Основные методики раннего развития
Если говорить обо всем пространстве методик и материалах, рассчитанных на ранний период развития, воспитания и обучения, то чаще всего в сознании просвещенной публики всплывают следующие:
-
система Марии Монтессори;
-
вальдорфская педагогика Штайнера;
-
интеллектуальные игры Никитина;
-
карточки Гленна Домана;
-
метод Сесиль Лупан;
-
кубики Зайцева.
В этой статье мы расскажем о первых трех подходах. О других читайте здесь.
Когда говорят о раннем развитии, упоминают также:
-
иностранный язык с рождения;
-
метод воспитания талантов Синъити Судзуки;
-
родительский опыт многодетной мамы Лены Даниловой;
-
Масару Ибуку и его книгу «После трех уже поздно»;
-
энциклопедии Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш от рождения до 2 лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»;
-
«Воспитание без принуждения» Томаса Фелана и «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф;
-
палочки Кюизенера;
-
логические блоки Дьенеша;
-
развивающие игры Воскобовича;
-
обучение чтению по Павлу Тюленеву;
и много-много других прекрасных книг и пособий, не всегда претендующих на системный подход, но дающих полезные подсказки для конкретных жизненных, воспитательных и образовательных ситуаций. Когда-то был еще доктор Бенджамин Спок. Но больше мы его упоминать не будем, потому что научно доказано, что его методы воспитания наносят вред детям.
Как видите, запутаться в этом смешении подходов, пособий и концепций нетрудно. Давайте разбираться! Мы остановимся на самых важных системах и методиках, изменивших ландшафт педагогики развития и обучения детей за прошедшие сто лет.
Занимательное обучение и развитие
Френе предлагает уделять больше внимания дошкольному развитию детей. Проводить необычные занятия для дошкольников. Например, малыша заинтересовала информация о космосе. Воспитатели (или папа с мамой) разрабатывают план занятий на космическую тематику, устраивают эксперименты, опыты, творческие мастерские. Делаются макеты планет и подвешиваются к потолку. Просматриваются фильмы о космосе и космонавтах. Сооружается скафандр. Проводятся наблюдения за звездным небом, опыты с „луной” — детям объясняют на примере шарика и настольной лампы, почему иногда мы видим полную луну, а иногда — только месяц.
Instagram/dipeshkova
Правила Френе
Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант – это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях, ни у какого народа.
- Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
- Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
- Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
- Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любят, чтобы им приказывали.
- Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
- Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
- Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
- Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
- Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
- Естественным занятием для ребенка является не игра, а труд.
- Нужно как можно меньше говорить.
- Наказание – всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
- Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т.е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
- В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
Критика вальдорфской школы
В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.
Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.
Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.
Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.
Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.
Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.
Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
5 самых популярных методов раненого развитая
Система Монтессори. Одной из самых востребованных сегодня является методика Марии Монтессори. Данный метод состоит из занятий, которые помогают развитию мелкой моторики и речи. Не обходиться без самой обычной лепки из пластилина, игр, танцев, рисования и песен. Все игрушки, которые используются в процессе обучения сделаны из различных материалов и имеют разную текстуру. При этом дети свободны в своих действиях, а задача педагога только немного корректировать действия. Идеальный возраст для обучения по Монтессори 2,5-3 года.
Метод Николая Зайцева. Второе место по популярности смело можно отдать методике педагога из Санкт-Петербурга Николая Зайцева. Суть этого способа обучения использования специальных кубиков, с помощью которых дети учатся счёту и чтению. Кроме того, занятия проходят в игровой форме. Начинать такие занятия можно с двух лет, причём как в индивидуальном порядке, так и в форме группового обучения.
Система Домана. За основу этой методики взяты карточки на которых написаны крупным шрифтом слова, а вместо цифр используются точки красного цвета. Сам Доман считает, что познание есть у детей с первых дней жизни, поэтому следует начинать им показывать карточки практически с рождения. Также в систему включены несложные физические упражнения.
Метод Никитиных. Данная система включает набор спортивных и развивающих упражнений, которые постепенно усложняются. При этом дети получает полную свободу и могут заниматься столько времени сколько захотят сами. Родители же не должны мешать и настаивать, а только наблюдать и при необходимости помогать ребёнку. Основным условием системы Никитиных является спортивная составляющая. Фактически с самого младенчества детей надо закалять и делать с ними зарядку.
Вальдорфская или система Штайнера. Упор в этой методике делается не на интеллектуальное развитие, а на знания о мире вокруг и практических навыков. По большей части ребенка развивают с творческой стороны
В первую очередь уделяется внимание становлению личности ребёнка, а на самих занятиях детей не принуждают делать то, что им не хочется.
В заключение хочется сказать, что выбирая методику раннего развития для малыша надо учитывать все индивидуальные обособленности своего ребёнка. Не стоит бросаться с головой во все способы и пытаться вырастить гения. Детей прежде всего надо любить и заботиться, а развивающие занятие лишь одна из ступеней становления личности и приобретения навыков коммуникабельности для детей.
Методика Н.А. Зайцева
В основе данного учения лежит обучение крохи чтению через звучащие кубики. На каждой грани кубиков Зайцева изображены склады (слоги), которые юный гений сначала произносит или поет вместе с родителями, а после — складывает целые слова и неимоверно быстро учится читать их. Все кубики разноцветные, разные по размеру и каждый имеет свой звук (внутри находятся звукоиздающие предметы). Используются также таблицы и карточки для изучения окружающего мирз и счетные палочки для знакомства со счетом и математическими действиями.Н.А. Зайцевым также разработаны системы обучения пению, дорожным знакам, каллиграфии и даже английскому языку. Оптимальным возрастом для начала занятий по данной теории является возраст 4-5 лет.Особенностью методики является ненавязчивая игровая форма проведения занятий, благодаря которым малыш молниеносно овладевает многими навыками, необходимыми ему в дальнейшем.
Преимущества
1. Быстрое обучение чтению и счету посредством кубиков.2. Задействованы все органы чувств.3. Развивает способность к самостоятельному принятию решений.4. Эффективное изучение окружающего мира с помощью карточек.5. Обучение проходит в игровой форме.
Недостатки
1. Отсутствует творческое мышление.2. Возникают трудности при переучивании читать в школе не по слогам, а по буквам.3. Проблемы с письмом в будущем.
Особенности вальдорфской системы
Обучение детей согласно разработанной методике Штайнера отличается некоторыми особенностями, которые учитывают педагоги в школах и детских садах.
- Работа с детьми дошкольного возраста. В таких садах все дети разделены на группы согласно возрасту от 3 до 7 лет. В результате все дети живут в одной большой семье, где маленькие непоседы могут наблюдать за старшей группой, а старшие помогают ухаживать за младшими. Как правило, в каждой группе обучается до 20 человек.
- Правильная организация свободного пространства. Философ был уверен, что индивидуальность ребенка активно развивается только в том случае, если ничего не мешает ее развитию. Потому в помещении должно быть достаточное количество игрушек, всевозможных декоративных элементов и увлекательных предметов мебели, которые могут заинтересовать малыша. Наличие телевизора и компьютеров в садике и в школе также является привычным делом. Ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать, чем ему в данный момент заниматься.
- Правильные игрушки. Приверженцы вальдорфской теории не используют игрушки, выполненные из такого материалов, как пластмасса, а также отказываются от механических и электронных изделий. Они используют более простые конструкции, выполненные из природных и экологически чистых материалов. Современная игрушка не должна ребенку диктовать условия игры, а легко намекать на свои функциональные возможности, чтобы малыш мог ее вариативно использовать в игровом процессе.
- Подражание. До 7 лет мальчики и девочки познают мир не рассудочным путем, а путем подражания. Таким образом, малыш подобно губке впитывает в себя все, что его окружает: родители, друзья, воспитатели, пища, игрушки.
- Увлекательные игры. Это основная часть вальдорфских детских садов, в которых играм выделяют наибольшее количество времени по сравнению с методикой обучения в стандартных садах и школах. Педагоги не устанавливают никаких правил игры, чтобы не ограничивать детскую фантазию. Дети самостоятельно решают, во что они хотят играть в данный момент и, какие игрушки необходимо использовать.
Вальдорфские воспитатели придерживаются мнения, что всему свое время. Именно поэтому они не настаивают на том, чтобы воспользоваться программой раннего развития малышей. Нет необходимости в том, чтобы лишний раз перегружать память и интеллект ребенка. Таким образом, весь процесс обучения построен на том, что воспитатели учитывают духовные и возрастные особенности ученика. Это позволяет ребенку получать необходимую порцию знаний именно в тот период его жизни, когда ему это действительно необходимо.
Маленькие непоседы более охотно познают мир в игровой форме, включая в работу собственные эмоции, а не просто заучивая абстрактные понятия цифры или буквы
Во время обучения в детском саду особе внимание преподаватели уделяют развитию мелкой моторики рук, потому здесь часто проводятся уроки по лепке всевозможных изделий или вышиванию. Для старшей группы воспитатели предлагают пошив мягких игрушек, резьбу по дереву и обработку каменных изделий
Система Монтессори
Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.
Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори – это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые “Рамки и вкладыши”, вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина “Интеллектуальные игры”.
Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.
Часть 2 Часть 3
Методика Никитиных
Девиз: «Движение — залог интеллектуального развития»
Родители 7 детей предлагают создать дома среда для развития различных навыков: спортивный уголок, интеллектуальные игры на развитие логики, пособия — должны стать привычными для малыша. Основные принципы: самостоятельность и отсутствие принуждения. Если малыш не справляется с задачей, игру нужно отложить на потом. Много внимания Никитины уделяют закаливанию и физической активности от рождения.
плюсы:
- Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).
- Много внимания уделяется физическому развитию ребенка.
- Закаливание способствует укреплению иммунитета.
минусы:
- Недостаточно внимания эстетическому и эмоциональному воспитанию детей.
- Малыш привыкает делать только то, что интересно, а значит легко, и пасует перед трудностями.
- Не всем детям подходят активные занятия спортом и жесткое закаливания.
История вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.
Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования
Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. . Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества
Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру
Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.
Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер
Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.
<<Форма демодоступа>>
Методика Марии Монтессори
Основа воспитания, по утверждению автора, — самостоятельное развитие ребенка. Учитель (родитель) должен только направлять, помогать выполнять определенные действия, если у крохи не выходит. Обязательна самостоятельная уборка малышом всех игровых материалов (цилиндры, дощечки, рамки, карточки с цифрами, шнуровки, кубики) на свои места после игры-обучения.
Согласно данному подходу, для ребенка формируется определенная среда, разделенная на 5 зон, в каждой изкоторых находятся игрушки разной тематики: математическая, космическая (биология, география и т.д.), сенсорная (тактильные ощущения, зрение, обоняние и т.д.), практическая (все, что окружает его дома), языковая (чтение и письмо).Особенность воспитания в этом направлении — поразительная самостоятельность ребенка. Еще крошечка, а уже личность!
Преимущества
1. Через изучение различных свойств предметов осваивается речь.2. Вырабатывает самостоятельность, решительность, дисциплину.3. Стимулирует развитие логического мышления, способность анализировать.4. Ребенок воспринимается как личность.
Недостатки
1. Сложно организовать обучение дома.2. Не развивает творческое мышление.3. Ребенок не приучен к работе в коллективе.4. Не подходит для гиперактивных крошек.
Основные принципы методики вальдорфской педагогики
- Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
- Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
- Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице.
- На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
- Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
- Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
- Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
- Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
- Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
- Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.
Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).
Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm
Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания.
Плюсы системы
- Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
- Развитие различных творческих способностей.
- Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
- Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
- Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.
Недостатки методики
- Проблематично оценить успеваемость при занятиях по вальдорфской системе.
- Перевод в другую школу осуществить проблематично. Согласитесь, ни один педагог или директор учебного заведения не может перевести характеристику в оценки.
- Обучение занимает 12 лет. В то время как при традиционной системе, ученик может получить аттестат после 9 или 11 класс.
- Если ваш малыш имеет аналитический склад ума, то для него занятия будут сплошным минусом, поскольку школа предназначена для гуманитариев.
- Все вальдорфские школы платные.
- Некоторые родители считают данную методику похожей на секту, поскольку ребенок оторван от реальности.
- Учебников не существует, дети занимаются по своей рабочей тетради.
Слайд 8• Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение
отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева.Строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.
Методика Н. Зайцева
Девиз: «Учимся, играя»
Практикуется с 2 лет. Обучение чтению происходит с помощью специальных кубиков с составами, из которых легко составлять слова и предложения. Кубики Зайцева разные по размеру, цвету и звучанию (наполненные различными материалами), что помогает отличить согласные от гласных, глухие звуки от звонких. Обучение напоминает игру: дети пропевают склады, хлопают в ладоши, прыгают и бегают.
плюсы:
- Малыш быстро учится читать и считать.
- Тренируется зрительная память и расширяется словарный запас.
- Для обучения нужен только набор кубиков, таблиц и музыкальный диск.
минусы:
- Недостаточно тренируется мелкая моторика рук для подготовки к письму.
- Малыш запоминает склады как единственный символ, и в школе могут возникнуть проблемы с фонетическим разбором слов.
- Методика не раскрывает творческий потенциал ребенка.
Суть вальдорфского метода
Основная идея вальдорфской методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий.
В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка.
Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирает, что ему интересно. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и готов помогать другим.
Особенности Вальдорфской педагогики
В основе вальдорфской методики лежит принцип «неопережения» развития ребенка. То есть, создаются максимально комфортные условия для того, чтобы ребенок мог развиваться исходя из своих индивидуальных и возрастных особенностей. Именно поэтому знания по тому или иному предмету ребенок получает только в тот период, когда он наиболее к этому подготовлен.
Не менее важной отличительной чертой вальдорфских школ является использование при оформлении кабинетов и классных комнат исключительно натуральных материалов и самодельных игрушек, способствующих развитию фантазии и воображения у воспитанников.
Обязательным элементом вальдорфской системы также являются духовное развитие всех участников образовательно-воспитательного процесса и занятия музыкой. К музыкальным занятиям относятся не только обучение игре на музыкальных инструментах, но и художественное музыкальное движение (различные физические упражнения, направленные на совершенствование координации между полушариями головного мозга).
Программа обучения в школе по Вальдорфской педагогике рассчитана на 11 лет, при этом все основные предметы с 1 по 8 класс ведет один преподаватель. Примечательно, что оценки в общепринятом смысле ученики вальдорфских школ не получают. Вместо них выдаются педагогические характеристики, описывающие способности и достижения каждого ученика.
Среди приоритетных направлений Вальдорфской педагогики также можно выделить воспитание ребенка через подражание взрослому. При этом педагоги тщательно следят за тем, чтобы на мыслительные процессы детей младше 7 лет не оказывалось никакого воздействия.
Группы в детских садах, работающих по вальдорфской системе, разновозрастные, что также способствует «подражательному» воспитанию. Дети сами выбирают чем они хотят заниматься, а если воспитатель организует общие занятия, то могут отказаться от участия в них
Большое внимание уделяется:
- ручному труду: детей учат вышивать, работать на гончарном круге, резать по дереву, плести из бисера и т.д.
- изобразительному искусству: малышам предлагаются краски, с помощью которых они могут находить свои творческие решения.
- музыкальному сопровождению: любое занятие сопровождается игрой на музыкальном инструменте или пением.
Преимущества методики
Популярность и востребованость данной методики это результат большого количества преимуществ, которые отмечают не только педагоги и родители, но детские психологи.
Создание теплой и непринужденной атмосферы, в которой малыши чувствуют себя свободно и уверенно.
Наличие небольших, но весьма уютных классов, в которых воспитатели могут уделять внимание каждому ученику.
Отсутствие оценок. Данный фактор оценивания пагубно сказывается на дальнейшем восприятии ребенком самого понятия обучение.
Постоянный контакт с родителями, которые всегда могут помочь малышу и поддержать в сложную минуту.
- Все занятия организованы в живой игровой форме, что положительно сказывается на развитии творческих способностей каждого мальчика и девочки.
- Педагоги прививают детям полезные практичные навыки реальной жизни, помогают развивать критическое мышление, учат детвору самоконтролю и соблюдению дисциплины.
- Занятия творчеством чередуются с различными физическими упражнениями и ручным трудом. Эта продуманная программа позволяет равномерно распределять нагрузку, исключая вероятность переутомления малышей.
Такие достоинства активно повлияли на распространение этой педагогической методики по всему миру.
Методика Глена Домана
Девиз: «Без фактов нет знаний».
Практикуется с 6 месяцев. Методика сочетает в себе интеллектуальное и физическое нагрузки. Американский физиотерапевт предлагает эффективно использовать зрительную память детей. В основе метода — так называемые «карточки Домана» с «битами» информации — это нанесены красным цветом слова (для обучения чтению), точки (для обучения счету) и изображения животных, людей и природных явлений (для расширения кругозора). Карточки показывают в течение 2-3 секунд до 20 раз в день. Рекомендуется выполнять динамическую гимнастику, также стимулирует развитие мозга.
плюсы:
- Формируется фотографическая память.
- Ребенок будет исчерпывающие знания во многих областях.
- Родители могут делать карточки сами.
- Родители и дети проводят много времени вместе .
минусы:
- Трудно работать с непоседливыми детьми и теми, кто плохо воспринимает информацию визуально.
- Малыш является пассивным объектом обучения.
- Нет места совместном творчестве.
- Недостаточный эмоциональный и сенсорный развитие.
- Малыш может вырасти «ходячей энциклопедией», но так и не научится практически применять свои знания.
- Не формируется текстовое мышление: малыш не учится анализировать слова, он лишь запоминает их визуальный вид.
- Большие объемы информации могут нанести вред детской психике.
А надо выбирать?
Ни одна методика не способна вырастить гения, тем более, что многие методики в первую очередь разрабатывались для детей, отстающих в развитии. Если ребенок в чем-то гениальная, то это проявится и так. Поэтому избегайте крайностей и не лишайте малыша счастливого детства. Иногда вместе поиграть и рассказать что-то интересное — полезнее, чем четко придерживаться шаблонных инструкций какой методики, которая не учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка.
Лучше всего сочетать методики в лайт-формате. Например, создайте Монтессори-среда дома, сшейте куклу из природных материалов, время от времени слушайте классическую музыку, купите несколько игр Никитиных и набор кубиков Зайцева и не забывайте следовать рекомендациям психологов:
- Главное — творческий подход, нет — шаблонности
- Малыш не должен уставать во время занятий
- Адаптируйте задачи под интересы и способности вашего малыша
- Ставьте реальные цели
Помните: лучшей методикой для вашего малыша будет та, которую вы изобретете для него сами!
Для вдохновения почитать:
- «Развивающие игры» — Б.П. Никитин
- «После трех уже поздно» — Мисару Ибука