Развитие одаренных детей: как найти ключ к успеху

Одарённый ребёнок: особенности, проявления.

		тц "юность" д. жорновка березинского района

Способности

Прежде чем рассмотреть понятия одаренности, таланта и гениальности, стоит ознакомиться с весьма сложным образованием, являющимся совокупностью самых различных качеств личности, предоставляющих ему возможность придти к успеху в определенной деятельности. Это и есть способности. Они для человека не являются ключом к успеху. Способности – это только потенциальная возможность. Реальность же будет зависеть от трудолюбия, целеустремленности и упорства человека.

Способности формируются и продолжают развиваться на протяжении всей нашей жизни. Подтверждением тому могут служить примеры людей, которые, будучи в зрелом или даже в преклонном возрасте, добивались успехов в изобретательстве, литературе, живописи и т.д.

В основе способностей лежат природные задатки, являющиеся врожденными качествами человека, но не обязательно наследственными. Среди них:

  • музыкальный слух;
  • внушительный объем легких;
  • высокая чувствительность к различению цветов;
  • повышенная активность левого или правового полушария головного мозга и проч.

Понятия «задатки», «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» тесно связаны между собой. Без наличия тех или иных природных качеств добиться успеха человеку довольно сложно. Но и при имеющихся задатках гарантировать его нельзя. Ведь развиваться в способности они могут только в том случае, если человек будет систематически учиться и упорно трудиться. То есть в процессе получения навыков определенной деятельности.

Связанные с понятием одаренности задатки и способности имеют две разновидности. Так, они могут быть специальными. Такие способности связаны с конкретной деятельностью и проявляются в ней. Бывают они и общими. К таким способностям относят прежде всего познавательные. Необходимы они в любой деятельности. Человеку, который имеет плохую память или обладает невысоким уровнем интеллекта, не удастся стать, например, композитором, даже при имеющемся феноменальном музыкальном слухе. Именно общие способности определяют уровень эффективности и скорости получения, обработки и хранения информации. Непосредственное влияние оказывают они и на результативность взаимодействия индивида с окружающей средой и с социумом.

Вся совокупность задатков человека, предполагающая наличие у него высокого уровня общих способностей, как правило, и считается одаренностью. Что же это такое?

5 типов одаренности

  1. Академическая. Юные «академики» внимательны, отличаются хорошей памятью и живостью мышления. Им легко дается усвоение школьного материала, поэтому учеба приносит удовольствие. Именно их фото можно увидеть на школьной доске почета. Правда, когда учеба завершена, таким детям бывает трудно адаптироваться к новой реальности.

  2. Интеллектуальная. Высокий IQ, критическое мышление, повышенная концентрация внимания, наблюдательность, превосходные аналитические способности – все это особенности одаренных детей «интеллектуальной направленности». Представители этой «группы» нередко бывают любимчиками учителей. Они легко запоминают материал, хорошо учатся, но, как правило, успевают по каким-то определенным предметам – например, гуманитарным или математическим.

  3. Креативная. «Креативщики» – неординарные натуры со своим необычным взглядом на мир. У них нестандартное мышление и богатая фантазия. Им не просто уживаться как со сверстниками, так и с учителями. Школьная программа не дает им проявлять свои способности и возможности в полной мере, что нередко приводит к проблемам с учебой. Креативная одаренность – особенность будущих ученых, изобретателей или модельеров. Сюда же относятся творчески одаренные дети – будущие музыканты, художники, поэты, танцовщики или актеры. 

  4. Лидерская (или социальная). Основные черты такого типа одаренности – врожденный эмоциональный интеллект, эмпатия, хорошо развитая интуиция. Это харизматичные ребята, которые быстро находят общий язык с людьми самого разного возраста, с легкостью берут на себя ответственность, обладают хорошими организаторскими способностями, умеют руководить, только вот мотивация к учебе у них невысока. 

  5. Психомоторная. Таким чудо-детям свойственна повышенная двигательная активность, стремление к овладению сложно координированными движениями, хорошее физическое развитие. Они способны воспроизводить ритм, высокий темп движений, сохранять их точность при передвижении в пространстве. С раннего возраста таких малышей привлекают подвижные игры, спорт.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (СДВГ). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно инфантильными и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Особенности и проблемы одаренных детей

Дети с особым потенциалом – умственным или творческим – отличаются высокой познавательной мотивацией, которая выражается в увлеченности, в исследовательской активности, в чутком реагировании на новизну информации.

Как правило, такие дошкольники с первого раза понимают, когда им развернуто и логически отвечают на их вопросы. Просто, им часто не достаточно одного ответа, им хочется углубиться в тему. Соответственно, звучат следующие вопросы, догадки («А так может быть?», « А что будет, если…»).

Прекрасно, если взрослые находят желание и время развернуть беседу с «почемучкой». Но нередко они одергивают и ограничивают чрезмерно любознательного дошкольника. Особенно, когда родители загружены профессиональными делами, бытовыми проблемами…

Детская настойчивость в удовлетворении своих познавательных потребностей некоторыми взрослыми воспринимается как неуместная упертость и назойливость, и они изо всех сил стремятся «стандартизировать» малыша. Благом для такого ребенка станет посещение детского сада, где работа с одаренными детьми проводится в системе.

Выделяются и другая группа родителей. Которые заметили неординарность своего ребенка и немедленно увидели в нем будущего победителя олимпиад, изобретателя, ученого… В этом случае они нагружают дитя всевозможными развивающими занятиями. Ребенок получает переизбыток знаний, старается все усвоить… и происходит эмоциональный срыв.

Подобные жесткие требования, вместо того чтобы стимулировать, тормозят стремительное интеллектуальное развитие дошкольника и наносят вред личностному становлению. Одаренные дети отличаются повышенной чувствительностью и уязвимостью.

Завышенные ожидания родителей оказываются непосильной нагрузкой для ребенка и приводят к потере уверенности в своих силах. Вплоть до того, что дошкольник категорически отказывается заниматься еще совсем недавно так увлекающим его делом (заниматься математикой, играть в шахматы, учить иностранный язык и пр.).

Иного рода сложности могут встретиться в среде ровесников. Непонимание другими детьми интересов и высказываний особо развитого сверстника часто становятся преградой в общении и могут спровоцировать конфликты, а то и его изоляцию.

Одаренного дошкольника больше привлекает общество старших детей, как больше знающих и просвещенных. Но в этом кругу вундеркинда тоже не принимают как своего, потому как мал еще.

В интеллектуальной сфере одаренные дети значительно опережают свой возраст, но в эмоционально-личностной сфере развитие большинства таких деток соответствует возрастному стандарту.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия

Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Психологические особенности:

1. Способность быстро и надолго запоминать при слабости кратковременной памяти
2. Быстрая концентрация внимания, сосредоточенность, наблюдательность при выполнении любимого дела. Избирательность внимания
3. Развитое воображение. Оригинальность воображения. Творчество – компонент одарённости
4. Высокая способность к анализу и синтезу. Уровень интеллекта – выше среднего.
5. Высокая продуктивность мышления, работоспособность, повышенная активность
6. Гибкость мышления
7. Неприятие стандартов, типичных заданий, готовых ответов. Наличие «своей логики». Умственная самостоятельность, смелость мысли
 

Личностные характеристики:

1. Самостоятельность, независимость
2. Повышенная эмоциональность
3. Упрямство, самолюбие, эгоцентризм
4. Неорганизованность, но в тоже время внутренняя ответственность перед собой
5. Врождённое чувство юмора, находчивость
6. Склонность к самоанализу, самооценке
7. Высокая критичность к результатам собственного труда. Стремление к совершенству
8. Общение преимущественно со взрослыми или со сверстниками с более высоким интеллектом.

Взаимодействие с одарёнными детьми.

    Как не парадоксально, но одарённые дети по решению Всемирной организации здравоохранения, входят в «группу риска»

Следовательно, им необходимы особое внимание, специальные программы и даже специально подготовленный педагог.
   Важно, обнаружив у ребёнка признаки одарённости, не упустить их.
1. Более внимательно наблюдать за своим ребёнком. Прослеживать ход развития незаурядных проявлений ребёнка.
2.  Зная и учитывая  индивидуальные особенности ребёнка, проявления его одарённости, иметь с ним отношения, поддерживающие и развивающие способности.
3

Поддерживать потребности ребёнка в любознательности, познавательный интерес.   Предлагать  нестандартные задания, вместе находить ответы  на все их вопросы.
4. Поддерживать  творческие проявления.
5. Учить соответственно ситуации выражать свои эмоции, контролировать отрицательные эмоции.
6. Обучать сотрудничеству, умению строить взаимоотношения с окружающими.
7. Приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем

Прослеживать ход развития незаурядных проявлений ребёнка.
2.  Зная и учитывая  индивидуальные особенности ребёнка, проявления его одарённости, иметь с ним отношения, поддерживающие и развивающие способности.
3. Поддерживать потребности ребёнка в любознательности, познавательный интерес.   Предлагать  нестандартные задания, вместе находить ответы  на все их вопросы.
4. Поддерживать  творческие проявления.
5. Учить соответственно ситуации выражать свои эмоции, контролировать отрицательные эмоции.
6. Обучать сотрудничеству, умению строить взаимоотношения с окружающими.
7. Приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем

Типы и виды одарённости:

В психологии различают потенциальную и актуальную одарённости, а также скрытую и возрастную.

Считается, что потенциальная одарённость присуща многим, актуальная – малому количеству.

Потенциальная одарённость – наличие у ребёнка определённых психических предпосылок для высокой успешности, которая не реализуется в данный момент. Актуальная одарённость – наличие у ребёнка достигнутых показателей. Скрытая одарённость – непроявленная одарённость. Возрастная – связана с определённым возрастом, но затем может исчезнуть.

Виды одарённости:

— Академическая (к приобретению и усвоению новых знаний, способность активно учиться)- Интеллектуальная (способность к учебной, мыслительной деятельности, решению любого рода задач)- Творческая (способность создавать, изобретать что-то новое в разных сферах жизнедеятельности: сочинение музыкальных произведений, творческие работы по ИЗО и т.д.) По направлениям творческой деятельности — художественная, музыкальная, артистическая, техническая.

— Сенсомоторная (достижения в спорте, танцевальном искусстве, технике игры на музыкальных инструментах, изготовлению изделий своими руками)
— Социальная или лидерская (успехи в общении, взаимодействии с людьми)
 

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются. 

«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий. 

Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения. 

Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому. 

Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.

Повышенная потребность во внимании взрослых

Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии

Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 

Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет. 

Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать. 

Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее. Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы

Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок

Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности

Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Вопрос 4. Мифы об одаренных людях

Если обратиться к понятию «личность», то можно рассуждать о ее особенностях с позиции разных ученых. Так, например, А.Н. Леоньтев рассматривал «Личность – как субъект деятельности. Также, он высказывал мнение о том, что «Личность – это человек как существо общественное». И так далее. 

Личность одаренного ребенка развивается по общим законам психического и психологического развития человека.

В то же время, одаренный ребенок и одаренный взрослый имеют специфические траектории и особенности развития личности. Ряд из них – могут выступать факторами риска или катализаторами процесса реализации феномена одаренности.

Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии у человека не только высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, но и о том, что системные, интеграционные процессы “внутри” самой личности, внутри субъекта интенсивны и вовлечены в процесс самореализации её потенциала.

Вспомнив, что современные позиции психологии состоят в том, что одаренность – это системное образование психики, можно полагать, что развитие этого феномена также имеет системный характер.

Поэтому правильнее говорить и определять для ребенка –  ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ   НЕ ОДАРЕННОСТИ ,  А ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ!

Часто можно слышать изречения об одаренных людях, которые, с научных позиций, являются мифами.

Вот лишь некоторые из них:

Миф 1.  Интеллектуально высокоодаренные дети обладают потенциалом, который делает их одинаково одаренными во всех сферах.

Миф 2.  Высокая одаренность является врожденной и на ее развитие окружающая среда не влияет (игнорируется роль социума).

Миф 3. Одаренность обусловлена интенсивным ранним обучением, деятельностью учителей, родителей,  является результатом упорной работы (игнорируется генетический аспект).

Миф 4.  Высокоодаренные дети – продукт честолюбивых родителей, желающих греться в лучах славы детей.

Миф 5. Высокоодаренные дети обладают хорошим душевным здоровьем. 

Миф 6. Все дети – одаренные.

Миф 7. Высокоодаренные дети становятся знаменитыми взрослыми.

Миф 8. Высокоодаренные дети – психически не здоровы.

Виды одаренности

Психолог В.И. Панов выделил следующие виды одаренности детей и их характеристики:

  1. Общая. Все способности развиты одинаково хорошо, индивид может добиться успеха во всем.
  2. Художественная. Бывает музыкальной, изобразительной, сценической. Встречаются смешанные типы, например, художественно-литературная.
  3. Практическая. Воспитанник отличается высокой осведомленностью в своих достоинствах и недостатках, умении использовать как слабости, так и сильные стороны. Этот вид часто остается незамеченным. Или его принимают за социальный тип, частью которого он и является.
  4. Общая интеллектуальная и академическая. Личности с таким типом способностей быстро овладевают понятиями, легко запоминают, анализируют, перерабатывают информацию. Это позволяет добиваться успеха во многих видах деятельности.
  5. Специальная. Выдающиеся знания, умения, навыки, способности в одной из сфер. Ученик легко решает проблемы, придумывает стратегии поведения в рамках конкретной деятельности.
  6. Творческая одаренность. Это нестандартное мышление, поведение, восприятие – вот что отличается школьника с таким типом развития способностей. Он выделяется из толпы, кто-то считает его странным, а кто-то называет неудачником. Это любознательные личности с выраженной познавательной активностью. Творчество может раскрыться в любой деятельности.
  7. Интеллектуальная одаренность. Это способность добиваться больших высот в обучении. Такие ученики легко и с интересом анализируют информацию, изучают и сравнивают факты. У них высокий уровень интеллекта.
  8. Академическая. С интересом и легкостью усваивают школьную программу. Из таких воспитанников получаются хорошие специалисты.
  9. Спортивная. Быстрые, ловкие, сильные, умелые – так можно охарактеризовать этих учеников. Их спортивные достижения выделяются на фоне показателей остальных воспитанников.
  10. Организаторская. По-другому ее называют лидерской или социальной. Этот вид помогает ладить с людьми, организовывать их для какого-то дела, помогать им. Такие индивиды в будущем могут найти себя в педагогике, психологии, социальной работе.

Для ученика с лидерскими способностями характерны следующие особенности:

  • высокий уровень интеллекта;
  • умение принимать решения;
  • ответственность;
  • высокая способность к адаптации;
  • умение работать с абстрактными понятиями;
  • уверенность;
  • терпимость;
  • альтруизм;
  • толерантность.

Кроме названных 10 видов психологи выделили еще один тип – скрытая одаренность. Ученик отличается от остальных, его деятельность своеобразна, но это не выделяется явно. Обычно такие личности одержимы каким-то одним делом, это похоже на фанатичное отношение к чему-либо.

Психология рассматривает одаренность как отклонение в психическом развитии. Одаренность в психологии – это пример положительной девиации, то есть это отклонение от нормы, но в лучшую сторону. Однако оно скрывает риски и опасности, особенно при дисгармоничном развитии.

Одаренные дети

Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:

— Художественная

— Творческая

— Интеллектуальная

— Лидерская

— Академическая (научная)

«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.

Восемь интеллектуальных сфер

Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:

1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.

2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.

3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).

4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами. 

5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.

6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).

7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.

8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.

Различия между умными и одаренными

Гениальность

Подобное явление также связано с уровнем способностей человека. Тем не менее встречается оно в жизни довольно редко. С одной стороны, одаренность и гениальность – понятия, тесно связанные друг с другом. С другой – последнее из них представляет собой явление, выходящее за пределы верхних значений психической нормы. Именно поэтому люди с такими способностями встречаются в жизни очень редко.

Гениальность, несмотря на то что находится вне пределов нормы, вовсе не является болезнью или патологией. Просто способности человека в этом случае значительно превышают ту стандартную норму, которая принята в обществе. Они позволяют гениям добиваться успеха сразу в нескольких сферах деятельности. Кроме этого, такие люди, как правило, оказывают влияние на процесс развития человеческого общества. И если талантливый человек от способного отличается уровнем своих возможностей в количественном выражении, то гениальный обладает уже качественными различиями. Ведь он имеет высший уровень возможностей человека.

Гением можно назвать того, кто:

  • обладает необычным восприятием окружающего;
  • нестандартно мыслит;
  • имеет высочайшую степень креативности, которая проявляется спонтанно, что позволяет новым оригинальным идеям рождаться естественно и просто;
  • обладает интуитивным мышлением, опережающим рациональное.

Для гениальных людей характерны такие черты, как увлеченность и заинтересованность, что нередко переходит в одержимость. Они могут добиться успеха на любом поприще, причем благодаря не только одаренности и таланту, но и целеустремленности, упорству и трудолюбию.

Что такое детская одарённость

Одаренные дети — это не вундеркинды, которые на уровне взрослого эксперта пишут стихи, доказывают теоремы или играют на скрипке. Гениев — единицы, а одаренных детей много.

По определению «Рабочей концепции одаренности», такой ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или имеет внутренний потенциал к достижениям. Если ребенок еще не достиг высот, но специалисты видят, что он может это сделать при определенных условиях, его тоже называют одаренным. 

Одаренность бывает общей и специальной — дети могут лучше других обучаться и усваивать информацию, а могут проявлять способности только в музыке, художественном творчестве или математике. Реже встречаются выдающиеся лидерские качества или коммуникативные способности.

Американский психолог Джозеф Рензулли считает, что одаренность возникает на стыке трех следующих факторов: способности выше среднего, повышенная мотивация к решению задач и креативность. 

При этом ни один из этих факторов не достаточен, чтобы «создать одаренность» — педагогам важно при работе с детьми обращать внимание на каждый из них. 

Одаренность — лишь возможность достичь успеха в какой-то области. Но ничего не произойдет без приложения усилий, труда, поддержки и готовности продолжать движение вперед после первых неудач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: