Подробное описание
Введение
Единый государственный экзамен по русскому языку? серьёзное испытание для выпускников, ведь это проверка знаний учащихся, полученных за весь курс средней школы. Тестовые экзаменационные задания составлены таким образом, что охватывают основные разделы учебного предмета «Русский язык». Среди других умений проверяется практическое владение русским языком, соблюдение языковых норм.
Наш словарь-справочник содержит сведения, которые помогут хорошо подготовиться к ЕГЭ, кроме того, его материалы будут полезны школьникам, студентам, преподавателям ? всем, кто интересуется современным русским языком и стремится усовершенствовать свою речь. Учиться правильно говорить нужно на протяжении всей жизни.
При составлении справочника были использованы материалы нескольких видов лингвистических словарей.
Первая часть сборника – это словарь ударений. Слова отбирались с учётом предварительного анализа заданий ЕГЭ, с опорой на орфоэпический минимум для ЕГЭ по русскому языку. (Нужно сказать, что наибольшее количество ошибок, допущенных выпускниками при решении тестов , связано с постановкой ударения). Кроме того, сюда включены термины, с которыми школьники сталкиваются при изучении математики , литературы, истории и других предметов , представлен перечень слов, постановка ударения в которых зависит от их значения, помещены слова, имевшие до недавнего времени ограниченную сферу употребления, а сейчас довольно часто звучат в нашей речи (к сожалению, далеко не всегда можно услышать их правильное произношение). Они обозначают понятия, связанные с религией.
Во вторую часть справочника включены слова, вызывающие лексико-грамматические трудности. Сюда входят трудные случаи образования форм имён существительных, прилагательных, глаголов, числительных, а также примеры употребления их в устной и письменной речи.
Практика показывает, что даже хорошее знание родного языка не избавляет говорящего от ошибок. Анализ выполненных выпускниками тестов ЕГЭ показал, что не всегда верно определялись значения слов (задание, в котором предлагается исправить лексическую ошибку, подобрав нужный
пароним). В третьей части словаря-справочника представлены слова, совпадающие по значению, но имеющие особенности в употреблении.
И завершает справочник словарь паронимов, в котором даны наиболее употребительные паронимические сочетания.
Наш язык живой, он постоянно меняется, однако в каждом языке существуют нормы литературного произношения, и их знание определяет речевую культуру человека и общества в целом. Для этого и создаются словари, которые для каждого из нас должны быть настольной книгой. Открывайте их не только для того, чтобы выяснить, как произносится слово, что нужно для выполнения какого-либо задания, но и если услышите непривычно произнесённое или новое для вас слово, и сможете достичь желанной цели: ваша речь станет грамотной, будет соответствовать нормам литературного языка.
Введение 3
Словарь ударений 5
Слова с двояким, колеблющимся ударением 51
Слова-омографы 54
Словарь трудностей 65
Трудные случаи образования форм имён существительных 65
Окончания в предложном падеже единственного числа 73
Произношение глаголов и числительных 75
Некоторые особенности употребления слов, совпадающих по значению 76
Словарь паронимов 102
Литература 141
Подготовка
Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.
Теория
Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:
- Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
- Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
- Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
- Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
- Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
- Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
- Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
- Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.
План сочинения
План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.
- Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова).
- Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте.
- Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, а Вы должны дать свой комментарий.
- Краткое описание позиции автора текста.
- Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
- Подвести итог сочинения, а не исходного текста.
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут.
Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!
Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.
Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.
Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:
- Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
- Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
- Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
- Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
- Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!
Виды паронимов
Можно выделить:
- паронимы, имеющие разные приставки (опечатки — отпечатки);
- паронимы, отличающиеся суффиксами (безответный — безответственный, существо — сущность);
- паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой — производную с приставкой (рост — возраст), с суффиксом (тормоз — торможение), с приставкой и суффиксом (груз — нагрузка).
Большинство паронимов близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками (длинный — длительный, желанный — желательный, гривастый — гривистый, жизненный — житейский, дипломатичный — дипломатический).
Значительно меньше паронимов, резко отличающихся по смыслу (гнездо — гнездовье, дефектный — дефективный).
Особую группу образуют паронимы, которые при большом семантическом сходстве различаются лексической сочетаемостью (постройка — строение, наследие — наследство, выполнять — исполнять).
Паронимы могут отличаться стилистической окраской, сферой употребления.
Сравните:
- пошив (спец.) — шитье (межст.);
- работать (общеупотр.) — сработать (простореч.) и (спец.).
Примеры
Чтобы комфортно было работать при подготовке к экзаменам, можно разделить все паронимы по частям речи. Начать стоит с существительных, обозначающих предметы.
Существительные
Таких частей речи в русском языке больше всего. Почему, например, существительные «вдох» и «вздох» являются паронимами? Они очень похожи по звучанию, а отличаются всего одной буквой. Явления тоже не совсем похожи:
- вздох – это эмоциональное выражение своих чувств;
- вдох – процесс вдыхания углекислого газа.
Таких пар насчитывается 195.
Прилагательные
Слова этой части речи очень близки по звучанию и отличаются оттенками значения. К примеру, что может быть «деловитым»? Так можно сказать о характере человека, а «деловыми» могут быть мероприятие, беседа и, конечно же, человек тоже. Таких паронимов в русском языке встречается 518 пар. Можно пройтись по алфавиту и, остановиться на букве «б»:
- Ближний – близкий (Наиболее близкий по расстоянию. — Отделённый небольшим промежутком времени. О родстве: кровно связанный, непосредственный. Тесно связанный с кем-чем-нибудь, дорогой кому-чему-нибудь).
- Бедный – бедственный (Обладающий очень скудным достатком, малоимущий или неимущий. Имеющий недостаток в чём-либо, скудный. Несчастный, возбуждающий сострадание, жалость. — Исполненный бедствий, лишений. Тяжелый, связанный с несчастьем, горем, сильной нуждой).
- Бывалый – бывший (Привычный. Сведущий, опытный. — Существовавший ранее. Переставший занимать должность, положение).
Глаголы
Слова, обозначающие действия, близкие по звучанию и произношению. Смысл в этих парах очень легко различается, что хорошо заметно на примерах:
«Взбить» употребляется в кулинарии (взбивать-взбить яйца с сахаром), а слово «вбить» – в строительстве (вбивать-вбить сваи в грунт).
Слово «дерзать» – успешно осуществлять какую-либо деятельность, а слово «дерзить» свидетельствует о непочтительном поведении.
Паронимов-глаголов можно насчитать 139 пар.
Наречия
Наречная группа самая малочисленная, в неё входит всего 17 пар, но они тоже достойны того, чтобы о них говорили. Например: искусно – искусственно (умело, мастерски – ненатурально, неестественно, надуманно).
Прослеживается в таких словосочетаниях:
- искусно рисовать;
- искусственно создавать;
- искусственно смеяться.
грамотная речь – Окончить или закончить?
Как правильно говорить “закончить вуз” или “окончить вуз”?
- грамотная-речь
- выбор-слов
- глаголы
1
Хотите улучшить ответ? Приведите сведения из надёжных источников, отредактировав сообщение. Ответы без ссылок на такие источники могут быть отредактированы или удалены.
В русском языке слова “окончить” и “закончить” – синонимы. Поэтому, если речь идет о каком-нибудь деле, то можно говорить и так, и так. Если же речь идет об учебном заведении, то употребляется только “окончить”.Примеры: “закончить работу”, “окончить университет”.
1
Это синонимы. Словарь сочетаемости оба варианта дает с пометой разговорное. Я думаю, книжный вариант будет “окончить (закончить) обучение в вузе”.
Интересно, что в произведениях столетней давности вместо “окончить/закончить университет” употреблялось только выражение “окончить курс в университете”.
В современном языке эти слова в данном значении употребляются равноправно.
Ну, может, “окончить” совсем чуть-чуть отдает стариной.
2
Университет можно только окончить, (не закончить), так как диплом выдаётся об окончании ВУЗа.
Лучше – “закончить”. “Окончить” в данном значении возможно, но сохраняет налет разговорности.
//————
Мою уверенность несколько поколебал yupaz своим комментарием. Именно так: поколебал. Не переубедил..
Абсолютное большинство источников рекомендует говорить кончил или окончил школу, университет и т. п., но не закончил. В этом значении слова кончил и окончил синонимичны.
В некоторых словарях (например, в толковом словаре Кузнецова) можно встретить выражения: Как давно ты закончил школу?, Закончил музыкальную школу по классу скрипки и т.
В словаре ошибок русского языка говорится следующее:
Ещё, для примера, ответ справочной службы Грамота.ру на вопрос 227149:
Глаголы “закончить или окончить” в контексте разговора о получении высшего образования – неграмотно употреблять.
Это говорит о прерывании, прекращении учёбы (всего-навсего) по какой-то причине.
Мы ВЫПУСКАЕМСЯ из Университета. Так и при переводе на английский.
“Graduated from The University”,
но “Finished School”
5
Highly active question.
Взгляд лингвистов на вопрос
В данном случае, оба варианта считаются правильными. При этом, разница заключается лишь в стилистических предпочтениях говорящего. Некоторые лингвисты считают, что «окончить институт» звучит более официально и формально, в то время как «закончить институт» звучит более разговорно и непринужденно.
Таким образом, выбор между этими вариантами зависит от контекста, цели высказывания и личных предпочтений говорящего. Главное — следить за правильным использованием остальных правил русского языка, чтобы избежать грамматических ошибок и недоразумений.
Анализ смысловых значений
Одна из распространенных орфографических ошибок, которая возникает при описании процесса получения образования, связана с использованием неправильных глаголов «институт» и «окончить». Многие люди сомневаются в том, как правильно пишется их комбинация — «институт окончить» или «институт закончить».
Чтобы разобраться в смысловых значениях этих двух глаголов, следует рассмотреть их основные значения и употребление в русском языке.
Глагол «окончить» обозначает завершение или закрытие чего-либо. В контексте получения образования он означает успешное окончание института, то есть получение диплома или завершение обучения. Этот глагол часто употребляется с дополнением «институт», например: «Он окончил институт в прошлом году». Такое употребление глагола «окончить» является правильным с точки зрения орфографии и смысловых значений.
С другой стороны, глагол «закончить» также обозначает завершение или окончание какого-либо процесса. Однако его употребление в контексте получения образования не является столь же точным, как употребление глагола «окончить». Использование глагола «закончить» вместо «окончить» может создать некоторое недоразумение в передаче смыслового значения. Поэтому более предпочтительным вариантом будет использование глагола «окончить» для описания успешного завершения обучения в институте.
Таким образом, в контексте описания завершения процесса получения образования, правильно пишется фраза «институт окончить». Глагол «окончить» употребляется для обозначения успешного завершения обучения в институте и имеет более точное смысловое значение, чем глагол «закончить».
Грамматические аспекты правописания
Грамматические аспекты правописания
Однако, следует учесть некоторые грамматические аспекты, связанные с использованием этих слов. Например, слово «окончить» чаще употребляется в контексте обучения, знаний или степени. Например: «Он окончил институт и получил диплом.» Или: «Она планирует окончить магистратуру в следующем году.»
Слово «закончить» же используется для обозначения завершения какой-либо деятельности или процесса. Например: «Мы закончили строить дом в прошлом году.» Или: «Он решил закончить свою речь и ушел с трибуны.»
В обоих случаях, правильное использование слов «окончить» и «закончить» зависит от контекста, в котором они используются
Помимо этого, рекомендуется обращать внимание на грамматическую структуру предложений и следовать правилам русского языка
Классификация паронимов
Паронимы подразделяются на корневые, аффиксальные и этимологические.
Корневые паронимы
Корневые паронимы имеют разные корни, внешнее сходство которых является чисто случайным: рус. экскаватор — эскалатор; англ. live — leave; нем. fordern — fördern; порт. cínico — sínico; comprimento — cumprimento; concerto — conserto. Общей мотивацией и общей семантической связью такие паронимы не объединены.
Аффиксальные паронимы
Аффиксальные паронимы объединены общей мотивацией и общей семантической связью. Они имеют общий корень, но разные, хотя и сходные деривационные аффиксы: рус. абонемент — абонент, экономический — экономичный — экономный; кровавый — кровный — кровяной; ледяной — ледовый — льдистый — ледовитый; англ. historic — historical; нем. original — originell; порт. descriminar — discriminar; порт. deferir — diferir; порт. eminente — iminente. Суффиксальная паронимия широко распространена в медицинской и химической терминологии, где не только корни, но и суффиксы имеют терминологическое значение. Так, например, суффикс -ид в химической терминологии обозначает соль, молекулы которой не содержат атомы кислорода (хлорид, сульфид и так далее), а -ит, -ат — соли, содержащие атомы кислорода (сульфит, хлорат, карбонат и так далее).
Этимологические паронимы
Этимологические паронимы — это одно и то же слово, заимствованное языком разными путями несколько раз (через посредничество разных языков) и в разных значениях: рус. проект (усвоено непосредственно из латинского) — прожект (усвоено через посредничество французского языка); англ. concert (из французского) — concerto (из итальянского). Заимствования из близкородственных языков (русский — польский — церковнославянский) либо из языков-предков (французский — латинский, хинди — санскрит) могут вызвать этимологическую паронимию, если заимствованное слово похоже на уже имеющееся исконное слово в данном языке: рус. порох (исконно русское слово с восточнославянским полногласием) — прах (церковнославянское слово, южнославянское по происхождению); исп. plano — llano; порт. tráfego — tráfico; порт. feitiço (исконно португальское слово) — fetiche (галлицизм, ведущий происхождение от feitiço) . Иногда параллельно могут употребляться оригинальное заимствование и заимствование, подвергшееся контаминации под влиянием народной этимологии: рус. ординарный — одинарный; порт. inoportuno — importuno.
В английском языке из-за особой истории (римское завоевание, англосаксонское заселение, франко-норманнское завоевание) существуют не только пары, но даже тройки и четвёрки этимологических паронимов. Примерами являются regal — real — royal, legal — leal — loyal, place — plateau — plaza — piazza, captain — capo — chief — chef, hostel — hostal — hospital — hotel, fidelity — faithfulness — fealty, chariot — cart — carriage — car.
Определение паронимии. Понятие паронимического гнезда.
Паронимия
(от греч. «возле, около» + «имя») не
представляет какого либо особого
категориального лексико-семантического
отношения в системе.
Паронимы
– близкие по звучанию однокорневые
слова с ударением на одном и том же
слоге, относимые к одному логико-грамматическому
ряду – к одной части речи, одному роду
(и виду, если это глаголы и их формы) –
и обозначающие их понятия.
Механизм
непреднамеренного паронимического
смешения созвучных слов в большей мере
опирается на наличие словообразовательных
и этимологических связей, хотя фонетическое
созвучие в словах играет немаловажную
роль. Близость звучания паронимов
обусловливается и ударением.
Паронимическое
гнездо
–
это семья слов, которая характеризуется
структурным сходством слов каждой пары.
Паронимические гнезда состоят из пар
слов, в массе своей представленных
словоформами, а не лексемами. Стержневым
в них является корневой компонент.
Паронимические
гнезда образуются из паронимов, пары
которых относятся к разным частям речи
(существительные, прилагательные,
глаголы, наречия).
Паронимические
гнезда могут быть представлены двумя
парами слов. В гнезде базовым, стрежневым
признаком всегда является этимологический.
Однако не все паронимы обязательно в
какое-либо гнездо пар.
Особенность
паронимического гнезда в том, что в
состав всегда входят два семантических
понятия. Благодаря богатству и многообразию
морфологической структуры русского
языка, возможно использование разных
словообразующих морфем в двух близких,
но не тождественных по значению словах.
Значение паронимичности за небольшим
исключением (корневые паронимы) выражается
аффиксальными морфемами.
2. Типы паронимов.
Лексико-грамматическая
разница в словах-паронимах передается
аффиксами.
Можно выделить
три типа паронимов: суффиксальные
,
префиксальные
и корневые
.
Для слов-паронимов
характерно почти полное несовпадение
сфер лексической сочетаемости, что
исключает употребление одной паронимической
лексемы вместо другой в одном и том же
контексте.
Паронимичность
представляет собой особую, добавочную
характеристику лексического значения
слова и входит в лексему наряду с
предметно-логическим компонентом. В
смысловой структуре слова она подобна
стилистической характеристике,
воспроизводимой вместе с предметно-логическим
значением.
Введенные в языковую
ткань художественного произведения,
паронимы служат средство создания
образа, дифференцируют речь персонажей
и автора, помогают передать колорит
эпохи и места действия. Наряду с
нейтральными словами среди паронимов
имеются термины, архаизмы, просторечия,
которые могут быть использованы в
качестве стилистических средств.
В практике устной речи у многих людей нередко возникают затруднения самого различного характера, и они вынуждены обращаться к словарям , которых множество: орфоэпические, грамматические, паронимов и др. Не всегда легко сориентироваться, к какому из них обратиться.Данный справочник составлен на основе материалов нескольких видов лингвистических словарей. Построен он следующим образом: в него включены слова, которые чаще всего произносят неправильно (значительное количество подобных слов используется при составлении практических заданий к ЕГЭ по русскому языку); дан перечень слов, постановка ударения в которых зависит от их значения; представлены слова-паронимы, разграничение которых вызывает трудности.Словарь-справочник в первую очередь рассчитан на учащихся основной и средней школы , репетиторов, готовящих выпускников к ЕГЭ по русскому языку, а также и на широкий круг читателей, интересующихся нормами современного литературного произношения.
Как использовать знание паронимов для избежания недоразумений
Паронимы — это слова, имеющие схожую звучность, но различающиеся по значению и написанию. Знание паронимов позволяет избежать недоразумений и ошибок в коммуникации. В данной статье мы рассмотрим несколько способов применения знания паронимов в русском языке.
1. Уточнение значения слова по контексту
Когда вы сталкиваетесь с паронимами, особенно в разговорной речи, всегда обращайте внимание на контекст
Важно понимать, какое именно значение слова подходит к данной ситуации. Например, слово «штраф» может иметь несколько значений, как «денежное наказание» или «наказание в виде лишения свободы»
В контексте предложения можно понять, что именно имеется в виду
Например, слово «штраф» может иметь несколько значений, как «денежное наказание» или «наказание в виде лишения свободы». В контексте предложения можно понять, что именно имеется в виду.
2. Использование определений
Если вы не уверены в значении или написании паронима, всегда можно обратиться к словарю или другому источнику справочной информации. Определения помогут точно разобраться в значениях слов и избежать путаницы. Например, определение слова «диалект» поможет отличить его от похожего по звучанию слова «диалог».
3. Изучение различий в написании
Паронимы часто отличаются друг от друга своим написанием. Изучение этих различий поможет запомнить правильное написание и правильное использование данных слов. Например, паронимы «выдача» и «выдержка» отличаются наличием и расположением гласной «е».
4. Визуальное представление
Пароним | Написание | Значение |
---|---|---|
пятый | числительное | последний в нумерации |
питый | мн. ч. от глагола «пить» | питьевой |
цель | существительное | намечаемый результат, задача |
цель | глагол | намереваться, преследовать цель |
Визуальное представление паронимов в виде таблицы поможет лучше запомнить и отличить слова друг от друга. В таблице можно указать написание слов, их значение и другие отличительные характеристики. Например, в таблице выше видно, что паронимы «пятый» и «питый» имеют разные значения и разное написание.
Знание паронимов в русском языке позволяет не только избегать недоразумений, но и обогащает словарный запас и культуру общения. Поэтому стоит уделить время изучению паронимов и пониманию их значений и контекстов использования.
КОРИЧНЕВЫЙ // КОРИЧНЫЙ
КОРИЧНЕВЫЙ // КОРИЧНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ. Тёмный, буро-жёлтый. Коричнев|ый: ~ый цвет, костюм, мех; ~ое пятно; ~ые плиты. • Прислонившись к столу, она медленно в горестной задумчивости вращала на оси глобус, и голубые, зелёные и коричневые пятна его океанов, лесов и горных хребтов то поворачивались к солнцу, то уходили в тень, как в ночь. В. Ковалевский. Земной шар. Фразеологизмы: Коричневые рубашки (фашисты). Коричневая чума (фашизм). КОРИЧНЫЙ (спец.). 1. Получаемый из корицы, относящийся к ней. 2. В составе названий деревьев и кустарников рода коричных, из коры которых приготовляют корицу. Коричн|ый: 1) ~ый альдегид; ~ое масло; ~ая кора; ~ый запах; 2) ~ое дерево; ~ый кустарник. • В листьях эфирного масла 1,8%, в нём коричного альдегида 4—5%, евгенола 70—95%. Г.Оголевец. Энциклопедический словарь лекарственных, эфирномасличных и ядовитых растений. • Корица — высушенная кора ветвей коричных деревьев рода коричник. СЭС. Фразеологизмы: Коричные яблоки (сорт поспевающих летом сладких яблок). |
Подведем итоги
Глагол «закончил» используется тогда, когда необходимо сообщить о завершении действия в широком значении. Тогда как глагол «окончил» употребляется лишь тогда, когда подразумевается завершение процесса обучения.
Глагол «окончил» является частью устойчивых сочетаний, тогда как глагол «закончил» их не образует. Вариант с приставкой «за» может употребляться в любой речевой конструкции, подходящей по значению.
Глагол «окончил» невозможно заменить глаголом «закончил», это будет считаться ошибкой. Как правильно: окончил или закончил институт? Единственно возможный вариант — окончил.
Глагол «закончил» разрешается заменять глаголом «окончил», не обращая внимания на контекст.
В настоящий момент ведутся разговоры о том, чтобы окончательно сделать глаголы «окончить» и «закончить» взаимозаменяемыми. Это предложение поддерживается некоторой частью лингвистов, однако далеко не всеми.
С точностью можно сказать лишь то, что никакие серьезные шаги в этом направлении пока что не предприняты. Не исключено, что все же наступит время, когда можно будет не уточнять то, окончила или закончила университет студентка, а уверенно использовать любой из возможных вариантов. Ведь правила русского языка иногда меняются.
Смотря какой контекст.
КО́НЧИТЬ, ко́нчу, ко́нчишь, сов. (к кончать).1.что или с инф. Привести к концу, закончить, завершить. Кончить постройку дома. Кончить разговор. «Странно, даже неучтиво, роман не конча, прерывать.» Пушкин
. «Кончив писать, Егор встал и прочел всё письмо сначала.» Чехов
. Кончить свои дни, век, жизнь (умереть).|| что. Завершить обучение, образование где-н. в каком-н. учебном заведении, закончить курс чего-н. Кончить университет. Кончить школу.2.чем или что чем. Делать что-н. в заключение, в конце чего-н. Кончить речь нравоучениями. «Я знаю, о чем буду читать(лекцию), но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу.» Чехов
.3.чем. Завершить свою жизнь чем-н., сделать что-н. в конце своей жизни. «Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-н. вздор…» Тургенев
. «Один сын его, Володенька, кончил самоубийством.» Салтыков-Щедрин.4.кем-чем. Стать кем-н. в конце жизни, какой-н. деятельности, дойти до какого-н. положения, состояния (). Меняя постоянно профессии, он кончил — цирковым наездником.5. с кем-чем. Прекратить связь, отношения, разделаться, покончить все дела с кем-чем-н. «Как только кончили с кулебякой, так сейчас же, чтоб аппетита не перебить, велите щи подавать.» Чехов
. Кончить с проектом. Кончить со службой.6.на чем или что на чем. Завершить какое-н. соглашение, дело чем-н., прийти к соглашению (). Кончили на том.7.с инф. Перестать, прекратить (простореч.). Он вылечился от алкоголизма и кончил пить.8.что. Прекратить, положить предел, остановить. Пора кончить это безобразие.9. кого-что. Убить, лишить жизни (простореч.). Выстрелил в медведицу и сразу кончил ее.❖Кончить дурно, плохо, скверно () — 1) дойти до униженного, жалкого состояния; 2) кончить жизнь, погибнуть несчастно, трагически. ОКО́НЧИТЬ, окончу, окончишь, (к ), что (книжн.). То же, что в 1 Окончить заседание. Окончить работу. «Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя.» Пушкин
. — ОКОНЧИТЬ, чу, чишь; ченный; совер., что. То же, что кончить (в 1, 2 и 3 знач.). О. работу. О. спор. О. школу. О. ссорой. | несовер. оканчивать, аю, аешь. | сущ. окончание, я, ср. По окончании учёбы. Толковый словарь Ожегова. — чу, чишь; св. что. 1. Довести до конца; кончить, закончить. О. работу досрочно. О. посевную. О. рассказ, пьесу. О. брифинг, конференцию. О. съёмки. О. чтение законопроекта. Заседание окончено, все свободны. На том и окончим. О. своё выступление… …Толковый словарь русского языка КузнецоваЗАКО́НЧИТЬ, закончу, закончишь, (к
),что. Привести к концу, кончить совсем, завершить. Закончить работу. Он закончил речь призывом к борьбе. Завод закончен постройкой в срок.
Всё зависит от смыслового значения слова.Р.S. Уважаемые клиенты, не забывайте оценивать ответы наших экспертов, которые потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваши вопросы. Отметьте, пожалуйста, лучший ответ ЗВЁЗДОЧКОЙ
Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ «Смотря какой контекст.КО́НЧИТЬ, ко́нчу, ко́нчишь, сов. (к кончать).1. что или с инф. Привести к конц…» на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?
Выводы
Мужчина или женщина может закончить или окончить университет? Правильным будет только второй вариант. Также высшее учебное заведение нельзя кончить. Завершение учебного процесса всегда предполагает глагол «окончил».
Тем не менее, вместо приставки «за» может использоваться приставка «о», это допускается в любой ситуации. Такая замена не будет считаться ошибкой. Скажем, работу над романом можно как закончить, так и окончить.
Всем известно, что правила русского языка время от времени меняются. Этот процесс длится уже долгие годы. В последнее время актуальным является вопрос о том, чтобы признать взаимозаменяемыми глаголы «закончить» и «окончить». Некоторые лингвисты полагают, что такое нововведение станет благом. Другие же категорические настроены против него. Обе стороны высказывают свои аргументы.
Какие аргументы выдвигают противники перемен? В первую очередь эти лингвисты указывают на то, что сочетание «университет окончен» является более удобным с фонетической точки зрения. Во фразе «университет закончен» на стыке оказываются две согласные. Также они указывают на то, что человека традиционно поздравляют с окончанием вуза (школы, техникума и так далее), а не с «закончанием».
Какие же доводы приводят те, кто настаивает на признании глаголов взаимозаменяемыми? В первую очередь они заботятся об удобстве людей. Если признать слова взаимозаменяемыми, не придется каждый раз размышлять о том, какому из них отдать предпочтение. Сторонники перемен полагают, что нововведение сэкономит время.
Наконец, есть и те, кто предлагает вовсе отказаться от глагола «закончить», в пользу глагола «окончить». У этого нововведения меньше всего сторонников.
Дебаты ведутся давно, однако серьезные действия в этом направлении пока не совершены. Нельзя исключать, что когда-нибудь правильными станут обе версии. Тогда можно будет закончить или окончить университет. Однако правило, регулирующее этот вопрос, может и остаться прежним.