Распоряжение минпросвещения рф от 06.08.2020 n р-75

Распоряжение минпросвещения рф от 06.08.2020 n р-75 — редакция от 06.04.2021 — контур.норматив

Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

  1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.
  2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о — у, ё — ю; согласные р — л, и — ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
  4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
  5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): «Дод небом лолубым» (Под небом голубым).
  6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
  7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.

     Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Что может сделать учитель, обнаружив такие ошибки в тетради своего ученика, помимо того, что даст рекомендацию обратиться к логопеду?

     Во-первых, при поступлении ребенка в первый класс на первом же родительском собрании я бы попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это желательно дома, хорошо обдумав свои ответы. Это поможет учителю лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может «споткнуться».

    Конечно, анкетирование должно проводиться только добровольно, поэтому учитель должен не просто раздать анкеты, а объяснить важность своей просьбы.      Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу

Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу для себя выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.)

     Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу. Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу для себя выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.).

     Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Ответы на вопросы, вы можете взять на заметку детей, у которых могут быть трудности.

     Но здесь надо сразу оговориться — ни в коем случае не делайте ранних выводов. Бывает, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как дети, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления дислексии и дисграфии. Короче говоря — недопустимо навешивание на ребенка «ярлыка»

Наблюдать надо осторожно, не травмируя ученика. Итак, вы обнаружили специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать занятия с логопедом и принес вам справку, где имеется заключение

Компоненты логопедического обследования

Принимая в качестве основной цели логопедической диагностики выявление речевых нарушений, определение их характера, степени выраженности и анализ, какие компоненты речевой и языковой системы они затрагивают, необходимо выделить ряд компонентов обследования и их иерархическую структуру (Таблица 1).

Первый компонент – дискурс-анализ, имеющий прагматическую направленность, нацеленный на исследование: какие языковые знаки и каким образом ребенок использует в ходе реального общения. При этом считается, что в ситуации общения «ребенок-ребенок» могут быть получены более достоверные результаты, чем в ситуации общения «ребенок-взрослый», поскольку последняя часто имеет формализованный характер, ограничивающий процесс общения со стороны ребенка, особенно в условиях учебного взаимодействия, коим, по сути дела, и является обследование.

В рамках дискурс-анализа исследуется не только практическое употребление лингвистических единиц, но также паралингвистических и экстралингвистических знаков, составляющих неотделимую часть средств коммуникации.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что каждый из выделенных компонентов не имеет четко очерченных временных или каких-либо еще границ. Поскольку весь процесс обследования представляет собой коммуникативное взаимодействие «ребенок – учитель-логопед», постольку анализируются продукты данного общения

Условно выделяется следующий компонент обследования – углубленное обследование отдельных сторон речи и языковых средств. Данный компонент реализуется только в том случае, если в процессе дискурс-анализа были отмечены те или иные недостатки. Исключением является обследование фонематического восприятия в предшкольном периоде, которое должно обследоваться НЕЗАВИСИМО от результатов дискурс анализа как фактор риска нарушений чтения и письма в школе.

Углубленное обследование проводится на специально отобранном материале в ходе выполнения ребенком тех или иных заданий. Важным условием является необходимость учета фоновых наблюдений за результатами выполнения данных заданий. Поясним, что имеется в виду на конкретных примерах. Например, при обследовании словарного запаса ребенка, учитывается характер звукопроизношения, особенностей слоговой структуры слова и т.д

При обследовании грамматического строя речи обращается внимание на адекватность использования лексических единиц, сформированности звукопроизносительных навыков и проч. Таким образом учитель-логопед имеет достаточно широкий набор речевого материала, что служит основанием для объективного анализа уровня сформированности отдельных сторон речи ребенка

Наличие ограничений в номенклатуре языковых единиц или способах их использования в процессе общения требует дальнейшего обследования уже на уровне выявления сохранной/неполноценной языковой способности. Данный компонент обследования принципиально важен при обследовании детей с неполным двуязычием, для определения наличия речевой патологии, для дифференциации социальных форм недоразвития речи, выявления групп детей с темповыми задержками речевого развития.

Спецификой организации данного компонента является обучающий эксперимент, в рамках которого выявляется степень обучаемости ребенка тем или иным языковым явлениям, например, грамматическим моделям.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.

2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

3. Расписание занятий учителей-логопедов.

4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение N 2 к Примерному положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
 
            Согласие родителя (законного представителя)
                    обучающегося на проведение
              логопедической диагностики обучающегося
 
Я, _______________________________________________________________
        ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) ______________________
        (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
      (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю  согласие  на  проведение логопедической диагностики моего
ребенка.
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 3 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
                                    от ___________________________
                                               ФИО родителя
                                        (законного представителя)
 
                            Заявление
 
Я, _______________________________________________________________
            ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
__________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) ______________________
       (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
     (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу  организовать  для  моего  ребенка  логопедические занятия в
соответствии   с   рекомендациями  психолого-медико-педагогической
комиссии/   психолого-педагогического  консилиума/учителя-логопеда
(нужное подчеркнуть).
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 4 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Чем же может помочь учитель?

     На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

     Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

     Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации — больше читать и писать.

     И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктаны, чтение больших текстов.

     Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Вы можете посоветовать родителям или сами давать на уроке упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р — л, с-ш и т.д.

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

http://logoped18.ru/

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер

При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Дифференцировочный этап

Неоспорим тот факт, что речевая деятельность формируется в зависимости от взаимодействия целого ряда факторов:

  • когнитивные процессы;
  • сохранность речедвигательной сферы;
  • сохранность слухового и зрительного гнозиса.

Чтобы изучить когнитивные процессы применяют методики обследования мышления:

  • доски Сегена в различных вариантах;
  • сбор пирамидок и матрешек, конструкторов;
  • игра «четвертый лишний», загадки, лабиринты, нелепицы;
  • простейшие математические задания.

Обследование речедвигательной сферы состоит из:

  • обследования мимической мускулатуры;
  • обследования состояния моторики артикуляционного аппарата;
  • обследования произвольной моторики пальцев на руках;
  • обследования развития общей моторики.

Один из наиболее значимых факторов речевого развития – полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальной работой слухового анализатора.

Даже в ситуации незначительного снижения слуха, сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что в детском возрасте обуславливает формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это вызывает недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи. Минимальные слуховые нарушения очень сложно диагностировать своевременно, так как ребенок в процессе коммуникации слышит речь окружающих достаточно четко

При этом родители и специалисты обращают внимание на задержку темпа развития речи, невнятную и нечеткую дикцию, бедность словарного запаса и аграмматизмы

В процессе речевого обследования, логопед подмечает наличие специфических ошибок, типичных для детей, имеющих минимальное снижение слуха:

  • неустойчивые замены и смешение звуков, включая и те, которые не встречаются у детей, имеющих нормальный слух (м-б, н-д, х-с, к-т);
  • раздельное произношение звуков, являющихся аффрикантами (тсыпленок);
  • неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;
  • оглушение звонких звуков и озвончение глухих вне зависимости от позиции в слове;
  • нарушение слогоритмического рисунка и звукового наполнения слов;
  • неправильное выделение ударного слога в простых словах, знакомых ребенку;
  • трудности при восприятии безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

Иными словами, логопедическая диагностика представляет собой важное средство определения вида речевого нарушения, его причин, помогает определить, может ли ребенок учиться в обычно классе, или ему необходимы специализированные логопедические условия

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Мы разработали схему логопедического анализа речевых нарушений, которая представлена в двух таблицах (см. приложение 5). Диагностическая значимость каждого отдельного симптома становится ясной только на фоне и в связи с другими симптомами. Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными. Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития ≈ как общего, так и речевого ≈ начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная ≈ с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь ≈ чтение и письмо.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта — основной фактор при анализе речевого нарушения

Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому. Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Приложение 5 СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

Ориентировочный этап

Анамнез собирают через беседу с родителями, касающуюся перенатального, натального и постнатального развития ребенка. Выясняют как протекала беременность, какие заболевания перенесла мать, страдают ли родители от наследственных заболеваний, какие вредные воздействия имели место во время беременности.

Отмечают как протекали роды, состояние ребенка в первые дни после родов, какие заболевания были перенесены ребенком, особенности раннего развития.

Помимо беседы может быть проведено анкетирование родителей, так же им может быть выдан опросник, который они вдумчиво заполнят дома, вспоминая определенные моменты развития детей. Помимо ответов родителей, логопед обязательно должен изучить специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невролога, педиатра, ЛОРа, хирурга и других.

Так же беседы проводятся с детьми-дошкольниками, в их ходе составляется первичная картина расстройства речи.

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны  подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому  обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: