День кино под ёлочкой: ищем опечатки в «иронии судьбы»

Ирония судьбы — средство геноцида населения | планета коб

Популярное

Как правят миром

1988

Цивилизационная преступность и враги Рода человеческого

1960

О государстве и гос. суверенитете

1858

Вперед смотри – там подлинный облик человечества!

1561

Как решить проблему преступности мигрантов

1429

Биомасса не домашняя скотина

1364

ГП: могущество истинное и мнимое

1297

Демографическая агрессия «трудовых» мигрантов — угроза будущему России и её народов

1249

Белогвардейщина, фашизм и карачун

1249

Сбой и потеря лица

1137

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

1123

«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры -3

1031

Ударно отметила «Русская аналитическая школа» свою первую 8-летку

1019

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

965

Парадоксы нашего существования. Часть 2.

926

Красавец, талант, бедоносец + Кравцов

888

Самый квалифицированный и умелый педагог должен работать в яслях. Что есть учеба в Университете

842

В филантропы из гангстеров

832

М.Ю. Лермонтов и Печорин Соединенных Штатов Америки

725

Твой Лик нерукотворный светел навсегда

641

«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры

528

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

349

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
  • Режиссёр: Эльдар Рязанов
  • Главный оператор: Владимир Нахабцев
  • Художник: Александр Борисов
  • Арт-директор: Игорь Петров
  • Звукооператор: Юрий Рабинович
  • Композитор: Микаэл Таривердиев
  • Дирижёр: Георгий Гаранян
  • Художник по костюмам: Ольга Кручинина
  • Художник по гриму: Ольга Струнцова
  • Кинооператоры: Вадим Алисов, Сергей Арманд, Борис Кочеров
  • Комбинированные съёмки: Борис Травкин (оператор), Валентин Гласс (художник)
  • Монтаж: Валерия Белова
  • Ассистенты режиссёра: Нина Коренева, Григорий Торчинский
  • Ассистенты оператора: Владимир Горшков, Владимир Батузов, Александр Михалычев, Сергей Кочебуров, Николай Коробейник
  • Ассистент монтажёра: Элеонора Праксина
  • Художник-декоратор: И. Фёдоров
  • Мастер по свету: Марк Вайсман
  • Редактор: И. Наумова
  • Музыкальные редакторы: Раиса Лукина, В. Лаписов
  • Мультипликационная заставка в начале фильма: Виталий Песков
  • Директор картины: Ефим Голынский

Популярная музыка, как средство раскрутки фильма

Славу этому фильму в немалой степени принесли песни на музыку М.Таривердиева (15 августа 1931, Тифлис — 25 июля 1996, Сочи), которому в этом году исполнилось бы 85 лет.

Этого композитора знают и любят по кино. «Не думай о секундах свысока…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Со мною вот что происходит…», «Самое главное – сказку не спугнуть…».

Эльдар Рязанов

http://nomenin.ru/uploads/images/m/i/k/mikael_tariverdiev.jpg

В Иронию судьбы, которая не является ни мюзиклом, ни музыкальной комедией, было вставлено восемь (!) песен, причём на стихи крупных поэтов. Большой знаток поэзии Эльдар Рязанов уже в сценарии заложил множество песен, которые должны были придать почти водевильной истории некоторую поэтичность. По замыслу Рязанова, музыку к фильму Ирония судьбы, или С лёгким паром! должны были написать несколько композиторов — каждый по одной песне. Первым, кому был отправлен сценарий с прилагавшимися стихами Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной, оказался Микаэл Таривердиев.

Через некоторое время он представил на суд съёмочной группы дюжину песен, после прослушивания которых Рязанов передумал обращаться за сочинением музыки к другим авторам. Таривердиев отыскал и исполнителей, которые должны были спеть песни за героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльской. Это были Сергей Никитин и Алла Пугачёва. Они сделали это великолепно, исполненные ими песни вот уже на протяжении сорока лет не теряют своей популярности, продвинув в народ и сам фильм. В фильме звучит много фортепианной музыки. Исполнена она была лично композитором Микаэлом Таривердиевым.

Заключение

Что же должен взять для себя зритель, посмотрев данный фильм, где баня и алкоголь поставлены на один уровень? Что несёт фильм — пропаганду или порицание алкоголя? На наш взгляд, это не замаскированная пропаганда пьянства, возведённая в новогодний ритуал, особенно в бане, в которой на Руси, как мы указали выше, душа и тело очищались. Что же показано в фильме?

http://s.kinoprofi.net/s/2015-03/1427796593_ironiya-sudby-ili-s-legkim-parom-1975-3.jpg

«Пьяницам» типа Лукашина может быть достаточно одного-двух бокалов шампанского, чтобы их развезло: именно потому, что к алкоголю они непривычны. Они якобы не пьют и не любят пить: но в то же время не в состоянии сказать «нет» старым друзьям, как и многие алкоголики, считающие себя трезво живущими, позволяющие себе употреблять алкоголь на Новый год или другие праздники..

И по замыслу режиссёра (насколько можно судить по фильму) — для такого человека способ вырваться из навязанного ему стандартного круга только один: пьяным делом оказаться в новогоднюю ночь в нестандартной ситуации. И там, без друзей, невесты и мамы, наконец «проявить свой внутренний стержень». Помните как фильме бросаются лозунги для всех алкоголиков:

А МЧС в новогоднюю ночь сбивается с ног, спасая таких «проявляющих свой внутренний стержень» из нестандартных ситуаций, в которых те оказываются в пьяном угаре.

http://androidmafia.ru/uploads/images/getimage.php?videoid=vn_A9td2-SM&sz=hd

Данный фильм на бессознательном уровне внедряет мысль, что только употребив алкоголь, человек может попасть в сказку или изменить свою жизнь.

То есть налицо — пропаганда пьяного образа жизни, возведённая в новогодний ритуал. При этом надо вспомнить, что новогодний ритуал с обязательным употреблением шампанского был внедрён другим фильмом того же Рязанова — «Карнавальная ночь». До этого фильма никто не чокался шампанским под Новый год. Так что дело алкоголизации общества Рязанов фильмом Ирония судьбы продолжил.

http://kafabella.ru/thumb/NKy6_6TcFRG9_S7TWJCmGw/580r450/1032048/c6159427512bd4ad5a4c36b02fefc5a3.jpg

Материалы:

Секреты манипуляции. Алкоголь. Организация Общее Дело.

Необычная рецензия на фильм Ирония судьбы, или с лёгким паром!

О фильме

Фильм Ирония судьбы…: от ритуалов солидарности к поэтике измененного сознания

Баня — как священное место предков и рода

История создания

Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и позаимствована вторая часть названия фильма). Эта пьеса была написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему СССР; её сюжет совпадает с фильмом.

Осенью 1975 года, незадолго до официальной телевизионной премьеры, фильм посмотрели телезрители Грузии в рамках программы Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (проходившего в Тбилиси), на котором картина заняла первое место. С «Иронии судьбы» в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьёзное. Такие фильмы приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии (предшественник этого периода, по мнению режиссёра, — «Берегись автомобиля»).

Новеллизация

Существует новеллизация (драма с развёрнутыми ремарками) «Иронии судьбы», которая опубликована в составе различных сборников из новеллизаций фильмов Эльдара Рязанова. Она несущественно отличается от фильма и от пьесы.

ЧА­СТИ­ЦА

Ча­сти­ца — это слу­жеб­ная часть речи, ко­то­рая слу­жит для вы­ра­же­ния от­тен­ков зна­че­ний слов, сло­во­со­че­та­ний, пред­ло­же­ний и для об­ра­зо­ва­ния форм слов.

Раз­ря­ды ча­стиц

Фор­мо­об­ра­зу­ю­щие ча­сти­цы. Об­ра­зу­ют форму по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния у гла­го­лов. Да, давай, да­вай­те, пусть, пус­кай. При­мер: Давай схо­дим за гри­ба­ми. Пусть ещё по­гу­ля­ет.
Об­ра­зу­ют форму услов­но­го на­кло­не­ния у гла­го­лов. Бы (б). При­мер: Мне хо­те­лось бы по­зна­ко­мить­ся с Вами. Если б вы знали, как хо­ро­шо летом в де­рев­не!
Об­ра­зу­ют форму срав­ни­тель­ной или пре­вос­ход­ной сте­пе­ни у при­ла­га­тель­ных. Более, менее, самый. При­мер: Пра­вый берег более вы­со­кий, чем левый. Эта за­да­ча менее слож­ная. Дик — мой самый лю­би­мый пёс.
Смыс­ло­вые ча­сти­цы — вно­сят раз­лич­ные смыс­ло­вые от­тен­ки в пред­ло­же­ние, а также вы­ра­жа­ют чув­ства и от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к тому, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии. Вы­де­ле­ние и огра­ни­че­ние: толь­ко, лишь, ис­клю­чи­тель­но, почти. При­мер: Толь­ко ты не ве­ришь мне. Лишь на за­па­де вид­не­лись какие-то си­лу­эты.
Уси­ле­ние: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. При­мер: А ты даже не по­зво­нил. Даже и не думай так по­сту­пить. Ведь сколь­ко раз тебя пре­ду­пре­жда­ли об опас­но­сти. Уж сколь­ко раз твер­ди­ли миру… Всё-таки ты ре­шил­ся на по­езд­ку. А он всё не уни­мал­ся. И кто же будет за это от­ве­чать?
Во­прос: ли, разве, не­уже­ли. При­мер: Разве вы не слы­ша­ли но­вость? Не­уже­ли ты на­пи­сал пись­мо? Можно ли в это по­ве­рить?
Вос­кли­ца­ние: что за, как. При­мер: Что за уха! Да как жирна. Го­лу­буш­ка, как хо­ро­ша!
Ука­за­ние: вот (а вот), вон (а вон). При­мер: Вот уже кое-где по­яви­лась трав­ка. Вон возле ство­ла осины па­по­рот­ник вылез.
Со­мне­ние: вряд ли, едва ли. При­мер: Едва ли это по­лу­чит­ся. Вряд ли ты смо­жешь за­кон­чить ра­бо­ту к среде.
Уточ­не­ние: имен­но, как раз. При­мер: Имен­но об этом я и хочу ска­зать. А вы как раз и по­дойдёте к нему.
Смяг­че­ние тре­бо­ва­ния: -ка. При­мер: Вски­пя­ти-ка чай.
От­ри­ца­тель­ные ча­сти­цы Не, ни При­мер: За лесом не боль­шой, а ма­лень­кий ост­ров. На небе ни об­лач­ка.
Ча­сти­цы бы, ли, же пи­шут­ся раз­дель­но, ча­сти­ца то ко всем сло­вам на пись­ме при­со­еди­ня­ет­ся с по­мо­щью де­фи­са, ча­сти­ца ка с гла­го­ла­ми пи­шет­ся через дефис.

Жанр фильма — рождественское чудо

Главная тема фильма по замыслу Рязанова — рождение уникального из стандартного и унифицированного.

http://ic.pics.livejournal.com/slavikap/52009501/803200/803200_original.jpg

Через эпиграф, данный титрами на фоне панорамных кадров многоэтажного дома и метели, автор сознательно связывает фильм с традицией святочных рассказов:

Святочные рассказы, к которым можно отнести, например, гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», обладают определёнными общими элементами: «сверхъестественные события», «нечистая сила» и «рождественское чудо». Все их так или иначе можно обнаружить и в сюжете картины.

http://www.uchportal.ru/_ld/166/81061572.jpg

Все они являются основой для главной философской идеи святочного жанра, согласно которой — время рождественского сочельника обладало способностью неожиданным и чудесным образом разряжать критическую и, казалось бы, безвыходную ситуацию.

Съёмки

Съёмки фильма начались в январе 1975 года. В качестве типового дома по адресу 3-я улица Строителей, 25 в фильме сняты два экспериментальных панельных дома, расположенных в московском районе Тропарёво-Никулино по адресам: проспект Вернадского, 113 (дом Нади Шевелёвой) и проспект Вернадского, 125 (дом Жени Лукашина). В реальности же прототипы «типового» дома были построены по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх зданиях на этом проспекте.

В доме Жени Лукашина (проспект Вернадского, 125) ещё в 1973 году сняли фильм «Возле этих окон…» Там снимались молодые, ещё неженатые Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков, свою первую маленькую роль сыграл Александр Абдулов. В этом фильме более подробно и достоверно показаны подъезд, лестничная клетка и лифты дома.

В 2003 году на стене дома, где жил герой фильма Женя Лукашин, была установлена мемориальная табличка, торжественно открытая при участии Эльдара Рязанова. Алюминиевую пластину украли на следующий день. В 2007 году бронзовые таблички появились на двух домах — Жени и Нади, но табличка на доме 125 снова была украдена.

Кинопробы

Роль Гали первоначально должна была играть Наталья Гвоздикова.

Женю Лукашина мог сыграть Андрей Миронов, однако говорить о том, что он «не пользовался успехом у женщин», по сюжету было невозможно — никто бы не поверил. Поэтому его кандидатуру пришлось отклонить. Сам Рязанов рекомендовал Миронову присмотреться к роли Ипполита, но Миронову этот персонаж был неинтересен. Также на эту роль пробовались Олег Даль, Пётр Вельяминов, Станислав Любшин и Иннокентий Смоктуновский, а Мягкова взяли практически случайно.

На роль Нади Шевелёвой пробовались многие советские актрисы — Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Антонина Шуранова, Марина Меримсон. Однако Рязанов посчитал эти пробы неудачными. После просмотра польского фильма «Анатомия любви», где главную женскую роль (Ева) исполнила Барбара Брыльска, Рязанов принял решение пригласить эту актрису на пробы «Иронии».

На роль Ипполита был вначале утверждён Олег Басилашвили. Однако во время съёмок скончался его отец, а затем ушёл из жизни актёр Ефим Копелян, коллега Басилашвили по БДТ, в связи с чем Басилашвили не смог приехать на съёмки. По этой причине в начале марта Рязанов пригласил на эту роль Юрия Яковлева. Тем не менее, когда Надя в фильме подбирает со снега выброшенную Женей из окна фотографию Ипполита, на ней изображён Басилашвили, а не Яковлев. Этот кадр режиссёр не успел переснять, поскольку зима закончилась, и снег растаял.

Награды

  • 1976 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» признана по опросу журнала «Советский экран» лучшим фильмом года.
  • 1976 — Андрей Мягков признан по опросу журнала «Советский экран».
  • 1976 — Алле Пугачёвой был полностью посвящён отборочный выпуск Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня-76» от 25 сентября 1976 года, где из 8 песен она исполнила в том числе и 4 песни из кинофильма:
    • «На Тихорецкую»,
    • «Мне нравится»,
    • «По улице моей»,
    • «У зеркала».
  • 1977 — Государственная премия СССР. Награждены:
  • режиссёр Эльдар Рязанов;
  • исполнители главных ролей, Андрей Мягков и Барбара Брыльска;
  • композитор Микаэл Таривердиев;
  • оператор Владимир Нахабцев;
  • автор сценария Эмиль Брагинский.

Проблемы запуска съёмочного процесса: почему мы могли не увидеть «Иронию судьбы»

Несмотря на успешные театральные показы в 1970-1973 годах, комедия была запрещена после анонимной жалобы в Минкульт. Истинная причина бойкота пьесы до сих пор неизвестна, но официально сообщалось о «сложностях с должным соблюдением техники безопасности». В самом деле, из-за сцены, где персонаж композитор Хасловский поджигает бумагу, за четыре года сгорело восемь театров, а двадцать два актёра получили ожоги лёгкой и средней степени тяжести.

Постеры телевизионной версии «Иронии судьбы».

Несмотря на то что на тот момент Рязанов уже завоевал признание публики и звание всенародного любимца, с выходом этой картины возникло много проблем. Ни Мосфильм, ни Госкино не соглашались спонсировать очередной комедийный фильм. На этом бы всё закончилось, но Рязанов предложил сотрудничество телевидению. Для председателя Комитета по радио и телевещанию Сергея Лапина тот факт, что сценарий режиссёра отвергли в Госкино, был лучшим сигналом к тому, что проект нужно реализовать.

В ролях

Актёр Роль
Андрей Мягков хирург Евгений (Женя) Михайлович Лукашин (вокал — Сергей Никитин)
Барбара Брыльска учительница русского языка и литературы Надежда (Надя) Васильевна Шевелёва (озвучивание — Валентина Талызина, вокал — Алла Пугачёва)
Юрий Яковлев жених Нади Ипполит Георгиевич
Любовь Добржанская мама Жени Марина Дмитриевна
Ольга Науменко невеста Жени Галя
Лия Ахеджакова подруга и коллега Нади Таня
Валентина Талызина подруга и коллега Нади Валя
Александр Ширвиндт друг Жени Павел / голос за кадром в начале фильма
Георгий Бурков друг Жени Миша
Александр Белявский друг Жени Саша
Любовь Соколова мама Нади
Готлиб Ронинсон ожидающий посадки на самолёт пассажир из Красноярска
Эльдар Рязанов пассажир в самолёте (не указан в титрах)

СРЕД­СТВА СВЯЗИ В ТЕК­СТЕ

Лек­си­че­ские

1) Лек­си­че­ский по­втор т. е. по­втор слова или сло­во­фор­мы, од­но­ко­рен­ных слов для связи пред­ло­же­ний. « Этот по­втор по­мо­га­ет со­хра­нить един­ство темы тек­ста.

Его ино­гда счи­та­ют ре­че­вой ошиб­кой, но это не все­гда так. На­при­мер, в на­уч­ном или офи­ци­аль­но-де­ло­вом сти­лях по­втор — ос­нов­ное сред­ство связ­но­сти. Ино­гда лек­си­че­ский по­втор может ком­по­зи­ци­он­но ор­га­ни­зо­вы­вать текст (на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние С. Есе­ни­на « Ша­ганэ ты моя, Ша­ганэ»).

2) Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на

т. е. за­ме­на слова в одном пред­ло­же­нии сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем в дру­гом пред­ло­же­нии. Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на ис­поль­зу­ет­ся там, где не­об­хо­ди­ма кра­соч­ность речи, ее об­раз­ность (в пуб­ли­ци­сти­ке, в ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре и т. д.)

«Осень не­обык­но­вен­но хо­ро­ша в сен­тяб­ре. Солн­це в эту пору еще при­гре­ва­ет землю.»

От­но­ше­ния «род — вид», т. е. в одном пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся слово в более ши­ро­ком зна­че­нии, в сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии — слово, зна­че­ние ко­то­ро­го вклю­че­но в зна­че­ние пер­во­го слова.

«В этом лесу много милых серд­цу рус­ских де­ре­вьев. Но пре­жде всего за­ме­ча­ешь белые ство­лы берез».

3) Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы

«Ка­ра­ма­зо­вых в рус­ской жизни много, но все-таки не они опре­де­ля­ют курс ко­раб­ля. Мат­ро­сы важны, но еще важ­нее для ка­пи­та­на па­рус­ни­ка рум­пель и звез­да, на ко­то­рую ори­ен­ти­ру­ют идеал».

Ос­нов­ная мысль ав­то­ра этого от­рыв­ка ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва ме­та­фо­ри­че­ски пе­ре­да­ет­ся сло­ва­ми одной те­ма­ти­че­ской груп­пы «курс ко­раб­ля», «ка­пи­тан», «па­рус­ник», «рум­пель».

Как лек­си­че­ские сред­ства связ­но­сти могут быть ис­поль­зо­ва­ны ан­то­ни­мы, мно­го­знач­ные слова, омо­ни­мы и дру­гие лек­си­че­ские яв­ле­ния.

Грам­ма­ти­че­ские

1) Един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла

т. е. в одном тек­сте, как пра­ви­ло, гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в форме од­но­го вида и од­но­го вре­ме­ни.

Если вы на­чи­на­е­те рас­сказ в про­шед­шем вре­ме­ни, то и про­дол­жать вы его бу­де­те также. При опи­са­нии чего-либо, на­при­мер, ис­поль­зу­ют­ся гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида.

«Этот новый (Пол­тав­ский) ла­герь за­мы­кал­ся с тыла кру­тым спус­ком к Вор­ск­ле. На пра­вом флан­ге его была ло­щи­на, в ко­то­рой на­хо­дил­ся преж­ний ла­герь. Левый фланг упи­рал­ся в лес, ко­то­рый тя­нул­ся до Пол­тав­ско­го мо­на­сты­ря.»

Все гла­го­лы в этом фраг­мен­те — не­со­вер­шен­но­го вида про­шед­ше­го вре­ме­ни.

2) Ме­сто­имен­ная за­ме­на

она ис­поль­зу­ет­ся очень ши­ро­ко как сред­ство связ­но­сти.

Об­ще­из­вест­но, что слово од­но­го пред­ло­же­ния можно за­ме­нить в дру­гом пред­ло­же­нии ме­сто­име­ни­ем.

«Когда-то здесь на­хо­дил­ся город Брест. Его пе­ре­нес­ли в сто­ро­ну и на этом очень вы­год­ном для обо­ро­ны месте по­ста­ви­ли кре­пость.

3) Союзы, ча­сти­цы, ввод­ные слова, мо­даль­ные слова.

Союзы, ча­сти­цы, мо­даль­ные слова до­воль­но часто вы­сту­па­ют сред­ства­ми связ­но­сти. Эти сред­ства поз­во­ля­ют под­дер­жи­вать ло­ги­ку тек­ста (на­при­мер, ввод­ные слова с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, итак и др.), уси­ли­вать ту или иную смыс­ло­вую на­груз­ку тек­ста

«На сним­ке Брест­ская кре­пость. Вер­нее, толь­ко ее малая, цен­траль­ная часть».

4) на­ре­чия и слова с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня, зав­тра, впе­ре­ди, сзади, не­по­да­ле­ку и под.

Се­год­ня коль­цо во мно­гих ме­стах разо­рва­но. До сорок пер­во­го года оно было сплош­ным, с тремя во­ро­та­ми».

Нужно ска­зать, что в одном и том же тек­сте связи упо­треб­ля­ют­ся ком­плекс­но, т. е. при ди­стант­ной или кон­такт­ной связи могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко типов связи. Так, в преды­ду­щем при­ме­ре, по­ми­мо ме­сто­имен­ной за­ме­ны (коль­цо — оно), ис­поль­зу­ют­ся слова с вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня — до сорок пер­во­го года) и ан­то­ни­мы (разо­рва­но- было сплош­ным).

5) пред­ло­же­ния-скре­пы, ко­то­рые не несут ни­ка­кой смыс­ло­вой на­груз­ки, они пред­на­зна­че­ны имен­но для связи пред­ло­же­ний (на­при­мер, часто таким пред­ло­же­ни­ем яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние  — «Об этом будет ска­за­но ниже» — и ему по­доб­ные).

Сти­ли­сти­че­ские

Слова, сло­во­фор­мы, ко­то­рые под­чер­ки­ва­ют либо эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку всего тек­ста, либо од­но­род­ность слов для дан­но­го тек­ста (на­при­мер, в на­уч­ном тек­сте такую на­груз­ку несут тер­ми­ны).

Песни и стихи

название автор текста исполнитель песни/стихов
Со мною вот что происходит Евгений Евтушенко Сергей Никитин
Никого не будет в доме Борис Пастернак
По улице моей Белла Ахмадулина Алла Пугачёва
На Тихорецкую Михаил Львовский
Если у вас нету тёти (Ария московского гостя) Александр Аронов Сергей Никитин
Мне нравится Марина Цветаева Алла Пугачёва
Я спросил у ясеня Владимир Киршон Сергей Никитин
У зеркала Марина Цветаева Алла Пугачёва
Баллада о прокуренном вагоне Александр Кочетков Андрей Мягков и Валентина Талызина

В 2014 году радиостанция «Серебряный дождь» включила пластинку с песнями из кинофильма в свой перечень «50 культовых пластинок фирмы „Мелодия“».

Ипполита начинал играть Олег Басилашвили

Олег Басилашвили был утверждён на роль Ипполита и успел сняться в нескольких эпизодах. Но внезапно у актёра умер отец и тот, убитый горем, отказывается участвовать в продолжении съемок.

Рязанову после такого форс-мажора пришлось срочно искать нового героя, талантливого и при этом внешне похожего на Олега. Помощь пришла в лице Юрия Яковлева — он ничуть не обиделся на то, что станет заменой Басилашвили, и сыграл свою роль блестяще.

Впрочем, немного Ипполита №1 в фильме всё же осталось. Помните момент, когда Женя выбрасывает в форточку фотографию жениха Нади, а затем Надя поднимает её из снега? Второе фото, которое мы видим — это снимок Олега Басилашвили, ведь наступила весна, снег растаял и переснять кадр уже не представлялось возможным.

Базируется на реальных событиях

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.

Одна из реприз, написанных для этой музыкальной программы, была основана на реальном происшествии. Композитор Никита Богословский однажды напоил своего товарища по дороге из Москвы во Владивосток, а проводницу подкупил, чтобы та не давала бедолаге выйти из кондиции. Когда поезд прибыл в пункт назначения, Богословский, прилетевший во Владивосток на самолёте, уже встречал своего друга на вокзале. Не дав ошарашенному мужчине опомниться, композитор снова напоил его, а когда тот уснул, засунул ему между пальцами ног лист бумаги и поджёг его.

Афиши «Дискотеки 50-х».

В итоге железнодорожное приключение из столицы во Владивосток, на которое приходится почти всё действие пьесы, было сжато до короткого перелёта из Москвы в Ленинград. От оригинальной истории мало что осталось. Эмиль Брагинский даже попросил убрать свою фамилию из титров.

Новогодний ритуал — символ фильма

На фоне различного рода политических, социальных и экономических трансформаций, которые пережило российское общество и телевидение за последние десятилетия, фильм Э. Рязанова Ирония судьбы, или C лёгким паром! остаётся одной из немногих констант медийного пространства. Фактически он является одной из немногих «ниточек», связывающих зрительский опыт нескольких поколений — как советских, так и постсоветских.

Всё это объяснимо в значительной степени тем, что просмотр фильма для множества людей уже давно стал частью новогоднего ритуала. Во многом потому, что каналы ставят его в сетку вещания по-традиции, не задумываясь о том, что он несёт в жизнь. На уровне восприятия сам фильм остаётся объектом символическим, не привлекающим к себе подробного внимания, не требующим углубленного всматривания. Как говорят — это «лёгкое чтиво».

Фильм во многом воспроизводит стадии новогоднего ритуала — украшение ёлки, приготовление праздника, приход гостей, проводы старого года и так вплоть до пития кофе, после которого, уже в предрассветной мгле, гости расходятся по домам. Пожалуй, это единственный советский фильм, который имеет столь ярко выраженную ритуальную функцию.

Ирония судьбы в своём регулярном телевизионном функционировании не создаёт потребности глубинного осмысления, напротив, за счёт своей ритуальности фильм становится «вещью в себе», которая основана на том, что праздничные телепередачи воспринимаются как своего рода готовый, повторяющийся «эмоциональный алгоритм», имеющий ритуальное значение для управления толпой, поскольку подключает к определённым областям коллективного бессознательного.

Почему Эльдар Рязанов снял две «Иронии судьбы»

Мало кто знает, но самый известный новогодний фильм существует в двух версиях. По большому счёту они не отличаются ключевыми моментами, но некоторые внутренние моменты разнились.

Трансформируя пьесу в сценарий, Рязанов не хотел жертвовать сюжетом в угоду киношникам. Он понимал, что фильм возымеет успех у публики только в том случае, если зритель сможет проникнуться историей и персонажами. Таким образом, в телеверсии «Ирония» предстаёт в двухсерийном варианте.

Вырезанные кадры из фильма.

После огромного успеха Филипп Ермаш был в ярости. Очередной шедевр Рязанова был телевизионным продуктом. Госкино не могло позволить себе такой оплошности, поэтому вскоре Рязанову пришло предложение создать киновариант ленты. Две серии были сокращены почти на 45 минут.

Было вырезано множество сцен с матерью Жени, дополнительные песни, сцена в лифте, с собакой и многие другие. Но самое главное — диалоги главных героев. Несмотря на большое упущение со стороны Комитета, который лишил фильм в прокате множества моментов, в 1977 году «Ирония судьбы» получила Государственную Премию СССР.

Константин Хабенский, Сергей Безруков и Елизавета Боярская в главных ролях «Иронии судьбы. Продолжение» (2007).

https://kulturologia.ru/blogs/311221/52159/

Якобы социальная сатира в фильме

Главный сюжетный ход фильма построен на том, что в двух городах оказываются одинаковые адреса, с одинаковыми квартирами, замками, ключами, мебелью, что как бы должно иметь сатирический подтекст: мы унифицируем свою жизнь, делая её серой, одинаковой, обыденной. И случившаяся из-за этой обыденности необыкновенная история — это повод изменить свою жизнь, вырваться из этой обыденности.

Но истоком истории является пьянка, пьянкой она продолжается и, как мы указали выше, главные лозунги обретения утерянного романтизма, вкладываются в уста пьяного Ипполита. То есть выход из этой обыденности — это пьянка, какому совету кинорежиссёра фильма вот уже сколько лет следует огромное количество людей, губя свои судьбы и жизни. Вот и получается, что фильм вместо сатиры над обыденностью, одинаковостью по сути её и пропагандирует, поскольку: либо употребляй алкоголь и живи «ярко», либо живи обыденно и серо. Других вариантов в фильме не просматривается.

Но кроме этого главный сюжетный ход — это ещё и поклёп на Советский Союз, в котором действительно были у многих одинаковые вещи, квартиры, но не настолько, чтобы могла сложиться ситуация, показанная в фильме.

Одинаковость в вещах — это ещё не одинаковость в людях. Даже, напротив, когда вещи похожи, люди стремятся отличиться своей личностью — себя показать. А фильм, сатирически отзываясь о советском быте, по сути скрыто пропагандирует индивидуализм западного типа, который принуждает людей выделяться внешними атрибутами: домами, машинами, вещами, одеждой, но не богатством и разнообразием внутреннего мира. Неудивительно, что фильм больше нравится либерально отягощённым индивидам, поскольку и на этом фильме, в том числе, был взращён потенциал индивидуализма и мелкого собственничества, который так ужаснул самого Рязанова на одном из собраний гаражного кооператива, что он снял об этом фильм «Гараж». Чего было удивляться, если режиссёр ещё с «Карнавальной ночи», своими руками закладывал то, что потом так напугало его в «Гараже»? За что боролись, на то и напоролись.

Культурное влияние

  • В 2006 году Юрий Яковлев и Барбара Брыльска заново исполнили свои роли в музыкальном фильме «Первый скорый», где Брыльску снова озвучила Талызина. В одном из эпизодов Надя встречается с Ипполитом, и из их разговора выясняется, что Надя не вышла замуж за Лукашина, так как он снова пошёл в баню и по ошибке улетел в другой город. Ипполит же так и не женился, потому что всю жизнь ждал Надю.
  • В 2007 году режиссёр Тимур Бекмамбетов снял сиквел «Ирония судьбы. Продолжение». Согласно сюжету фильма, Надя вернулась к Ипполиту, а Лукашин — к Гале; у обеих пар родились дети, но семьи всё равно распались. Основная сюжетная линия — судьбы сына Лукашина и дочери Нади, с которыми повторяются события оригинального фильма.
  • В серии «Ирония любви» сериала «Счастливы вместе», снятой в 2008 году, Гена Букин также пошёл в баню со своими друзьями и по такой же ошибке попал в похожую квартиру в Красноярске, где также познакомился с хозяйкой квартиры. Её роль исполнила Мария Сёмкина.
  • В 2012 году режиссёр Виктор Шамиров снял независимый фильм «Со мною вот что происходит», в котором звучит одноимённая песня в исполнении Гоши Куценко, а также имеются отсылки к картине Рязанова.
  • В 2013 году в Индии был снят фильм с названием «Я люблю Новый год», сюжет которого идентичен фильму Рязанова. Героям фильма даны индийские имена, а вместо Москвы и Ленинграда фигурируют Чикаго и Нью-Йорк, куда, по сюжету, прилетает герой. Индийские продюсеры умалчивают о заимствовании идеи и сюжета фильма из советской кинокомедии. Впрочем, судебное дело в отношении индийцев о плагиате не возбуждалось.
  • В апреле 2021 года стало известно, что стартовало производство англоязычного ремейка картины режиссёра Марюса Вайсберга под названием «Ирония судьбы в Голливуде». Главные роли в картине исполнят Эмма Робертс, Томас Манн, Мэделин Петш, Бритт Робертсон. Съемки начались летом 2021 года в США.

Пародии

«Ирония судьбы» в разное время пародировалась в передачах «Осторожно, модерн!», «Оба-на!», Камеди Клаб, «Городок», «Вечерний Ургант», а также неоднократно — в КВН.
Несколько раз фильм пародировался в программе «Большая разница»:
«Ирония судьбы» с иностранными режиссёрами и актёрами (также пародировались Джеймс Бонд, Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Роуэн Аткинсон в роли Мистера Бина, Стивен Спилберг и другие);
«Ирония судьбы» со спецэффектами и рекламными вставками;
«Ирония судьбы» в стиле фильма «Аватар»;
«Ирония судьбы» в японском стиле. Кроме того, пародия на фильм показывалась и в передаче «„Большая разница“ в Казахстане».

В шоу «Вечерний Ургант» показывалась пародия на фильм, где роли главных героев исполнили дети из рубрики «Взгляд снизу».

Жанр фильма — рождественское чудо

Главная тема фильма по замыслу Рязанова — рождение уникального из стандартного и унифицированного.

Через эпиграф, данный титрами на фоне панорамных кадров многоэтажного дома и метели, автор сознательно связывает фильм с традицией святочных рассказов:

Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно в новогоднюю ночь.

Святочные рассказы, к которым можно отнести, например, гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», обладают определёнными общими элементами: «сверхъестественные события», «нечистая сила» и «рождественское чудо». Все их так или иначе можно обнаружить и в сюжете картины.

Все они являются основой для главной философской идеи святочного жанра, согласно которой — время рождественского сочельника обладало способностью неожиданным и чудесным образом разряжать критическую и, казалось бы, безвыходную ситуацию.

Критика

С. Кара-Мурза в своей книге «Неполадки в русском доме» разместил критическую статью, в которой упрекал Рязанова в «антисоветскости» его героев, а также в формировании и культивировании им образов «внутренних эмигрантов». По его мнению, герои фильма «Ирония судьбы» — «типичные интеллигенты тех лет с близкими этому кругу социальными чертами», которым, однако, далеко за тридцать, у них нет семьи и детей, зато есть энергичные мамы, заботящиеся о комфорте и материальном благополучии. Неброские признаки «надуманной элитарности, аристократичности» героев фильма были подхвачены и усвоены весьма значительной частью интеллигенции, в итоге «с восторгом принявшей Перестройку и аплодировавшей Сахарову».

В декабре 2018 года с критикой традиции ежегодного показа данного фильма по телевидению 31 декабря выступил митрополит Рязанский Марк. По его мнению, идея фильма — «чтобы случилось чудо, не нужен труд, можно просто встретиться, посидеть, напиться» — подрывает устои христианства как неустанного труда над собой, а обретение героями новой любви построено на предательстве. Андрей Мягков поддержал идею прекращения ежегодной трансляции фильма.

Звёздный состав в кадре и за кадром

Александр Борисов – создатель декораций фильма.

Новаторский метод трехкамерной системы воплотил в жизнь оператор Владимир Нахабцев. Синхронная съёмка тремя камерами с разных ракурсов намного облегчала работу монтажёра, позволяла писать длинные эпизоды одним кадром со сменой планов, а также давала возможность актёрам проявлять навыки импровизации.

Над декорациями работал художник Александр Борисов. Позже он признавался, что декорирование «Иронии…» было одновременно наиболее лёгкой, но в то же время невероятной трудной задачей. Дизайнерам предстояло не просто передать антураж квартир, соответствующих духу времени, но и воссоздать быт советского жителя в деталях.

Андрей Мягков в образе Жени Лукашина.

Олег Яковлев мастерски воплотил образ отвергнутого жениха Ипполита.

Ольга Науменко в роли Гали.

Комментарии

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

Александр
вчера в 16:29

Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика

СБ СССР
вчера в 11:35

Концессия «Lena Goldfields»

Vistal
позавчера в 23:57

КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов

Александр Вершинин
позавчера в 06:32

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47

ГП: могущество истинное и мнимое

Barry Ig
2 февраля в 19:04

Красавец, талант, бедоносец + Кравцов

Агафонов
27 января в 16:40

Как решить проблему преступности мигрантов

Кирилл_Москва
19 января в 15:41

Цивилизационная преступность и враги Рода человеческого

Олег Низамов
15 января в 17:58

Как правят миром

Агафонов
8 января в 11:00

Белогвардейщина, фашизм и карачун

Алексей Михайлович
7 января в 01:20

Ударно отметила «Русская аналитическая школа» свою первую 8-летку

vodjanitsa
6 января в 00:37

«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры -3

Агафонов
5 января в 22:14

Твой Лик нерукотворный светел навсегда

Олег Низамов
5 января в 19:33

Парадоксы нашего существования. Часть 2.

Алексей Михайлович
5 января в 16:10

Смотрите ж: всё стоит она!

Алексей Михайлович
5 января в 13:39

«Евроромантики» и «реалисты» глобальной экзотерической культуры -2

Агафонов
21 декабря 2023 в 15:15

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: