НН и Н в отыменных прилагательных
Когда в отыменных прилагательных нужны НН
Разберем случаи, в которых принято ставить двойную Н в прилагательных, которые образовались от имен существительных.
-
Когда основа производящего слова оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -н-.
-
Когда в отыменном прилагательном есть суффикс -онн- или -енн-.
Исключение: ветреный (человек).
Обратите внимание!
В прилагательных, которые образованы от слова ветер приставочно-суффиксальным способом, пишется НН: заветренный, безветренный и т. д.
Когда в отыменных прилагательных нужна Н
Теперь поговорим о том, в каких ситуациях нужно писать одну букву Н в прилагательных, образованных от существительных.
-
Когда основа производящего существительного оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -ий.
-
Если в прилагательном есть суффиксы -ин-, -ан- или -ян-.
Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Их легко выучить по напоминалке «старинное окно»: на нем есть стекло, оловянные ручки и деревянные рамы.
Обратите внимание!
В кратких формах отыменных прилагательных и в наречиях нужно ставить столько же Н, сколько в их полных формах.
Проверьте себя
Прочтите прилагательные ниже и расставьте в пропущенных местах Н или НН. Объясните, почему выбрали тот или иной вариант.
Сенсацио__ый, вентиляцио__ый, тигри__ый, апелляцио__ый, смоля__ой, змеи__ый.
Приобретите учебник с упражнениями и выполните их письменно
Вам в любом из этих учебников нужны далеко не все упражнения. Вы хотите научиться писать грамотно, поэтому часть теории по русскому языку можно опустить. Например, вам можно не выполнять упражнения на различение архаизмов и историзмов и другие подобные темы.
Вы должны в первую очередь сделать те упражнения, в которых надо вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Естественно, каждую орфограмму и пунктограмму надо объяснить так, как это делал я в предыдущих блоках статьи.
Все упражнения надо обязательно выполнять письменно. Вы должны запоминать написание слов непосредственно через письмо. Мозг будет лучше запоминать орфограммы, когда вы сами пропишете то или иное слово. И потом еще разберете его, подчеркнете орфограмму, выделите морфему, пропишете проверочное слово.
За какие классы брать учебники? За все. Ну, минимум с пятого по девятый класс.
Зачем обязательно выполнять упражнения
Дело в том, что в упражнениях вам встретятся слова и грамматические конструкции, которых в вашей «голове», в вашем лексиконе может не быть. Однако эти слова и конструкции обязательно вам будут встречаться где-то еще в жизни. Потому что в школьном курсе русского языка изучается та лексика и та грамматика, которая постоянно используется носителями языка в жизни. Освоить этот «базис» вы должны во что бы то ни стало.
Полезные материалы по теме
Если у вас часто возникают вопросы наподобие того, который мы разобрали сегодня, я могу вам посоветовать несколько полезных материалов и бесплатных сервисов.
Первый и самый классный – Викиум. Там много всего про мозг, эмоции, выход из депрессий и пр., но недавно появился еще и русский язык. Вот страница с бесплатными программами-тренажерами Викиума. Зайдите туда, кликните по ссылочке «Способность к работе с текстом» и «поиграйтесь» со всеми тренажерами, которые там приводятся. Их десять, некоторые из них направлены на запоминание орфографических правил, некоторые – на расстановку запятых и пр. Все абсолютно бесплатно и доступно круглосуточно.
Второе. Я нашел в интернете несколько хороших пособий по русскому, которые были размещены там в открытом доступе. Я их скачал, проверил на вирусы и заархивировал. Напишите здесь свой электронный адрес, я вам на него эти пособия вышлю. В них очень хорошо объясняются трудные правила русского языка, дается много примеров, схем, таблиц. Все аналогично бесплатно.
Третье. Рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи.
Четвертое. На том же сайте Викиум недавно появился платный курс «Идеальный русский». Он очень дешевый, продается всего за 890 рублей. Как мне кажется, курс стоит своих денег. В нем очень хорошо объясняется теория, а для практики есть три онлайн-тренажера. Сэкономьте на 1-2 походах к репетитору, приобретите этот курс и внимательно его изучите.
Прописная буква
Е. Измайлов
Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?
О причинах ошибок…
Наиболее вероятная причина ошибок в нашем случае – употребление суржика, словарно-буквенной мешанины, бытующей в зонах взаимодействия языков; не обязательно, родственных, но непременно использующих однотипные алфавиты (кириллицу, латиницу). Что-то вроде «А у тому годи вин (ён) нычим не болив» («А в прошлом году он ничем не болел»).
Но возможно и другое. В ходе склонения ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО «будущий» образуются словоформы, пишущиеся так же (омонимические), как падежные формы СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО «будущее» («грядущее», то, что ждёт нас впереди по времени: «туманное будущее», «ожидаемое будущее», «светлое грядущее», и т.п.).
Не исключено, что некоторые авторы, даже и не зная о суржике, неосознанно вставляют в «будущее» «ю», чтобы показать, что это прилагательное, а не форма существительного. Может быть, помня и о прилагательных с суффиксом «-ющ-» («бушующий», «краснеющий», «мерцающий», «плавающий», и др.). На такой случай запомните: в прилагательном «будущий» суффикс «-ущ-», так как оно склоняется по 2-му (мягкому) типу, а «-ющ-» входит в прилагательные, склоняемые по 1-му (твёрдому) типу. Ну, а если вы хотите вставить в своё высказывание равнозначное иноязычное слово, так пишите «майбутній», что значит то же самое – «будущий».
***
ПишемПравильно.ру
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Как правильно пишется?
Формообразование происходит от «быть» с помощью суффикса «ущ».
Часто слово произносится как «будующий». Вот две основных причины, почему люди так могут говорить:
- Первая причина – суффикс «ущ». Сама морфема бывает двух видов: «ущ» и «ющ». Отсюда и путаница в произношении, поскольку в разных словах используются разные варианты суффикса.
- Вторая причина – неосведомленность в словообразовании. Человек, неправильно произносящий слово «будущий», может добавлять букву, действуя по аналогии со словом «бывает». Ошибка совершается, если не знать, что слово «бывает» происходит не от «быть», а от «бывать».
Примеры предложений
- Все было готово к будущему празднику.
- Каждый желающий мог сделать посильный вклад для постройки будущей церкви.
- Будущее для солдата было туманным.
Орфографический разбор на примерах
К примеру, в учебнике дано предложение: “Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:
- слово “скошенная” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
- слово “скошенная” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
-
суффикс — еннпишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
- основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
- оканчивающихся на —ить, —еть;
- слова “трава” и “рядами” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “трава” ставится во множественное число – “травы”, а слово “рядами” – в единственное число и именительный падеж “ряд”.
Разберем еще один пример: “Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.
- “дождь” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дожди”);
-
“прошел”:
- для буквы “о” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
- для буквы “е” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о”, то пишется “е” (“прошедший”, “обжег”, “черточка”);
-
“освежил”:
- для буквы “о” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел” (приставка о- есть, а – нет);
- для буквы “е” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“свежий”);
- для буквы “и” – правописание “жи, ши”;
-
“вокруг”:
- для буквы “о” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
- для буквы “г” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в круге”);
- производный предлог “вокруг” пишется слитно, так как образован от наречия.
Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.
Последствия неправильного правописания
Неправильное правописание может иметь ряд негативных последствий. Ошибки в написании слов и пропуск букв могут существенно повлиять на понимание текста и выражение мысли.
Один из главных эффектов неправильного правописания — это создание путаницы и недоумения у читателя. Когда слово написано неправильно, читатель может затрудняться в понимании значения предложений или отрывков текста. В некоторых случаях, неправильное написание может даже привести к смешным или нелепым ситуациям.
Кроме того, неправильное правописание может повлиять на оценку читателя о вашей грамотности и компетентности. Ошибки в написании могут вызвать у читателей впечатление небрежности или неряшливости. Это может быть особенно проблематично в случае представления бизнес-коммуникации или академической работы.
Неправильное правописание также может привести к недоразумениям и неправильному итегпретации информации. В некоторых случаях, пропуск букв или ошибки в написании могут изменить смысл слова или выражения, что может привести к неверному пониманию сообщения или делать его непонятным вовсе.
В целом, правильное правописание имеет большое значение для эффективной коммуникации и понимания текста. Неправильное написание слов может не только вызывать путаницу и смех, но и негативно влиять на репутацию автора и приводить к неправильной итегпретации информации
Поэтому, важно уделять внимание правильному написанию слов и избегать пропуска букв и опечаток
Боксирующие волшебники и французские булки
Будем продвигаться от всяких гуманитарных сфер поближе к нашим реалиям. Про французские булки и чай знают все пользователи Windows:
Это самый известный пример фразы, которая содержит все буквы алфавита. Такие предложения называются панграммами. Раньше они использовались для проверки телетайпов, телеграфных аппаратов, принтеров, пишущих машинок и всякой другой печатающей техники. Сегодня это удобный способ просмотра шрифтов в операционных системах. Кстати, в Windows из этого предложения почему-то выпало слово «же», а вместе с ним и буква «ж».
Вот ещё парочка панграмм на русском языке:
Википедия утверждает, что первая используется в GNOME, вторая в KDE. В первой отсутствует твёрдый знак. Всё дело в том, что это довольно старая панграмма и раньше последнее слово писалось так: «экземпляръ».
В английском языке панграммы ещё более загадочные и глубокомысленные:
Есть ещё одна загадочная фраза:
В журнале «Наука и жизнь» писали, что это предложение используется для проверки качества каналов связи и звукозаписывающей аппаратуры. Считается, что она даёт среднестатистическое для русского языка распределение частот и энергий звуковых колебаний. Можно сразу живо представить себе поэта, торопящегося на романтическое рандеву.
Ещё один хороший пример для запоминания: расположение пар проводов в коннекторе витой пары. В юности я всё никак не мог выучить цвета этих проводочков: иногда ошибался и приходилось обжимать коннектор заново. Жаль, я тогда не догадался применить для этого мнемотехнику. Например, такую:
Здесь творчески зашифрованы цвета пар проводов: бело-оранжевый — оранжевый, бело-зелёный — синий, бело-синий — зелёный, бело-коричневый — коричневый.
Всегда раздельно
Всегда, кроме случаев, описанных в предыдущем пункте, раздельно пишут частицу НЕ со следующими словами:
- Глаголы, деепричастия – не знал, не зная, не узнав.
- Причастия в кратк. форме – не закончен, не разбит.
- Наречия не на О,Е (кроме отрицательных) – не досиня, не нараспашку.
- Любые слова, в составе которых дефис – не по-взрослому, не по-детски.
- Числительные – не восемь, не восьмой.
- Прилагательное в сравнительной степени сравнения – стал не чище, был не грязнее.
- Сочетание «Отрицательные местоимения и наречия с НИ + НЕ+» – ничуть не грязный, нисколько не удивительный.
- Сочетание со словами-делителями (совсем, вовсе, отнюдь, далеко) – далеко не уверенный.
- Категория состояния – ему было не жарко.
- Слова лучший (худший), больший (меньший) – не худший день, не меньший успех.
Для раздельного употребления НЕ в перечисленных ситуациях не требуется знание правил – надо запомнить, что в этих случаях НЕ всегда частица.
Эффективные методики внедрения графического объяснения пропущенных букв в различные сферы
Графическое объяснение пропущенных букв – это важный инструмент, который может быть эффективно использован в различных сферах деятельности. Ниже представлены несколько методик, которые помогут внедрить графическое объяснение пропущенных букв в вашу работу.
1. Использование графических кейсов
Один из самых эффективных способов внедрения графического объяснения пропущенных букв – использование графических кейсов. В этом случае, пропущенные буквы вставляются в изображение или фотографию, а затем предлагается пользователю заполнить пропуски. Такой подход помогает сделать обучение более интерактивным и привлекательным для участников.
2. Применение игрового подхода
Еще один метод внедрения графического объяснения пропущенных букв – использование игрового подхода. В этом случае, пропущенные буквы представлены в виде головоломок или заданий, которые пользователь должен решить. Такой подход позволяет сделать обучение более увлекательным и интересным для участников.
3. Использование визуальных подсказок
Другой способ внедрения графического объяснения пропущенных букв – использование визуальных подсказок. В этом случае, предлагается изображение с пропущенными буквами, а затем пользователю предлагается выбрать правильные варианты из предложенных вариантов. Такой подход помогает улучшить визуальное восприятие и позволяет участникам более точно и быстро заполнять пропуски.
4. Использование графических таблиц
Еще один метод внедрения графического объяснения пропущенных букв – использование графических таблиц. В этом случае, предлагается таблица с пропущенными буквами, а пользователю предлагается заполнить пропуски. Такой подход позволяет улучшить навыки анализа и помогает участникам лучше усваивать материал.
В заключение, графическое объяснение пропущенных букв является эффективным инструментом, который может быть успешно применен в различных сферах деятельности. Выберите подходящую методику и внедрите ее в свою работу, чтобы сделать обучение более интерактивным и привлекательным.
Будь готов к любым сюрпризам, похищая вкусный торт
Помните старый австралийский мультипликационный сериал «80 дней вокруг света» по мотивам Жюля Верна? Там один из главных героев Филеас Фогг любил выражать важные мысли в виде коротких афоризмов.
Это тоже своего рода мнемоника. Только она помогает запомнить не число или ряд каких-то объектов, а полезный жизненный принцип. В более позднем переводе был другой вариант:
А ещё там была такая замечательная сентенция:
Во времена DOS у меня была маленькая программка, которая выводила на экран случайную цитату из этого мультфильма. Я даже добавил её в файл autoxec.bat и она запускалась при каждой загрузке компьютера. Поэтому-то я так хорошо помню все эти короткие, но ёмкие фразы.
Стихотворные мнемонические правила хорошо подходят для запоминания каких-то правил языка или законов. С юных лет многие запомнили такой стихотворный список:
А помните так популярные в школьном фольклоре «пифагоровы штаны», которые на все стороны равны?
Кстати, на уроках географии нам рассказывали ещё одно замечательное мнемоническое правило для запоминания четырёх крупнейших островов Японии:
Это прямо «раз и на всю жизнь».
Биссектриса — это крыса, но многие знаки напрасны
Начнём с суперзвезды математики — числа π. То, что оно приблизительно равно 3,14, знают практически все. С остальными разрядами дробной части — сложнее. Существуют люди, которые могут воспроизвести по памяти тысячи знаков π после запятой. Большинству из нас такие высоты недоступны, но блеснуть перед друзьями знанием хотя бы десяти разрядов может каждый. Для этого можно использовать мнемоники, которые сочинили ещё до наступления эры калькуляторов и смартфонов.
Например, можно выучить такой стишок, который придумал Яков Исидорович Перельман:
Здесь цифры числа π зашифрованы количеством букв в каждом слове: 3,14159265358.
Ещё один вариант, который предлагает Яков Перельман для запоминания числа π, выражен в прозе:
Здесь каждая последующая фраза помогает запомнить большее количество цифр, чем предыдущая. Для нас они, возможно, звучат «старомодно», но свою функцию выполняют. Правда, для получения искомого числа потребуется посчитать буквы в каждом слове — та ещё задачка. Возможно, кому-то это покажется простым, но я на слух так сразу и не скажу, сколько букв, например, в слове «именуемое». Поэтому гораздо эффективнее варианты, в которых можно не возиться с подсчётами, а просто выучить зарифмованную последовательность цифр, названных своими именами:
Ещё один пример:
В заметке журнала «Наука и жизнь» приводится менее известный вариант:
Для запоминания числа e — 2,718281828 — тоже существуют свои мнемонические правила. Например, такое:
Тут, конечно, нужно помнить, что Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Возможно, кому-то эта фраза наоборот поможет на основе числа e запомнить год рождения Толстого — тоже польза.
А вот это мнемоническое правило помогает запомнить римские цифры:
Здесь каждое слово начинается с цифры: 1000, 500, 100, 50, 10, 5, 1.
Ну и, конечно, как же не вспомнить любимую «классику» школьной поэзии:
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | бу́дущий | бу́дущее | бу́дущая | бу́дущие | |
Р. | бу́дущего | бу́дущего | бу́дущей | бу́дущих | |
Д. | бу́дущему | бу́дущему | бу́дущей | бу́дущим | |
В. | одуш. | бу́дущего | бу́дущее | бу́дущую | бу́дущих |
неод. | бу́дущий | бу́дущие | |||
Т. | бу́дущим | бу́дущим | бу́дущей бу́дущею | бу́дущими | |
П. | бу́дущем | бу́дущем | бу́дущей | бу́дущих | |
Кратк. форма | бу́дущ | бу́дуще | бу́дуща | бу́дущи |
бу́—ду—щий
Прилагательное (относительное), тип склонения по классификации А. Зализняка — 4a.
Корень: -буд-; суффикс: -ущ; окончание: -ий .
МФА:
МФА (неправильно — Зарва, 2001↓):
Семантические свойства
Значение
- тот, который будет впоследствии, последует за настоящим ◆ Будущий рост промышленности. ◆ Будущее поколение.
- следующий ◆ Будущий год. ◆ В будущий раз.
- субстантивир., ср. р. время, следующее за настоящим, а также будущность ◆ Лучшее будущее. ◆ Насколько я был прав, покажет будущее. ◆ Будущее Европы.
Синонимы
- грядущий, дальнейший, последующий, предстоящий, имеющий быть, намеченный, надвигающийся, наступающий, преднамеченный, предположенный, предстоящий, приближающийся, обещающий, чаемый
- следующий, последующий
- —
Гипонимы
- завтрашний
- —
- —
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от глагола быть, от праслав. *byti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. бꙑти, русск. быть, укр. бути, сербохорв. би̏ти, словенск. bíti, чешск. být, польск., в.-луж. być, н.-луж. byś
Перевод
Список переводов | |
|
Зарва М. В. Русское словесное ударение. — М. : ЭНАС, 2001. — ISBN 5-93196-084-8.
Я учу глаголы
Воскобойников
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..
Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…
Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
Читайте художественную литературу
Я считаю, что чтение не может научить писать грамотно. У меня есть много знакомых, которые говорят: «Я много читаю, но все равно пишу с ошибками». То есть работать с орфограммами и пунктограммами чтение вас не научит точно.
Но чтение учит лучше чувствовать текст. Вам ведь наверняка нужно не просто писать грамотно, а в принципе уметь писать, уметь выражать мысли и чувства с помощью слов, правильно собирать эти слова в предложения.
Чтобы это делать, художественная литература как раз и нужна. Причем не обязательно читать какие-то сложные и объемные тексты типа «Преступления и наказания» или «Войны и мира». Начать можно с небольших рассказов. Например, вот с этих трех:
- Константин Паустовский «Телеграмма».
- Антон Чехов «Нахлебники».
- Юрий Казаков «Тихое утро».
Рекомендации для достижения полного понимания правописания
1. Учите правила — основой для полного понимания правописания являются знания правил. Ознакомьтесь с основными правилами русского языка, посвятите время изучению их и задействуйте их в практике письма и чтения.
2. Читайте много — чтение является одним из лучших способов освоить правила правописания и развить свой словарный запас. Чтение разнообразной литературы поможет вам отмечать, запоминать и применять правильное написание слов.
3. Практикуйте письмо — активное практическое упражнение поможет вам закрепить правила правописания и развить навык автоматического написания слов. Регулярная практика написания слов, предложений и текстов поможет улучшить вашу грамотность и запомнить особые правила.
4. Используйте словари — при возникновении сомнений относительно правильного написания слов обратитесь к словарю. Он поможет вам найти правильную орфографию, даст подсказку по ударению или предложит синоним, обогатив ваш словарный запас.
5. Редактируйте свои тексты — после написания текста проведите проверку на наличие грамматических и орфографических ошибок. Используйте средства проверки орфографии и грамматики, чтобы исправить допущенные ошибки и улучшить свои навыки письма.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете достичь полного понимания правописания и стать более грамотным и уверенным в использовании русского языка.