Взгляд с военной точки зрения
К роману «Война и мир» современники предъявляли претензии по поводу описания военных действий. Это относилось и к деталям, и к взглядам автора на ход событий.
Авраам Норов в то время занимал должность министра просвещения. Норов написал интересную книгу, посвященную анализу романа Толстого. Норов считал, что Лев Толстой дает читателям неточную информацию, описывая военные действия и диспозиции, рассуждая о военных стратегиях. Норов участвовал в Бородинском сражении, где и утратил ступню. После окончания боевых действий Норов продолжил военную службу, хотя и ходил на протезе.
В защиту Льва Толстого можно сказать, что военные люди обращают внимание на профессиональные детали, а не на литературный стиль автора. В те времена военные считались элитой и творческой частью общества
Многим военным не нравились эпизоды из романа Толстого.
Раздражение вызывали такие детали, как неточность в обмундировании, оружии персонажей романа. Подобные ошибки и неточности военные люди воспринимали болезненно.
В романе Толстой описывает русских улан и французских драгун, которые сражались под Островно. Он пишет, что оранжевые уланы были на рыжих лошадях, а синие французские военные — на серых. Особенность в том, что русские и другие уланы не носили оранжевой формы. Французские военные тоже не носили синей формы. В сражении под Островно не было ни русских уланских полков, ни Павлоградского гусарского полка.
Чтобы подчеркнуть характер Анатоля Курагина, автор романа написал, что в театре герой позвякивал шпорами и саблей. Неточность в том, что военные люди никогда не ходили в театр с оружием.
Такие неточности романа Толстого стали поводом для написания целых книг. Современные читатели не обращают внимания на детали военного характера, но офицеры, которые воевали с Наполеоном, придерживались иных взглядов.
Партизанское движение народной войны
По мнению Льва Толстого особую роль, можно сказать даже главную, сыграло партизанское движение. После оставления Москвы французы двигались огромной армией по дорогам отступления. Но с каждым днем войско их таяло не только от холода, голода и болезней, страшнее всего для них были партизаны, которые развернули в это время активную деятельность. Они ждали повсюду, и, в конце концов, французская армия была разбита полностью. Жалкие остатки неприятельского войска (всего около 10000 солдат) были взяты в плен. Партизаны хорошо сделали свое дело. Они помогли русской армии выстоять, помогли удержать свои позиции, помогли разбить врага.
Партизаны были разные: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов…» Толстой связывает их воедино. Да, они разные, но цель у них одна – спасти русскую землю, и в этом они все вместе. Люди войны в произведении «Война и мир» испытывают единое чувство патриотизма, чувство русского человека, желающего победить.
Писатель дает нам описание некоторых партизанов подробно, так как, например, Тихон Щербатый. Примкнувший к отряду Денисова, Тихон вел активную партизанскую деятельность. Он «был самым нужным человеком» в отряде. Его хитрость, ловкость, сноровка, бесстрашие, хорошая физическая сила, точность выполнения поставленных целей давала русской армии результаты. Но таких, как Тихон, было много. Толстой описывает их кратко, или просто не дает никакого описания
Это и не важно, важно другое: чувство единства всех людей, к какому социальному сословию они не принадлежали
Слайд 8-Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого
старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,- правда.
Третий из Севастопольских рассказов-Севастополь в августе 1855 года-посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничный и тем более страшный лик войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры, а подальше от огня — маленькие изверги, воры-интенданты с очень красивой, воинственной внешностью.Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося. Толстой , как и его боевые товарищи, плакал, покидая пылающий Севастополь. Боль и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам звучат в концовке рассказа.Севастопольские рассказы явились важным этапом на пути развития толстовского реализма. Уже не только формирование человеческой души, но и человек в его отношениях к народу, к родине, к истории, психология людей, втянутых в большие исторические события, занимают молодого писателя. Написанные в жанре очерков, по горячим следам событий, Севастопольские рассказы дают обобщенные картины жизни, ставят важные проблемы войны и мира, истинного героизма, патриотизма, раскрывают глубины человеческой психики перед лицом смерти. Подобные проблемы уже намечались в стихотворениях Лермонтова Бородино, Я Вам пишу случайно, право…. Они нашли дальнейшее развитие в творчестве Толстого.
Слайд 6Севастополь в декабреСвои первые севастопольские впечатления Толстой передал в рассказе Севастополь
в декабре (в декабре 1854 года, через месяц после начала осады). Рассказ впервые показал России осажденный город в его подлинном величии. Война изображалась автором без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет.Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего воен- ным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь и смерть — вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. Из-за креста, из-за назва- ния, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,- говорил Толстой.- И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого — лю- бовь к родине.Полтора месяца Толстой командовал батареей на четвертом бастионе , самом опасном из всех, и писал там в перерывах между бомбардировками Юность. Толстой заботился о поддержании боевого духа своих соратников, разработал ряд ценных военно-технических проектов, хлопотал о создании общества для просвещения солдат, об издании журнала для этой цели. И для него все очевиднее становилось не только величие, но и бессилие России, сказывающееся в ходе Крымской войны.
Слайд 3-Толстой был свидетелем и участником этой эпопеи Севастополя..10 (22) ноября 1854
года 26-летний подпоручик артиллерии Лев Толстой был назначен младшим офицером в 3-ю легкую батарею 14-й артиллерийской полевой бригады. Батарея в это время находилась в резерве и не принимала участия в боях. У Толстого появилось свободное время. Писатель появлялся во многих местах, где по службе не обязан был находиться, и со страстью художника впитывал новые для него впечатления. За несколько дней он сумел осмотреть весь город, побывать на бастионах и различных укреплениях, поговорить с рядовыми воинами и руководителями обороны. Свое мнение о Севастополе, моральном состоянии русских войск, их стойкости, историческом значении Севастопольской обороны Толстой изложил в письме брату Сергею Николаевичу в ноябре 1854 года:
-Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время.
Слайд 5Язоновский редутВ трехстах шагах от Язоновского редута находилось самое страшное место
— передовая 4-го бастиона. Здесь, на земляном валу, были установлены большие морские орудия. Вокруг них те же туры с землей, а перед ними — канатные заслоны, предохранявшие орудийную прислугу от вражеских пуль и осколков.Подпоручик Л. Толстой дежурил на Язоновском редуте полтора месяца: с 1 (13) апреля по 14 (26) мая 1855 года, меняясь через четверо суток с другими офицерами батареи. Иногда из-за убыли офицеров приходилось стоять по две вахты подряд.За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте четвертого бастиона, хладнокровие и распорядительность действий против неприятеля он был награжден орденом св. Анны 4-й степени с подписью «За храбрость». Позднее он получил серебряную медаль «За защиту Севастополя» и бронзовую медаль «В память войны 1853–1856 гг.».
Толстой так описывает 4-й бастион:-Впереди себя на крутой горе видите какое-то черное, грязное пространство, изрытое канавами, и это-то впереди и есть 4-й бастион.
Слайд 4«Он рвался в бой, жаждал деятельности»15 (27) ноября 1854 года батарея,
в которой служил Лев Николаевич, была отведена на тыловые позиции под Симферополь в татарскую деревню Эски-Орда (ныне Лозовое). Здесь Толстой находился около двух месяцев.В 1855 году, вскоре после Нового года, Толстой был переведен из 3-й батареи 14-й артиллерийской бригады в 3-ю легкую батарею 11 бригады, которая стояла на Бельбекских позициях, недалеко от Севастополя. Лев Николаевич был разочарован своим переводом. Он рвался в бой, жаждал деятельности, искал применения своим силам и энергии, а оказался в тылу и в сражениях не участвовал.3-я легкая батарея 11-й артиллерийской бригады, в которой служил ТолстоВесной 1855 года, когда враг готовился к штурму и за 4-й бастион шли самые ожесточенные бои, сюда была переброшена й. Назначенный квартирмейстером, он приехал в Севастополь на 2 дня раньше своих сослуживцев. 1 (13) апреля 1855 года он встречал батарею, переправленную через Северную бухту, и хлопотал о ее размещении на новом месте — Язоновском редуте (укрепление левого фланга 4 бастиона). Это, по словам Толстого, была большая изрытая площадка, окруженная со всех сторон турами (корзинами с землей для устройства защитных насыпей), насыпями, погребами, землянками и платформами, на которых стояли чугунные орудия.
О народе в романе «Война и мир»
«Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью», – высказывается сам Л.Н.Толстой в романе. Искреннее отношение к русскому народу писатель показывает и через своих героев. Главнокомандующий Кутузов восклицал: «Чудесный, бесподобный народ!» Его единение с народом подчеркивается Толстым в его характеристике, в отеческом отношении к своим солдатам, в слезах, которым Кутузов часто давал волю в различных ситуациях.
Николай Ростов признает силу «нашего русского народа», без которого он уже себя и не мыслит. Андрей Болконский объясняет Безухову, отчего зависит успех военной кампании: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции…От того чувства, которое есть во мне, в нем, в каждом солдате». И это чувство истинного патриотизма, а не чувство «своего Тулона» (о чем изначально думает князь Андрей), приходит к Болконскому с пониманием силы народа, веры в народ, единения с народом.
Герои народной войны
В романе Льва Толстого «Война и мир» достаточно подробно описываются действия главнокомандующих, офицеров, простых солдат во время сражений. Мы можем наблюдать, как движется враг, слышать свист пуль, чувствовать запах дыма от вылетающих из пушки ядер. В отечественной войне 1812 года участвуют все. «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят», – говорит один из героев романа Пьеру Безухову.
Мы видим на поле боя главнокомандующего русской армией – Михаила Иларионовича Кутузова, князя Андрея Болконского, графа Николая Ростова, маленького Петю Ростова, командующих войсками Багратиона, Барклая де Толе, капитана Тушина, Денисова и многих других военных людей. К ним подключаются партизанские отряды, иногда сформированные самостоятельно мужиками-крестьянами. Но рядом с ними воюют люди невидимого фронта. Это Наташа Ростова, княжна Марья Болконская, жители Москвы, покидавшие город только потому, что не желали подчиняться французскому императору, купец Ферапонтов, отдавший все свое имущество солдатам: «Тащи, а то все сам спалю!..
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Не должен.Это все равно, что высшая математика для школьника.Может быть единицы и готовы его адекватно воспринять, но для большинства — это больше во вред, чем на пользу. А для многих школьников — просто НЕРЕАЛЬНО его даже прочитать.И вообще, на мой взгляд, «Война и мир» в школьной программе — это диверсия против Толтого.
-
В чем заключалось значение аграрного переворота почему его называют предшественником кратко
-
Как добывают железо кратко
-
Что такое монтаж изображения и текста кратко
-
Какие тождественные преобразования выражений вы знаете 7 класс кратко
- Коррекционно педагогическая помощь при аутизме кратко
Слайд 7«Впечатление было потрясающим»Писатель решил было открыть глаза правительству на положение русской
армии. В специальной записке, предназначенной для передачи брату царя, он смело вскрывал главную причину военных неудач: В России, столь могущественной своей материальной силой и силой своего духа, нет войска; есть толпы угнетенных рабов, повинующихся ворам, угнетающим наемникам и грабителям…Но обращение к высокопоставленному лицу не могло помочь делу. Это вскоре понял сам Толстой и решил рассказать русскому обществу о гибельном положении Севастополя и всей русской армии, о бесчеловечности войны. Свое намерение Толстой выполнил, написав рассказ Севастополь в мае (1855).Автор очень беспокоился за судьбу рассказа, зная, что он может быть запрещен цензурой. Опасения оказались не напрасными: рассказ опубликовали в изуродованном виде (его выправила цензура). И тем не менее впечатление было потрясающим.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.