Ассоциативная методика или подход Ольги Соболевой
Одна из методик раннего развития и обучения чтению, которая позволяет в процессе обучения задействовать оба полушария мозга ребенка.
Изучение букв происходит методом ассоциации ребенком изученной буквы и известного персонажа или образа. Играя ролевые игры с буквами, малыш не только запоминает их, но и вырабатывает главное, по мнению разработчиков данной методики, желание читать.
Весь материал представленной методики разделяется по разным типам восприятия, что позволяет использовать подходящий к конкретному ребенку подход.
Есть упражнения для визуалов, аудиалов и кинестетиков, из которых практически полностью исключены занятия с механическим запоминанием. Таким образом, все обучение строится на понимании материала, а не его машинальном воспроизведении.
Плюсы:
- Задействование в обучении обоих полушарий мозга и фантазии ребенка позволяет развить речь. Малыш начинает говорить более красочно и свободно. Отмечено уменьшение ошибок в речи и увеличение словарного запаса;
- Ассоциативный подход позволяет раскрыть интерес к творчеству и уменьшить страх перед письменным изложением мыслей ребенка;
- Занятия в виде игры с известными ребенку персонажами позволяют расслабить его. Состояние полного расслабления ребенка позволяет ему легче усваивать и воспроизводить учебный материал;
- При занятиях по данной методике происходит усиление развития воображения, фантазии и логики;
- Методика рассчитана на детей разных возрастов. Возможность применять ее для детей самого младшего возраста.
Минусы:
- Нет конкретной системы в занятиях, что может создать затруднение для родителей, которые привыкли к четкому планированию занятий;
- Исходя из того, что система обучает через ассоциации и фантазию ребенка, эта система может быть сложной для детей с выраженными математическими способностями.
С чего начать?
Итак, на белый картон размером 28×28 см наклейте изображение того или иного предмета, с которым вы хотите познакомить своего кроху. Для того чтобы карточки не потеряли свой вид, их можно заламинировать или оклеить скотчем. При этом демонстрационный материал непременно должен быть разбит на категории. Например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Формы» и так далее.
С помощью домановской методики малыша можно научить читать (для этого используются специальные карточки со словами) или считать. Правда, цифр на математических карточках вы не найдете. Ведь они для ребенка лишь символы, ничего не значащие иероглифы. На математических карточках изображены крупные красные точки. На каждой карточке соответствующее их количество: одна, две, три… и так до бесконечности. Хотя начинать, разумеется, следует с простого: пусть на первых уроках кроха освоит счет хотя бы до десяти.
Лучше всего начать демонстрацию с тех картинок, которые, по вашему мнению, вызовут у крохи наибольший интерес. Так, к примеру, большинство мальчишек будут в восторге от карточек с изображением транспорта. Что касается девочек, то их могут заинтересовать кошки, одежда, предметы быта.
В первый день занятий вы будете использовать всего три набора карточек по пятьдесят штук каждый. При этом одну категорию следует продемонстрировать не менее трех раз. Итого, девять занятий по полминуты каждое.
На следующий день вам нужно будет добавить комплект с другой категорией. Затем еще с одной и так до тех пор, пока общее их количество не достигнет двенадцати.
После этого нужно начать заменять одну старую карточку на новую. Как только запас новых карточек истощится, нужно будет заменить всю категорию целиком. В среднем рекомендуется затрачивать на одну картинку тридцать занятий. Что касается их общего количества, то оно так же неограниченно, как и многообразие окружающего нас мира.
Сам Доман говорил, что ограничения если и есть, то касаются они не только и не столько возможностей самого ребенка, сколько его родителей. У одних мам и пап фантазия заканчивается уже на математических карточках, другие — с удовольствием изучают «по Доману» географию, историю, астрономию.
На начальном этапе познакомьте малыша с общими понятиями: «Эта машина — грузовик» или «Этот цветок называется роза».
Спустя какое-то время вы почувствуете, что вашему ребенку подобной информации мало. Вам наверняка захочется рассказать, что грузовики предназначены для перевозки грузов и используются на стройке, в сельском хозяйстве. А роза — красивый садовый цветок, использующий для защиты острые шипы.
И, кстати, самое время стереть надпись карандашом на оборотной стороне карточки и записать новую информацию, которую вы будете озвучивать на занятиях.
Например, возьмите карточку «тигр» и напишите пять фраз об этом животном:
Тигр — это дикое животное.
Тигр — это хищное животное.
Тигр имеет полосатую шкуру.
Тигр — это крупнейшее наземное животное.
Уссурийский тигр — это самый крупный представитель кошачьих.
Но не увеличивайте время занятий, лучше уменьшить количество карточек. За одно занятие следует читать лишь один факт. Например, вы хотите познакомить кроху с понятием «домашние животные».
Выглядит это примерно так: Это корова. Корова дает молоко. Это лошадь. Лошадь используют для перевозки грузов. Это собака. Собаку называют другом человека.
А в следующее занятие вы будете читать об этих же животных уже другой — второй факт. И так до бесконечности. Ведь и факты можно периодически обновлять, углубляя знания ребенка по тому или иному предмету, явлению. Источником интересных сведений об окружающем мире может стать любая детская энциклопедия.
Слабые стороны этой методики раннего развития
Общие моменты
Ребёнок в этой системе обучения является пассивным объектом, методика не поощряет возникновения у него живого интереса к изучаемым объектам. Так на просмотр карточек отведено строго регламентированное время, а объяснения и ответы на вопросы (если таковые возникнут у малыша в процессе занятия) не поощряются.
Таким образом, в первую очередь тренируется «механическое запоминание». Доман видит основной задачей насыщение мозга маленького ребёнка максимальным объёмом информации. Чрезмерная наглядность (использование карточек с подписями) не стимулирует развития у ребёнка так называемого «текстового» мышления – потребности получать и анализировать информацию из текста, без подкрепления её наглядным материалом. Тем не менее, чтобы обеспечить гармоничное развитие малыша, ему нужно сообщать как можно больше текстовой информации. Занимаясь с ребёнком, родителям желательно чаще использовать потешки, стишки, прибаутки, читать ребёнку сказки и стихи. Но методика Глена Домана не придаёт большого значения этим моментам. А между тем навыки «текстового» мышления будут очень востребованы на этапе дальнейшего обучения детей в школе.
Обучение чтению
Построено на механическом запоминании написания слова, демонстрируемого на картах. Доман считает, что если детям с регулярной частотой показывать написание тех или иных слов, то со временем они обязательно уловят связь между написанием и воспроизведением слова. Но практикующие педагоги говорят об обратном: детям трудно обнаружить связь между написанными словами и звучащей речью, и рано или поздно их родители обращаются к – , слогов и только потом, чтения слов.
Обучение математике
Может оказаться весьма трудоёмким проектом по сравнению с классическими методиками. Ведь Доман настаивает на том, чтобы обучаемый представлял не изображение цифры, когда речь идёт о числе, а реальное количество.
Например, мы говорим 36 и представляем цифру «36». Методика Домана предполагает обучение детей реальному количеству, а не его интерпретации в виде цифры. То есть, в процессе обучения ребёнка счёту, ему нужно все время демонстрировать карточки с нанесёнными на них точками, обозначающими то или иное число. Представьте на секунду сколько нужно создать вариантов таких карточек, и насколько это трудоёмкий по сравнению с классическими способами процесс.
Но базовый принцип, состоящий в том, что ребёнок сначала осваивает категорию количества, а потом закрепляет за ней числовое представление, не подлежит сомнению. Однако у отечественных педагогов, придерживающихся аналогичных взглядов, есть куда более простые для реализации способы обучения детей математики – через изучение , .
Подводя итоги, можно сказать, что методика Глена Домана направлена на гармоничное развитие интеллектуальных способностей у маленьких детей. Однако эта педагогическая концепция несколько игнорирует развитие у детей других важных сфер — психоэмоциональной, гуманитарной, поэтому её вряд ли можно назвать идеальной и исчерпывающей.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Реальные истории семей развивающие своих детей по методики Глена Домана:
Методика Глена Домана. Описание
А теперь о самом методе, о том, как ученый пришел к своей методике и какие получил результаты. Глен считал, что человеческий мозг безграничен в своих возможностях. Особенно велики резервы мозга в первые три года жизни, поэтому надо начинать кроху как можно раньше. Желательно начать с шести месяцев. При этом автор уникальной методики развития
считает, что ребенка
не надо мотивировать открывать мир и обучаться, он сам настроен на открытия и учится с удовольствием.
Чем больше информации малыш получает, тем быстрее ее усваивает и готов к новой порции. Чем позже начинается процесс обучения, тем меньше у ребенка интереса к познанию и тем сложнее ему учиться.
К шести годам, считает Глен Доман
, возможности детского мозга сильно снижаются, ребенок все труднее учится и ему уже не так интересно открывать мир и узнавать новое.
Предполагает сочетание двигательной активности с интеллектуальным обучением. Это дает хорошие результаты, о них в 60-е годы в своих книгах рассказывал сам автор методики. Он настоятельно рекомендует с первых дней жизни помогать ребенку двигаться, учиться ползать, хватать предметы, переворачиваться.
А чтобы малыш быстрее стал развиваться физически, по методике развития Глена Домана,
надо сделать небольшой желоб, по которому пускать ребенка, помогая ему ползать. Делать это надо ежедневно по несколько минут. В целом в день такие физические упражнения могут занимать до 4 часов. Физическая активность, утверждает автор методики развития ребенка
, помогает активизировать мозг малыша с первых дней. Он видит игрушки, он пытается их взять, он следит за ними глазами, в это время работает мозг, впитывая информацию об окружающем мире.
Очень важно заниматься с малышом ежедневно, не пропуская ни дня и лучше в одно и то же время. Ведь график на самом деле придает жизни стабильность и уверенность
Постепенно кроме ползания к физическим упражнениям добавляются упражнения на захват пальцев взрослого руками ребенка, и постепенное привыкание висеть на этих пальцах.
Методика развития Глена Домана
расписывает все физические упражнения с малышом на каждый месяц. «Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка
» – с этой книги можете начать детальное изучение особенностей методики и возможности их применения в домашних условиях.
Фонетический или звуковой метод
Один из самых привычных для большинства родителей метод, который не требует особых материальных затрат.
Строится на алфавитном принципе. Ребенку предлагается изучить звуки и их буквенное обозначение. Уже после изучения основных открытых гласных и первых согласных малышу предлагается сложить знакомые звуки в первые слоги.
После того, как ребенок поймет, каким образом происходит слияние звуков в слоги, наступает этап создания знакомых простых слов.
Обучение строится на следующей последовательности:
- Научиться слышать и выявлять звуки в словах. Этот этап часто проходит незаметно для ребенка и родителей во время обучения ребенка речи.
- Изучение буквенного обозначения знакомых звуков. Интересно то, что этот этап длится на протяжении всего обучения. Уже после изучения первых буквенных обозначений звуков родитель переходит к следующему этапу, постепенно добавляя новые буквы.
- Складывание знакомых звуков в слоги. Этап начинается уже с первых изученных гласных, когда ребенок начинает читать первые слоги «АУ», «АО», «МА» и плавно перетекает в чтение слов, с добавлением новых букв и слогов.
- Прочтение слов и первых предложений.
Плюсы:
- Фонетический метод обучения чтению на сегодняшний день, чаще всего используется при обучении детей в школе. Это будет несомненным плюсом, так как ребенок будет знаком с методикой и с легкость сможет выполнять задания учителя без дополнительных пояснений;
- Методика достаточно легко осваивается родителями, что позволяет достигать результата при обучении. Легкость освоения обусловлена тем, что именно таким образом обучали детей много лет;
- Способность выделить звуки в словах способствуют правильному произношению. Многие логопеды советуют именно эту методику для коррекции небольших дефектов речи;
- Отсутствие необходимости использовать дополнительный методический материал, позволяет проводить занятия с ребенком в любом месте. Так, например, родитель может предложить позаниматься с ребенком при прогулке на улице или же в очереди. Для большинства заданий понадобится только место, где написать букву или слово. Использовать можно и бумагу с ручкой, и песок на улице, и даже выкладывать из камней или других подручных материалов.
Минусы:
- Возможность использования только при достаточном развитии ребенка и его желании. Данная методика потребует достаточно долгого тренировочного процесса;
- Направлен только на приобретение навыка чтения без направленности на понимание прочитанного. Требуется дополнительная работа;
- Так как методика строится на желании ребенка обучаться навыку чтения, то она не подходит родителям, которые являются сторонниками раннего развития.
Адаптируйте свой подход к обучению
Даже самую проверенную стратегию или подход к обучению нужно менять или оптимизировать, исходя из особенностей вашего ребенка. Это касается и методики Домана. Помните, что эта система предназначена в первую очередь для того, чтобы мотивировать и вдохновлять вас на ежедневные занятия со своим ребенком. Но поскольку все дети разные, разным должен быть и подход к обучению. И никто не сможет найти этот подход лучше, чем родители ребенка!
Лучшие учителя для ребенка любого возраста — это самые близкие ему люди: его семья.
Вы можете начать использовать любую обучающую программу в рамках методики Домана и смотреть, что из нее вашему ребенку нравится, а что он не принимает. Даже если речь идет о важных базовых вещах, например, о математике – если ребенку не нравится заниматься счетом, не заставляйте его делать это именно сейчас, иначе у него сформируется негативное отношение вообще ко всем точным наукам. Попробуйте изменить программу, взяв что-то из другой методики, возможно «другая математика» ребенку понравится больше. Не забывайте постоянно искать способы сделать процесс обучения больше похожим на веселую игру.
И если ради повышения эффективности и позитива во время обучения ребенка, вам кажется целесообразным использовать сразу несколько авторских методик раннего развития детей — просто сделайте это!
Как почистить шубу из кролика?
Что подарить ребенку на полгода девочке?
Даже за полминуты можно многому научить
В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию.
Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.
Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:
- отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
- сообщить крохе: «Это гав-гав»;
- коротко ответить: «Это собака»;
- сказать: «Это собака породы сенбернар»;
- продемонстрировать картинки с собаками;
- показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.
Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.
Старайтесь давать малышу более развернутые ответы, простые для понимания и основанные на фактах
Карточки как основа для метода Домана
В основе использования метода Глена Домана лежат специальные
карточки. Их можно легко найти в продаже, но также не составит труда сделать их
самостоятельно. Более того, индивидуальное изготовление помогает не только
сэкономить, но и значительно расширяет список потенциальных предметов для
изучения. Вы также всегда можете актуализировать материал, вводить новые темы,
чтобы обучение не стояло на месте.
Карточки Глена Домана
Самый просто вариант поиска карточек – скачивание готовых из
сети. В открытом доступе есть масса вариантов карт, но, если будете их
печатать, рекомендуем использовать именно цветной принтер.
Существует ряд требований к карточкам, которые стоит учитывать как при их поиске в открытом доступе, так и при индивидуальном изготовлении.
К этому списку относятся такие правила, как:
Создавайте четкое разграничение по категориям. Это могут быть животные, различные предметы или слова – все что вы посчитаете нужным.
При распечатывании или изготовлении своими силами стоит использовать только матовую бумагу
Для ребенка важно, чтобы на карте совсем не было бликов – в таком случае будет исключен потенциальный риск искажений.
С задней стороны нужно обозначить, что именно указано на карте
Лучше всего использовать двухстороннюю печать, чтобы можно было следить за тем, к чему именно ваш ребенок прикладывает внимание.
Учитывайте требования к размерам. Начинать стоит с карточек, размеры которых не менее 28х28 см
При этом высота букв должна быть не менее 7,5 см для нормального восприятия текста детскими глазами.
Не пытайтесь сразу сделать много карточек
Стоит первоначально определить список тем, которые будут использоваться, подготовить по каждой до 10 карт. По мере прогресса обучения, можно добавлять новые карточки.
Помните о важности заметности как текста, так и картинки на карточке. Изображение должно быть четким, корректным
Так буквы обязательно наносятся красным цветом. Не стоит экономить на печати, потому что это важно для ребенка.
Как проходит обучение?
Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии
Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало
Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже научился сидеть)
Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов. Первая серия состоит из пяти карточек
Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую
Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.
Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!
Советы в обучении
Первое занятие – самое главное
Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд
Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова
Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом
Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение
Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т
д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!
Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.
Комплекс физических упражнений разработан для разных возрастов.
От 0 до 2 месяцев
В этот период занимаемся формированием рефлексов, готовим малыша к навыкам ползания и ходьбы. Занятие проводится в течение 10 минут.
Предложить ребенку для захвата какой-то предмет (палочку, либо свои пальцы) и как только он крепко обхватит своими пальчиками, поднимать его наверх. Вращение и подкидывание малыша в разных плоскостях(динамическая гимнастика)
Развитие вестибулярного аппарата очень важно
От 2 до 7 месяцев
К предыдущим двум упражнениям добавляем время выполнения, теперь оно составит 15 минут.
Двигательное упражнение: Поместить ребенка в специальный трек, перед ним поставить игрушку. Малыш должен проползти за этой игрушкой. Ежедневно расстояние между игрушкой и ребенком увеличиваем.
От 7 месяцев до 1года
- Ползание на четвереньках. Чем чаще, тем лучше, но не менее 4 часов в сутки.
- Вис на перекладине со страховкой родителями. Выполнять в течение дня, от 10 до 15 раз.
- Динамическая гимнастика.
Правила проведения упражнений
Ребенок должен быть одет в удобную одежду, не сковывающую движения. Самое главное, обеспечить малышу идеальную среду для занятий. Занятия проводятся в игровой форме.
Развитие чувства баланса и равновесия
Специально разработанная динамическая гимнастика подразумевает развитие у малыша чувства баланса. Ребенок адаптируется к разным положениям тела. При ползании по треку, желательно подбрасывать ему различные препятствия, чтобы он преодолевал их. Обучившись этим навыкам, ребенок с легкостью освоит ползание и научится ходить.
Интеллектуальное развитие
Доман утверждает, что при правильном физическом развитии мозг малыша готов к обучению чтению и счету уже в грудном возрасте. Можно приобрести дорогостоящие дидактические материала, а можно самостоятельно изготовить карточки. Вашему младенцу уже исполнилось 3 месяца? Значит, по мнению автора методики, пора начинать.
Для работы потребуются карточки, на которых крупными красными буквами написаны простые короткие слова: «мама», «папа», «дом», «мяч». Показывайте и произносите названия предметов несколько раз в день. Постепенно задания усложняются. Автор методики убежден, что начинать читать нужно не по буквам, а запоминая слово целиком. Основы математики следует изучать не по абстрактным цифрам, а по точкам на карточке.
Для обучения младенца нужно удобно усадить или уложить, если он еще слишком мал. На 2-3 секунды поднесите к его глазам карточку и четко назовите слово или число. Расстояние между лицом и текстом не должно превышать 60 см. Для первых занятий возьмите 5 карточек и показывайте их одну за другой 3 раза в день. Каждые 5 дней одно из слов заменяют другим.
Чтобы младенцу было интересно, организуйте обучение в игровой форме. Слова могут неожиданно появляться перед его глазами и внезапно исчезать. Можно сопровождать показ своими комментариями или демонстрацией соответствующих игрушек. В том, как проводить занятия по Доману для малышей, строгих критериев нет, каждая мама должна сама понять, как заинтересовать ребенка. Не проверяйте, насколько ребенок усвоил урок, – вы с ним просто играете. Если малыш сам захочет вас порадовать, он скажет слово или покажет на предмет.
Обучение чтению по методике Марии Монтессори
Данная методика утверждает, что первоначально ребенка нужно научить писать, и только после этого приступить к чтению.
На первом этапе ребенку предлагается заштриховать начертание буквы и запомнить ее внешний вид. Только после этого ребенку предлагают приступить к чтению, используя знакомые буквы.
Особенность букв для заштриховки в данной методике заключается в их шероховатости и объемности. Используя тактильную память и зрительное восприятие, данная методика подразумевает следующие действия: взрослый называет ребенку звук буквы и предлагает повторить и обвести букву пальчиком, после чего предлагается раскрасить. В такой же манере показывается, как читаются слова, фразы.
Плюсы:
- Обучение на ярком и интересном для ребенка методическом материале, который позволяет проводить занятия без быстрого утомления;
- Использование данной методики дает возможность обучить ребенка читать гладко без разделения слов на отдельные слоги;
- Методика воспитания Монтессори направлена на развитие самостоятельности, и при обучении чтению развивается возможность сразу научиться читать про себя;
- Наглядный материал, который можно не только рассматривать, но и щупать, позволяет дополнительно развивать мелкую моторику, аналитические способности и логику.
Минусы:
- Очень сложно обучать ребенка в домашних условиях, так как эта методика требует времени для подготовки занятия;
- Материалы для обучения занимают много места.
Подводя итог нужно отметить то, что даже если вы выберете одну методику, которая на ваш взгляд наиболее подходит ребенку, вы не будете застрахованы от того, что он ее не примет и не откажется заниматься. Такой исход может быть при использовании любой методики и зависит от ряда факторов:
- Ребенок не готов обучаться чтению;
- Вами взят слишком быстрый темп, а количество предлагаемого материала превышает возможности ребенка;
- Методика не нравится ребенку, так как не отвечает его внутренним потребностям.
Если вам кажется, что ребенок не справляется, не желает заниматься, попробуйте найти причину отказа. Возможно, вам нужно отложить обучение или же поменять подход.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Получение энциклопедических знаний
Согласно Глену Доману, приобретение разносторонних знаний о мире, который нас окружает – это и есть цель человеческой жизни. Не нужно ничего объяснять и разъяснять детям, их мозг может воспринимать только факты. Чтобы карточки давали малышу действительно энциклопедические знания, они должны отвечать определенным требованиям:
- Детали изображения отчетливо видны
- На одной карточке – один предмет
- Предмет имеет специальное название
- Это незнакомый ребенку предмет
- Размер карточки – 28х28 см, то есть она достаточно большая
- Карточка чистая
Каждое занятие с карточками должно продолжаться примерно 30 секунд.
С чего и когда начинать занятия
Начинать обучение можно уже с трех месяцев, в это время ребенок уже интересуется предметами. Главным инструментом на занятиях являются карточки с рисунками или фото реально существующих предметов: животные, фрукты, машины, игрушки и другие. Из-за раннего начала занятий эту способ развития получил название “чтение с пеленок”.
Показы изображений способствуют развитию логического мышления, улучшают память и формируют правильную речь.
Эта методика наиболее эффективна для детей до трех лет, далее усвояемость новой информации у ребенка снижается с возрастом.
С самого начала жизни малыша методика дает хорошие результаты, так как занятия представляют для детей интересную игру.
Кроме карточек, Глен Доман советовал уделить внимание освоение ребенком разных способов движения. На их основании можно улучшить и развить деятельность мозга
Для этого был разработан специальный снаряд: полоса для ползания. Это своеобразный желоб, отделанный бортами по бокам. Ширина такой дорожки для ползания устанавливается так, чтобы ребенок при движении касался ее бортов плечами и бедрами.
Такой тренажер создает для детей имитацию пространства внутри утробы матери и вызывает в памяти ребенка первые рефлексы. При регулярных занятиях малыши активно проползают довольно длинные дистанции. Развитие двигательных функций стимулируют деятельность мозга и его развитие, тем самым подготавливая его к приему все новой информации.
Принципы обучения по Доману
- К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
- Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
- Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
- Обучение должно проводиться с удовольствием.
- Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
- Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
- Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
- Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
- Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
- Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
- Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.
Процесс обучения всегда должен проходить в виде игры, терпеливо и без принуждения