​9 хитрых глаголов, которые выставят вас безграмотными

ЧА­СТИ­ЦА

Ча­сти­ца — это слу­жеб­ная часть речи, ко­то­рая слу­жит для вы­ра­же­ния от­тен­ков зна­че­ний слов, сло­во­со­че­та­ний, пред­ло­же­ний и для об­ра­зо­ва­ния форм слов.

Раз­ря­ды ча­стиц

Фор­мо­об­ра­зу­ю­щие ча­сти­цы. Об­ра­зу­ют форму по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния у гла­го­лов. Да, давай, да­вай­те, пусть, пус­кай. При­мер: Давай схо­дим за гри­ба­ми. Пусть ещё по­гу­ля­ет.
Об­ра­зу­ют форму услов­но­го на­кло­не­ния у гла­го­лов. Бы (б). При­мер: Мне хо­те­лось бы по­зна­ко­мить­ся с Вами. Если б вы знали, как хо­ро­шо летом в де­рев­не!
Об­ра­зу­ют форму срав­ни­тель­ной или пре­вос­ход­ной сте­пе­ни у при­ла­га­тель­ных. Более, менее, самый. При­мер: Пра­вый берег более вы­со­кий, чем левый. Эта за­да­ча менее слож­ная. Дик — мой самый лю­би­мый пёс.
Смыс­ло­вые ча­сти­цы — вно­сят раз­лич­ные смыс­ло­вые от­тен­ки в пред­ло­же­ние, а также вы­ра­жа­ют чув­ства и от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к тому, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии. Вы­де­ле­ние и огра­ни­че­ние: толь­ко, лишь, ис­клю­чи­тель­но, почти. При­мер: Толь­ко ты не ве­ришь мне. Лишь на за­па­де вид­не­лись какие-то си­лу­эты.
Уси­ле­ние: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. При­мер: А ты даже не по­зво­нил. Даже и не думай так по­сту­пить. Ведь сколь­ко раз тебя пре­ду­пре­жда­ли об опас­но­сти. Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру… Всё-таки ты ре­шил­ся на по­езд­ку. А он всё не уни­мал­ся. И кто же будет за это от­ве­чать?
Во­прос: ли, разве, не­уже­ли. При­мер: Разве вы не слы­ша­ли но­вость? Не­уже­ли ты на­пи­сал пись­мо? Можно ли в это по­ве­рить?
Вос­кли­ца­ние: что за, как. При­мер: Что за уха! Да как жирна. Го­лу­буш­ка, как хо­ро­ша!
Ука­за­ние: вот (а вот), вон (а вон). При­мер: Вот уже кое-где по­яви­лась трав­ка. Вон возле ство­ла осины па­по­рот­ник вылез.
Со­мне­ние: вряд ли, едва ли. При­мер: Едва ли это по­лу­чит­ся. Вряд ли ты смо­жешь за­кон­чить ра­бо­ту к среде.
Уточ­не­ние: имен­но, как раз. При­мер: Имен­но об этом я и хочу ска­зать. А вы как раз и по­дойдёте к нему.
Смяг­че­ние тре­бо­ва­ния: -ка. При­мер: Вски­пя­ти-ка чай.
От­ри­ца­тель­ные ча­сти­цы Не, ни При­мер: За лесом не боль­шой, а ма­лень­кий ост­ров. На небе ни об­лач­ка.
Ча­сти­цы бы, ли, же пи­шут­ся раз­дель­но, ча­сти­ца то ко всем сло­вам на пись­ме при­со­еди­ня­ет­ся с по­мо­щью де­фи­са, ча­сти­ца ка с гла­го­ла­ми пи­шет­ся через дефис.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела. Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал. Настоящее: (что делает?): рисует. Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил. Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи. Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву
(т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Прошедшее время

Здесь все намного проще, нам даже не нужно спряжение!

В действительных причастиях у нас есть суффикс ВШ или Ш, перед ними будет та же буква, что и в инфинитиве перед ТЬ.

построИВШий, прочитАВШий, растаЯВШий, увидЕВШий

В страдательных используются суффиксы НН, Т. 

Какая магия происходит в причастиях прошедшего времени?В страдательных причастиях перед суффиксами НН, Т пишется та же буква, что и в инфинитиве. Однако буква И заменяется на Е, превращаясь в суффикс ЕНН. Это значит, что букву И мы писать в страдательных причастиях прошедшего времени никогда не будем.

Важно: очень часто образовать страдательное причастие прошедшего времени от глагола несовершенного вида будет сложно. Примеры этих редких случаев: «читанный», «жеванный», «вязанный»

сжАТый, увидЕННый, прочитАННый, посеЯННый
Построить (в инфинитиве буква И) значит, причастие будет выглядеть так: построЕННый

Не исключения

  • начать — «а» тут не суффикс, а часть корня kin
  • жать I — «а» тут не суффикс, а часть корня gim
  • жать II — «а» тут не суффикс, а часть корня gin; но стсл жьнju (Маслов 464)
  • мять — «я» тут не суффикс, а часть корня min; но полесск. мнять-мнут (Лексика Полесья 233)
  • чтить -ит, -qт (Google:268000) и -ѫт (Google:166000) — у Лопатина оба на чтить. Это плохо, т.к. пришлось бы ввести спряжение на -ет, -qт (не равное хотеть). Надо чтить-чтит-чтят (и чтил), честь-чтёт-чтут (и чёл), ср. почтить и почЕсть у того же Лопатина
  • болеть — правильно болеть-болею-болеет, болить-болю-болит
  • гнить-гниёт, почить-почиет — гласная в корне

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

🔥 Видео

Решаем вместе 4 задание ЕГЭ (ударение в словах)Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

Рэп-ударения для ЕГЭ #shortsСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

ЛАЙФХАК для задания №4 / Русский язык ЕГЭ 2022 / УдарениеСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Ударение. Задание ЕГЭ #русский #егэрусский #ударенияСкачать

Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ Скачать

Нормы ударения. Русский язык ЕГЭ 2024. Задание 4Скачать

Как запомнить ударения в ЕГЭ по русскому языку? | Русский язык ЕГЭ.Скачать

Когда при письме обязательно ставится ударениеСкачать

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить.
Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить,
а также стелить
.

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства).
Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню)
.

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит
ставим в начальную форму — зависеть
. Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть
, а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить
оканчивается на -ить
. Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Словари двусложных.

1) 268. Поздравление! 2) 268. Словарь 2-сл. прил. с уд. на 2-м слоге

СЛОВАРЬ ДВУСЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (ДАНЫ БАЗОВЫЕ СЛОВОФОРМЫ) С УДАРЕНИЕМ НА ВТОРОМ СЛОГЕ (по материалам «Грамматического сл. рус. языка» Зализняка).

любой, рябой, живой***, кривой, благой***, нагой, другой, тугой, младой, гнедой, седой, рудой, худой(2), чужой, княжой, борзой, какой, такой, никой, чудской, людской, рядской, мужской, сумской, ямской, двинской, донской, «скоб(п)ской(?)», мирской, морской, сякой, жилой, гнилой, былой***, немой, хромой, седьмой, восьмой, прямой, ржаной, щаной, гребной, избной, грибной, губной (2), зубной, плавной, сплавной, ставной, вставной, дневной, сбивной, сливной, пивной, вшивной, сшивной, сковной, вдувной, смывной, взрывной, вкладной, складной, въездной, скидной, взводной, сводной, родной***, входной, грудной, чудной, грядной, блажной, вдвижной, сдвижной, ножной, втяжной, стяжной, глазной, смазной, резной, врезной, срезной, сквозной, связной, иной, свиной, двойной, тройной, впускной, спускной, взыскной, сыскной, хламной, срамной, земной***, чумной, штанной, денной, сенной (2), стенной, спинной, дрянной, рапной, сапной, лепной, скрепной, степной, цепной(2: цепь, цеп?), сцепной, щепной, скупной, сыпной, ссыпной, тряпной, сварной, парной, дверной, дурной, курной, квасной (2! — патриотизм), весной (? см. толк. сл. смысл), лесной, сбросной, мясной, блатной, цветной, третной, сетной, спиртной, портной, страстной, честной, съестной, шкафной, трефной, тачной, свечной, плечной, печной, речной, личной (полотенце и т.п.), ночной, строчной (2), лучной, случной, мучной… … … … стр. 336, столбец 2.

СЛОВАРЬ ДВУСЛОГОВЫХ ГЛАГОЛОВ НА -ОТЬ (ДЛЯ РИФМЕННОЙ ПОЗИЦИИ)

колоть(2), вколоть, сколоть, молоть, смолоть, полоть, сполоть, пороть(2), бороть (нет в сл.?), спороть. (стр 740-2 — 741-2)

СЛОВАРЬ ДВУХСЛОГОВЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (С УДАРЕНИЕМ НА КОНЕЧНОМ СЛОГЕ), ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА «-ОД» (для замен в рифменной позиции, рифмент )

завод, обвод, подвод, развод(2*), комвзводу••, извод(2?), привод (юр.), привод (техн.приспособление, ?* акцент?), льноводу (мо), провод (проведение), отвод, увод, удод•, феод, диод, триод, ренклод, аллод, приплод, расплод, комод, анод, синод••, испод, эпод, зарод, народ•••, разброд, «демсброд», партсброду, тетроду, уроду, юроду, гексоду, рапсоду, катоду, пентоду, истоду, заходу, обходу, подходу, приходу, доходу, походу (2?), проходу, расходу, исходу, восходу, отходу(2), уходу(2). стр. 238 — 240

БОЛЕЕ РАННИЙ ТЕКСТ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Поздравляю с Замечательным Женским Праздником!

Желаю благополучия и здоровья, удачи и радости!

Пусть весна светло радует, а жизнь добро улыбается!

Улыбок и любви, понимания и уюта!

С теплом позитива )))))

— 2-слог. глаголы с удар. на первом слоге («тайна»)

а) нежит, кормит, видит (тьму. ) б) смотрит в (вещую тьму)

— 2слог. Наречия с удар. На первом слоге Тихо (дремлет) «. музыка звёздного неба»

— деепричастия (2 слога вместо наречия)

Видео:Говорить правильно! Выпуск 2 | Ударения в глаголахСкачать

Сомнительно

  • (лице)зреть-зрю (Лопатин — пришлось бы ввести ещё одно спряжение), заподОзрѣть (Грот РП 143/) — вернее было бы (лице)зреть-(лице)зрею и зрить-зрю, хотя ст.-сл. зьрѣти-зьриши-зьрѣашете-зьрq
  • брить-бреет (стсл нет, дррус брити-брию и брѣю, бриете (Срезн.)) может быть объяснено корнем *brei и диалектными колебаниями, ср. стсл бити-бьjѫ-биет, др.-рус. бити-бию, также бьjетъ и биjенъ (Срезн.).
  • ебать — вернее было бы ебать-ебает (Google:958) и е(б)сти-ебу — не ети по стсл *грети-гребѫ, *тети-тепѫ (погрети в Супр.), а как в рус. гре(б)сти, скре(б)сти. В русском языке нет и не было слова «еть», потому что (одновременно):
    1. Иначе бы слово «едь» вообще не употреблялось.
    2. В восточнославянском *pt > (p)st, а не *pt > t (стрый, нестера при чеш. neter<, туда же множество глаголов и, вероятно, куст(только вост.-сл.), рустик ‘особым способом обработанные доски для обшивки стен, облицовки зданий’, под сомнением рыба реста? (к ребро), доста ‘достаточно’? (к падоба), кисть/кита? (~купный), престол/стольный ~ гр. po’lis/pto’lis ‘город, цитадель, страна’? льсть < льп-? но есть во всех ветвях, предполагают герм. заимствование).
    3. Если бы существовало вост.-слав. *ѣ́ти, то оно ещё в XV веке перешло бы в *jи́ти, ср. jисть, jиздить.
    4. Оно физически не зафиксировано, его только ищут в многоточиях Баркова и барковианы.

Преимущества использования стишков в глаголах исключениях

Основным правилом в русском правописании является то, что главным отличием в окончании глаголов первого, а также второго спряжения выступает характер написания. Поскольку в большей части личных окончаний в первом спряжении нужно писать букву «е», в то время как во втором случае, необходимо писать букву «и». Иногда деткам бывает сложно, справится с такими правилами и выучить необходимые слова, поэтому в таких случаях идеальным помощником станут краткие стишки.

При составлении стихотворений следует учитывать несколько моментов:

  1. Стих должен быть кратким.
  2. Все стишки на запоминание должны быть логичными, а не просто набор слов.
  3. При составлении стишка следует вставлять все слова, которые нужно запомнить.

Чтобы повысить эффект от такого запоминания специалисты настоятельно рекомендуют давать дополнительные ассоциации. К примеру, деткам, у которых хорошо работает зрительная память, вы можете предложить нарисовать картинку, а точнее небольшую иллюстрацию к этим словам.

По словам специалистов, очень важно, какие слова, а также какое их количество вы планируете вписать в текст. К примеру, если для запоминая, вы напишите длинный и трудный стих, в котором будут присутствовать все слова исключения, то:

  • во-первых, ребёнок должен будет выучить большой стих;
  • во-вторых, ему еще понадобится вспоминать ради каких слов, он учил весь текст.

Правила по написанию окончания глагола исключения нельзя логически объяснить. С ними лучше просто смерится и запомнить. Для этой цели можно использовать различные стихи. Учитывая такое на первый взгляд, незначительное правило в правописании, вы сможете уйти от непредсказуемых конфузов во время общения либо при деловой переписке.

Действующие способы по заучиванию

Как показывает практика запомнить правила по таким словам довольно сложно. Поэтому учителя предлагают своим ученикам различные способы заучивания.

К числу наиболее действующих вариантов по запоминанию слов исключения – глаголов, можно отнести три основных методики:

  1. Можно нарисовать небольшую картинку, где будет изображено движение, например нескольких человечков.
  2. Придумать маленький стишок и включить в него слова глаголы-исключения.
  3. Подбирать необходимые слова так, чтобы в итоге вы смогли их показать.

Доказано, что рифмованные строчки, которые удачно соединены с движением, запоминаются в несколько раз быстрее. Вполне достаточно лишь начать стих, и дети практически сразу вспоминают определенную последовательность слов и в дальнейшем используют их в правописании.

В заключении следует сказать о том, что глагол выступает незаменимой частью речи, поэтому как бы нам не хотелось, его все равно следует выучить.

Он может изменяться по трём основным формам:

  1. По критериям времени.
  2. По лицам.
  3. По числовому порядку.

В качестве исключения из правила в окончании глагола является безударное окончание. Поскольку считается, что их не так уж и трудно понять носителям русского языка.

Чтобы поставить правильную букву в окончании слова, нужно следовать определённым правилам:

  • можно попробовать поставить слово в начальную форму, а затем понять на какие буквосочетания они заканчиваются. Если использовать неопределенную форму (простыми словами инфинитив), то перед –ть находятся гласные буквы, на которые можно смело ориентироваться;
  • далее можно вспомнить правило в правописании – если в слове перед сочетанием –ть находится буква «и», то это второе спряжение.

Чтобы быстрее разобраться с этим вопросом, лучше всего воспользоваться специальной таблицей глаголов исключения.

Знаете ли вы более просток стишок для заучивания? Поделитесь своими знаниями в ! А также смотрите видео о том, как быстро выучить глаголы исключения.

«Кралась» (глагол)

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: красться — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • возвратный
      • непереходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Несовершенный вид

Мужской род (ед. число) Что делал?кралсяЧто делаю?крадусьЧто буду делать?буду красться Что делал?кралсяЧто делаешь?крадешьсяЧто будешь делать?будешь красться Что делал?кралсяЧто делает?крадетсяЧто будет делать?будет красться
Женский род (ед. число) Что делала?краласьЧто делаю?крадусьЧто буду делать?буду красться Что делала?краласьЧто делаешь?крадешьсяЧто будешь делать?будешь красться Что делала?краласьЧто делает?крадетсяЧто будет делать?будет красться
Средний род (ед. число) Что делало?кралосьЧто делаю?крадусьЧто буду делать?буду красться Что делало?кралосьЧто делаешь?крадешьсяЧто будешь делать?будешь красться Что делало?кралосьЧто делает?крадетсяЧто будет делать?будет красться
Множественное число Что делали?кралисьЧто делаем?крадемсяЧто будем делать?будем красться Что делали?кралисьЧто делаете?крадетесьЧто будете делать?будете красться Что делали?кралисьЧто делают?крадутсяЧто будут делать?будут красться

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Возвратные глаголы обозначают действие, направленное на самого себя, и имеют постфикс -ся (-сь): бояться, учиться, обидеться, радоваться, согнуться, пройтись, завестись.

Все возвратные глаголы являются непереходными.

Непереходные глаголы не могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?»):

идти, лететь, лежать, стоять, ссориться, карабкаться, учиться.

Все возвратные глаголы являются непереходными.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять
относится к первому спряжению, а глагол видеть
— ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ.
И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ.
Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения
, его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-

.

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения
, суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им-


.

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Подраздел 2.2: Произношение в речи

Правильно использование глаголов «стелют» и «стелят» в русском языке зависит от их произношения. Так как оба глагола имеют одинаковое написание, различие заключается только в звуковом произношении.

Глагол «стелят» склоняется по правилам непроизводных глаголов и имеет в корне звук «е». Его произношение соответствует этому звучанию. Например, в словах «светят», «глазят» и «лежат» буква «е» произносится как «е», аналогично и в глаголе «стелят».

Глагол «стелют» имеет на конце суффикс «-ют», который в русском языке произносится как «ут». Следовательно, в словах «спускают» и «делают» звук «ю» произносится как «ут», аналогично и в глаголе «стелют».

Чтобы правильно говорить и писать данные глаголы, необходимо учитывать особенности их произношения в русской речи. Это поможет избежать ошибок и сделать речь более четкой и понятной.

Правила произношения в различных контекстах

В то же время, при письменном использовании слова «стелят» следует помнить о его правильном написании. Таким образом, говорить нужно слово «стелят», а писать – «стелют». В данном случае, правильное произношение соответствует грамматической форме, но в письменном виде нужно использовать правильную орфографию.

Важно придерживаться правил произношения и орфографии в русском языке, чтобы избежать недоразумений и сделать свою речь более грамотной и понятной

Употребление в речи

Вопрос о том, как правильно писать и говорить слова «стелят» и «стелют», часто возникает у говорящих на русском языке. В русском языке существует множество слов, которые имеют разные формы в разных падежах и лицах. Это связано с грамматикой и правилами русского языка.

Слово «стелят» является формой глагола «стелить» во 3-ем лице множественного числа настоящего времени. Слово «стелют» также является формой глагола «стелить» во 3-ем лице множественного числа настоящего времени. Оба варианта слова «стелят» и «стелют» являются правильными и допустимыми в русском языке, и они употребляются в речи в зависимости от контекста и предпочтений говорящего.

Например, слово «стелят» можно использовать в следующих предложениях: «Они стелят ковер на полу.», «Рабочие стелят асфальт на дороге.». Слово «стелют» можно использовать в следующих предложениях: «Они стелют одеяло на кровати.», «Работники стелют кирпич на стене.». Оба варианта корректны и правильны в русском языке.

Таким образом, вопрос о том, как правильно писать и говорить слова «стелят» и «стелют», не имеет однозначного ответа. В русском языке существует несколько допустимых форм слова «стелить», которые употребляются в зависимости от контекста и предпочтений говорящих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: