Этапы развития речи у детей от рождения до школы
Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.
Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:
крик. С его помощью новорожденный общается с окружающими людьми. Это первая голосовая реакция. Ею ребенок говорит маме о своем дискомфорте. Благодаря крику тренируются артикуляция, голос, дыхание;
гуление. Длится до шестимесячного возраста. Младенец воспроизводит определенные звуки, их вариации (а-гы, бу-у-у, а-гу)
На этом этапе важно поддерживать желание ребенка общаться. Для этого родителям следует повторять сказанное малышом;
лепет
Этот этап длится до года. Является завершающей стадией подготовки младенца к полноценной речи. Дети начинают произносить повторяющиеся слоги (ма-ма, ва-ва, ба-ба, да-да, па-па). Сначала простые слова ребенок выговаривает неосознанно. Но уже к 10-12 месяцам дети начинают осмысленно употреблять «ма-ма», «ба-ба» и т.п.
Преддошкольный этап закачивается, когда груднички начинают осознанно произносить первые слова. Он длится с 12 месяцев до 3 лет. Первые детские слова носят обобщающий характер. Например, «дай» может означать просьбу, желание или предмет. Поэтому малыша пока понимают только члены семьи.
С полуторагодовалого возраста дети начинают выговаривать слова полностью, а не в усеченной форме. Продолжает пополняться лексикон. Малыши пытаются складывать простые слова в предложения без предлогов. Например, «Маша ам-ам» означает, что Маша хочет есть. К трем годам в речи формулируются вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?».
Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.
К концу дошкольного периода малыши правильно выговаривают все звуки и имеют широкий кругозор.
Стержень методики Ушаковой — беседа с ребенком
Давайте рассмотрим технику беседы, предлагаемую автором
Посмотрим как она работает и на что стоит обратить внимание. Изначально техника направлена на работу воспитателя с детьми. Но, если вы занимаетесь с сыном или дочерью дома, то это может быть беседа непосредственно с самим малышом
Или же групповая беседа со всеми членами семьи. Разговор с друзьями вашего чада
Но, если вы занимаетесь с сыном или дочерью дома, то это может быть беседа непосредственно с самим малышом. Или же групповая беседа со всеми членами семьи. Разговор с друзьями вашего чада.
Цели вашего разговора с ребенком
Итак, в чем заключается задача взрослого в беседе?
- Во-первых, интересуйтесь и старайтесь упорядочить полученный опыт детей. Для этого вы узнаете о полученных знаниях ребенка в какой-либо сфере жизни. Однако, если малыш путается, то вам необходимо его скорректировать и «расставить все по полочкам».
- Во-вторых, в каждом разговоре пытайтесь воспитывать правильное отношение к окружающему миру. То есть, приводите примеры добрых и хороших поступков.
- В-третьих, приучайте детей быть сконцентрированными на чем-то одном. Следовательно, во время беседы малыш и не должен отвлекаться от обсуждаемой темы.
- В-четвертых, учите малыша излагать свои мысли просто. Поэтому, если у него длинные и несвязанные предложения, разбейте их на простые. Затем повторите их ему будто пересказывая то, что он вам сообщил.
Более того не менее важным считается:
- развития у детей внимательности во время беседы.
- воспитание умения во время разговора слушать других,
- формирование громкой и отчетливой речи.
Польза правильного разговора
Итак, что дает беседа детям? Самое важное это то, что они приобретают новые знания, навыки и умения. В то же время, каждый акт коммуникации может повлиять на поведение детей в дальнейшем и на их мировоззрение. В то же время, каждый акт коммуникации может повлиять на поведение детей в дальнейшем и на их мировоззрение
В то же время, каждый акт коммуникации может повлиять на поведение детей в дальнейшем и на их мировоззрение.
Например, если мы говорим и семейных ценностях, дети действительно начинают задумываться о том, что семья превыше всего. В результате, незамедлительно может поступить предложение: «Мама, давай навестим бабушку с дедушкой». И это ли не прекрасно?
Тематика и план беседы
Аналогичным образом, беседы проводятся на самые разные темы.
С одной стороны, они могут быть глубокими, направленные на формирование у детей каких-либо жизненных ценностей.
С другой стороны темы могут выбираться для ознакомления с каким-либо новым материалом (например, беседы о природных явлениях).
Конечно же, они должны соответствовать возрасту. Другими словами, если с ребенком 6-7 лет вы можете обсудить какую-либо общественную жизнь его города, то с малышом 3-4 лет уместнее будет поговорить о предметах мебели у него дома.
Таким образом, каждый разговор должен строиться на личном опыте ребенка. Поэтому к нему нужно подготовиться.
Продумайте план беседы: как начать, как привлечь внимание, как вовлечь детей в разговор, что донести до них и т.д. Что включить в нее помимо речи: наглядные пособия (картинки, видео), элементы игры (загадать загадки). Что включить в нее помимо речи: наглядные пособия (картинки, видео), элементы игры (загадать загадки)
Что включить в нее помимо речи: наглядные пособия (картинки, видео), элементы игры (загадать загадки).
Универсальность беседы и творческий подход
Например, вы хотите поговорить с детьми о зиме. Следовательно, начните беседу с демонстрации фотографий красивой зимней природы. После на своем примере расскажите, почему вам запомнилась та или иная зима. Затем, спросите то же самое у детей.
Между тем донесите до детей ту новую информацию, которую вы запланировали рассказать. И чтобы они это лучше запомнили, придумайте элемент игры. Как правило, это могут быть загадки, не окончившиеся стихотворения, пантомимы и т.д. В конце вы можете вместе спеть песню о зиме или нарисовать совместный зимний пейзаж.
Весь процесс обучения – это как одна большая творческая деятельность, в которой вы можете переставлять составляющие так, как удобно вам. Тем самым вы можете использовать эти техники для любого ребенка и для любого возраста.
Методики речевого развития в детском саду
Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Существует множество приемов обучения малышей. Одной из популярных считается методика Алексеевой М.М. и Яшиной В.И.
Методика предполагает поэтапное обучение речи:
- наполнение лексикона;
- правильное воспроизведение звуков;
- грамматическое построение предложений;
- обучение ведению монологов, диалогов.
В методике развития речи Яшиной В.И. применяются такие приемы:
- словесные (осуществляется путем бесед, чтения, рассказов);
- наглядные (реализуется при помощи обследования предметов, знакомства с рисунками, фотографиями);
- практические (это театральные игры, рисование, конструирование, хороводы).
Методика развития речи Яшиной В.И. и Алексеевой М.М. предполагает использование таких словесных приемов:
- проговаривание;
- образец речевого общения;
- повторение;
- указание;
- объяснение;
- вопрос.
Группы в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях делятся на младшие, средние и старшие. Продуманная речь специалиста используется как образец для подражания. Чтобы мотивировать ребенка активно общаться, воспитатель подчеркивает его положительные качества, достижения. Словарные недочеты принято исправлять корректно и аккуратно.
В младших группах
Методика развития речи ребят предполагает освоение слов, понимание их смысла, ассоциацию. В младших группах, как правило, проводят занятия в виде игры. Запоминание слов происходит при изучении окружающего мира, разглядывании рисунков, игрушек и прочих предметов.
В это время воспитатель произносит звуки, ассоциируя их с определенным объектом. Слуховые занятия чередуются с выполнением артикуляционных упражнений. Для тренировки речевого аппарата воспитатель просит ребят улыбнуться, высунуть язык, провести им по верхним зубам, а затем надуть щеки.
Методика трехлетних малышей направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребята учатся слышать и выговаривать согласные и гласные буквы. Дети часто путают шипящие и глухие звуки, пропускают их.
В садиках нередко проводят игры на дедукцию: «Завариваем чай», «Угадай, что спрятали», «Режем салат» и др. В ходе таких занятий ребенок учится не только разговаривать, но и выполнять действия с предметами. Также задачей воспитателя является создавать ассоциации для правильного формирования речи. С этой целью проводятся игры на количество.
В средних и старших группах
В средних и старших группах используют методику сравнения и коррекции речевых нарушений. Многократное повторение словесного элемента дает ребенку возможность запомнить звук и научиться произносить его правильно. Воспитатель объясняет суть и значение разных явлений, предметов. Это позволяет быстрее запомнить слова.
Задачей специалиста является закрепить освоенные навыки и сформировать разговорную речь у ребенка. Малышам предлагается вести связный диалог, слушать и поддерживать беседу. Проводятся простые занятия взаимосвязи и структуры предложений.
Для построения морфологической речи используются такие приемы:
- чтение литературы;
- разучивание стихов;
- постановка театральных сцен.
Методика становления речи Стародубовой Н.А. предполагает проведение обучающих коллективных занятий, направленных на воспитание усидчивости, оценку речевого уровня, творческих качеств. В средних и старших детсадовских группах малыши много общаются со сверстниками, используют речевые обороты, навыки. Участие в играх более взрослых детей способствует быстрому становлению речи.
Но такое объединение должно проходить под контролем воспитателей. Ведь некоторые старшие ребята могут дразнить и обижать малышей, смеясь над их еще неотработанной речью. Это негативно влияет на процесс развития. Лексикон малышей пополняется за счет рассказа-описания. Методическая система дает возможность развить воображение, память.
Игры по описанию включают:
- рассматривание предмета;
- выделение его особенных черт;
- определение составляющих предмета относительно друг друга;
- нахождение мелких составляющих;
- повторное восприятие.
Шестилетние дети должны уметь воссоздавать образы вещей в памяти, отвечая на вопросы воспитателя. Малыши способны рифмовать слова, сочинять простые стишки, составлять логически осмысленные рассказы.
Результаты и навыки детей, освоивших методику Ушаковой
Прочитайте и оцените умения и способности вашего ребенка. Между тем определите слабые места над которыми предстоит еще поработать.
Дети 3-4 лет
- Ребенок достаточно открыт для общения, с легкостью понимает обращенную к нему речь. Способен отреагировать на вопросы, используя простые предложения.
- Малыш сам настроен на общение со близкими взрослыми людьми. Он может обратиться с просьбой, поделиться каким-то ярким событием для него, рассказать о своем состоянии, беспокойстве или желании.
- Знает правила речевого этикета и использует его их в речи. Например, приветствие и прощание с воспитателем детского сада; слова просьбы и благодарности.
- Возрастает интерес речевого взаимодействия с ровесниками. Малыши легко вступают в игры и беседы друг с другом.
- С помощью взрослых дети могут составить небольшой рассказ (3-4 предложения) по картинкам.
- Правильно называет окружающие его объекты.
- Поставлено речевое дыхание.
Дети 4-5 лет
- Дети сами проявляют инициативу в общении. Стараются решать какие-либо задачи или проблемы именно посредством коммуникации друг с другом или взрослыми.
- Старается не только отвечать на вопросы, но и задавать встречные, тем самым вступая в полноценный диалог.
- Произношение всех звуков чистое.
- Ребенок владеет эмоциональной и речевой выразительностью.
- Малыш различает понятия «звук» и «слово», различает гласные и согласные звуки на слух, может обозначить первую букву в слове.
Дети 5-6 лет
- Дети активны в сочинении сказок или каких-либо рассказов. Стараются отличаться от других, не повторяясь.
- Чувствует себя в разговоре спокойно. Более того пытается взять лидирующую роль и сам привлечь людей в разговор.
- Дети уже замечают ошибки в речи других и помогают исправить их.
- Словарный запас достаточно обилен.
- Грамматически речь выстроена правильно.
- Речь чиста, эмоциональна и выразительна.
- На слух малыш способен определить местоположение звука в слове и дать его характеристики.
Дети 6-7 лет
- Ребенок с легкостью заводить друзей с помощью общения, способен организовать какую-либо деятельность среди сверстников.
- Дети становятся все более любознательными, что проявляется в их диалогах с людьми (начинают расспрашивать про подробности, детали итд).
- Проявляется все больше интереса ко всем составляющим речи: ребенок старается писать и читать.
- Малыш привлекает окружающих к коммуникации, каким-либо коллективным играм (загадывание загадок, придумывание сказок итд).
- Всегда имеет свое мнение и позицию. Не боится высказываться.
- Речь чистая и грамматически правильная.
Речевые упражнения
Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.
Эффективные речевые упражнения:
- поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
- сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
- имитация голосов птиц и животных;
- запоминание скороговорок, чистоговорок;
- название предметов в единственном и множественном числе;
- описание сказки по картинке;
- поиск слов на предложенную букву;
- рифмование слов.
На что стоит обратить внимание родителям
Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.
Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.
Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.
Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.
Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.
Техника речевого развития дошкольников
Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.
Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.
На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.
Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.
В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.
Такими факторами могут быть:
Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия, Ребенок, у которого рассеянное внимание, · Дети с психологическими особенностями
Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.
Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.
Основные цели и задачи методики
Речевое развитие человека формируется в несколько этапов. Наиболее важным из которых является дошкольный возраст. Именно в этот период дети с любопытством получают новую информацию об окружающем их мире
Поэтому очень важно создать максимально комфортные условия, а также правильно подавать новую информацию, для легкого восприятия ее малышом. Кроме того, на речевое развитие очень хорошо влияет активная деятельность в различных кружках и детском саду
Методика Ушаковой по развитию речи несет определенную задачу. Поэтому, что бы решение проблемы было эффективным в первую очередь определяется причины речевого отставания. Основной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается правильный подбор техники обучения, который направлен на следующие моменты:
- Пополнение словарного запаса и умение его правильно применять,
- Совершенствование и коррекция звуковой речи,
- Умения связано говорить и формулировать свои мысли,
- Обучение ребенка грамотной речи,
- Стимулировать малыша четко произносить звуки,
- Совершенствовать полученные знания.
Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.
Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.
В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.
При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:
- Возраст ребенка,
- Особенность,
- Навыки и умения малыша.
Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.
Знакомство с методом Ушаковой
Методика Ушаковой направлена на детей в возрасте от 3 до 7 лет. В целом данная программа включает в себя рекомендации по техники развития речи, разработанные конспекты занятий с различными играми и упражнениями, а также ознакомление с художественной литературой. Программа предполагает достаточно структурированный подход: от простого к сложному.
Задачи
Данная методика ставит перед собой следующие основные задачи:
- становление связной речи;
- способность конструировать простые и сложные предложения;
- умение использовать эти конструкции;
- формирование грамматического строя и правильное его употребление;
- развитие образной речи;
- улучшение звуковой составляющей речи.
Составляющие
Автор предлагает использовать следующие техники:
- демонстрирование образца правильной речи;
- рассказ преподавателя;
- беседа между преподавателем и детьми;
- чтение художественной литературы;
- диалоги;
- монологи;
- игры;
- пересказы;
- описание чего-либо по картинке;
- рассказы из личного опыта.
И это может быть большим плюсом, так как вы можете что-то заменять и комбинировать в занятиях с ребенком. В то же время исходя из его индивидуальны особенностей.
Как уже упоминалось выше, обучение детей рассчитано на 4 года (3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).
Основные признаки, определяющие готовность к школе
Существует несколько основных критериев, по которым можно определить готов ли малыш к школе или нет:
- Ребенок должен уметь слушать собеседника;
- Правильно воспринимать информацию;
- Уметь выразить свои действия;
- Отображать информацию;
- Использовать свои речевые знания как средство воздействия;
- Пересказать небольшой текст или сказку.
Все эти моменты определяют, что ребенок сможет полноценно учиться и развиваться.
Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.
Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях
Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками
Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.
Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.