Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы

Что такое интегративный подход в психологии и каковы его принципы

Исторические предпосылки

Проблема интеграции активно обсуждалась в кругу педагогов с давнего времени. Эта категория представляет собой продукт сложных диалектических трансформаций научного сознания, впитывающего в себя культурные достижения и опыт развития отечественного образования.

Американский ученый Дж. Дьюи, а также советские ученые Шацкий и Рубинштейн в 20-х годах попытались создать образовательную систему на интегрированной, проблемно-комплексной основе. В России новое направление получило практическую реализацию и вошло в историю педагогики под наименованием трудовой школы. Главный принцип организации обучения заключался в “методе жизненных комплексов”. Комплексный подход предусматривал интеграцию знаний из различных предметных областей вокруг одной общей проблемы. Таким образом, состоялся первый практический опыт проведения учебного процесса на межпредметной основе. Однако в 1931-м году данный эксперимент закрыли и подвергли резкой критике.

Замечание 1

В соответствии с убеждениями идеологов новой школы, предметоцентризм и комплексность считались 2-мя взаимно исключающими друг друга дидактическими принципами. Традиционная школа выступала частью старого мира и должна была разделить его судьбу. Трудовая школа по сути оказалась вне педагогических традиций. Из известного новаторского движения, призванного вывести существующее образование на качественно новый уровень, она преобразовалась в средство его разрушения.

После 1931-го года процесс обучения осуществлялся на предметной традиционной основе. Интеграция все больше стала вытесняться внеклассной работой, в которой знания из разных областей стихийно взаимопроникали и объединялись в детском творчестве.

Начиная с 1958-го года пошел новый виток интеграции – этап межпредметных связей. В этот период укреплялись отношения между профессионально-техническими и предметными знаниями

В 70-е годы внимание педагогов концентрирует перспектива формирования и развития отношений между учебными дисциплинами. В этот момент педагогика отказалась от противопоставления предметоцентризма и интеграции между предметами. Принцип межпредметности направлен на организацию целостного учебного процесса, однако не отрицая предметоцентризм, а базируясь на нем

Принцип межпредметности направлен на организацию целостного учебного процесса, однако не отрицая предметоцентризм, а базируясь на нем.

Определение 1

Межпредметность – это средство развития предметности, стремление вывести образование на качественно новый уровень и сохранить позитивное из прошлого.

Рассмотрение межпредметности в качестве принципа дидактики изменило характер педагогического мышления: явление превратилось в основание, производное стало производящим, а средство – причиной.

Возникшее противоречие между формой и новым содержанием привело к изменению формы. Причем в 80-х годах термин “межпредметные связи” уступил место понятию “интеграция”. В 90-х годах прошлого столетия движение по созданию интегрированных курсов достигло апогея.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Расписание тренингов и семинаров10

1 октября
Суббота

Ретрит «Сила Рода» на Алтае

 
Подать заявку

8 дней
Горный Алтай

Лилия Ерзунова

23 сентября
Пятница,
19:00

Трансформационная игра «Тамболия»

 
Подать заявку

3–4 часа
Санкт-Петербург

Курманова Валерия Валерьевна (Санкт-Петербург)
Мариф Алиев
(Санкт-Петербург)

24 сентября
Суббота,
11:00

Холотропное дыхание. Глубокий терапевтический тренинг

 
Подать заявку

2 дня по 10 часов
Санкт-Петербург

Курманова Валерия Валерьевна (Санкт-Петербург)
Мариф Алиев
(Санкт-Петербург)

25 сентября
Воскресенье,
12:00

Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков

Узнать подробности

3 часа
Москва

Любовь Тихомирова

21 октября
Пятница,
18:00

Семинар-тренинг по работе с травмой в интегративном подходе «Бегом в безопасное место»

 
Подать заявку

2,5 дня
Москва

Челябинское отделение ППЛ (Челябинск)
Мария Дёмина
(Челябинск)
Елена Филинкова
(Челябинск)

21 октября
Пятница,
19:00

Трансперсональный телесно-голосовой психотерапевтический тренинг «Право голоса». Модуль 1

 
Подать заявку

2,5 дня
Москва

Институт «Лонир»
Надежда Геннадьевна Никитина
Ирина Владимировна Борисевич

23 октября
Воскресенье,
12:00

Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков

Узнать подробности

3 часа
Москва

Любовь Тихомирова

29 октября
Суббота,
10:00

Программа повышения квалификации «Перинатальная психология. Сознательное родительство»

Узнать подробности

8 модулей программы по сб/вс
Zoom

Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии
Екатерина Ракитина

20 ноября
Воскресенье,
12:00

Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков. Онлайн

Узнать подробности

3 часа
Москва

Любовь Тихомирова

Как работает интегративный подход?

Ядром интегративного подхода выступает принцип целостности, который подразумевает понимание психики, как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

То есть психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно-структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания.

Интегративный подход в психологии принимает во внимание многие подходы к человеческому функционированию, разработанные психологической наукой: психодинамический, клиентцентрированный, поведенческий, семейной психотерапии, гештальт-психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии, теории объектных отношений и психоаналитической психологии, транзактный анализ. Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими. Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими

Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими.

Тебе наверное интересен алгоритм действий психолога с клиентом, использующего интегрированный подход. Он выглядит следующим образом:

Рефлексия актуального состояния, которая подразумевает осознание проблемной ситуации человека и факторов, определяющих это состояние;

  • Присоединение и эмоционально-чувственное вживание в проблему, воспроизведение ее специалистом в собственном сознании и рефлексия собственных переживаний; бывает очень полезно дать клиенту обратную связь по поводу своих переживаний;
  • Постановка общей цели психокоррекционной работы, сообщение клиенту своего понимания ситуации и возможности интерпретации состояния клиента с точки зрения этой концепции. Доведение до клиента информации о применяемых психологических технологиях и их эффектах;
  • Помощь клиенту в осознании своих новых переживаний и возможностей и конструктивном использовании их в повседневной жизни (интеграция личностью нового опыта);
  • Организация отслеживания пациента в социуме и гарантированная поддержка после окончания цикла психокоррекционного взаимодействия.

Как ты понимаешь, при использовании интегративного подхода психотерапия проходит более эффективно, а именно:

  • Нормализуется психоэмоциональное состояние: снимается эмоциональное выгорание, тревога и напряжение уходят, появляются спокойствие на душе и расслабленность в теле;
  • Решаются и психосоматические проблемы: уходят панические атаки, неврозы, вегетососудистая дистония, нормализуется давление (давление повышается, когда проблемы давят, проблемы решаются — давление нормализуется), снимаются головные боли и боли неврогенного характера, исчезают кожные проявления, исчезают сложности в интимной жизни, физическое здоровье восстанавливается и укрепляется;
  • Восстанавливаются и гармонизируются детско-родительские и супружеские отношения, а также межличностные отношения в коллективе;
  • Нормализуется и улучшается трудовая деятельность, карьера, финансовое состояние, то есть в целом меняется качество жизни.

Интегрированное обучение — это что такое?

Суть такого обучения заключается в том, что учащиеся разного уровня развития умственных и физических способностей учатся бок о бок в одном классе. Они с удовольствием посещают полевые и послешкольные мероприятия, вместе участвуют в ученическом самоуправлении, ходят на те же спортивные встречи, играют в игры.

Интегрированное обучение — это процесс, в котором ценится разнообразие и уникальный вклад каждого ученика в классе. В настоящей инклюзивной обстановке каждый ребенок чувствует себя в безопасности и имеет чувство принадлежности к группе. Учащиеся и их родители участвуют в определении образовательных целей и принятии решений, а у школьного персонала имеется достаточный уровень квалификации, поддержка, гибкость и ресурсы для воспитания, поощрения и удовлетворения потребностей всех учащихся.

Исследования межличностного взаимодействия в паре клиент – терапевт

Изучение различных аспектов взаимодействия в паре клиент – терапевт существенно расширяют представления о межличностных механизмах психотерапии, полученные в исследованиях терапевтического альянса.

В исследованиях оценки действий терапевта клиентом и самим терапевтом с позиции их полезности и эмпатичности показано что: обоюдные оценки были положительно скоррелированы по параметрам полезности и эмпатичности; однако длительный психотерапевтический контакт снижал степень соответствия парных оценок. Возможность выбора пациентом психотерапевта в эксперименте не влияет на итоговый результат психотерапии . Экспериментально показано, что аффективная насыщенность взаимодействия терапевта с пациентом в психотерапии эффективно значима только при краткосрочной терапии . Эмпирически подтверждено, что исход терапии определяется интеракцией Я-концепций пациента и терапевта, а рассогласование между Я-концепцией терапевта и его восприятием поведения пациента ухудшает результат терапии . Изучение внешних факторов доверия клиента к психотерапевту показало, что предпочтение модальности применяемой психотерапии является значительно более весомым фактором, чем пол, возраст и психологический опыт терапевта .

Установлено, что суждения терапевтов о пациентах и их роли в консультировании в большей степени определяются характеристиками самих терапевтов . Оказалось, что длительность психотерапии определяется преимущественно образованием и опытом работы психотерапевта, а не тяжестью психопатологии клиента и стоимостью терапии . Вместе с тем, сопоставление оценок удовлетворенности терапевтической сессией пациента и терапевта выявило : 1) пациенты высказывали большее удовлетворение при восприятии терапевта “теплым ”и “чувствующим”, что однако, не влияло на редукцию симптомов; 2) оценка терапевтами пациентов как “помогающих” или “защищающихся” была негативно связана с симптоматическим улучшением. Уточнено, что прогностическая значимость инструментальной оценки эффективности КПТ внешним наблюдателем высоко достоверна, тогда как таковая оценка терапевта и пациента отличается слабой достоверностью . Возможными тому причинами являются различие оценочных позиций пациента и терапевта ; пациенты заинтересованы в разрешении проблем и улучшении самочувствия; терапевты концентрированы на этиологии проблем и пути их разрешения; обе позиции субъективны.

Сущность и значимость инклюзивного образования

Определение 3

Инклюзивное образование – это одна из форм организации образовательного процесса, при которой все дети, вне зависимости от их психических, физических, языковых, интеллектуальных, культурно-этических и иных особенностей, включаются в общую образовательную систему по месту жительства.

Инклюзивная система образования предусматривает совместное обучение здоровых и особенных детей, в рамках общеобразовательной школы. Отличие организации процесса обучения состоит только лишь в том, что общеобразовательные школы включают в свой штат специалистов, которые могут оказать необходимую помощь особенным детям. Особенно их помощь актуальны во время адаптации детей к условиям общеобразовательной школы и в период вхождения в детский коллектив.

Инклюзивное обучения подразумевает не просто совместное обучение особенных и здоровых детей в одном учебном заведении, а и посещение ими одного класса, без создания каких-либо специальных групп или общностей в школе.

Определение 4

Инклюзия – это полное погружение особенного ребенка в адаптированную образовательную среду с оказанием ему необходимой поддержки.

Замечание 2

Таким образом, инклюзивное образование, можно назвать включающим. Оно предоставляет особенным детям возможность принимать активное участие в жизни коллектива ДОУ, школы или института, в полном объеме без каких-либо ограничений.

Благодаря инклюзии, общеобразовательное учреждение становится единым образовательным пространством для всех детей, вне зависимости от их психических и физических возможностей, имеющихся нарушений и отклонений.

Инклюзивное образование основано на восьми принципах:

  1. Принцип ценности человека – каждый человек представляет собой ценность вне зависимости от его достижений и возможностей.
  2. Принцип человечности – каждый человек способен думать и чувствовать.
  3. Принцип права на общение – все люди имеют право на общение с другими людьми, имеют право быть услышанными.
  4. Каждый человек нуждается в обществе, люди – социальные существа.
  5. Каждый человек имеет право на получение образования, в рамках собственных возможностей и потребностей.
  6. Принцип дружбы и поддержки со стороны ближайшего окружения и сверстников.
  7. Для каждого учащегося прогресс в обучении собственный, и заключается в том, что они могут делать или сделать что-то сверх своих способностей.
  8. Разнообразие в жизни человека способно активизировать все стороны его жизни.

Современные инклюзивные школы открыты для всех детей с отклонениями. Они стремятся к тому, чтобы создать условия для детей, имеющих психические, физические, умственные, социальные и иные отклонения и нарушения. Процесс обучения организован таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.

Основное отличие инклюзивного образования от интегрированного заключается в том, что интеграция, прежде всего, направлена на обучение детей, имеющих физические отклонения, такие как нарушения опорно-двигательного аппарата, в то время как инклюзивное обучение и образование – на создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям.

Выделяют следующие формы интегрированного обучения:

  • Комбинированная форма, при которой ребенок с особенностями психофизического развития способен учиться в классе наряду с абсолютно здоровыми детьми, получая необходимую регулярную поддержку и помощь специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, психолога).
  • Частичная интеграция, при которой ученики с отклонениями не способны наравне со сверстниками овладевать образовательной программой. Такие дети проводят в общих классах лишь часть времени, все остальное время — в спецклассах или на индивидуальных занятиях.
  • Временная, при которой дети из особых классов и учащиеся обычных классов собираются не реже двух в месяц для совместных прогулок, проведения праздников, соревнований и других мероприятий воспитательного характера.
  • Полная, при которой один-два ребенка с отклонениями в развитии обучаются в обычной группе. Такая форма больше подходит детям дошкольного и младшего школьного возраста. В основном, это дети, которые по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Коррекционную помощь они получают по месту обучения, либо этим занимаются родители под контролем профессионалов.

Интегрированное обучение и воспитание является вполне привычной практикой в зарубежных странах. У нас же инклюзивные классы и школы лишь начинают появляться.

К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.

К счастью для наших детей, сегодня каждый человек, проживающий на территории нашей необъятной страны, в праве выбирать форму обучения и учебное заведение, которые максимально соответствуют особенностям ребенка. Тем более что основной тенденцией в политике российского образования является внедрение новых форм обучения, открывающих большие возможности для гармоничного развития школьников. И одной из таких новых форм является интегрированная система обучения.

Конечно же, интегрированная форма обучения, как и любое другое новшество, имеет как сторонников, так и тех, кто ее не принимает. И обсуждают ее как среди педагогов, так и среди родителей. Давайте и мы присоединимся к активным участникам обсуждения системы современного образования, и рассмотрим все особенности интегрированного обучения, которое сегодня активно развивается в Томской, Новгородской, Нижегородской, Владимирской, Московской и других областях.

Список литературы

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1993.

2. Александров А. А. Проблемы интегративной психотерапии. В кн.: Психология и психотерапия. СПб., 2002.

3. Введение в психологию. Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

4. Карвасарский Б. Д. Интегративные аспекты психотерапии: основные понятия и перспективы развития. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии. Л., 1992.

5. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии: Теория. Практика. Эксперимент. М., 1998.

6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

7. Ташлыков В. А. Общие факторы психотерапии как одна из предпосылок интегративной психотерапии. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии, СПб., 1992.

8. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ и др., 2004.

Направление используют

Организаторы

  Академия трансформационных психотехнологий  (Москва),    Европейский центр Трансперсональной Регрессионной Терапии  (Москва),    Институт интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис»  (Москва),   Институт интегративной психологии и психотерапии (Москва),    Курманова Валерия  (Москва),    Лина Хайм (Москва),   Любовь Репина (Москва),    Московский государственный психолого-педагогический университет  (Москва),    НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования»  (Москва),   Проект «Наталья Игнатова & Ирина Борисова»  (Москва),    Проект «Осторожно, счастье!»  (Москва),    Психологический центр отношений «О!Да»  (Москва),    Содружество психологов Подольска  (Москва),    Центр реконструкции и реновации человека (Москва),    Awakening Club  (Москва),   Психологический проект «Зеркала» (Москва),    Психологический центр HypnoLife  (Москва),    Тренинговый центр Елены Гордеевой  (Москва),    Тренинговый центр Института Психотерапии  (Москва),    Центр живого творчества «Нескучный сад»  (Москва). Ещё организаторы 73

Ещё организаторы 73

Тренеры

  Александр Геннадьевич Князев  (Москва),    Александра Дионисиади  (Москва),    Алина Сергеевна Козлова  (Москва),    Анастасия Альбертовна Отажанова  (Москва),    Арина Сункаровна Искандирова  (Москва),    Бина Нерудова  (Москва),   Валерия Баранова  (Москва),    Виктория Вячеславовна Ивченко  (Москва),    Виктория Николаевна Никитина  (Москва),   Вита Березовская  (Москва),    Владмира Симуран  (Москва),    Галина Анатольевна Дубравина  (Москва),    Галина Борисовна Горина  (Москва),    Галина Романова  (Москва),    Екатерина Викторовна Макарова  (Москва),   Елена Владимировна Мартынова  (Москва),    Елена Евгеньевна Пахтусова  (Москва),    Елена Игнатьева  (Москва),    Елена Кисельникова  (Москва),   Злата Любимова  (Москва).

Ещё тренеры 339

Консультанты

  Алекс Клайм  (Москва),   Александра Вельматова  (Москва),    Александра Дионисиади  (Москва),    Анастасия Александровна Тимофеева  (Москва),    Анастасия Альбертовна Отажанова  (Москва),    Бина Нерудова  (Москва),   Валерия Баранова  (Москва),    Виктория Викторовна Конторина  (Москва),    Виктория Вячеславовна Ивченко  (Москва),    Виктория Николаевна Никитина  (Москва),   Вита Березовская  (Москва),    Владмира Симуран  (Москва),    Галина Анатольевна Дубравина  (Москва),    Галина Борисовна Горина  (Москва),    Данара Ниязбековна Бейсенбаева  (Москва),    Екатерина Викторовна Макарова  (Москва),    Екатерина Владимировна Решкович  (Москва),   Елена Владимировна Мартынова  (Москва),    Елена Игнатьева  (Москва),    Елена Кисельникова  (Москва).

Ещё консультанты 336

Что такое частичная интеграция?

С помощью этого метода необходимо решить две функции. Он также известен как интегрирование по частям. Частичное интегрирование — один из методов интегрирования, предложенный математиком Бруком Тейлором в 1715 году.

Это упрощает интегрирование произведения функций в интегралы для удобства вычислений. Этот метод заключается в вычислении интегральных выражений без использования формул прямого интегрирования, таких как обратный тригонометрический и логарифмические функции.

Частичное интегрирование заключается в нахождении первообразных функций, которые не имеют точных решений, как в случае полиномов, тригонометрических, экспоненциальных и логарифмических функций. 

∫ udv = uv – ∫ v du – это интегрирование формулы uv, используемой для решения функции методом частичного интегрирования. Две функции, u и v, являются интегралами, которые необходимо решить.

Кроме того, LIATE — логарифмическая, обратная тригонометрическая, алгебраическая, тригонометрическая и экспоненциальная — это упорядоченный набор функций, которым необходимо следовать для частичного интегрирования.

Соответственно, первым шагом является правильное определение функций u и v на основе LIATE.

Таким образом, интегрирование (произведение первой функции и второй функции) равно разнице {произведения (первой функции) и (интеграции второй функции)} и интегрированию {произведения (дифференцирования первой функции) и интегрирование второй функции)}. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: