Идеи л. с. выготского в области воспитания и педагогики

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. 

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. 

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон: 

· ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие); 

· воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

· среда между ребенком и воспитателем активна. 

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками. 

Ранние года

Лев Выготский родился в 1896 году в Орше, городе в Белоруссии, который в то время входил в состав Российской империи, в еврейской семье с хорошим социальным положением. Выготский был вторым из восьми детей, которые родились у пары.

В один год из-за проблем с работой родителей они переехали в Гомель, еще один белорусский город, где Выготский проведет все свое детство. Именно в это время он проявил свою страсть к театру и живописи, рассказав родителям, что когда вырастет, он хочет стать литературным критиком.

Однако, несмотря на то, что он действительно хотел посвятить свою жизнь гуманитарным наукам, родители убедили его изучать медицину. В 1913 году, в возрасте 17 лет, он начал заниматься этой карьерой. Однако всего через месяц после начала учебы, зная, что он не хочет посвящать свою жизнь медицине, сложил с себя полномочия и поступил на юридический факультет Московского университета..

Выготский начал заниматься юриспруденцией, хотя параллельно с университетом продолжал изучать философию и историю. Фактически, в 1915 году, в возрасте 19 лет, он написал эссе о Гамлете, известной драматургической трагедии Уильяма Шекспира.

Наконец, четыре года спустя, в 1917 году, Вигосткий окончил институт и стал юристом. Однако он принял решение покинуть Москву и вернуться в город, где он вырос, чтобы преподавать психологию и литературу., то, что определило бы его профессиональную жизнь.

Об авторе

Лев Семёнович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевёлся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учёбу на историко-философском факультете московского Университета имени Шанявского.

После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования.  

Молодого учёного заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников — молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии. 

Будучи разносторонне развитым человеком, Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития. Ко всем областям науки Выготский подходил комплексно, поэтому его можно назвать исследователем жизни в целом.

В середине 1920-х годов Лев Семёнович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать. С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.

Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулёза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии. О них мы и расскажем. 

Путь в психологии

Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей, эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей. В 1923 году на съезде по психоневрологии происходит судьбоносная встреча с выдающимся психологом А. Р. Лурией. Он был буквально покорен докладом Выготского и стал инициатором переезда Льва Семеновича в Москву. В 1924 году Выготский получает приглашение поработать в Московском институте психологии. Так начался самый яркий, но короткий период его жизни.

Интересы ученого были очень разнообразными. Он занимался проблемами актуальной в то время рефлексологии, внес значительный вклад в исследование высших психических функций, а также не забывал о своей первой привязанности – о педагогике. Уже после смерти ученого появится книга, объединяющая его многолетние исследования, – «Психология развития человека». Выготский Лев Семенович был методологом психологии, и в этой книге собраны его фундаментальные размышления о методах психологии и диагностики

Особенно важной является часть, посвященная психологическому кризису, чрезвычайный интерес представляют 6 лекций ученого, в которых он останавливается на главных вопросах общей психологии. Выготский не успел глубоко раскрыть своих идей, но стал основоположником целого ряда направлений в науке.

Дочь Выготского об отце

Дочь ученого рассказывает, что отдельного, именно ей посвященного времени было не так много. Зато отец брал ее с собой на работу, в институт, и там девочка могла свободно разглядывать любые экспонаты и препараты, а папины коллеги всегда поясняли ей, что, для чего и зачем нужно. Так, к примеру, она видела уникальный экспонат — мозг Ленина, хранившийся в банке.

Отец не читал ей детских стихов — он просто не любил их, считал это безвкусным примитивом. Зато у Выготского была отличная память, и он мог рассказать наизусть множество классических произведений. В результате девочка отлично развивалась в искусстве и литературе, вовсе не чувствуя своего возрастного несоответствия.

5 основных вкладов Льва Выготского в психологию

Несмотря на свою короткую профессиональную жизнь, Лев Выготский стал одним из самых важных современных психологов в истории, и не только потому, что его теории важное значение в разных областях этой науки, а потому, что его идеи оказали большое влияние на общество, с наследием, которое действует до сих пор. Давайте посмотрим, каков основной вклад этого русского психолога в психологию и мир в целом

один. Фонд социокультурной теории

Развитие социокультурной теории, несомненно, является самым важным вкладом Льва Выготского. Эта теория, пытаясь объяснить происхождение человеческого поведения, утверждает, что все мы формируем свой образ жизни в детстве и что в наибольшей степени (почти исключительно) его обусловливает среда, в которой мы растем.

В этом смысле Выготский утверждает, что контекст и социокультурная среда, в которой мы живем, определяют наше когнитивное и эмоциональное развитие Таким образом, характеристики Общество, в котором мы растем, его культурные особенности (такие как язык, традиции и обычаи) и историческое наследие, с которым мы жили в детстве, определяют, каким будет наше поведение и образ мышления во взрослой жизни. .

Подводя итог, Выготский был первым психологом, заявившим, что социальный, культурный и исторический аспект, в котором мы растем, формирует наш разум. Эта теория, когда она была сформулирована в 1920-х годах, была одним из величайших достижений современной психологии и продолжает изучаться сегодня.

2. Значение языка в поведении человека

В отношении своей социокультурной теории Выготский всегда проявлял большой интерес к исследованию важности языка в формировании нашего поведения По этой причине В своих исследованиях Выготский наблюдал, как оно менялось на протяжении жизни в зависимости от социального контекста и как это заставляет нас меняться. Эти психологические исследования, в которых он исследовал, как слова начинаются с эмоций, продолжают оставаться одним из наиболее важных столпов психологии, применяемой к семантике

3. Зона ближайшего развития

Другим большим вкладом Выготского в педагогику является разработка понятия «Зоны ближайшего развития», под которым понимается граница между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что для достижения этого , требует присутствия взрослых

Нахождение зоны ближайшего развития для каждого ребенка очень важно, потому что воспитание должно быть основано на том, чтобы просить их делать все возможное, но не фрустрировать ихТаким образом, концепция полезна для стимулирования самостоятельного решения проблем со стороны самых маленьких

4. Влияние на систему образования

Вклад его социокультурной теории, исследование важности языкового развития в нашем поведении и разработка концепции зоны ближайшего развития означают, что Выготский имел (и продолжает иметь) большое влияние на характеристики образовательной системы. Благодаря ему образование основано, прежде всего, на поощрении устной речи, чтобы оттуда ребенок рос эмоционально

Благодаря его теориям, в настоящее время образование понимается как совместный процесс между детьми и учителями, где маленькие всегда должны пытаться решать проблемы самостоятельно, понимая, что каждая образовательная система должна быть разработана в соответствии с социальным, культурным и историческим контекстом среды, в которой растут их ученики.

5. Развитие психологии развития

Психология развития — это раздел психологии, изучающий, как наше поведение, способ мышления, поведение, эмоции, способы реагирования на раздражители и т. д. меняются на протяжении всей жизни. По этой причине, несмотря на то, что Выготский не был ее основателем, он был в ней одним из самых высоких упоминаний, поскольку выдвинул идею о том, что двигатель преобразований, через которые проходит наше сознание, обусловлен социальным, культурным и историческим контекстом. того, что нас окружает

Точно так же его важность в педагогической психологии не менее (или более) важна

Эстетическая искусствоведческая концепция

Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией

Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни. Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру

В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее

Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.

Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.

По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.

По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.

Биография Выготского

Лев Выгодский (в 1923 г. изменил фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 г. в белорусском городке Орша. Он рос и воспитывался в многодетной еврейской семье. Его отец, Симха Лейбович, был зажиточным торговцем, а мать, Ципа Моисеевна, работала преподавательницей.

Детство и юность

У своих родителей Лев был одним из 8 детей. Все детство его прошло в Гомеле, где его отцу доверили управлять филиалом крупного банка. Одновременно с этим, глава семейства занимался лесоторговлей.

Вместе с братьями и сестрами Лев получал образование у частного педагога Соломона Ашпиза, который практиковал методы Сократа и прославился как революционер и социал-демократ. Деятельность Ашпиза, наряду с общением с родственниками, оказали заметное влияние на становление личности ребенка.

В подростковом возрасте Выготский благополучно сдал экзамены за 5 классов, что позволило ему поступить в шестой класс гимназии. Стоит заметить, что последние 2 класса он оканчивал в еврейской гимназии.

В данный период биографии Лев продолжал осваивать древнегреческий, древнееврейский, латинский и английский языки. Кроме этого, он сам учил эсперанто. В 1913 г. юноша поступил на медицинское отделение Московского университета, но почти сразу решил перевестись на юрфак.

Параллельно с учебой Выготский издавал очерки на разные литературные темы. Любопытно, что до 1917 г. он часто затрагивал вопросы еврейской истории и культуры.

Льву так и не удалось получить юридическое образование по причине очередного перевода, вследствие чего он окончил обучение на историко-философском отделении Университета им. Шанявского. После этого он какое-то время занимался преподавательской деятельностью. Тогда же у него обнаружили туберкулез.

Психология и культура

Выготский живо интересовался психологией искусства. Он считал, что именно эта отрасль способна оказывать на личность критическое влияние, освобождая аффективные эмоции, которые в обычной жизни не могут быть реализованы. Ученый считал искусство важнейшим инструментом социализации. Личные переживания формируют личный опыт, но эмоции, обусловленные воздействием произведения искусства, формируют опыт внешний, общественный, социальный.

Также Выготский был убежден, что мышление и речь взаимосвязаны. Если развитое мышление позволяет говорить богатым, сложным языком, то есть и обратная взаимосвязь. Развитие речи приведет к качественному скачку интеллекта.

В привычную для психологов связку сознание-поведение он ввел третий элемент — культуру.

Важность игры

Выготский отмечал, что игра для ребёнка — не просто развлечение, а непосредственный источник развития. Игры помогают изучить свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. Чтобы обучение было эффективным и интересным, оно должно напоминать игру. 

Сейчас много говорят о геймификации обучения. Создаются интернет-ресурсы с развивающими играми для детей. В новых школьных программах домашние задания стараются сделать похожими на интерактивный квест. Всё это стало возможным благодаря смелым идеям молодого учёного, высказанным около 100 лет назад.  

<<Форма демодоступа>>

Ранние годы

Лев Семенович Выготский (настоящее имя — Лев Симхович Выгодский) родился в 1896 году в белорусском городе Орше, где семья его родителей была вынуждена жить за чертой оседлости. Вскоре они переехали в Гомель Могилевской губернии. В конце XIX века этот город был центром торговли и промышленности.

Родители Выготского ценили образованность, обладали широким кругозором и старались привить своим детям любовь к искусству и науке. Лучшим отдыхом в семействе были чтение и поездки в театр.

Первый учитель юного Льва, Соломон Ашпиз, активист социал-демократической партии, побуждал учеников развивать свободное мышление с помощью сократического диалога. Еще до поступления в гимназию Лев выучил английский, древнееврейский и древнегреческий языки, а позже к ним прибавились латынь, французский, эсперанто и немецкий.

После успешного окончания гимназического обучения Лев Выготский собирался изучать филологию в Московском университете, но получил отказ. В то время евреи не могли свободно выбирать специальность. Тогда Выготский поступил на медицинский. А после перевелся на юридический факультет. Помимо этого он посещал лекции по психологии и философии у Г. Шпета и П. Блонского в Народном университете, а после 1917 года и вовсе перевелся туда.

Смерть Льва Выготского

В 1934 году Лев Выготский умер в результате туберкулеза легких. Ему было всего 37 лет. Смерть этого выдающегося психолога, философа и лингвиста стала настоящим потрясением для всего научного мира. Его близкие и коллеги не могли поверить в то, что такой талантливый ум покинул их так рано.

Смерть Льва Выготского стала для его коллег и последователей большой потерей, так как он оставил после себя много недоделанных работ и исследований, которые требовали бы продолжения. Но, несмотря на это, его научный наследник Александр Лурия продолжил исследования в области дефектологии и нейропсихологии, продолжив труды своего учителя.

Смерть Льва Выготского стала не только научной, но и личной потерей для его жены Розалии Шендлинг и его двух дочерей. Он был любимым мужем и отцом, который всегда находил время для семьи, даже находясь в постоянном научно-исследовательском походе.

Как юрист Выготский стал литератором, психологом и педагогом

Лев Семёнович Выготский родился в небольшом белорусском городе Орша, но большую часть детства и юности провёл в Гомеле и там же начинал свою карьеру. Правда, фамилия при рождении у будущего учёного была другой — Выгодский. В 1920‑х он изменил в ней одну букву, чтобы «отмежеваться» от двоюродного брата — известного переводчика Давида Выгодского.

Основное образование Выготский получил дома — в его семье живо интересовались литературой, философией, историей и другими гуманитарными науками. Правда, в старших классах он всё же посещал частную гимназию, а окончив её с золотой медалью в 1913 году, поступил в Императорский московский университет. По настоянию родителей он выбрал медицинский факультет, но через пару месяцев перевёлся на юридический (на этот факультет шли все, кто не знал, чем хочет заниматься на самом деле).

Параллельно Лев Семёнович получал образование в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. Это был негосударственный, либеральный вуз, поступить в который могли все желающие (в то время как попасть в императорские университеты удавалось немногим). Официальных дипломов — как бы сейчас сказали, «государственного образца» — он не выдавал, зато там преподавали известные учёные. Именно в народном университете Выготский напрямую соприкоснулся с основными сферами своих интересов — философией, психологией, педагогикой и литературой. Причём вначале взяла верх именно литература — к окончанию вуза Выготский уже мог похвастаться несколькими вышедшими в печати рецензиями и большой работой «Трагедия о Гамлете, принце Датском».

В 1917 году он вернулся в родной Гомель, где продолжил занятия литературным творчеством, а ещё стал преподавать литературу, логику и психологию в местном педагогическом техникуме. Спустя пять лет он организовал там психологическую лабораторию и стал работать с детьми, имеющими особенности развития. Результаты этой работы легли в основу прикладной книги для учителей «Педагогическая психология» и судьбоносного доклада на II Всероссийском съезде по психоневрологии.


Лев ВыготскийФото: Wikimedia Commons

Судьбоносным доклад стал потому, что на выступлении Выготского присутствовал учёный секретарь Московского института экспериментальной психологии Александр Лурия. Доклад так поразил его, что он убедил директора института Николая Корнилова пригласить никому толком не известного тогда молодого психолога Выготского на работу в Москву. Хотя Лурия формально стал руководителем Выготского, на деле он был его учеником и последователем. Присоединились к ним и другие учёные, например Леонид Занков и Леонид Сахаров, и даже деятели искусства, в том числе режиссёр Сергей Эйзенштейн.

В Москве Выготский сосредоточился в основном на дефектологии и нашёл новые способы воспитания и обучения детей с особенностями или задержкой в развитии, предложив не просто лечить, а социализировать таких ребят.

«…надо воспитывать не слепого, но ребёнка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухо­го — значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превращать её в дефективную педагогику», — писал Выготский.

Знаменитый психолог также активно участвовал в развитии педологии — чрезвычайно популярной в 1920-е годы науки, пытавшейся комплексно (с точки зрения психологии, физиологии и социологии) изучать развитие детей. Одной из самых известных разработок Выготского стала культурно-историческая теория. С её помощью он описывал процесс формирования и развития высших психических функций.

Однако полностью свой творческий потенциал Выготскому реализовать не удалось: он многие годы страдал от туберкулёза, бывал подолгу прикован к постели, а в 1934 году скончался. Он прожил всего 37 лет.

Вскоре его научные работы предали забвению — связано это было с разгромом педологии, которую объявили лженаукой (представителей направления обвинили в буржуазных идеях и отказе от марксизма). Даже не связанные напрямую с педологией идеи и практики тех, кто имел к ней хоть какое-то отношение, было запрещено упоминать. Возвращаться к идеям Выготского начали только в 1960-х.

Семья и детство

Лев Выготский, биография которого началась в благополучной еврейской семье в городе Орше, появился на свет 17 ноября 1896 года. Его фамилия при рождении была Выгодский, он поменял букву в 1923 году. Отца звали Симх, но на русский манер именовали Семеном. Родители Льва были образованными и обеспеченными людьми. Мама работала учительницей, отец был купцом. В семье Лев был вторым из восьми детей.

В 1897 году Выгодские перебираются в Гомель, где отец становится заместителем управляющего банком. Детство Льва было вполне благополучным, мама все свое время посвящала детям. В доме также росли дети брата Выгодского-старшего, в частности брат Давид, который оказал сильное влияние на Льва. Дом Выгодских был своеобразным культурным центром, где собиралась местная интеллигенция, обсуждались новости культуры и события в мире. Отец был основателем первой в городе публичной библиотеки, дети с детства привыкали к чтению хороших книг. Впоследствии из семьи вышло несколько выдающихся филологов, и чтобы отличаться от своего двоюродного брата, представителя русского формализма, Лев и поменяет букву в фамилии.

Интересные факты о Льве Выготском

  • Выготский был прекрасным рассказчиком. На его лекциях в Москве аудитории обычно были переполнены. Тем, кому места не хватало, смотрели с улицы, через открытые окна.
  • Вероятно, главным увлечением Льва Выготского осталась литература. Когда весной 1934 года, незадолго до смерти, его, измученного туберкулёзом, отправили в лечебный санаторий, он взял с собой всего одну книгу — «Гамлета». Трагедию Шекспира он любил с юности и пронёс интерес к ней через всю жизнь.
  • А вот книги самого Выготского вскоре после его смерти не только забыли на долгие годы, но даже сжигали. В 2007 году внучка Льва Семёновича и директор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ Елена Кравцова рассказывала: «Те, кто работал со Львом Семёновичем в Институте на Погодинке (где проходили его знаменитые сеансы), рассказывали: в 1937-м, через год после выхода Постановления „О педологических извращениях“, во дворе сложили внушительный костёр, который у всех присутствующих вызывал навязчивые ассоциации со средневековыми расправами инквизиции. На этом костре, среди прочего, жгли книги и материалы Выготского. Их в Институте немало хранилось. А сотрудников — бывших друзей и соратников — выгоняли во двор смотреть, как всё это горит. Чтобы неповадно было не только так писать, но и читать. Даже думать так же».
  • Идеи Выготского получили широкое распространение и в России, и за рубежом через много лет после смерти учёного. А сегодня он входит в число самых известных психологов в мире, его теории активно изучают, разработанные им психологические принципы и законы используются.
  • Однако ряд исследователей уже предупреждает о сложившемся «культе Выготского»: они предлагают критически подойти к наследию психолога и указывают, что за прошедшее время многие его идеи были поняты превратно либо искажены — например, из-за неверных переводов за рубежом.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди. 

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. 

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 

Современный вариант Единой трудовой школы, исправленный и дополненный, — демократические школы, в которых дети управляют учебным процессом наравне со взрослыми.   

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Аксарина Н. М. — 414

Амент В. К. — 81, 82

Ах Н. — 53, 54, 135, 408

Б

Бабинский — 291

Басов М. Я. — 398, 411

Берингер — 373

Бергер Ф. — 46, 119

Бернс К. — 108

Бернфельд З. — 269, 313, 355, 414

Берт С. — 48, 408

Берце — 195

Бехтерев В. М. — 414

Бидль А. Э. — 36, 406

Бине А. — 48, 88, 124, 128, 408—410

Блейлер Э. — 186, 314, 315, 345, 412

Блонский П. П. — 48—50, 59—63, 94, 133, 244, 248, 254, 279, 303, 348, 388, 391, 392, 394, 398, 404, 405, 407—409, 412

Бобертаг О. — 124, 410

Боген Х. — 150

Божович Л. И. — 399, 403, 415

Болдуин Д. — 21, 222, 405

Брока П. — 412

Буземан А. — 28, 228—239, 250, 384, 412

Бюлер К. — 41, 48, 49, 72, 74, 76, 77, 117, 118, 128—130, 150, 297—299, 323, 324, 355, 387—390, 405, 407, 410, 414

Бюлер Ш. — 7, 23, 26, 27, 32, 41—43, 46, 49, 51, 55, 203, 214, 215, 270, 277, 278, 280, 283, 300, 301, 307, 371, 402, 405, 406, 408

В

Валлон А. — 283, 305, 322, 324, 399, 413, 414

Вассерман Я. — 209, 210

Вейс А. — 348

Вейсенберг — 170

Вересотская К. И. — 410

Вернер Г. — 107, 193

Вернике К. — 177, 195, 412

Вертгаймер М. — 107, 409

Вечерка Л. — 29, 406

Вирхов Р. — 276, 284

Вольпин Л. Л. — 285

Вудвортс Р. — 8, 11

Вундт В. — 177, 208, 213, 217

Выготский Л. С. — 67, 386—415

Вяземский Н. В. — 50

Г

Габриэль — 345, 347

Гальперин П. Я. — 396

Гальтон Ф. — 74, 211, 388, 409

Гегель Г. В. Ф. — 16, 107, 113, 158, 159, 196, 198, 199, 212, 232, 361, 405

Гезелл А. — 55, 247, 261, 267, 273, 274, 324, 387—390, 408

Гельб А. — 120, 121, 172, 175, 176, 178, 180, 181, 198, 202

Гельмгольц Г. — 115, 410

Гербарт И. Ф. — 7, 405

Гердер И. — 202

Геринг Э. — 114, 357, 410

Герке Е. Д. — 151, 155, 411

Гетцер Г. — 29, 270, 278, 280, 283, 405, 406

Гетчинсон — 244

Гёте И. В. — 72, 101, 218

Гизе Ф. — 42, 131

Гоббс Т. — 360

Гольдштейн К. — 172, 175, 176

Голяховская — 97

Гомбургер А. — 350

Гохе — 166

Граукоб — 100—102

Грегор А. — 54

Гроос К. — 38, 40, 57, 63, 64, 82, 127, 128, 195, 348, 407, 408

Грюнвальд — 127

Гумбольдт В. — 65, 66, 322, 408

Гутинель — 279

Д

Давыдов В. В. — 393, 396

Дарвин Ч. — 326—328, 330, 331, 372, 373, 390

Деборин А. М. — 232, 412

Дейхлер Г. — 104

Денисова М. П. — 280, 398, 414

Джексон Х. — 179

Дильтей В. — 408

Домэ — 350

Дофлейн Ф. — 27, 271

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований: 

· сравнение взрослых и детей; 

· сравнение современного человека и древнего; 

· сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями. 

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении. 

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой.  А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика. 

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны. 

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям. 

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: