Интеллектуальная готовность к школе
Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.
Мышление
До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:
- знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
- различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
- знать цвета;
- понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
- уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.
Память
Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.
Внимание
Эффективность обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников
Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения
Когда поступление в первый класс лучше отложить
Что должен уметь ребенок перед школой
Социальная готовность к школе
У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и со взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.
Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:
- легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
- умеет ли он выслушивать чужое мнение не перебивая;
- соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
- умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.
Физическая готовность
Для успешного обучения в школе важны не только психологическая и социально-эмоциональная готовность к школе, но и физическая. Педиатр Мария Селихова отмечает: «Физически подготовленный ребенок быстрее адаптируется к новым нагрузкам и условиям школьной жизни».
Физическая готовность определяется по множеству критериев:
- Состояние здоровья ребенка (группа здоровья, наличие врожденных или хронических заболеваний, насколько часто дошкольник болеет инфекционными заболеваниями). Иногда врач-педиатр может рекомендовать родителям отложить поступление в первый класс или предложить обучение на дому.
- Общее физическое развитие. Сюда помимо роста и веса относят точность и скоординированность движений, выносливость, ловкость, скорость и силу.
- Навыки самообслуживания. Умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, мыть руки, пользоваться туалетом и столовыми приборами.
Мы, родители, можем помочь ребенку подготовиться к школе. Для этого нужно заранее:
- Выстроить режим дня с полноценным ночным сном и ежедневными прогулками на свежем воздухе.
- Помочь ребенку соблюдать двигательный режим: ограничить время перед экраном, больше гулять пешком, бегать и прыгать.
- Сформировать интерес к спорту, спортивным играм, урокам физической культуры.
- Попробовать естественное закаливание с самого раннего возраста: следить, чтобы температура в квартире была не выше 24°, регулярно проветривать, не кутать ребенка, разрешать есть и пить холодное.
- Провести санацию очагов хронической инфекции (например, вылечить кариес).
- Тренировать усидчивость, чтобы будущему первокласснику было легче переносить длительные статические нагрузки.
Не всегда проблемы, о которых мы поговорили выше, «чинятся» сами собой
Поэтому важно как можно раньше провести диагностику и обратиться за помощью к специалисту, если в этом будет необходимость
Обложка: pexels
Советы родителям по подготовке ребенка к школе
- Проводите занятия в форме игры или общения.
- Не используйте принуждение и наказание, если ребенок не хочет заниматься. Постарайтесь вызвать интерес и чувство радости от получения новых знаний.
- С 5-6 лет в качестве подготовки к школе можно проводить мини-уроки, если ваш ребенок психологически к этому готов (проявляет интерес и усидчивость. Занятие не должно длиться более 10-15 минут. Между занятиями активный отдых в течение 20 минут.
- Не переходите к новым знаниям, пока ребенок не усвоил предыдущее.
- Используйте яркие, красочные учебные материалы, красиво иллюстрированные. Сказки, тексты и задания должны быть интересны ребенку и соответствовать его возрасту.
2 Коммуникация: уметь дружить
Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.
После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.
Как проверить. Оцените себя, ведь ребенок копирует вас: умение поддерживать дружеские отношения, общаться, идти на уступки и отстаивать свое мнение. Вы может и удивитесь, но все самое «нужное» ребенок от вас уже перенял.
У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:
- стараются разобраться в проблеме, ищут мирные решения;
- принимают точку зрения другого;
- не повышают голос.
Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.
Адаптация или дезадаптация
Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:
- Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
- Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
- Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.
Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.
Как за лето подготовить ребенка к школе
Конец летней свободе, скоро 1 сентября, когда снова нужно за парту. Родителям предстоит непростое задание — подготовить детей к школьному обучению, настроив на учебу и вернув прежний распорядок дня. Чтобы после летних каникул дети снова чувствовали себя комфортно в стенах школы.
- Готовить детей к новому учебному году психологи советуют начинать еще с июля-августа. Ведь вряд ли кто-то сильно занимался с детьми летом математикой, письмом или чтением. Соответственно детям кажется, что они уже всё забыли, ничего не знают. Поэтому повторите таблицу умножения, напишите несколько простеньких диктантов, математических примеров. Это поможет малышу вспомнить пройденный материал и вернуться с каникул более подготовленным, уверенным учеником.
- За две-три недели до начала учебы стоит менять режим дня ребенку, подстраивая его под школьный режим. Ежедневно начните будить его за 10-15 минут раньше и на такое же время вечером укладывать его спать. Это поможет ему с начала учебного года выдержать школьный режим, так как он будет для него уже привычным.
- С дошкольником кроме повторения базовых знаний постарайтесь вместе купить все школьные принадлежности для первоклашек. Когда он может сам уже рассматривать еще неисписанные тетрадки, впервые собирать свой портфель, примерять ученическую форму, его это хорошо мотивирует.
Основные проблемы подготовки ребенка к школьному обучению
Определение 1
Готовность к обучению в школе – это совокупность определенных свойств и компетентностей ребенка дошкольного возраста, а также модели его поведения, которые нужны ему для успешного получения, усвоения и переработки учебных стимулов в процессе обучения в школе.
В психологии готовность к школе рассматривается как разветвленная сеть определенных критериев, представляющих собой одно целое. Именно от наличия и полноты критериев зависит успешность обучения ребенка школе.
Для того, чтобы ребенок смог адаптироваться к новому для него социальному статусу, справиться со школьной нагрузкой и требованиями, ему необходимо за период дошкольного детства выработать у себя набор определенных тесно взаимосвязанных качеств.
Статья: Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Критерии и виды готовности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Совокупность качеств, необходимых для успешного обучения в школе невозможно рассматривать изолированно от окружающей ребенка среды, уклада жизни в семье, от жизненного опыта ребенка. Именно поэтому готовность к школе рассматривается как набор определенных компетентностей, необходимых будущему ученику.
Одной из основных проблем подготовки детей к школьному обучению является то, что за период дошкольного детства, окружающие ребенка взрослые должны выработать у него не просто определенные знания и умений, а конкретные компетенции.
Например, если у ребенка дошкольного возраста достаточно хорошо развита речь и богатый словарный запас, это не говорит о том, что у него в достаточной мере развиты коммуникационные компетенции
То есть, задача воспитателей и родителей, не просто научить говорить и понимать, а овладеть важной для будущего школьника компетенцией – коммуникационной
Еще одной проблемой готовности ребенка к школе является то, что зачастую взрослые (родители и педагоги) воспринимают готовность как некую «программу», которой ребенку следует овладеть за период дошкольного детства. Однако это не так, в связи с тем, что готовность к школе представляет собой интегральное свойство личности, развивающееся только при наличии определенных благоприятных условиях и в рамках многообразных ситуациях общения и жизненного опыта.
Замечание 1
Таким образом, важно понимать, что готовность к школе не развивается посредством специально организованной системы занятий, она формируется через активное участие ребенка в жизни
Раннее обучение вредно для детей
Когда речь заходит даже о здравом подходе к подготовке к школе, некоторые родители призывают отказаться от подобных занятий. Они считают, что таким образом ребенок лишится детства, ведь его главная задача – весело проводить время. Почему-то многим кажется, что дошкольное образование – это нудное выполнение заданий и строгий учитель – прямо как в школе. Конечно, это не так.
Правильные подготовительные занятия ведутся строго в игровой форме. На них ребенок именно в форме игры знакомится с буквами и цифрами, учится складывать простые слова и выполнять первые арифметические операции. Также во время занятий у ребенка мягко формируется понятие дисциплины: он не только учится спокойнее себя вести за партой, но и постепенно развивает свою концентрацию.
Также противники подготовки к школе в своих суждениях опираются на то, что мозг маленьких детей еще не приспособлен распознавать информацию в виде символов, а значит раннее обучение детей буквам и цифрам – вредно. Многие люди бросаются из крайности в крайность. Не идет речи о том, чтобы учить ребенка двух-трех лет алфавиту, это, как минимум, не принесло бы никакой пользы. Под подготовкой к школе подразумевается работа с детьми не младше 5-6 лет. Именно в этом возрасте ребенок уже достаточно сформирован, чтобы потихоньку учиться читать и считать, а значит, и заниматься дополнительно с ним уже можно, главное выбрать хорошие курсы и правильную программу для обучения.
Готовиться к школе не только можно, но и нужно. Главное соблюдать возрастные рекомендации, а также выбирать хорошие подготовительные занятия. Тогда и ребенок пойдет в первый класс уверенным в собственных силах.
Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?
На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций
Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.
Общение с одноклассниками
Школа учит ребенка не только математике и языкам, но и общению. Класс — первая модель социума, в которой ребенок вынужден существовать сам по себе, без прямого участия родителей. Активным и экстравертным детям проще адаптироваться в классе, завести друзей и приятелей, коммуницировать с учителем. Однако многие дети сталкиваются с трудностями в общении. Эксперты нашего материала советуют поговорить с ребенком о том, как строить взаимодействие с одноклассниками и быть открытыми к его проблемам.
Мария Макарова:
«Развитие и становление коммуникативных способностей — это долгий и кропотливый процесс, возникающий с первых дней жизни ребенка, продолжающийся и развивающийся на протяжении всей жизни. Основа этого опыта закладывается в семье и отношениях с близкими.
Если ребенок при попадании в социум — детский сад, школу, коллективы сверстников испытывает стойкие трудности в установлении и поддержании общения с другими детьми, то это повод обратиться к специалисту — детскому психологу или психотерапевту. Специалист поможет найти причину эмоциональных затруднений и пути их преодоления».
Тем не менее, у каждого ребенка могут возникать трудности в общении, требующие помощи или совета взрослого: как поступить в той или иной ситуации, как решить конфликт? Обсуждение с ребенком подобных вопросов поможет ему лучше понимать себя и других, легче налаживать контакты, учиться решать спорные ситуации.
Также, подчеркивает Макарова, важный фактор при адаптации — умение ребенком понимать свои желания и отстаивать границы. Ребенок должен знать о том, что у него всегда есть выбор и он может отказаться от чего-то, что ему не подходит или не нравится, не бояться сказать «нет».
«Важно учить ребенка решать конфликты в словесной форме, искать компромиссы, использовать силу только в защитных целях, в случае самообороны при направленной физической агрессии. Донести до ребенка, что он может обращаться за помощью к учителю или родителям, если не удается решить конфликт самостоятельно», — отмечает психолог
Материальная подготовка к школе
Базовый набор первоклассника — это обычная и спортивная форма, рюкзак, канцелярия. Но что именно понадобится для учёбы ребёнка в первом классе, каждая школа определяет самостоятельно. Поэтому запросите подробный список у педагога или администрации при зачислении, чтобы не пришлось после 1 сентября бегать и искать конкретную рабочую тетрадь, цветные мелки или другую очень важную вещь.
Опрошенные «Секретом» педагоги советуют пробежаться по следующему списку:
- Ручки, карандаши, ластики и точилка, линейка, цветные карандаши или фломастеры для рисования и творческих заданий. Выбор зависит от предпочтений ребёнка и требований учителя.
- Акварельные краски, гуашь, кисточки, палитра, стаканчик-непроливайка для мытья кисточек, белый и цветной картон, цветная бумага, безопасные детские ножницы и клей для бумаги. Всё это понадобится для выполнения творческих заданий, которых в 1 классе много.
- Учебники и учебные пособия — некоторые школы могут рекомендовать что-то купить в личное пользование, а не брать в библиотеке. Об этом родителям должны сообщить ещё при зачислении.
- Рабочие тетради и прописи — их список нужно получить у будущего классного руководителя, и желательно как можно раньше. К сентябрю большую часть тетрадей будет найти непросто, более активные родители раскупят.
- Влажные салфетки: могут понадобиться для очистки рук, стола или других поверхностей в школе.
Опрошенные «Секретом» психологи советуют идти и покупать школьные принадлежности вместе с ребёнком. Это поможет ему настроиться на учебный год.
Возрастные особенности первоклассника
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.
Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.
Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.
В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.
В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление. Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс
Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.
Задачи на июль
Укрепляйте здоровье и радуйте впечатлениями
Ничто так не улучшит успеваемость ребенка, как хорошее здоровье, а потому позвольте пока еще беззаботному дошколенку вволю порезвиться на свежем воздухе. Пусть в его летних днях будет как можно больше воздуха, движения, веселых игр с друзьями. Постарайтесь почаще выбираться с ребенком за город или вовсе сдайте бабушке на дачу: в 6–7 лет почти все дети уже спокойно и даже с радостью проводят время без надзора тревожной мамы. Впрочем, и поехать куда-то всей семьей – отличный вариант, который подарит множество ярких впечатлений.
Поощряйте самостоятельность
Чаще всего самая большая проблема первоклашки – это не учебный процесс, а бытовые мелочи. К моменту запуска ребенка в «открытый космос» убедитесь, что он может:
- обслуживать свои гигиенические нужды, особенно в туалете;
- самостоятельно справляться со всеми элементами личного гардероба (завязывать шнурки, например);
- следить за своими вещами и не забывать их;
- назвать свое имя, фамилию, а желательно еще и адрес;
- назвать имя и телефон мамы или папы.
Отлично, если ребенок умеет без труда общаться со взрослыми – спрашивать у них дорогу или просить о помощи.
Давайте возможность освоить новые навыки
Чем больше «умелок» приобретет ребенок в процессе веселых летних игр, тем более уверенно он будет чувствовать себя в новом детском коллективе. Хорошо бы научить его плавать или кататься на велосипеде. Однако, если подобные фокусы кажутся еще слишком сложными, пригодятся и более простые навыки: играть с фрисби, прыгать через скакалку, залезать на деревья..
А может, ребенку будет важно научиться рыбачить, проходить долгие пешие маршруты, лепить из глины, ухаживать за младшими. Главное, чтобы новая деятельность приносила радость и осознание собственной «крутизны»
Научите следовать инструкциям
В перерывах между активными играми ребенку нужна передышка для спокойных тихих дел. Хорошо бы в такой момент предложить ему на выбор различные конструкторы, где надо что-то собирать по схеме
Это может быть LEGO, металлический конструктор или электронный – важно, чтобы ребенок понял смысл последовательных действий, которые приводят к желаемому результату. Такая тренировка будет в радость и в то же время поможет развить навыки, необходимые в учебе
Включая мелкую моторику, за которую все так переживают.
Как родителям помочь ребенку адаптироваться к школе
С наступлением школы в жизни семьи наступают перемены. Идет адаптация не только у ребенка, но и у родителей. Чтобы этот период прошел максимально быстро и безболезненно для всех, предлагаем вам три простых совета.
Пересмотрите режим дня
Если ребенок ходил в детский сад, то у него будет понимание, что такое следование распорядку дня. Придется лишь немного подкорректировать расписание под текущую ситуацию. Например, ребенок учится в первую смену. После школы он обязательно должен поесть и отдохнуть. У кого-то отдыхом будут игры, а у кого-то дневной сон.
⠀
Папе и маме тоже важно быть в ресурсе. Конечно, после рабочего дня это довольно сложно, но перед тем как заниматься с ребенком, лучше тоже немного отдохнуть
⠀
Важно придерживаться распорядка дня регулярно, так ребенок быстрее привыкнет к новому образу жизни
Уделите внимание адаптации в новом коллективе
В большей степени – это задача педагога и школьного психолога. Если ребенок трудно сходится с детьми, об этом нужно сказать учителю. Но по возможности лучше отправить его в первый класс со знакомыми детьми, так ему будет спокойнее.
Приучайте к обязанностям
Если вы привыкли застилать постель, мыть посуду и складывать вещи за ребенком, потому что так быстрее, пора расставаться с этими привычками. Ребенок должен учиться выполнять сам посильные для себя обязанности. Такой подход воспитывает самостоятельность и ответственность, потом детям эмоционально легче следовать школьным правилам.
Даже у максимально подготовленного ребенка может пойти что-то не так в школе. Чаще всего это связано со школьной дезадаптацией. Подробнее о том, что это такое, как распознать, что делать, читайте здесь.
Проверяем готовность ребенка к школе с помощью простых тестов
Мы подготовили для вас специальные вопросы и тесты, которые помогут определить степень готовности будущего первоклассника. Но для начала хочется отметить, как будет выглядеть поведение ребенка, который совершенно не готов к школе.
Ребенок:
- Не проявляет инициативу к учебе, отвлекается, играет.
- Не может сосредоточиться на уроке и при выполнении домашнего задания.
- Ему трудно общаться с учителем и одноклассниками.
- Не может включиться в общий режим работы класса.
⠀
⠀
Чтобы такого не произошло с вашим маленьким учеником, ответьте на 20 вопросов и узнайте, готов ли ваш ребенок к школе.
Ваш ребенок:
Хочет идти в школу, чтобы учиться.
Умеет играть в настольные игры по правилам.
Умеет самостоятельно знакомиться с детьми и договариваться об играх.
Может самостоятельно играть, не отвлекая взрослого.
В играх со взрослыми спокойно реагирует, когда проигрывает.
Умеет соблюдать правила поведения в общественных местах
Например, прекращает шуметь по просьбе взрослого.
Умеет поддержать разговор со взрослыми, отвечая на вопросы о себе и своей семье.
Может самостоятельно заниматься в группе: слушать педагога, выполнять задания, взаимодействовать с другими детьми.
Умеет удерживать внимание на одной задаче 10 – 15 минут и не отвлекаться.
Испытывает гордость за свои старания и достижения, мотивирован трудиться, чтобы получить новые знания.
С удовольствием выполняет поручения и просьбы взрослых.
Спокойно относится к критике взрослых.
Обращается к старшим взрослым на «Вы».
Сам справляется с простыми бытовыми делами: моет за собой посуду, убирает постель, наводит порядки в комнате.
Умеет держать слово и выполнять обещание, которые дал взрослым.
Имеет любимые увлечения и хобби.
Умеет критично относиться к результатам своей деятельности, замечать ошибки и промахи, исправлять их.
Ориентируется во времени: часы и дни недели. Ориентируется в своем расписании, знает, как зовут учителей.
Может сам собрать учебники в рюкзак и вещи на тренировку.
Может самостоятельно найти одежду и одеться по погоде.
Кроме вопросов, проверить готовность ребенка к школе помогут тесты.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Поможет выявить общий уровень развития мышления ребенка, а также понять, как ребенок умеет слушать и выполнять задания по примеру.