Курсовая работа (практическая часть) «особенности памяти младших школьников»

1.3 характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте

Пути развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников основывается на:

  • ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
  • выстраивании системы различных способов запоминания;
  • выполнении тренировочных упражнений.

Приемы и способы запоминания

Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.

  1. Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
  2. Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
  3. Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
  4. Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
  5. Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
  6. Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
  7. Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
  8. Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
  9. Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
  10. Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
  11. Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
  12. Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
  13. Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.

Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.

Факторы эффективности запоминания

Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.

  1. Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
  2. Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
  3. Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
  4. Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

На этапе перехода от дошкольного периода к младшему школьному у ребенка отмечаются такие особенности памяти и процесса запоминания:

  • преобладает наглядно-образная память;
  • отмечается склонность к механическому заучиванию путем многократного повторения;
  • легче запоминается конкретная информация, чем устные объяснения или абстрактные определения;
  • дети долго помнят тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик;
  • благодаря повышенной любознательности дети запоминают интересующую информацию легко и быстро;
  • чем больше органов чувств задействовано в процессе заучивания, тем лучше все запомнится.

За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения:

  • отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;
  • начинается формирование словесно-логической памяти.

Первое время после поступления в 1 класс малыш пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще зазубрить материал, не вникая в его смысл.

У учеников начальной школы постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.

Направления развития памяти

Занятия в школе дают возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, включая речь, память, воображение, мышление, восприятие, внимание. В их процессе происходит формирование умения подчиняться правилам игры, поскольку от точности соблюдения правил будет полностью зависеть успех всей игры

Правила игры могут оказать воздействие на развитие произвольного поведения и организованности у ребенка в младшем школьном возрасте.

Память младшего дошкольника развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Ребенок непроизвольно запоминает учебный материал, который вызывает у него интерес. Как правило, информация должна быть преподнесена в форме игры и должна быть связана с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями.

В отличие от дошкольников, младшие школьники уже начинают целенаправленно и произвольно запоминать материал, который не представляет для них интереса. С каждым годом все в большей степени процесс обучения выстраивается с опорой на произвольную память. Дети в этот период уже обладают хорошей механической памятью. Многие начинают механически заучивать учебные тексты, что приводит к большим сложностям в средних классах, когда материала становится больше, и он усложняется.

Развитие смысловой памяти в этом возрасте предопределяет возможность для освоения достаточно широкого круга мнемонических приемов, которые представляют собой рациональные способы запоминания. Школьники запоминают материал в том случае, когда осмысливают его и понимают.

Интеллектуальная работа уже начинает иметь характер мнемонической деятельности, а мышление и смысловая память становятся неразрывно связанными. Младшие школьники уже могут успешно запоминать и воспроизводить непонятные тексты, поэтому учителя и родители должны контролировать не только результат (правильность ответа, точность пересказа), но и сам процесс (каким образом, ребенок запомнил материал).

Специфика развития памяти младших дошкольников

Приступая к обучению, ребенок младшего школьного возраста уже способен как произвольно, так и осмысленно запомнить информацию или образ, но данная способность у него еще слабо развита. Для ребёнка в возрасте 7-8 лет гораздо проще выучить (вызубрить), чем осмыслить материал. В этом случае возникает ситуация, в которой использование самих способов запоминания предполагает затраты большего количества энергии, чем запоминание без него. По этой причине применение инструментов обработки материала для увеличения эффективности запоминания, как правило, имеет противоположный результат, что представляет собой временное явление.

По завершению младшего школьного возраста (10-11 лет) продуктивность опосредованной памяти становится стабильно выше, чем продуктивность непосредственной памяти. Как и любой психический процесс, память в младшем школьном возрасте существенно меняется.

Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Еще А. Н. Леонтьев писал, что у детей этого возраста более развита наглядно-образная память (факты, лица, конкретные сведения, предметы, события). Наряду с этим в ходе обучения формируются благоприятные условия для того, чтобы происходило развитие более сложных форм словесно-логической памяти.

Л. С. Выготский указал также на то, что у младшего школьника растет объем памяти, при этом сам процесс развития имеет неравномерный характер. Этот период называют часто вершиной детства, поскольку человек сохраняет много детских качеств:

  • Взгляд на взрослых людей снизу-вверх,
  • Наивность,
  • Легкомыслие,
  • Детская непосредственность,
  • Своеобразная логика мышления.

Учение для такого ребенка представляет собой значимую деятельность. В школе он получает возможность приобрести не только новые знания и умения, но и получить соответствующий социальный статус. Происходит изменение интересов, ценностей ребенка, всего уклада его жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: