ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Человек должен владеть
интонационным богатством языка, важным
не только для формирования культуры речи,
но и для культуры общения
Поэтому очень
важно начинать работу по формированию
интонационной выразительности речи еще
в дошкольном возрасте, так как эта работа
стимулирует развитие связной речи, позволяет
избежать таких недостатков высказывания
как нечеткость дикции, монотонность,
нерасчлененность речи, замедленный или
убыстренный темп, влияющих на понимание
содержания и эмоционального смысла высказывания
Особенности
интонационной выразительности
речи у детей в онтогенезе рассматривались
психологами, лингвистами, педагогами
(C.JI. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова,
О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева и др.).
Преодоление
расстройства интонационной выразительности
является необходимым элементом
полноценного развития речи, подготовки
детей к успешному школьному
обучению, профилактики школьной дезадаптации
различных категорий детей.
У
большинства детей с нарушениями речи,
по мнению Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой,
E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской,
Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического
строя речи, в той или иной степени отмечается
неспособность оформлять свою речь просодическими
элементами языка. Речь детей часто мало
выразительна, монотонна, интонирование
речевых высказываний затруднено. Для
них характерно нарушение процессов восприятия
и воспроизведения интонационных структур
предложения. Все это затрудняет не только
речевую активность детей, но и достаточно
негативно сказывается на общении с окружающими,
задерживает формирование познавательных
процессов и в связи с этим препятствует
полноценному формированию личности.
В
то же время подробное изучение особенностей
овладения различными типами интонации
и их восприятием, знание затруднений,
которые при этом дошкольники с тяжелыми
нарушениями речи испытывают, учет выявленных
особенностей просодики у данной категории
детей позволит определить целенаправленно
и дифференцированно строить работу по
воспитанию правильной интонации как
важнейшего компонента нормированной
речи.
Все
вышесказанное обусловливает необходимость
детального теоретического и практического
изучения нарушений просодической
стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией и определение наиболее
оптимальных путей повышения эффективности
методов и средств коррекционного воздействия
в процессе логопедической работы по преодолению
выявленных нарушений.
Объект
исследования: интонационная сторона
речи у детей старшего дошкольного возраста
со стертой формой дизартрии.
Предмет
исследования: технология развития
и совершенствования интонационных компонентов
речи у старших дошкольников с дизартрией.
Цель
исследования: теоретически обосновать
и разработать основные направления логопедической
работы по развитию интонационной стороны
речи у дошкольников с дизартрией.
В
соответствии с целью, объектом и
предметом были поставлены следующие
задачи исследования:
1.Определить
основные подходы к изучению и коррекции
нарушений интонационного оформления
высказывания у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.
2.
Выявить характерные особенности нарушения
интонационной стороны речи детей старшего
дошкольного возраста со стертой формой
дизартрии в сопоставлении с нормально
говорящими детьми.
3.Раскрыть
последовательность и содержание логопедической
работы по коррекции интонационных возможностей
речи у старших дошкольников с дизартрией.
В
процессе решения поставленных задач
применялись следующие методы
исследования:
-
- библиографический
поиск; - теоретический
анализ литературы в свете проблемы исследования; - констатирующий
эксперимент; - качественный
и количественный анализ полученных результатов.
- библиографический
Практическая
значимость исследования: полученные
данные могут быть полезны в процессе
дальнейшей разработки методических рекомендаций
формированию просодической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста
с дизартрией.
Структура
и объем работы.
Курсовая работа состоит из введения,
трех глав основной части, заключения,
библиографического списка и приложений.
Обследование лексического словаря у детей с ОНР
Для изучения состояния лексической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:
*Обследование словарного запаса по специально составленному материалу;
*Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;
*Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.
Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250-300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А.Каше и Т.Б.Филичевой, Т.Б.Филичевой и А.В.Соболевой, О.Е.Грибовой и Т.П.Бессоновой, О.Н.Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:
— семантического (в словарь- минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко», «вверху — внизу», «сначала — потом» и др.;
— лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги — в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);
— тематического, в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам.
Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используется прием назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.
Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).
Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, сформированности лексического словаря.
«Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексической стороны речи»
учитель – логопед МБДОУ д/с № 13 комбинированного вида
Киселевского городского округа
1. Цель учебно-методической разработки:
обогащение лексического словаря детей с ОНР.
2. Задачи и направленность:
— подготовка детей к усвоению курса родного языка;
— накопление у детей определенного лексического словаря;
— обучение детей умению производить отбор и группировку слов по признакам;
— уточнение значения слов;
— расширение семантики слов;
— упражнение в словообразовании и употреблении слов.
3. Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.
4. Актуальность и востребованность на современном этапе:
дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них лексического словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
5. Условия реализации:
логопункт при ДОУ, речевая (логопедическая) группа, массовая группа, логопедический кабинет в детской поликлинике, домашние условия.
6. Способы взаимодействия специалистов:
полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя), психолога, родителей. Способы взаимодействия:
систематическое проведение занятий с детьми воспитателями по программе;
консультации логопеда и семинары — практикумы;
работа над словарем по соответствующей лексической теме в речевом материале на занятиях узких специалистов;
создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие лексический словарь (настольно-печатные, компьютерные), логоконструкторы, перфокарты.
7. Результативность использования данной учебно-методической разработки:
педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения.
8. Перспективы использования учебно-методической разработки:
— коррекционно-образовательные учреждения;
— детские сады общего вида;
— комбинированные детские сады;
Специфика работы на лексическом уровне
Специфичность процесса коррекционного обучения детей с ОНР заключается в формировании предпосылок к продуктивному усвоению программы общеобразовательной школы. Логопедические занятия носят наряду с коррекцией пропедевтический характер, дети подготавливаются к усвоению курса родного языка.
Важным направлением работы по обогащению лексики является ознакомление с различными способами словообразования. В процессе словообразования развивается восприятие и различение значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. Работу на уровне обогащения лексики нельзя ограничивать только накоплением у детей определённого количества слов.
Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п. При этом учитывается, что системные связи между лексическими единицами легче всего осмысливаются путём использования приёма сравнения
Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям.
Развитие лексики в речевой группе проводится по направлениям:
v Обогащение словарного запаса;
v Уточнение значения слова;
Сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ребёнку на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяются глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные.
Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые не совсем точно усваиваются детьми с ОНР. Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова
Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой
Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова. Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой.
При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития учащихся. Приёмы объяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованием наглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия, обозначаемого словом, его изображения на картине, муляже, макете и т.д. При объяснении слов, имеющих отвлечённое значение, применяются словесные и логические средства.
Логопеду надо помнить, что в коррекционно-развивающем обучении осторожно используется способ подстановки синонимов для объяснения значений слов, так как детям с ОНР и сам синоним может оказаться непонятным. А вот одновременное использование синонимов и антонимов является плодотворным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова
Поэтому с этими детьми целесообразно использовать сочетание различных приёмов работы над смысловой стороной слова.