Аутоагрессия у детей
Диагностика
Диагностика аутоагрессии у ребенка является одним из важных этапов, позволяющим родителям и специалистам оценить характер и степень проблемы. Для этого применяются различные методы, включающие наблюдение за ребенком, опрос родителей и использование специальных психологических тестов и опросников.
Наблюдение за ребенком поможет выявить ситуации, в которых проявляется аутоагрессия. Например, родители могут заметить, что ребенок часто бьет или ударяет самого себя во время конфликтов или наказания. Кроме того, возможно замечать, что ребенок часто винит себя и имеет низкую самооценку.
Использование родительского опроса является эффективным инструментом для получения информации о ситуациях, связанных с проявлением аутоагрессии у ребенка. Родители могут поделиться конкретными случаями и своими реакциями на поведение ребенка. Кроме того, родители могут заполнять специальные опросники, которые помогут выявить характер аутоагрессии и возможные факторы, вызывающие ее появление.
Особое значение в процессе диагностики аутоагрессивного поведения у ребенка имеют психологические тесты и опросники. Они позволяют оценить уровень самоагрессии, эмоциональное состояние и семейные отношения. Например, специалист может использовать тест, чтобы определить, насколько сильно ребенок причиняет себе физический или эмоциональный вред.
Одной из важных задач в диагностике аутоагрессивного поведения у ребенка является выявление возможных осложнений. Среди них могут быть проблемы с обучением, социальная изоляция и нарушения психического здоровья. Если у ребенка поставлен диагноз аутоагрессивного поведения, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту, который проведет детальную диагностику и решит, нужно ли начинать лечение и психотерапию ребенка.
Прагматизм
Под этим термином принято понимать такую ситуацию, когда воспитание воспринимается старшими лишь как процесс, в ходе которого дети должны стать более практичными, научиться самостоятельно устраивать собственные дела. При этом акценты делаются на материальную выгоду, а вот все прочее остается «за кадром».
В последнее время доминирование рыночных отношений рождает у многих психологов и специалистов по образованию, воспитанию опасения, что в будущем прагматическая тенденция станет еще более выраженной. Объясняется это утилитарным поведением, которое в сознании многих воспринимается как наиболее актуальное в современных условиях. В некоторой степени это стратегия выживания, поэтому сложно упрекнуть тех, кто старается двигаться в соответствии с самым простым курсом. В то же время специалисты призывают не поддаваться прагматизму: эмоциональное развитие, прививание культурных ценностей не менее важны.
Коррекция аутоагрессивного состояния
На данный момент существует правило, установленное законодательством, которое гласит, что любая попытка самоубийства – это психическое отклонение и этот человек подлежит обязательной, даже иногда принудительной, госпитализации в психиатрическую больницу. Принудительно ее возможно осуществить, потому что пациент угрожает своей жизни.
Аутоагрессивное поведение другой направленности подлежит коррекции с участием психолога и врача-психиатра, по необходимости врача-нарколога.
Основой коррекции аутоагрессивного состояния являются психотерапевтические методики (рациональная психотерапия, гештальт-терапия, семейная), направленные на преодоление потенцирующих факторов и развитие защитных психологических механизмов.
В случае развития аутоагрессии на фоне психических заболеваний необходима коррекция основной патологии. При данном варианте врач-психиатр может назначить какие-либо препараты, воздействующие на психику (группа нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов, нормотимиков и другие).
После выписки из стационара (если пациент был госпитализирован) или прохождения интенсивного курса лечения амбулаторно наступает реабилитационный этап, в основе которого лежит психологическое консультирование и наблюдение.
На данном этапе важную роль играет близкое окружение – пациенту нужна поддержка и внимание, его нельзя оставлять одного наедине со своими мыслями и проблемами.
Очень важно в ходе лечения выполнить главную задачу – устранить суицидальный конфликт (ситуация, которая привела к аутоагрессии) путём снижения значимости этой проблемы или её фактического решения, а также методом повышения защитных механизмов. Грубо говоря, вся терапевтическая тактика должна быть наработана вокруг суицидального конфликта
Потому что при его наличии попытка аутоагрессии будет совершена вновь, не смотря на внимание и бдительность окружающих
Нарциссические родители и их обесцененные дети
Сценарий суицида
Динамика суицидогенеза подразумевает этапность, когда один период следует за другим.
Досуицидальный период
На этом этапе у человека ещё нет аутодекстурктивных мыслей, но изменяется психическая сторона – снижается интерес к жизни, уплощаются интересы и хобби, которыми он занимался ранее, беспокоит тоска и одиночество.
Другими словами, досуицидальный период – это интервал времени, следующий за психотравмирующей ситуацией. На данном этапе либо включаются защитные психические механизмы, либо развивается патологический депрессивный эпизод (человек уходит в депрессию) с последующей аутоагрессией.
Пресуицидальный период
Если защитные психологические механизмы не сработали, либо оказались неэффективны, либо их не существовало вовсе, происходит психическая дезадаптация. Данный период – это суицидальная готовность, которая заключается в повышенной тревожности, лабильности психики, плаксивости, нарушении межперсональных взаимоотношений, асоциальных поступках. Возможны алкогольные или наркотические эксцессы, отрицание ценностью жизни.
В начале этого периода возникают пассивные суицидальные мысли – фантазии на тему смерти без собственного участия (например «уснуть и не проснуться», умереть в авиакатастрофе).
Вслед за этим этапом пресуицидального периода возникают суицидальные замыслы. Это активный интерес к теме смерти, способам и методам самоубийства, обдумывание места и времени. При этом замыслы могут быть импульсивными (возникли здесь и сейчас) или развёрнутыми (сопряжены с логическими умозаключениями на счёт необходимости и значимости самоубийства).
После замыслов возникают суицидальные намерения – присоединяется волевой компонент, который побуждает человека к завершению (фатальному исходу).
Реализация суицидального замысла
Под этим понимают комплекс действий, которые приводят к фатальному (смертельному исходу). Существует более 80 способов самоубийства. В настоящее время, благодаря сети интернет, происходит распространение методов самоубийства, придумывают новые способы.
Чаще всего суициды совершаются путём повешения, выстрела в себя из огнестрельного оружия, отравления медикаментозными или химическими веществами, падения с высоты, самосожжения.
При этом необходимо отметить, что на выраженность намерения указывают ночные или утренние часы самоубийства, приготовления, предсмертные записки. В соответствии с данными статистики, суициды совершают в собственном доме в 36% случаев (лидирующая позиция), 20% вне собственного дома и 16% в гостях, реже всего самоубийства совершают на месте работы или учёбы.
При этом реализация суицидального замысла может быть как успешной (в ходе задуманных действий произошёл смертельный исход), либо не удачной (человек выжил).
Постсуицидальный период
Возникает в случае неуспешной попытки самоубийства (предыдущий этап). Он длится в течение шести месяцев после акта аутоагрессии. Характерно, что в первое время суицидальные проявления характеризуются с положительной оценкой, то есть замыслы остаются. Только потом появляется критика и осознание.
Суицидальный конфликт (причина, которая явилась первопричиной аутоагрессии) либо утрачивает свою актуальность и разрешается, либо суицид совершается повторно.
Симптомы аутоагрессии у ребенка
У детей раннего возраста и дошкольников симптомы аутоагрессии проявляются импульсивно: они могут ударять себя по голове руками, рвать волосы, брови и ресницы, царапать, кусать, щипать, иногда биться об стену головой или другими частями тела. Такая реакция обычно возникает непроизвольно в связи с эмоциональным перевозбуждением сразу после негативного воздействия: наказания, запрета, поломки игрушки, резкой отмены поощрения или позитивного события. При этом, малыш не успевает сознательно подумать о том, что он делает, не может отодвинуть во времени или переключиться на более положительные эмоции. У детей этого возраста встречается и вербальная агрессия, например, самообвинения в ссорах с родителями или конфликтах между ними.
Аутоагрессия у ребенка 5-7 лет и старше становится способом манипуляции взрослыми. Например, он пытается порезаться или пораниться для того, чтобы родители его пожалели и разрешили не ходить на контрольную работу.
У каждого ребенка может быть свой спектр аутоагрессивных симптомов. Главный их критерий – причинение вреда себе в физическом или психологическом смысле.
Лечение аутоагрессии у ребенка
При лечении детей раннего возраста наиболее активно используются методы коррекции отношений и взаимодействий внутри семьи. По мере роста и развития подключаются другие методы и формы работы:
- Семейная психотерапия. Проводится работа с детьми и с родителями, направленная на исключение из жизни ситуаций, в которых ребенок проявляет аутоагрессию, развитие умения проявлять любовь и заботу, формирование адекватных способов разрешения конфликтов.
- Эмоционально-творческая терапия. Психолог снимает эмоциональное и психическое напряжение, тревогу и агрессивность у ребенка с помощью активной и творческой деятельности: рисования, лепки, подвижных игр. Также демонстрирует безопасные методы борьбы с гневом: почиркать на листе бумаги, побить подушку, сделать несколько физических упражнений.
- Медикаментозная терапия. Применяется в случаях, когда вред, причиняемый ребенком самому себе, становится действительно серьезным, например, он сильно, до синяков и крови бьется о стену головой. В таких ситуациях назначают транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты в подходящих дозировках.
Почему мы агрессивны?
Есть много теорий о том, почему возникает агрессия.
- Теория инстинкта, поддерживаемая в биологическом направлении. Ее авторы Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц считали, что генезис – это инстинкт борьбы, он врожденный, необходимый для поддержания вида, разрядки энергии.
- Теория фрустрации. Ее создали Д. Доллар и Х. Миллер. По их мнению, агрессию вызывает фрустрация — состояние, когда на пути к достижению цели человек сталкивается с препятствиями. Авторы отмечают, однако, что не каждое разочарование приводит к агрессии. Вполне могут возникать такие симптомы, как абстиненция, переедание, зависимость или психосоматические расстройства.
- Теория обучения. Создана учеными А. Бандурой и Н. Уолтерсом. По их словам, агрессия усваивается, когда мы получаем за нее награду – она возрастает. Мы учимся агрессии через подражание, наблюдение или наш собственный опыт.
Что такое аутоагрессия
В привычном понимании, выражение агрессии – это действия, которые присущи мужскому полу и приписываются тестостероновому всплеску. Агрессия – это достаточно распространённый вид выражения эмоций, который был присущ как самым древним нашим пращурам, как и всем животным. Проявления агрессии несут очень важную роль в выживании вида, и роль ее не ограничивается защитой и нападением. В животном мире агрессия повсюду, она в малейших вещах, в поведенческих инстинктах, она выработана, как многовековой механизм защиты.
Нельзя сказать, что в человеческом мире это уже не актуально. Очевидно, что проявлении агрессии все также важны, просто она уже гораздо реже бывает на физическом уровне, она все чаще словесная. И служит скорее для скидывания негативных эмоций и споров. Нельзя забывать спортивную агрессию, которая не может не разжигать интерес общества.
Таким образом агрессивность – это очень природное понятие, которое в определенной мере присуще каждому, поскольку является одним из важнейших механизмов защиты как психики, так и тела. Но это не отменяет негатива, который она нередко может приносить, особенно если индивид не способен себя обуздать.
При этом с аутоагрессией, которая очень созвучна, дела обстоят совершенно иначе. Чтобы понять, насколько сильное это отклонение, нужно вернуться к нормальной психике индивидуума. Психика каждого нормального, да и в целом любого индивида имеет сферы, которые четко разделяются. Все отклонения также рассматриваются в разрезе той или иной психической сферы. Базовой сферой работы сознания и подсознания является эффекторно-волевая сфера. Именно она отвечает за волю и инстинкты
Каждому понятно, насколько важно иметь эту часть психики в норме
Из самых важных базовых инстинктов можно выделить инстинкт продолжения рода, пищевой и инстинкт самосохранения. Последний несомненно является базовым и на нем основаны все остальные инстинкты, соответственно при его расстройстве также изменения происходят и во всех остальных инстинктах.
Уже стало очевидно, что аутоагрессия является именно проявлением инстинкта самосохранения и нет смысла рассуждать насколько это патологично
Важно то, что индивид с таким нарушением нередко просто не жилец. Аутоагрессия всегда является проявлением суицидальных тенденций
И они могут быть очень разнообразны, зависимо от психических проявлений и самой проблемы, которая спровоцировала такое.
Аутоагрессия у ребенка может быть сигналом очень серьезного расстройства психики. Аутоагрессия у подростка часто несет демонстративный характер, но и в таких случаях возможно, что подросток заиграется и доведет исход до летального. Аутоагрессия у взрослых часто несет какое-то послание к обществу и может являться «криком души».
Разновидностей аутоагрессии множество, и она нередко тщательно маскируется подсознанием и выглядит, как нечто безобидное. Не всегда данное нарушение проявляется в активных действиях или попытках нанести себе явный урон и самобичевании. Аутоагрессия иногда может маскироваться под маской анорексии – заболевании, при котором у индивида разлаживается пищевой инстинкт. Но эти проблемы могут сигнализировать именно об этом нарушении.
Как избежать аутоагрессии
Профилактика аутоагрессии — это развитие у ребенка устойчивой психики, благодаря которой он сможет адекватно реагировать на разные события, в том числе на возникающие в его жизни проблемы и сложности. Постарайтесь создать дома спокойную, гармоничную и доверительную атмосферу, в которой все члены семья поддерживают друг друга. Желательно избегать скандалов и наказаний: подобный опыт может приучить ребенка к тому, что гнев и жестокость — это норма жизни.
Не запрещайте ребенку исследовать мир. Не забывайте, что дети и взрослые изучают реальность по-разному: дети делают это более непосредственно, пробуя что-то на вкус, разламывая предметы и шлепая по лужам, тогда как вы, скорее всего, просто прочитаете об интересующем вас статью. Взрослым может показаться странной затея валяться по земле, но для ребенка это может быть не просто баловством, а, например, интересом к разным природным материалам, исследованием и тренировкой своего вестибулярного аппарата или необходимым для его тела массажем. Старайтесь не запрещать ребенку заниматься тем, что его привлекает, только потому, что вам это непонятно. Другое дело, что вы можете объяснить ему, что земля сейчас холодная и он может простудиться, и предложить более приемлемую с вашей точки зрения альтернативу — например, валяться не на земле, а на гимнастическом коврике, или поиграть в бассейне, наполненном пластиковыми шариками.
Старайтесь не критиковать ребенка. Совершать ошибки — это тоже способ исследовать мир. Прежде чем ребенок научится завязывать шнурки, или мыть посуду, или читать, он много раз сделает это неправильно, но это не значит, что он неумеха и неудачник — это значит, что он учится. Чтобы продолжать, несмотря на трудности, ему нужна вера, что в итоге он сможет это сделать. Боязнь сделать что-то неправильно в каких-то случаях может быть не менее вредной, чем сама ошибка.
Хорошей профилактикой аутоагрессии может послужить привычка бережно относиться к собственному телу, чувствовать его, уметь им пользоваться. Поэтому желательно приучить ребенка к какой-либо физической активности, но без фанатизма: спорт тоже может быть травматичным и опасным для здоровья
Развивайте у ребенка внимание к своим сенсорным ощущениям, что можно сделать при помощи разных игр-тренингов: например, можно ходить босыми ногами по разным фактурным поверхностям и пытаться угадать, что это; или можно пройтись с провожатым по улице с завязанными глазами; или можно приготовить еду с необычным вкусом — мясо с вареньем, например
Не реализовавшие себя родители и их дети с запланированной жизнью
Если родители не реализовали себя профессионально, в отношениях и т. д., они могут требовать от детей, чтобы те осуществили их непрожитый идеальный сценарий.
В таких семьях нередко существуют жесткие требования к занятиям детей, их учебе, профессии, партнеру. «Неправильные» интересы и желания ребенка подавляются, «неподходящие» знакомства пресекаются.
Словом, уничтожается всё, что ставит родительский сценарий под угрозу.
Во взрослом возрасте о таких отношениях вы можете вспоминать не как о подавлении, а как о полной гармонии с родителями: «Мы всегда были похожи и думали одинаково».
Проявления аутизма у новорожденных
У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.
Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.
Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.
Семейные кризисы и как их избежать
Каждая семейная пара неизменно сталкивается с проблемами. В основном это происходит при переходе отношений из одной стадии в другую.
- Первый кризис заключается во взаимном раздражении супругов. В отношениях присутствует внутренняя тревога. Это может быть раздражение на поведение партнёра или на несбывшиеся ожидания. Чтобы преодолеть это, понадобится время, терпение и желание развивать отношения.
- Второй кризис заключается в отсутствии доверия в паре. Результатом может стать агрессивное поведение мужчины и скрытность женщины. Чем чаще супруг проявляет негативные эмоции, тем больше женщина закрывается в себе. Холод со стороны половинки вновь побуждает мужчину к гневу. Образуется замкнутый круг. Чтобы выйти из ситуации, женщине необходимо уметь открыться супругу, при необходимости попросив её выслушать.
- В течение следующего кризиса мужчина отличается скупостью и мелочностью. Он чувствует, что женщина отдаляется, поэтому подсознательно не хочет вкладывать в неё денежные средства. На этом этапе жена может начать обманывать супруга, чтобы решить свои финансовые вопросы. Снова возникает замкнутый круг.
Диагностика и лечение
Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.
Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.
Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, нервозности, агрессии).
В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.
Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс антидепрессантов. Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются лекарства группы СИОЗС, как наиболее безопасные и современные.
Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), стабилизаторы настроения, противотревожные препараты (анксиолитики).
Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.
Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства. Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания
К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении
Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.
К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.
Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.
Классификация
Аутоагрессия у детей может классифицироваться по разным признакам, каждый из которых является существенным. В зависимости от типа нарушения выбирается наиболее подходящая тактика коррекции.
По содержанию аутоагрессивное поведение у детей бывает следующих видов:
- Самоповреждения. У малышей к этому виду относятся удары самого себя, царапанье, вырывание волос и ресниц.
- Нарушения пищевого поведения. Ребенок может начать отказываться от еды или, наоборот, чрезмерно есть, не зная границ.
- Зависимость от химических веществ. Курение, алкоголь или токсикомания на сегодняшний день встречается у детей уже с начальной школы.
- Аутистичное поведение. Ребенок пытается изолироваться от общества, наказывает себя отсутствием общения и отказом от участия в любимых играх и развлечениях.
По способу проявления:
- Вербальная. Реализуется через унижения и обвинения самого себя.
- Физическая. Предполагает склонность причинению вреда собственному телу.
Как реагировать и чем помочь аутоагрессивному подростку
Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.
В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят
Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу
В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.
Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.
Осложнения
Аутоагрессия не позволяет ребенку сформировать адекватные способы решения конфликтов и выхода из стрессовых ситуаций. В результате, подрастая, малыш не может научиться грамотно выстраивать беседу, испытывает трудности с формулировкой и высказыванием личного мнения, ограничивает свое поведение, стараясь постоянно подстраиваться под реакции окружающих людей. У ребенка развивается мнительность, тревожность, сложности адаптации в незнакомом коллективе. В наиболее тяжелых ситуациях повзрослевшие дети не могут получить достойное образование и выстраивать адекватные отношения с представителями противоположного пола.
Основные понятия
С точки зрения психологии, агрессией являются действия, которые направлены на причинение физической и психической боли другим людям.
Аутоагрессия представляет собой поведение, при котором ребенок осознанно или бессознательно причиняет боль себе.
Каждый ребенок хоть раз в жизни проявлял агрессию по отношению к другим людям. Первые признаки возникают еще в грудном возрасте, малыш может щипаться, кусаться, царапаться.
После года агрессия начинается в момент, когда ребенок хочет что-то получить, а ему запрещают. Если с помощью агрессивного поведения он добивается своей цели, то у него в сознании четко фиксируется причинно-следственная связь: агрессия , достижение цели.
В случае, когда такие поступки не пресекаются родителями, то агрессия становится чертой характера и основным способом получения желаемого.
Агрессивное поведение выражается следующими способами:
- экспрессия. Это мимика, жесты, позы. Данная форма трудней всего диагностируется,
- вербальный вариант. Дети ругаются, оскорбляют сверстников, нецензурно выражаются,
- физическое проявление: драки, побои и другие физические воздействия.
Аутоагрессия, или аутодеструкция имеет более серьезные причины.
Психоаналитики относят ее к методам психологической защиты. Аутодеструкция может быть вербальной и физической.
В первом случае ребенок ругает себя, перестает есть, сам становится в угол. При физической аутоагресии малыш наносит себе физические увечья: бьется головой о стену, царапает себя, в более старшем возрасте проявляет попытки суицида.
Саморазрушение встречается значительно реже, чем обычная агрессия, ей подвержены мальчики с невротическим расстройством поведения. Данная патология проявляется в условиях социальной дезадаптации.
Ребенок не может противостоять более сильным людям, внешним раздражителям, боится разрушить отношения, поэтому перенаправляет агрессию с внешнего объекта на самого себя. Это своего рода психологическая защита.
Аутоагрессия может проявляться в разных формах:
- Нанесение повреждения себе. Дети режут себя ножом, бьются головой о стену, уродуют свою внешность.
- Патологическое пищевое поведение. Свойственно школьникам, проявляется в отказе от пищи, воды или употреблении некачественных продуктов, вызывающих расстройство пищеварения.
- Зависимость от наркотиков, алкоголя, сигарет.
- Проявления аутизма. Ребенок замыкается в себе, сознательно не общается со сверстниками и родителями.
- Попытки суицида. Это самое тяжелое проявление аутоагрессии. Стремление к суициду может быть прямым и косвенным, когда подросток занимается экстремальным видом спорта, провоцирует опасные для жизни ситуации.
Общее понимание вопроса
Как рассказывает педагогика, воспитательные функции семьи проявляются применительно ко всем участникам это социальной группы – и взрослым, и детишкам. Наибольшее значение, как принято считать, распространяется на несовершеннолетних. В науке принято говорить о трех аспектах этих функций:
- влияние младшего возраста на старший (стимул развиваться и совершенствоваться);
- воспитание членов социальной группы под влиянием ближайших родственников в течение жизни;
- формирование личности младших.
Последний аспект воспитательной функции семьи кратко сформулирован, но его можно расширить.
Основные причины аутоагрессии
Есть определенная категория людей, которые постоянно занимаются самоедством, испытывают угрызения совести в тех ситуациях, где от них ничего не зависит, идут наперекор своим желаниям и вредят собственному здоровью.
Марина вышла замуж в 19 лет. В 20 родила первого сына, а в 22 года стала матерью второй раз. Несмотря на то, что женщина всю жизнь мечтала стать юристом, учебу пришлось забросить. Идти наперекор своим желаниям вошло для девушки в норму. Муж стал намекать, что супруга недостаточно хорошо выглядит, плохо воспитывает детей и что другие девушки в ее возрасте успевают и карьеру делать, и с домашними обязанностями справляться. Слова мужа вызывали у Марины чувство досады и вины. Она перестала высыпаться и уделять себе время – лишь бы угодить супругу. Кроме того, муж требовал, чтобы она стирала вручную его вещи. По его мнению, так они лучше отстирываются. И даже сильная аллергическая реакция на стиральный порошок не останавливала девушку. Она терпела физическую боль от ран на руках, потому что хотела быть идеальной женой. В конце концов, супруг ушел к другой, оставив Марину с двумя детьми, неврозом и целым рядом проблем со здоровьем, полученных за годы семейной жизни.
Не будем давать оценку отношению супруга. Вопрос: почему она относилась к себе так пренебрежительно? Девушка в стараниях угодить мужу и сохранить семью проявляла по отношению к себе неосознанную агрессию. Вряд ли Марине нравилось доставлять себе физические страдания, не высыпаться, страдать от аллергии – так она старалась побороть стресс, вызванный страхом остаться без мужа.
В том, что человек критически относится к своим возможностям и способностям, нет ничего плохого. Иногда для достижения определенного результата просто необходимо больше постараться и собрать волю в кулак.
Аутоагрессия же всегда деструктивна. Есть определенная взаимосвязь между особенностями характера личности и склонности к саморазрушению.
Например, демонстративно акцентуированный молодой человек, которого оставила девушка, может нанести себе физические увечья, чтобы обратить на себя ее внимание, и таким способом удержать
Смириться или расходиться?
Навязанное обществом мнение влияет на принятие уставшей женой правильного решения. Практически каждый совет гласит, что женщина должна быть возле мужа, терпеть и смириться со своей трудной долей. Многие дамы считают, что все мужики плохие, но жить одной еще хуже и поэтому закрывают глаза и на пьянство, лень, измены. Все это выливается в скандалы, истерики, сотни и тысячи убитых нервных клеток. Если в семье есть дети, то они являются невольными свидетелями подобных драм. Девочки, видя несчастную мать, начинают с юных лет ненавидеть отца, а потом и мужчин. У детей строится в голове неправильная модель отношений между мужчиной и женщиной, из-за которой им в будущем будет трудно построить собственную ячейку общества. Поэтому иногда на вопрос о том, как жить с мужем, если нет взаимопонимания, существует единственный правильный ответ: никак!