«я была неудачницей, у которой с собой 400 ₽»: как меньше финансово зависеть от родителей

Психология карманных денег: всем ли детям они нужны?

Чтобы понять, давать ли именно вашим детям карманные деньги, понаблюдайте за поведением ребенка. Ведь готовность к карманным доходам зависит от того, научился ли ребенок ценить деньги и готов ли он к планированию. К примеру, если малыш обижается, что вы не купили ему дорогую игрушку или «машинку как у Саши» именно сейчас, то для него планирование бюджета все еще осталось теорией. В этом случае дайте ему побольше практики: почаще берите с собой в магазин, показывайте ценники, складывайте потраченное на калькуляторе, рассказывайте о необходимых тратах. Посетив с ребенком парк, расскажите о том, сколько сегодня было потрачено на развлечения и покажите ребенку чеки. Обсуждайте свои расходы ежедневно, но при этом не сокрушайтесь о том, что «денег нет» или как тяжело вам живется. Главный урок, который ребенок должен вынести из своей практики: если грамотно тратить, то деньги будут всегда.

В каких случаях ребенку нельзя давать карманные деньги?

1. Он не представляет, кем работают его родители, не знает, что такое заработная плата и как ее тяжело заслужить. Такие случаи часто случаются не только среди обеспеченных детей, но и среди детей, которые с бедных семей, просто родители делают все для того, чтобы их ребенок не был ни в чем ущемлен.

2. Ребенок не может ради своей цели, отказаться от других не особо важных желаний. Он не может скопить деньги на крупную покупку.

3. Ребенок неуправляемый, плохо себя ведет, не может держать данное им обещание, любит врать, карманные деньги только еще больше портят его. Думает, что ему родители дают просто так деньги, а не заслужено.

Как не дать подростку сесть на шею

Лимит на карманные деньги всегда нужно обговаривать на берегу. Вы должны изначально понимать, что тех средств, которые вы даете подростку, хватает на закрытие его нужд. Если с каждым месяцем эти суммы растут, то вы опять упускаете контроль.

Тем не менее, сумма карманных денег с возрастом ребенка может увеличиваться:

Майя пояснила, что деньги — это важно для подростка, так как они тоже помогают в межличностных отношениях. Сходить компанией в Макдоналдс, угостить друга пирожком, купить девочке шоколадку — согласитесь, не всем понравится друг, который вечно ест и развлекается за чужой счет

Как обстоит дело с карманными расходами в других странах

Прежде чем искать ответы на самые важные вопросы, давайте обратимся к опыту европейских и американских родителей. К примеру, в Германии взрослым не нужно размышлять над тем, сколько денег выделить ребёнку. Аналог наших органов опеки и попечительства чётко определил суммы, которые стоит давать детям в зависимости от возраста. Так, пятилетнему малышу положена половина евро в неделю, а тинейджерам – уже до 45 полновесных европейских монет.

В Голландии государственные регулятора тоже составили рекомендации по выдаче денег на карманные расходы. Суммы не слишком сильно отличаются от германских: первоклассникам советуют выдавать не более двух евро в неделю, а подросткам тринадцати лет – до 20 евро уже в месяц. При этом денежные средства советуют давать в конкретный день и без каких-либо оговорок.

В Поднебесной нет уроков финансовой осведомлённости как таковых. Однако ещё в первых классах дети решают математические задачи про деньги. Что касается карманных расходов, то здесь у китайцев (впрочем, как и везде) имеется древняя традиция. Накануне Восточного Нового года мама с папой и старшее поколение дарят малышам красные конвертики с суммой, равной 20 долларам. Согласно легенде, подобные конвертики приносят детям успех в делах.

Многие тинейджеры в США трудятся на каникулах либо после школьных уроков, самостоятельно зарабатывая карманные деньги. Разновидности подработки и возраст, с которого начинают работать, закреплено в каждом штате на законодательном уровне. Так, в некоторых регионах на северо-востоке страны подростки могут подрабатывать уже с 12-летнего возраста. Если годовой заработок более 4000 долларов, то они должны заплатить налоги.

Обращению с деньгами и финансовой грамотности учат и в американских школах. Ученики посещают специализированные учебные центры, помогающие получать дополнительные знания о предпринимательстве, личном бюджете, профессиональном росте. А в начальной школе малыши играют с ненастоящими деньгами, участвуя в лотереях, распродажах и пр.

Платить «за что-то» или «просто так»?

Этот вопрос — один из наиболее спорных. Здесь мы обнаруживаем самое большое разнообразие мнений, подходов, принципов и сомнений.

Как бы то ни было, большинство родителей, принимая принципиальное решение давать своему чаду карманные деньги, тут же задаются вопросом: «За что?»

Большинству психологов наиболее разумной видится такая точка зрения: дети имеют право получать небольшие деньги от родителей просто потому, что… являются их детьми. В самом деле, нужно ли изобретать какие-то сложные обоснования? Ведь это совершенно естественный факт: родители заботятся о своих детях и в материальном, и в психологическом отношении.

Для здорового гармоничного развития ребенок нуждается и в определенных материальных благах, и в том, что мы называем «воспитанием». Мы кормим их, одеваем, покупаем им книжки и игрушки, платим за образование; кроме этого, разговариваем с ними, читаем, водим в кино и в театры, чему-то учим, создаем условия для развития новых умений, стараемся прививать определенные ценности.

И карманные деньги входят в этот длиннейший список всего нужного ребенку для нормального развития. И если вы не ищете специальных причин и условий для того, чтобы почитать ребенку перед сном или купить ему новую пару кроссовок, то точно так же, с чистой совестью, можете давать деньги на карманные расходы.

«Детские» деньги — не то же самое, что «взрослая» зарплата. Мы уже выяснили, что собственные деньги нужны ребенку не для «баловства». Они являются инструментом обучения, своего рода «спортивным снарядом», при помощи которого дитя может осваивать те умения и навыки, которые потребуются ему в самостоятельной взрослой жизни. Как только вы целиком проникнетесь этой идеей, вопрос о том, как именно ребенок должен «заслужить» свои монетки, снимется сам собой.

Итак, за точку отсчета мы можем принять такую идею: при условии, что ребенок достиг нужного уровня психосоциальной зрелости, он имеет право получать от родителей небольшие денежные суммы просто так, не за какие-то определенные заслуги, а потому что в этом объективно нуждается.

Пожалуй, утверждать, что при выдаче карманных денег не требуется никаких условий, было бы не совсем верно. Ребенок не должен «зарабатывать» их, но определенные правила игры существовать, конечно, должны — иначе вся «воспитательная» ценность этих «выплат» окажется под большим вопросом.

Что делать, если родители не предоставляют карманные деньги: рекомендации и советы

Многим подросткам знакома ситуация, когда родители не предоставляют карманные деньги. Это может быть вызвано финансовыми трудностями семьи, желанием научить ребенка самостоятельности или другими причинами. В любом случае, если вы оказались в такой ситуации, стоит обдумать некоторые рекомендации и советы:

1. Найдите способы заработка. Подумайте о том, как вы можете заработать деньги самостоятельно. Например, вы можете найти подработку или начать свой маленький бизнес. Рассмотрите различные варианты, и выберите тот, который вам больше всего подходит.

2. Будьте экономными. Если у вас нет постоянного источника дохода, стоит научиться быть экономным. Поставьте себе цель сохранять и не тратить лишние деньги. Впишите свои расходы в таблицу и попытайтесь сократить ненужные траты.

3. Подумайте о возможностях бесплатного времяпрепровождения. Много вещей, которые можно делать бесплатно или при помощи небольших затрат. Найдите хобби или интересы, которые не потребуют больших денежных вложений. Например, можно начать заниматься спортом, изучать новые навыки или просто проводить время с друзьями на природе.

4. Обратитесь к доверенному взрослому. Если ситуация становится слишком трудной и вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к близкому взрослому, которому вы доверяете. Попросите о совете или помощи в финансовом планировании.

5. Обсудите ситуацию с родителями. Возможно, родители просто не осознают вашу финансовую необходимость и потребности. Попробуйте открыто поговорить с ними о своих потребностях. Будьте готовы объяснить, какие расходы у вас возникают и почему вам нужна финансовая поддержка.
6. Ищите альтернативные источники финансовой помощи. Если ситуация с родителями не изменится, можно искать другие источники финансовой помощи. Например, вы можете попросить стипендию или грант в учебном заведении, обратиться в благотворительные организации или просить помощи у родственников и близких друзей

Важно помнить, что просить помощи – не стыдно, и в сложной ситуации многие готовы помочь.

В завершение стоит отметить, что ситуация, когда родители не предоставляют карманные деньги, может быть непростой, но не безвыходной

Важно сохранять оптимизм и искать решение проблемы. С помощью разумного планирования и поиска альтернативных ресурсов вы сможете преодолеть трудности и научиться финансовой независимости

С чего начать копить

Шаг 1: постановка цели

Откладывать деньги легче при наличии конкретной цели. Такой целью может стать покупка определенной вещи. Если этих вещей много, их можно выписать на листок и расставить в порядке увеличения или уменьшения стоимости.

Для первого раза лучше выбрать цель, которую проще всего достичь, то есть самую недорогую вещь из своего списка. Постепенно оттуда можно вычеркивать купленные вещи и добавлять новые пункты.

Сбережения можно откладывать в копилку. Причем копилка – это не только емкость для мелких монет. Для купюр можно завести конверт, небольшую коробочку, шкатулку или отдельный кошелек. Главное — откладывать целевые деньги в специально определенное для них место, чтобы отслеживать процесс накопления.

Шаг 2: предварительные расчеты

Также нужно понять, сколько времени необходимо, чтобы накопить на мечту.

Сначала стоит оценить, какая сумма сбережений есть на данный момент. Это могут быть не только карманные деньги, но и деньги, которые подарили на день рождения, Новый год и другие праздники. Их сразу можно отправить в копилку.

Затем следует начать вести учет доходов и расходов. Для этого в заметках в телефоне или в ежедневнике нужно фиксировать абсолютно все денежные поступления и все траты с указанием товара или услуги и их стоимости.

По итогам месяца нужно вычислить разницу между доходами и расходами. Эту разницу можно зарезервировать на свою цель и откладывать ее регулярно.

Можно также ввести привычку в начале месяца или в тот день, когда приходят карманные деньги, сразу откладывать 5–10% в сбережения на свою цель. Даже если откладывать еженедельно по 100 рублей, за год накопится 5 200 рублей.

Из стоимости желаемой вещи можно вычесть сумму, которая уже есть в копилке на данный момент. Оставшуюся часть нужно разделить на ту, которую получится еженедельно (ежедневно, ежемесячно) откладывать. Так удастся узнать, сколько времени понадобится копить на покупку при текущих условиях.

Например, есть цель купить кроссовки стоимостью 18 тыс. рублей. На день рождения подарили 5 тыс. рублей и еще 3 тыс. осталось с подарка на Новый год. Еженедельно получится откладывать по 200 рублей. Таким образом, на кроссовки получится накопить чуть меньше, чем за год:

18 000 – (5 000 + 3 000) = 10 000 рублей;

10 000 / 200 = 50 недель.

Сколько давать денег на карманные расходы

Это самый животрепещущий вопрос всех родителей. Давайте рассмотрим его на примере различных государств:

  • Начнем с самого интересного. В Америке родители дают детям на карманные расходы в зависимости от возраста. Например, в 8лет – 8$/неделю, в 12 лет – 12$.
  • Правительство Голландии советует, давать детям карманные деньги в 6–8 лет не более 2€/нед, в 12 лет — не больше 20€/мес, в 18 лет — примерно 30€/мес.
  • В Германии в законодательстве строго прописаны суммы, сколько обязаны родители давать денег на карманные расходы детей. Уже при достижении 5 лет, ребенку нужно давать 1€/нед. Подростку выдаются карманные деньги в размере 20€/мес, в 16 лет родители должны давать своему ребенку 50€/мес. Если родители не дают денег, ребенок вправе на них пожаловаться.

В Российской Федерации деньги для детей выделяются родителями, в зависимости от их заработка.

К примеру, первокласснику можно давать 250 руб/нед. Подростку по 2 000 руб/мес. Опять же повторимся, все зависит от вашего семейного дохода.

Как пояснить, почему вы выделяете ребенку именно такую сумму

Самое главное, не забывайте разговаривать с детьми о финансах. Также их можно позвать, когда вы составляете семейный бюджет. Объясняйте чадам, что деньги являются таким ресурсом, который зарабатывается трудом. Рассказывайте, как тратить деньги правильно и т.д.

Поверьте нам, дети очень любят обсуждать деньги. Рассказывайте им, сколько вы тратите на их одежду, кружки, школьные принадлежности и т.д. Они должны с детства понимать, что семейный бюджет делится на всех поровну. Также если привлекать их к беседе о деньгах и прислушиваться к их мнению, то тем самым они поймут, что их слова значимы для семьи.

Как продолжать улучшать свои финансовые навыки в будущем

Стоит постоянно развивать свое финансовое мышление и навыки. Можно читать книги и материалы в открытых источниках, где изложена информация о грамотном распределении ресурсов.

Финансовая грамотность строится на:

  1. Планировании бюджета.
  2. Знании различных банковских продуктов.
  3. Умении грамотно накапливать и рационально тратить деньги.

Финансы – это не только наличные деньги в кошельке, это совокупность всех денежных ресурсов. Для удобного управления своими деньгами можно попросить родителей оформить дебетовую карту. Сейчас многие банки предлагают карты для детей и подростков.

Все приходные и расходные операции по карте будут зафиксированы в личном кабинете. Кроме этого, появятся дополнительные деньги за счет кэшбэка, который банк будет начислять за покупки, и процента на остаток.

С 14 лет можно самостоятельно открыть депозит. Переводя сэкономленные средства на него, получится накопить на крупную покупку и получить доход со вклада.

При планировании бюджета лучше стараться придерживаться правила «50-30-20». На постоянные расходы должна уходить примерно половина бюджета, до трети можно откладывать на желаемые покупки, а остальное инвестировать.

Разумная свобода

Некоторые родители ошибочно полагают, что дают своим детям карманные деньги, время от времени выдавая определенную сумму и соответствующее указание: «Пойди и купи себе мороженое (фломастеры, книжку, подарок другу на день рожденья и т. д.)». Такие родители будут искренне удивлены, если услышат, что это — вовсе не карманные деньги.

Действительно, подобного рода «целевые ссуды» не имеют никакой психологической, воспитательной ценности. Помните, мы обсуждали вопрос о значении и предназначении карманных денег? Первым и самым важным моментом была независимость: наличие карманных денег дает ребенку возможность ощутить себя независимым, самостоятельным, «взрослым». Далее, мы говорили о том, что карманные деньги помогают ребенку учиться ставить перед собой цель, планировать, просчитывать свои действия и их последствия.

Вы должны быть готовы к тому, что ребенок — по крайней мере, первое время — будет тратить полученные деньги «на ерунду». Нередко это оказывается серьезным испытанием и для него и, прежде всего, для родителей. Ведь малыш еще не обладает даже минимальным опытом обращения с деньгами. Он поступает совершенно по-детски, то есть преисполненный восторга от открывающихся возможностей, мгновенно спускает всю выданную ему сумму.

Осознание того факта, что у него теперь, «как у большого», есть собственные деньги, не дает ему покоя. Во-первых, это приятно само по себе, во-вторых, появляется повод похвастаться перед друзьями. Словом, для вас не должно быть неожиданностью, если первые карманные деньги закончатся у чада уже в день выдачи. Возможная ошибка родителей в такой ситуации — отругать маленького транжиру и заявить, что он, как оказалось, еще не дорос до собственных денег. Весь фокус в том, что ребенок «дорастет» и научится обращаться с деньгами лишь в том случае, если будет обладать соответствующим опытом.

Ваша задача состоит в том, чтобы сохранить разумный баланс между «все можно» и «ничего нельзя». С одной стороны, карманные деньги имеют смысл лишь в том случае, если вы предоставляете ребенку свободу самому выбирать, на что тратить эти средства. С другой стороны, свобода должна иметь границы ровно той суммы, которую вы решили ему выдавать. Именно в таких границах он и волен распоряжаться так, как ему захочется.

Решение этой задачи потребует от родителей большого терпения. Но терпение — не значит безразличие. Но не пускайте дела на самотек. Помните, что ваша задача — обучить его «технологии». При этом у вас нет права как-то напрямую оценивать его желания, разрешать или запрещать какие-то покупки (разумеется, если ребенок не собирается тратить деньги на что-то реально опасное для себя). То, что часто кажется взрослым абсолютно бессмысленным, может иметь огромную ценность для детей

Нравится вам это или нет, но для него действительно важно, чтобы было все так, как у других

Зато вы можете открыть перед ним целый ряд других возможностей. Просто подскажите ему, на что еще можно было бы потратить имеющуюся в его распоряжении сумму. Выбор по-прежнему останется за ним, но, по крайней мере, будет из чего выбирать. Итак, повторим первые два правила:

Правило № 1.

Карманные деньги — личная собственность ребенка. Он имеет право распоряжаться ими по собственному разумению.

Правило № 2.

Выдаваемая сумма оговаривается заранее. Если ребенок растранжирил свою «получку» раньше времени, это не должно служить основанием для внеочередной «выплаты».

Какие правила должны усвоить родители?

1. Нельзя ребенку раньше времени давать деньги, только после того как он пойдет в школу, в детском саду они ему вовсе не нужны.

2. Карманные расходы должны быть получены ребенком справедливым путем. А не способом шантажа.

3. Сумма, которую вы дадите своему малышу, должна соответствовать достатку вашей семьи.

4. Когда вы с ребенком вступаете в финансовые отношения, ребенку нужно увеличить количество обязанностей. Если он себя относит к взрослым, тогда он должен вам помогать, заниматься некоторыми домашними делами.

5. Нельзя ребенка грубо ограничивать, лучше тихо и спокойно объяснить, как можно получить деньги или заслужить их.

6. Категорически запрещается, привязывать финансы к конкретным делам – к учебе, домашним обязанностям, потому что он в дальнейшем не захочет просто так что-то делать.

7. Поощряйте его заслуги, хорошее поведение, желание помочь и пойти вам на встречу. Нельзя невоспитанного, грубого ребенка материально поощрять, так вы делаете еще хуже.

8. С детства ваше чадо должно усвоить одно правильно – деньги нужно уметь зарабатывать.

Возраст, когда уже можно давать карманные деньги

Интересоваться блестящими монетками и их накопительством малыш может начать очень рано. Другой вопрос, когда он действительно дорастет до серьезных отношений с деньгами. С точки зрения психологии не стоит ожидать от детей осознанности в этой сфере раньше 7–9 лет. Конечно, все развиваются по-разному, и кому-то правила «игры» могут быть понятны даже в шесть, но это, скорее, исключение. Обычно детский мозг дозревает до нужного уровня понимания приблизительно к младшему школьному возрасту – когда в школьной столовой ребенку захочется купить булочку к стандартному обеду.

Родители или другие родственники могут дарить деньги дошкольнику, но это будет больше игрой, чем реальным обучением финансовой грамотности, которая и является конечной целью выдачи карманных денег (а вовсе не желание ребенка купить себе чипсы или новый телефон).

Итак, если вы считаете, что ваш малыш созрел до кошелька, еще раз трезво оцените способности ребенка, задав себе следующие вопросы:

  • умеет ли ребенок считать (желательно в уме);
  • понимает ли он смысл денег;
  • готов ли нести ответственность за свои поступки и решения;
  • достаточно ли он самостоятелен, чтобы справиться с процедурой оплаты.

Если хотя бы один из этих пунктов вызывает у вас сомнения, возможно, стоит еще немного подождать с началом эпохи карманных денег и потренироваться на небольших эпизодических суммах во время совместного похода в магазин. Или начать с объяснения, что значит копить (например, на любимую игрушку). Деньги в копилку можно давать не постоянно, а периодически – так ребенок научится удерживаться от импульсивного желания потратить все сразу.

Лучше всего, если выдачу карманных денег вы превратите для ребенка в своего рода инициацию в «почти взрослую» жизнь. В идеале следует дополнить этот шаг введением новых (например, домашних) дел: ведь, помимо прав, во взрослой жизни у человека есть и обязательства.

Работа и заработок

1. Подумайте о своих интересах и увлечениях. Найдите работу, которая будет вам интересна и приносить удовольствие. Например, если вам нравится рисование, вы можете предложить свои услуги в качестве художника.

2. Составьте свое резюме. Укажите свои контактные данные, краткое описание о себе и опыте работы. Если вы не имеете опыта работы, укажите свои навыки и достижения.

3. Ищите работу. Обратитесь в местные магазины, кафе, рестораны и другие учреждения, которые могут предложить подработку. Вы также можете использовать интернет-платформы для поиска работы.

4. Рассылайте свое резюме и активно подавайте заявки на вакансии. Будьте настойчивыми и готовыми к отказам. Помните, что каждый отказ приближает вас к положительному результату.

5. Не бойтесь начать с малого. Возможно, вам придется начать со стажировки или временной работы

Важно получить опыт и доказать свою ценность

6. Если у вас есть учебное заведение, узнайте о возможности подработки на кампусе или в ближайшем районе. Здесь вы можете найти работу, которая легче будет совмещать с учебой.

7. Создайте свой собственный бизнес. Рассмотрите возможность предлагать услуги соседям или знакомым. Например, вы можете предлагать услуги по уходу за животными, уборке домов или технической поддержке.

8. Обратитесь к родителям или близким родственникам за помощью. Возможно, они могут дать вам советы, поделиться контактами или помочь найти работу.

9. Запишитесь на курсы или тренинги, чтобы освоить новые навыки. Это может помочь вам найти работу с более высоким заработком.

Важно помнить, что работа и заработок требуют усилий и труда. Будьте настойчивыми, готовыми к неудачам и стремитесь к лучшему

Со временем вы достигнете своих финансовых целей и приобретете независимость.

Начинаем с азов

Итак, вы понимаете, что ваш уже повзрослевший ребенок не знает цену деньгам. Например, просит купить вещи, которые ваша семья не может себе позволить, тратит карманные деньги в первый же вечер и пренебрежительно относится к работе.

Упреками и обвинениями из разряда «неблагодарный» тут не поможешь: идеальный возраст для обучения финансовой грамотности вы уже упустили. За свои 13-14 лет подросток уже привык жить так, а вы вдруг захотели его перевоспитать. Психологи прежде всего советуют начинать с разговоров, чтобы вы сами могли понять, в каком направлении стоит двигаться.

О чем говорить

  • Поинтересуйтесь у подростка его планами на будущее: где он хочет жить, на какой машине ездить, во что одеваться.
  • Сколько денег ему нужно в будущем для того, чтобы позволить все то, о чем он мечтает.
  • Как она/она планирует себя обеспечивать.

Такие наводящие вопросы помогут вам и подростку представить картинку жизни, к которой нужно стремиться

Родителям важно понимать, что финансовая грамотность — это не врожденное умение, а приобретенные знания, которые во многом передаются от родителей

Расскажите свою историю создания капитала, поиска работы, опыта накоплений. Это может вдохновить ребенка. Но не нужно сравнивать подростка с собой или с его ровесниками — так это не работает.

«Цена» денег

Очень сложным вопросом для родителей является необходимость показать, что деньги не даются просто так. Недостаточно взять ребенка с собой на работу, либо рассказать, как тяжело трудится мама и папа, чтобы получить зарплату.

Как и все остальное, подобные вещи намного проще объяснить на практике, поэтому некоторые родители считают, что свои карманные деньги ребенок должен заработать. Это правильный подход, особенно если использовать его как дополнительный источник дохода, наряду с выдаваемыми карманными деньгами, пока малыш еще несамостоятелен. Самым спорным в этом случае является необходимость определить, как именно ребенок может заработать деньги.

Обязанности ребенка — не предмет для торга

Некоторые родители считают, что хорошая учеба и отметки могут быть предметом вознаграждения, также они предлагают ребенку деньги за уборку в комнате, и иные выполненные им обязанности. Но согласитесь, в повседневной жизни никто платить нам деньги за подобные вещи не станет. И учеба, и чистота в комнате являются неотъемлемыми обязанностями малыша и не должны быть предметом торга.

Скорее наоборот, ребенок может быть наказан и не получить оговоренной суммы, если категорически не выполняет свои непосредственные обязанности (это мое личное мнение, которое, конечно, можно оспорить).

 Да, уровень ответственности перед семьей и домашние обязанности могут расти пропорционально увеличению суммы на карманные расходы, но связывать это необходимо со взрослением чада, а никак не между собой. В противном случае к 18 годам вы рискуете получить лентяя, не желающего учится в институте без достойного вознаграждения за «труды».

За что можно платить ребенку?

Тогда как же поступить? Проявите фантазию. Предлагайте ребенку совершить какие-либо действия, которые не входят в круг его обязанностей. При этом сразу оговаривайте вознаграждение. Например, за отдельную плату можно попросить мальчика помочь папе разобрать гараж, а маме — вынести старые вещи. Самый богатый выбор предоставляет дачный участок, где можно предложить ребенку прополку, сбор урожая, полив и иные действия, с которыми он не сталкивался в городе за отдельную плату.

При этом важна четкая формулировка: вы предлагаете ребенку именно поработать и заработать деньги. И, соответственно у чада должна быть возможность отказаться от выполнения работы.

Он должен прекрасно понимать разницу между оплачиваемым трудом и непосредственно помощью, в противном случае вскоре вы заметите, что малыш требует вознаграждение за любое свое действие.

Влияние отсутствия финансовой грамотности на детей

Когда дети не получают возможности самостоятельно управлять определенными деньгами, они лишаются возможности научиться принимать решения о расходах и сбережениях. Это может приводить к тому, что они не научатся планировать бюджет и не смогут контролировать свои финансы в будущем.

Отсутствие финансовой грамотности может также повлиять на поведение детей. Если ребенок не понимает ценности денег и не умеет экономить, это может привести к множеству проблем в будущем. Они могут стать мелочными и расточительными, тратить деньги на ненужные вещи и не уметь строить планы на будущее.

Кроме того, отсутствие финансовой грамотности может влиять на отношения детей с родителями. Если дети постоянно испытывают финансовые трудности из-за отсутствия возможности получать карманные деньги от родителей, это может привести к напряженности и конфликтам. В свою очередь, это может повлиять на общий уровень семейного благополучия.

Решить проблему отсутствия финансовой грамотности у детей можно через образование. Знания о финансовой грамотности могут быть полезными на протяжении всей жизни ребенка. Родители могут помочь своим детям, обучая их основам финансового планирования, умению сбережений и принятия финансовых решений.

Финансовая грамотность должна входить в основную программу обучения детей, и школы должны обеспечивать детей необходимыми знаниями и навыками. В этом случае, дети будут готовы к самостоятельной жизни и справятся с финансовыми вызовами. Они смогут осознанно планировать бюджет, принимать ответственные финансовые решения и достигать финансовой устойчивости в будущем.

В целом, отсутствие финансовой грамотности у детей может оказывать серьезное влияние на их жизнь и финансовое благополучие. Поэтому, образование по вопросам финансовой грамотности является ключевым фактором в подготовке детей к финансовой самостоятельности и успешной жизни.

Дети и деньги. Как мы воспитываем вечных кредиторов и скряг

https://youtube.com/watch?v=3y92A4Okt-8

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова. Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги?

Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило. Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся.

Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить.

Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?

Рекламные слоганы кричат: «Купи сейчас, возьми в кредит, живи одним днем»

В ловушку потребительства попадают и взрослые, что уж говорить о детях? Важно донести до ребенка логичную последовательность: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю цели». На примере денег эту связь можно увидеть максимально четко: или я покупаю себе мороженое каждый день, или через полгода я смогу купить желанную игрушку. И в дальнейшей жизни это понимание очень пригодится ребенку

И в дальнейшей жизни это понимание очень пригодится ребенку.

Инструменты, которые ребенок может использовать для накопления

Копилка

Классическая запаянная копилка подходит для маленьких детей, которые только начали получать свои личные деньги. Для детей постарше она не очень удобна, потому что невозможно понять, сколько денег в ней уже есть и сколько осталось накопить. Детям так и хочется ее разбить и проверить, сколько же там. Можно вместо копилки завести банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось до цели.

Визуализация

Предложите ребенку нарисовать то, на что он хочет накопить, и повесьте рисунок на видное место. Можно прикрепить к рисунку конверт, в котором ребенок будет собирать нужную сумму.

Список «Я хочу»

Самый простой список желаний тоже помогает концентрироваться на цели.

Банковская карта или электронный кошелек

Это более продвинутый способ, который подходит для подростка, но завести карту или кошелек придется взрослому. Ребенок может следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, он может видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели —а это мотивирует копить дальше. С 14 лет подросток уже может открыть в банке депозит.

Учёба и уборка — это обязанность

Планируя с ребёнком его собственный бюджет, родителям следует чётко определить, что же такое вообще карманные деньги и какие у них источники. Не стоит платить ребёнку за хорошие оценки и выполнение домашних или других обязанностей. Если внук регулярно моет у собственной бабушки посуду и полы за пятьсот рублей, он не поймёт, что такое помощь, участие, сочувствие, поддержка близких. А учёба — это прямая обязанность ребёнка, платить за которую родители не должны.

По оценке педагога, примерно восемьдесят процентов школьников сегодня имеют собственные деньги. В основном они получают их от родителей и родственников. Поводы разные: это могут быть и оговоренные суммы на неделю, и подарки к каким-то датам и событиям.

Примерно треть ребят тратят деньги сразу, но большинство детей всё-таки пытаются откладывать.

Наблюдение последних двух лет: после пандемии в среднем суммы карманных денег уменьшились. Вероятно, причиной этому стало ухудшившееся материальное состояние семей, родителям пришлось урезать некоторые статьи расходов. Ещё одна укрепившаяся тенденция — переход на безналичный расчёт. Однако детям лучше давать наличными, поскольку так школьники лучше осознают траты. Карточки, мобильные банки и у ребят, и у взрослых могут создавать иллюзию бесконечности денег.

На что же чаще всего детям и подросткам требуются карманные деньги? В основном школьники хотят купить одежду и аксессуары определённых модных в их среде брендов. Также дети нередко копят суммы на покупку различных электронных устройств — наушников, смартфонов, часов. Младшие школьники любят тратить деньги на различную канцелярию, сладости, чипсы и прочую не слишком полезную еду.

Практические советы для улучшения финансового образования детей

1. Включите детей в финансовые решения семьи.

Важно обеспечить детей возможностью участвовать в процессе принятия финансовых решений семьи. Пусть они видят, как вы планируете бюджет, принимаете решения о покупках и сбережениях

Это поможет им понять ценность денег и научит принимать взвешенные финансовые решения.

2. Откройте счета в банке для детей.

Раннее знакомство с банковской системой поможет детям научиться управлять своими средствами. Откройте счета в банке для детей и научите их контролировать свои финансы. Поощряйте их к планированию и откладыванию денег на будущие цели.

3. Обучайте детей практическим навыкам управления деньгами.

Научите детей основам бюджетирования, планирования расходов и сбережений. Пожертвуйте им небольшую сумму денег каждую неделю или месяц и дайте им возможность самостоятельно решать, как их потратить или сберечь. Это поможет им развить навыки финансовой самостоятельности.

4. Учите детей цене денег.

Пусть дети понимают, что деньги не появляются из воздуха. Объясните им, что заработок требует труда и усилий. Это поможет им ценить деньги и понимать, что каждая покупка или траты имеют свою цену.

5. Откройте детям мир инвестиций.

Позднее введение в мир инвестиций поможет детям научиться эффективно управлять своими финансами и создавать пассивный доход. Чуть позже они смогут начать изучать основы инвестиций, акций и фондового рынка.

Помните, что финансовое образование детей — это долгосрочный процесс. Однако, с помощью этих практических советов вы можете заложить фундамент для их успешного финансового будущего.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами?

На тему использования денег в качестве поощрения или наказания ребенка можно встретить самые разные точки зрения. Отдельные люди считают, что учеба — это своего рода работа, поэтому ребенка нужно с детства приучать к тому, что если он будет хорошо учиться (хорошо работать) — значит, будет хорошо зарабатывать, поэтому за каждую высокую отметку в школе дают детям определенное материальное поощрение. В какой-то степени это, конечно же, стимулирует ребенка хорошо учиться.

Другие придерживаются мнения, что поощрять деньгами стоит только какие-то наиболее высокие достижения, например, успешное окончание учебного года, победу в олимпиаде, сдачу экзамена на высокую оценку и т.п.

Есть немало семей, которые дают детям деньги и за какую-то выполненную работу по дому, особенно сложную, требующую большого количества времени и труда (например, во время строительства или ремонта). Так, мол, ребенок лучше ощущает свой вклад в формирование домашнего хозяйства.

В то же время, наоборот, плохие оценки, вызов родителей в школу за плохое поведение или прочие провинности приводят к денежному «штрафу», например, лишнию ребенка карманных денег на определенный период, в зависимости от серьезности проступка.

В этих принципах денежных взаимоотношений с ребенком можно найти свои плюсы и минусы. С одной стороны деньги и то, на что их можно потратить, определенным образом стимулируют детей. С другой стороны, при длительном применении такого подхода, дети просто отказываются делать что-либо (учиться, помогать и т.д.) без денежного поощрения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: