Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ффн 6–7 лет

Советы старшего воспитателя

Выступление на родительском собрании. Старший дошкольный возраст.

Тема: «Как развивается речь ребёнка. Правильно ли говорит ваш ребёнок?»

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях и устанавливает причинно- следственные связи.
Осуществление и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обо значающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей тела, деталей предметов, глаголов. За год словарь увеличивается на 1000 -1200 слов. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Хорошей проверкой и показателем владения словарем является умение:

  • подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) — вход -выход, хороший — плохой, быстро — медленно, говорит — молчит.
  • Подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный.)
  • Наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко)
  • Близкие по смыслу слова -синонимы (ходить-идти, шагать, топать, вышагивать)

Предлагая такие задания детям, мы узнаем каким словарем владеет.
Совершенствуется связная речь за счет простых и сложных предложений. Ребёнок правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей)Прилагательные из существительных (ключ из железа — железный, банка из стекла — стеклянная)

Однако в речи ребенка всё ещё встречаются грамматические ошибки

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец

В этом возрасте речь становится всё более четкой, достаточно развернутой, логически последовательной. Ребёнок способен передавать содержание картины, описать события.

Ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко произносит слова.
Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребёнок. У детей говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная подвижность языка могут быть причиной неправильного произношения звуков.

Смена молочных зубов на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, должны проводиться индивидуальные занятия с логопедом 2-3 раза в неделю. Эти занятия направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление, введение в речь.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас. Строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, свободно пользуется монологической речью.
Пересказывает небольшие по объему сказки, рассказы.
Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе

Речевая подготовка старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.

Коротко остановимся на них.

Первым этапом предварительным начинается обучение детей задавать вопросы, различать интонацию.

Можно предложить детям сначала прослушать интересный рассказ или историю.

Рассказ для прослушивания может быть такого характера:

Утром я шла на работу мимо фруктового ларька. Там столько разных фруктов.
Дети, а почему вы мне не ответили?
Дети: Анна Ивановна, Вы же нас не спрашивали ни о чем.
Рассказываю дальше. Среди фруктов я увидела большой зеленый и полосатый мячик. Что это, дети?
Дети: это арбуз!
Правильно, дети. А почему вы мне ответили?
Дети: потому что вы нас спросили.
А как вы догадались, что я задала вопрос?

В ходе беседы с детьми мы приходим к выводу, что при вопросе наш голос меняется, и в нем слышится понижение и понижение.

Таким образом идет работа с дошкольниками над интонацией предложения.

Следующим этапом работаем над составлением предложений.

С детьми составляется ну очень длинное предложение, которое начинается из одного слова. Постепенно каждый ребенок добавляет по своему слову, и получается предложение.

Приведем пример.

Воспитатель задает слово Колобок.
Наташа добавляет свое слово: Колобок катится.
Андрей: румяный Колобок катится.
Сергей: румяный Колобок катится медленно.
Лена: румяный Колобок катится медленно по лесу.

И так далее.

Чтобы обогащать словарь детей, тоже можно использовать речевые игры.

Воспитатель называет сказочного героя, например, зайка.
А дети должны придумать для него как можно больше прилагательных. Зайка маленький, хороший, добрый и т.п.

Так можно обыгрывать лексикой различные части речи.
Воспитатель: что мы делаем в детском саду? И дети начинают называть разные глаголы, обозначающие деятельность в саду — играем, поем, танцуем, рисуем и далее.
Во время таких игр обращаем внимание на выразительности детских высказываний. Итог. Итог

Итог

Перед поступлением в школу речевая готовность детей должна быть на должном уровне.

Если у детей старшего дошкольного возраста во время развивать устную речь, то потом не будет проблем с развитием письменной речи.

Все стороны речевого развития нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Недоразвитие одной из сторон речи будет показателем неполноценной речи в целом.

Условия организации подготовительной коррекционной работы

Эффективность логопедической коррекции ФФН, постановка звукового восприятия и произношения, создание условий для обучения ребенка в школе, усвоения им грамоты определяется соблюдением ряда важных условий организации коррекционной работы. К ним относятся:

  1. Комплексная коррекционная работа. Она включает в себя медицинское обследование, работу психолога, социального педагога и логопеда, а также работу с семьями воспитанников.
  2. Систематичность работы, ориентированная на развитие всех аспектов личности, устранение разнородных отклонений в развитии, создание условий для полноценного развития личности дошкольника с речевыми дефектами и иными патологиями.
  3. Индивидуальная направленность коррекции. Выбор методов, средств, форм работы, условий ее проведения и иных параметров зависит от степени тяжести ФФН конкретного ребенка, особенностей его физиологии, функционирования психических процессов и иных особенностей личностного развития старшего дошкольника.
  4. Наличие высококвалифицированного дефектолога, который организует и координирует коррекционную работу.
  5. Привлечение к коррекционной работе родителей и иных близких, активное включение их в коррекционный процесс и работу, направленную на формирование фонетико-фонематической стороны речи ребенка и общее развитие его личности.

Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка

Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями.
Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе.
Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация

Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории. Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения. Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.

Список литературы

Балобанова
В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей
и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Варенцова
Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,
1997.

Выготский
Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Гвоздев
А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

Гаркуша
Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с
нарушениями речи. – М., 1992.

Гусарова
Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

Ефименкова
Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

Жукова
Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. – М., 1990.

Журова
Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

Каше
Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

Каше
Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического
строя речи. – М., 1978.

Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной
логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

КоноваленкоВ.В.,
Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я,
моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.

КоноваленкоВ.В.,
Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

КоноваленкоВ.В.,
Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе
для детей с ФФН. – М., 1998.

Кобзарева
Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж,
2000.

Колесникова
Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. –
М., 1998.

Колесникова
Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша
Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

Миронова
С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

Нищева
Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб., 2001.

Нищева
Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

Новоторцева
Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

Ткаченко
Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

Ткаченко
Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

Ткаченко
Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб.,
1998.

Ткаченко
Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа. – СПб., 1998.

Ткаченко
Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.,
2000.

Тумакова
Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.

Парамонова
Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

Пожиленко
Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

Филичёва
Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и
обучение. – М., 1999.

Филичёва
Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада. — М., 1999.

Филичёва
Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.,
1987.

Филичёва
Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

Фомичёва
М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

Фотекова
Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

Швайко
Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.

Швайко
Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

Организационные аспекты коррекционной подготовительной работы в ДОУ

Коррекционная работа, направленная на подготовку старших дошкольников к школе, т.е. на освоение ими грамматической структуры языка, реализуется в виде логопедической терапии, направленной на развитие звуковой стороны речи. Если звуковая сторона речи недоразвита, то изучение грамоты становится, практически, невозможным.

Для организации логопедической коррекции создаются специальные логопедические пункты в ДОУ. Также, дети могут посещать специализированные логопедические учреждения или ДОУ коррекционного типа (при наличии определенной патологии, следствием которой является ФФН).

В ДОУ формируются следующие логопедические пункты:

  • Общеразвивающие;
  • Компенсирующие;
  • Комбинированные.

Коррекционной работе предшествует диагностирование старших дошкольников на наличие речевых отклонений, отрицательно сказывающихся на успешное включение ребенка в школьное обучение.

После проведенного обследования осуществляется организация логопедической работы, опирающаяся на разработку коррекционной программы.

В организации коррекционной работы можно выделить следующие важные аспекты:

  1. Разделение детей на мини-группы по сходной степени тяжести ФФН, сходным признакам нарушения звукового восприятия и звукового произношения;
  2. Количество дошкольников одного логопедического пункта не должно превышать 25 человек;
  3. Организация подвижных микрогрупп дошкольников;
  4. Занятия в группах не превышают 35 минут;
  5. Индивидуальные занятия не занимают более 20 минут;
  6. Имеется прямая связь между степенью выраженности ФФН и частотой проведения логопедических занятий;
  7. Организация работы с родителями: консультации по поводу речевой патологии, по вопросам ее коррекции, оповещение родителей о положительных сдвигах или, напротив, неэффективности коррекции, рекомендации по развитию речи ребенка, организация работы по повышению педагогической компетентности родителей;
  8. Коррекционная работа по продолжительности занимает не менее 1, 5 месяцев и достигает года;
  9. Игровая форма занятия. Используются дидактические игры по разным направлениям: коррекция звуковой стороны речи, фонематического восприятия, развитие навыков анализа, усвоение грамматических основ языка;
  10. Ведение отчетной документации логопедом о ходе коррекционной работы и ее итогах.

Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР (по Г. А. Каше)

Учебные материалы / Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада / Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР  (по Г. А. Каше)

Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в усло­виях, отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.

1.Обучение грамоте проводится на материале звуков, пра­вильно произносимых детьми.

2.Определяется соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного анализа.

3.Выделяется длительный период подготовки детей к обуче­нию грамоте, содержание которого специфично.

4.Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми ма­териала на каждом этапе обучения.

С учетом особенностей развития речи детей данной категории процесс овладения чтением и письмом не только растянут во вре­мени, но и предполагает иное расположение материала и исполь­зование особых методических приемов.

Первый период- подготовительный

(длится 8 недель). ,

Его цель — воспитать готовность к анализу слов простой сло­говой структуры типа СГС; СГСГ (С — согласный, Г — гласный).

Основной единицей обучения в этот период является звук, вы­деленный из состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе проводятся на звуках, имеющихся у ребенка.

Разработана последовательность овладения детьми разными формами звукового анализа:

1. умение выделять начальный гласный звук из состава слов;

2. анализ ряда состоящего из 2- 3 гласных звуков;

3. анализ и синтез обратного слога типа ГС;

4. выделение гласного из положения после согласного;

5. умение выделять последний звук (из слов типа СГС) и первый согласный из слов;

6. упражнения в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ;

7. использование фишек для моделировании схем по звуковому анализу и синтезу (красный цвет — гласный звук; черный — твер­дый согласный; синий — мягкий согласный) после овладения чет­ким произношением звуков и умением определять слоги в слове;

8. использование разрезной азбуки;

9. чтение обратных слогов;

10. воспитание навыка чтения прямых слогов.

К концу этого периода дети оказываются подготовленными к анализу и чтению слов типа СГСГ. Дети овладевают такими по­нятиями, как звук, слово, слог, согласный и гласный, твердый и мяг­кий согласный, предложение.

Второй период- букварный

(ноябрь — февраль).

На начальном этапе букварного периода единицей изучения становится слово.

Дети учатся делить слова на слоги. Используются схемы слов, где длинной полоской обозначают слово, короткой — слог.

Следующая ступень обучения — овладение звукослоговым ана­лизом и синтезом слов типа: СГСГ, СГС. В схеме уже обознача­ются все звуки. Подчеркивается роль гласного звука в образова­нии слога. По мере знакомства с буквами ими заменяются фишки, обозначающие звуки. Но устные упражнения в анализе слов и со­ставлении схем всегда предваряют упражнения с буквами.

Знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляции или акустическим признакам звуки, по возможности, изучаются поэтапно. Например, когда дети знакомятся с буквой б, некоторое время в учебный материал не включаются слова с буквой п. На по­следних этапах букварного периода обучения вводятся слова более сложного слогового состава. Устный звукослоговой анализ новых слов предварительно отрабатывается на занятиях по произноше­нию. На занятиях по грамоте осуществляется чтение слов типа СГССГ (кошка), формируется навык анализа, осваивается моде­лирование слов. Важную роль для понимания читаемого и для перехода от слогового к слитному чтению играет работа над уда­рением, которая проводится в течение всего букварного периода.

Третий период- заключительный

(март — июнь), это время используется для закрепления всех полученных знаний и навыков.

К сожалению, нет специальных букварей для дошкольников, где бы материал был расположен в последовательности, данной программой, использование же издаваемых для массовой школы «Букваря» и «Азбуки» невозможно из-за иной системы обучения грамоте. К ним можно прибегнуть лишь для ознакомления детей с речевым материалом в период сформированного чтения.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных  в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение;  вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: