Одна и две буквы н в прилагательных существительных и наречий

Суффиксы -н-/-нн- в разных частях речи

Правописание -Н- и -НН- в отглагольных прилагательных

Отглагольное при­ла­га­тель­ное в отли­чие от при­ча­стия обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та и не име­ет зави­си­мых слов.

Одна буква -Н- в отглагольных прилагательных

Чтобы выбрать одну или две бук­вы -Н- в суф­фик­се при­ла­га­тель­но­го, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла:

  • (что делать?) точить (несов. вид) — точеный про­филь,
  • (что сде­лать?) рас­сер­дить (сов. вид) — рас­сер­женный чело­век.

Отглагольные при­ла­га­тель­ные пишут­ся с -Н- в суф­фик­се, если они обра­зо­ва­ны от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида.

Понаблюдаем:

  • золо­тить — золо­чё­ные купо­ла,
  • носить — ноше­ный костюм,
  • чистить — чище­ный орех,
  • сти­рать — сти­ра­ная одеж­да,
  • жарить — жаре­ная рыба,
  • калить — кале­ный металл.

Заметим, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не име­ют при­ста­вок. Если в мор­фем­ном соста­ве при­ла­га­тель­но­го име­ет­ся при­став­ка не-, то она не меня­ет несо­вер­шен­ный вид про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла и, соот­вет­ствен­но, не вли­я­ет на выбор одной бук­вы «н» в суф­фик­се отгла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го.

Убедимся в этом:

  • (что делать?) кра­сить — кра­шеный — некра­шеные поло­ви­цы,
  • (что делать?) гасить — гашеный — негашёная известь,
  • (что делать?) звать — званый — незваный гость,
  • (что делать?) кре­стить — кре­щёный — некре­щёный чело­век.

Когда писать -НН- в отглагольных прилагательных?

Следует пом­нить, что неко­то­рые при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида, тра­ди­ци­он­но пишут­ся с -НН-.

Примеры:

  • желать — желанный момент,
  • мед­лить — мед­ленный танец,
  • свя­тить — свя­щенный долг,
  • ожи­дать — неожи­данное изве­стие,
  • счи­тать — несчи­танные дни,
  • жема­нить­ся — жеманный вид,
  • отча­ять­ся — отчаянный крик,
  • делать — деланная улыб­ка,
  • чва­нить­ся — чванный ответ,
  • обе­щать — обе­щанное воз­на­граж­де­ние,
  • чека­нить — чеканный шаг

и пр.

Некоторые при­ча­стия, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов совер­шен­но­го вида, поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли обо­зна­чать толь­ко посто­ян­ный при­знак пред­ме­та, то есть такие при­ча­стия пере­шли в при­ла­га­тель­ные:

  • рас­сеянный взгляд,
  • удив­ленный вид,
  • воз­му­щенное лицо,
  • изыс­канный вкус,
  • рас­ко­ванное пове­де­ние.

Переходят в при­ла­га­тель­ные при­ча­стия, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без зави­си­мых слов в пере­нос­ном зна­че­нии. В кон­тек­сте к ним мож­но подо­брать прилагательное-синоним (рас­се­ян­ный взгляд = невни­ма­тель­ный).

Исключения:

  • смыш­лёный ребе­нок,,
  • поса­жёный отец,
  • наз­ваный брат.

В при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ОВАННЫЙ или -ЁВАННЫЙ, все­гда пишет­ся -НН-:

  • обе­то­ван­ная зем­ля,
  • лаки­ро­ван­ные туфли,
  • дрес­си­ро­ван­ный мед­ве­жо­нок,
  • эма­ли­ро­ван­ная посу­да,
  • бало­ван­ный ребе­нок,
  • обра­зо­ван­ный чело­век,
  • риф­мо­ван­ная стро­фа,
  • фар­ши­ро­ван­ный перец.

Пишется одна «Н»

Существует два основных правила, когда в этой части речи употребляется одна «Н».

В прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-: Которые были образованы от существительных при помощи приставления суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, пишется одна «Н». Например:

  • песок – песчаный;
  • кожа – кожаный;
  • гусь – гусиный;
  • серебро – серебряный;
  • глина – глиняный.

Прилагательные, образованные с помощью этих суффиксов, являются притяжательными, то есть несут смысл принадлежности кому-либо или чему-либо. Чаще всего в речи употребляются слова: папина, Мишина, Катина, мамина.

В прилагательных, которые образуются без приставления суффиксов:С одной «Н» пишутся имена прилагательные, которые образованы от существительных без использования суффиксов. Рассмотрим примеры:

  • пряность – пряный;
  • румяна – румяный;
  • свинина – свиной;
  • юность – юный;
  • единство – единый.

В этом случае слово состоит из основы, взятой от существительного и окончания.

Исключения из правил

Внимание! Слова-исключения, которые, несмотря на правила, всегда употребляются с двойной «Н»: деревянный; оловянный; стеклянный.

Также двойная «Н» встречается в прилагательных, основа которых заканчивается на «Н», а вторая «Н» является суффиксом. Например: лимон – лимонный, ожидание – неожиданный.  Несмотря на сочетание букв «АНН» и «ИНН» в этих словах пишется удвоенная «Н».

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Для того чтобы поставить нужный суффикс в причастиях и отглагольных прилагательных, нужно проверить, выполняется ли в слове одно из четырех условий. 

Ставим «НН», если: 

  1. В слове есть приставка. 

ВыброшеННый (приставка ВЫ) на свалку кубик Рубика был найден Валл-и. 

Мама Эрена, съедеННая (приставка С) титаном, старалась уберечь своих детей. 

СломаННый (приставка С) «Тысячелетний сокол» придется починить, он стоит сто тысяч! 

  1. У слова есть другие зависимые слова.

КипячеННая (где?) в кастрюле вода была предназначена для лучшего в мире блюда — доширака.

ВареННая (где?) в котелке каша заполонила весь двор, до школы придется плыть на лодке! 

Первые два правила можно запомнить так: зависимое слово и приставка будто тянут за собой еще одну букву «н». 

  1. Слово образовано от глагола совершенного вида.

Мне пришлось вернуть куплеННый телефон, так как он был с браком. («купить» — что сделать?)

В шкафу прятался подарок, приготовлеННый мне на день рождения. («приготовить» — что сделать?)

ПолучеННая грамота «Русского медвежонка» так и не пригодилась.(«получить» — что сделать?)

  1. В слове есть суффиксы -ОВА- или -ЕВА-. 

Мне нужно эмалироваННое стекло, чтобы сделать подводную лодку в Subnautica. 

АсфальтироваННая дорога уже покрылась трещинами. А заливали ее вчера!

В парке было множество корчеваННых пней.

Кто такая Овальная Ева и чем она полезна?Одно из условий постановки НН в причастиях и отглагольных прилагательных — наличие суффикса -ОВА- или -ЕВА-. Для запоминания можно представить ОВАльную ЕВУ, которая всегда притягивает с собой «НН».

Соответственно, если в слове не выполняется ни одно условие, то в нем пишется одна «Н». Однако и в этом правиле есть несколько исключений, которые можно запомнить, выучив небольшое стихотворение.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Невиданный, негаданный, нежданный,Он поселился у меня под ванной.Себя считал священным и желанным,А был-то он — нечаянным и чванным!И подвывал — неслыханный, жеманный,Из ванной жутким голосом чеканным.Нет, этот случай — правда несказанный!Кот Васька оказался хулиганом!

Еще ИСКЛЮЧЕНИЯ:Слова кованый, жеваный, клёваный пишутся с одной буквой «Н», так как -ОВА- и -ЕВА- не являются суффиксами.

А если мы сократим прилагательное или причастие, будет что-то происходить? Конечно же, будет.

Купание при ветрянке

Можно ли купать ребёнка при ветряной оспе, когда тот болеет, — этот вопрос стоит особенно остро.

Мнения по этому вопросу, как всегда, расходятся.

Есть рекомендации, с которыми согласно большинство:

  1. Нельзя принимать ванну, то есть подолгу лежать и распаривать тело (во избежание инфицирования открытых ран).
  2. Нельзя пользоваться губкой или мочалкой. Не трите тело ребёнка ничем и никак.
  3. Будьте осторожны с мылом и гелями для душа. Они сушат кожу и могут усилить раздражение.
  4. Лучше, если ребёнок примет душ.
  5. После душа нужно промокнуть воду мягким полотенцем. Ни в коем случае не следует тереть тело.
  6. После высыхания кожи язвочки нужно обработать зелёнкой или фукорцином.

Иммунитет к ветрянке и повторное заражение

После того как вирус ветрянки поражает ребенка происходит выработка естественного защитного иммунитета который препятствует возникновение повторного заражения.

Ребенок, переболевший ветрянкой, имеет способность препятствовать размножению вируса, в результате чего после попадания вирусных бактерий на слизистую происходит их гибель.

Однако бывают случаи, когда вследствие снижения защитных функций иммунной системы происходит повторное заражение. В таких случаях заболевание имеет свойство протекать в легкой степени и не вызывать большого количества дискомфортных ощущений.

Однако ребенку необходимо находиться в режиме карантина для исключения заражения других лиц.

Чем лучше мазать лицо после ветрянки

Очень неприятно, когда на лице остаются шрамы и рубцы. Обычно, если выполнялись все рекомендации врача, никаких шрамов после отпадания корочек нет. Но когда остаются отметины на лице малыша, надо подумать о том, чем смазать корочки после ветрянки, чтобы они исчезли без следа.

К самым эффективным средствам относятся:

  1. Крем Бепантен – при ветрянке улучшает обменные процессы и ускоряет восстановление кожи. Препарат следует наносить тонким слоем на пораженные участки два раза в день. Применение возможно в любом возрасте.
  2. Кантратубекс – эффективно устраняет шрамы. Средство следует использовать не менее трех месяцев. Есть ограничение в возрасте.
  3. Пантенол – способствует регенерации мягких тканей и эффективно устраняет неровности кожи.

Существует очень много препаратов, предназначенных для устранения рубцов, образовавшихся после ветрянки. В любом случае, средство должен подобрать врач, особенно если это касается ребенка.

Правописание слова «ветреный»

Это отно­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го с помо­щью суффикса:

Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных, пишут­ся с «нн», если

1. про­из­во­дя­щее сло­во име­ет осно­ву, закан­чи­ва­ю­щу­ю­ся на -н:

2. име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве суф­фикс -енн-/-онн-:

3. про­из­во­дя­щее сло­во — раз­но­скло­ня­е­мое суще­стви­тель­ное сред­не­го рода с конеч­ным -мя:

Выясним мор­фем­ный состав иссле­ду­е­мо­го слова:

Как видим, в его соста­ве име­ет­ся суф­фикс -ен-. Так поче­му это сло­во пишет­ся с одной бук­вой «н» вопре­ки изло­жен­но­му выше пра­ви­лу напи­са­ния прилагательных?

Это напи­са­ние сохра­ня­ет одно­ко­рен­ные сло­ва без приставки:

Отличаем эти напи­са­ния от одно­ко­рен­ных при­ста­воч­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом пишут­ся с «нн»:

Чтобы запом­нить напи­са­ние слова-исключения, про­чти­те при­ме­ры предложений.

Лечение ветрянки народными средствами

В случае заболевания ветрянкой рекомендовано использовать следующие методы народной медицины:

  • Отвар ромашки – необходимо две ложки столовые сухой травы залить пол литром кипятка и настаивать 30 минут. Добавлять в ванную при купании ребенка. Использовать два раза в день, разрешено с рождения. Курс лечения до полного исчезновения симптомов заболевания;
  • Отвар календулы – две ложки столовые цветков календулы залить стаканом кипятка и настаивать 20 минут. Протирать места с сыпью два раза в день, курс лечения до 10 дней. Используется по достижению ребенком 1 года;
  • Отвар чистотела – три ложки чистотела залить литром кипятка и настаивать в течение 40 минут. Процедить настой и вылить в воду для купания. Купать ребенка в течение 15 минут, после чего промокнуть тело мягким полотенцем. Рекомендовано использовать через день до полного исчезновения неприятных симптомов. Разрешено использовать с возраста 6 месяцев;
  • Примочки с содой пищевой – ложку столовую соды смешать со стаканом теплой воды и тщательно размешать. Используя ватный диск делать примочки к местам наибольшего скопления сыпи. Используется для детей достигших 3 лет. Курс лечения до 7 дней.

При использовании методов народной медицины необходимо провести тест на индивидуальную чувствительность ребенка к препарату.

При появлении острых признаков заболевания необходимо использовать комплексный подход к лечению и применять народные средства с лекарственными препаратами.

Гласные в окончаниях прилагательных

Вопросов не возникает, когда звуки находятся в сильной позиции – пишется буква, соответствующая слышимому звуку: молодой учёный, большая дорога, дорогому гостю.

Написание безударных гласных в окончаниях прилагательных определяют, ориентируясь на падежный вопрос. Для образца проанализируем словосочетание «великому языку». Выполняем последовательные действия:

  1. В тексте находим существительное, которому прилагательное даёт признак(«языку»).
  2. Выявляем постоянные и изменяемые признаки. «Языку»–м.р., ед.ч., Д.п.
  3. Даём характеристику имени прилагательного. «Великому»–м.р., ед.ч., Д.п.
  4. Ставим к нему вопрос от определяемого существительного. Языку (какому?) великому.
  5. По окончанию вопроса делаем вывод об окончании прилагательного:– ому. Они совпадают.

Такая закономерность прослеживается не всегда. Сравните окончания в вопросе и прилагательных: «Какой?» – низкий, растущий, мягкий.

В подобных трудных случаях выручает правило:

безударные окончания прилагательных в форме м.р., ед.ч., именительного и винительного падежа пишутся как -ий (-ый): наружный, внешний, серый;

в окончаниях прилагательных прописывают буквы «ы», «о», если основа имеет на конце твёрдый согласный: скорый, скорого, белый, белого;

в окончаниях прилагательных с основой, имеющей на конце шипящий или мягкий согласный, пишут буквы -и-, -е-: могучий, могучего, могучему;

слова мужского и среднего рода в творительном падеже в единственном числе имеют окончания -ым(-им): верным путём, тихим утром, в предложном– -ом, -ем: о сиротском доме, о синем цвете;

в словах женского рода винительного падежа, единственного числа ставят окончания -ую (-юю): замечательную, летнюю. В остальных косвенных падежах–-ой (-ей): замечательной, весенней;

в окончании имени прилагательного после шипящей в ударном положении пишут «о», в безударном– «е». Пример: чужое письмо, за большой корзиной, хорошему приятелю, в колючей ограде.

Мы изучили сложную тему. Перечитайте её самостоятельно. Подберите свои примеры по каждому пункту. Проверьте, насколько усвоили материал с помощью тестов.

Опасна ли ветрянка?

У детей заболевание обычно проходит в легкой или среднетяжелой форме, что считается неопасным. Однако при нарушениях иммунного ответа, серьезных сопутствующих заболеваниях и других патологических состояниях могут развиваться тяжелые формы инфекции или опасные осложнения болезни.

Среди основных осложнений выделяют:

  • бактериальные инфекции (воспаление легких);
  • поражения нервной системы (воспаление вещества головного мозга — энцефалит);
  • патологии сердца (миокардит).

Также ветряная оспа может вызывать неприятные воспаления в различных органах:

  • заболевания суставов (реактивный артрит);
  • патологии глаз (конъюнктивит, кератит);
  • нарушения целостности слизистой рта (стоматит).4

Более тяжелое течение болезни также характерно для людей в старшем возрасте — риск развития осложнений у взрослых практически в 2 раза выше. Заболевание в таких случаях переносится тяжелее, сопровождается тяжелой интоксикацией и чаще приводит к нарушениям функций внутренних органов.

Летальные исходы ветряной оспы бывают крайне редко, обычно фатальные осложнения происходят на фоне врожденного или приобретенного иммунодефицита, и также практически не бывают у детей.

Достаточно опасна ветрянка для беременных женщин — заболевание может стать причиной развития осложнений как у будущей матери, так и у ребенка. Перенесенная ветряная оспа в период внутриутробного развития может привести к необратимым нарушениям органов зрения, а также спровоцировать задержку умственного или физического развития.

Ветрянка во время беременности опасна как для матери, так и для плода. Фото автора Amina Filkins: Pexels

Но и это еще не все

Важно помнить, что после инфицирования вирус сохраняется в клетках нервной системы в течение всей жизни, и при благоприятных для него условиях может вызывать вторичную инфекцию. Если человек болел в детстве ветрянкой, вирус герпеса 3 типа может стать причиной развития опоясывающего лишая (он же – опоясывающий герпес).7 К развитию повторного проявления вируса Varicella Zoster чаще всего приводит иммунодефицит различного происхождения

Заболевание проявляется болезненной сыпью, которая чаще всего возникает по ходу межреберных нервов, и в некоторых случаях может привести к необратимому нарушению функции пораженных нервных структур.

Основные симптомы ветрянки

Симптомы ветрянки у всех детей и взрослых похожи. Заболевание начинается довольно резко с повышения температуры в основном до 38°С, но бывает и до 40°С, отмечается слабость, головная боль, боль в горле, потеря аппетита. Но главный симптом ветрянки — обильная сыпь, распространяющаяся по всей поверхности кожи и даже слизистых оболочек. Сыпь в виде маленьких пузырьков с жидкостью сопровождается сильным зудом, который дети очень плохо переносят.

Основная локализация сыпи – туловище, голова (лицо и волосистая часть), половые органы, рот.

Первые признаки ветряной оспы – покраснения на кожеи диаметром до одного сантиметра. На их месте спустя довольно короткое время появляются волдыри с прозрачной жидкостью, которые впоследствии трансформируются и приобретают вид подсохших корочек.

Течение болезни обычно волнообразно, поэтому высыпания могут появляться несколько раз. Как правило, заболевание длится 7-10 дней, после чего симптомы начинают ослабевать и сходят на нет.

Особенности ветрянки у грудничков

Заболеть ветрянкой может любой ребенок в возрасте от трех месяцев. Как правило, течение болезни у грудного ребенка довольно сложное – младенцы плохо переносят симптомы ветрянки и нуждаются в тщательном уходе и постоянном внимании со стороны родителей.

Ветрянка у новорожденных проявляется теми же симптомами, что и у детей более старшего возраста. Однако, в особо сложной форме ветрянка может нанести серьезный вред организму, повлияв на развитие внутренних органов. Лечение ветрянки у грудничков должно происходить под контролем специалиста.

Значение

Качественное прилагательное ветреный» употребляется в русском языке в прямом и переносном значении (примеры даны вначале):

Прямое I – характеризует промежуток времени, в течение которого дует относительно постоянный не слабый ветер, Примеры 1 и 2.

Полных синонимов нет; частичные «бурный», «ненастный», «непогожий», «штормовой».

Прямое II – место или местность, которому (которой) присущи ветра, достаточно сильные, чтобы чему-либо помешать или, наоборот, поспособствовать, Примеры 3 и 4.

Синоним «ветровой»; частичный «продуваемый».

Переносное, о свойстве характера – легкомысленный (синоним), Примеры 5 и 6.

Синонимы «безалаберный», «беспечный», «непостоянный»; частичные «безответственный», «неразборчивый», «несерьезный»; современные сленговые «безбашенный», «обезбашеный», «оторванный».

Возбудитель ветряной оспы

Заболевание ветряной оспой вызывается вирусом Варицелла-Зостер, который относится к третьему типу герпесвируса. Когда этот вирус впервые попадает в организм ребенка, он вызывает ветрянку. Обычно это происходит в возрасте от трех до шести лет, когда происходит пик проявления ветрянки, но иногда сыпь может появиться у младенцев первого года жизни. При повторном активировании вируса у ребенка возникает опоясывающий герпес.

Вирус Варицелла-Зостер имеет свою собственную ДНК внутри нуклеокапсида и является довольно крупным по сравнению с другими возбудителями. Он также имеет жировую оболочку, которая защищает его от внешней среды и делает его более стойким и способным к активному размножению. Когда вирус попадает в организм ребенка, он мигрирует к спинному мозгу и залегает в нервных окончаниях.

Пузырьки, наполненные жидкостью, быстро распространяются – герпесвирус выделяется от больного человека во внешнюю среду и может передаваться через воздух при близком контакте или прикосновении к коже, а также через предметы общего пользования. Вирус скапливается в прозрачной жидкости в пузырьках больного ребенка. Именно поэтому первые симптомы ветрянки у детей появляются в садовом возрасте – малыши тесно общаются в коллективе и еще не имеют устойчивых гигиенических навыков.

Профилактика и вакцинация

Прививка от ветрянки детям делается в нашей стране с 2008 года, но до сих пор не входит в число обязательных прививок, а значит, родители сами должны решить для себя, прививать или нет своего малыша.

Осуществляется вакцинация вакцинами «Варилрикс» или «Окавакс» (являются живыми ослабленными вакцинами).

Вакцинация проходит по следующей схеме:

  • «Окавакс» — 0,5 мл (одна доза) единовременно детям, достигшим возраста 12 месяцев;
  • «Варилрикс» — 0,5 мл (одна доза) дважды с интервалом 2 — 2,5 месяца.

Экстренная профилактика проводится любым из выше названных препаратом в течение 96 часов с момента контакта с больным человеком. В нашей стране такая профилактика не распространена.

После введения препарата через 7 дней могут появиться признаки ветрянки у ребёнка. Это лёгкое недомогание, повышение температуры до 38 ˚С, возможно появление неяркой сыпи. Все симптомы проходят самостоятельно в течение нескольких дней. Лечить их не нужно, они не являются осложнением вакцинации.

Другим способом профилактики является изоляция больных детей. Правда, это неэффективно, так как у детей не всегда продромальный период проявляется ярко, а заразен ребёнок за два дня до появления сыпи.

Рекомендации к лечению ветрянки

Для получения более эффективного результата от лечения необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Запрещено расчесывать и вскрывать волдыри при ветрянке. Такие действия могут привести к появлению шрамов и занесению микробов в ранки;
  • Регулярно мыть ребенку руки с антибактериальным мылом и своевременно стричь ногти;
  • Не следует в детском возрасте слишком часто наносить зеленку или любой другой препарат с подсушивающим эффектом это может привести к ожогам и шрамам;
  • Необходимо ежедневно менять постельное белье для ребенка, который более ветрянкой;
  • Регулярно проветривать помещение и производить влажную уборку, в помещении, где находится больной ребенок;
  • Регулярно купать грудничка в отваре череды, при этом не повреждаю пустулы при выпирании;
  • Следить за чистотой детской одежды. Вещи необходимо использовать только из натуральных тканей, при этом одежда должна быть свободной и не вызывать трения на коже;
  • Рекомендовано не использовать в период лечения подгузники для грудных, при необходимости менять подгузник каждый час;
  • Не следует слишком тепло одевать ребенка, так как пот при попадании на повреждённую кожу будет способствовать появлению зуда и жжения.

Выводить ребенка на свежий воздух не менее чем на полчаса, при необходимости можно выходить на балкон.

Достопримечательности Мидьята

Старый Мидьят, расположенный почти на границе с Сирией, – древний ассирийский город Месопотамии, основанный по разным оценкам раньше III или даже VIII века до нашей эры!

Визуально — невероятная смесь европейского христианского Средневековья, марокканских медин и Айт-Бен-Хадду, Иерусалима в миниатюре и Бог знает чего ещё, сформированная греко-римским, армянским, ассирийским, персидским, арабским, монгольским, курдским, турецким историческим наследием…

Весь старый город — одна большая колоритная достопримечательность! Неповторимая архитектура, узкие улочки, базары, сувенирные магазинчики, кафе и рестораны, более десятка древних христианских храмов (церквей и монастырей)… Причём, несмотря на близость к Мардину, доезжает сюда намного меньшее количество туристов, а значит и гулять поприятнее, и цены в лавках и ресторанах пониже, и фотосессию в уединении устроить попроще

Что посмотреть?

  • Весь Мардин в 60-ти километрах к западу и уже упомянутые ранее достопримечательности между ними:Христианский монастырь Саффрон (Mor Hananyo или Deyrulzafaran Monastery) с 365-ю комнатами на каждый день года, основанный в V веке н.э., в 5-10 километрах восточнее Мардина (GPS-координаты: 37.299327, 40.792459)
  • Древние руины и скальные пещеры в деревне Дара (Dara) у небольшой реки в 35-ти километрах юго-восточнее Мардина, ближе к Сирии (GPS-координаты: 37.177949, 40.952894)

Но, если в Мардине стоит задержаться дня на 2-3 минимум, то на Мидьят вполне достаточно нескольких часов или 1-2 дней максимум…

Исторический особняк Шадоглу (Midyat Konuk Evi), издревле принадлежавший богатому ассирийскому семейству, а после смерти последнего собственника перешедший государству… Именно здесь снимались многие эпизоды сериала «Ветреный» и не только. Именно здесь, не считая минаретов мечетей, — самая высокая смотровая площадка старого города! И именно с неё, с пятиэтажной высоты террасы на крыше, открываются лучшие панорамные виды на старый Мидьят…

Весь особняк, его лестницы, лавочки, спальни, террасы и балкончики — сплошные декорации не только для кинофильмов и сериалов, но и для лучших фотосессий в городе! Вход на момент публикации стоит 10 лир (меньше 35 рублей) с человека! GPS-координаты входа: 37.417503, 41.376606.

Что ещё?

Церковь Мор Шарбел (Mor Sarbel Kilisesi), отлично видна с предыдущей террасы, GPS-координаты: 37.416613, 41.377216

  • Церковь Мор Бетхил (Mor Bethil Kilisesi), тоже по соседству, GPS-координаты: 37.417642, 41.37771
  • Церковь Мор Ахысноя (Mor Ahısnoya Kilisesi), GPS-координаты: 37.412301, 41.379059
  • Церковь Мор Барсармо (Mor Barsarmo Kilisesi), GPS-координаты: 37.414125, 41.375103
  • Монастырь Мор Абрахам (Mor Abraham Manastırı), GPS-координаты: 37.412523, 41.385435
  • Монастырь Мор Габриэль (Mor Gabriel) — очень большой и красивый монастырь и храмовый комплекс в двадцати километрах к юго-востоку, заслуживающий отдельного упоминания и целой статьи — он является одним из древнейших христианских храмов в Мире! GPS-координаты: 37.321792, 41.538477
  • Пещеры Мидьята (Midyat Mağaraları) — на самом деле, не совсем пещеры, а очень колоритные пещерные полуподвальные помещения , GPS-координаты: 37.415257, 41.374985
  • Здание отеля Kasr-i Nehroz — крепость-особняк с террасами, немногим уступающая первому особняку Шадоглу, GPS-координаты: 37.41366, 41.378631

Большинство храмов относятся к старейшим православным христианским храмам и основаны в IV-VIII веках н.э.! Пусть Вас не смущает их внушительный список — за некоторыми исключениями, почти все они находятся на территории старого города, площадью всего 500 х 1000 метров Одни закрыты для посещения, другие работают по выходным или открыты постоянно…

Ну а мы направляемся в мосту Малабади… Как уже написали, он находится заметно подальше…

Прилагательные с двумя «н»

В русском языке некоторые прилагательные имеют в своей форме две буквы «н» подряд. Обычно это происходит в отглагольных прилагательных, которые образуются от глаголов с суффиксами -нн-, -анн-, -енн-. Такое удвоение буквы «н» обусловлено правилами написания и произношения.

Прилагательные с двумя «н» обозначают различные характеристики и состояния, их значением могут быть как положительные, так и отрицательные черты. Например:

  • Глубо́коннюший — очень глубоко погруженный, сильно погруженный.
  • Тума́нно-серёжный — седой, серого цвета.
  • Прия́тельсконенавистнический — характеризующий недружелюбие, враждебность.
  • Обожа́енный — очень любимый, очень обожаемый.

Такие прилагательные позволяют более точно и ярко описывать объекты и явления, выделять их особенности. Они способны придать тексту эмоциональный оттенок и создать определенное настроение.

Использование прилагательных с двумя «н» требует внимательности при написании их формы

Важно помнить правила написания и не перепутать прилагательные с одной и двумя «н»

Правописание в кратких прилагательных

Проще всего применять правило о н и нн в кратких именах прилагательных. Они просто сохраняют то количество букв, которое было в полной форме. Например:

  • Дорога на этот раз кажется особенно длинной (полное).
  • Дорога на этот раз особенно длинна (краткое).

Правописание -н- и -нн- в кратких прилагательных касается лишь отдельных признаков предмета. Подобные формы существуют только у качественных прилагательных. Ни относительные, ни притяжательные кратких прилагательных не образовывают. Соответственно, правило для них аналогично тому, которое предусмотрено для качественных описаний.

Суффиксы прилагательных

Трудности в написании этой части имени прилагательного возникают:

  • при наличии в её составе безударной гласной, которая следует за шипящими или ц;
  • при выборе одинарной или двойной буквы н;
  • при разногласии: слышатся два согласных звука ск, а пишется одна буква к.

Разберёмся с каждым из пунктов.

Суффиксы с буквами о, е

Указанные гласные часто стоят после шипящих и «ц» в следующих суффиксах прилагательных:

  • – ов-: моржовый жир,борцовская форма;
  • – ев-: замшевая сумка, ландышевый аромат.

В данном случае действует правило: в сильной ударной позиции пишут «о», без ударения «е». Примеры:

  • ковшовый экскаватор, парчовое платье, холщовая сумка;
  • плюшевый заяц, пищевой краситель, кольцевая дорога.

Гласные о, е имеются ещё в двух парах суффиксов прилагательных:-оват-,-овит-,-евит-, -еват-: желтоватое платье, домовитый парень, глянцевитая бумага, рыжеватый парик.

Необходимо запомнить: за твёрдыми согласными следует «о», после мягких согласных, шипящих звуков и «ц» – «е». Убедитесь на примерах:

  • деловитая девчонка, угловатый подросток;
  • прыщеватое лицо, рубцеватая ткань.

Чтобы грамотно воспользоваться правилами, нужно уметь разбирать прилагательное по составу, находить суффикс, ставить ударение.

Н или НН?

Правописание одинарной или двойной буквы н в прилагательном зависит от того, какая часть речи стала основой для его образования.

Пишем -н-:

  1. Во всех непроизводных прилагательных. Н при этом становится частью корня слова: синий, пьяный, кабаний, рьяный.
  1. В словах, основанных от имён существительных, если использовались суффиксы – ан-, –ян-, –ин-:песок – песчаная отмель, трава – травяной чай, лось – лосиная тропа.

Исключениями являются: стеклянный, оловянный, деревянный.

  1. В суффиксах имён прилагательных, если они происходят от глаголов, имеющих несовершенный вид: коптить – копчёная курица, варить – варёный окорок, косить – кошеный газон.

Двенадцать слов-исключений, для которых правило не работает:

  • неслыханный, нежданный, невиданный, негаданный, нечаянный;
  • данный, чеканный, жеманный, желанный, священный, деланный, медленный.

-нн- пишем:

Исключение: в слове «раненый» прописывается одна н. Но если к прилагательному добавить приставку, появляется вторая: пораненный, израненный.

К исключениям относятся: жёваный, клёваный, кованый.

В этих словах -ёва-,-ова-,несмотря на схожесть с вышеуказанными суффиксами, являются частью корня, а суффиксом будет -н-.Обратите внимание: слова, образованные от тех же самых глаголов приставочным способом, пишут с двумя -нн-:изжёванный лист, проклёванный до дыр, выкованный из металла

Суффиксы -к- и -ск- в именах прилагательных

Чтобы избежать ошибок в правописании этих слов, вам пригодятся знания о разрядах имён прилагательных. Выбираем суффикс -к- при условиях:

  1. Прилагательное принадлежит к качественному разряду и образует краткую форму:близкий – близок, резкий – резок.
  1. Прилагательное относительного разряда происходит от существительного с основой, оканчивающейся на «к», «ч», «ц». Например: кулак – кулацкий, моряк – моряцкий, ткач – ткацкий, молодец – молодецкий. При словообразовании будет наблюдаться чередование конечных согласных букв основы: «к», «ч»/«ц».

При произношении прилагательных с суффиксом -ск- можно заметить смягчение некоторых согласных звуков, но на письме мягкий знак ставится перед суффиксом -ск-только в словах:

с основой на «л»: учитель – учительская, село – сельский, маршал – маршальские;

в прилагательных, образованных от названий месяцев, оканчивающихся на –рь, –нь, кроме слова январский: апрель – апрельский, февраль – февральский, ноябрь-ноябрьский;

в сочетании день-деньской.

При образовании прилагательных от существительных с основой на «д», «т», «з», «с», перечисленные буквы остаются без изменений, хотя могут не слышаться: Кавказ – кавказский, город – городской, гигант – гигантский, матрос – матросский.

Как можно заразиться ветрянкой

Возбудителем заболевания является вирус Varicella Zoster, который относится к группе герпесвирусов. Заразиться им можно воздушно-капельным путем. Заразным ребенок становится уже в конце инкубационного периода и остается на протяжении всего острого течения заболевания.

Болезни больше подвержены дети дошкольного возраста. Но если человек не переболел этим недугом в детстве, вероятность подхватить герпесвирус будучи взрослым увеличивается.

По течению ветрянка подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую форму. Легкая форма переносится ребенком без особо выраженных симптомов. Появляются незначительные высыпания, температура тела остается в пределах нормы. При средней и тяжелой формах наблюдаются более массивные высыпания, возникают крупные пузыри с гноем или кровью внутри.

Симптомы при ветряной оспе:

  • высокая температура тела;
  • выраженный зуд;
  • общая интоксикация организма.

Готовьтесь к итоговому тестированию по русскому языку вместе с сайтом «Школково»!

Чтобы точно знать нормы и правила написания одной или двух н и не сделать ошибки при сдаче ЕГЭ, загляните на наш образовательный портал. Здесь вы найдете весь основной материал, который может потребоваться для подготовки к единому экзамену. Преподаватели «Школково» систематизировали и изложили необходимую для успешной сдачи тестирования информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы предлагаем ученикам начать с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным, чтобы они смогли определить наиболее трудные для себя разделы и качественно улучшить свои знания.

На сайте «Школково» представлена база заданий по русскому языку, которая постоянно обновляется.

Начинайте готовиться к аттестационному тесту уже сегодня! Из предложенных заданий выберите самое простое. Если у вас не возникло сложностей с его выполнением, переходите к более серьезным упражнениям. Если же вы столкнулись с трудностями, рекомендуем ежедневно уделять время подготовке к итоговому тестированию на сайте «Школково». Занятия в режиме онлайн доступны не только старшеклассникам из Москвы, но и учащимся из других городов России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: