Обучение
Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:
- проблемы с концентрацией внимания;
- замедленность или реактивность реакции;
- быстро наступающая усталость;
- несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
- сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
- затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
- нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.
Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).
Речевая сфера | Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи | Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций | Малый словарный запас |
Мелкая моторика | Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию | Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики | Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире |
Восприятие | Несформированность графических умений | Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения | Проблемы со всеми видами запоминания |
Познавательная сфера | Затруднения с освоением навыков рисования и письма | Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр | Неспособность выполнять творческие задания |
Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.
Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.
На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:
- могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
- отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
- с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.
Особенности проявления самооценки у детей с ЗПР
Проблема исследования самооценки является одной из центральных проблем современной психологии. Особенно актуально исследование особенностей самооценки у детей с ЗПР.
Основные направления исследования самооценки у детей с ЗПР в психологии:
- Проблема формирования самооценки и самосознания в рамках социально-психологического аспекта деятельности ребенка.
- Динамика формирования и развития самооценки у детей с ЗПР на разных возрастных этапах.
- Исследование различных форм самооценки у детей с ЗПР, а также изучение степени их устойчивости, в зависимости от вида.
- Влияние уровня самооценки на нарушение поведения у детей с ЗПР.
- Взаимосвязь самоконтроля и самооценки в ходе решения разнообразных практических и жизненных задач.
- Исследование самооценки как одного из основных компонентов структуры личности.
- Влияние типа психического заболевания на развитие самооценки у ребенка.
Замечание 2
В результате тех исследований, которые были проведены по данным направлениям, было установлено, что дети с ЗПР имеют определенные особенности самооценки, связанные со спецификой их психического развития, взаимодействиея с окружающими людьми и той среды, в которой они развиваются.
Самооценка детей с ЗПР имеет особенное значение для личностного развития, а также она оказывает определенное влияние на деятельность и поведение детей, их взаимодействие с другими людьми. Кроме того, самооценка занимает центральное место в развитии самосознания, обеспечивает стабилизацию, единство и целостность личности. При этом она входи во множество отношений и связей с иными психическими образованиями, каждый из которых вносит конкретный вклад в формирование и развитие личности.
К основным особенностям самооценки у детей с ЗПР относятся:
- Неустойчивость, неточность, пластичность и неполнота представлений о собственных интеллектуальных, физических и личностных качествах. С возрастом самооценка изменяется, ввиду интеграции и дифференциации представлений о самом себе.
- У детей с ЗПР самооценка не приобретает таких качеств как дифференцированность, рефлексивность, адекватность и устойчивость, ввиду наложения отпечатка первичного дефекта развития личности.
- У большинства детей с ЗПР самооценка неадекватна, что связано с нарушением эмоционального фона. Особое значение на адекватность самооценки оказывает период поступления ребенка в школу. Обусловлено это тем, что дети с ЗПР имеют низкую успеваемость, имеют трудности в освоении школьной программы, зачастую попадают в группу риска.
Замечание 3
Таким образом, дети с ЗПР неуверенны в себе, их самооценка занижена. Во многом это связано с особенностями психического развития, несоответствием требований педагога и возможностей учащихся с ЗПР.
В случае, если ребенок с ЗПР в силу различных причин не имеет возможности обучаться в специализированной школе или классе, то постепенно неудачи в учебе, приводят к тому, что он становится равнодушным и пассивным. Все это негативно сказывается на самооценке, она занижена. Если ребенок обучается в специализированно школе или классе, под руководством педагога, психолога и дефектолога, окружающая его обстановка благоприятна и доброжелательна, то уровень самооценки постепенно повышается до адекватного, возрастает чувство собственного достоинства.
Еще одной особенностью самооценки детей с ЗПР является то, что она во многом основана на мнении окружающих людей. В случае, если окружающие дают положительную оценку достижениям ребенка с ЗПР, то самооценка у него близка к адекватной, а если взрослые постоянно напоминают ему о его неуспешности, невозможности выполнить даже простое задание, то самооценка неадекватна и занижена.
В настоящее время существуют исследования, которые показывают также связь между оценками педагогов, самооценками детей с ЗПР и межличностными отношениями детей. Связано это с тем, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.
Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре-зультаты констатирующего эксперимента)
Сравнительное исследование сформированности элементов самосознания дошкольников с нормальным и задержанным интеллектуальным развитием проводилось в три этапа. На первом этапе (2002-2003 г.г.) был изучен онтоге-нез элементов самосознания нормально развивающихся дошкольников (80 де-тей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих, в соответствии с возрастом, млад-шую, среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада) и до-школьников с ЗПР (62 ребенка в младшей, старшей и подготовительной груп-пах). Базой этого исследования было МДОУ № 68 г. Иркутска. На втором и третьем этапах проводился формирующий и контрольный эксперимент в МДОУ № 100 «Берегиня» г. Иркутска, методика проведения и результаты ко-торого будут представлены в третьей главе. В соответствии с проведенным анализом литературы были выделены сле-дующие элементы самосознания: образ «Я» (знания о своем физическом обли-ке и отношение к нему), половозрастная идентификация, отношение к взрос-лению, психологическое время личности (наличие психологического прошло-го и будущего), притязания на социальное признание, выражающееся в само-оценке, социальное пространство личности (понимание норм социального взаимодействия). При разработке и подборе экспериментальных методик мы опирались на положение, высказанное в работах И.А. Коробейникова, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, о том, что исследовательская методика должна позволять давать ответам испытуемого как количественную, так и качествен-но-уровневую оценку, причем эти оценки должны допускать возможность сопоставления. Вторым основанием для разработки методик были исследо-вания Н.Л. Белопольской, установившей, что для изучения самосознания детей дошкольного возраста необходим наглядно представленный материал.
Нами не найдено указаний на то, каким образом можно изучить знания о своем физическом облике (когнитивный компонент образа «Я») и эмоцио-нальное отношение к нему (аффективный компонент образа «Я») у дошколь-ников с нарушениями интеллектуального развития. Для этой цели была разра-ботана специальная методика.
Методика «Физическое Я»
Цель: охарактеризовать умение описывать свой внешний облик при его наглядном восприятии, знание о функциональном назначении основных частей тела, наличие первичной идентификации с полом, понимание посто-янства половой принадлежности, возможность выразить вербально эмоцио-нальное отношение к своему облику. Материал: зеркало. Проведение: Вопросы: — Ты мальчик или девочка? — А ты всегда был (а) мальчиком (девочкой)? — Зачем тебе нужны руки? Что умеют делать ноги (глаза, рот, уши, голо-ва)? — Покажи (расскажи), что есть на лице у тебя (глядя в зеркало). — Расскажи, какой ты. Критерии оценки: 1. Знание половой принадлежности: 0- не знает; 1-знает. 2. Постоянство половой принадлежности: 0-не понимает; 1-понимает. 3. Дифференцированность восприятия себя: 0 – не отвечает на вопросы; 1- называет основные части лица (глаза, рот, нос) с различной помо-щью, стимуляцией или не все из них; 2 – называет основные части лица самостоятельно, дополнительных не знает; 3 – помимо основных, с помощью называет две-три второстепенных части (уши, брови, лоб, подбородок, щеки); 4 – называет большинство второстепенных частей со стимуляцией; 5 – описывает себя. 4. Эмоциональное отношение к своему облику: 0 – при взгляде на себя в зеркало выражает недовольство; 1 – не выражает никаких эмоций; 3 – радуется своему отражению, любуется им; 5 – при описании использует определения-похвалы (красивые). 5. Знание функционального назначения частей тела: 0 – не отвечает на вопросы; 1- отвечает неточно или неправильно, на ряд вопросов не отвечает со-всем; 3 – отвечает на все вопросы односложно и не совсем точно; 5 – отвечает на все вопросы развернуто.
Если фиксируемый дословно ответ ребенка трудно отнести к какой-то определенной градации, могут быть выставлены промежуточные баллы.
По литературным данным при нормальном развитии у детей в возрасте трех лет сформирована начальная половозрастная идентификация и прибли-зительно в этом же возрасте или незначительно позже появляется возмож-ность осознавать себя не только здесь и сейчас, но и во временной пер-спективе: «Я был…», «Я буду…». Это свидетельствует о появлении психо-логического прошлого и будущего. По аналогии с термином Г.М. Бреслава «эмоциональное смещение», для обозначения сформированной возможности отвечать на вопросы о себе в прошлом и будущем, мы используем термин «временное смещение».