Правописание наречий: правила, таблицы

Правописание наречий

Многоточие в случае разрыва реплики

В комиксах такое написание также возможно, однако если в публицистическом издании разорванные предложения встречаются не слишком часто, то про комикс такого не скажешь. Чтобы не плодить обилие многоточий, на практике их в большинстве случаев опускают. И здесь на автора падает дополнительная ответственность – привести реплики таким образом, чтобы читателям было точно ясно, в какой последовательности герои произносят фразы (точнее, их отрывки).

Подводя итог теме многоточия перед частями разорванных реплик, заметим, что главное правило для комикса и комиксиста – выберите для себя один вариант и придерживайтесь его на протяжении всей книги.

Однако есть такие случаи, когда многоточие в начале предложения точно не будет лишним. Один из них – если вы хотите показать, что предложение и/или беседа в целом начались вовсе не с первого написанного вами слова (но это начало вы по каким-то причинам не приводите). Например, герой подслушивает чей-то разговор, и первое, что он слышит, – слово «Подкуп». Если вы хотите показать, что до этого были какие-то еще слова, используйте многоточие – «…Подкуп».

Рассмотрим другую ситуацию. Представим, что у нас есть два бабла – они даны подряд, но заключенные в них реплики выражают совсем разные мысли (на разные темы). Здесь перед началом второго бабла многоточие тоже будет уместно. Этим вы покажете, что у героя в голове происходит некий мыслительный процесс, скрытый от читателя, и что между написанными предложениями подразумевались и другие, проигрываемые в голове героя. Почему бы тогда просто не дать многоточие в конце первой реплики, спросите вы? Потому что так читатель подумает, что первая мысль просто не закончена. Чтобы исключить двоякое толкование, знак препинания переносят в начало второго бабла.

Пример использования многоточия в начале реплики (отрывок из комикса «Юные Мстители»)

Слитное написание наречий, образованных от существительных

Наибольшую трудность в правописании наречий представляют слова, образованные от существительных и их падежных форм. Производные наречия пишутся то слитно, то раздельно. К тому же в русском языке имеются омонимичные формы существительных, которые с предлогами пишутся только раздельно. Созвучные им наречия, напротив, зачастую пишутся слитно.

Рассмотрим случаи слитного написания наречий. Определим, как их отличить от падежных форм существительных с предлогами.

1. Слитно пишутся наречия, в составе которых имеются слова, не употребляющиеся в современном языке:

дотла, вкупе, воочию, вдребезги, наизусть, наотмашь, невдомёк, натощак, навзничь, навзрыд, невзначай и пр.

2. С любыми приставками пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственно-временным значением:

верх, низ, перед, зад, высь, даль, начало, конец, ширь, глубь, век.

Понаблюдаем:

  • вверх взлететь;
  • увидеть внизу;
  • наконец вспомнил;
  • ввек не забудешь;
  • навеки запомни.

Запомним раздельное написание слов: на веки вечные, на века, от века, на веку.

Но если у похожей по звучанию лексемы есть определяющее слово, то это падежная форма существительного с предлогом.

Между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или местоимение:

  • в самую глубь банки;
  • с этого начала лета.

В словосочетании «всматриваться, вглядываться (во что?) в даль» слово «в даль» пишется раздельно с предлогом.

3. Пишутся слитно наречия с приставками о-, от-, к-, из-/-ис-:

  • оземь ударить
  • обок поместить
  • отроду не знать (но от роду пять лет)
  • отчасти прав
  • кряду
  • кстати
  • изнутри
  • исстари

Запомним раздельное написание слов: к спеху, не к спеху, к месту, не к месту.

Правила слитного написания Примеры Исключения
Наречия, в составе которых есть неиспользуемые в современной речи существительные невдомёк, вкупе, впросак, насмарку
Если к существительному в составе наречия нельзя поставить вопрос или вставить между предлогом и существительным определяющее слово вволю, отчасти, наотрез на-гора (технический термин), на выучку, на выручку, на вырост
Наречия, образованные от существительных со значением времени или пространства сверху, навеки, вконец
Наречия, образованные от полных прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- напрямую, вручную, зачастую, наверное в открытую, на попятную, на мировую, на боковую
+ если прилагательное начинается с гласной
Наречия, образованные от сочетания предлога с кратким прилагательным налегке, запросто, понапрасну
Наречия, образованные с помощью приставок в, на от собирательных числительных вдвое, натрое, впятеро
Наречия, образованные сочетанием предлога и местоимения почему, вничью, вовсю
Наречия, образованные сочетанием приставки и наречия извне, насквозь, напротив до завтра, под утро, на сегодня, на нет, на авось, на ура
Наречия, образованные сочетанием предлога в, корня пол- и родительного падежа существительного вполсилы, вполголоса, вполоборота в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца
Наречия на -о пишутся с не- слитно, если к слову можно подобрать синоним. нелегко (трудно), невесело (грустно)
Наречия пишутся с не-, если приставка находится под ударением. некуда, незачем, нехотя

Как правильно пишется слово «врассыпную»

врассыпну́ю

врассыпну́ю, нареч.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: роящийся — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «врассыпную»

  • От страха зайцы задрожали, лапками замахали, попрыгали на землю и бросились врассыпную бежать.
  • Часть людей кинулась врассыпную от места казни, другая, пав на колени, истово молилась.
  • Только тот дикарь, у которого было копье, остался на месте, все прочие пустились бежать врассыпную.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «врассыпную»

  • Толпы девчонок и мальчишек неслись, как стаи воробьев, то сбиваясь в кучку, то снова разбиваясь врассыпную, оглушая всю улицу своим визгом и криком.
  • От разрыва, свиста и разлета осколков и пуль горыгорецкие победители кинулись врассыпную; испуганные лошади одни побросали своих седоков и разбежались, другие в телегах кинулись в сторону с дороги и завязли в грязи.
  • Мятежники скрылись и через час показались из-за горы, скача врассыпную под предводительством самого Пугачева.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Как сделать комикс более грамотным

В заключение приведем несколько общих советов, как сделать текст комикса более грамотным. Наши рекомендации касаются даже не столько самих правил русского языка, сколько того, как лучше проверять собственный текст, чтобы уменьшить число ошибок и опечаток.

  • После того как вы написали текст, перечитайте его через какое-то время. В идеале – через пару-тройку дней или даже неделю. В крайнем случае (если нет времени на столь большую паузу) можно по окончании работы над репликами заняться чем-то другим, чтобы отвлечься, а уже потом проверить себя. Дело в том, что мы часто пропускаем ошибки в текстах, которые нам слишком хорошо знакомы. В таком случае мы уже не читаем слова, а просто бегаем глазами по строчкам, и мозг просто «вспоминает» то, что он уже и так знает. Именно поэтому проверять свои тексты всегда сложнее всего, но этот процесс можно немного облегчить, если «подзабыть» собственные предложения, отвлечься от них.
  • Еще один интересный прием – в буквальном смысле взглянуть на текст по-новому: сменить его внешний вид или носитель. Если фразы будут по-другому выглядеть, то и восприниматься они будут иначе. Среди вариантов, как применить этот способ самопроверки на практике, – распечатать комикс и прочесть его, как говорится, с листа, а не с экрана компьютера. Можно скопировать текст (без изображений) в Word. Это хорошо и с той точки зрения, что в центре вашего внимания останутся только предложения, и изображения не будут вас отвлекать.
  • Свежий взгляд лишним не будет. Конечно, идеальный вариант – если у вас есть знакомый редактор или, например, учитель русского языка, однако даже при отсутствии таковых, найдите того, кто сможет прочесть ваше произведение. Незамыленный взгляд наверняка заметит что-то, что вы могли пропустить.

  • Конечно, знание основных правил грамматики, орфографии и пунктуации лишним никогда не будет, и если вы хотите освежить их – не отказывайте себе в этом. Впрочем, мы не призываем перечитывать учебники – можно пойти и другим путем. На многих сайтах, посвященных грамотности, встречаются разнообразные хит-парады самых распространенных ошибок – ознакомьтесь с ними, возможно, вы откроете для себя интересные моменты. Еще один хороший способ запомнить правила – добавить в них толику юмора. Например, почитайте уже ставшие интернет-фольклором «70 правил русского языка ». Те или иные тонкости, отраженные в иллюстрациях, также станут более эффективным и приятным способом подтягивания грамотности.
  • Еще один момент, связанный с нюансами языка, – никогда не стесняйтесь проверять себя, если сомневаетесь в том, какую букву написать, нужна ли здесь запятая и можно ли так сочетать слова. Пожалуй, этот совет – один из самых важных: многие ошибки связаны не с неграмотностью, а с безразличием пишущего. Необязательно держать все правила в голове, но если вы чувствуете неуверенность, не поленитесь залезть в словарь или справочник (в том числе электронный). Среди популярных и авторитетных источников с самой разнообразной информацией отметим «Грамота.ру», «Грамма.ру» и т.д.
  • Не доверяйте слепо программам проверки орфографии. Конечно, игнорировать предупреждения не стоит, но, прежде чем не глядя принимать правки, уточните, верны ли они. Во-первых, программа может неправильно понять ваше предложение, а во-вторых, в ней могут быть заданы изначально неправильные установки. Например, проверка орфографии MS Word считает, что частица «тем не менее» должна выделяться запятыми с двух сторон, но правилам русского языка это предположение не соответствует. Еще пример – MS Word настойчиво предлагает ставить точки после таких сокращений, как «млрд», «млн» и «трлн», однако это, опять же, противоречит действующим нормам.

Исключения из правил

Во всех правилах есть исключения. Они не обошли стороной и эту тему.

Итак, наречия:

Содержащие приставку «по-» и суффикс «-о», а также «-му» на конце пишутся слитно: поэтому, потому, посему, почему, построчно, помесячно.

С приставкой «по-» и кратким прилагательным пишутся слитно: поровну, помаленьку.

С включенными в состав приставкой «по» и прилагательным сравнительной степени: покрасивее, потолще, поменьше.

При сочетании предлог + местоимение: почем, зачем, почему, затем

Важно уметь их отличать от случаев с раздельным написанием: за тем деревом (за каким деревом?), по чему мы едем (по дороге или по полю?).. Иногда следует применить способ изъятия слова из предложения

То, без чего предложение теряет смысл, является наречием и пишется через дефис:

Иногда следует применить способ изъятия слова из предложения. То, без чего предложение теряет смысл, является наречием и пишется через дефис:

У него все по-прежнему («по-прежнему» является наречием, так как при его удалении, предложение теряет смысл);

Он двигался по прежнему пути (Он двигался по тому же пути).

Разница между «по-моему» и «по моему». Второй случай требует наличия зависимого слова:

По-моему, у него что-то случилось;


Все будет по-моему;


По моему мнению, здесь надо поставить запятую;


По моему поручению, в квартире наконец-то сделали уборку.

В термине «на-гора» ставится дефис.

Правописание наречий через дефис

Важно запомнить, что постановка дефиса в наречиях приветствуется в следующих случаях:

  1. В наречиях с приставкой «по-» и суффиксами «-ому», «-ему», «-и» («-ски», «-цки», «-ьи», «-ки»): по-плохому, по-китайски, по-твоему.

  2. С приставками «в-», «во-» и суффиксами «-ых», «-их»: во-первых, в-четвертых, во-вторых, в-десятых.

  3. В неопределенных наречиях, образованных приставками «кое-», «кой-» и постфиксами «-то», «-либо», «-нибудь»: где-то, когда-то, что-нибудь, куда-нибудь, что-либо, где-либо, зачем-то, откуда-то, почему-то, как-нибудь, откуда-нибудь, кое-как, кое-где, кое-куда.

  4. Содержащими в своем составе частицу «-таки» (слово «все-таки» пишется через дефис): так-таки, наконец-таки, опять-таки.

Какое правило применяется?

Выражение «врассыпную» – наречие, употребляемое в значении – «во все тороны, в разные стороны». Образовано от прилагательного «рассыпной» префиксом «в-» и суффиксом «-ую», которые добавились к исходной словоформе.

Это наречие непростое для написания, в нём нередко «в» пишут через дефис и раздельно, возможно, считая «в» предлогом или приставкой с условно-слитным написанием, как некоторых в наречиях. Но такое «правописание» ошибочно.

Выражение пишется в одно слово, так как оно образовано от полного прилагательного, а подобные наречия, согласно правилу орфографии, всегда пишутся слитно.

«В рассыпную» – прилагательное «рассыпной» в форме В. п. ед. ч. ж. р. в сочетании с предлогом. Пишется раздельно. Проверить легко – между словами без изменения смысла можно вставить слово: в эту рассыпную муку.

Примеры предложений

Противник бросился в рассыпную, как только на поле боя появилась наша конница.

В рассыпную крупу мошенники добавили отрубей для увеличения веса.

Как показать, что человек заикается или произносит тот или иной звук протяженно?

То есть вы можете написать, например, «О-о-о» или «О-о», «Хм-м» или «Хм-м-м», «П-п-привет» или «П-привет». «Дай мне во-от ту бутылку» или «Во-о-от ту». Впрочем, тут есть и несколько тонкостей, например «Тсс» пишется слитно и с двумя С – такое написание зафиксировано в словаре, а у «М-м-м» закреплены такие варианты – «Мм», «М-м», «М-м-м».

Если по сюжету ваш герой очень сильно заикается или находится в состоянии крайней задумчивости, возбужденности, радости, то есть буквально не может говорить от нахлынувших эмоций, на письме это можно передать следующим образом: повторить не букву, а слог. Причем для того чтобы визуально передать большую паузу между повторениями, используйте не дефис, а многоточие. Выглядеть это может, например, вот так: «Д-да… да… даже не знаю, что сказать». Или так: «Про… про… прости». В данном случае количество повторений формально не ограничено, но все же не стоит ими увлекаться: оптимальный вариант все те же два-три.

Пример заикания (отрывок из комикса «Сорвиголова»)

Слитное и раздельное написание наречий

Чтобы знать, слитно или раздельно писать наречие, надо определить, от какой части речи оно образовано. Например, правописание наречий, образованных от существительных и местоимений будет отличаться от наречий, образованных от порядковых числительных.

Слитное правописание наречий

Слитное написание наречий зависит от способа его образования.

Слитно пишутся наречия:

  • в составе которых есть неиспользуемые в современной речи существительные. Например: испокон, вблизи, наверняка;
  • которые находятся в составе существительных и к ним нельзя поставить вопрос или поставить между предлогом и существительным определяющее слово. Например: отчасти, накануне, вразнобой. Из этого правила есть исключения: на выучку, на выручку, на вырост;
  • образованные сочетанием предлогов с существительными, которые обозначают время или пространство. Например: вниз, вглубь, вконец;
  • которые образованы сочетанием предлогов в, на, за и полных прилагательных. Например: наудалую, вкрутую, наверное. Исключения из этого правила: в открытую, на попятную, на мировую, на боковую;
  • если оно образовано сочетанием любого предлога и краткого прилагательного. Например: слегка, издалека, сгоряча.
  • которое образовано сочетанием предлогов в, на с собирательными числительными. Например: надвое, втрое, вчетверо;
  • образованные сочетанием предлога и местоимения. Например: потому, вничью, затем;
  • которое образовано слиянием наречия и предлога. Например: навсегда, поминутно, доныне. Исключения из этого правила: до завтра, под утро, на сегодня;
  • если оно образовано слиянием  предлога в, частицы пол и существительного. Например: вполсилы, вполголоса, вполоборота. Из этого правила есть исключения: в пол-лица, в пол-яблока, в пол-яйца;
  • если оно стоит с частицей не и к нему можно подобрать синоним. Например: немедленно, неприветливо, негде, некогда, нехотя. 

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Раздельное правописание наречий 

Раздельное написание наречий тоже зависит от способа образования.

Раздельно пишутся наречия:

  • если существительное в составе наречия сохранило падежные формы. Например: за границу, на корточки, на цыпочки. Исключения: наизнанку, наспех, поодиночке;
  • правописание наречий, образованных от имен существительных и предлогов надо писать через дефис, если между ними можно поставить определяющее слово. Например: в меру — в полную меру, в тиши — в лесной тиши, на миг — на один миг;
  • которые образованы от существительного и к самому наречию есть пояснение. Например: в конце пути, во время фильма, с начала встречи;
  • которые образованы от существительного в переносном смысле. Например: след в след, в конце концов;
  • образованные путем слияния предлога и существительного, которое начинается на гласную букву. Например: в обнимку, под уклон, в охапку;
  • которые образованы слиянием предлога по и собирательного числительного. Например: по одному, по двое, по трое;
  • местоимение в составе наречия согласуется с существительным. Например: во весь рост, по этому пути;​​​​​​​
  • которые образованы с помощью предлогов без, до, с, под и имен существительных. Например: до отвала, под стать, с ходу, без просыпу. В этом правиле есть свои исключения: дотла, донизу, доверху, сроду, сдуру, сплеча, подряд, подчас;
  • образованные сочетанием предлогов в, на и существительных с окончанием ах (ях). Например: в потемках, в ногах, на рысях. Исключения: впопыхах, впотьмах, второпях.

Как оформить цитаты?

Для любой цитаты очень важно показать, чьи слова вы приводите. Можно сделать это, как мы говорили выше, с помощью сноски, а можно – ввести упоминания автора в речь героя

Причем необязательно называть точное имя и полное название произведения, если вы считаете, что это непринципиально. Допустимы, например, такие пояснения: «Как говорил мой любимый поэт, „Остановись, мгновенье, ты прекрасно“» или «По словам классиков, разруха-то больше в головах». Однако хоть какое-то пояснение должно быть, иначе вы покажете читателю его низкий интеллект, недостаточный уровень образования или еще что-либо такое, что аудитории вряд ли понравится.

Пример использования цитаты из известного произведения (отрывок из комикса «Дэдпул»)

Дефис в сложных наречиях

Если приходится выражать признак или образ действия с помощью двух самостоятельных слов, тесно объединенных по смыслу, образуется конструкция, сходная со сложным словом. На письме тесную смысловую связь передают через дефис. Знак графически связывает два слова в одну часть речи. Такое написание часто называют «полуслитным». При этом сложные наречия могут образовываться несколькими способами.

Повтор одного и того же слова

Для того чтобы сделать акцент на сказанном, в русском языке прибегают к повтору одного и того же слова. В речи такой прием добавляет эффект усиления.

Например: еле-еле передвигаться, чуть-чуть отдохнуть.

Повторение одной и той же основы

В данном случае наречие образуется с помощью однокоренных слов, которые могут дополняться приставками и суффиксами.

Например: связаны крепко-накрепко дружбой, грибов было видимо-невидимо.

Два синонимичных слова вместе

Для того чтобы выделить признак или образ действия, наречие усиливается синонимом. В большинстве случаев  второе слово выполняет функцию уточнения. В основном подобные конструкции носят устойчивый характер.

Например: уезжай подобру-поздорову, и все у них шито-крыто, появился нежданно-негаданно.

Дефис, тире и два дефиса

  • Тире и дефис – это разные знаки. Дефис – короткий, до и после него не нужны пробелы. С точки зрения грамматики он пишется внутри одного слова (например, «ярко-белый», «мало-мальский», «экс-президент»). Тире – длинное, с пробелами до и после. Оно ставится между словами: «Лондон – столица Великобритании», «Поезд „Москва – Санкт-Петербург“».
  • Кстати, не лучший тон – ставить два дефиса вместо тире. Логика «Два дефиса – это как бы длинный знак, значит, тире» не работает – не поленитесь поставить тот знак, который действительно должен стоять в этом месте предложения.
  • В зарубежных комиксах для обозначения незаконченных фраз используется знак из двух дефисов. В русском языке такого знака нет: на конце незавершенного предложения ставьте только многоточие. Не забывайте, что незаконченных предложений не должно быть слишком много, иначе реплики будут плохо читаться (или у аудитории возникнет ощущение, что вам просто лень дописывать фразы до конца).

Пример использования многоточия при разрыве реплики (отрывок из комикса «Дэдпул»)

Грамматические признаки наречия

Грамматическая неиз­ме­ня­е­мость отли­ча­ет наре­чие сре­ди всех частей речи рус­ско­го язы­ка У него нет падеж­ных форм, форм един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла, как у имен суще­стви­тель­ных или при­ла­га­тель­ных, лич­ных форм, как у гла­го­лов. Наречие не скло­ня­ет­ся и не спря­га­ет­ся.

По функ­ции наре­чия делят­ся на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные.

Знаменательные место­име­ния обо­зна­ча­ют при­знак дей­ствия, пред­ме­та и дру­го­го при­зна­ка:

Местоименные наре­чия толь­ко ука­зы­ва­ют на при­знак, кон­крет­но его не обо­зна­чая:

По лек­си­че­ско­му зна­че­нию зна­ме­на­тель­ные наре­чия делят­ся на две боль­шие груп­пы:

Определительные наре­чия име­ют смыс­ло­вые раз­ря­ды:

Обстоятельственные наре­чия делят­ся на семан­ти­че­ские раз­ря­ды:

Видео:Русский язык 7 класс (Урок№43 — Категория состояния как часть речи. Катег. сост. и др.части речи.)Скачать

Слитное написание наречий

Слитно пишут­ся наре­чия, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых мож­но ука­зать при­став­ки.

1. Это, в первую оче­редь, наре­чия, обра­зо­ван­ные от слов этой же части речи при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • даром → задаром,
  • все­гда → навсе­гда,
  • ныне → отныне,
  • нель­зя → донель­зя,
  • куда → откуда.

2. Укажем отри­ца­тель­ные наре­чия, обра­зо­ван­ные с помо­щью при­ста­вок не- и ни-:

  • где → нигде,
  • куда → некуда,
  • зачем → незачем,
  • как → никак.

3. Слитно пишут­ся отно­си­тель­ные (вопро­си­тель­ные) наре­чия, обра­зо­ван­ные от место­име­ний:

  • пото­му
  • поэто­му
  • поче­му
  • посе­му
  • затем

Отличаем их в кон­тек­сте от омо­ни­мич­ных сло­во­форм место­име­ний с пред­ло­га­ми:

  • по тому при­зна­ку,
  • по это­му пути,
  • по чему прой­ти,
  • за тем зда­ни­ем.

Местоимения опре­де­ля­ют сло­ва с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, их мож­но опу­стить и пред­лог «по» ока­жет­ся рядом с суще­стви­тель­ным. Наречие же при­мы­ка­ет к гла­го­лу. Его невоз­мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния без иска­же­ния смыс­ла выска­зы­ва­ния.

Раздельное написание наречий

1. Раздельно пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пред­ло­га­ми без, до, с (со), под, за, неза­ви­си­мо от того, суще­ству­ет ли отдель­но это сло­во в совре­мен­ном язы­ке.

Примеры:

  • без спро­су взять,
  • нуж­но до заре­зу
  • понять с лёту,
  • пошла под гору,
  • гово­рить за гла­за.

Слитно пишут­ся сло­ва спле­ча, сна­ру­жи, сро­ду, спро­со­нок, замуж (ем), запод­ли­цо, запа­ни­бра­та и пр.

2. Раздельно пишем наре­чие, если пред­лог окан­чи­ва­ет­ся на соглас­ную, а суще­стви­тель­ное начи­на­ет­ся с глас­ной:

  • в оди­ноч­ку дей­ство­вать,
  • в общем оха­рак­те­ри­зо­вать,
  • в охап­ку схва­тить,
  • в отмест­ку сде­лать.

3. Если суще­стви­тель­ное сохра­ни­ло падеж­ную фор­му, то с пред­ло­га­ми в, на, по наре­чие пишет­ся раз­дель­но:

  • это мне на руку,
  • оста­вить на память,
  • выпол­нить по сове­сти,
  • взять на пору­ки

и пр.

4. Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и фор­мы пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ах/-ях, пишут­ся раз­дель­но:

  • закри­чать в серд­цах,
  • бро­дить в потём­ках (но впотьмах),
  • весь день на ногах,
  • быть на побе­гуш­ках,
  • рас­по­ло­жить в голо­вах

и пр.

Наречия впро­сон­ках, вто­ро­пях, вго­ря­чах, впо­пы­хах, впотьмах пишут­ся слит­но, так как в отдель­но­сти нет таких суще­стви­тель­ных в совре­мен­ном язы­ке.

Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во, это при­знак раз­дель­но­го напи­са­ния наре­чий:

  • сде­лать в срок (в крат­чай­ший срок),
  • спро­сить на ходу (на пол­ном ходу),
  • заду­мать­ся на миг (на один миг),
  • посо­лить в меру (в пол­ную меру).

Следует иметь в виду, что раз­дель­но пишут­ся толь­ко те наре­чия, зна­че­ние кото­рых не изме­ня­ет­ся при вве­де­нии опре­де­ля­ю­ще­го сло­ва.

Сравним:

  • вко­нец устал — в конец доро­ги,
  • раз­бить наго­ло­ву — надеть на голо­ву.
Правила раз­дель­но­го напи­са­ния Примеры Исключения
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия сохра­ни­ло падеж­ные фор­мы в тупик — в тупи­ке — из тупи­ка, на запят­ки — на запят­ках, без ведо­ма — с ведо­ма, без тол­ку — с тол­ком наизнан­ку (с изнан­ки), наспех (не к спе­ху), пооди­ноч­ке (в оди­ноч­ку)
Если меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным мож­но вста­вить опре­де­ля­ю­щее сло­во на ска­ку (на всем ска­ку), в спеш­ке (в страш­ной спеш­ке), в рост (в пол­ный рост)
Если у суще­стви­тель­но­го есть зави­си­мое сло­во в нача­ле пове­сти, во вре­мя отпус­ка, в кон­це спек­так­ля
Если суще­стви­тель­ное в соста­ве наре­чия упо­треб­ля­ет­ся в пере­нос­ном смыс­ле след в след, в кон­це кон­цов
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов и суще­стви­тель­ных, кото­рые начи­на­ют­ся на глас­ную в обхват, под уклон, в акку­рат
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­га по с чис­ли­тель­ны­ми по одно­му, по двое, по трое
Если место­име­ние согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным во весь рост, по это­му пути
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов без, до, с, под и суще­стви­тель­ных до отва­ла, под стать, с ходу, без про­сы­пу дотла, дони­зу, довер­ху, сро­ду, сду­ру, спле­ча, под­ряд, под­час
Наречия, обра­зо­ван­ные соче­та­ни­ем пред­ло­гов в, на и суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем -ах (-ях) в потем­ках, в ногах, на рысях вго­ря­чах, впо­пы­хах, впотьмах, вто­ро­пях

СРЕД­СТВА СВЯЗИ В ТЕК­СТЕ

Лек­си­че­ские

1) Лек­си­че­ский по­втор т. е. по­втор слова или сло­во­фор­мы, од­но­ко­рен­ных слов для связи пред­ло­же­ний. « Этот по­втор по­мо­га­ет со­хра­нить един­ство темы тек­ста.

Его ино­гда счи­та­ют ре­че­вой ошиб­кой, но это не все­гда так. На­при­мер, в на­уч­ном или офи­ци­аль­но-де­ло­вом сти­лях по­втор — ос­нов­ное сред­ство связ­но­сти. Ино­гда лек­си­че­ский по­втор может ком­по­зи­ци­он­но ор­га­ни­зо­вы­вать текст (на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние С. Есе­ни­на « Ша­ганэ ты моя, Ша­ганэ»).

2) Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на

т. е. за­ме­на слова в одном пред­ло­же­нии сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем в дру­гом пред­ло­же­нии. Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на ис­поль­зу­ет­ся там, где не­об­хо­ди­ма кра­соч­ность речи, ее об­раз­ность (в пуб­ли­ци­сти­ке, в ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре и т. д.)

«Осень не­обык­но­вен­но хо­ро­ша в сен­тяб­ре. Солн­це в эту пору еще при­гре­ва­ет землю.»

От­но­ше­ния «род — вид», т. е. в одном пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся слово в более ши­ро­ком зна­че­нии, в сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии — слово, зна­че­ние ко­то­ро­го вклю­че­но в зна­че­ние пер­во­го слова.

«В этом лесу много милых серд­цу рус­ских де­ре­вьев. Но пре­жде всего за­ме­ча­ешь белые ство­лы берез».

3) Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы

«Ка­ра­ма­зо­вых в рус­ской жизни много, но все-таки не они опре­де­ля­ют курс ко­раб­ля. Мат­ро­сы важны, но еще важ­нее для ка­пи­та­на па­рус­ни­ка рум­пель и звез­да, на ко­то­рую ори­ен­ти­ру­ют идеал».

Ос­нов­ная мысль ав­то­ра этого от­рыв­ка ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва ме­та­фо­ри­че­ски пе­ре­да­ет­ся сло­ва­ми одной те­ма­ти­че­ской груп­пы «курс ко­раб­ля», «ка­пи­тан», «па­рус­ник», «рум­пель».

Как лек­си­че­ские сред­ства связ­но­сти могут быть ис­поль­зо­ва­ны ан­то­ни­мы, мно­го­знач­ные слова, омо­ни­мы и дру­гие лек­си­че­ские яв­ле­ния.

Грам­ма­ти­че­ские

1) Един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла

т. е. в одном тек­сте, как пра­ви­ло, гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в форме од­но­го вида и од­но­го вре­ме­ни.

Если вы на­чи­на­е­те рас­сказ в про­шед­шем вре­ме­ни, то и про­дол­жать вы его бу­де­те также. При опи­са­нии чего-либо, на­при­мер, ис­поль­зу­ют­ся гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида.

«Этот новый (Пол­тав­ский) ла­герь за­мы­кал­ся с тыла кру­тым спус­ком к Вор­ск­ле. На пра­вом флан­ге его была ло­щи­на, в ко­то­рой на­хо­дил­ся преж­ний ла­герь. Левый фланг упи­рал­ся в лес, ко­то­рый тя­нул­ся до Пол­тав­ско­го мо­на­сты­ря.»

Все гла­го­лы в этом фраг­мен­те — не­со­вер­шен­но­го вида про­шед­ше­го вре­ме­ни.

2) Ме­сто­имен­ная за­ме­на

она ис­поль­зу­ет­ся очень ши­ро­ко как сред­ство связ­но­сти.

Об­ще­из­вест­но, что слово од­но­го пред­ло­же­ния можно за­ме­нить в дру­гом пред­ло­же­нии ме­сто­име­ни­ем.

«Когда-то здесь на­хо­дил­ся город Брест. Его пе­ре­нес­ли в сто­ро­ну и на этом очень вы­год­ном для обо­ро­ны месте по­ста­ви­ли кре­пость.

3) Союзы, ча­сти­цы, ввод­ные слова, мо­даль­ные слова.

Союзы, ча­сти­цы, мо­даль­ные слова до­воль­но часто вы­сту­па­ют сред­ства­ми связ­но­сти. Эти сред­ства поз­во­ля­ют под­дер­жи­вать ло­ги­ку тек­ста (на­при­мер, ввод­ные слова с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, итак и др.), уси­ли­вать ту или иную смыс­ло­вую на­груз­ку тек­ста

«На сним­ке Брест­ская кре­пость. Вер­нее, толь­ко ее малая, цен­траль­ная часть».

4) на­ре­чия и слова с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня, зав­тра, впе­ре­ди, сзади, не­по­да­ле­ку и под.

Се­год­ня коль­цо во мно­гих ме­стах разо­рва­но. До сорок пер­во­го года оно было сплош­ным, с тремя во­ро­та­ми».

Нужно ска­зать, что в одном и том же тек­сте связи упо­треб­ля­ют­ся ком­плекс­но, т. е. при ди­стант­ной или кон­такт­ной связи могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко типов связи. Так, в преды­ду­щем при­ме­ре, по­ми­мо ме­сто­имен­ной за­ме­ны (коль­цо — оно), ис­поль­зу­ют­ся слова с вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня — до сорок пер­во­го года) и ан­то­ни­мы (разо­рва­но- было сплош­ным).

5) пред­ло­же­ния-скре­пы, ко­то­рые не несут ни­ка­кой смыс­ло­вой на­груз­ки, они пред­на­зна­че­ны имен­но для связи пред­ло­же­ний (на­при­мер, часто таким пред­ло­же­ни­ем яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние  — «Об этом будет ска­за­но ниже» — и ему по­доб­ные).

Сти­ли­сти­че­ские

Слова, сло­во­фор­мы, ко­то­рые под­чер­ки­ва­ют либо эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку всего тек­ста, либо од­но­род­ность слов для дан­но­го тек­ста (на­при­мер, в на­уч­ном тек­сте такую на­груз­ку несут тер­ми­ны).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: