Влияние стереотипов
Существует множество исследований, посвященных влиянию стереотипов на наше восприятие. Психолог из Принстонского университета, Сьюзан Фиске, исследовала воздействие расовых стереотипов на функцию амигдалы — части мозга, ответственной, среди прочего, за переживание страха.
В рамках этого эксперимента двум группам участников с европейским происхождением были показаны фотографии людей с кожей другой расы. Первой группе был задан вопрос о том, сколько лет людям на фотографиях. В этом случае амигдала реагировала активно, проявляя признаки страха. Во второй группе участникам задавали совершенно другой вопрос: «Какой овощ, по вашему мнению, эти люди предпочитают?» В этом случае активность амигдалы снизилась, и ученые наблюдали, что участники перестали испытывать страх. Фиске предполагает, что в случае второй группы респонденты рассматривали людей на фотографиях в более обыденном контексте, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. При таком подходе опрашиваемые начали неосознанно устанавливать общие черты с субъектами фотографий, предполагая, что, возможно, им нравятся те же продукты.
Попытки угадать личные предпочтения позволили респондентам рассматривать людей на фотографиях как уникальных индивидуумов. Однако, в случае, когда вопрос был общим и абстрактным, они склонны были видеть их как часть общей группы, вызывая мгновенное активирование стереотипов. Этот феномен объясняется тем, что люди часто быстро прибегают к оценкам других на основе их групповых принадлежностей, будь то положительные или отрицательные стереотипы. Однако, когда начинают воспринимать индивидуумов из другой группы как уникальных личностей, стереотипы утрачивают свое влияние.
В другом исследовании, проведенном учеными из Университета Южной Джорджии в США, было выявлено, насколько сильно мы подвержены стереотипам, и как даже применяем их по отношению к себе. Эксперимент включал два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предложили выполнить математический тест одинаковой сложности. Перед тестом одной группе напомнили стереотип о женщинах, а другой — об азиатах. В результате первая группа продемонстрировала низкий уровень успеха, в то время как вторая группа проявила выдающиеся результаты.
Исследования подчеркивают, как важно осознавать влияние стереотипов на наши суждения и решения. Польский социопсихолог Анри Тэшфел предложил объяснение тому, что делает человеческую психологию склонной к использованию стереотипов
Основываясь на своей теории социальной идентичности, Тэшфел утверждает, что для человека важно ощущать свою принадлежность к определенной группе. Это придает чувство принятия и помогает определить собственное место в обществе. Согласно этой теории, люди обычно склонны разделять других на «своих» и «чужих».
Польский социопсихолог Анри Тэшфел предложил объяснение тому, что делает человеческую психологию склонной к использованию стереотипов
Основываясь на своей теории социальной идентичности, Тэшфел утверждает, что для человека важно ощущать свою принадлежность к определенной группе. Это придает чувство принятия и помогает определить собственное место в обществе
Согласно этой теории, люди обычно склонны разделять других на «своих» и «чужих».
Для демонстрации своей идеи Тэшфел провел эксперимент, в котором он разделил мальчиков одного возраста, учащихся в одной бристольской школе, на две группы. Каждому участнику эксперимента Тэшфел задал несколько вопросов, и затем он заявил, что первая половина предпочитает творчество Кандинского, в то время как вторая половина выбирает другого абстракциониста по имени Кале (хотя вопросы не имели никакого отношения к искусству). Затем он предоставил им сумму денег, которую они должны были распределить между собой по какому-либо признаку. В результате участники эксперимента отдавали большее количество денег членам своей, искусственно образованной Тэшфелом, группы. Этот эксперимент продемонстрировал, что даже когда группы образованы случайным образом, мы автоматически начинаем более благосклонно относиться к «своим», чем к «чужим».
Гениальность — это болезнь
— В своей книге «Мозг против мозга» вы утверждаете, что на вопрос, можно ли мозг познать с помощью равнозначного ему инструмента изучения — другого мозга, — пока ответа нет. Может быть, искусственный интеллект поможет в этом?
— Почему-то я не очень верю в очередной всплеск радости, теперь по поводу искусственного интеллекта. Объясню. Можете ли вы назвать пример того, как человек создал большое состояние, крупное дело, работая правильным, логическим образом? Беда искусственного интеллекта и огромное преимущество человека заключается в том, что человек может делать ошибки. Люди способны на безумные идеи, нелогичные поступки.
Статья по теме
Овощи для сердца и мозга. Какие дары природы полезны больше других?
Пока мы не познали до конца человеческий мозг, вряд ли сможем создать что-то лучше него — это маловероятно. До сих пор мы никакими средствами не можем усовершенствовать его работу. Нет таких лекарств! Мы можем в какой-то момент подстегнуть мозг, чтобы он работал более интенсивно, или сделать так, чтобы он расслабился. Но любые изменения в мозге, которых мы добиваемся с помощью препаратов, алкоголя, наркотиков и т. д. в итоге ведут к его разрушению.
— Говорят, что мозг Пушкина, если посмотреть на него в микроскоп, скорее всего, ничем не отличался от мозга других людей. А вот взаимодействие между элементами мозга, его «химия» (или, если хотите, «магия») были другими… Вы отмечали, что особенности строения мозга и его объём никак не соотносятся с поведением и одаренностью личности.
— Я видел «вживую» образцы мозга Ленина и Владимира Бехтерева. За все время их исследования учёные так и не нашли разницы в строении мозга гения и обычного человека. Скорее всего, различия здесь происходят в очень тонком, пока неуловимом нами взаимодействии между нейронами. Плюс, возможно, играет роль какая-то патология. Сама по себе патология не сделает человека гением. Но Достоевский, например, не хотел лечить свою эпилепсию, потому что считал, что тогда потеряет возможность писать. И, вполне вероятно, он был недалек от истины. Гениальность — это болезнь. Гений принимает решения, ошибочные с точки здравого смысла.
Пища для размышления. Какие продукты вредят мозгу и интеллекту?
Подробнее
— От чего же тогда зависят личные способности человека, его одаренность? Генетики считают, что виной тут гены, информация, записанная в ДНК.
Когнитивное (познавательное) развитие
Дети появляются на свет готовыми реагировать на окружающую среду, посредством уже развитых и заложенных в них навыках: взгляд, зрительное слежение, слух, сосание, хватание и плач. На их основе строится когнитивное развитие младенца, которое обеспечивает представление детей о предметах, людях и их самих, создаются элементарные схемы (модели) этого мира. Все это является истоком зарождающегося интеллекта ребенка.
Что происходит в сознании новорожденного? Например, он пытается понять, что за ощущения происходят внутри его тела (пищеварение). Вы можете определить такие мыслительные процессы по лицу ребенка в момент бодрствования.
С рождения младенец живет только в настоящем, поэтому предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для него существовать: он не ищет спрятанную игрушку, не узнает знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). И лишь к двум месяцам у ребенка начинает развиваться понятие «постоянства объектов», он узнает знакомые предметы, например, оживляется при виде бутылочки с молоком или тех, кто за ним ухаживает.
Малышам быстро надоедает смотреть на одно и то же изображение или играть с одной игрушкой. Они привыкают к повторяющимся видам и звукам. Если у ребенка есть выбор между знакомой и новой игрушкой, то большинство младенцев выбирают новую, даже если она незначительно отличается от старой. У совсем маленьких детей потеря интереса выражается в том, что они отворачиваются.
В течение первых двух месяцев появляется подражательное поведение (имитация), младенцы имитируют выражения лиц окружающих людей.
Разновидности когнитивных способностей
К этой группе относятся следующие навыки:
Внимание и концентрация – умение сосредотачиваться на конкретном занятии, не отвлекаясь на внешние факторы.
Гнозис, или восприятие – способность получать информацию извне.
Память – запоминание, хранение и вспоминание данных в нужный момент.
Праксис, или действие – умение применить знание, а не только запоминание теории.
Мышление, или логика – обработка информации, создание собственных выводов, обобщение, сравнение и другие процессы.
Воображение – способность представлять, фантазировать, мечтать, то есть строить свои образы.
Принятие решений – выбор правильного варианта из нескольких альтернативных.
Теперь давайте представим человека, у которого развиты все эти навыки. Он легко запоминает большой объем информации либо отсеивает то, что не нужно помнить. Умеет концентрироваться, не теряет нить разговора и всегда понимает смысл текста, который только что прочитал, потому что не отвлекается. Самостоятельно делает выводы, обладает творческими способностями.
Все эти навыки связаны между собой. И если знать, как их развить, любой человек станет таким. Если вы развиваете концентрацию, то улучшается и ваша память. А если запомните много информации, то сможете лучше делать выводы и выбирать. Также в этом вам помогут специальные методы, о них я писала в статье о том, как принимать решения.
Теория когнитивного развития по Жану Пиаже
Заслуга Пиаже заключается в том, что он подошел к вопросу развития мышления у детей как к центральному процессу их развития, в котором ребенок выступает как активный его участник, любознательный и экспериментирующий исследователь-ученый, ставящий опыты и взаимодействующий с окружающим миром. В ходе этого исследования и интеракции с окружающей действительностью ребенок развивает свои когнитивные способности и приобретает ценные навыки осмысления мира и явлений.
До этого в данной теме главенствовала дискуссия о том, какие факторы предопределяют развитие и характеристики человека – «природные» факторы: врожденные свойства и биологическое созревание, либо «приобретенные»: выученные и приобретенные свойства, влияние среды (nature vs nurture). Данная дихотомия является ложной, т.к. и те, и другие факторы играют свою роль.
Подход Жана Пиаже отталкивается от другой предпосылки – в центре оказывается вопрос о том, какие открытия делает ребенок в своем развитии и какие навыки приобретает в процессе. Стадии развития, которые выделил Пиаже, отражают главные вехи этого пути. Их всего четыре.
Но, прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению каждой из них, необходимо уточнить несколько важных понятий, введенных швейцарским психологом. Пиаже считал, что на основе своих экспериментов и взаимодействия ребенок строит некие теории или идеи, которые Пиаже назвал схемами (нем. schema, schemata). Это концепции или ментальные конструкции (модели), которые ребенок использует, чтобы категоризировать и интерпретировать информацию. Например, если в опыте малыша были собаки, у него есть схема для них, и, встречаясь с новыми собаками, он будет узнавать в них именно таких животных.
Созданные схемы могут видоизменяться и дополняться двумя основными способами:
- Ассимиляция – процесс усвоения информации, похожей или сравнимой с имеющейся. При этом ребенок добавляет новую информацию в уже существующую схему. Например, у ребенка были в опыте большие мохнатые собаки, но видя в первый раз чихуахуа, он соотносит такого песика с привычными собаками в своей схеме.
- Аккомодация – процесс изменения имеющихся схем на основе новой информации. В этом случае новые данные не вписываются в старые схемы – для них пока не существует подходящей модели, и человек модифицирует свое понимание. Например, ребенок может называть лису собакой, потому что у него есть схема лишь для последних. После того как родители его поправляют и объясняют, что это лиса, а не собака, он корректирует свои схемы.
Данные процессы присущи не только малышам, познающим мир, но и взрослым. Эти два процесса имеют место на протяжении всех четырех стадий развития, выделяемых Пиаже.
Прослушивание классической музыки развивает детский интеллект
Как считают авторы российского исследования нейромифов в образовании, этот миф можно отнести к безобидным. Его суть: если включать младенцам музыку Моцарта и других классиков, это поможет развитию мозга и гарантирует высокий интеллект в будущем.
На YouTube можно найти множество записей классической музыки, якобы предназначенной для интеллектуального развития
Почему это миф
Исследования свидетельствуют, что не только простое прослушивание музыки, но даже регулярные занятия ею не влияют на академические результаты детей. Ни одного научного исследования в поддержку «эффекта Моцарта», подчёркивают учёные, нет. Но идея остаётся популярной. Впрочем, вряд ли её использование кому-то вредит.
5.Токсический стресс
Токсический стресс повреждает развивающуюся архитектуру мозга, что может привести к долгосрочным проблемам в обучении, поведении, физическом и ментальном здоровье
Проживание стресса является важной частью развития человека. Активация стрессового ответа представляет собой целый ряд физиологических реакций, которые подготавливают теле к встрече с угрозой
Однако, в случае когда эти ответы остаются в активированном состоянии длительный период времени без поддерживающих взаимодействий, помогающих с ним справиться, возникает токсический стресс. Это может нарушить развитие нервных связей, особенно в областях мозга, отвечающих за навыки высшего порядка.
Рис 5. В мозге под воздействием токсического стресса наблюдается недоразвитие нервных связей в областях мозга, наиболее важных для успешного обучении и поведения в школе и на рабочем месте Radley et al (2004); Bock et al (2005). Center on the Developing Child
Ученые знают, что хронический негативный стресс в раннем детстве, вызванный недостаточным уходом, выраженной материнской депрессией, насилием, может быть токсичным для развивающегося мозга. В то время как позитивный стресс (умеренные, кратковременные физиологические ответы на неблагоприятные факторы внешней среды) является важным и необходимым аспектом здорового развития, токсический стресс – это сильная неконтролируемая активация стрессовой системы. В отсутствие буферной поддержки со стороны взрослых токсический стресс вызывает гиперактивность стрессовой системы, что приводит к повышенному риску психических заболеваний, тревожности, депрессии, ожирения, сахарного диабета, артериальной гипертензии в долгосрочной перспективе. Stavrou S. et al. Paediatric stress: from neuroendocrinology to contemporary disorders // Eur. J. Clin. Invest. 2017.
В следующих статьях я расскажу, какие варианты стресса существуют, как именно стресс мамы во время беременности влияет на развитие плода и программирует долгосрочные функции организма, каким образом можно исправить влияние внутриутробного стресса на ребенка, и как справляться со стрессом.
comments powered by HyperComments
Что происходит с мозгом и как он стареет
Для начала разберемся, почему важно заботиться о мозге в любом возрасте. Примерно в 30–40 лет объем серого вещества начинает уменьшаться, а к 60 годам этот процесс ускоряется
Причем лобные доли и гиппокамп, отвечающие за когнитивные функции, меняются быстрее остальных. Снижается и выработка серотонина, дофамина, норадреналина и ацетилхолина — гормонов, которые отвечают за радость, память, умственные способности и творчество.
По мере старения, клетки мозга производят соединение бета-амилоид, которое провоцирует развитие различных нейродегенеративных заболеваний, например болезнь Альцгеймера.
Фото: pexels.com
Хорошая новость в том, что если в течение жизни заботиться о мозге, то его физиология может не слишком измениться, а то и улучшиться! Нейробиологи говорят, что мозг остается относительно пластичным, а это означает, что он способен перенаправлять нейронные связи, чтобы адаптироваться к новым вызовам и задачам.
Фото: freepik.com
Что ещё сделать для поддержания здоровья мозга
Как проходит развитие способностей мозга
Когнитивные функции формируются в первые дни нашей жизни, когда мозг начинает получать информацию о внешнем мире. У ребенка развитие когнитивных способностей проходит в 3 этапа.
- Наглядно-действенный (от 0 до 3 лет). Дети учатся восприятию: различать вкусы, запахи, внешний вид. Изучают функции папы и мамы, а также их характеры. Именно поэтому дети по-разному ведут себя с родителями: например, с мамой капризные, а с папой послушные.
- Наглядно-образный (от 3 до 7 лет). В этом возрасте развивается логическое мышление. Ребенок уже научился выполнять несложные задачи и начинает активно тренировать память и воображение. Это становится причиной детских выдумок и неправдивых историй. Это не значит, что ребенок врет, а лишь свидетельствует о росте его когнитивных способностей.
- Отвлеченный (от 7 лет). Ребенок учится представлять, понимать абстрактные понятия, то есть пытается на основании полученной за прожитые годы информации придумывать что-то свое.
Чтобы помочь развитию когнитивных способностей детей, необходимо ежедневно уделять им внимание, водить на различные кружки и обучать принятию решений на собственном примере. В дальнейшем человек будет улучшать свои навыки самостоятельно
Как Пиаже разработал теорию?
Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов. Свой первый научный труд он опубликовал, когда ему было всего 11 лет. Его интерес в сфере интеллектуального развития детей появился, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, создателей знаменитого IQ теста.
Интерес психолога к когнитивному развитию появился, когда он наблюдал за собственным детьми. Эти наблюдения укрепили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум — это не просто маленькая версия разума взрослого человека.
Жан Пиаже выдвинул теорию, что интеллект — это то, что растет и развивается поэтапно. Дети постарше не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Существуют многочисленные различия между мышлением детей младшего и старшего возраста.
Основываясь на своих наблюдениях, психолог пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто мыслят по-другому.
Когнитивное развитие включает в себя изменения в интеллектуальном процессе и способностях ребенка. Теория развития включает в себя четыре этапа:
Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному
Этот популярнейший нейромиф мы уже разбирали. Его суть в следующем: якобы для каждого человека характерен определённый стиль обучения. Какой именно, можно выяснить по излюбленному формату получения информации. Визуалы любят картинки, аудиалы охотнее всего воспринимают информацию на слух, вербалы предпочитают читать и записывать выводы, кинестетики опираются на осязание и обоняние. Эффективнее всего обучение идёт, если каждый получает задания в подходящем именно ему формате.
Почему это миф
Теорию стилей обучения не подтверждают ни поведенческая психология, ни нейронауки. Людям, конечно, свойственно иметь предпочтения в форматах обучения — кто-то любит аудиокниги, кто-то предпочитает видео и так далее. Но к образовательным результатам личные вкусы не имеют отношения. Многие психологические исследования показали, что обучение в любимом формате не более результативно, чем в других. Практика подтверждает: за годы тестирований на стиль обучения в США и других странах этот подход не дал сколько-нибудь заметных результатов.
С точки зрения нейронаук об образовании разделять людей по стилям обучения вообще бессмысленно, так как ответственные за разные сенсорные процессы нейронные сети связаны. Как в интервью Skillbox Media исследователь из Высшей школы экономики Андрей Фабер, с позиции нейробиолога более правильным кажется, чтобы каждый ученик использовал в обучении как можно больше возможных форматов. Тем больше нейронных путей будет задействовано, и, вероятно, тем лучше усвоится информация.
Насколько миф популярен
Можно сказать, что наряду с идеей о преобладающих полушариях, стили обучения — нестареющая классика нейромифов. С тем, что ученики лучше учатся, если получают информацию в соответствующем их стилям обучения форматах, согласились по 97% китайских, турецких и греческих учителей в различных исследованиях 2015 года.
Феномены мышления
Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.
Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.
Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.
Как развить когнитивные способности у детей?
Когнитивные навыки важно развивать с самого детства. В наше время появилось очень много модных игрушек, герои из мультиков, «живые» куклы, коллекционные машинки… но не нужно пренебрегать простыми методами развития, играми с подручными домашними материалами. Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:
Когнитивные способности у маленьких детей можно развивать следующими способами:
игры с крупами и пуговицами (конечно же, под присмотром и контролем взрослых), пересыпание материалов из контейнера в контейнер.
Например:
- Игра «Ищем секрет», спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их.
- Игра «Пластилиновые фантазии», крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином.
игры с водой (разливание по емкостям, водные игровые наборы для детей, настольные водяные игры)
Постепенно игры и занятия усложняются и направлены на развитие моторных навыков и речи:
- рисование и раскрашивание;
- составление пазлов, мозаики;
- вырезание изображения по контуру;
- конструирование;
- заучивание стихов;
- чтение и пересказ;
- нахождение отличий в двух одинаковых изображениях;
- сочинение историй.
Так же, не нужно пренебрегать специальными упражнениями для развития когнитивных способностей вашего ребенка:
Что такое когнитивные способности
Дня начала прочтите предложение.
Вы прочли его за долю секунды и осознали его смысл куда быстрее. Но что происходило за это время в вашем мозге? Наши глаза — это просто видеокамера, по нынешним временам не самая технологичная. Они улавливают свет и превращают его в поток сигналов. Чтобы обработать и воспринять это изображение, нужен мозг. Итак, вы распознали очертания букв и сравнили их с теми, что хранятся в вашей памяти. Так непонятные значки обрели свой тип, эта закорючка — буква «Г». Вы знаете об этом, потому что в вашем мозге огромная картотека похожих силуэтов. Вы можете узнать букву «Г», каким бы шрифтом она не была написана. И этот процесс называется «восприятие». Глаза просто видят букву, но у вашего мозга на неё заведено целое дело, он знает, что это буква славянского алфавита, что она может обозначать глухой и звонкий звук. И так с каждой буквой слова.
Вы складываете буквы в слово и воспринимаете его, а затем и всё предложение. Вы осознаёте его смысл, улавливаете предупреждение, потому что включилось в процесс мышление. Человеческий мозг выполняет работу, которую не может повторить ни одна нейросеть за доли секунды, ваш мозг невероятно силён, но и он не может улавливать абсолютно все сигналы. Говоря простым языком, он просто «перегорит». Поэтому мы постоянно используем ещё одну способность —
внимание, чтобы отделять важное от неважного. Описанные способности: память, восприятие, мышление, внимание — называются когнитивными способностями или когнитивными функциями. Эти способности делают человека разумным, однако если физиологически все люди примерно одинаковы, то способности мышления у нас разные
Даже люди одной расы и возраста, принадлежащие к одной семье, могут сильно отличаться друг от друга. Во многом развитие когнитивных способностей у детей влияет на выбор профессии и качество взрослой жизни
Эти способности делают человека разумным, однако если физиологически все люди примерно одинаковы, то способности мышления у нас разные. Даже люди одной расы и возраста, принадлежащие к одной семье, могут сильно отличаться друг от друга. Во многом развитие когнитивных способностей у детей влияет на выбор профессии и качество взрослой жизни
Описанные способности: память, восприятие, мышление, внимание — называются когнитивными способностями или когнитивными функциями. Эти способности делают человека разумным, однако если физиологически все люди примерно одинаковы, то способности мышления у нас разные
Даже люди одной расы и возраста, принадлежащие к одной семье, могут сильно отличаться друг от друга. Во многом развитие когнитивных способностей у детей влияет на выбор профессии и качество взрослой жизни.
Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.
Что такое нейромифы и какой от них вред
В 2002 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) такое определение нейромифа:
«Заблуждение, порождённое непониманием, неверным прочтением или цитированием фактов, научно установленных исследованиями мозга».
Такие заблуждения появляются, уточняли авторы определения, когда выводы научных исследований заимствуют для использования в образовательном или ином контексте. То есть когда авторы исследований или другие люди пытаются объяснить, как научный результат применить на практике. Почему при этом возникают ошибочные толкования?
- Во-первых, выводы далеко не из каждого исследования в принципе применимы к практике. Многие научные работы — всего лишь отдельные кирпичики в здании научного знания. Их результаты помогают другим исследователям понять происходящее, но не более того. К тому же в биологических исследованиях первые эксперименты проводятся на культурах клеток, затем на животных. И на ранних этапах вообще нет уверенности, что к людям полученные результаты тоже относятся.
- Во-вторых, всегда есть проблема перевода с научного на повседневный язык. Чтобы сделать научные факты понятными для неспециалиста, их объяснение сильно упрощают. В процессе неизбежно теряются важные нюансы.
- В-третьих, исследования устаревают: предыдущие открытия опровергают или пересматривают выводы. Для такой интенсивно развивающейся области, как нейронауки, это особенно характерно. Но если основанные на каких-то исследованиях идеи стали мейнстримом, то остановить их распространение после того, как выводы этого исследования опровергли, почти невозможно. Миф продолжает жить своей жизнью.
С одной стороны, нейромифы обычно безобидны и не наносят прямого вреда. Если, конечно, они не убеждают людей отказываться от необходимой медицинской помощи или принимать лекарства без назначения.
Но у них есть косвенный вред. Например, на математических способностях ребёнка могут поставить крест, раз и навсегда причислив его к гуманитариям. Исследователи отмечают, что некоторые нейромифы «прописались» в школах ряда стран вполне официально. Их упоминают в учебниках по педагогической психологии, проводят по ним тренинги для учителей, распространяют соответствующие программы и методические пособия. Например, это произошло в девяностые-нулевые годы в США с модой на разные стили обучения. Для образовательной системы такие нововведения — лишние траты и средств, и времени, которые можно было бы пустить на что-то действительно полезное.