Арт-терапия для детей с овз: четыре эффективные техники

Алгоритмы нейрографики — как рисовать свою жизнь и менять ее к лучшему

Инструменты нейрографики

В нейрографике используется несколько незаменимых ничем инструментов — круг, нейрографическая линия и цвет.

Круг — это базовый архетип, первое культурное явление как таковое, важное для людей. Круг — это графический образ вселенной, соединенной линиями

Круг — объединение всего сущего, основа. Круг — это всегда источник силы.

Нейрографическая линия — линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и мы ведем ее туда, где не ожидаем ее увидеть, не отражающая шаблонный тип мышления. Не повторяться трудно. Такая линия заставляет уйти от стереотипа, заложенного внутри. Когда мы со смыслом ведем новую линию — мы переорганизовываем свои нейронные связи.

Нейролинии тонким фломастером

Цвет — наполнение цветом помогает размыть нашу проблему, выраженную линиями и кругами на бумаге. Цвет наполняет наш мозг позитивом. Зеркальные нейроны считывают праздник красок на листе и воспроизводят его в мышлении и жизн

Законченный алгоритм АСО

Нейрографика снимает ограничения, выравнивая психологический ландшафт.

Упражнения и техники арт-терапии

Казахстанская художница Айгерим Бектаева советует такие упражнения:

Закройте глаза и нарисуйте на листе бумаги каракули. Откройте глаза, внимательно посмотрите на рисунок

Когда какой-то фрагмент ваше внимание привлечёт, попробуйте дорисовать его так, как вам хочется. Затем постарайтесь понять, какие чувства и эмоции у вас вызвал этот рисунок и процесс.
Включите любимую музыку и начните рисовать под её ритм

Ещё лучше, если вы будете рисовать красками и без кисти, просто пальцами. Эта техника поможет сбросить напряжение и выразить эмоции.

Ещё несколько простых упражнений:

  • Возьмите краску того цвета, который ассоциируется у вас с негативными чувствами, терзающими вас. Нанесите её на лист бумаги. Когда краска подсохнет, закрасьте её цветом с позитивной ассоциацией. При необходимости выполните упражнение несколько раз.
  • Составьте в голове некий образ счастья, воплощённого в предмете, явлении или существе. Нарисуйте или соберите его из подручных средств. Проанализируйте, почему вы выбрали именно такой образ и использовали именно такие материалы и цвета. Разбор образа счастья в таких подробностях научит замечать хорошее даже в мелочах.

Пробуйте разные техники изобразительного искусства: например, можно порисовать в технике эбру — это рисование красками по жидкости. Конечно, это не совсем тот вид творчества, которым можно заняться здесь и сейчас, — вам потребуются специальные краски и жидкость. Но зато художники уверяют, что эбру помогает, например, справиться с гиперактивностью у детей.

Правила проведения нейрографического сеанса

Несмотря на то, что нейрографический сеанс – процесс достаточно творческий, он имеет несколько правил, соблюдение которых необходимо для достижения максимального эффекта.

Во-первых, необходима концентрация на процессе. Никаких посторонних мыслей и переживаний быть не должно. Чем больше рисующий погрузится в волнующее состояние, тем быстрее будет проработан его запрос.

Во-вторых, искренность с самим собой и с психологом. Человек, пришедший на сеанс нейрографики, и специалист, его проводящий, находятся в одной команде. Именно честность и открытость делают их работу эффективной.

В-третьих, не стоит гнаться за мгновенным результатом. Нейрографика относительно быстрый способ получения нужного эффекта, но существуют запросы, требующие работы на более глубинных уровнях. Концентрация исключительно на результате может привести к разочарованию в случае его отсутствия.

Нейрографический сеанс – отличная возможность совместить приятное с полезным: проработать волнующие вопросы и разгрузить мозг от лишних мыслей. Как и в любом творческом процессе, сосредоточиться стоит на самом рисовании и получить от него удовольствие. Именно в этом случае полученные результаты будут в разы выше.

Обязательно ли обращаться к психотерапевту, чтобы заниматься арт-терапией?

Смотря какая у вас цель. С помощью рисования можно выплеснуть накопившиеся эмоции, расслабиться, отвлечься, снизить уровень стресса и тревоги. Этим можно заниматься и самостоятельно дома.

Но если вы хотите использовать творчество как метод лечения ментальных проблем и расстройств (а ей успешно лечат ПТСР, депрессии и зависимости), то обязательно обратитесь к специалисту с психотерапевтическим образованием.

В России один из главных популяризаторов арт-психотерапии — врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук Александр Копытин. Можно начать знакомство с методом по его лекциям, статьям и книгам.

Алгоритм проведения нейрографического сеанса

Сеанс нейрографики длится, в среднем, 3-4 часа, во время которых рисующий человек проходит несколько этапов, направленных на решение определенных задач. Давайте познакомимся с каждым из них поближе:

Определение запроса, с которым человек пришел на сеанс нейрографики. Как правило, это негативное состояние (страх, обида, тревога, злость или боль), волнующее человека. Часто клиент не в состоянии самостоятельно определиться с запросом. В таком случае психолог помогает определить цель сеанса с помощью наводящих вопросов.
Озвучивание негативных эмоций, вызванных данным состоянием. Цель этапа – перечислить все деструктивные чувства и переживания и определить уровень напряжения, возникающий из-за них, для отслеживания динамики в дальнейшем.
Перенос озвученных чувств и эмоций на бумагу в формате нейрографических линий и фигур. Рисующий должен максимально сосредоточиться на процессе и своем запросе. Нейрографические фигуры и линии, изображенные в произвольном порядке, олицетворяют его текущее эмоциональное состояние.
Исследование и анализ получившегося рисунка

На этом этапе стоит обратить внимание на острые углы, обозначающие наличие внутриличностного конфликта у человека.
Коррекция острых зон. С помощью смягчения резких линий происходит снятие психологического напряжения

На данном этапе необходимо отслеживать изменение чувств, эмоций и состояния рисующего.
Объединение в общие зоны отдельных участков с помощью закрашивания их одним цветом. Это способствует снижению накопившегося напряжения и высвобождению необходимой для решения внутреннего конфликта позитивной энергии.
Определение основных линий рисунка и их выделение. Здесь происходит освобождение от озвученной на первом этапе проблемы, которая в самом начале сеанса казалась неразрешимой.
Оценка текущего эмоционального состояния. В случае его изменения в лучшую сторону главная цель считается достигнутой и сеанс может быть завершен. Если облегчение и спокойствие не наступили, человеку необходимо нарисовать множество разнообразных кругов поверх уже созданного рисунка, которые должны привести к стабилизации состояния и гармонизации общего настроя.

При соблюдении всех этапов нейрографический сеанс оказывает положительное влияние на человека. При правильном его проведении негативные эмоции прорабатываются и человек входит в ресурсное состояние.

Какие задачи можно решить с помощью данной методики?

С помощью данного подхода можно решать следующие задачи:

  • Формирование навыков, которые могут заменить нежелательные формы поведения. Например, целью работы может быть обучение ребенка просить желаемый предмет в доступной ему форме и тогда он может перестать кричать для получения желаемого;
  • Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как, например, удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника, умение просить о помощи специалиста, учителя и родителей, задавать вопросы, играть с другими;
  • Формирование академических навыков (чтение, счет, письмо) на доступном ребенку уровне;
  • Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельное посещение туалета, приготовление и прием пищи, различение своей и чужой посуды, принятие душа, уборка своей кровати, поддержание опрятного  внешнего вида;
  • Обобщение навыков, повышение способности ребенка с аутизмом демонстрировать целевые виды поведения не только в данном контексте, но и в различных других ситуациях.

С чего начинается aba терапия при работе с аутистами?

Вначале родители консультируются, получают информацию от специалистов, предоставляют информацию о ребенке, ведут беседу о дальнейшей работе, уточняют цели, решают, подходит ли ребенку этот метод. Далее происходит тестирование – обязательный процесс, предшествующий терапии. Во время тестирования устанавливается актуальный уровень коммуникативных, академических, адаптивных, социальных навыков ребенка, преград, связанных с нежелательным поведением, мотивационный профиль. Затем, специалисты aba пишут цели. Каждая цель — это работа над определенным навыком.

Например, если в результате тестирования выяснилось, что ребенок не может ждать предоставления мотивационного предмета, начинает демонстрировать нежелательное поведение каждый раз, когда родители просят его немного подождать, специалист ставит цель: «Будет спокойно ожидать предоставления мотивационного предмета или деятельности в течение минуты или ожидать свою очередь». Прописываются методы и протокол, по которому будут работать родители или тераписты (инструктора aba). В каждом протоколе указываются методики и процедуры, подробный план и описание, как будет вестись работа над этим навыком. Таких целей ставится несколько. При постановке целей и тестировании, поведенческие специалисты опираются не только на свой опыт работы и свою компетенцию, но в первую очередь на диагностические инструменты.  

Упор делается на ключевые навыки, которые необходимы ребенку в первую очередь и позволят ему в дальнейшем развиваться на нормальном уровне

Для родителей и специалистов важно знать, что ребенок с аутизмом умеет и чего пока не умеет. Это знание дает возможность определить, какие именно навыки необходимо развивать прямо сейчас, какая задача на данный момент является самой главной

Обучение нескольким базовым навыкам может помочь быстро достичь значимых результатов в разных областях развития без применения сложных обучающих методов и создания специальных условий. Работа над ними впоследствии поможет ребенку с аутизмом обучаться в естественной среде, каждый день приобретая новый опыт.

Еще одной особенностью поведенческой терапии является сбор данных. Постоянное фиксирование и мониторинг результатов позволяет оценить эффективность вмешательства,  вовремя поменять план коррекции, протокол, обновить программу обучения, если навык был достигнут, поставить следующую цель для достижения еще лучших результатов

Организация коррекционно-развивающего обучения с применением методов и техник арт-терапии

Коррекционное обучение с использованием арт-терапии реализуется на основании соблюдения следующего ведущего принципа: демонстрация ребенку с ОВЗ его потенциальных возможностей. Понимание своего потенциала ведет к позитивному принятию собственной личности, открывает перед ребенком новые горизонты, демонстрирует его возможности и способствует формированию адекватной самооценки.

В обучении применяются следующие виды арт-терапии:

  1. Музыкотерапия – использование музыки для активизации творческого потенциала ребенка с ОВЗ, устранение его психоэмоциональных расстройств, снятие нервно-психического напряжения.
  2. Изотерапия — рисование красками с использованием разных стилей рисования и инструментов для достижения указанных коррекционных целей.

    Рисунок 1. Изотерапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Хромотерапия – воздействие цвета на личность. Она основана на цветовом терапевтическом воздействии на организм ребенка с ОВЗ.

  4. Сказкотерапия – чтение и сочинение сказок, оказывающее влияние на эмоциональную сферу ребенка с ОВЗ и его чувства.
  5. Имаготерапия – театральная деятельность. Использование театральных постановок, проигрывание детьми сцен из сказок, отображение реальных жизненных событий.
  6. Песочная терапия – творческая работа с песком: создание фигур из песка, сооружение конструкций разной модификации. Это, также, стимулирует развитие мелкой моторики.
  7. Куклотерапия – пальчиковый и кукольный театры, создание постановок.
  8. Фототерапия – использование фотоматериалов в познавательной деятельности, что стимулирует познавательный интерес и повышает эмоциональный настрой на работу.
  9. Игротерапия – процесс организации взаимодействия ребенка и взрослого, взаимодействия между детьми, посредством использования различных видов игр, ориентированный на активизацию коммуникативной сферы ребенка с ОВЗ.
  10. Драматерапия – проигрывание проблемных жизненных ситуаций, оказывающих негативное воздействие на психоэмоциональную сферу ребенка, а также любых проблемных аспектов жизнедеятельности, для их разрешения, нахождения выхода из них, профилактики их развития.

Для кого эффективен метод АВА-терапии?

Было установлено, что метод очень эффективен для работы с детьми с особенностями развития. В основе  ABA -терапии лежит методика подкрепления/усиления желаемого поведения. Ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры и т.д. Таким образом специалисты закрепляют (подкрепляют) желаемое поведение, обучая ребенка. 

АВА включает и систему подсказок, и методики обучения, манипуляции не только последствиями, но и предшествующими факторами, стимулами в среде, режимы поощрения. Все это объединяет научная обоснованность и реальное практическое применение. 

-8- Я против обучения навыкам только в рамках АВА-подхода, так как навыки, отработанные с помощью АВА-программы, чаще всего не переносятся в другую ситуацию, что говорит об их механическом, неосмысленном усвоении

АВА-терапия – это система управления поведением ребенка, направленная на выработку бытовых и социальных навыков. Вроде бы, вся работа АВА-тренера нацелена на получение вполне реального, утилитарного результата.
Тем не менее, известная проблема АВА-терапии – отсутствие генерализации отработанного навыка, т.е. переноса его в другие условия, в другую ситуацию. Это означает, что если навык у аутичного ребенка вырабатывали дома, он не будет использовать его в детском саду или в любом другом месте, где он может понадобиться. И, наоборот, навык, отработанный в детском саду или в школе, не воспроизводится дома (например, ребенок, приученный самостоятельно снимать и надевать верхнюю одежду в детском саду, не делает этого дома; или – пользуется туалетом и чистит зубы дома, но категорически не делает этого на даче). Кроме того, навык, отработанный АВА-тренером, не воспроизводится при маме, ей нужно самой еще раз «отработать» его с ребенком.

Сейчас АВА-подход «решает» эту проблему, одновременно отрабатывая один и тот же навык в разных условиях, — и в школе, и дома. Понятно, что при этом сил и времени тратиться в два раза больше, а гарантии того, что ребенок воспроизведет этот навык, например, в гостях, или на даче, нет. Это говорит о том, что обучение навыкам по АВА-программе не приводит к их осмысленному усвоению.

Для этого есть, как минимум, две причины. Во-первых, очевидно, что обучение никак не связано с тем, что самому ребенку значимо и интересно (собственно, АВА и не имеет цели как-то эти интересы учитывать или формировать). Во-вторых, на мой взгляд, сама технология обучения не учитывает когнитивные особенности аутичных детей.

Еще в описаниях Л.Каннера отмечается, что ребенок с аутизмом достаточно быстро справляется с сенсомоторными заданиями, если все необходимое для их выполнения представлено в его поле зрения. Способность «видеть целое» многократно подтверждена примерами собирания сложных пазлов, удачного и быстрого освоения любой классификации, принцип которой ребенок понял.

Опыт педагогической работы подтверждает, что обучение аутичного ребенка может быть осмысленным и удачным, если соблюдается принцип «от целого – к части» или «от общего – к частному» . Например, при обучении чтению сначала осваивается «глобальное чтение» нескольких слов, из которых составляются простые фразы, связанные с жизнью ребенка. Таким образом, ребенок получает представление о смысле чтения, о том, для чего оно предназначено. После этого легко перейти к чтению по слогам, чтобы ребенок получил представление о «составных частях» слов, и мог читать любые тексты. У детей, обученных чтению подобным образом, никогда не возникала характерная для аутизма проблема неосмысленного, «механического» чтения, когда ребенок не может пересказать даже одной прочитанной им фразы.

Принцип обучения навыкам по АВА-программам – противоположный: «от частей – к целому». «Подкрепляется» каждый освоенный ребенком «блок» цепочки, каждое отдельное действие, из тех, что составляют определенный навык. Но сами по себе эти «шаги» абсолютно бессмысленны для аутичного ребенка, если он исходно не имеет представления о целом. Поэтому «звенья» цепочки действий не складываются в представлении ребенка в алгоритм определенного навыка, а остаются «набором» отдельных шагов.

Поскольку все предпосылки интеллектуального развития у аутичного ребенка сохранны, всегда можно найти способ «донести» до него смысл использования того навыка, который пригодится ему в жизни. Иногда сделать это совсем просто, иногда приходится проявить изобретательность.

Наиболее естественное обучение навыкам происходит в русле домашнего воспитания, если родители прикладывают специальные усилия к тому, чтобы проговорить, прокомментировать для ребенка, проиграть и прорисовать вместе с ним житейские события. То есть организовать общую жизнь, переживая и осмысливая ее вместе с ребенком. Конечно, подсказать и общую логику, и специальные приемы организации такого режима родителям должны специалисты.

Важно в принципе озаботиться осмысленным усвоением конкретных навыков. Эту задачу следует признать основной, как при отработке социально-бытовых навыков, так и при любом другом обучении аутичного ребенка

А если навык усвоен осмысленно, проблема его генерализации, переноса в другие условия, просто не возникает.

Нейрографика простыми словами

Автор Нейрографики – доктор наук (философия), кандидат психологических наук, профессор Павел Михайлович Пискарёв. Он даже запатентовал это название в 2014 году. В конце статьи есть видео с Павлом Пискаревым — о нейрографике для детей.

По двум своим образованиям Пискарев как раз художник-инженер и затем психолог, который, в силу своей привычки глубоко размышлять, однажды открыл, как можно синхронизировать наши внутренние ожидания от жизни и внешние факторы жизни.

Все дело в нейронных связях в нашем мозге, которые и продуцируют жизненное электричество. Чем больше таких связей, тем эффективней жизнь, быстрее решаются задачи.

Нейрорисунок как нейронная сеть

Отсюда и Главный принцип Нейрографики — чем больше линий на рисунке построено, тем больше выстраивается нейронных связей.

Синхронизацию с помощью нейрографики можно проводить самостоятельно, безболезненно и без вмешательства посредников, типа психотерапевтов — просто осознанно рисовать по определенным алгоритмам и все!

Принципы

А. Хилл утверждал, что терапевт при организации сессий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип субъективного отношения. Терапевт должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке человека. Руководитель группы не является учителем для участников, не навязывает им свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает людям познавать самих себя. Он не планирует учить клиентов работать по образцу. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.
  2. Принцип активности. Руководитель группы стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у психолога была возможность помочь человеку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.
  3. Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает терапевту создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
  4. Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения психолог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников группы, планирует дальнейшую работу с участниками.

Рисуем Алгоритм Снятия Ограничений

Для нейрографики по данному Алгоритму понадобится лист бумаги А4, цветные мягкие карандаши (акварельные например), перманентный фломастер или линер (можно гелевую или капиллярную ручку), тектовые выделители — по желанию.

Шаг 1. Актуализация темы, которая волнует на данный момент (плохие отношения с родителем, ссора, проблемы со здоровье и тд).

Спросите себя: насколько я доволен собой относительно выбранной для прорисовки темы.

Должно появиться напряжение — это количество эмоций, заряженных именно в выбранную тему/вопрос.

Напряжение — это разница между тем что есть и желаемым.

Шаг 2. Наполнившись напряжением (прерывистым дыханием например),  выбросить катарсис (я говорю — выплюнуть боль/вопрос) на бумагу на счет -раз-два-три!

Рисуем эмоциональный выброс

Шаг 3 Округление, скругление углов (конфликтов). Формально можно разбить на три части — вход, сопротивление, прилив сил.

На этом этапе гладко идет работа с первыми 20% углов.

Затем обычно начинается сопротивление новому проявлению себя самого через сглаживание углов (конфликтов). К сопротивлению относится и здоровый скепсис по поводу нейрографирования, и желание заняться другими делами и неожиданные звонки, и внезапное плохое самочувствие.

Сопротивления на этом этапе не испытывают лишь те люди, которые привыкли к постоянным изменениям в голове и в жизни.

Помогает закончить этот этап только самодисциплина. Дальше пойдут эмоции, которые накопились со временем относительно того запроса, который мы сейчас рисуем.

После скругления 70-80% углов приходит состояние некой благости.

Скругляем все углы

При последних 20% скругления — пластика мозга меняется, отношение к ситуации меняется, начинают приходить новые мысли к старой ситуации.

Шаг 4 Объединение (интеграция) нашей первоначальной фигуры (катарсиса) с фоном. Объединение внутренних частей, до полного исчезновения границ фигуры. Много линий рисуем, выводим за границы листа, продолжаем неоконченные линии, соединяем части фигуры.

Интеграция выплеска в фон

Скругляем вновь образовавшиеся уголки. На этом этапе начинается вдохновение, прилив энергии (этап синхронизации внешнего и внутреннего мира). Кровь приливает к лицу — горят щеки, хочется глубоко дышать.

Появились новые углы — скругляем их

Наполняем рисунок цветом — потоками, объединенными островками. Используем любые цвета, можем оставлять незакрашенные участки, накладывать один цвет на другой.

Наполняем тем цветом, которым хочется

Нельзя лишь заштриховывать, оставляя штриховые острые углы.

Здесь мы выходим из колеи. Образовалась стопка новых нейронов и первоначальная  задача перестает быть проблемой.

Шаг 5 Силовые линии поля — связь с Вселенной, объединение. Полевые линии лежат в одной плоскости, обычно проходят горизонтально от края до края — как линии облаков. Их может быть несколько или одна. В этом Шаге происходят интересные переживания.

Силовые линии или линии поля усиливают эффект

Шаг 6 Фиксация перемен, сделанной работы, трасформации. Это выделение на общем фоне именно той части рисунка, которая является, по нашему мнению, основным мотивом данного нейрографирования. Это может быть фигура, круг или линия.

Шаг 7 Вербализация — посмотреть на ту проблему, с которой начинали. Прочувствовать, что теперь внутри по отношению к ней на первом Шаге, когда происходил катарсис.

Напряжение ушло, все растворилось и никакого уже болезненного отношения к проблеме нет. И как будто заряда энергии даже нет (энергию нам давало напряжение в начале работы) — заряд-напряжение растворились в поле.

Этот базовый Алгоритм открывает много возможностей. Через АСО можно проработать много состояний и сситуаций:

  •  Избавиться от страха, вины, обиды;
  •  Избавиться от раздражения и злости;
  •  Успокоить ум;
  •  Прорaботaть негативные мысли;
  •  Трансформировать негативные убеждения в позитивные;
  •  Избавиться от зависимости;
  •  Снять внутреннее напряжение;
  •  Прорaбoтaть ссору;
  •  Прорaбoтaть тяжёлые чувства;
  •  Прорaбoтaть тревогу, плохое настроение, апатию;
  •  «Выбросить» болезнь, недомогание;
  •  Избавиться от лишнего веса;
  •  Очистить пространство;
  •  Разложить мысли по полочкам;
  •  Совершенствовать и познавать себя;
  •  Получить желаемое;
  •  Прoрaботaть запрос на тему денег, отношений, здоровья, хобби

Как работает арт-терапия

Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия». 

Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его. 

Арт-терапия помогает:

  • повысить самооценку;
  • снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
  • избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
  • решить семейные и детско-родительские конфликты;
  • выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
  • лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: