Учимся дружить, делиться игрушками и сладостями
В нашей группе мы с детьми учимся дружить, делиться игрушками, сладостями. Дети легко это принимают. И даже жаловаться стали так: «А он не дружно играет» — значит, играет один, не принимает в игру другого ребенка.
А за столом мы все принесенные на полдник сладости кладем на общую тарелочку и угощаем друг друга. Родители рассказывают, что дети просят побольше печенья или конфет положить, чтобы всем деткам хватило.
И когда вновь пришедший ребенок ест свою еду один, дети с большим удивлением смотрят на него и говорят мне: «А он не делится». Я объясняю, что просто малыш не знает наших правил, в следующий раз поделится.
Уметь делиться пищей, сладостями, игрушками с детства — это очень важный психологический момент. Приобретая навык делиться с окружающими, ребенок начинает понимать, что есть гораздо большее удовольствие, чем одному играть игрушкой или самому съесть конфеты. Появляется чувство радости от дарения.
Развитое в детстве умение делиться пищей преобразуется во взрослой жизни в способность помогать окружающим не ради собственной выгоды, а потому, что человек приучен испытывать радость, помогая тем, кто нуждается и испытывает потребность помогать. (Как научить ребенка делиться игрушками и сладостями)
Русские сказки и хорошая детская литература помогают в воспитании добрых чувств
Добрые чувства воспитываются через русские сказки и хорошую детскую литературу. Используем при этом такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса». Все они про дружбу и совместный труд.
Но не все сказки подходят для этого. В сказке «Колобок», например, съедают Колобка. Некоторые дети, а у них есть зрительный вектор, представляют, что это их хотят съесть, и сильно пугаются. (Список правильной детской литературы)
Хотя все дети, которые приходят ко мне в группу, уже знают этот страшный конец. Но мы с ними придумали другой вариант. Колобок покатался-покатался по лесным тропинкам и вернулся к деду и бабушке и стал жить вместе с ними, как сыночек. Детям очень нравится такой конец.
Другая история еще интереснее. Мы с ними учили потешку «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: этому — дала, этому — дала, а этому — не дала (про мизинчик). Ты в лес не ходил, дрова не рубил, кашу не варил…». Дети всерьез запротестовали: «Этому тоже дала, он ведь еще маленький». Сейчас мы рассказываем эту потешку по-новому.
Эмоции — источник информации
Каждое чувство или эмоция, которые испытывает человек, помогают лучше понять свои нехватки, нужды и потребности. Первые зачатки эмоций появляются у ребенка уже вскоре после рождения.
Эмоции и предметная деятельность
На втором году жизни яркие эмоции: улыбка, радость, крики, громкий смех — связаны с предметной деятельностью. Интерес к предмету, но неумение применять его приводит и к негативным эмоциям: недовольство, злость, гнев.
Малыш проявляет свое позитивное отношение к игрушкам. Он может полюбить куклу, обнять, поцеловать ее, покормить, положить спать, а медвежонку спеть песенку.
Также карапуз может повторять действия, которые вызывают смех и привлекают внимание взрослых: гримасничать или принимать какую-нибудь смешную позу. Ждет аплодисментов и бурных эмоций
Как простые эмоции перерастают в сложные чувства
На третьем году эмоции связаны с игрой, которая становится эмоционально значимой для малыша. Кроме этого, он эмоционально переживает и чувствует, слушая музыку — веселую или грустную, нежную или энергичную (марш). Общаясь с окружающим миром, ребенок начинает различать красивое — некрасивое, доброе — злое.
Постепенно простые эмоции переходят в сложные чувства. Из чувства удивления появляется любознательность. В процессе развития у детей появляются такие новые сложные чувства, как эмпатия, сопереживание, тревоги, опасения, зависть, ревность.
Тесные эмоциональные контакты малыша с мамой помогают формированию его позитивных чувств. Связь мама-ребенок все еще не обрывается. До трех лет и даже дольше мама и малыш — одно целое.
Просто его жизненное пространство становится шире, так как ребенок получает свой опыт только в практической деятельности. Он уже может отойти от мамы за игрушкой, но постоянно держит её в поле зрения.
В детской игре прививать добрые чувства детям довольно просто
Если в раннем возрасте организовать процесс воспитания правильно, то такие чувства, как сочувствие, сопереживание, сострадание можно привить детям довольно просто. Конечно, это делается через игру. Можно использовать также занятия по рисованию, лепке, аппликации, на музыкальных занятиях. Мы угощаем кукол куличиками, слепленными из пластилина. Кормим птичку зернышками на нашем рисунке. Жалеем больную куклу на музыкальном занятии при прослушивании произведения Чайковского «Болезнь куклы».
Мы лечим и жалеем кукол и другие игрушки, играя в «доктора» — это самая любимая игра у всех малышей. Если кто-то из малышей злится и обижается, я говорю: «Васечка обиделся, он очень правильный, сделал что-то хорошо, постарался, а мамочке некогда, она его не похвалила. Давайте нашего Васечку похвалим». Малыш с анальным вектором тут же успокаивается. Я каждый раз с умилением смотрю, когда один малыш, которому нет еще и трех лет, успокаивает, жалеет другого плачущего малыша: «Мама придет, мама придет» — и гладит его по головке. Такой маленький, а уже чуткий.
Индивидуальные особенности детей в проявлении чувств
Самые чувствительные и любвеобильные — это дети со зрительным вектором. Они и любознательные, и артистичные, легко ранимые. Любят природу и животных. Но у них много страхов. Они всего боятся: темноты, высоты, сказочных героев, Бабы Яги.
Это они первые начинают угощать всех детей вкусняшками, дают поиграть со своей игрушкой, жалеют деток и животных. А другие дети уже повторяют за ними. Малыши с анальным вектором делятся с другими, чтобы быть хорошими, даже лучше всех. Но у них хорошо получается дружить, и они с радостью выполняют различные поручения.
А кожные детки, хотя им бывает жалко делиться чем-либо, могут устроить соревнование, чтобы сказать: «А я больше всех принес конфет!» Большой интерес у них вызывает что-либо новое, необычное. Умение делиться едой, сладостями, игрушками и умение сочувствовать другим, дружить — одни из важных приобретений детей раннего и дошкольного возраста.
Применение силы к ребенку родители должны исключить
Нужно исключить применение силы. Не заставляйте ребенка что-то сделать силой. Это приводит к протесту, слезам, сопротивлению. Увеличивать постоянно силу и давление на малыша не получится. Родители обязательно окажутся перед фактом, что совершенно не могут справиться с упрямством и негативизмом маленького протестанта. Когда ребенок требует чего-то запрещенного, нельзя позволять ему делать это. Но при этом спокойно, четко и понятно объяснить, почему вы запрещаете ему это. Иначе у ребенка может возникнуть привычка добиваться своего с помощью крика, истерик, падания на пол и т. д.
Малыш может решить, что главный в доме не родители, а он. Если ребенок еще плохо понимает слова, он хорошо реагирует на интонацию и взгляд мамы. Ласковый, поддерживающий взгляд успокаивает малыша, растворяет обиды, страхи и тревоги. Если вы дома, можно ребенку умыть лицо и ручки прохладной водичкой, включить спокойную музыку. Желательно составлять свой распорядок дня так, чтобы он соответствовал режиму дня и состоянию здоровья вашего ребенка.
Эмоции и общение тесно связаны
Очень тесно с эмоциями связано и эмоциональное общение. Но навыки общения тоже не формируются сами собой от простого пребывания в детском коллективе. Малышей нужно учить общению. Это очень важный процесс.
Нужно, чтобы взрослые и дети постоянно что-то делали вместе: играли, работали, занимались, имели общие приключения.
Важно осознавать, что у людей сильно различается естественная норма общения и проявления чувств. Отличия могут быть во много раз, в зависимости от векторов
И все это варианты нормы.
Настоящее эмоциональное общение — это прежде всего интерес, любовь, уважение родителей, других взрослых к детям, стремление их понимать! А это дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Нежные объятия и ласковые прикосновения нужны всем
Внимание, объятия и поцелуи нужны всем: и детям, и взрослым. Испанцы, например, постоянно обнимаются и целуются при встрече с родственниками, друзьями, знакомыми
У них такая традиция. Иногда наблюдала встречу двух компаний на улице. Пока все не расцелуются друг с другом, пока не пройдет несколько минут бурного эмоционального общения, пока еще раз все не перецелуются, их не обойдешь
Испанцы, например, постоянно обнимаются и целуются при встрече с родственниками, друзьями, знакомыми. У них такая традиция. Иногда наблюдала встречу двух компаний на улице. Пока все не расцелуются друг с другом, пока не пройдет несколько минут бурного эмоционального общения, пока еще раз все не перецелуются, их не обойдешь.
Малышам катастрофически не хватает «обнимашек» и поцелуев
Мои малыши, а я работаю в русской школе за рубежом, тоже подходят ко мне по нескольку раз, чтобы пообниматься. В конце каждого занятия я предлагаю всем желающим деткам подойти ко мне и пообниматься всем вместе. Они бегут наперегонки. Некоторые новые дети стесняются подойти сами, но, если я их зову, они с большим удовольствием тоже подходят для объятий. Такая куча мала у нас случается несколько раз за вечер. Это помогает детям ощутить себя в безопасности, пока нет рядом мамы.
Хотя вроде все дети любимые и обласканные родителями, но ласковых объятий, нежных прикосновений и поцелуев им катастрофически не хватает. Самые общительные и эмоциональные — это дети и взрослые со зрительным вектором. Но таких всего 5%. Для них эмоции и чувства — это вопрос жизни. А что же остальные? А остальным тоже нужно учиться создавать эмоциональные связи, так как без них не обойтись. Человек испытывает огромную радость, помогая другим, тем, кто нуждается. И к таким людям, помогающим, сопереживающим, окружающие относятся с симпатией. Человек просто окутан добротой окружающих. В таких условиях общение с людьми доставляет неимоверное удовольствие.
Хвалить, поддерживать или подбадривать нужно каждого малыша
Также не хватает многим похвалы и поддержки, особенно малышам — носителям анального вектора. Если они сделали что-то правильно, их обязательно надо похвалить. Когда я после занятия говорю всем «спасибо», что все молодцы, хорошо позанимались, дети начинают переспрашивать: «И я молодец?» Тогда начинаю перечислять всех по имени: «И Саша — молодец, и Миша — молодец!» Конечно, нужно хвалить за дело: за аккуратность, за активность на занятии и т. д.
Для ребенка очень важны уважение, доброе отношение и любовь. Дружеские похлопывания, нежные прикосновения, ласковая улыбка успокаивают малыша, радуют его.
Периодически взрослым можно быть как дети
При общении с детьми не боимся сами быть как дети — эмоциональными, радостными, смешными, веселыми, разными. Используем весь диапазон эмоций и чувств.
Мы как хотим, так и занимаемся! Порисовали — листочки измяли в комок и поиграли в снежки. Или изорвали и раскидали по комнате. Это весело! Это радостно! Это взрыв эмоций!! Это переключение внимания! Это волшебство!
Используем сказки, потешки, загадки, зарядки! Общение с ребенком требует непринужденности, естественности, спонтанности.