Диагноз зпр у ребенка

Сравнительная характеристика детей с ОНР и ЗПР

Если сравнить восприятие, то у детей с ЗПР можно обнаружить в целом недостаточность процесса переработки сенсорной информации, а это значит, что у них отсутствует целостность, и они не могут полностью охватить объект, воспринимая его фрагментарно. Воспринимаемые ими образы недостаточно дифференцированные и полные, что ограничивает возможности наглядного мышления. Не отличается от нормы зрительное сравнивание реальных объектов и их изображений.

Дети с ОНР испытывают затруднения ориентирования в пространстве, не могут дифференцировать понятия «слева», «справа». Восприятие речи у них страдает в большей степени. По составу система фонем у них сформирована неполностью, звук узнается неправильно, что ведет к неправильному восприятию слов.

Кратковременная и долговременная память у детей с ЗПР имеет небольшой объем и характеризуется низкой продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания. Дети с ОНР могут иметь низкий, средний, высокий уровень сформированности акустического восприятия, слухоречевой памяти, внимания.

Что касается воображения, то у детей с ЗПР способность воображения низкая, менее развита способность фантазировать, а дети с ОНР, имея трудности в создании новых образов, в игре предпочтение отдают бытовой тематике. Творческие задания им недоступны.

Дети с ЗПР отстают в развитии познавательной деятельности с самых ранних форм мышления. Несмотря на умение классифицировать предметы, они с большим трудом выделяют общие признаки, такие как материал и величина предмета. Познавательная активность таких детей снижена. Недостаточность мышления является вторичной задержкой развития. Недостаточность интеллекта усугубляется повышенной утомляемостью, снижением памяти, внимания, работоспособности.

Что касается детей с ОНР, то у них показатели вербального интеллекта значительно хуже, чем невербального.

Особенности внимания отличаются неустойчивостью, дети с ЗПР имеют низкую его концентрацию, трудно переключаются с одного дела на другое. Недостаточность внимания приводит к несовершенству навыков и умений самоконтроля. В развитии внимания отмечается неравномерность и замедленность.

Внимание детей с ОНР тоже отличается неустойчивостью, его максимальная концентрация продолжается 5-10 минут, а дальше идет быстрая утомляемость и сложность переключения на другую работу. Речь детей с ЗПР, в общем, удовлетворяет потребностям бытового общения, но грамотно выражать мысли они не умеют, а речевой опыт детей с ОНР ограничен, языковые средства несовершенны

Речь детей с ЗПР, в общем, удовлетворяет потребностям бытового общения, но грамотно выражать мысли они не умеют, а речевой опыт детей с ОНР ограничен, языковые средства несовершенны.

Эмоции детей с ЗПР неустойчивы и поверхностны, а дети с ОНР, испытывая трудности в произвольности поведения свои эмоциональные проявления не всегда способны сдерживать.

Программа диагностических и коррекционных занятий с логопедом-дефектологом с диагнозами ОНР, ТНР, ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ММД

Коррекция ОНР может включать в себя различные методы, в зависимости от того, какие конкретные нарушения речи имеются. Некоторые методы могут включать упражнения для улучшения артикуляции, тренировки слухового восприятия, использование компьютерных программ и игр для улучшения фонематического восприятия и развития грамматических навыков.

Индивидуально
Одним из ключевых аспектов коррекции ОНР является индивидуальный подход к каждому ребенку. Логопед должен разработать индивидуальный план коррекции ОНР, учитывая особенности речевых нарушений и индивидуальные потребности ребенка.

Формирование речи ребенка: нормы и критические периоды

Чем раньше родители обратили внимание на патологии в речевых навыках у ребенка, тем легче и эффективнее будет лечение. А для этого нужно понимать этапы формирования речи, возрастные нормы и критические периоды, когда риск появления патологий особенно велик

Процесс развития навыков устной речи:

От рождения и до 7 лет специалисты выделяют три критических периода для формирования языка. Это время, когда наблюдается пик в развитии речевых навыков. Опасность состоит в том, что даже незначительное негативное внешнее влияние в это время может стать причиной нарушения речевой функции.

Критические периоды:

  • 1-2 года. Период интенсивного развития отделов коры головного мозга, отвечающих за речь. При негативных условиях может развиться ЗРР или алалии;
  • 3 года. Период, когда пассивный запас слов переходит в активный, и развивается связная речь. Риск возникновения заикания и мутизма;
  • 6-7 лет. Структура речи усложняется, словарный запас значительно увеличивается. Неблагоприятные факторы на этом этапе могут стать причиной заикания или афазии.

Дифференциальная диагностика ЗПР и ОНР

Задержка психического развития (ЗПР) является частой формой психической патологии детей и формой нарушений психической сферы. Основными признаками этой патологии являются запас знаний, не соответствующий возрасту ребенка, низкая познавательная активность, недостаточная регуляция поведения и произвольной деятельности. Способность приема и переработки перцептивной информации у таких детей более низкая, чем у нормально развивающихся детей.

Функция произвольного внимания, памяти и других высших психических функций недостаточная и отмечается у большинства детей с ЗПР. Для одной группы детей характерна интеллектуальная недостаточность, другая группа имеет эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма. При задержке психического развития, в отличие от умственной отсталости, наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

Поскольку сохраняются потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, то дети с ЗПР способны использовать помощь и самостоятельно переносить её на новые задания, чего не могут сделать умственно отсталые дети. Однако письмо, чтение и счет детей с ЗПР имеет те же ошибки, что и у умственно отсталых детей, хотя есть и качественные различия. Дети с ЗПР, имея слабую технику чтения, пытаются понять то, что написано и, если необходимо, читают второй раз.

Навык каллиграфии в письме неудовлетворительный и небрежный и специалисты считают, что это может быть связано с недоразвитием моторики и пространственного восприятия, также им труден звуковой анализ. Трудности в математике наблюдаются в овладении составом числа, переходом через десяток, с косвенными вопросами в решении задач.

С учетом этого, при дифференцированной диагностике обследование детей необходимо строить в форме обучающего эксперимента.

Также определяющее значение имеет комплексное обследование, включающее в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка и дополнительные методы исследования, например, электроэнцефалографический.

Помощь дифференциальной диагностике оказывает анализ динамики психического развития ребенка.

Что касается общего недоразвития речи (ОНР), то под понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, при этом слух и интеллект сохраняются.

При общем недоразвитии речи трудности вызывают те задания, которые требуют непосредственного участия речи. В заданиях на конструирование, где речевого ответа не требуется, помощи в формировании обобщенных способов действий требуется меньше.

Эмоциональные реакции у детей с ОНР более тонкие по сравнению с умственно отсталыми детьми, они, свою речевую недостаточность оценивают критически и в заданиях вполне сознательно избегают речевой ответ, проявляя при их выполнении заинтересованность и сообразительность.

Деятельность детей с ОНР носит более целенаправленный и контролируемый характер. Если недоразвитие речи наблюдается с гидроцефалией, то дифференцированный диагноз ОНР значительно затрудняется, а особые трудности возникают при осложнении олигофрении алалическими и дизартрическими нарушениями.

Замечание 2

Дифференциальная диагностика детей с ОНР требует комплексного клинико-психолого-педагогического обследования.

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами. Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье

Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР  — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Дифференциальная диагностика, её цель и задачи

Определение 1

Дифференциальная психологическая диагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Это самостоятельный вид диагностики, которая решает целый ряд задач:

  • уточняет диагноз и определяет тип учреждения для коррекционно-педагогического обучения ребенка;
  • определяет программу обучения ребенка и его воспитания;
  • уточняет клинический, психолого-педагогический и функциональный диагноз, определяет границу сходных состояний;
  • на основе выявленных особенностей развития прогнозирует возможности развития и обучения ребенка.

Основными направлениями дифференциальной диагностики являются дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития, дифференциальная диагностика нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психологическая диагностика нарушения поведения и эмоциональной сферы.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Методы, которые используются дифференциальной диагностикой, делятся на две группы – тесты, позволяющие определить количественную классификацию того явления, которое изучается, и приемы качественной диагностики, позволяющие выявлять различные уровни развития психологических свойств испытуемых. Однако использование этих методов не позволяет учитывать возрастно-психологические особенности людей.

В дифференциально-диагностическом исследовании, по мнению В.И. Лубовского, экспериментально-психологический метод должен сочетаться с количественно-качественной оценкой и учетом возрастных особенностей. Эта диагностика относится к наиболее сложным видам диагностик и проводится специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.

От других видов диагностик по формам проведения она не отличается, кроме стратегии и направленности исследования.

Практика показывает, что в диагностической деятельности специалистам приходится сталкиваться с детьми, которые имеют различные психические отклонения в развитии, поэтому традиционные диагностические методики оказываются неприемлемы, так как носят вербализованный характер. У детей это вызывает трудности, потому что нарушения психического развития сопровождаются речевой недостаточностью в той или иной степени. Отсюда, полученные результаты затрудняют выделение качественных характеристик психической деятельности ребенка и не могут объективно говорить об уровне интеллектуального развития.

В таких случаях эффективным является применение экспериментально-психологического метода, и его особой формы – обучающего эксперимента, благодаря которому можно получить качественный анализ психической деятельности ребенка и выявить его потенциальные возможности.

Замечание 1

Обучающий эксперимент выявляет различия в объеме зоны ближайшего развития и осуществляет качественную диагностику.

Признаки

Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?

  1. Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
  2. В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
  3. Следующий рубеж — 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
  4. В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо, в четыре года — смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
  5. В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности — ребенок все понимает, но высказаться сам не может.

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.

ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.

ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы

Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.

ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР

А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Ну и среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо!

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Ребенок не сразу говорит на
хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт
взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок.  Многие дети любят «коверкать» слова
— некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких
случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?

ОНР — это прежде всего
СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и
грамматика, и фразовая речь.При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР
отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста
пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.

Выделяют 3 уровня ОНР, хотя
практика показывает, что между уровнями нет четких границ

Главное, что в
основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.

Небольшое отступление о
важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие
обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные
связи, страдает мышление.

1
уровень

«Безречевые» дети

— Лепетные слова,
звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и
предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты.
«Ма» — за этим обращением к маме и желание приласкаться, и «хочу
кушать», и «пойдем гулять», и «включи телевизор» (при
этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
— Грамматически слова не оформлены.
— Фразы нет.

2
уровень

— Словарный запас больше, но в
словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются
неправильные формы. «Гуся. Тонул. » — на картинке ныряющая в воду утка.
— Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. «Два ябок»
— два яблока.
— Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

3
уровень

— Хороший словарь бытовых слов,
но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие
понятия (огурчик, помидор, капуста — ребенок показывает и называет, но назвать
одним словом «овощи» не может), характерна замена слов близлежащими:
детеныша собаки называет собачонкой.
— В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной
форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях
слов.
— Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных
картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в
таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность
фонематического восприятия

Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне
фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с
первичного нарушения.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов:
у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое
словесно-логическое мышление.

Диагностика и коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у детей является одной из важнейших задач логопеда-дефектолога.

В работе с такими детьми следует придерживаться определенных принципов и методов.

Диагностика:

  1. Сбор анамнеза. Логопед должен узнать о беременности и родах матери, питании и здоровье ребенка на разных этапах его развития.
  2. Наблюдение за поведением ребенка в процессе общения. Необходимо определить, как часто и насколько ребенок проявляет интерес к общению, как он реагирует на звуки и речь, которые доносятся до него.
  3. Оценка уровня речевого развития. Логопед должен определить, на каком уровне находится речевое развитие ребенка по сравнению с возрастными нормами.

Коррекция:

Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.
Позитивная мотивация. В процессе коррекции следует поощрять и похвалить каждый прогресс ребенка.
Регулярные занятия. Регулярные занятия являются ключом к успеху в коррекции недоразвития речи у детей.
Игровой подход. Игра является отличным средством для стимулирования речевого развития детей.
Систематичность

Важно следовать определенной системе и методике в работе с детьми, чтобы достичь наилучших результатов.

В процессе коррекции логопед-дефектолог использует различные методики, например, методику И.П. Павловой, методику Л.С. Выготской, методику Н.Н. Вербицкой и другие. Он может также применять индивидуальные методики, разработанные на основе анализа конкретных проблем ребенка

Важно, чтобы коррекция недоразвития речи была проведена комплексно и систематически, с учетом особенностей каждого ребенка

Коррекционная работа при диагнозе ЗРР

Независимо от причин, приведших к образованию ЗРР, коррекция состоит из двух обязательных направлений: медицинского и психо-педагогического. Медицинское включает в себя прием лекарственных препаратов, проведение различных процедур. Терапия назначается врачом-дефектологом только после тщательного обследования и подтверждения диагноза ЗРР.

Для начала психолого-педагогической работы не обязательно ожидать официального диагноза, достаточно понять, что вызывает у ребенка наибольшее затруднение. В данном случае, чем раньше начнется работа, тем лучше. Многие упражнения и занятия могут проводить сами родители под контролем врача-дефектолога.

Коррекционная работа логопеда и родителей при ЗРР строится по следующим направлениям:

работа по улучшению восприятия речи других людей

Для развития импрессивной речи ребенка важно подробно проговаривать каждую ситуацию, действие, называть предметы;
формирование экспрессивной речи, то есть навыка устного общения. Экспрессивная речь возникает только после того, как ребенок достигнет определенного уровня понимания языка

Для его формирования очень важна эмоциональная близость со взрослым, доверительные отношения;
развитие общей и мелкой моторики. Давно была доказана взаимосвязь двигательной активности и уровня речевого развития, поэтому это направление коррекционной работы очень важно;
работа с артикуляцией;
работа по развитию таких свойств устной речи как тон, темп, ритм, дикция и логические ударения.

Помимо традиционных, в последнее время все чаще используются нестандартные методы коррекции ЗРР: арт-терапия, цветотерапия и другие. Основная цель — заинтересовать ребенка так, чтобы у него было желание заниматься и изучать что-то новое. Именно от этого зависит эффективность упражнений.

Что такое дизартрия?

При диагнозедизартрияу детей нарушено не только произношение
звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то
есть в дефиците все отделы, участвующие в «говорении»: и дыхательные,
и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.

Причина в нарушении передачи
импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал
отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение
сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные,
малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В
любом случае, подвижность органов речи ограничена.

При дизартрии дефект мы можем
не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как
быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает.
Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь
смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При
дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые
звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь
звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других
напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.

Диагноз выражается в разной
степени тяжести. Самая сложная из форм:анатрия— полная неспособность говорить, владеть
своим речевым аппаратом,дизартрияхарактерна для детей с ДЦП, чаще встречаетсястертая дизартрия. Такую форму какдизартрический компонент (нарушение в одной группе мышц) легко
перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более
долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: