Кто несет ответственность за травму ребенка в школе
По закону за вред причиненный ребенку до 14 лет ответственны родители. Но за травму, полученную в школе и закрепленной за ней территорией (школьном дворе), отвечает школа. Образовательное учреждение обязано контролировать поведение учеников на уроках, в группе продленного дня и за пределами школы (на выездных мероприятиях и экскурсиях под контролем учителя).
Дети могут получить травму в школе в результате:
- несчастного случая;
- драки или столкновения с другими детьми;
- падения;
- неправомерных действий работников школы;
- неисправности спортивного оборудования;
- на школьной площадке и пр.
Даже если дети подрались, ответственность лежит не на обидчике, а на администрации школы.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. №1 и Гражданском кодексе установлена презумпция вины школы в причинении вреда ученика во время нахождения под ее надзором. Это значит, что в травме ребенка будет виновата школа, если только ей не удастся доказать обратное. Например, если не установят вину родителей ребенка, причинившего вред, или то, что виноват сам ребенок-причинитель вреда старше 14 лет.
Когда ответственность за причиненный вред несет школа. Школа обязана обеспечить безопасные условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (на основании ч.1 ст.51, ст.28 273-ФЗ «Об образовании»). Когда учителя халатно относятся к своим обязанностям и не контролируют поведение учеников, то школа несет за это ответственность.
Если ребенок в момент получения травмы находился под контролем школы, то она будет нести ответственность. В частности, речь о следующих случаях:
- школьники подрались на уроке или на школьном дворе на перемене и один из них пострадал;
- ребенок бегал на перемене и получил травму в коридоре;
- ученик получил травму в группе продленного дня на прогулке;
- дети находились за пределами территории школы на экскурсии (на выезде), но под контролем учителя или тренера;
- ребенок упал в раздевалке школы и травмировался, когда одевался после уроков;
- ущерб здоровью был причинен в школьном автобусе при перевозке ребенка к школе (если учебное заведение организует доставку).
По вопросу ответственности школы за конфликт по время урока, который стал причиной травмы, судебная практика единообразна и признает бесспорную вину школы. Тогда как травмы, полученные после окончания занятий, суды трактовали не столь однозначно и нередко отказывались признавать вину учебного заведения.
Но в 2021 году Верховный суд пришел к выводу, что школа отвечает за жизнь и здоровье учеников и после уроков, если ущерб причинен на ее территории. Так, школу могут признать виновной в недосмотре за травму, полученную в драке в раздевалке или на школьном дворе.
Когда ответственность несут родители. В ситуации, когда ребенок находился в школе, но вред причинен не по ее вине, а другим учеником, к ответственности могут привлечь родителей ребенка, причинившего вред. Для этого школа должна доказать, что причиной драки стало ненадлежащее воспитание, а не отсутствие должного контроля за поведением учеников.
Родители несут ответственность за все проступки своего ребенка младше 14 лет.
Когда виноваты родители. Если ребенок получил травму в школе, но находился в этот момент под надзором родителей, то со школы снимается ответственность. Также нужно учитывать, что школа несет ответственность только за жизнь и здоровье своих учеников (согласно ст.28 273-ФЗ «Об образовании»).
Если пострадавший не является учеником данной школы, то вины образовательного учреждения в травме, полученной на ее территории, не будет.
Когда виноват ребенок, причинивший вред. Если ребенок уже достиг 14 лет, он самостоятельно несет ответственность за причиненный им ущерб (согласно ст.1074 Гражданского кодекса). Если у несовершеннолетнего отсутствуют собственные доходы, то компенсировать причиненный вред придется его родителям.
В случае, если выяснится, что один ребенок намеренно избил второго, то обидчика даже могут привлечь к уголовной ответственности (если он старше 16 лет). Но обычно, если инцидент произошел впервые, ребенка просто поставят на учет в отделе по делам несовершеннолетних и ограничатся воспитательными мерами.
Планирование и организация мероприятий
Перед тем, как приступить к планированию мероприятий, классный руководитель должен учитывать интересы и потребности своих учащихся
Ученики разных возрастов и с разными интересами могут предпочитать разные виды мероприятий, поэтому важно учитывать все это при составлении плана
Важным шагом в планировании мероприятий является определение целей и задач, которые должны быть достигнуты. Например, целью может быть развитие коммуникативных навыков, поддержка дружбы и сотрудничества, развитие творческого мышления и многое другое. Определение целей поможет выбрать подходящее содержание мероприятия и оценить его результативность.
После определения целей и задач необходимо выбрать подходящее мероприятие и разработать его программу. В программе следует указать, какие активности и игры будут проводиться, какие задания будут выполняться, и какие результаты ожидаются. Также необходимо учитывать возможные риски и планировать соответствующие меры безопасности.
Организация мероприятий включает в себя не только их планирование, но и подготовку нужных материалов и ресурсов, участие и содействие коллектива школы, а также информационную поддержку и координацию с родителями.
После проведения мероприятия следует провести анализ его результатов и эффективности. Возможно, потребуется определить, что было сделано хорошо, и что может быть улучшено в будущем. Результаты анализа помогут классному руководителю стать более эффективным организатором мероприятий и создать лучшие условия для развития своих учеников.
В целом, планирование и организация мероприятий являются важной частью работы классного руководителя в школе без уроков. Это позволяет создать благоприятную обстановку в классе, помогает развитию учеников и способствует их вовлеченности в образовательный процесс
Кто такой классный руководитель
- получать информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- контролировать учебные успехи каждого ученика;
- координировать работу учителей-предметников;
- приглашать родителей в учебное заведение в случае необходимости;
- участвовать в работе различных школьных структур самоуправления;
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы;
- определять индивидуальный режим работы с учащимися;
- применять новые методы, формы и приемы воспитания;
- выбирать форму повышения собственного педагогического мастерства;
- защищать собственную честь и достоинство в школьных органах управления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы.
Когда вы вмешиваетесь в процесс обучения детей…
Разве не так это и выглядит? Вы берете на себя ответственность за учебу, за отношения с совершенно посторонней чужой теткой или дядькой. Более того, начинаете переносить учебные вопросы на восприятие ребенка в семье и его самооценку. Школу можно считать работой, где есть ряд начальниц или начальников.
Иерархические отношения те же, восемь часов нудной пахоты плюс еще домашние задания. И необходимость сдать отчетность вовремя и так, чтобы не лишили «премии» в виде пятерки.
В коммуникации есть две стороны — преподавательница (учительница) и ребенок. Родитель тут вообще не должен фигурировать. И вмешиваться только при крайней необходимости, если есть угроза физическому или психическому здоровью. Когда сына или дочку бьют, оскорбляют, унижают, тогда мама или папа обязаны защитить.
Если у них просто текущие взаимоотношения, конфликтные или неконфликтные, то очень неплохо задать себе вопрос: «Моему ребенку когда-нибудь будет сорок лет. И он, вспомнив эту ситуацию текущего конфликта с педагогом, оглядываясь на тридцать лет назад, какие выводы сделает? Чему он в этой ситуации научился? Если я начну вмешиваться на стороне педагогов? Или на стороне ребенка? Или если я поддержу сына (дочь), но вмешиваться не стану?»
Какой из этих вариантов выгоднее взрослому сорокалетнему мужчине или женщине? Как правило, если смотреть из будущего, с точки зрения далекой перспективы, то выяснится, что намного выгоднее оставить любые конфликты в школе на «откуп» паре учитель-ученик. Воспитание детей подразумевает не постоянные нотации, а подготовку к взрослой жизни. И учитель — прекрасный спарринг-партнер, на котором можно отрабатывать будущие личностные качества.
Оценки — что это? По большому счету, просто мнение чужой тети. Причем, даже не о каких-либо объективных знаниях, а о том, как с тетиной позиции выглядит власть. Росчерком пера можно влепить «неуд», а можно «притянуть за уши» пятерку.
Отметки могут быть заслуженными и несправедливыми, мы сами это прекрасно знаем. И помним, как неоднократно пытались доказать родителям, что виновата — учительница. Но в глазах взрослых почему-то учитель всегда прав, даже если, по большому счету, уважать педагога не за что.
Неграмотен, не компетентен, не профессионален и вести себя с детьми не умеет. Работает за копейки в школе, просто потому что не может найти ничего лучше. Как вы полагаете, мнение такой тети может сформировать сознание будущего успешного взрослого человека?
Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину
В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).
В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.
Закон об образовании: права родителей в школе
- Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
- Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
- Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
- Знакомиться с учебными программами.
- Узнавать оценки ребёнка.
- Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
- Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
- Принимать участие в управлении школой.
Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.
Значит ли это, что если в результате драки один ученик покалечит другого, то виновник не будет отвечать за последствия для здоровья пострадавшего и весь спрос будет только со школы? Конечно, нет. Задача школы в такой ситуации будет доказать – руководство и ответственные лица сделали все, что могли — дежурили на территории, увидев предпосылки к драке, постарались её предотвратить и т.д.
1) школа обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, и отвечает за неисполнение этой функции (ч. 6-7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
Обязан ли классный руководитель находиться в школе во время свободных уроков?
Когда у классного руководителя нет уроков, возникает вопрос о его присутствии в школе. Следует ли ему оставаться в учебном заведении и заниматься своими обязанностями или же он имеет право покинуть школу?
Согласно официальным инструкциям, классный руководитель обязан находиться в школе во время свободных уроков. Это связано с тем, что он выполняет не только функции преподавателя, но и коммуникативные, организационные и воспитательные задачи. На него возлагается ответственность за контроль вынесенных поручений, своевременное информирование родителей и администрации об актуальной ситуации в классе, а также ведение дневника класса и встречи с родителями.
Оставаясь в школе во время свободных уроков, классный руководитель имеет возможность установить более тесный контакт со своими учениками. Он может уделить время для беседы, консультации или просто присутствия в классе во время самостоятельной работы учащихся. Это способствует развитию доверительных отношений с учениками и создает благоприятную атмосферу в классной обстановке.
Кроме того, классный руководитель может использовать свободное время для развития своих профессиональных навыков и знаний. Он может изучать новые методики работы с детьми, проводить самообразование, обмениваться опытом с коллегами и улучшать свою квалификацию. В результате этого он становится более компетентным и эффективным педагогом.
Таким образом, классный руководитель имеет непосредственную связь с учебно-воспитательным процессом и обязан оставаться в школе во время свободных уроков. Это позволяет ему не только выполнить свои обязанности перед учениками, родителями и администрацией, но и развиваться профессионально, повышать качество своей работы и создавать оптимальные условия для успешной адаптации учеников в школе.
Несет Ли Мать Ответственность За Ребенка После 18 Лет В Школе
Семейно-правовая ответственность Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (п. 1 ст. 63 СК).Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи, с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 69 СК).
Административная ответственность родителей 1. Допущение нахождения несовершеннолетнего (в возрасте до четырнадцати лет) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, вокзалах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, а также на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сфере развлечений (досуга), в том числе в ресторанах, кафе, барах, клубах, дискотеках, компьютерных залах, помещениях, оборудованных для предоставления услуг доступа в Интернет, а также на открытых танцевальных площадках, с 22 часов до 6 часов, в летнее время с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — влечет наложение административного штрафа на родителей (законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в размере от 200 до 500 рублей; на должностных лиц — от 4000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 11000 до 25000 рублей.Уголовная ответственностьза вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 151 УК);за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК);за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК).
Ответственность за причиненный вред
Школа несет три вида ответственности за травму, полученную ребенком:
- Гражданскую – в виде компенсации причиненного вреда по ст.1087 Гражданского кодекса.
- Административную – в виде штрафа.
- Уголовную – за халатность.
Уголовная ответственность. Виновного педагога или директора могут привлечь к уголовной ответственности в случае причинения серьезного вреда здоровья, гибели или инвалидности ребенка на основании ст.293 Уголовного кодекса. Если вина будет доказана, учителю грозит до 2-5 лет лишения свободы.
Если травма не имела серьезных последствий для здоровья, то ответственным лицам грозит штраф до 120 тыс.р.
Что считается причинением вреда здоровья средней и тяжелой степени. Травмами средней и тяжкой степени можно считать, например:
- Потерю зрения, слуха, речи.
- Прерывание беременности.
- Психическое расстройство.
- Потерю трудоспособности (частичная или полная).
- Обезображивание лица.
На какую компенсацию можно рассчитывать. В случае причинения ребенку вреда родители могут получить:
- Компенсацию расходов на лечение: стоимость лекарств или услуг по оказанию медицинской помощи.
- Возмещение причиненного вреда здоровью.
- Компенсацию морального вреда.
Размер выплачиваемой компенсации допускается определить по соглашению сторон, а при наличии спора – через суд. Фиксированного размера компенсации морального вреда законодательство не содержит, но обычно он составляет до 100 тыс.р. при причинении легкого вреда здоровью, 500 тыс.р. – среднего и 1 млн.р. – тяжкого.
Дисциплинарная ответственность. За ненадлежащее исполнение обязанностей к ответственности педагога могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Учителю могут объявить выговор или предупреждение, либо уволить его по нормам Трудового кодекса.
Какую ответственность за детей несут школы
В зону ответственности образовательных организаций, прежде всего, входит качество обучения, а также охрана здоровья учеников.
Согласно статье 28 закона «Об образовании в Российской Федерации», школа отвечает за выбор образовательной программы и её реализацию. Также в ней должны быть созданы «необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся». Это означает, что если школьник получит серьёзную травму, из-за которой не сможет посещать занятия больше одного дня, администрацию учебного заведения могут привлечь к юридической ответственности.
Разберём на примерах, в каких случаях школа несёт ответственность за ребёнка.
Роль и обязанности классного руководителя
Один из основных обязанностей классного руководителя – это поддерживать и развивать доверительные отношения со своим классом. Он должен быть доступен для общения и готов помочь каждому ученику в решении его проблем. Классный руководитель является своего рода посредником между учениками и школьной администрацией, а также связующим звеном между родителями и учебным процессом.
Организация внеклассной работы и проведение общешкольных мероприятий также являются важной частью работы классного руководителя. Он стимулирует участие учеников во внеклассных и внеурочных мероприятиях, а также организует различные мероприятия, направленные на развитие творческих и социальных навыков учащихся
Классный руководитель также отвечает за соблюдение дисциплины в классе и в школе. Он регулярно проводит беседы на различные актуальные темы, такие как трудности, с которыми сталкиваются ученики, правила поведения и принципы взаимоотношений. При необходимости классный руководитель принимает меры к недопущению нарушений дисциплины, а также стимулирует развитие самодисциплины у учеников.
Кроме того, классный руководитель оказывает поддержку учащимся в учебной деятельности, помогает им развивать образовательные и познавательные интересы, оценивает и анализирует их успехи. Он контролирует посещаемость учеников, осуществляет консультации и помощь в подготовке к тестам и экзаменам.
Роль классного руководителя – это не только преподаватель, но и наставник, консультант, организатор и помощник для каждого ученика в его личностном развитии и достижении успеха.
Как может влиять учитель на поведение учеников вне школы?
Только разговорами. Учитель не может заставить учеников выбирать ту или иную дорогу. Также трудно договориться о вопросах безопасности с родителями.
В Республике Татарстан несколько лет назад школы пытались заставить родителей забирать младшеклассников после уроков. Работало это плохо: родители отказывались подписывать расписки о своей ответственности и жаловались на школы на интернет-форумах и в письмах в региональное министерство образования.
Если учитель заводит с учениками разговор о том, как проводить свободное время, то говорить стоит об ответственности ученика за свою жизнь и обучение. Ученик вряд ли воспримет аргумент, что учеба — это его работа и нужно идти домой и заниматься. Лучше он отнесется к мысли, как важна безопасность.
Контроль успеваемости и поведения
Классный руководитель отслеживает посещаемость учащихся, проводит анализ домашних заданий, контрольные работы и другие показатели успеваемости. Он помогает разобраться в трудностях, оказывает поддержку и помощь тем, кому это необходимо. Кроме того, классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учащимися, родителями и преподавателями для уточнения текущего состояния.
Неразрывная связь между урочным и внеурочным временем позволяет контролировать поведение учащихся не только во время уроков. Классный руководитель следит за поведением учащихся во время перемен, воспитательных мероприятий, праздников и экскурсий. Он формирует правила и нормы поведения, внедряет систему поощрений и наказаний в целях установления порядка и дисциплины.
Контроль успеваемости и поведения помогает создать доверительные отношения между классным руководителем и учащимися. Он способствует не только улучшению образовательных результатов, но и формированию личностных качеств учеников, таких как ответственность, самоорганизация и толерантность.
Что должен будет делать классный руководитель
Если говорить конкретно, то на практике, как правило, под мероприятиями будут пониматься поездки в театры и тюзы, посещение музеев и ближайших библиотек. Как правило, руководители класса хорошо знают родителей своих учеников, поэтому часто приглашают их рассказать детям о своей профессии (этому можно посвятить даже целый классный час, что явно будет одобрено администрацией). Для помощи детям из слабозащищенных слоев населения классный руководитель должен узнать о присутствии учащихся из многодетных семей, чтобы обеспечить их бесплатным питанием в школе.
Кроме того, при согласовании с администрацией классрук должен уведомить органы по работе с несовершеннолетними, если какие-то обучающиеся неоднократно серьезно нарушают дисциплину, угрожают безопасности класса и мешают нормальному проведению учебного процесса. Но нужно понимать, что это самая крайняя мера, которая в будущем может испортить ребенку жизнь, поэтому перед таким решением необходимо провести ни одну беседу как с самим ребенком, так и с его семьей. И если нет результата, только тогда обращаться за помощью выше.
Физкультурно-оздоровительные кружки и секции преподаватели не организовывают. На практике представители этих кружков выступают перед обучающимися, раздают им визитки или буклеты, а задача классного руководителя сводится к мотивации детей на посещение данных занятий.
Особенно важно! Зачастую классные руководители запрещают детям во время урока выходить из класса и просят предметников делать так же, мотивируя это соображениями безопасности и ответственности за детей. Так делать ни в коем случае нельзя, и из должностной инструкции это становится понятно
Это прямое нарушение прав и свобод учащихся, что наказывается администрацией учебного заведения.
Руководителю важно понимать, что на нем лежит ответственность не только за детей, но и за оборудование в классе. Если администрация сможет доказать, что оно стало повреждено по вине учителя, то и возмещать ущерб придется ему
Надеемся, теперь задачи, функции и обязанности классного руководителя стали вам понятны. Как выяснилось, это крайне ответственная должность, надбавка за которую, к сожалению, далеко не покрывает всех усилий преподавателя, приложенных для выполнения своих обязанностей на этом посту