ПРАВИЛО 11. Не вмешивайтесь в занятия ребенка, с которыми он справляется. Помогайте ребенку, когда он просит.
Важно не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством родители сообщают ребенку: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»
Однако если ребенок просит о помощи, ему нужна поддержка. В такие моменты хорошо сказать: «Давай вместе!». Эти слова помогают почувствовать участие родителей в его жизни, помогают почувствовать свою значимость для родителей.
Совместная деятельность выступает «зоной ближайшего развития» (Л.С. Выготский) для ребенка.
Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делает с мамой
При этом важно брать на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное ребенку необходимо делать самому. По мере освоения ребенком новых действий необходимо постепенно передавать их ему
Условия для воспитания успешного ребенка
Основываясь на кодексе, мы можем предугадать обстоятельства благополучного воспитания ребёнка.
Главный фактор прогресса (и побед в том числе) – любознательность. Каждый ребёнок по сути своей любопытен. Однако проявлять эту черту стоит лишь в атмосфере безграничной заботы и надежности. Когда малыш знает, что мама и папа любят его и рискнут всем ради его благополучия, он не нервничает, смотрит по сторонам и идет в ту сторону, которая его увлекла. Значит, цель мамы и папы – не принуждать к своему видению окружающего мира, к своему вектору, а узнать, чего желает их сын или дочь, какие у них таланты, шансы, увлечения, возможности. И, исходя из этого, создать правильные обстоятельства для воспитания ребёнка, мотивировать его, помогать, выручать, вдохновлять.
Мам и пап можно разделить на два вида. Первая группа готова вложиться в своего малыша, создать ему атмосферу, в которой его заложенный потенциал мог бы раскрыться, новые полезные навыки легко сформировались. Они часто говорят следующие фразы: «Моя Маша ещё с детства увлеклась театром. Сейчас водим её в театральную студию, где она изучает сценическую речь и актерское мастерство. В будущем, может быть, будет поступать в театральные вузы».
Мамы и папы второго вида уверены, что вкладываться в развитие детей не особенно нужно. Такие родители часто говорят: «Мой ребёнок с тройки на четвёрку перебивается. Ничего не поделать, сами плохо в школе учились. Спорт он не любит, книги тоже, увлечений нет. Не заставлять же его». Плыть по течению, конечно, легко. Но в этом случае мечты об успешной жизни можно оставить.
Некоторые мамы и папы делают один и тот же промах, когда хотят успешного будущего для ребёнка. Они не развивают его, а учат чему-то. Они сажают малыша за фортепьяно, учат играть собачий вальс, даже не задумываясь о том, а интересно ли это ребёнку, есть ли у него талант к музыке. Может быть он должен был стать великим шахматистом, но родители не увидели его дар в детстве, не развили его, а сделали по-своему.
Родители дают ребёнку огромный багаж знаний, будучи уверенными, что это всё идёт на пользу малыша. Вместо того, чтобы тренировать концентрацию, воображение, память, родители преподают ребёнку алфавит. А затем с круглыми глазами смотрят на то, какой он неусидчивый и нетерпеливый.
Совершенствуйте мозг сына или дочери, вкладывайте время, терпение, любовь, силы. Благодаря этим качествам вы создадите атмосферу успешного воспитания детей в семье. Таким образом, вы сделаете базу благополучной жизни ребёнка, раскроете его потенциал и поспособствуете реализации его таланта. Инвестиция в развитие ребёнка сегодня обеспечит его успех в будущем.
Ричард Фейнман: Вся жизнь игра
К детскому саморазвитию нужно относиться очень внимательно. Сейчас стали распространяться методики раннего развития, раннего чтения, ранней подготовки к школе. Но дети должны до школы играть! Счастливые взрослые, о которых я говорила выше, Маслоу их назвал самоактуализанты, играют всю жизнь.
Один из самоактуализантов (судя по его биографии), Ричард Фейнман – физик и лауреат Нобелевской премии. Знаете, как отец Фейнмана, простой торговец рабочей одеждой, воспитывал будущего лауреата? Он ходил с ребенком на прогулку и спрашивал: как ты думаешь, почему птицы чистят перышки? Ричард отвечал – они поправляют перышки после полета. Отец говорит – смотри, и те, которые прилетели, и те, которые сидели, выправляют перышки. Да, говорит Фейнман, моя версия неверна.
Лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман (1918-1988)
Таким образом отец развивал в сыне любознательность. Когда Ричард Фейнман чуть-чуть подрос, он опутывал свой дом проводами, делая электрические цепи. Он собирал разные звонки, последовательные и параллельные соединения лампочек. Потом стал чинить магнитофоны в своей округе, это в 12 лет. Уже взрослый физик рассказывает о своем детстве: «Я всё время играл, мне было очень интересно всё вокруг, например, почему из крана идет вода. Я думал, по какой кривой, почему там кривая – не знаю. И я стал ее вычислять, наверняка она уже давно вычислена, но какое это имело значение!»
Любознательность во взрослой жизни
Когда Фейнман стал молодым ученым, он работал над проектом атомной бомбы, и настал момент, когда его голова показалась ему пустой. «Я подумал: наверное, я уже выдохся, – вспоминал ученый потом. – В этот момент в кафе, где я сидел, какой-то студент кинул тарелку другому. И она крутится и качается у него на пальце, а то, что она крутится и с какой скоростью, видно было, потому что на дне ее был рисунок. И я заметил, что крутится она быстрее раза в 2, чем качается. Интересно, какое соотношение между вращением и колебанием.
Стал думать, что-то вычислил, поделился с профессором, крупным физиком. Тот говорит: да, интересное соображение, а к чему тебе это? Просто так, из интереса, отвечаю я. Тот пожал плечами. А я стал думать и применять это вращение и колебание при работе с атомами».
В результате Фейнман сделал крупное открытие, за которое получил Нобелевскую премию. А началось с тарелки, которую студент бросил в кафе. Эта реакция – детское восприятие, которое сохранилось у физика. Он не замедлился в своей живости. Дайте ребенку возможность повозиться самому.
Управление голосом, как залог успеха
Голос не обязательно должен быть громким, чтобы дети на уроке прислушивались к нему и выполняли пожелания учителя. Это основной инструмент педагога, которым тот должен владеть в совершенстве. У настоящих профессионалов дисциплина на уроке выдерживается независимо от возраста, настроения и состава аудитории. Дело не в таланте, а в умении применить на практике ряд рекомендаций, основанных на пяти безотказных приемах.
Краткость – сестра таланта
Лучший способ наладить дисциплину в классе – заинтересовать учеников. В этом поможет лаконичность. Материал, который подается четко, кратко, структурированно и без воды, лучше воспринимается детьми любого возраста и хорошо у них откладывается
Если дети будут знать, что каждое слово учителя имеет важное значение, они не станут отвлекаться и делать на уроке что-то постороннее, чтобы занять время до звонка
Отсутствие в речи лишних слов, фраз, конструкций паразитов покажет классу, что учитель уверен в себе, держит ситуацию под контролем, потратил много времени на подготовку. Простые предложения позволяют четко излагать свои мысли, не сбиваться, не делать оговорки, которые вызывают веселье аудитории.
Голос является основным инструментом педагога, с помощью которого можно выдержать дисциплину в классе.
Умение выдержать паузу
Многие учителя считают, что залог успеха педагога в умении перекричать школьников. На самом деле, проще наладить дисциплину в классе без крика
Надо показать слушателям, что за их внимание никто не собирается бороться. При этом надо довести до их сведения, что излагаемый на уроках материал будет с них спрашиваться
Если педагог из-за их поведения не сможет довести до них всю необходимую информацию, пострадают от этого только они. Не стоит пытаться рассказать хоть что-то, пока в классе идут разговоры, стоит монотонный гул. Школьники должны понимать, что допустимой на занятии может быть только полная тишина.
Урок – не место для выяснения отношений
Ученик, не уважающий учителя и других учеников – не редкость. Многие хулиганы буквально провоцируют своим поведением педагога или окружающих, чтобы затеять свору, начать разбирательства, отнять время у всего класса. Нельзя поддаваться на такие провокации, пытаться найти виновных, разбираться в ситуации прямо на занятии. Если у детей есть претензии друг к другу или к учителю, надо озвучить, что обсуждаться вопрос будет только после урока. Это поможет научить ребенка слушать и слышать учителя, даст понять нарушителям спокойствия, что их действия не позволят сорвать занятие, а лишь навлекут на них недовольство окружающих.
Голос в сочетании с невербальными приемами коммуникации
Учитель и ученик постоянно общаются, причем, не только вербально. Любое действие первого отзывается во втором. Чтобы придать своим словам максимальную значимость, педагогу следует смотреть прямо в глаза того, к кому обращена его речь. При этом к слушателю стоит развернуться всем телом и лицом. Если ученик без разрешения и веских оснований встал на уроке, нужно принять уже описанную позу и даже немного наклониться вперед. Это подчеркивает тот факт, что у говорящего все под контролем, он уверен в себе, готов к любым неожиданностям.
При наличии претензий в классе необходимо обсудить сложившуюся ситуацию с детьми после окончания учебных занятий.
Излагая материал или давая задание, не рекомендуется жестикулировать, ходить, выполнять параллельно какие-то действия
Нарушение этого правила умаляет важность сказанного, из-за чего слова плохо воспринимаются учениками, последние начинают отвлекаться
Можно сложить руки за спиной. Несмотря на закрытость, знак действует успокаивающе, придает говорящему налет официальности.
Лучшее оружие – тишина
Если учитель на уроке теряет контроль над ситуацией, он обычно начинает нервничать, повышает голос, ускоряет темп речи, делает ее более пронзительной. Это еще больше распаляет аудиторию, создает дополнительные проблемы, привносит в атмосферу хаос. Объясняется это просто – на фоне шума детям проще переговариваться, поэтому они инстинктивно повышают уровень звука. Держать дисциплину на уроке намного проще, говоря тихим и спокойным, но разборчивым голосом. При появлении гула или шума звук следует еще немного приглушить, тогда ученики тоже станут тише, чтобы им не пришлось прислушиваться к словам.
Слайд 31Анкета Уважаемые родители! Мы хотим поближе познакомиться с вашей
семьёй, её педагогической позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно сотрудничать с вами.1. Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами: ___________________________________________________________2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?Дни рождения;Дни поминовения усопших;Коллективные посещения кино, театров и т.д.;Религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники…);Гражданские праздники (Новый год, 1 мая, 8 марта, День Победы и др.);День создания семьи;Школьные праздники (начало учебного года, окончание школы…);Профессиональные праздники;Выпуск семейной газеты;Воскресные семейные обеды, ужины;Проведение семейных советов; Другое ___________________________________________________________
Семейные ритуалы: ознакомление с традициями
Семейные ритуалы играют важную роль в передаче ценностей и традиций из поколения в поколение. Они помогают укрепить связь между членами семьи и создать чувство принадлежности к общей истории и культуре. Ознакомление семейных традиций становится первым шагом в формировании личной идентичности и понимании себя как части семейного сообщества.
Основное значение семейных ритуалов заключается в создании уютной и безопасной обстановки, в которой можно отдохнуть, поделиться эмоциями и воссоединиться после долгого дня. Семейные ритуалы могут включать ежедневные традиции, такие как совместные завтраки или вечерние прогулки, а также ежегодные праздники, рождественские или новогодние традиции.
Одним из примеров семейного ритуала может быть вечернее чтение сказок перед сном. В такой момент времени члены семьи могут насладиться сказками, а родители смогут передать своим детям ценные моральные уроки и принципы, которые помогут им развиваться и становиться лучше.
Другим примером семейного ритуала может быть семейный ужин, когда все собираются в одном месте и делятся новостями и событиями из своей жизни
Это время, когда каждому члену семьи уделяется внимание, и все могут почувствовать, что они важны для остальных
Исследования показывают, что регулярные семейные ритуалы помогают укрепить семейные узы, способствуют лучшей коммуникации в семье и повышают самооценку у детей. Кроме того, ритуалы создают чувство стабильности, близости и связи с предками и предшествующими поколениями.
Не следует забывать, что семейные ритуалы можно развивать и модифицировать в зависимости от возраста детей и интересов семьи. Это дает возможность создать собственные уникальные традиции, которые будут именно вашими.
Слайд 9Тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?»1. Девочки
более послушны, чем мальчики.2. Девочки лучше относятся к слабым и
больным людям, животным, растениям.3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.5. Мальчики больше одарены в математике.6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.8. У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.10. Мальчики агрессивнее.11. Девочки менее активны.12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.13. Девочки более ласковы.
ПРАВИЛО 9. Будьте осторожны с наказаниями.
Наказывать детей лучше, лишая их хорошего, а не делая им плохо. Например, в семье заведено в выходной день выезжать за город и кататься на велосипедах. Ребенок это очень любит. Если же случился очень серьезный проступок, то праздник в этот день можно отменить.
Этим способом не следует злоупотреблять родителям
Во-первых, важно помнить, ОТНОШЕНИЯ ВСЕГДА ВАЖНЕЕ «ПЛОХОГО» ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА. Во-вторых, дети далеко не всегда устанавливают нужные взрослым причинно-следственные связи
В нашем случае: Плохое поведение – отсутствие совместного любимого времяприпровождения. Отказ от совместного времени может трактоваться ребенком, как недополучение любви в свой адрес. А это только усугубит ситуацию.
Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой!», критику ошибок: «Ты не можешь!», игнорирование – «Мне до тебя нет дела!» и даже – «Ты нелюбим».
Наказание всегда усугубляет ощущение неблагополучия и несчастливости ребенка. В результате он, в конце концов, приходит к выводу: «Я – плохой! Плохой, ну и пусть! И буду плохой!». Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния.
Чаще ХВАЛИТЕ ребенка за его правильное (желательное) поведение, достижения и пр. Меньше критикуйте за ошибки, промахи, «плохое» поведение. А лучше вообще избегайте критики. Позитивное подкрепление само по себе «гасит» «плохое» поведение ребенка.
ПРАВИЛО 8. Воспитывайте в совместной деятельности.
Важно помнить, что совместная деятельность улучшает межличностные отношения в семье. И, как следствие, создает благоприятные условия для дисциплины
В семье нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Можно придумать несколько занятий с ребенком, или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать в семье зону радости. Сделайте некоторые из этих дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они обязательно наступят, если не случится чего-то непредвиденного (погода не позволит, ощутимый проступок ребенка, непредвиденная командировка одного из родителей и т.п.). Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что позитивная совместная деятельность выступает «зоной радости», а это «золотой фонд» в воспитании ребенка и семейной жизни в целом. «Зона радости» одновременно и зона ближайшего развития ребенка, и основа доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.
Не пытайтесь победить хаос
Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.
«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».
Что нужно вкладывать в ребёнка
Воспитание успешного ребёнка напрямую зависит от того, что вы в него вкладываете. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.
Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребёнка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы ваш малыш гордился своей судьбой, стал жизнерадостным, нашел любимое дело.
Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Она заключается в следующем: вкладывайте в ребёнка свою любовь.
- Благодаря любви родители думают о физическом и психологическом здоровье ребенка.
- Благодаря любви родители создают ребёнку атмосферу тепла и заботы.
- Благодаря любви родители показывают, сколько в окружающем мире занимательных вещей.
- Благодаря любви родители мотивируют иметь хобби и поддерживают при поражениях.
Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребёнок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребёнка.
Научитесь слушать ребёнка
Крайне важное и незаменимое правило. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком
Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его. Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми.
«Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса. Если вы не способны как следует общаться со своими детьми, то вы просто напрашиваетесь на неприятности в семье».
Обзор на книгу Найджела Латты
ПРАВИЛО 6. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. На вопрос ребенка: «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал(а)!», «Нельзя, и все!». Необходимо коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно» и т.п. Объяснения должны быть короткими и повторятся один раз. Если ребенок снова спрашивает: «Почему?», то это не потому, что он не понял, а потому, что ему трудно побороть свое желание. Здесь поможет активное слушание родителей. Приказы и «Ты-сообщения» только усугубят сопротивление ребенка».
Предложение, в котором родитель говорит о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Печенье едят после обеда» вместо: «Сейчас же положи печенье назад!» или «Я не дам тебе печенье!»; «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо: «Перестань мучить кошку!».
Когда родители используют дружественный тон и дают понять, что входят в положение ребенка, то дисциплина от этого не страдает. Напротив, ребенок учится брать на себя ответственность за свои поступки.
Бывает очень полезно, предвидя трудности ребенка в выполнении требований родителей, обсуждать их заранее. Хорошо родителям помочь ребенку в выполнении договоренностей, напомнив ему минут за пять до назначенного времени. В таком случае родители оказываются помощниками ребенку в выполнении своего обещания, а не надоедливыми «полицейскими». А ребенок приобретает еще один опыт бесконфликтной дисциплины.
Свобода развития детей
Хорошая новость в том, что дети рождаются с таким потенциалом. У них есть жизненная и творческая сила. Как сказал Толстой, ребенок от пятилетнего до меня проходит один шаг, от года до пяти лет он проходит огромное расстояние. А от рождения до года ребенок пересекает бездну. Жизненная сила движет развитием ребенка: уже берет предметы, уже улыбнулся, уже издает звуки, уже встал, уже пошел, уже начал говорить.
И вот если нарисовать кривую развития человека, то вначале она круто идет вверх, потом замедляется, и вот мы – взрослые, – останавливается ли она где-то? Может, она даже падает вниз.
Быть живым – это не останавливаться и тем более не падать. Для того, чтобы кривая жизни росла вверх и во взрослом возрасте, нужно в самом начале поддерживать живые силы ребенка. Давать ему свободу развиться.
Дайте ребенку свободу развиваться
А что значит дать свободу? Сразу начинается воспитательная нотка: «что хочет, то и делает». Поэтому не надо так ставить вопрос. Ребенок много хочет: он лезет во все щели, всё потрогать, всё взять в рот (рот – очень важный орган познания). Ребенок хочет всюду залезть и слезть, пускай, неловко, что-то сломать, разбить, бросить, в чём-то испачкаться, залезть в лужу и т.д. В этих пробах и стремлениях он и развивается, они необходимы.
Берегите тягу детей к развитию
Самое печальное, что это может угасать. Угасает любознательность, если ребенка просят не задавать глупых вопросов: вырастешь – узнаешь. Или: хватит тебе ерундой заниматься, ты бы лучше…
Наше неправильное участие в развитии ребенка, в росте его любознательности, может гасить стремление ребенка к развитию. Мы даем не то, что ребенку сейчас надо. Когда ребенок проявляет сопротивление, мы его тоже гасим. Это по-настоящему ужасно – гасить сопротивление человека.
Родители часто спрашивают, как я отношусь к наказаниям. Наказание возникает, когда я, родитель, хочу одного, а ребенок хочет другого, и я хочу его продавить. Если не делаешь по моей воле, то я тебя накажу, если слушаешься — поощрю. За двойки – ремень, за пятерки – рубль.
Счастливые взрослые
Мне бы хотелось начать с конца – с успешных, счастливых взрослых. Примерно полвека тому назад такие успешные, счастливые взрослые были исследованы психологом Маслоу. В результате обнаружилось несколько неожиданных вещей. Маслоу стал исследовать особенных людей среди своих знакомых, а также по биографиям и литературе. Особенность его исследуемых состояла в том, что они получали удовлетворение от жизни, не просто удовольствие. Ведь удовольствие бывает очень примитивным: напился, лег спать – тоже своего рода удовольствие.
Успешный человек — это какой?
Исследуемые люди очень любили жить и работать в избранной ими профессии или области. Они получали удовольствие от жизни. Маслоу заметил, что у активно живущих людей присутствует целый комплекс других свойств.
Эти люди – оптимисты. Они доброжелательны – когда человек живой, то он не злой и не завистливый. Счастливые взрослые очень хорошо общаются, у них есть круг верных друзей. Они хорошо дружат, и с ними хорошо дружат, они любят и любимы в семейных или в романтических отношениях.
Трудясь, они играют, играя, они трудятся. У них здоровая, не завышенная, самооценка. Они не ставят себя над другими людьми, но относятся к себе уважительно. Хотелось бы вам так жить? Мне бы очень хотелось. А хотели бы вы, чтобы ваш ребенок вырос таким? Наверняка.
Что такое успешность
Понятие успешности вовсе не однозначно — она может быть социальной и жизненной
В первом случае имеется в виду определённый набор материальных ценностей и реализации в обществе — то, на что многие люди привыкли обращать внимание. Жизненная же успешность — это личные достижения конкретного человека согласно тем требованиям, которые он сам себе устанавливает
Естественно, у каждого это понятие индивидуально, однако многие люди идут на поводу у общества и стараются реализовать себя в рамках именно социальной успешности, забывая о своих личных предпочтениях и мечтах.
Социальная и жизненная успешность — это несколько разные понятия, и если одни стараются добиться установленных в обществе ценностей, то другие идут своим путём, реализуя свои собственные мечты и стремления
Такие взрослые будут соответственно и воспитывать своих детей, воспринимая понятие успеха в рамках стереотипов.
Подчас родители, мечтая о будущем детей, не могут выйти за рамки сложившихся в обществе стереотипов
Так, большинство родителей в будущем хотят видеть своего ребёнка непременно богатым, занимающим высокооплачиваемую должность (лучше всего руководящую) и, безусловно, имеющего собственную семью (потому что так принято).
Предел мечтаний многих родителей — чтобы их ребёнок в будущем занимал высокоплачиваемую руководящую должность
Однако рисуя в мечтах такую идиллическую картину, папа и мама забывают о важности самореализации, когда человек живёт в гармонии с самим собой и непрерывно самосовершенствуется. Ведь можно не занимать престижную руководящую должность, но при этом получать удовольствие и доход от своей работы (например, когда в её основе лежит истинное призвание или хобби)
И наоборот, многие люди, хотя и добиваются значительных достижений на нелюбимой работе, чувствуют себя несчастными (не могут дождаться окончания рабочего дня).
И высокооплачиваемая работа может быть нелюбимой
Видео: является ли богатство обязательным критерием успешности
Автор видео интересно рассуждает о формуле успеха. У каждого человека она своя, и вовсе не обязательно, что в неё входят большие деньги, богатство
Нужно присмотреться к своему ребёнку, понять, что для него интересно и важно. Возможно, он будущий спортсмен, художник, гениальный физик или писатель
Возможно, вашему ребёнку суждено стать не директором, а классным гонщиком, и это принесёт ему успех и счастье
Может быть, он мечтает путешествовать. Не нужно навязывать сыну или дочери стереотипы, общепринятые критерии успешности. Автор приводит в пример математика Г. Я. Перельмана, который доказал абсолютно недоказуемый закон и потом отказался от миллиона долларов, потому что он делал это вовсе не ради денег.
Всемирно известный математик Г.Перельман доказал, что успех не всегда связан с богатством