентов. Звукопроизношение не является только лишь моторным актом. Это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы взаимосвязаны между собой и с другими компонентами языка. Усилия педагога-дефектолога направляются на формирование средств общения и лингвистических способностей ребенка: вначале в импрессивном плане, а позже в экспрессивном.
  3. В течение всего цикла логопедических занятий преследуется актуализация мотивации к совершенствованию дикции. По мере развития ребенка изменяется его отношение к себе и к окружающим людям, изменяется его мировоззрение.
  4. Коррекцию фонематической системы следует проводить с опережением по отношению к развитию фонетической систе­мы. При нормальном развитии ребенок осваивает фонетическую сторону речи, опираясь на слуховое восприятие, именно оно является индикатором достижения итогового результата в артикуляционной функциональной структуре. При дизартрии роль слухового контроля увеличивается, так как из-за нарушений тонуса речевых мышц в оральной области происходит индивидуализированная компенсация двигательной недостаточности.

Этапы коррекции нарушения звукопроизношения

Логопед придерживается строгой последовательности постановки звуков при дизартрии. Коррекционная работа состоит из 6-ти этапов.

Первый: специалист готовит артикуляционную базу для постановки и произношения небных, сонорных, шипящих и свистящих звуков. Когда малыш овладеет некоторыми из них, логопед переходит к их отработке. Он задействует кинестетический, слуховой и зрительный контроль. Вот пример инструкций логопеда маленькому пациенту: «Смотри в зеркало и повторяй за мной», «Смотри в зеркало и сделай упражнение», «Посмотри на себя в зеркало, вытяни губы трубочкой». Такая особенность постановки звуков дает хорошие результаты.

Такой подход необходим, чтобы снизить апраксические нарушения, которыми сопровождается дизартрия. В целом первый этап — это фундамент для дальнейшего развития навыков звукопроизношения.

Второй: логопед определяет последовательность коррекции. Он оценивает, какой артикуляционный уклад у пациента «созрел». У многих детей с двигательными и речевыми нарушениями лучше идет постановка более сложных звуков, например шипящие. А вот более легкими свистящими звуками, с которых рекомендуют начинать коррекцию, пациент может овладеть позже.

Третий: специалист стимулирует или ставит определенный звук. При постановке он использует классические техники — постановку по подражанию, механическим или смешанным способом.

Четвертый: закрепление, или автоматизация. Это самый сложный этап во всей коррекционной работе. Он требует больше всего времени. Часто дети овладевают звуком и произносят его изолированно, а вот в речи делают ошибки. Поэтому после этапа постановки логопед сосредотачивается на отработке изолированного звукопроизношения, а потом подключает слова с разной слоговой структурой. Таким образом, ребенок произносит звук в начале, середине или конце слов. Затем логопед подключает предложения, в которых сконцентрирован изучаемый звук.

Логопед подбирает лексический материал индивидуально. Он должен соответствовать возрасту и возможностям малыша, а также не включать те звуки, которые он еще не выговаривает или искажает.

Пятый: разделение поставленного и оппозиционных звуков. Сначала логопед предлагает 2 слога, затем увеличивает до 3-х. например, са — ша, ста — шта и пр. После этого отрабатывает пары слов с разной слоговой структурой.

Шестой: формирование коммуникативных навыков. Еще один сложный этап. Нередко дети в кабинете логопеда общаются, а вот при других людях и за пределами кабинета приобретенные речевые навыки теряются, ребенок начинает говорить «по старинке». Чтобы выработались коммуникативные навыки, необходима кропотливая работа логопеда, но без желания самого малыша тоже не добиться успехов.

Развитию коммуникативных умений при дизартрии способствуют такие техники, как заучивание стишков, пересказ или сочинение рассказов.

Лечение ДЦП

В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция

Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию

Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Слайд 66Гиперкинетическая форма Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась

развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • кислородное голодание (гипоксия) плода;
  • перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз);
  • осложненная наследственность,
  • резус-конфликт;
  • асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов;
  • перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный. 

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Виды логопедической помощи при дизартрии

При дизартрии у ребенка обычно проводится логопедическая работа, делается она пошагово, в несколько этапов. Помощь заключается в комплексном подходе с использованием таких методов:

  • назначение медикаментов для лечения основной патологии, ставшей источником заболевания;
  • физиотерапия;
  • гимнастика для развития артикуляции;
  • психотерапевтические приемы;
  • работа с логопедом.

На начальном этапе логопедической работы проводится подготовка артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Важным моментом считается обучение анализу звука, его восприятию и воспроизводству.

Вторым шагом становится нормализация способностей к коммуникации. Врач-логопед работает над правильным произношением. Если мышцы речевого аппарата спазмированы, то их расслабляют с помощью специальных упражнений, они же помогают в тренировке голосовых связок.

Логопедическая помощь считается особенно важной для пациентов с ДЦП. Обычно у таких детей основная проблема заключается в нарушении двигательных функций — активности мышц и управления движением

Отклонения в моторике часто сопровождаются патологическими изменениями речи, восприимчивости, волевой, эмоциональной и познавательной сферы.

Эффективные методы коррекции дизартрии

На сегодняшний день в логопедической практике используются такие эффективные методы коррекции дизартрии, как:

  • артикуляционная гимнастика с помощью комплексов специальных изометрических упражнений (которые подбираются, исходя из особенностей нарушений артикуляционного аппарата) – способствует развитию артикуляционной моторики.
  • логопедический массаж (в ходе которого логопед массирует мышцы носогубных складок, губ, языка, мягкого нёба) – помогает нормализовать тонус мимических и артикуляционных мышц и увеличивает их подвижность.
  • коррекция речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики – для увеличения объема дыхания и нормализации его ритма.
  • система упражнений для развития артикуляционных кинестезий и выработки артикуляционного уклада (двугубного, губно-зубного, язычно-зубного, язычно-альвеолярного и язычно-нёбного).
  • фонетическая локализация с применение специальных приспособлений для выработки правильного положения языка и губ и исправления произношения звуков.
  • ортофонические упражнения, способствующие координации дыхания, голоса и  моторики  артикуляционной мускулатуры.
  • различные упражнения для развития мелкой моторики и у детей с ДЦП.

[], [], [], [], [], [], []

Какие бывают формы заболевания

Дизартрия имеет свои формы, их принято разделять в зависимости от очага поражения определенной области головного мозга. Специалисты указывают на следующие виды заболевания:

  • корковая (кинестетическая или кинетическая апраксия);
  • экстрапирамидальная (подкорковая) с парезом артикуляционного аппарата;
  • мозжечковая со снижением тонуса и дрожанием языка;
  • бульбарная с целым набором речедвигательных расстройств;
  • псевдобульбарная (спастическая и паретическая).

Выделяют также легкую, или стертую форму дизартрии, которая трудно поддается лечению. Она может сопровождаться другими речевыми отклонениями, требующими коррекции, например, заиканием.

Формы речевых нарушений у детей с ДЦП

Частота речевых нарушений при ДЦП составляет порядка 80%. Специфика дефекта и степень его выраженности зависят главным образом от локализации и тяжести поражения мозговых структур, а так же от возможных моторных дисфункций в периферическом артикуляционном аппарате.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне замедленно пополняется активный словарь, дикция долго остается неразборчивой, стертой. Многочисленные отечественные и зарубежные ученые отмечают, что при ДЦП основным речевым нарушением является дизартрия.

Дизартрия при ДЦП — сложный синдром дезинтеграции произносительного акта, этиологически обусловленной нарушением регуляции иннервации переферического аппарата при органическом поражении центральной нервной системы (ЦНС). Встречаются и другие логопедические заключения:

Симптоматика речевых недостатков представлена на схеме:

Другие проблемные моменты

При дизартрии также бывают следующие особенности:

  1. Нарушение двигательных функций речевых мышц, которые охватывает парез либо паралич. Конечно, это приводит к ухудшению звуковоспроизведения, неправильно звучат практически все звуки — как гласные, так и согласные. Особенно сильно чувствуются нарушения произношения при малоподвижности языка, причем язык может вовсе не двигаться, а может иметь только незначительные уменьшения амплитуды движения. Чаще всего язык неспособен подниматься кверху, а также утрачивает способность делать незначительные, мелкие движения, что может значительно отобразиться на звуковом ряде.
  2. Ослабленность кинестетики (мышечного чувства), при которой речевые органы не прилагают достаточных усилий для правильного образования звуков.
  3. Дыхательные нарушения часто встречается при гиперкинетическом типе дизартрии и происходят из-за того, что дыхательные мышцы управляются центральной нервной системой, то есть мозгом, который как раз поражен ДЦП. Среди нарушений дыхания — глубина, ритм, вдох недостаточно глубокий и сокращенный ослабленный выдох, носовое дыхание может наблюдаться даже при открытом рте.
  4. Голосовые нарушения происходят из-за нестабильности тонуса мышц, что приводит к недостаточной подвижности гортанных, небных, голосовых, губных и языковых мышечных тканей. Голос может получаться слишком слабым, тихим, либо с недостаточно выраженным тембром. Разговор человека с дизартрией может значительно отличаться от речи других людей.
  5. Просодические нарушения. Просодикой называют изменения в мелодичности и интонации. Эти особенности делают речь более выразительной за счет отделения звуков и слов, разговор становится более разборчивым, а интонация вносит в рассказ эмоциональные нотки. При нарушениях просодики разговор получает монотонное звучание. Также нарушается темп, в основном в сторону ускорения, но в редких случаях дизартрическая просодика замедляет говор. Проблем могут добавить дополнительные ударения в словах, делая выговор похожим на скандирование, слова проговариваются с рубящей интонацией.
  6. Гиперкинез и тремор в мышцах осуществляют самопроизвольные движения, которые не контроллируются сознанием. Эти движения бывают довольно заметными, они не имеют никакого ритма, иногда совершаются с большой амплитудой и не подвержены логики. Конечно, это все не позволяет звукам образовываться в обычным путем, и звучание будет значительно отличаться от обычного. Такая дизартрия называется гиперкинетической.
  7. Атаксические координационные нарушения. Симптомы атаксии — дисметрические (неточные, негармонические движения артикуляционных мышц) и асинергия (несоответствие движения и дыхательных процессов), а также подобие скандирования при разговоре. Дисметрия может быть выражена гиперметрией — движения становятся более медленными, но их амплитуда больше. Дизартрия по этому типу называется атактической.
  8. Синкинетические нарушения возникают при попытке заговорить. Примером синкинезии может послужить непроизвольное поднятие нижней челюсти вместе с нижней губой вверх синхронно с поднятием кончика языка. Оральная синкинезия — явление, когда рот непроизвольно открывается при движении любой части речевого аппарата.
  9. Нарушение в речевом аппарате ведет к трудностям в пережевывании пищи, также детям с дизартрией трудно пить. Может быть нарушена координация между процессом приема пищи и процессом дыхания.

При дизартрии также наблюдаются вегетативные расстройства (глотание, слюноотделение и другие) и нарушение произношения. Лечение — массаж, упражнения, психологическая помощь. Самое главное — постоянная забота родителей и много терпения. Комплексное лечение обязательно даст позитивный результат.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. 

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: