Сосание пальцев у детей старшего возраста
До сих пор мы говорили о детях, которые сосут пальцы в первые месяцы жизни. К году сосание пальцев становится для ребенка чем-то совершенно иным. Это что-то вроде утешения, в котором он нуждается время от времени. Он сосет пальцы, когда устал, или когда ему скучно, или когда он рассержен, или чтобы уснуть. Когда он не может справиться с проблемой по-взрослому, он как бы отступает в младенчество, когда сосание доставляло ему такую радость.
Даже если после года сосание пальцев удовлетворяет другие потребности ребенка, делает это все тот же ребенок, который до года удовлетворял сосательный инстинкт. Очень редко бывает, чтобы ребенок впервые начал сосать пальцы после года.
Конечно, нельзя лечить одно-, двух- или трехлетнего ребенка теми же средствами, что младенца, то есть удлиняя время сосания груди или бутылочки. А что могут сделать родители? Мне кажется, они ничего не должны делать, если ребенок в целом весел, доволен, спокоен и занят и сосет палец только перед сном или недолго в течение дня. С другой стороны, если он сосет много времени, заменяя ним игру, родителям следует подумать, почему ребенку постоянно надо себя успокаивать. Возможно, ребенок скучает, потому что мало видится с другими детьми или потому что ему не хватает игрушек. А может, ему часами приходится сидеть в коляске. Ребенок в полтора года может сердиться на мать, если она весь день запрещает ему делать то, что его особенно привлекает, вместо того чтобы помочь ему найти интересную игру. У другого ребенка есть товарищи для игр и есть свобода играть дома, но он слишком робок, чтобы этим воспользоваться. И вот он наблюдает за другими детьми и сосет при этом палец. Я не утверждаю, что у каждого ребенка, сосущего палец, есть такие проблемы. Даже у самых счастливых и хорошо приспособившихся к окружению детей бывают трудные минуты, а многие маленькие дети, которые регулярно сосут пальцы, как будто не нуждаются ни в каких переменах в обращении с ними; в сущности они очень счастливы. Я хочу подчеркнуть, что если что-то и можно сделать относительно сосания пальцев, так это постараться сделать жизнь ребенка лучше и интересней.
То, что сказано выше, относится и к тем детям, которые сосут угол одеяла или жуют воротничок рубашки, когда засыпают, или скучают, или когда им одиноко.
Шины на руках, металлические колпачки на пальцах и вещества с дурным вкусом только делают ребенка несчастным, но не остановят его и в более старшем возрасте, как не останавливают младенца. Я думаю, что, напротив, эти средства закрепляют привычку. То же самое можно сказать, если вы браните ребенка или силой вытаскиваете его палец изо рта. Я помню историю Энн, которая сама по себе перестала сосать палец в три года. Полгода спустя вернулся ее дядя Джордж, который раньше жил с ними и постоянно ругал ее за эту привычку. И как только он появился в доме, Энн тут же начала снова сосать палец. Часто слышишь рекомендации, что нужно дать ребенку игрушку, когда он сосет палец. Конечно, у ребенка должно быть достаточно интересных предметов, с которыми он мог бы играть, чтобы он не скучал. Но если каждый раз, как он сунет палец в рот, вы будете давать ему старую игрушку, он быстро разгадает вашу хитрость. А что если подкупить ребенка? Допустим, ваш ребенок относится к тем немногим, кто сосет палец и в возрасте пяти лет. Вы, естественно, тревожитесь, думаете о том, какой вред это нанесет постоянным зубам. У вас есть возможность подкупить ребенка, если только предложите хорошую взятку. Если девочка 4-5 лет сосет пальцы, она может перестать, если вы разрешите ей накрасить ногти, как взрослой женщине. Но практически ни у одного ребенка двух-трех лет не хватит силы воли, чтобы отказаться от инстинкта, как бы велика ни была награда. Вы только ухудшите положение, но ничего не добьетесь.
Так что если ваш ребенок сосет палец, проследите, чтобы жизнь у него стала лучше. Возможно, делу поможет, если время от времени повторять ребенку, что он вырастет большой и перестанет сосать пальцы. Это дружеское подбадривание поможет ему покончить с вредной привычкой, как только он будет в состоянии. Но не ругайте его. И прежде всего — не думайте об этом. Если вы будете продолжать тревожиться после того, как решите ничего не говорить, ребенок почувствует вашу тревогу и будет соответственно реагировать. Помните, что привычка сосать пальцы со временем все равно исчезнет. В подавляющем большинстве случаев она проходит до появления постоянных зубов. Но исчезает она не сразу. Некоторое время как будто исчезает, потом снова возвращается, особенно во времена болезни или когда ребенку предстоит трудное привыкание к чему-то. И только со временем исчезает навсегда. Это редко происходит до трех лет, но обычно сосание прекращается между тремя и шестью годами.
Воспитание ребенка от девяти месяцев до года
Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.
Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.
Малыш 11 месяцев может длительное время играть один
В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им
Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной
Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире
Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов
Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.
Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир
Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.
Особенности психологии младенцев
В первые месяцы ребенок может случайно положить пальцы в рот, облизать их, исследовать свои ручки, но такое бывает редко.
А вот с 1.5–2 месяцев вы все чаще можете видеть, что младенец сосет пальцы, или пытается засунуть в ротик кулачок. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>
Внимание! Если в этот момент вы понимаете, что давно не давали грудь ребенку, и он явно показывает сосанием пальцев, что голоден, его сосательный рефлекс нуждается в удовлетворении, сразу дайте грудь малышу. Часто бывает, что неграмотные люди пишут в статьях — в случае, если ребенок сосет пальцы — дайте ему пустышку, ведь это альтернатива для удовлетворения сосательного рефлекса. Часто бывает, что неграмотные люди пишут в статьях — в случае, если ребенок сосет пальцы — дайте ему пустышку, ведь это альтернатива для удовлетворения сосательного рефлекса
Часто бывает, что неграмотные люди пишут в статьях — в случае, если ребенок сосет пальцы — дайте ему пустышку, ведь это альтернатива для удовлетворения сосательного рефлекса.
Но дело обстоит иначе — первый год является определяющим в общем отношении ребенка к жизни и миру.
Если каждый раз при неприятных ощущениях, вместо живого внимания, маминых объятий, знакомых запахов и маминых рук ребенок оказывается в коляске или кроватке с пустышкой во рту, то он делает вывод, что мир жесток, и не отвечает взаимностью.
Получить расслабление и спокойствие мы можем лишь с живым человеком.
Представьте себя в такой ситуации: у вас произошла неприятность, вам обидно и вы плачете. В этот момент ваш любимый муж, вместо объятий и простого человеческого участия, сует вам в руки салфетку и уходит из комнаты, оставляя одну.
Что бы вы почувствовали? Вы бы получили поддержку? Понимание? Вас бы устроило такое отношение?
Поэтому не нужно давать ребенку пустышку, если вы видите, что сосание пальцев — это просьба о контакте, близости или потребность в сосании груди.
Читайте важную статью о кормлении грудью>>>
Время обучения
Период, когда малыш с интересом берет все в ротик, можно использовать в воспитательных целях.
Это прекрасное время, чтобы познакомить его с таким важным словом, как «нет». Если во рту малыша оказывается что-то непозволительное, то забирать стоит с четкими словами: «Нет, опасно». И предложить то, с чем можно поиграть.
Важно! Это не значит, что с первого раза ребенок будет слушать и поймет значение этой фразы, но постепенно он поймет, что от него родители добиваются запретом. Для годовалых детей вопрос постановки границ является первостепенным
Ведь ребенок уже не находится у вас на руках, он свободно перемещается по квартире и у вас должна быть выработана система правил и запретов, обеспечивающая безопасность ребенка
Для годовалых детей вопрос постановки границ является первостепенным. Ведь ребенок уже не находится у вас на руках, он свободно перемещается по квартире и у вас должна быть выработана система правил и запретов, обеспечивающая безопасность ребенка.
О границах, запретах и обучении ребенка слушаться маму, смотрите интернет-семинар Мама — главная! – курс о том, как повысить свой авторитет и распрощаться с детскими капризами.
Причины сосания пальцев
От некрасивой и вредной привычки брать пальцы в рот ребёнка нужно избавлять, разобравшись вначале, почему так происходит.
Прорезываются зубки
Если ребёнку 4-7 месяцев, то в это время у него режутся зубки, ему хочется чесать дёсна с помощью пальчиков. Когда у малыша воспаляются дёсны и течёт слюна, он капризничает по ночам, то настало время купить ему прорезыватель для зубов и обезболивающий гель. Можно давать ему сухарики и овсяное печенье, а его игрушки нужно ежедневно тщательно промывать.
Неудовлетворённый сосательный рефлекс
Если пальчик сосёт годовалый малыш, то это может намекать на то, что он кормился из соски с большим отверстием, без труда высасывая смесь за несколько минут. При этом он успевал утолить чувство голода, а важный в первые месяцы сосательный рефлекс оставался неудовлетворённым. Ведь чтобы получить из груди матери столько же молока, ребёнку пришлось бы трудиться не меньше 15 минут.
Успокоение
Когда ребёнок пытается уснуть, он очень часто также засовывает пальцы в рот – это его расслабляет и помогает быстрее заснуть. Постепенно это превращается в ритуал. Чтобы избавиться от него, нужно воспользоваться методом вытеснения такого поведения другими действиями. Можно поиграть перед сном в спокойные игры, после искупать его и сделать расслабляющий массаж. Мама или папа должны посидеть возле кроватки малыша, положить туда любимую игрушку, почитать ему сказку. Лучше всего оставаться с малышом до тех пор, пока он не заснёт, так он будет максимально спокоен.
Причины у малыша в 1,5-2 года
Если же малыш приноровился сосать палец по достижении им 1,5-2 лет, а до этого этим не увлекался, то это возможно по следующим причинам:
- малыш чем-либо напуган (бабой Ягой, собакой, темнотой в комнате) и успокаивается сосанием пальца;
- родители излишне строги с ребёнком;
- малыша без подготовки отдали в детский сад, где у него пропало желание взрослеть, и проявляются признаки инфантильности, возвращающей его в младенчество.
Вот тут и возникает задача, как отучить ребенка брать пальцы в рот.
Видео о том, как отучить ребенка брать пальцы в рот
Опасность
Прежде чем перейти к вопросу, связанному с тем, когда дети перестают тянуть все в рот, необходимо рассмотреть последствия, которые могут возникнуть.
В рот младенца может попасть все, что туда отлично помещается
Важно понимать, что такой период развития сопровождается повышенной опасностью. В чем она заключается:
- Малыш может затащить в рот предметы, которые не предназначены для еды, а затем проглотить их. Не так страшно, если это будет всего лишь кусочек бумаги. Но есть опасность того, что кроха может проглотить небольшую батарейку, иголку или выпить средство для мытья посуды.
- Ребенку год — все тянет в рот. Во время активного развития сосательного рефлекса детям свойственно облизывать дверные ручки, поручни в автобусе и прочие вещи, которые кишат бактериями. Помните, что все предметы, окружающие вас, могут быть источниками вирусов, с которыми бывает сложно справиться даже взрослому организму.
Но, опасность заключается не только в проглатывании предметов, также в возможности случайно вдохнуть мелкую деталь или предмет.
Если вышеописанные рекомендации вам уже не помогают, то решить проблему можно только кардинальным способом:
- Сменить школу.
- Сменить место жительства.
- Сменить город, в котором вы проживаете.
Последний вариант – самый сложный, но самый действенный.
Если переехать в другой город, чтобы полностью исключить общение ребенка с плохой компанией, не удается, найдите способ увезти ребенка из города хотя бы на определенный период. За этот период ребенок должен полностью поменять свои привычки, забыть свою компанию, найти новых друзей и новые интересы.
Да, придется пожертвовать своим благополучием, но если вариантов больше не остается, то нужно хвататься за любые соломинки.
Помните, что плохая компания – лишь следствие. Лечите причины, а не их следствие.
А еще лучше – не допускать этих причин
Внимание к ребенку – ваш ключик к его счастливой жизни
От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?
Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.
На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника.
Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:
Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом
Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов
Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
Обращайте внимание на то, что привлекает малыша
Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.
Советы специалистов
Чтобы отучить малыша от вредной привычки, специалисты рекомендуют:
играть вместе. Рассказывать малышу о происхождении и назначении мелких деталей: «Это колпачок от ручки. Его можно снять и надеть обратно», «Это кубик. Давай поставим его так, чтобы получилась картинка»;
учить взрослому поведению. Дети любят новые игры, поэтому родители могут взять это на вооружение. Следует рассказать малышу о том, что такое мусор и куда его нужно выбрасывать. Однако у этого метода есть недостаток. Когда ребенок научится пользоваться ведром, в нем может оказываться все, что лежит на полу (в т. ч. нужные вещи). Чтобы избежать этого, стоит завести для малыша отдельный игрушечный контейнер;
отвлекать
Нужно хвалить малыша за хорошее поведение и направлять его внимание на другие вещи, когда он пытается поступить неправильно. Если ребенок тянет что-то в рот, стоит отвлечь его книгой, игрой или даже едой
Многие родители допускают ошибки во время воспитания:
- вырывают предметы из рук. Когда взрослые пытаются забрать какую-то вещь у ребенка, она приобретает для него максимальную ценность. Малыш выпустит предмет только тогда, когда его отвлечет что-то более интересное;
- приказывают, кричат. Не стоит использовать авторитарный подход, сопровождать действия словами «нельзя, потому что я так сказала» и уж тем более демонстрировать физическую силу. Дружелюбное общение подкупает и вынуждает идти на компромисс, а крики – вызывают стресс и усугубляют вредную привычку.
На всю жизнь запомнила
Это было еще в то время, когда гостей собирали дома, а не в кафе. Моя сестра и ее мама были “богемой Москвы” (ну, они так считали))). Увлекались они всем новомодным и западным. Питались по “Системе Шелтона”.
И вот ноябрь, и у сестренки д.р. Праздновали у них дома. Гости сели за стол, а он, кроме сервировки, совершенно пустой! Так еще и сестра интригу навела, что будет очень круто, что такой д.р. мы никогда не забудем!
Торжественно с мамой выносят по баночке йогурта каждому гостю (для понимания: в 1984 г. молочка была, а вот йогуртов не было), в большую салатницу – чипсы (их тоже не было в СССР, кроме “Московского картофеля”) и… все!
Конечно, мы все быстро съели и сидим ждем продолжения банкета. Заходит мама счастливая, что приобщила нас к богемскому образу жизни, и тут робкий голосок: “А кормить вы нас больше не будете?”. На что последовал гениальный ответ: “Мдааа, никогда вы не сможете подняться от плебеев и познать мир! Если очень хотите, могу лук ошпаренный предложить, больше у нас нет ничего!”.
Двоякое чувство осталось тогда от д.р. Плюс – что попробовала йогурт и чипсы, минус – это мое плебейское отношение к еде – люблю вкусно покушать! И сестра не соврала: я ее день рождения на всю жизнь запомнила!
anytka010707 / Pikabu
Для родителей грудничка
В этом возрасте родителей уже может начать беспокоить палец во рту у который еще не способен контролировать свои действия? Понять, зачем он это делает. Присмотритесь, при каких обстоятельствах малютка начинает сосать палец. Может, он просто проголодался? Вам нужно только немного сократить интервалы между кормлениями.
Второй момент — это удовлетворение сосательного рефлекса. Крохе не хватает эмоционального общения с мамой, и приходится искать, чем ее заменить, то есть что бы еще пососать. Собственный палец является отличным вариантом. Кстати, груднички, которые находятся на естественном вскармливании, намного реже сосут пальчики. Они находятся у груди столько времени, сколько нужно им, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс. Кроме того, они в это время чувствуют мамино тепло и ласку.
Физиология или психология?
Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?
Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:
- Успокоение.
Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.
К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:
- рассматривать;
- дотягиваться;
- брать предметы в руки;
- еще как-то манипулировать ими.
- Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.
Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>
- Голод.
Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>
- Познание мира.
С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:
- различают температуру;
- фактуру;
- вкус предмета.
Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.
- К 4–5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.
Читайте полезную статью о прорезывании зубов>>>
Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:
- ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
- к 3 месяцам он находит свои ножки;
- 4–5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
- в 9–10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.
Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:
- Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
- Перестает быть стерильной.
- Учится бороться с патогенной флорой.
Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.
Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.
До скольки лет детям можно сосать пальцы?
Сосание большого пальца в утробе матери может быть ранним признаком проявления рабочей руки в будущем. Так, в исследовании, проведенном в 2005 году, было обнаружено: все дети, которые тянули в рот большие пальцы правой руки, стали впоследствии правшами (в возрасте от 10 до 12 лет), а две трети младенцев, сосавших пальчики левой руки, стали соответственно левшами.
Это любопытный факт, но что же делать все-таки с привычкой детей тянуть пальцы в рот и в 2, и в 3, и в 4 года? Многие переживают, что это чревато для здоровья зубов и рта. Учитывая то, сколько стоит лечение у ортодонта, волнения родителей более чем оправданы.
Дети в возрасте от 2 до 4 лет
Американская стоматологическая ассоциация (ADA) спешит нас успокоить. Эксперты утверждают, что у большинства детей привычка тянуть большой палец в рот пройдет сама по себе в возрасте 2-4 лет. И даже после 4 лет врачи не рекомендуют родителям слишком наседать на детей, чтобы отучить от этой привычки, иначе это может дать обратный эффект.
Есть еще одна хорошая новость для родителей, чьи дети сосут пальцы. Если ваш ребенок делает это нечасто – например, перед сном, или просто держит палец во рту, не присасывая, то риск развития каких-либо побочных эффектов минимален.
Более того, привычка тянуть пальцы в рот может даже укрепить иммунную систему. Результаты исследования, опубликованного в американском журнале Pediatrics в 2016 году, доказывают, что у людей, сосущих пальцы в детстве, снижен риск развития аллергии и астмы.
В эксперименте, в котором приняло участие свыше 1 000 человек в возрасте от рождения до 38 лет, было обнаружено: к 13 годам те дети, которые кусали ногти или сосали большие пальцы, на 33% реже реагировали на обычные аллергены, а к 32 годам этот показатель увеличивался до 39%. Ученые утверждают, что у этих детей был развит иммунитет к различным бактериям, которые в буквальном смысле в раннем возрасте попали к ним в рот.
Дети в возрасте от 6 лет и старше
Американская стоматологическая ассоциация утверждает, что у детей, продолжающих сосать пальцы и после 6 лет (когда появляются коренные зубы), может наблюдаться нарушение в правильном росте зубов. Отказ от вредной привычки, безусловно, улучшит положение, но все же не стоит исключать того варианта, что в этом возрасте детям уже может понадобиться коррекция прикуса у ортодонта.
На платформе Vikids вы можете:
Дополнительные меры
Привычка сохраняется в 3-4, даже в 5 лет – значит, малышу недостаточно вашего внимания. Почаще играйте с ним, балуйтесь, занимайте интересными и новыми играми. Почитайте сынишке или дочке сказку, посмотрите вместе с ними мультфильм, обсудите увиденное или прочитанное. Маленький человечек должен чувствовать свою значимость для вас. Выбирайте для малыша занятия, в которых необходимо участие рук (собирание пазлов, лепка из пластилина, рисование). Заметили, что он тянет ладошку вверх во время просмотра мультфильмов, предложите ему взять в руку мячик или кубик. Пусть он разминает и вертит их. Для девочки можно купить детский маникюрный набор. Юная модница вряд ли захочет испортить красивый маникюр, засунув его в рот. Гнев и наказание – плохие помощники
Старайтесь не заострять внимание том, что ребенок сосет палец. Спокойно подойдите к малышу и вытащите его кулак изо рта
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: у ребенка облазит кожа на пальцах рук: причины и лечение
Возрастные особенности понимания у детей от года до трех лет
Возраст от года до трех лет является периодом активного развития понимания у детей. В этом возрасте они начинают осознавать окружающий мир и устанавливают связи между объектами, событиями и словами. Однако, возрастные особенности понимания в этот период могут значительно различаться.
Сначала ребенок начинает понимать простые команды и указания, такие как “покажи”, “дай” или “сядь”. К концу первого года жизни он может уже повторять простые слова или фразы из окружающей речи. Второй год характеризуется более сложным пониманием: ребенок уже может следовать инструкциям с несколькими шагами, например, “положи куклу на стол и закрой дверь”.
К двум годам ребенок начинает использовать предлоги и союзы в своей речи, что свидетельствует о его расширении понимания языковых конструкций. Также в этот период он способен выполнять простые задачки по обозначению предметов или изображений на картинках.
Однако, необходимо учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, и возрастные нормы лишь ориентир. Некоторые дети могут начинать понимать и использовать более сложные конструкции раньше, в то время как другие могут быть немного отстающими.
Важно поощрять развитие понимания у детей в этом возрасте через игры, чтение книг и общение с ними. Постепенно увеличивайте сложность заданий и предложений, подбирайте интересные материалы для чтения и стимулируйте активное общение
Это поможет ребенку развить свое понимание языка и окружающего мира.
Характерные симптомы заболевания
Проблема возникновения нервных тиков является довольно актуальной темой современности. Физиологическая причина развития гиперкинезов: нарушение работы отдельных участков головного мозга, сбой нейронных связей или реакция на внешний раздражитель.
Тик у взрослого человека может проявляться следующими действиями:
- подергивание брови или века;
- подмигивание;
- сморщивание лба;
- облизывание или сжатие губ;
- раздувание крыльев носа;
- высовывание языка;
- передергивание плечами;
- вздрагивание всего тела;
- поднятия рук;
- произношение отдельных звуков, слов и даже фраз;
- характерное хрюканье;
- свист;
- покашливание.
Поскольку нервный тикявляется неврологическим заболеванием, то его течение может быть сугубо индивидуальным. Симптоматика может меняться в зависимости от общего физического состояния и наличия внешних раздражителей. Длительный просмотр телевизора, а также работа или игры за компьютером негативно влияет на течение болезни.
В зависимости от тяжести клинической картины, гиперкинезы рассматривают как:
- единичные – проявляющиеся от двух до девяти раз за 20 минут или во время ремиссии;
- серийные – протекают приступообразно, за 20 минут от 10, но не более 30 тиков:
- статусные – самое тяжелое состояние, при котором за те же 20 минут происходит от 30 до 600 и более проявлений. Ими характеризуется острая стадия болезни.
Волнение, переутомление, депрессивное состояние провоцируют увеличение частоты тиков, тогда как переключение внимания, сосредоточенность на увлекательном занятии, наоборот, снижают эту тенденцию.
Тактильное общение
Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.
Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:
Умывание
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купание
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Укладывание спать
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки —
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Что важно в общении с младенцем
– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;
– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;
– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.
Как с бороться с возрастными кризисами
Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность. К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления
В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей
К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.
А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.
Суть проблемы
У некоторых людей открытый рот является проявлением привычки: мышцы челюсти автоматически расслабляются, когда человек сконцентрирован на чем-то ином. Для других это означает неправильное дыхание, когда поток воздуха проходит не через нос, а через рот.
Здоровый человек при правильном дыхании всегда держит рот закрытым, осуществляя вдох и выдох через нос.
Лечение привычки к открытому рту у взрослых представляет некоторую сложность: многие не замечают этой особенности, в то время как другие испытывают социальный дискомфорт и неуверенность из-за часто открытого рта. Взрослым не просто понять причины, почему им не удается постоянно держать челюсти сжатыми.
В чем причина?
Почему новорожденный тащит палец в рот, определить несложно. Достаточно внимательно понаблюдать за маленьким человечком и глубоко почувствовать его. Ребенок посасывает пальцы – это может быть вызвано:
- Чувством голода. Несовпадение биологического ритма жизни крохи с установленным для него режимом может привести к тому, что он потянет в рот все пальцы или будет сосать только большой. Малыш просто голоден и старается таким способом заменить не данную вовремя грудь или смесь.
- Эмоциональным беспокойством. Конфликты дома, плач матери, чужой человек, приблизившийся к крохе, резкие звуки провоцируют сбой нервной системы младенца. В поисках защиты он ищет грудь, но не получает ее, поэтому выбирает альтернативу.
- Нехваткой внимания. Дарите своему маленькому чуду столько внимания, сколько он хочет. Общайтесь, играйте, целуйте, поглаживайте, проводите массаж, улыбайтесь ему, чтобы кроха чувствовал ваше тепло и любовь. Статистика свидетельствует о том, что детдомовские детишки страдают такой привычкой чаще.
- Прорезыванием зубов. Период, когда большинство детей тянется пожевать игрушки, кулак — все, чем можно почесать воспаленные десны.
С любимыми – не расставайтесь
С самого начала постарайтесь не разлучаться с малышом. Сразу после рождения ему жизненно необходимо почувствовать ваше тепло, услышать знакомый стук маминого сердца
Дайте ему такую возможность! Очень важно, чтобы среда, в которую попадает новорожденный младенец, была наполнена знакомыми звуками родительских голосов, вкусом молозива, похожего на вкус околоплодных вод
Да, материнство требует постоянного эмоционального и физического напряжения, от которого порой хочется отдохнуть. Конечно, иногда можно оставить малыша с папой, бабушкой или няней и вдохнуть забытый глоток свободы, погулять по магазинам, посидеть с подругой в кафе, сходить на выставку. И все-таки постарайтесь не расставаться с малышом надолго, по крайней мере, в первый год. И уж тем более не стоит отдавать малыша в ясли в первые два года жизни.
В некоторых израильских кибуцах (что-то вроде наших колхозов) принята система разделения семьи: там матери и грудные дети зачастую ночуют отдельно друг от друга. Согласно проведенным исследованиям, среди тех младенцев, которые спали в общественных «домах для детей», взаимная привязанность с матерью устанавливалась лишь в 48% случаев.
Как видите, научить ребенка любить так просто и одновременно так сложно… Сейчас вас связывает некая, если так можно выразиться, духовная пуповина. Пусть она станет для вашего малыша не тяжелой цепью, а надежным причалом, дающим ему ощущение безопасности, радости и спокойствия.
Инесса Смык
По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»