Коррекция дислексии у школьников

Содержание логопедических занятий

Кроме пополнения лексической составляющей речи, лечение направлено на развитие понимания цветов, форм и размеров. Для этого используют набор различных геометрических фигур. Пациенту предлагается разбить их на группы по одинаковым признакам — форма, цвет, размер, и их комбинации. А затем то же самое проделать, разделяя их по тем же характеристикам.

Другой способ развития восприятия заключается в том, чтобы под геометрические фигуры подбирать похожие по форме предметы. Затем даётся задание на поиск вещей того же цвета. Это помогает не только научиться дифференцировать предметы по признакам, но и подключает воображение.

Следующее направление в занятиях заключается в формировании ощущения пространства и своего тела. Человек сначала усваивает соотношение сторон относительно себя, а затем переносит это на предметы. Поэтому упражнения первично строятся на просьбах определить положение предмета по правую и левую руку. А затем одной вещи или картинки относительно другой.

После отработки задания на предметах и картинках, можно переходить к буквам и цифрам. На листе бумаги проводят линию и просят написать определённый символ слева или справа от неё. В следующем упражнении нужно поставить точку, под ней крестик, а справа от неё кружок. Затем человеку предлагается назвать, как нарисованные фигуры расположены относительно друг друга.

Это можно сделать несколькими способами:

  • перечислить, контуры каких предметов изображены на картинке, и назвать, какие из них перечёркнуты;
  • среди множества контуров определить те, что наложены один на другой.

После успешно пройденных заданий на предметы, стоит перейти на упражнения с буквами. В число наиболее простых и эффективных входят:

  • найти ошибки в словах, связанные с расположением букв;
  • вставить пропущенный символ;
  • обнаружить нужную букву среди других;
  • обвести контуры заданного символа;
  • сопоставить одинаковые строчные и прописные буквы;
  • озвучить или переписать перечёркнутые символы;
  • дифференцировать наложенные одна на другую буквы.

За этапом работы с гнозисом следует тренировка зрительного анализатора на предмет различия и сходства между буквами. Для этого используют несколько приёмов:

  • поиск буквы среди похожих;
  • после быстрой демонстрации буквы нарисовать её по памяти;
  • составить из счётных палочек по рисунку фигуру или символ;
  • сложить букву из её частей;
  • дорисовать символ по памяти;
  • найти правильное изображение буквы между её реальным написанием и зеркальной проекцией;
  • сделать из одной буквы другую (из К в Ж, Л в А, Г в Б, З в В);
  • найти пары символам, состоящим из схожих частей (Р и Ь, П и Н, И и П, Г и Т);
  • определить буквы с минимальными различиями (Р и В, З и В, С и О).

Чтобы символы перестали смешиваться, каждому придумывают характеристику по схожести с предметом или животным, название которого начинается на этот же звук — У-уши, З-змей, П-перекладина, О-обруч и т. п. В некоторых случаях эффективно использование рельефных изображений. После того как упражнения отработаны на отдельных буквах, переходят к слогам, словам, фразам и предложениям.

Невнимательность ученика: решение проблемы

За исключением последней причины, где необходима помощь специалиста и где причина проблемы заключается в здоровье ученика, с двумя первыми проблемами учитель может вполне справиться. Конечно потребуется время, но оно того стоит.

В принципе все методы направлены на захват или удержание внимание ребенка. То есть все, что необходимо сделать учителю, — это вызвать интерес и подогревать его

На словах звучит все просто, но на деле не так-то это и легко. 

Также стоит обратить внимание, на возраст учеников. В данной ситуации, конечно, сначала нужно провести анализ и понять, что хотят дети, что им интересно и какой метод им подойдет

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.

Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.

В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.

При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Дислексия – болезнь или норма?

Сначала давайте разберемся, как работает мозг дислектика. Вы знаете, что наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление.

У дислектиков более активно правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного.

Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки, и запоминаются в виде картинок. То есть чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, ему нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение превращается в муки и отнимает много сил и времени.

Можно ли считать дислексию нормой? С одной стороны – нет. Так как она препятствует нормальному развитию. Но с другой стороны – дислектики абсолютно нормальные дети, которые вне процесса обучения ничем не отличаются от своих сверстников. Просто их мозг работает по-другому.

Более того, именно среди дислектиков больше всего гениев и выдающихся людей. В доказательство тому такие имена, как Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсон, Владимир Маяковский, Квентин Тарантино и ряд других.

Вы подумаете: «Как люди с расстройством чтения и письма становятся знаменитыми писателями, актерами и режиссерами?». С точки зрения логики, в это трудно поверить. Но на самом деле так происходит потому, что дислектики очень хорошо компенсируют свой недостаток в жизни. Они более усердные и целеустремленные, чем обычные люди, потому что им хочется доказать себе и миру, что они не хуже других. И как мы уже говорили, потому что их мозг работает по-другому.

Да, конечно, мы понимаем, что вам от этого не легче. Ведь ребенок отстает в школе, подвергается насмешкам одноклассников и давлению со стороны учителей. У него падает самооценка, и он все больше замыкается в себе.

Поэтому, чем раньше вы начнете действовать, тем проще вашему ребенку будет в дальнейшем.

Коррекция и лечение дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.

Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.

Коррекция по видам дислексии:

  • Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
  • Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
  • Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
  • Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
  • Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
  • Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.

Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.

Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.

Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Дислексия у взрослых

Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую, она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.

Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации

Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения

Признаки дислексии у взрослого:

  • Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
  • Ошибки при чтении графически сходных слов.
  • Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
  • Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
  • Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.

Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.

Как обучать ребёнка с дислексией

Ребёнок с дислексией — не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные возможности, как и у других детей. Ему просто тяжело даётся чтение. Это необходимо учитывать при обучении ребёнка в школе, иначе плохие оценки и насмешки одноклассников могут спровоцировать депрессию и агрессию. 

Дислексику нужно внимание родителей и особый подход в обучении в школе. Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами

Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование. 

Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами. Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование. 

<<Форма семейного образования>>

Организовать процесс обучения ребёнка с дислексией дома поможет онлайн-школа. «Экстернат Фоксфорда» даёт широкие возможности для персонализации обучения: 

  • Можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Предметы, по которым приходится много читать, можно изучать минимально, лишь для аттестации, а дисциплины, которые нравятся ребёнку, — углублённо. 
  • Можно регулировать нагрузку при обучении ребёнка с дислексией. Расписание «Экстерната Фоксфорда» очень гибкое, а занятость в несколько раз ниже, чем в обычной школе. Высвобождается время на коррекцию дислексии.
  • Образовательная платформа «Фоксфорда» позволяет ускорять и замедлять уроки, перематывать и ставить на паузу. 
  • У ребёнка может быть личный наставник, который будет следить за мотивацией и процессом обучения.
  • Успеваемость измеряется реальными знаниями. В «Фоксфорде» не ставят «двойки». Ученикам начисляются «очки опыта», которые складываются из количества просмотренных лекций и выполненных заданий.

Виды

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия — путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
    Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Основные признаки дислексии

Как уже отмечалось выше, сложности с восприятием прочитанного текста становятся заметны в начальной школе

Однако некоторые признаки можно выявить и обратить на них внимание уже в дошкольном возрасте. 

1. Речевые сложности 

  • Развитие речи происходит медленнее, чем у детей того же возраста. 
  • Ребенок испытывает сложности с заучиванием стихотворений, путает времена года, дни недели, время суток. 
  • Неправильное произношение звуков сохраняется после 5-6 лет. 
  • Ребенок читает медленно и с большим количеством ошибок, с трудом понимает прочитанный текст. 

2. Трудности зрительно-пространственного  характера

  • Ребенок с трудом различает понятия “право” и “лево”. 
  • Буквы и цифры пишутся зеркально. 
  • Ребенок часто путает похожие буквы. 

3. Проблемы моторно-регуляторного характера

  • У ребенка наблюдается плохая координация, в том числе и в процессе активных игр.
  • Отмечаются сложности с развитием мелкой моторики. Ребенок может с большим трудом завязывать шнурки, не уметь пользоваться ножницами, собирать мозаику и т.д. 
  • Присутствуют сложности с концентрацией внимания. 

Статистика и обратная связь

Существует возможность анализа коррекционного процесса и оценки результативности работы с программой. В личном кабинете формируются отчеты по следующим параметрам:

  • регулярность занятий;
  • коэффициент правильно выполненных заданий;
  • интенсивность нагрузки;
  • скорость реакции при ответах;
  • количество ошибок.

В чем заключается роль специалиста

Разумеется, для полноценной высокоэффективной работы желательна дополнительная помощь логопеда и психолог, но система упражнений SLOGY построена так, что позволяет работать и без участия специалистов.

Занятия на платформе SLOGY в сочетании с очными занятиями со специалистом даст больший эффект. Если это невозможно, то специалист, периодически консультируя, поможет оценить результативность работы на платформе. Кроме того, не редко именно специалист помогает родителям принять решение о начале занятий на платформе.

Когда лучше начать коррекцию дислексии?

Оптимальный период коррекции дислексии — начальные классы школы. Чем позже оказать помощь ребенку с дислексией, тем более серьёзные последствия и менее оптимистичный прогноз коррекции вы получите.

Если у ребенка уже диагностирована дислексия, то лучше всего начать коррекцию сегодня. Теперь это возможно из любой точки планеты, где есть интернет.

На какой возраст рассчитана программа

Начинать работу с программой можно с 6-летнего возраста (если ребенка начали обучать чтению с пяти лет), но в основном она ориентирована на школьников младших классов, освоивших букварный этап обучения.

Последняя версия программы поможет сформировать навыки чтения целым словом и адекватное понимание простых текстов. Для успешной работы в программе ребенок должен быть знаком с буквами. Таким образом, важен не класс и не возраст, а уровень владения навыком чтения. Есть немало детей с дислексией, которые учатся в пятом или шестом классе, у которых навык чтения находится на уровне 1-2 класса.

Рекомендуемая длительность обучения

В большинстве случаев, при ежедневных занятиях отмечается положительная динамика даже за такой короткий срок, как 2-3 месяца. Для полноценного эффекта коррекции дислексии требуется значительно более длительный курс: около 2 лет и более. Следует иметь в виду, что в случаях настоящей дислексии (а это стойкое, трудноустранимое нарушение) согласно мировой практике далеко не всегда удается полностью избавить ребенка от этого тяжелого недуга.

«К сожалению, очень часто некоторые недобросовестные фирмы или отдельные специалисты предлагают за несколько месяцев все изменить, все наладить так, что ребенок будет читать — за этим кроется обман. Если вам обещают быстрый успех, то скорее всего это маркетинговая ловушка. Вы потратите впустую время, деньги, а в проигрыше будет, в конечном счете, ребенок. Логопеды, в свою очередь, могут помогать родителям не попасть в такую ловушку, разъясняя, что невозможно так быстро все исправить. Всякие обещания фантастически быстрых результатов — это фактически мошенничество».
А.Н. Корнев

Важно!

Ключевым условием успеха является соблюдение регулярности занятий. Роль родителей в формировании у ребенка навыков чтения невозможно переоценить. Именно их психологическая поддержка, постоянное общение, терпеливое и методичная мотивация ребенка на ежедневные занятия в конечном итоге приводит к успеху логопедической коррекционной программы.

Профилактика дислексии

Одним из лучших методов профилактики дислексии, как ни странно является общение с ребенком. Помимо этого, следует чаще разговаривать об успеваемости с учителем ребенка.

Необходимо проверить глаза и уши ребенка у специалиста. Определенные нарушения визуального и слухового восприятия могут имитировать дислексию, но должны лечиться по-разному или даже могут быть устранены.

Использование разностороннего подхода к изучению букв и слов. Совместное создание песен и рассказов, поможет в улучшении навыков письма и словесной памяти.

Разделение уроков на этапы. Если ребенок в классе изучает десять иностранных слов в неделю, нужно проверить, может ли он работать только над тремя или пятью словами в неделю.

Прохождения тестов на дислексию. Периодически можно проходить такие тесты с учеником, для наиболее раннего выявления дислексии. Тесты также помогут выявить сильные и слабые стороны ребенка, что впоследствии лишь облегчит обучение.

Причины дислексии

Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:

1. Биологические. 

Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:

  • гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;

  • токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;

  • инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;

  • механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.

2. Социальные. 

Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения. 

Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.

Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.

ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.

Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия. 

Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.

Симптомы дислексии

Симптоматика нарушения состоит из проявлений, имеющих прямое отношение к нарушению чтения. Также она включает комплекс нарушений сенсомоторных и познавательных функций, являющихся основой психологических аспектов затруднений процесса чтения.

Характерными проявлениями дислексии являются следующие:

  1. Неусвоение букв, неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я).
  2. Побуквенное чтение — неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно.
  3. Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова.
  4. Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста.
  5. Аграмматизмы. Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например, красивуя книга, встала солнышко, дети гулял), нарушение падежных окончаний (на деревах) и другие.

Чтобы проверить ребёнка на предмет наличия этого нарушения речи, достаточно пройти логопедическое обследование, которое очень похоже на тестирование. Его может провести любой хороший логопед.

Нередко вместе с дислексией диагностируется дисграфия (стойкие и специфические орфографические ошибки на письме), хотя эти проблемы могут возникать и в отдельных случаях изолированно друг от друга.

В процессе чтения дети быстро устают, с трудом воспринимают прочитанное на слух. Психоэмоциональное состояние дислексика находится в угнетённом состоянии из-за осознания своего дефекта.

Может диагностироваться нарушение мелкой и крупной моторики, ребёнок плохо ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Если дислексия не связана с умственной усталостью, она может диагностироваться на фоне достаточного или высокого уровня интеллектуального развития малышей.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Прогноз и профилактика

Дети с дислексией, которые начали получать необходимую помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения в достаточной степени, чтобы преуспеть в начальной и средней школе.

В то же время детям, у которых дислексия была выявлена в старших классах, намного труднее овладеть навыками, необходимыми для хорошего чтения. Они, вероятно, будут отставать в учебе и, возможно, никогда не смогут наверстать упущенное. При тяжелых формах дислексии улучшить навыки чтения до высокого уровня практически невозможно. 

Важно отметить, что дислексия не является результатом нарушений интеллекта. Несмотря на наличие дефектов чтения, люди с таким диагнозом могут быть очень талантливы и добиваться значительных успехов, например в творчестве. . Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр

Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи

Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр. Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

Как упростить жизнь взрослому с дислексией

Большинство методов, описанных выше, будут полезны и для взрослых. Если использовать возможности современных технологий, можно скорректировать свою деятельность так, что дислексия почти не будет о себе напоминать.

Чтобы дислексия не мешала работать, важно не скрывать наличие такого состояния и вместе со своим руководителем найти разумные методы обмена информацией и выполнения задач. Что можно сделать:

Что можно сделать:

  • Использовать диктофон на встречах и совещаниях вместо ведения конспекта. Только не забудьте предупредить коллег о том, что ведёте запись.
  • Попросите давать вам инструкции и задачи в устной, а не в письменной форме. Здесь на помощь придут голосовые сообщения.
  • Предупредите, что на задачи, связанные с текстом, вам может понадобиться больше времени.

Симптомы дислексии у детей

Дислексию у детей чаще всего диагностируют в начальных классах, когда школьнику ежедневно приходится читать и писать. Некоторые виды дислексии проявляются раньше: дошкольник говорит несвязно, искажает слова, путает окончания и т. д. Ниже представлены наиболее заметные и распространенные признаки.

Общие проявления:

• проблемы с вниманием, концентрацией, памятью;

• неуклюжий захват письменных инструментов;

• затрудненное изучение алфавита и таблицы умножения;

• изменение порядка букв или слогов при письме, чтении;

• ошибки при элементарном ориентировании влево-вправо, вверх-вниз.

У дошкольников:

• трудности в запоминании новых слов;

• запоздалое развитие речи;

• проблемы с обучением базовым письменным навыкам;

• неверное произношение слов;

• сложности при коммуникации со сверстниками.

В младшем школьном возрасте:

• перестановка, инверсия слогов и букв во время чтения;

• «зеркальное» написание букв и цифр;

• подмена арифметических знаков;

• путаница в словах, схожих по произношению и смыслу;

• неловкость, нарушения координации;

• игнорирование знаков препинания;

• импульсивное поведение.

В среднем школьном возрасте:

• нечитаемый почерк;

• трудности с запоминанием, заучиванием, пересказом;

• уровень чтения ниже, чем у одноклассников;

• ошибки в написании и произношении слов;

• трудности в общении с ровесниками;

• непонимание языка тела и мимики собеседника.

Обратиться к логопеду-дефектологу стоит при обнаружении 4-5 симптомов. Специалист оценит навыки речи, чтения и письма ребенка, проведет диагностические тесты

При сборе анамнеза важно рассказать о генетической предрасположенности к подобным отклонениям, раннем и внутриутробном развитии, имеющихся недугах. Дефектолог определит разновидность дислексии и предложит подходящий метод коррекции

Как понять, что ребёнок рассеян?

  • Ребёнок неусидчив, легко отвлекается и часто не слушает собеседника.
  • Приходится по несколько раз произносить просьбу, прежде чем малыш её выполнит.
  • Ребёнок быстро выполняет задачи только под надзором извне (чтобы от него отстали).
  • Вы замечаете, что малыш забывает только что поступившую информацию, например, из книг и мультфильмов (а в старшем возрасте – материалы урока).
  • Многие дела ребёнок бросает на полпути, оставляя незаконченными поделки, рисунки, домашние задания.
  • Выполняя несколько действий одновременно или в строгой последовательности, малыш устаёт и жалуется.
  • Школьник делает уроки, но не вникает в суть заданий и допускает массу ошибок.
  • Ребёнок регулярно что-то теряет, не запоминает, куда положил вещи, а также может потеряться сам даже на ежедневном маршруте.

Методы диагностики

Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания — выявить проблему удаётся не сразу.

При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.

Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:

  • анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
  • успеваемость по русскому языку;
  • состояние органов артикуляции;
  • степень развития мелкой моторики;
  • сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
  • состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
  • уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
  • состояние анализа и синтеза речи;
  • уровень сформированности зрительного распознавания букв;
  • состояние ориентировки в пространстве.

В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.

Запоминание графического выражения слов

На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).

Второй вариант упражнения, или игра «Остров сокровищ». Ребенку необходимо добраться до сундука с драгоценностями, составив слова из слогов, написанных под маленькими островками. Составленные слова следует закрасить разными цветами (например, джунгли, острова и др.).

С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: