Содержание
-
Слайд 1
Составила: Сухорукова С. В.
-
Слайд 2
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. -
Слайд 3
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
маленький словарный запас
неумение согласовывать слова в предложении
нарушение звукопроизношения
плохое развитие связной речи
несформированостьпсихических процессов
несовершенство различных видов мышления.Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
-
Слайд 4
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.Например: ёлочка (какая?) колючая
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
«Подскажи словечко»,
«Найди пару»
«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст -
Слайд 5
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. -
Слайд 6
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
обучающие — содержат познавательный материал.
развивающие — содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. -
Слайд 7
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Посмотреть все слайды
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»К.Д.Ушинский Воспитатель ГБДОУ № 105 Науменко Л.П.
Prezentacii.com
Слайд 2Понятие «мнемотехника» Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и
приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза, которая
помогает запомнить цвета радуги:Каждый Охотник Желает ЗнатьГде Сидит Фазан
в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка
(изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко запоминает информацию.
и слухового внимания;развитие воображения.
у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать
его «послушным»;стимулирование интеллектуального развития ребенка;учить запоминанию любой информации. Методы мнемотехники:Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);Метод трансформации (превращения);Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);Метод опор (числобуквенный метод)
Слайд 7Общие задачи для всех видов мнемотаблицРазвитие памяти (тренинг по разным
приемам запоминания)Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое,
умение систематизироватьРазвитие логикиРазвитие образного мышленияФормирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию решение дидактических, образовательных задачРазвитие смекалкиТренировка вниманияФормирование навыка правильного графического изображения
Слайд 9Виды мнемотаблиц Развивающие
Обучающие
Слайд 10Этапы работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор
того, что на ней изображено.2 этап: Осуществляется перекодирование информации,
т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме. В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших — дети должны уметь самостоятельно.
памяти;Расширение словарного запаса, образного восприятия;Развитие связной речи;Главная задача коллажа- соединить,
т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания.
Слайд 14 Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники Для
того, чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники,
ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например учим с детьми стихотворение про весну А Н Плещеева. Травка зеленеет ,солнышко блестит ,ласточка с весною в сени к нам летит.
процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной
речи детей с ОВЗ .Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть
Слайд 18
Спасибо за внимание
Слайд 10Подбор слова по согласным буквамПосле того как двузначное или трехзначное число
преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел — 4 варианта, для трехзначных чисел — 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются. ДТ ПБ = ТП = ТоПорВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛярОчень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова — таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами — прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.ВФ ЧЩ ШЛ — ВЧШ — Восковая ЧаШаЧЩ ШЛ ШЛ — ЧШЛ — Черная ШеЛковицаВ редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.ЧЩ РЦ СЗ — ЧРС — ЧеРСтвый (хлеб)
Слайд 4Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно
повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению другим дисциплинам. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана .
Слайд 5Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень
запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова. Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.