Ближайшие курсы
- Организация обучения детей дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям (72 час.)
- Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников (72 час.)
- Применение техники рисования эбру в образовательной деятельности детского сада и в дополнительном образовании (72 час.)
- Реализация современных воспитательных практик в ДОО в соответствии с ФОП ДО (72 час.)
- Использование российских нейросетей в школьном образовательном процессе (36 час.)
- Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста (72 час.)
- ФОП о речевом развитии дошкольников, как основной фактор подготовки к школе (36 час.)
- Российские цифровые инструменты и сервисы в работе педагога (72 час.)
- Игровые технологии как метод психолого-педагогической работы педагога в соответствии с требованиями ФАОП ДО (36 час.)
- Основные трудности младших школьников при изучении предмета «Математика» (24 час.)
- Проведение занятий с дошкольниками по конструированию с использованием комплекса «Моя Москва» (72 ч.)
- Реализация задач федеральной образовательной программы дошкольного образования в игровой деятельности (36 час.)
- Психолого-педагогические технологии взаимодействия с дошкольниками и их родителями с учетом ФОП ДО (72 час.)
- Русский язык в начальной школе. Трудности при усвоении учебного материала, их выявление и коррекция (36 час.)
- Организация инженерных занятий «Научная игрушка» в начальной школе и дополнительном образовании (10 час.)
- Воспитание звуком от 3 до 9 лет
- Музыкально-педагогические технологии в современном дошкольном образовании на основе ФГОС ДО (72 час.)
- Проектирование и реализация образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (72 час.)
- Всестороннее развитие детей. От игровых технологий к робототехнике (72 час.)
- Образовательные возможности техники рисования на воде эбру (часть 1 и 2) (18 час.)
- Речевое развитие дошкольников как основа формирования предпосылок грамотности (72 час.)
- Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с компетенциями 21 века (72 час.)
- Инновационные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста (72 час.)
- Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста (72 час.)
- Инновационные игровые средства для подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО (72 час.)
- Формирующее оценивание в условиях смешанного обучения (72 час.)
- Формирующее оценивание как ресурс развития навыков 21 века в условиях смешанного обучения (72 час.)
- Формирование и развитие навыков 21 века на учебном занятии (36 час.)
- Интерактивные возможности и геймификация учебного занятия в формировании навыков 21 века (36 час.)
- Реализация ФГОС НОО. Использование среды ПервоЛого в проектной деятельности в начальной школе (36 час.)
- Инструменты разработки интерактивных компонентов учебного занятия (36 час.)
- Эффективное взаимодействие педагога с учениками с учетом психологических аспектов взаимодействия со школьниками (72 час.)
- Обучение и воспитание современных подростков с опорой на федеральную образовательную программу (72 час.)
- Реализация ФГОС с использованием видеотехнологий (36 час.)
- Использование инструментов визуализации в проектировании учебного занятия (36 час.)
- Использование видеотехнологий в образовательной деятельности дошкольников (36 час.)
- Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО (36 час.)
- Конструирование и основы программирования в ДОУ (36 час.)
- Формирование математических представлений и предпосылок обучения грамоте у дошкольников (36 час.)
- Подготовка к школе: развитие математических представлений дошкольников (24 час.)
- Образовательная методика «Играем в Шесть Кубиков» (24 час.)
- Технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО (18 час.)
Сущность неуспеваемости и возможные причины ее возникновения
Определение 1
Неуспеваемость – это процесс несоответствия уровня подготовленности учащихся требованиям, предъявляемым к структуре их знаний и навыков на конкретном этапе обучения.
Образовательные стандарты предъявляют конкретные требования к знанию учащимися содержания учебной программы. Они могут касаться определенного временного промежутка – урока, курса, четверти, полугодия, года и отражают минимальный перечень параметров, которые должны знать учащиеся в ходе освоения конкретного урока, учебного курса или учебной дисциплины.
Неуспеваемость влечет за собой процесс отставания учащегося в освоении учебной программы. Степень развития этого процесса зависит от конкретных требований и их невыполнения учащимися. Чем больше требований учащиеся не выполняют, тем выше степень развитости неуспеваемости.
Неуспеваемость развивается на основе противоречий, возникающих в ходе учебного процесса. В частности, если происходит сбой в соответствии возможностей учащихся и требований, предъявляемым к ним, то развитие неуспеваемости неизбежно. Кроме того, неуспеваемость развивается вследствие нарушения взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса – педагогами и учащимися, а также под влиянием внешних факторов.
Что касается возможных причин развития неуспеваемости, то тут мнения ученых неоднозначны. Существует несколько вариантов классификации данных причин.
По одному из вариантов, причины развития неуспеваемости у младших школьников делятся на три основные категории:
Причины глубокого и общего отставания. Они сопряжены с предыдущим этапом обучения т.е. подготовкой учащегося к школе, а также сложностями в его бытовых условиях проживания, неблагоприятной семейной обстановке, не уделении родителями должного внимания ребенку и его школьному обучению, наличию у учащегося психических и физических отклонений в развитии, серьезных заболеваний, переживании стрессовых ситуаций.
Причины частичной неуспеваемости. Такая неуспеваемость носит достаточно стабильный характер и сохраняется на протяжении длительного временного периода. Развитие такой неуспеваемости связана с предыдущими этапами обучения, отсутствием в нем преемственности, а также простом нежелании у учащегося получать новые знания, в силу того, что ему это просто неинтересно. Также, учащийся может не уметь бороться с трудностями, обладать слабой волей.
Причины периодической неуспеваемости. Такая неуспеваемость возникает эпизодически
Они не носит устойчивого и непрерывного характера и обусловлена личностью учащегося – его неспособностью концентрировать внимание, слабо развитой памятью, нарушениями речи. Кроме того, учащийся может быть ленивым – не делать домашние задания, пропускать уроки, перекладывать ответственность на кого-то другого
Это усугубляется еще и слабо развитой системой контроля и оценки знаний, а также недостатками преподавания.
Существует и иная классификация причин неуспеваемости младших школьников. Она выделяет три группы причин:
- Причины общепедагогического характера. Они обусловлены недостатками учебно-воспитательной деятельности педагогов, вызванные неверным применением принципов дидактики и плохо организованной воспитательной работой, связанной с внешкольными занятиями.
- Причины психофизиологической направленности. Они связаны с разнообразными отклонениями детей от нормального развития. Если ребенок имеет какие-то физические недостатки, отрицательные черты характеры, психологические нарушения или особенности развития, то они вызывают отклонения в интеллектуальном развитии ребенка, ухудшают его физическое состояние, снижают работоспособность.
- Причины социального характера. Эти причины носят внешний характер по отношению к педагогам и учащимся. Они не зависят от их личностного развития и прилагаемых усилий. Сюда можно отнести недостаточную развитость образовательной системы в целом и отдельного учебного заведения в частности, плохое материальное и техническое обеспечение учебного заведения, уровень культуры региона, области, города, наличие проблем в обучении, обусловленных не разрешенными языковыми проблемами.
Способы оказания поддержки неуспевающим учащимся и пути борьбы с неуспеваемостью
Педагогическая поддержка учащихся лежит в основе успешного протекания учебно-воспитательного процесса. Она заключается к способностям педагога оказывает воспитательное воздействие на внутренние силы ребенка, искать пути развития его способностей, помогать его саморазвитию.
Приоритетными путями преодоления неуспеваемости младших школьников являются следующие направления:
- Проведение профилактических мероприятий. В данном случае, учебно-воспитательный процесс должен организовываться на основе применения активных методов и форм обучения, применении нестандартных подходов, опоре на информационные технологии и научные разработки в области образования. Учебно-воспитательный процесс должен быть соответствующим образом оптимизирован;
- Проведение педагогической диагностики. В ходе обучения должна проводится регулярная проверка знаний и навыков учащихся. Итоги обучения за определенные временные периоды должны быть оценены, выявлены нарушения и недочеты, разработаны пути их устранения. Педагоги проводят встречи с родителями неуспевающих детей, выявляют их проблемы, беседуют с детьми, проводят тестирование и анализируют результаты. Это помогает разрешить дидактические проблемы неуспевающих учащихся;
- Проведение педагогической терапии. Сюда входит ряд мероприятий, ориентированных на ликвидацию отставания в учебном процессе у ребенка. Могут быть внедрены дополнительные занятия по различным дисциплинам, созданы корректирующие группы, ориентированные на применение индивидуального подхода в обучении;
- Применение методов воспитательного воздействия. Обязательно необходимо проводить воспитательную работу с учащимися, имеющими трудности с учебой и их семьями. Кроме того, необходимо развивать познавательную заинтересованность и желание саморазвиваться. Иногда, к отстающим школьникам применяют временное снижение требований, чтобы дать им возможность нагнать коллектив самостоятельно.
Основные психологические причины неуспеваемости школьников:
- Отсутствие необходимых знаний в определенных областях, не полученных на предыдущих этапах.
- Отсутствие полноценного владения некоторыми логико – функциональными отношениями между словами, обозначающие понятия и свойства предметов.
- Ригидность и шаблонность подходов к решению задач, основывающихся на математическом и цифровом материале.
- Несформированность умения выделять существенные признаки понятий.
- Доминирование особенностей мышления, ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий, подмена одного функционального отношения другим, более распространенным в собственном практическом опыте.
Педагогическая запущенность (Антонова Г.П., Калмыкова З.И.) – это нарушения поведения и школьная недисциплинированность. Причинами являются отклонения в развитии познавательной сферы; недостатки и развитие эмоционально – волевой сферы; нарушения в мотивационно – личностной сфере. В этом вопросе рассматривают такие проблемы, как школьные фобии, аффективное поведение и др. Основными причинами школьной неуспеваемости является психическая неустойчивость, аффективная возбудимость, безволие, низкая стрессоустойчивость; отсутствие адекватных способов реагирования, когнитивный диссонанс, смысловой барьер, низкие нравственные ценности, искажение жизненного смысла, потеря самоидентичности, а также дидактогения
Индивидуально – типологические особенности (Акимова М.К., Гуревич К.М. и др.). В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся. Они зависят от силы нервной системы. Слабая сила не способна быстро усваивать материал, к длительному умственному напряжению. У ученика со слабой нервной системой часто появляется усталость. Сильная же, наоборот, активна, справляется с нагрузкой и достигает результатов в учебе. В неуспешной успеваемости могут влиять дискомфортные ситуации. Необходимо опираться на сильные стороны младших школьников. Скорость нервной системы характеризуется двумя понятиями: лабильность и подвижность.
Отсутствие адекватной мотивации учения (Прихожан А.М.). Это происходит потому, что:
- Учителя и родители сами способствуют такому отношению ребенка к учебе, интересуясь результатами обучения только по полученным отметкам и придавая меньшее значение динамике развития своих детей, тому новому, чему они научились в школе;
- Иногда педагоги зачисляют ученика в разряд «бесперспективных», уделяя ему минимум внимания.
- Отношение к образованию со стороны общества резко изменилось. Соприкасаясь со взрослой жизнью и готовясь вступить в нее, школьники остро реагируют на изменение ценностных ориентации в социуме. Со стороны общества должны существовать стимулы, которые бы побуждали ребенка ходить в школу.
Может иметь место общее недоразвитие мотивационной сферы младшего школьника на фоне достаточного для успешного обучения и даже высокого уровня интеллектуальной сферы. Ребенок может учиться хорошо, но не хочет. У него отсутствует интерес к учебной деятельности, он не проявляет познавательной активности, выбирает легкие пути для достижения цели, стремится получить быстрый результат без какого-либо напряжения.
Установить истинную причину неуспеваемости младших школьников бывает сложно, своевременно не осуществленная коррекция трудностей в обучении приводит к возникновению новых проблем, носящих вторичный или даже третичный характер. Вторично возникшие отклонения в психическом развитии школьника и сложившиеся негативные личностные установки, сформировавшиеся под действием постоянных школьных неудач, постепенно начинают играть ведущую роль в дальнейшей неуспеваемости ученика.