Практика студентов
Глазунов всегда поддерживал начинания студентов, и именно с именем директора связывают организацию в начале 1928 года большого симфонического оркестра (80 человек), который назвали «Оркестр имени Глазунова» и основание Оперной студии – первого студенческого оперного театра в нашей стране (ныне – театр Петербургской консерватории). Оба коллектива существуют до сих пор.
В первые два десятилетия ХХ века Глазунов был одним из самых исполняемых композиторов в Петербурге – Петрограде. Его имя уважаемо, о нем пишут, его неоднократно чествуют. Однако, одновременно, отвергая радикальные явления в музыке, с 20-х годов ХХ века, композитор периодически получает насмешки и упреки в отсталости. В июне 1928 года Александр Константинович Глазунов выезжает в Вену как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта. В Россию он больше не вернулся, хотя мечтал об этом до конца жизни…
Ольга Гаврилина – кандидат искусствоведения, ведущий библиотекарь библиотеки «Старая Коломна» (МЦБС им. М.Ю. Лермонтова)
Денис Мацуев: лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Пианист Денис Мацуев. 2010 год. Фотография: Владимир Астапкович / ТАСС
Денис Мацуев родился в семье музыкантов. Его отец, Леонид Мацуев, был композитором и пианистом, а мать, Ирина Гомельская, преподавала игру на фортепиано. Дед музыканта, Дмитрий Гомельский, работал в цирковом оркестре — играл на ударных инструментах.
Заниматься музыкой Мацуев начал под руководством бабушки — Веры Раммуль. Учиться играть на фортепиано ему не нравилось. Будущий пианист мечтал стать спортсменом и играть в хоккей. Поэтому каждый день Мацуев уделял занятиям музыкой не больше двух часов. Однако он все равно очень быстро усваивал материал и легко учил даже длинные произведения.
В 1991 году вместе с родителями Мацуев переехал в Москву, где поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. А уже в 16 лет он победил в конкурсе, который организовал Международный благотворительный общественный фонд «Новые имена», и отправился на свои первые гастроли. Начинающий пианист выступил на концертах классической музыки в более чем 40 странах мира.
В 1993 году Денис Мацуев поступил в Московскую консерваторию, которую с отличием окончил. Его педагогами по классу фортепиано были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Уже во время учебы пианист начал давать концерты в Московской государственной филармонии. А в 1998 году, на последнем курсе, Мацуев получил первую премию XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Мстислав Ростропович: профессор, заведующий кафедрой
Виолончелист Мстислав Ростропович. 1964 год. Фотография: Александр Коньков, Владимир Савостьянов / ТАСС
Родители Мстислава Ростроповича были профессиональными музыкантами. Отец, Леопольд Ростропович, играл на виолончели, а мать, Софья Федотова, — на фортепиано. Пианистом был и дед музыканта, Витольд Ростропович.
Именно родственники начали заниматься с мальчиком музыкой. В четыре года он уже написал свое первое произведение — польку для фортепиано.
В 1931 году Ростропович с семьей переехал в Москву. Всего за несколько месяцев под руководством отца он научился играть на виолончели, а вскоре поступил в Музыкальную школу имени Гнесиных. Во время учебы он часто выступал на концертах лучших учеников. Дополнительно будущий музыкант занимался у композитора Евгения Месснера.
Летом 1940 года Леопольд Ростропович вместе с симфоническим оркестром выступил на концерте в Славянске. Отдельный номер получил и его сын: сыграл Концерт для виолончели Камиля Сен-Санса.
Во время Великой Отечественной войны семья жила в Чкалове (сейчас — Оренбург). Родители преподавали в местном музыкальном училище. Когда отец болел, Мстислав иногда подменял его. А в 1942 году, в 15 лет, он стал штатным преподавателем и начал давать частные уроки.
В Москву Ростропович вернулся в 1943 году и сразу поступил в Московскую консерваторию. Он занимался по классу виолончели у Семена Козолупова, по классу композиции — у Виссариона Шебалина и Сергея Прокофьева, а инструментовку ему преподавал Дмитрий Шостакович.
На последнем курсе Мстислав Ростропович выиграл первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1946 году он с отличием окончил Московскую консерваторию. Имя музыканта внесли на мраморную доску выдающихся выпускников.
С 1947 года Ростропович начал преподавать в консерватории. В 1960-х он стал ее профессором, заведующим кафедрой виолончели и контрабаса.
Экзаменатор всех студентов
Авторитет Александра Константиновича в консерватории был огромным: его присутствие в классе, на экзамене или на концерте заставляло людей показывать себя наилучшим образом. Он бывал на всех экзаменах: вступительных, переходных, выпускных и обязательно давал письменные характеристики каждому экзаменующемуся. К 1910 году число учащихся в консерватории достигло 1500 человек, и директор слушал выступающих на экзаменах иногда по 5-10 часов в день.
Глазунов инициировал организацию в консерватории встреч и концертов с выдающимися музыкантами и мастерами искусств Европы. Сюда приезжали Бузони, Годовский, Гофман, Казальс, Далькроз и многие другие. Желая, чтобы учащиеся расширяли кругозор, он покупал на свои средства билеты в театры и на концерты для них.
Общая информация о консерваториях
Московская консерватория имени П. И. Чайковского была основана в 1866 году и считается одним из ведущих музыкальных учебных заведений в мире. Она предлагает образовательные программы по различным музыкальным направлениям, включая классическую музыку, джаз и эстраду. Многие известные музыканты и композиторы, такие как Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, получили свое образование именно в Московской консерватории.
Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова основана в 1862 году и является одним из старейших музыкальных учебных заведений России. Она также предлагает образовательные программы по различным направлениям музыки, включая оперное искусство и композицию. В Петербургской консерватории обучались такие известные музыканты, как Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович.
Поступление в консерваторию требует серьезной подготовки и таланта в музыкальной сфере. Конкурсные испытания включают прохождение вступительных экзаменов по инструменту или вокалу, теории музыки и специализированных предметов.
Вам также будет интересно
Дарья Храпова
06 сентября, 2022
2 мин
Что такое студсовет, какие бонусы он даёт и как в него попасть
Когда вы поступаете в университет, полезно заранее знать о своих возможностях: где можно…
5177
Дарья Храмова
01 ноября, 2023
1 мин
Новые школьные медали и аттестаты в 2024 году: разбираемся в условиях получения
Получить медаль в школе стало легче — об этом говорится в приказе о новых медалях I и II степени от…
8603
Вера Золотарева
07 апреля, 2023
5 мин
6 ресурсов для подготовки к ОГЭ 2024 по химии
Чтобы подготовиться к любому экзамену, нужно решать тренировочные варианты. ОГЭ по химии — не…
3623
Анастасия Воронова
04 октября, 2022
1 мин
Ресурсы для подготовки к ЕГЭ по информатике
Учиться только по учебникам и пособиям — скучно! В этой статье мы собрали полезные сайты, мобильные…
2246
Олеся Лисович
05 января, 2023
3 мин
«Мама настаивала на поступлении в театральный, но выбор профессии — только моё решение»: интервью с Кирой о важности точного выбора направления учёбы
Кира Кораблёва из города Екатеринбург училась в школе с углублённым изучением… 799. Александра Чернышева
25 августа, 2022
1 мин
Александра Чернышева
25 августа, 2022
1 мин
Идеальный выходной с ребёнком: 5 способов классно провести время
Как провести семейный выходной без смартфонов и телевизоров, при этом без дыры в бюджете? Собрали…
1128
Лучшие творческие вузы России
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
ОР по направлению: №1 из 57 (14,38 б)
Forbes: №66 из 100
ОР общий: №24 из 707
МГК им. П.И. Чайковского — это не только лучший творческий вуз России, но и крупный научный центр в музыкальной сфере. Поступить сюда действительно сложно из-за серьёзного творческого конкурса, которого точно нет даже у страдальцев-технарей. Ещё сложнее — остаться здесь, постигая азы классического советского музыкального образования.
При поступлении в лучшие творческие вузы России всё решает талант. У Московской консерватории в этом плане очень высокие стандарты, выработанные с момента основания в 1866 году и подтверждённые многими выдающимися выпускниками.
о у такой учёбы есть своя особая атмосфера, которую поймут разве что медики, — атмосфера полного погружения в своё дело. Обучение музыке в залах, где собираются тысячи людей, где действительно проводятся концерты и музыкальные вечера, — это обучение в самом её сердце.
Известные выпускники
- Маликов Дмитрий Юрьевич, певец, народный артист РФ;
- Мацуев Денис Леонидович, пианист, народный артист РФ;
- Маякин Тимофей Константинович, главный военный дирижёр РФ.
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки
ОР по направлению: №8 из 57 (12,85 б)
Forbes: №65 из 100
ОР общий: №45 из 707
Нижегородская консерватория — это региональный ответ московскому вузу, который практически ни в чём ему не уступает. Программы ННГК даже входят в список лучших программ инновационной России.
ННГК готовит специалистов для всей страны и при этом стремительно развивается, с каждым годом увеличивая количество реализуемых программ и условия жизни своих студентов.
Образование и новые возможности — это приоритет ННГК как лучшего творческого вуза России: здесь заключают договора с зарубежными университетами (не только в музыке, но и в других сферах искусства), выпускают философские и научные журналы, формируют новые кафедры. И, конечно, делают всё, чтобы их студенты выступали на сцене с первых же дней учёбы.
Известные выпускники
- Луконин Михаил Александрович, композитор, номинант Грэмми;
- Петров Евгений Николаевич, тубист, дирижёр, основатель Нижегородского губернского оркестра;
- Цанга Эдуард Николаевич, солист Мариинского театра.
Академия хорового искусства им. В.С. Попова
ОР по направлению: №21 из 57 (11,63 б)
Forbes: №85 из 100
ОР общий: №92 из 707
Если вдруг кому-то однажды покажется, что хоровое искусство давно умерло и никогда не воскреснет, проводите его в АХИ им. Попова. Из стен академии ежегодно выходят десятки востребованных дирижёров и певцов.
Особенность академии хорового искусства — это не только ориентированность на практику, но и универсальность в обучении — от классических до современных стилей. Благодаря этому выпускники АХИ становятся не только теоретиками музыки, авторами исторических трактатов, преподавателями в консерваториях и школах искусств, но и исполнителями, композиторами-практиками, авторами вечных разножанровых мелодий. А лучший творческий вуз — это вуз, создающий практиков, верно? Теоретики — это больше про гуманитариев и педагогов.
Известные выпускники
- Диденко Николай Алексеевич, оперный бас, лауреат Грэмми;
- Кикта Валерий Григорьевич, композитор и автор (в частности, балетов «Дубровский», «Данко», «Муха-Цокотуха»);
- Флярковский Александр Георгиевич, композитор и автор (в частности, «Когда уйдём со школьного двора» и песенки мышонка «Какой чудесный день»).
Святослав Рихтер: «гениальный музыкант», которого исключили из консерватории
Пианист Святослав Рихтер. 1961 год. Фотография: Евгений Кассин, Владимир Савостьянов / ТАСС
Заниматься музыкой Рихтер начал под руководством отца — пианиста, органиста и преподавателя Одесской консерватории. Уже в детстве Святослав сочинял собственные фортепианные пьесы и мечтал стать дирижером. Он выступал на «музыкальных четвергах» — домашних концертах профессора Одесской консерватории Бориса Тюнеева, посещал вместе с отцом оперу.
В музыкальную школу юноша не ходил, частные уроки ему не давали. Рихтер вспоминал: «Хотя отец был превосходный музыкант, я за все время взял у него не более десяти систематических уроков. В остальном был предоставлен самому себе. Правда, часто спрашивал его о том или ином новом для меня произведении. И получал ценные советы. Я был строптивый, не слушался, все пытался делать сам — в сущности, меня никто не учил».
В 19 лет Рихтер стал концертмейстером Одесского оперного театра. А в 1937 году он поехал в Москву — поступать в консерваторию.
Рихтера приняли в класс фортепиано Генриха Нейгауза, но уже через несколько месяцев исключили. Он отказался изучать общеобразовательные предметы и даже не пришел на экзамены. По просьбе Нейгауза в том же году музыканта восстановили, и он вернулся на учебу. Однако диплом Рихтер получил только через десять лет. Учебу в Московской консерватории он постоянно прерывал: уже в начале 1940-х Рихтер стал известным пианистом и начал гастролировать по СССР.
Критерии оценки уровня образования
Оценка уровня образования в консерваториях осуществляется по ряду критериев, которые позволяют определить качество и глубину знаний студентов. Вот некоторые из них:
Критерий | Описание |
---|---|
Уровень музыкальной подготовки | Оценивается по знанию музыкальной теории, сольфеджио, истории музыки и других музыкальных дисциплин. |
Инструментальное мастерство | Оценивается по владению конкретным музыкальным инструментом, технике игры, музыкальному выражению и исполнительским навыкам. |
Музыкальное слуховое развитие | Оценивается по способности различать звуки, ноты и аккорды, а также по способности воспринимать и исполнять музыкальные произведения на слух. |
Академическая успеваемость | Оценивается по результатам сдачи экзаменов и зачетов по общеобразовательным предметам, таким как математика, русский язык, история и другие. |
Творческий потенциал | Оценивается по оригинальности и качеству музыкального творчества, а также по наличию творческих достижений и наград. |
Каждая консерватория устанавливает свои критерии оценки уровня образования, однако общие принципы оценки обычно схожи. Абитуриентам необходимо пройти вступительные испытания, в рамках которых проверяется их уровень подготовки и способности. На основе результатов испытаний решается вопрос о зачислении студента в конкретное заведение.
Другие статьи раздела
07.02
Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри
Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.
Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08
Рассказываем историю знаменитой Александринки
Блокада Ленинграда
07.08
9 августа 1942 года в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича
Новый год
03.01
Рождественские традиции в Российской империи
7 января православные христиане отмечают один из главных праздников в году – Рождество Христово. Президентская библиотека рассказывает.
Смотреть все
Важность выбора подходящего вуза
Первым и самым важным фактором является репутация вуза. Высокоуровневое образование и престиж учебного заведения позволяют выпускникам консерваторий иметь преимущество при поиске работы. Работодатели часто отдают предпочтение выпускникам вузов с отличной репутацией и известными профессорами.
Однако, чтобы выбрать подходящую консерваторию, стоит также учесть личные предпочтения и интересы студента. Перед тем, как поступить, каждый студент должен изучить программу обучения, специализации и возможности для развития в выбранной сфере. Некоторые консерватории могут предлагать определенные преимущества, например, дополнительные курсы, совместные проекты с другими университетами или возможность участвовать в концертах и фестивалях.
Также важно учесть местоположение вуза. Некоторым студентам удобнее учиться в городе, где проживают их родители или родственники
Для других студентов может быть важно выбрать вуз, находящийся рядом с музыкальными театрами, оркестрами или другими культурными учреждениями, где можно получить ценный опыт и практику.
Один из ключевых факторов успеха в консерватории — это команда преподавателей. Опытные и талантливые преподаватели могут значительно повлиять на развитие студента, давать полезные советы и помогать достигать новых высот в профессиональной карьере.
Наконец, не стоит забывать о финансовых аспектах учебы в консерватории. Стоимость обучения и наличие стипендий или других форм финансовой поддержки могут быть решающими факторами при выборе вуза
Важно выбрать вуз, который предлагает адекватное соотношение цены и качества обучения
В целом, выбор подходящей консерватории является важным шагом в жизни каждого молодого музыканта. Он оказывает влияние на его успехи и профессиональное развитие. Правильный выбор вуза помогает студенту получить высококачественное образование, учиться у опытных преподавателей и получить возможность для успешного будущего в музыкальной индустрии.
Александр Скрябин: «лучший профессор Московской консерватории»
Композитор Александр Скрябин. 1946 год. Фотография: репродукция фотохроники ТАСС
Александр Скрябин был сыном известной пианистки, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Любови Щетининой. Мать будущего композитора умерла, когда ему было два года. Музыкой с ним занималась тетя, Любовь Скрябина.
Еще Скрябина учили играть на фортепиано Сергей Танеев и Георгий Конюс. Педагоги отмечали врожденный талант будущего композитора. Уже в раннем детстве он мог без нот воспроизвести на фортепиано музыку, которую услышал. А в восемь лет Скрябин попытался написать свою первую оперу. Георгий Конюс вспоминал: «Все потребное для музыканта… жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось по большей части прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т. д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным».
Почти все родственники Скрябина были военными. Поэтому вместо младшего отделения консерватории отец отдал его во 2-й Московский кадетский корпус. Однако будущий композитор продолжал брать частные уроки у Георгия Конюса и Сергея Танеева. Занимался он и у Николая Зверева.
В 1888 году, на последнем курсе кадетского корпуса, Александр Скрябин поступил в Московскую консерваторию сразу на две специальности: фортепиано и свободное сочинение. С одним из своих преподавателей, Антоном Аренским, будущий композитор поссорился. Скрябин не делал домашних заданий, много спорил с педагогом. На экзамене по дисциплине «канон и фуга» Аренский поставил Скрябину тройку. А вскоре его отчислили из класса Аренского за неуспеваемость.
Скрябин продолжил занятия у дирижера и пианиста Василия Сафронова по классу фортепиано. Консерваторию он закончил в 1892-м, в один год с Рахманиновым. За отличную учебу композитор получил Малую золотую медаль.
С 1898 года Александр Скрябин преподавал в Московской консерватории по классу фортепиано. Пианист и педагог Павел Кон вспоминал: «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории».