Особенности физического развития с использованием методики Домана
Как мы уже отмечали, Доман связывал физическое и
интеллектуальное развитие ребенка. Чтобы
вырастить умного и развитого ребенка, стоит следить за его физической
активностью.
Физическое развитие по методике Домана
Активность разделяется по возрастному критерию.
Рассмотрим их по главным возрастным группам:
0-2 месяца
Здесь главное начинать развивать способность малыша
двигаться. В частности, активно используются специальные тренажеры – это трекер
для ползания. Малыш начинает формировать правильные паттерны движения, что
позволяет значительно быстрее начать двигаться. Также может развиваться и
пресс, если ребенок будет подтягиваться, взявшись за ваш палец.
2-7 месяцев
По мере развития ребенка появляются и новые упражнения,
которые не отнимут много времени. К ним относятся такие, как аккуратное
подбрасывание ребенка в воздух. Это нужно делать невысоко и над чем-то мягким.
7-12 месяцев
Этот возраст позволяет расширить список упражнений –
покачивание для улучшения равновесия, ползание, растяжка и многие другие.
От 12 месяцев и старше
В список занятий вносится разнообразие с использованием шагов – от 20 и более в день. Не стоит забывать о тренировке равновесия, которое можно отрабатывать через аккуратное подбрасывание с дополнительной подстраховкой.
Особенности системы
Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.
Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» – не положено.
Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.
В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.
Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи.
При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад».
Суть методики Домана
Основа методики – обучение чтению, которое ученый считал обязательным едва ли не с рождения. С его точки зрения, умение читать – важнейший навык для человека, поскольку все обучение основано на умении читать. Также раннее чтение, по мнению Домана, является надежной основой для развития интеллекта ребенка в целом. По его словам, дети способны в возрасте одного года читать слова, в два – фразы, в три года – целые книги, и все это им очень нравится.
Методика Домана учит детей чтению с помощью специальных карточек, где большими красными буквами написаны сначала слова, потом словосочетания и предложения, которые им показывают с определенной скоростью и частотой.
Также с помощью карточек Глен Доман предлагал давать малышу энциклопедические знания и обучать счету.
Важный момент: основой умственного интеллекта ученый считал физический интеллект – подвижность и равновесие, а также мануальные навыки.
Так, он выяснил, что стимуляция одного из органов чувств способствует усилению активности мозга. Предпочтение он отдал зрению – как основному способу познания человеком окружающего мира. Он даже ввел понятие «двигательный интеллект» и разработал специальный комплекс гимнастических упражнений, который помогает не угасать хватательному, ползательному и опорному рефлексам ребенка.
Он советовал родителям стимулировать малыша к ползанию, чаще качать его на руках, перекатывать с боку на бок, таким образом тренируя его вестибулярный аппарата, давать возможность подтягиваться и висеть на пальцах. Впрочем, ничего нового в этом случае Доман не предложил – абсолютное большинство его рекомендаций не отличаются от стандартных советов любого педиатра.
Ну, может, за исключением одного: он считал, что ребенка, который учится ходить, не надо поддерживать – он должен делать это самостоятельно.
7 повседневных вещей, которые тормозят развитие ребенка
Как научить читать по методике Домана?
Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.
Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными
словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).
Вам нужно следовать данной схеме обучения:
- Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
- Учиться нужно по 3 раза каждый день.
- Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
- Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
- Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
- Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
- Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
- Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.
Немного истории: кто он?
Глен Доман – ученый, который прожил замечательных 94 года, наполненных войной, исследованиями и важными для нас открытиями. Глен Доманродился в Филадельфии в США в 1919 году и накануне Второй мировой войны получил профессию физиотерапевта. Он пошел добровольцем на фронт, храбро воевал в Европе и был награжден крестом «За выдающиеся заслуги». После войны стал изучать возможности и резервы человека, создал организацию «Институт достижения потенциала человека» и начал работать с детьми с поражениями центральной нервной системы.
В результате его исследований и практик была созданаметодика развития Глена Домана, благодаря которой больные дети восстанавливаются, а здоровые быстро развиваются и обучаются. Автор множества популярных книг, Глен Доман рассказывает в них как научить ребенка читать по созданной им методике развития; как восстановить ребенка, если он имеет нарушения мозга и как развивать ребенка, научившегося рано читать.
Недостатки и достоинства метода
Собираясь использовать данную методику, следует подумать о ее положительных и отрицательных сторонах и хорошо их изучить.
Будьте аккуратнее:
Нет данных об эффективности методики. Приверженцы выступают против проверки качества обучения. Они полагают, что обучение не должно сочетаться с контролем результатов. Дети лишены возможности открывать мир самостоятельно и составлять интересующие их вопросы
Далеко не все родители могут так постоянно и методично заниматься с детьми, при этом сохраняя целеустремленность и внимание к детям
То, что будет полезно любому малышу:
- Постоянное знакомство с новой информацией принесет несомненную пользу, а ее повторение будет развивать память и тренировать мозг. Именно об этом говорил Доман.
- Обучение сможет способствовать расширению кругозора, необходимо предоставлять только интересующую детей информацию на данный момент.
- Занятия позволяют воспринимать учебный процесс как полезный и радостный, а не как какое-то бремя. Это пригодится в дальнейшем.
Вывод: Методика Домана, как видно эффективна для больных детей. Для развития нормальных детей, стоит хорошо подумать, что лучше использовать. У данного способа есть и противники, и единомышленники. И это нормальное явление. Каждая семья должна сама решить, пользоваться ей или нет. Но, при этом нужно собрать больше информации и послушать мнение компетентных людей. Надеемся, эта статья также окажет действенную помощь.
Можно ли научить читать по методике Домана
Многие родители задаются вопросом о том, когда стоит
начинать учить ребенка читать. И это действительно довольно сложный вопрос,
который строго индивидуален. Сам Глен Доман говорит о том, что возраст от 10
месяцев – это уже хорошее время, когда можно начинать подготовку малыша к
освоению навыков чтения.
В этом возрасте малыш уже может понять общие закономерности,
которые в будущем облегчат ему сам процесс чтения, так что вы можете
попробовать освоить весь материал.
При занятиях чтением вам также предстоит показывать карточки
со словами и четко, понятно зачитывать содержимое вслух
Помните, что шрифт должен
быть ярким, красного цвета – это помогает привлечь внимание
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать обучение чтению по методике Домана значительно проще:
- Разделите ваши слова на карточках по тематикам.
Начинать стоит с простых наборов – с членами семьи, животными, предметами,
которые окружают малыша. - Двигаться нужно от простого к сложному. Сначала
читайте отдельные слова, потом словосочетания, затем предложения. - Начинать изучение стоит с существительных.
Глаголы идут на второй стадии, прилагательные на третьей.
Помните о том, что карточки с текстом обычно быстрее вызывают у детей усталость. Потому между подходами стоит делать перерыв не менее получаса. Это полезно и для работы мозга, позволяет ему усвоить информацию.
Спорные моменты в направлении
Вопреки наглядности и убедительности педагогической системы, изложенной в трудах Домана, при ее изучении возникает достаточно дискуссионных точек.
Автор методики утверждает, что мозг человека подобен компьютеру, обладающему большим объемом и совершенным инструментарием для обработки информации. Но люди и, особенно, дети мало схожи с серийными заводскими механизмами. Если ребенок не сумеет проанализировать огромный поток полученной информации и воспользоваться ею, то она не будет способствовать его образованию и развитию.
Информационный переизбыток может привести к утомлению и истощению ребенка. Есть риск появления психологических и физических проблем, таких как: замкнутость, проблемы с концентрацией и общением, ранимость, внезапная смена настроения, мигрени, отсутствие аппетита.
Развивающее воспитание должно производиться соответственно возрасту ребенка. На первых порах у малышей развивается наглядное мышление, что помогает им, увидев на улице собаку, узнать ее и правильно назвать. В процессе разглядывания карточек ребенок может соотнести слово лишь с определенной нарисованной ни них картинкой. Поэтому, посещая цирк, он не сможет узнать льва или тигра, если не видел их на карточке.
Каждый ребенок от природы стремится к творчеству, поиску и самостоятельному обретению знаний
Метод Глена Домана предполагает, что малыш инертен, поскольку процесс обучения состоит лишь из демонстрации картинок и констатации безликих единиц информации.
Делая упор на интеллектуальном прогрессе, система Домана обделяет вниманием этическое, эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. У него остается меньше возможностей для творчества и общения с окружающими.
Занятия предполагают включение только органов слуха и зрения, в то время как для всестороннего развития не менее важны запах, вкус и тактильные ощущения.
Изучая подписанные карточки с картинками, ребенок запоминает слова автоматически и может понимать только то, что выучил
Увидев в книге незнакомые слова, он не сможет их воспринять.
Информация, воспринимаемая на слух или через текст, не всегда должна быть подкреплена изображениями. Иначе ребенку будет сложно самостоятельно выстраивать в голове образы и читать книги без картинок.
Дети любят игры и хорошо усваивают информацию через интерактивное взаимодействие. Обучение только посредством карточек исключает активное участие ребенка и вряд ли является достаточным для его активного развития.
Изготовление карточек требует от родителей времени и усилий, что постепенно может снизить их мотивацию к занятиям.
Когда ребенок начинает фокусировать взгляд
На 7 месяце беременности зрение плода практически полностью сформировано. Остается дело за развитием мозгового центра, отвечающего за зрительное восприятие, который начинает обрабатывать картинки с 4-месячного возраста после появления на свет ребенка. Поэтому до четырех месяцев малыши могут видеть мир только в двухмерном изображении. С этого возраста карапуз способен фокусировать взгляд на неподвижных и перемещающихся объектах.
О том, как видят предметы новорожденные известно с давних пор, все дети развиваются по стандартному сценарию. После родов из-за сдавливания черепной коробки, отечности и припухлости век, грудничок воспринимает окружающее пространство расплывчато. Ближе к месячному возрасту, малыш видит предметы черно-белыми. По мере роста, арсенал зрительных восприятий пополняется разнообразными цветами, сначала красным и желтым в возрасте около 3 месяцев, позже зеленым, синим и другими тонами.
Как видят дети в 1 месяц
Родителей часто интересует, как видят новорожденные месячного возраста, как понять, что развитие зрительного восприятия формируется нормально? В 1 месяц главными объектами, которые различает малыш, являются источники яркого света и лицо мамы. Младенец блуждает глазками по комнате, потому что ему пока трудно фокусировать взгляд на окружающих объектах.
Какие цвета различает ребенок в 2-3 месяца
В возрасте двух месяцев ребенок, кроме белого и черного, начинает различать красные, оранжевые и желтые цвета. Трехмесячный карапуз уже следит взглядом за движущимися объектами, воспринимает отсутствие и наличие света. Но улавливать зрительную картинку широкоформатно пока не может. Все окружающие предметы грудничок 2-3 месяцев от роду видит в двухмерном пространстве. Ребенок новорожденный начинает видеть нормально примерно с пятимесячного возраста.
Совершенствование зрительной функции с 4 по 6 месяцы
По истечении трех месяцев, начиная с четвертого в палитру цветов, которые различают младенцы, добавляется зеленый и синий. Зрительные отделы мозга и центральная зона сетчатки ребенка в 4–6 месяцев обеспечивает возможность видеть объемное изображение с множеством оттенков цветов. Груднички в этом возрасте активно изучают окружающий их мир, рассматривая предметы. Карапузы поворачивают голову во все стороны и могут фиксировать взгляд как на неподвижных, так и на перемещающихся объектах.
Как проходит обучение?
Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии
Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало
Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже научился сидеть)
Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов. Первая серия состоит из пяти карточек
Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую
Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.
Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!
Советы в обучении
Первое занятие – самое главное
Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд
Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова
Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом
Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение
Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т
д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!
Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.
Что представляют собой карточки Домана
С помощью карточек Домана ребёнок запоминает животных, птиц, учиться различать цвета, профессии, изучает буквы и цифры, постепенно обучаясь чтению и счёту. Методика представляет собой отдельные карточки с изображениями и надписями различных предметов. Так в голове малютки картинки ассоциируются со словами, написанными на карточке. В начале обучения это должны быть самые простые вещи, знакомые крохе и вызывающие у него определённые эмоции. Например, мама, папа, суп, кот, хлеб, каша и другие.
Приобрести карточки Домана можно в специализированном магазине, скачать из интернета или изготовить самостоятельно. Если вы решили сами подготовить карточки, необходимо соблюдать рекомендуемые параметры и некоторые нюансы:
- Фон карточек должен быть белым;
- Надписи делаются снизу фломастером или маркером красного цвета;
- Одна карточка – одно изображение;
- Высота шрифта = 7,5 см; толщина = 1,5 см;
- Размер одного экземпляра = 10х50 см.
Демонстрация карточек с изображениями конкретной тематики поможет развить у малютки логическое мышление. Например, показ карточек с картинками собак разной породы даст понять ребёнку, что между ними есть сходства и отличия.
Человеческий мозг (даже у самых маленьких детей) способен анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Поэтому не стоит бояться давать малышу новые знания. Так или иначе они будут откладываться в определённых участках мозга. По мере умственного развития они будут активироваться и проявляться.
Глен Доман разработал карточки, развивающие в детях математические навыки. Нейрохирург установил, что в отличие от взрослых при произношении числа ребёнок представляет не цифру, а количество предметов, на которое она указывает. Например, два яблока, пять карандашей, три конфеты и т.д. Поэтому математические карточки выполнены с учётом этих особенностей. Размер одной карточки составляет 27х27 см. На них изображены разбросанные кружки красного цвета диаметром не более 2-х см.
В самом начале обучения рекомендуется использовать два набора карточек: с точками от 0 до 5 и от 5 до 10.
Несколько слов об авторе
Глен Доман родился в 1919 году в Филадельфии. Здесь он и учился на врача-нейрофизиолога в Пенсильванском университете, который окончил в 1940 году с ученой степенью, после чего работал по специальности в клинике.
С 1941 года по 1945 служил в армии и вырос в звании от простого рядового до командира пехотной роты. По окончании войны продолжил свою работу нейрофизиологом, но уже в направлении оказания помощи детям с травмами головы и повреждениями мозга, с нарушениями центральной нервной системы. Он стал основателем Института человеческого потенциала в Филадельфии (1955 год). Ежедневные работы (наблюдения, эксперименты) длительностью в 24 часа на протяжении 20 лет привели его с коллегами к некоторым заключениям и разработанным на их базе программам, методикам по восстановлению детей с серьезными проблемами нервной системы.
Некоторые выводы его многолетней работы:
Оказание лечебной помощи должно быть направлено на мозг, а не тело (при улучшениях психической деятельности мозга улучшается физиологическое состояние пациента).
Раздражение определенных рецепторов приводит в работу мозг в целом.
Немаловажным для ребенка остается факт особого внимания: при взаимодействии взрослого с малышом последний старается, так как к нему проявили внимание и заботу.
Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным.
Спустя некоторое время, занимаясь с больными детьми, Глен открыл для себя тот факт, что вполне здоровые дети, участвующие или присутствующие на занятии со своими братьями, сестрами, которым оказывалась помощь, тоже начали преуспевать в знаниях, физическом развитии, по сравнению с детьми такого же возраста, которые не занимались. Воодушевленный Доман стал разрабатывать программу раннего обучения и для здоровых детей, которую мы имеем радость сейчас использовать.
История вопроса
Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации — зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников.
В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их «мягкой революцией» в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста — до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. «Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года» — считает Доман . Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми.
Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают.
Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.
Спорные моменты в направлении
Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.
Мозг человека сравнивается с мощным компьютером, который может похвастаться практически неограниченным запасом памяти. Но живой ребенок – это не машина. Если мы заполним его голову тысячами байтов информации, мы не сделаем его образованнее или умнее, ведь факты мало знать, необходимо уметь их использовать. Если этого не уметь, то ненужная информация, которую малыш никак не фильтрует, накапливается в детской головке в качестве хлама.
Изобилие информации истощает и перегружает нервную систему ребенка, что в дальнейшем грозит психическими нарушениями, резкими перепадами настроения, эмоциональной нестабильностью, проблемами в общении, чувствительностью, ранимостью, тревожностью. Возможны проблемы и со здоровьем – например, нарушение аппетита, утомляемость, головные боли. Если ваш ребенок устойчив к перегрузкам, то все может закончиться великолепными результатами, но стоит ли так рисковать?
Стимулирующее обучение должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. В первую очередь, как известно, у детей развивается наглядное мышление. Увидев собаку, малыш соотносит ее со словом «собака». Изучая же окружающий мир по карточкам Домана, у ребенка формируются абстрактные образы, то есть слово сопоставляется с конкретной карточкой. Ребенок может не узнать в зоопарке слона или верблюда, хотя видел их до этого на картинках.
При обучении по данной методике малыш пассивен, то есть получает информацию только для дальнейшего воспроизведения. Отсутствует момент творчества, ребенку не нужно самостоятельно находить информацию, нет никаких вопросов. Задача ребенка – лишь просмотр картинок и выслушивание бесстрастных фактов. Это притупляет заложенную в каждом ребенке с рождения любознательность.
У ребенка не остается времени на эстетическое, творческое, эмоциональное, нравственное развитие, на игры, общение со сверстниками
Карточки Домана отнимают много сил у родителей, ведь их необходимо изготовить, грамотно рассортировать, подобрать и т.п.
На занятиях задействуются только слух и зрение, не уделяется внимание тактильным ощущениями, запаху и вкусу, то есть целостного восприятия ребенок не получает.
Обучаясь чтению по карточкам Домана, ребенок машинально запоминает слова. Книги с незнакомыми словами он читать не сможет, как не сумеет проанализировать прочитанный текст
Все, что может в данном случае малыш – воспроизвести ранее заученный материал. Связь между заученными словами и реально звучащей речью дети не улавливают. Им приходится заново учиться читать.
Не всегда чтение должно сопровождаться демонстрацией изображений, как того требует методика Домана. Малыш должен учиться самостоятельно на основе текста выстраивать зрительный ряд, иначе обычный текст в книге без иллюстраций он будет воспринимать с большим трудом и не захочет учить то, что ему неинтересно или тяжело дается.
Подача материала в методике Домана ведется только через карточки, а ведь известно, что детьми лучше запоминается тот материал, который включен в активную деятельность и различные игры.
Источники
- Ebihara Y., Kurashima Y., Murakami S., Shichinohe T., Hirano S. Robotic Distal Gastrectomy With a Novel "Preemptive Retropancreatic Approach" During Dissection of Suprapancreatic Lymph Nodes for Gastric Cancer. // Surg Laparosc Endosc Percutan Tech — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33900223
- Enrique GL., Margarita BB., Ángel MJ., Saturnino SS., María Jesús DR. COVID-19 and severe ENT infections in pediatric patients. IS there a relationship? // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol145 — NNULL — p.110714; PMID:33894522
- Mehanna YA., Sadler E., Upton RL., Kempchinsky AG., Lu Y., Crick CR. The challenges, achievements and applications of submersible superhydrophobic materials. // Chem Soc Rev — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33889879
- Mimouni M., Trinh T., Sorkin N., Cohen E., Santaella G., Rootman DS., Slomovic AR., Chan CC. Sutureless dehydrated amniotic membrane for persistent epithelial defects. // Eur J Ophthalmol — 2021 — Vol — NNULL — p.11206721211011354; PMID:33887988
- Cheng W., Yao M., Zhai B., Wang P. Contact force sensors in minimally invasive catheters: current and future applications. // Expert Rev Med Devices — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33886427
- Fernandez Turienzo C., Silverio SA., Coxon K., Brigante L., Seed PT., Shennan AH., Sandall J. Experiences of maternity care among women at increased risk of preterm birth receiving midwifery continuity of care compared to women receiving standard care: Results from the POPPIE pilot trial. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N4 — p.e0248588; PMID:33882059
- Arteaga K., Crasta M. Successful treatment of distichiasis in a cow using a direct-contact 810-nm diode laser. // Vet Surg — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33880805
- Subasi O., Oral A., Torabnia S., Erdogan D., Erdogan M., Lazoglu I. In Silico Analysis of Elastomer-Coated Cerclage for Reducing Sternal Cut-Through in High-Risk Patients. // J Biomech Eng — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33876208
- Ring-Mangold T., Emminger R. . // Klin Monbl Augenheilkd — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33873209
- Khapov IV., Melikyan AG. . // Zh Vopr Neirokhir Im N N Burdenko — 2021 — Vol85 — N2 — p.99-106; PMID:33864674
Основные принципы
Доман утверждает, что умственные способности детей зависят от интенсивности умственных нагрузок на них в первые месяцы жизни. Он выделил следующие принципы своей методики:
- Лучшие педагоги для ребенка – это его родители. Никто не сможет лучше них помочь малышу развиваться, будь он заслуженным педагогом, профессором, или же Нобелевским лауреатом
- У каждого младенца есть возможность стать гением. Для этого нужно, чтобы родители понимали это, и ачали развивать малыша с первых дней жизни
- Обучение должно проходить в форме игры, и ее нужно закончить до того, как ребенку станет скучно. Постоянная увлеченность – основной фактор для успешного запоминания
- Дети до 6 лет имеют большие способности к обучению, поэтому необходимо начать этот процесс как можно раньше, чтобы за эти 6 лет добиться максимальных результатов
- Новизна и быстрота – наилучшие способы поддерживать постоянную заинтересованность малыша. Именно поэтому карточки с информацией показываются ребенку в течение короткого времени, но интенсивно
- Не нужно устраивать ребенку проверку после каждого занятия, да и вообще, никаких проверок не нужно. Все знания откладываются в подсознании ребенка, и, когда нужно, он вспомнит все, что ему надо
- Младенцы искренне хотят учиться, и они уверены, что нет ничего, лучше чем учеба. Поэтому, мамочки, ловите момент, пока не нужно за ними бегать и уговаривать сделать наконец-то уроки
- Чтобы мозг развивался, его нужно постоянно использовать