Ребенок вырос, а вы и не заметили
Где тот послушный малыш или улыбчивый первоклассник? Дети растут очень быстро и порой мы, родители, не успеваем за ними.
Мы пытаемся разговаривать с подростком, как с ребенком, забывая о том, что это уже почти взрослый человек. У него меняются авторитеты, появляются взрослые интересы, меняется жизненные приоритеты.
Постарайтесь сделать все, чтобы не потерять контакт и доверие с вашим ребенком. Несмотря на все его протесты и колючесть, ему сейчас как никогда нужны ваши безусловная любовь и поддержка.
Постарайтесь не обижаться на него, если он кричит, что ненавидит вас и вы ничего не понимаете в жизни. Не балуйте, будьте твердыми, но в то же время оставайтесь чуткими и понимающими родителями.
Что такое пубертат
Пубертат — это период в жизни человека, в котором происходят физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием. Научное определение пубертата описывает его как фазу развития, которая начинается у подростков в результате активации гонадальной функции и проявляется в изменении половых признаков, росте и развитии гениталий, развитии вторичных половых признаков (рост волос, изменение голоса, развитие груди у девочек и расширение плеч у мальчиков) и возникновении функциональной способности к размножению.
В это время также происходят изменения в эмоциональной сфере, социальной адаптации и формировании идентичности личности. Пубертат — результат комплексного взаимодействия гормонов, нейрохимических сигналов и генетических факторов. В быту это время называют подростковым периодом, во время которого ребёнок постепенно превращается во взрослого человека.
Что происходит с телом?
У девочек переходный возраст начинается в промежутке с восьми до тринадцати лет, у мальчиков — с девяти до четырнадцати. Физиологические изменения занимают от двух до пяти лет, но психологическая взрослость может наступить гораздо позже.
Раньше считалось, что «трудное» поведение подростков объясняется тем, что их мозг еще не до конца развит. Однако последние исследования показывают, что у них вовсе не «полусырой» мозг. По мнению нейробиологов, эволюция специально сделала его другим, чем у ребенка или взрослого.
Мозг подростка отличается особой способностью меняться под воздействием среды, и это — «обоюдоострый меч». С одной стороны, пластичность позволяет в пубертате совершить огромный прогресс в мышлении и социализации, а с другой — делает особенно уязвимым к рискованному поведению и ментальным расстройствам.
Это связано с тем, что две очень важные области в мозге расходятся в развитии. Лимбическая система, которая отвечает за эмоции, активизируется со стартом пубертата и полностью «включается» в последующие несколько лет. А префронтальная кора, центр здравомыслия и стоп-сигналов для импульсивных порывов, полностью развивается только к двадцати годам или даже позже. То есть дисбаланс сохраняется около десяти лет, пока взрослая «система противовесов» у человека еще не до конца сформировалась.
Именно поэтому у подростков есть сложности с самоконтролем, оценкой рисков и выгоды. Префронтальная кора также участвует в способности разбираться в запутанных человеческих отношениях, отличать врагов от друзей, вливаться в различные социальные группы и выбирать партнера. Со всеми этими проблемами тинейджеру тоже тяжело справляться.
Признаки переходного возраста:
Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.
Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.
У мальчиков:
Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?
- Мускулатура начинает резко развиваться.
- Расширяются плечи.
- В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
- Ломается голос.
- На спине и лице появляется угревая сыпь.
- Запах пота становится более резким.
- Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
- Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
- Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.
У девочек:
У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:
- Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
- К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
- К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
- В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.
Взрослению мешают широкие возможности
Независимость решений, ответственность, эмоциональная зрелость, осознание своих приоритетов и установок — все это и есть взрослость. Мост к ней тянется из детства: это подростковый период. Идя по этому мосту к зрелости, молодой человек находит самого себя, свою идентичность.
Однако сегодня этот мост становится все длиннее. «Возмужание» затягивается и идет нелинейно.
Если раньше подростковым возрастом считали 12-16 лет, то теперь психологи все чаще ставят новую границу — 18 лет. Есть и более радикальные мнения. Часть ученых полагают, что тинейджеры «мужают» к 21 году, а то и к 24 годам. Аргумент простой: в 18 лет лишь немногие обретают самостоятельность и чувствуют себя взрослыми. Сегодняшние молодые люди дольше получают образование, позже определяются с профессией, отделяются от родителей и заводят семью. Тем самым, их поиски идентичности «пролонгируются».
Это вполне понятно. В современном мире, неопределенном и изменчивом, осуществить выбор в главных сферах жизни становится все труднее. Во-первых, общество развивается непредсказуемо. Во-вторых, открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Диапазон возможностей бывает слишком широк для того, чтобы молодежи сразу сориентироваться (см. Биографии россиян стали непредсказуемыми).
Так, например, трудно моментально определиться с образованием и профессией. Часть из них устаревают, часть еще только формируются. Карьерные траектории стали нелинейными, «извилистыми». В такой ситуации образовательный выбор имеет «непонятный срок действия» и зачастую оторван от будущей профессии, отмечает Бочавер. Это порождает неуверенность и тревогу. У подростков она проявляется в том, что они:
- стараются избежать выбора, «тяготеют к эскапизму и откладыванию значимых решений»;
- вместо того, чтобы выработать стратегию, ограничиваются тактиками в разных сферах жизни;
- живут настоящим, не думая о будущем.
А что у них в голове?
Одновременно с физиологическими изменениями переживается то, что в возрастной психологии называется кризисом идентичности (с двенадцати до восемнадцати лет). Подростку предстоит найти ответ на вопрос «Кто я в различных ситуациях?», а потом свести все эти роли во внутренне непротиворечивый комплекс. Это и звучит-то сложно, а изнутри — полный кошмар. Например, одновременно можно быть активным и остроумным в соцсетях, а в жизни стесняться и отмалчиваться. Принять это в себе и для взрослого может быть проблемой. Что уж говорить о подростках, которые все переживают гораздо острее.
Научные исследования сходятся в том, что успехи детей в адаптации к изменениям во многом зависят от семьи. Отношения в семье в этот период тоже должны измениться, по-своему повзрослеть. Контроль в этих отношениях должен постепенно уменьшиться, а автономность — пропорционально вырасти.
Психологи приводят следующие признаки «качественно взрослеющих» отношений между родителями и детьми:
- обращение за помощью друг к другу
- распределение обязанностей
- совместное времяпрепровождение
- налаженное общение, хороший эмоциональный контакт
- есть место похвале
- постоянство и позитивное отношение
- разумный контроль
Как же взаимодействовать с подростком? Из научных исследований можно извлечь следующие советы.
Почему подростковый возраст называют переходным
Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.
Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.
Проблемы юношеского периода
Психологическое значение юности подчеркивают научные умы всего мира.
Впервые о подростковом периоде в 1762 году заговорил Ж. Ж. Руссо в романе «Эмиль». Он подчеркнул роль самосознания и назвал юношество «вторым рождением», когда человек будто бы заново появляется на свет. По сути, это действительно так, потому что именно в этот период закладываются основные черты характера, появляются жизненные цели.
Британский ученый Г. С. Холл, пионер психологической науки, определил юношеский возраст как кризис самосознания, сравнивая его с эпохой хаоса. Особенностями данного периода она назвал противоречивость поведения: хорошее настроение может резко сменяться плохим, самоуверенность вдруг может стать неуверенностью.
Мнение коллеги поддерживал З. Фрейд, называя переменчивость настроения результатом перестройки организма и половым созреванием.
Рафаэль Санти, «Портрет Пьетро Бембо (Портрет кардинала Пьетро Бембо в юности)», 1506 г.Фото: artchive.ru
В этот период могут вернуться и усилиться детские конфликты. Внутренняя борьба приводит к возникновению проблем, характерных для каждого подростка, входящего в период взросления.
В культурном и духовном конспектах рассматривал юность немецкий философ Э. Шпрангер на рубеже XIX-ХХ вв. Он уточнял, что иногда подросток входит во взрослую жизнь резко, испытывая множество трудностей. Так же, как и Холл, философ говорил о новом становлении личности, «втором рождении».
Но есть и другие типы взросления: медленный и плавный переход к зрелости и повышенный уровень самодисциплины. Тогда юношество проходит относительно спокойно, воспитание подростков не вызывает трудностей у родителей, но это не значит, что личность не претерпевает серьезные изменения, не испытывает внутреннюю борьбу.
Российские исследователи данной проблемы (Л.С. Выготский, О. В. Фролова и др.) указывают главную характеристику юношества: окончательный переход к зрелости и появление устойчивых черт характера. Максимального развития достигают интеллект, проявляются таланты, изменения претерпевают все сферы развития личности.
Фото: Depositphotos
Как пережить подростковый кризис
Кардинальным отличием кризиса переходного возраста у подростков от всех дошкольных и ранних кризисов является то, что в прежних ситуациях ребенок искал и в конечном итоге, находил утешение и поддержку у родителей, то теперь родители сами становятся причиной и источником кризисных явлений.
Этот период психологи образно называют “вторым перерезанием пуповины”, то есть отторжением от родителей и становлением самостоятельной личности.
Здесь важно понимать, что если прежде родителям рекомендовалось быть все время рядом с ребенком, перетерпеть, переждать нахлынувшую на него волну эмоций, после чего малыш вновь вернется в теплое и комфортное лоно семейного уюта, то теперь ситуация изменилась. Запущен механизм отторжения прежних семейных уз и птенцы должны вылететь из гнезда
И здесь нельзя винить ни родителей, в том что они недостаточно добры или наоборот недостаточно строги; ни детей, что они неблагодарны и не послушны – просто так устроена природа этого явления.
Профессиональная деятельность
После окончания школы перед молодыми людьми встает важный выбор дальнейшей профессии, и это сопряжено с рядом трудностей.
Молодые люди не находят работу по причине низкой квалификации, но также много проблем приносят личные притязания и завышенные требования к будущей вакансии. Нередко бывает, что не имеющие опыта и навыков юноши и девушки хотят получать большие деньги за свой труд, но не соответствуют реальным возможностям.
Нежелание трудиться «от звонка до звонка» и поиск легкого заработка порождает появление множества фрилансеров — фотографов, блогеров, копирайтеров и т. д., которые предоставлены сами себе и «не работают на дядю». Свободный график и стремление к творческой реализации — это неплохо
Однако важно объяснять молодым людям, что получение настоящей профессии в будущем гарантирует стабильный заработок и стабильную работу — лучше сделать это на хорошем примере. Пожалуй, со стороны родителей разумно помогать в выборе профессии и первой работы
Фото: Depositphotos
Как правильно разговаривать с подростком? Стоит ли навязывать свои нормы жизни?
— Все, что вы могли навязать ребёнку, вы уже дали ему до 5 лет. Именно тогда закладываются основные нормы и правила, по которым он будет жить. А подростковый возраст — время экспериментировать и проверять правила на прочность. Поэтому задача родителей — сделать этот процесс безопасным и управляемым:
Переживаете, что сын не известно, где гуляет — предложите ему с друзьями бывать у вас дома. Боитесь, что дочь испортит волосы, перекрасившись в синий цвет, — отведите ее в салон и пусть этим займутся профессионалы.
Подростки очень ценят честность и откровенность. Поэтому в разговоре вместо обвинений стоит использовать Я-высказывание: описываете ситуацию и свои эмоции, переживания по этому поводу, просите поступать определенным образом.
Сравните:
«Где ты ходишь? Ночь на дворе, а ты только явился! Я спать не ложусь, все смотрю когда ты придёшь! Совсем меня не жалеешь!»
«Я очень волнуюсь и переживаю, что с тобой что-то произошло. Пожалуйста, звони, если немного задерживаешься».
Важно помнить, что психика подростка напоминает оголенные нервы — он очень чувствителен, нуждается в заботе и принятии. Поэтому баланс между тёплым эмоциональным контактом и удержанием границ дозволенного — главное правило общения
Обязательно ли ронять авторитет родителей и почему без этого не обойтись
Увы, да. Это самое первое, что нужно понять взрослым. С точки зрения психологии главная задача подросткового периода – расстаться с детскими иллюзиями об «идеальности» родителей. Время, когда мама и папа были лучшими людьми на земле, которые знали ответы на все вопросы и чей авторитет был беспрекословен, прошло. Сейчас качели резко качнулись в противоположную сторону. Туда, где, по мнению ребенка, родители ничего не знают, не понимают, все делают не так и вообще мешают жить.
Ровно настолько, насколько мама с папой были для ребенка «богами», они теперь должны стать «никем». Потому что именно это – гарантия того, что в последующий, постподростковый период ребенок сможет увидеть родителей реальными и принять их со всеми плюсами и минусами. Только на этом осознании можно построить здоровые адекватные отношения, где сын не будет до старости держаться за мамину юбку, папа не будет указывать дочери, за кого и когда выходить замуж, а престарелые родители не будут плакать и сокрушаться, что у их детей не сложилась судьба. Состоится трансформация связки «родитель – ребенок» в связку «родитель – взрослый ребенок», где можно контактировать на равных, взаимно уважать и принимать друг друга.
Важно помнить, что у подростка еще недостаточно сформировано абстрактное мышление, он не способен оценить долгосрочные перспективы и последствия этого кризиса. Для него это просто какая-то «жесть», которая происходит здесь и сейчас и с которой он не хочет мириться
Поэтому ведущая роль в этом этапе все еще за взрослым.
Если вы сумеете пройти через подростковые бури и провести через них своего ребенка, ваш авторитет обязательно вернется. И не исключено, что даже будет расти с годами. Особенно когда у вашего сегодняшнего подростка появятся собственные дети.
Но это будет еще не скоро. А пока запасемся терпением и постараемся разобраться, что происходит с детьми и взрослыми на подростковом этапе и как можно помочь и тем, и другим минимизировать стресс и пройти этот путь без потерь.
Что противопоказано в общении с подростками?
5 Просто не хочет взрослеть
Бывает, что подростки даже не могут сформулировать, почему им не хочется взрослеть. Эта проблема может глубоко сидеть в подсознании, и дойти до ее решения оказывается не так-то просто. Возможно, она объединяет все перечисленные выше причины: решения принимать — сложно, жить под опекой — удобно, в социальной сети — интересно, а взрослым быть — страшно и ни к чему, так как хочется получать удовольствие от жизни. При этом ребята стремятся внешне соответствовать взрослому образу жизни: общаться и встречаться с кем хочется, приходить домой когда заблагорассудится и т.д.
У каждого ребенка есть мечта, и родители в силах помочь ему приблизиться к ней, а значит — стать взрослее. Чтобы стать рок-звездой, нужно начать с музыкальной школы, собрать самодеятельную группу, подобрать место для репетиций. Чтобы объездить мир, желательно освоить навыки, которые дают уроки занимательной географии и секция спортивного туризма. Чтобы построить свой бизнес, можно налечь на математику, прослушать курсы юных предпринимателей и набить множество шишек на пути к мечте, но это того стоит!
Фото Анны Ковальчук | pixabay.com
Теги: взросление, подросток, психология
Нужно ли готовить ребенка к переходному возрасту
Несмотря на то, что этот период является естественным, временным, желательно начинать разговоры уже с 9-10 лет. Нужно объяснить особенности физиологического взросления у мальчиков и девочек, чтобы у них меньше оставалось вопросов, которые они будут выяснять у сверстников
Обязательно нужно уделить внимание половому взрослению, тактично затронув тему секса, если уже очевидны признаки созревания
Подростки стремятся попробовать что-то новое, пытаются подражать взрослым или не отставать от более старших сверстников, что относится к нормальным явлениям. В это время высокий риск освоения вредных привычек, юноши и девушки могут предпринимать действия, нарушающие закон. Чтобы минимизировать наступление таких обстоятельств, нужно уже дошкольнику прививать здоровый образ жизни, объяснять последствия преступлений. Рекомендуется изначально ребенку показывать более интересные стороны жизни, рассказывать об огромном выборе перспективных занятий, чтобы со взрослением он уже был мотивирован на достижение определенных целей. Делать это нужно ненавязчиво, насильно привлечение, например, когда ребенка заставляют ходить на спортивную секцию, в музыкальную школу, при условии отсутствия к этим занятиям интереса у подростка, а также высоких достижений, может привести к обратному эффекту.
Как помочь подростку пережить переходный возраст? Доктор Комаровский | Вопрос доктору
Переходный возраст в среднем продолжается 2-4 года и это время не нужно пугаться. Главное – набраться терпения и немного подготовиться родителям, чтобы суметь грамотно поддержать своего сына или дочь, не отдалиться друг от друга и вместе пройти этот путь взросления.
Кризис одного года
Возникает у всех деток, к одному году у детей появляется некая самостоятельность: они уже ходят, с помощью слов пытаются выражать чувства, желания и потребности. Но в то же время, отдалившись от мамы, которая раньше всегда была рядом, малыши боятся ее потерять.
В это время ребенок познает окружающий мир, пытается все потрогать и попробовать, ему все интересно, происходит формирование регуляторов «можно — нельзя»
И здесь забота и внимание родителей имеют важное значение для дальнейшего поведения ребенка
Занимайтесь детским развитием, играйте и чаще проводите время вместе. Объясняйте крохе и показывайте примером как обращаться с окружающими вещами и предметами. Не оттаскивайте ребенка от елки, которую он захотел схватить, покажите ему, что она колючая, пусть он прикоснется к ней и сам это почувствует. Или если малыш хочет взять чашку с горячим чаем, дайте ему слегка прикоснуться к ней, чтобы он сам понял, что это горячее. Дайте понять ребенку, что кошку лучше погладить, а не хватать за хвост. Так он проще адаптируется к окружающим условиям.
И помните: в этом возрасте мама – целый мир для малыша.
Фазы подросткового кризиса
Подростковый кризис является одним из самых продолжительных и глобальных в жизни человека. Он длится в среднем от 5 до 8 лет. В это время ребенок начинает взрослеть, определять жизненные ориентиры и искать свое место в жизни. В протекании этого кризиса можно выделить три фазы:
- Предкризисная. Это переходный период от детства к юношеству. Ребенок начинает пересматривать свои отношения с родителями, оспаривать их авторитет и искать новые стратегии коммуникации. У него появляются новые интересы, а круг общения может полностью поменяться.
- Кризисная. Непосредственно кризис личности подростка. Он может быть острым с классическими симптомами. Но может быть и тихим, когда ребенок замыкается в себе, максимально удаляется от родителей и старается выйти из-под их контроля.
- Посткризисная. Это завершающая фаза кризиса, когда перестройки в организме подростка практически полностью завершились, а он прошел стадию сепарации от родителей.
Первые признаки таких изменений могут фиксироваться уже в 9–10 лет. Продолжительность кризисных фаз разная и зависит от особенностей характера и здоровья подростка, отношений в семье и некоторых других факторов.
4 Конфликты с одноклассниками
Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.
Как помочь:
1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.
2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.
3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.
4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.
Кризис трех лет
Еще один переломный момент в жизни ребенка – три года. К этому времени он становится более самостоятельным: уже может словами выражать чувства и эмоции, а запросы и требования становятся выше. Некоторые родители сталкиваются с частыми истериками и капризами, которые становятся сильнее, чем в 1-2 года. В это время ребенок закатывает истерики, причиной которых может стать любая мелочь, на людях (в магазине, в поликлинике, в гостях). Мамам и папам становится неловко из-за того, что они не справляются со своим чадом, когда на них направлены косые взгляды окружающих.
Чтобы предотвратить истерики, нужно спокойно и четко объяснять, как себя вести, что можно, а что нельзя, главное – сохранять спокойствие, даже во время истерики, не переходить на крик, хотя иногда кажется, что ребенок испытывает вас на прочность и делает все на зло
В таких ситуациях не стоит идти на поводу у ребенка, попробуйте отвлечь его внимание на что-то другое
Как правило, большинство деток в этом возрасте уже ходят в сад, у них появляется как бы своя «личная жизнь», неподконтрольная вам, станьте для него другом, общайтесь на равных (но не забывайте, что вы все же родители и у вас должен быть определенный авторитет). Вечером спрашивайте, как прошел день, что нового произошло, дайте ему понять, что хоть весь день вы и не вместе, вы все также его любите и заботитесь о нем.
Стоит ли закрывать глаза на выходки чада?
— Закрывать глаза однозначно не стоит. За каждой выходкой стоит потребность подростка, которую он не может удовлетворить другим, адекватным способом. И здесь роль родителя — понять потребность ребёнка и помочь ему получить новый позитивный опыт.
Хорошо работает личный пример, собственный или знакомых, а иногда и исторических персонажей, кино- и литературных героев (если, конечно, ваш подросток читает). А вот нравоучения и «разборы полетов» нужного эффекта не дают, только вызывают встречную агрессию.
Что касается последствий выходки — ответственность за неё полностью ложится на подростка
Поэтому важно вместе с ребёнком договориться о правилах и о том, что произойдёт в случае их нарушения. И вот тут нельзя давать слабину: если хоть один раз последствия не наступят, то правило теряет силу
Как помочь подростку пережить пубертатный кризис
Для родителей подростковый возраст становится настоящим испытанием. Оно становится особенно сильным, если это пубертатный период характеризуется острым течением, сильным протестом и нарушением множества норм.
Однако при соблюдении простых рекомендаций можно обойтись малой кровью и преодолеть подростковый кризис с минимальными потерями для себя и ребенка. Что можно и нельзя делать?
Дайте больше свободы
Подростку важно знать, что родители прислушиваются к его мнению и дают ему возможность самому принимать решения. Поэтому постарайтесь дать ему столько свободы в этих вопросах, сколько вообще возможно.
Устанавливайте правила
Несмотря на то что подростки открыто бунтуют против любых норм и ограничений, правила жизненно необходимы им. Они должны регулировать основные стороны жизни, нужно придумать ответственность за их нарушение и оговорить исключения из этих правил. Обязательно привлекайте подростка к их разработке.
Запасайтесь терпением. Помните, что ребенок буквально не может контролировать себя и свое настроение. Старайтесь не повышать голос в ответ. Лучше мягко сказать, что не стоит говорить в таком тоне, если ты хочешь, чтобы тебя услышали.
Разбирайте спорные ситуации. Не стоит рубить сплеча, не разобравшись в ситуации. Постарайтесь в любой спорной ситуации выслушать аргументы ребенка и предложите ему исправлять ситуацию самостоятельно.
Чаще хвалите и говорите, как вы гордитесь его достижениями. Похвалы на самом деле не бывает много. На фоне постоянных эмоциональных качелей признание заслуг ребенка помогает ему обрести веру в себя и свои возможности.
Интересуйтесь его жизнью и ищите новые варианты совместного досуга. Выбирайте то, что интересно и вам, и ребенку.
Говорите, что любите его. В любой ситуации. Для него это важно.
Для многих родителей взросление ребенка становится настоящим вызовом. Взрослеющие дети прямо намекают на возраст и старение. Нужно найти в себе силы, чтобы признать эти изменения и отпустить ребенка.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Подростковый кризис — испытание для всей семьи. Наши психологи дистанционно дадут рекомендации по преодолению кризиса и проконсультируют по любым вопросам, связанным с общением между родителями и подростками.
Диагностика и лечение
Диагностика кризиса подросткового возраста начинается на первом приеме у врача-психотерапевта. Он проводит беседу с родителями и подростком, выявляет патологические черты личности и поведения. Родители помогают уяснить основные симптомы патологии, их частоту и степень проявления.
Для исследования эмоциональной сферы пациента используются специальные опросники и тест-системы. По ним можно определить степень адаптации подростка к стрессу, варианты реагирования на нестандартные ситуации, факторы риска психических заболеваний.
В случае обнаружения симптомов зависимости от психоактивных веществ проводится дополнительная лабораторная и инструментальная диагностика в условиях поликлиники или стационара.
Лечение у психотерапевта необходимо в случае выявления психических расстройств или патологических зависимостей.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Физические изменения во время переходного возраста у подростка
Как уже было сказано, во время переходного возраста активизируется работа желез внутренней секреции. Это чревато увеличением роста и веса подростка. Кроме того, начинают формироваться вторичные половые признаки: у женского пола кожа становится нежнее, формы округляются, мальчики, напротив, становятся угловатыми, растет физическая сила.
Зачастую подростки начинают испытывать внутреннюю неловкость из-за своего нового тела. Особенно болезненно такие изменения переносят дети, которые вступили в подростковую пору раньше сверстников. Но происходят не только внешние изменения. Внутри организма меняется работа органов: происходит рост сердца и объема легких. Как результат – головные боли, проблемы со сном, полное или частичное отсутствие концентрации и упадок сил. Это лишь некоторые жалобы подростков.
Однако, когда физиологические изменения завершатся и организм наладит единую работу всех органов, проблемы должны пройти. Также подростки встречаются с ускоренным ростом волос на всем теле, менструацией и прыщиками на лице, что значительно подкашивает их самооценку.
Родители перестали быть опорой
Общество переживает кризис в сфере воспитания. Идут горячие споры о «правильном родительстве», СМИ бесконечно публикуют статьи на эту тему (см. Родительство становится профессией и Почему бабушек заменяют нянями).
В этой ситуации родители комплексуют:
- постоянно сверяют себя с образами «правильных» мам и пап;
- сомневаются в своих воспитательских действиях и советах, например, относительно образования.
Такая неуверенность родителей передается и детям. Они лишаются привычной опоры, дольше принимают решения и испытывают больше сомнений.
Подросткам могли бы помочь взрослые наставники, старше примерно на полпоколения, считает Александра Бочавер. Подобный ментор служит «ролевой моделью», транслятором «ценностей взрослого мира на своем примере». Он поддерживает формирование мечты — судьбоносного стремления, которое упорядочивает жизненный путь человека.
Что такое возрастной кризис
Слово «кризис» в языке чаще всего имеет негативную оценку, однако, в контексте воспитания ребенка, кризис — это лишь переход от одного этапа развития к другому, более совершенному и сложному по своей структуре. И чем меньше ребенок, тем тяжелее этот переход происходит.
Достаточно часто кризисы у детей проявляются в виде ярких эмоциональных всплесков, перепадов настроения, протестных реакций. И многим взрослым людям кажется, что подобное поведение, полное слез, истерик и протестов, совершается умышленно, будто «на зло». Но это совсем не так.
В первую очередь, стоит принять: ребенку в этот период гораздо сложнее, чем взрослым, потому что он пока не понимает свои эмоции, не знает, как справиться с ними, не чувствует стабильности и безопасности в эти моменты. Поэтому, прежде всего, необходимо с пониманием и сочувствием относиться к состоянию малыша.
У некоторых детей в моменты кризиса нарушается сон и страдает режим дня: ребенку становится слишком мало или слишком много бодрствования, пропадает дневной сон (если он был)
Кто-то из родителей обращает внимание, что во время очередного кризиса меняется аппетит или вкусовые пристрастия ребенка. Это довольно распространенная история, поскольку помимо психологических изменений, дети претерпевают изменения со стороны своего организма