Мифы о РАС
Не способны чувствовать
Принято считать, что дети с аутизмом ничего не чувствуют, не показывают эмоций, не умеют быть ласковыми и нежными с близкими людьми.
На самом деле: внутри любого ребёнка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС умеют злиться, плакать, переживать и сострадать. Отличие в том, что они этого не показывают, поэтому могут казаться равнодушными.
Не смотрят в глаза
Это заблуждение взаимосвязано с первым: если дети с аутизмом не способны к чувствам, то и в глаза им смотреть бессмысленно.
На самом деле: дети с РАС смотрят как бы сквозь человека, в том числе и как будто сквозь глаза
Они просто не концентрируют внимание
Гениальны
Бытует мнение, что если у человека аутизм, то он точно воспроизводит карты мира по памяти, умножает пятизначные числа в голове или рассказывает «Войну и мир» наизусть.
На самом деле: частота одарённости среди людей с аутизмом примерно такая же, как у остальных.
Во всём виноваты гены или прививки
Миф зародился в 1998 году, когда в журнале The Lancet вышла статья Эндрю Уэйкфилда, в которой он связал аутизм с прививками. Выборка тогда была всего на 12 человек. Уже через год вышло опровержение с 500 участниками исследования, в 2005-м — с 10 миллионами детей, а в 2011-м — с почти 15 миллионами.
На самом деле: взаимосвязь аутизма с прививками и генами не доказана. Феномен в целом мало изучен.
Когда мы развеяли все мифы, разберёмся, что же это значит на самом деле.
<<Форма демодоступа>>
Вам также будет интересно
Редакция Без Сменки
25 мая, 2022
1 мин
«Для моего физмат лицея и меня самой мои высокие баллы по биологии и химии были шоком»: история Алисы
Алиса училась в физико-математическом лицее в небольшом городке Морозовск в Ростовской области….
1053
Дарья Храпова
04 марта, 2022
2 мин
Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 80+ баллов
В этой статье даём советы и делимся тонкостями, как сдать ЕГЭ по обществознанию на 80+ баллов. А…
6294
Редакция Без Сменки
23 августа, 2022
1 мин
На сколько процентов вы готовы к новому учебному году?
Обошли несколько школьных ярмарок в поисках канцелярии и закупились вайбовыми тетрадками? Или со…
775
Вера Золотарева
05 июля, 2023
1 мин
Как поступить в колледж после 9 класса в 2023 году: инструкция
Устали от школьной жизни за девять лет? Есть вариант поступить в колледж после 9 класса. Это…
2392
Редакция Без Сменки
10 апреля, 2023
1 мин
Что делать, если я попал в новый коллектив: класс, группу или секцию
Когда мы приходим в новый коллектив, мы часто испытываем сильный стресс, потому что чувствуем страх…
699
Яна Куимова
09 января, 2023
1 мин
Как настроиться на учёбу после каникул
Планируете ли вы, как будете вливаться в учебные будни? Скажем по секрету, даже не каждый взрослый…
677
Запомнил? Делай
Семья Тимофея переехала в Алматы из Санкт-Петербурга, а до этого жила в Нижнем Новгороде. Переезды связаны с работой супруга Екатерины. В Казахстане семья живет два года. Развивающий центр для мальчика Екатерина стала искать, едва приехав в Алматы. Вариантов было немного, в основном платные центры, где работают только с маленькими детьми. В Санкт-Петербурге Тимофей ходил на индивидуальные занятия по АВА-терапии – поведенческой методике для коррекции аутизма, но ему не хватало обучения в социуме.
Фото Романа Лукьянчикова
«Когда мы нашли в интернете контакты центра «Асыл Мирас» и туда записались, нас пригласили на диагностику. Мы рассказали о наших потребностях в обучении, и нам предложили социальные занятия, где собираются несколько детей. По сути, это было то дополнение, которого нам недоставало. В центре берут детей любого возраста, – говорит Екатерина, – В «Асыл Мирас» Тимофея пригласили в театр. Ему дали роль в знакомой сказке про «Колобка». Помня, как в ней ведут себя герои, он выдал такой результат, как будто учился актерскому мастерству годами. Получается, в нём это было заложено, а мы как родители просто этого не нащупали. Мы его всячески подготавливали, сценарий проигрывали, где нужно петь, в каком месте стих рассказать или станцевать».
Помимо театрального кружка в центре развития при Фонде Булата Утемуратова Тимофей увлёкся рисованием. В центре висят две его картины, попавшие на выставку.Другое увлечение мальчика – музыка. В музыкальной школе родителям сказали, что у ребёнка отличный слух, и он быстро подбирает мелодию на пианино. Единственное, ему нужно научиться усидчивости.
В какие высшие учебные заведения поступают дети с РАС после сдачи ЕГЭ?
Елена: Дети и взрослые с РАС — это, в первую очередь, дети и люди с разными сильными сторонами и интересами. Они могут поступать в абсолютно любые колледжи или высшие учебные учреждения, как и люди без особенностей развития. Но, к сожалению, многие вузы остаются недоступными для аутичных студентов.
Часто взрослые с РАС вынуждены поступать в университеты, ориентируясь не на свои интересы, а на опыт развития программ для людей с инвалидностью в том или ином учреждении.
Для большинства аутичных студентов вузы остаются недоступными в принципе.
Это комплексная проблема: с одной стороны, школьник оказывается не готовым к сдаче экзаменов и поступлению по причинам особенностей среды, где он учился, его навыков, знаний и отличий в общении. С другой стороны, на практике сами вузы остаются закрытыми для людей с РАС: нет системы наставничества, нет инклюзивных проектов, нет знаний об инклюзии среди педагогов.
Существуют колледжи, где люди с инвалидностью могут осваивать новые профессии. Но, как правило, они не всегда адаптированы для студентов с ментальными особенностями.
Сейчас двое студентов фонда успешно учатся в вузах — это важный опыт не только в их жизни, но и ценный пример для общества в целом: люди с аутизмом могут быть успешными в образовании.
Бывший участник нашего подросткового проекта Андрей Цырцанов в прошлом году поступил в ИТМО. Он учится на программиста в сфере защиты безопасности данных. Мы немного помогли с подготовкой к поступлению, с контактами инклюзивного отдела ИТМО, с адаптацией в новом месте и коллективе на первых порах. Но сейчас Андрей уже справляется сам, и у него огромные планы на жизнь и карьеру.А наш студент и одарённый пианист Лёша Герасимчук уже скоро закончит консерваторию. Мы помогаем ему тьюторским сопровождением в процессе учёбы. Так ему стало обучаться намного комфортнее и спокойнее. У Лёши настоящий талант, и теперь он будет реализован!
️ «Антон тут рядом» — негосударственный благотворительный фонд системной поддержки людей с аутизмом. Подробнее о фонде и проекте «Прикоснуться словами» здесь.
Типичное употребление местоимений
Чтобы понять перестановку местоимений, важно осознать, как употребление местоимений развивается у типичных детей. Ведь чтобы понять детей, чьи навыки отличаются от общепринятых, нужно сначала обновить наши знания о норме
Согласно доктору Луису Россетти (1990), дети называют себя по имени в возрасте от 21 до 24 месяцев, в этом же возрасте появляются ранние личные местоимения (мое, мне). К возрасту от 27 до 30 месяцев ребенок начинает постоянно употреблять личные местоимения, правильно употребляя «я», «мне» и «мое». В целом, исследования показывают, что типичные дети начинают понимать употребление местоимений к возрасту от 22 до 28 месяцев. На этой стадии дети часто обозначают свое право на предметы, еду и напитки, говоря слово «мое». Также они способны назвать свое отражение в зеркале словом «я».
Даже при типичном развитии совсем маленькие дети путают местоимения во время этого периода развития речи. В конце концов, местоимения связаны с очень сложными грамматическими правилами, которые трудно усвоить и еще труднее им обучать: я, мне, ты, он, ему, она, ей, они, им, мы и нам. Большинство детей получают информацию об этих правилах по мере взросления и контакта с родным языком, однако у детей в спектре аутизма не получается впитать их так же естественно.
Видео:Немецкий язык, 22 урок. Склонение личных местоимений: ему, его, вам, нам и т.д.Скачать
Друзья, родственники и посторонние
У меня давно прошел этот период, когда я стеснялась и не говорила о Сашиных особенностях. У меня было скованное состояние, когда мои племянники начинали заводить детей, было страшно, что у них будет то же самое. Однако до сих пор я ни разу не слышала, чтобы они сомневались, стоит ли рожать. Ни у кого из родственников я не увидела какого-то странного отношения к Саше. Со стороны друзей там, где я столкнулась с непониманием или странным отношением, я просто ушла.
Главное – что я сама приняла своего сына таким, какой он есть, а если кто-то не может его принять, это их проблемы, я найду, с кем общаться. У меня все прекрасно. Когда спрашивают, так и отвечаю.
«О ПНИ даже думать не хочу»
Когда я спрашиваю Юлию о её мечтах, она надолго задумывается. Потом, собравшись с мыслями, отвечает: «Я мечтаю, чтобы Аня подольше оставалась ребёнком и ходила в школу, где её принимают. Не хочу, чтобы она взрослела. Что будет после школы, куда она пойдёт? Хочу, чтобы у неё ничего не болело. Она ведь не разговаривает, не скажет, если у неё что-то заболит. Приходиться самой очень тщательно следить, чтобы со здоровьем всё было в порядке. Раз в год делаем полное обследование организма».
— Я бы очень хотела пойти на работу, но такой возможности у меня нет. Мы живём на Анино пособие по инвалидности. Конечно, этого мало. Недавно я встретила человека, который полюбил меня и принял Анюту. Он нам помогает. Раньше я и полки сама прибивала, а теперь есть, кого попросить. У Ани нет бабушек и дедушек, моя мама умерла от онкологии в 2018 году, а отца не стало уже давно. Мне не у кого просить помощи. Одна сестра живёт в деревне, другая — в Туле. У них своя жизнь и я не могу и не хочу их о чём-то просить. Когда я умру, сёстры не возьмут Анюту к себе. Как я могу просить человека вот так взять и полюбить моего ребёнка? Так, как люблю её я, не полюбит никто.
Вся жизнь Юлии — это жизнь с дочерьми. Она не может уйти по своим делам, погулять или сходить в кино. Когда она идёт к врачу или в парикмахерскую, Аня идёт с ней. Когда Аня не в школе, они всегда вместе.
— Я знаю, что от такой жизни страдает моя старшая дочь — я не могу покупать её такие же дорогие вещи, как у её сверстников. Работая, я бы дала ей гораздо больше. Я бы пошла и на три работы, но я не могу. Я знаю, что сейчас Ксюша винит меня. Когда-нибудь она поймёт. Она ведь даже не может привести в гости своих школьных друзей. До шести лет Аня разгуливала по квартире почти голышом — в одних памперсах. Напрочь отказывалась одеваться. Как можно приглашать к нам в дом посторонних людей? Это сейчас Аня научилась ходить в одежде и разрешает её причесать. Я думаю, что скоро Ксюша всё-таки сможет сказать своим подружкам «заходите ко мне на чай».
Обе дочери Юлии ходят в одну школу. Но когда они случайно пересекаются на перемене, Ксюша делает вид, что не замечает Аню. Когда одноклассники спрашивают: «А что с ней?», она отвечает «я не знаю».
— С другими детьми Аня не общается. Ей это неинтересно. Может побегать вместе с совсем маленькими детьми — вот и вся коммуникация. Я не переживаю и не говорю «что будет дальше». Пока я живая я знаю, что будет. О ПНИ (психоневрологическом интернате, — прим. Ф.) даже думать не хочу. У людей, которые работают в интернате, выработался иммунитет. У них нет чувств, у них есть работа. Они не могут проявлять сочувствие ко всем, иначе можно сойти с ума. Своё будущее я вижу в деревне вместе с Аней. У старшей дочери свой путь и своя жизнь, я не буду ей мешать. А мы с Аней переедем в деревню, в городе нам делать нечего. Заведём животных, засадим огород. Прокормимся. А что будет с Аней, когда я умру? Я не знаю. В деревне люди добрее. Может, соседи помогут, — надеется Юлия.
Когда Юлия касается ног дочери рукой, Аня долго поглаживает это место
Юлия не верит, что когда-то общество в России сможет достичь такой степени принятия людей с аутизмом, когда все люди будут к ним доброжелательны. Она считает, что общество не может само принять особенного ребёнка, поэтому надеяться остаётся только на себя и других людей, которые готовые помогать таким детям.
— Аню надо учить сейчас, потом будет поздно. Я очень рада, что сейчас у особенных детей есть возможность ходить в ресурсные группы и ресурсные классы. Получать образование и корректировать поведение. Раньше такой возможности не было.
Аня — одна из подопечных фонда «Каждый Особенный». Фонд работает над тем, чтобы у людей с РАС и другими ментальными особенностями была качественная поддержка и сопровождение от детства до взрослой жизни. Уже сегодня фонд помог создать в области девять служб ранней помощи для маленьких детей, условия для обучения более чем 230 детей с аутизмом в обычных детских садах и школах, открыл Центр полезной занятости для молодых людей с РАС.
Сейчас фонд «Каждый Особенный» работает над проектами, которые помогут людям с РАС в их взрослой жизни — это поддерживаемое трудоустройство и сопровождаемое проживание, а также над проектом «Передышка» для родителей.
Как дети с аутизмом употребляют местоимения?
Маленькие дети с РАС и другими особенностями развития часто не пользуются местоимениями. Они говорят о себе в третьем лице, например, «Кэти хочет молоко» или «у Джоуи есть мяч». С другой стороны, ребенок может никак не обозначать другого человека вербально, вместо этого он может тянуть взрослого за руку, мычать или поворачивать голову в его сторону.
Если местоимения и употребляются, то часто они являются эхом того, что говорит взрослый:
«Ты хочешь печенье?» (вопрос взрослого)
«Ты хочешь печенье?» или «Ты хочет печенье» (ответ ребенка, обозначающий, что да, ребенок хочет печенье)
Видео:Употребление местоимений в речи. Видеоурок 40. Русский язык 6 классСкачать
Может ли аутист учиться в обычной школе?
Люди, работающие с детьми-аутистами, согласны, что учеба в обычной школе, как и общение с сверстниками в других ситуациях, положительно сказываются на дальнейшем развитии.
К сожалению, возможность ресоциализации через школу доступна не всем детям, так как РАС бывает разных видов.
По силе проявления симптомов традиционно людей с аутизмом делят на 4 группы: с 4 – легкой, до 1 – самой тяжелой.
Ребята с 4 и 3 формой РАС способны обучаться в общеобразовательной школе, даже по общей программе.
Для детей со 2 формой, дело обстоит хуже. Они способны на развитие, но при условии специально для них разработанной адаптивной программы, с параллельной коррекционной работой.
Не исключена ситуация, когда учащиеся с таким диагнозом зачисляются в первый класс, и достигают успехов в учебе
Важно, по какой программе учатся дети – аутисты, какие дополнительные меры для их развития предпринимаются
Школа должна соответствовать критериям, предусмотренным психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК). Такую проходит будущий ученик.
Типичные условия, нужные в учебном учреждении:
- наличие в первое время, на период адаптации, тьютора, облегчающего процесс взаимодействия ученика с классом, учителями, новыми видами деятельности;
- адаптированная учебная программа;
- ресурсные классы;
- параллельно ведущаяся терапия, работа с психологами, логопедами.
Ребенок с легкой формой аутизма, в обычной школе быстро адаптируется. И научится получать необходимые знания самостоятельно. Это позволит в будущем проявить ему свои способности, раскрыться, реализовать себя.
Не стоит забывать, что людям с РДА предварительно следует привить навык обучения. То есть – научить получать и накапливать информацию. По сложности для них это – как освоение второго языка для среднего человека. Выполнив эту задачу, аутист удачно адаптируется, преодолевает ограничения, вызванные своим расстройством.
Что изменилось
Сейчас Саше 24 года, он уже девять лет посещает группу для молодых взрослых Центра поддержки семьи, с самого дня открытия. Для меня 2011 год стал поворотным. Саша стал совсем другим, его можно оставить одного уже часа на три. Разумеется, ему надо обязательно сказать, куда я пошла, зачем, когда вернусь. Иначе он становится тревожным, не понимает, что происходит.
В группе ребята учатся коммуникации, социальному взаимодействию, пробуют выражать просьбы. Раньше Саша говорил «я хочу» с помощью коммуникативной доски, теперь он может сказать «я хочу / не хочу» и без нее, спокойно, без эмоций. «Подвинься», «отойди», «дай, пожалуйста». Это же используется и дома – он ничего не получит, пока не скажет правильно.
Его поведение стало лучше, и теперь с ним можно ходить куда угодно, мало кто замечает его особенности. Саша совсем взрослый, совсем другой. В самый трудный период я не могла представить, что все так наладится и он так изменится. Выходит, надеяться стоило, стоило верить, ждать и не сидеть при этом сложа руки.
Правда ли, что обучение детей с РАС происходит в игровом формате или используются другие методики?
Елена: Каждый ребёнок с аутизмом уникален. РАС — это широкий спектр особенностей, и у каждого ребёнка или взрослого будут свои сильные и слабые стороны, дефициты и таланты.
Методики обучения аутичных детей часто выстраиваются индивидуально. Но если говорить об академическом образовании, то игра для ребёнка с аутизмом будет так же важна или не важна, как и для ребёнка без особенностей развития. Где-то она может быть уместна, где-то нет.
Система получений новых знаний точно такая же, как и у всех, но часто с увеличенной степенью поддержки. Есть такая проблема, что часто дефицит коммуникации принимают за низкий уровень интеллекта и переводят ребёнка на упрощённую школьную программу. В результате человек с высоким уровнем знаний не получает образование, что приводит к невозможности поступить в высшее учебное заведение.
Ольга: Сын учился по общеобразовательной программе, но с сокращённым количеством часов в классе. Игровая форма и какие-либо иные специальные методики усвоения материала отсутствовали. Из-за сокращения количества классных часов приходилось очень много заниматься дома самостоятельно и/или с репетиторами.
Когда не знаешь, как вести себя с сыном
— То, что мой ребёнок — не такой, как все, стало понятно после 1 года. В то самое время, когда у обычных детей происходит бум психического развития, появляются интересы, приходит осознание собственного «я», у моего сына не происходило ничего. Интересы были очень узкими и странными: смотреть на вращающиеся колёса коляски, крутить что-то перед глазами.
Также он отставал в моторном развитии. Ему было не интересно играть с игрушками, как это обычно делают дети. Ещё он постоянно кричал и с этим было невозможно что-либо сделать. Я чувствовала себя беспомощным котёнком, не знала, как вести себя с собственным сыном. Все вокруг говорили, что я — просто плохая мать и не умею его воспитывать. Но оказалось, что у моего ребёнка аутизм.
Я поняла, что 70% этих видео будто бы о моём Диме. В это самое время педиатры утверждали, что всё в порядке и у него просто сложный характер. Потом неврологи говорили мне, что всё в порядке, и у него просто такой темперамент. А потом, когда Диме было 3 года, нам поставили официальный диагноз.
Сейчас я понимаю, что тогда моя жизнь разделилась на до и после. До я работала в недвижимости, вела прекрасную, активную жизнь, была полна надежд. А потом — раз — и я уже стою в очереди за пособием по инвалидности для своего единственного ребёнка. Это был полный моральный крах. Все говорили, что нужно просто очень много работать, и всё наладится. Ты готов работать, готов сделать всё, что угодно. Но есть одно «но»: ты совершенно не знаешь, куда тебе бежать.
Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком
«Тимофей дружит, но никогда не просит позвать кого-то из детей домой. Он общается с ними на общей территории, например, в школе. Мы ходим в театр, там есть мальчики и девочки, он с ними там общается и всё, – рассказывает мама ребёнка Екатерина Симчук.
Екатерина – мама двоих детей. Почти каждый её день расписан по часам: помимо школы у старшего сына много дополнительных занятий, направленных на развитие необходимых ему навыков, включая социальное взаимодействие.
Екатерина Симчук / Фото Романа Лукьянчикова
«Сейчас Тимофей постарше и говорит: «Я не хочу, чтобы эти дети играли моими игрушками«. У него своя территория. Он даже тем, что в школу приносит, не всегда делится. Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком. Эта проблема до сих пор у нас есть, с ней очень сложно. Даже когда Тимофей приходит на площадку, и там новые детки, он с трудом к ним подходит и не знает, как себя повести. Вместо того, чтобы сказать «дай, пожалуйста, посмотреть твою игрушку», скажет «дай игрушку». То есть не соблюдает правил взаимосвязи, которой ждут дети. Он не возьмёт чужого без разрешения, но и не может сказать какие-то слова, вызывающие у детей положительные эмоции, чтобы они пошли с ним на контакт».
Тимофей ходит в частную школу, в его классе всего 10 человек. Занятия в большом коллективе ему не подойдут, ребёнок пока только учится воспринимать общие инструкции. При этом у мальчика нет проблем с успеваемостью, контрольные работы по математике он частенько решает быстрее всех. Кроме того, Тимофей – перфекционист, ему нравится, чтобы его игрушки и вещи аккуратно лежали на своих местах. Если порядок кто-то нарушает, мальчик может начать сильно нервничать, но потом восстановит всё, как было.
Екатерина с детьми / Фото Романа Лукьянчикова
«Он очень быстро запоминает, если ему объяснить индивидуально. Соответственно, если Тимофей в школе пролетал в облаках, учитель просит меня дома с ним проработать темы. Ему сложно понять, когда говорят: «я на каникулах ничего не повторял и всё забыл”. У Тимы такого нет, если ему один раз что-то объяснить, он запомнит навсегда. Но как только увидит, что на него никто не обращает внимания, займётся своими делами», – говорит Екатерина.
Три раза в неделю у Тимофея тренировки в центре казахстанской федерации капоэйра. Мальчик занимается индивидуально с тренером и посещает групповые занятия. На тренировках ребёнок не только физически развивается, но и регулярно покидает зону комфорта, выполняя динамичные задания в разном порядке. В самом начале он боялся высоты, но команды тренера бескомпромиссны, и Тимофей висит на турнике или отрабатывает удары, стоя на кубиках.
Подготовка к школе
Аутизм в легкой форме – не помеха обучению в школе. Но это не значит, что дошкольник с диагнозом, 1 сентября войдет в класс и там освоится без предварительной подготовки. Перед этим нужно провести работу по подготовке человека к новым условиям, ежедневному выполнению учебных задач.
Педагоги-коррекционщики, на этапе подготовки к школе должны сформировать у ребенка следующие навыки:
- Адекватно относиться к учителю, воспринимать его слова как указание к действию.
- Привыкнуть к новым условиям занятий, в том числе к типичным помещениям: классам с партами, спортзалу, раздевалкам, столовой.
- Выработать необходимые социально-бытовые навыки.
- Развить мотивацию, показать, что учеба интересна. Это делается на основе личных пристрастий маленького пациента. Сначала выясняется, что его интересует больше всего, затем составляются учебные задачи, где в центре будут новые факты о интересующей сфере.
Также прорабатываются навыки, необходимые для эффективного обучения:
- Концентрация на выполняемом действии. Способность выполнять последовательную цепочку действий.
- Сосредоточение на отдельных предметах, которые используются строго по назначению. Касается школьных принадлежностей.
- Работа в группах или при помощи других людей. Сначала развивается в форме игры с несколькими участниками – близкими родственниками. Затем сотрудниками коррекционной работы и сверстниками.
- Понимание слоговой структуры слов и умение показать это разделение различными физическими действиями.
Скорость обретения навыков, нужных для обучения ребенка с аутизмом в обычной школе, в каждом случае – своя. В некоторых случаях такая зрелость возникает к 12-13 годам, а иногда – в стандартные 7 лет.
Нельзя заранее сказать, что ребенок будет готов пойти в общеобразовательное учреждение со своими сверстниками по возрасту.
Главное — завладеть его мотивацией
У сына была достаточно жёсткая форма аутизма, большинство навыков было совершенно не развито. Он не понимал речь. Не знал, как соотносить предметы. Не различал цвета. Не умел есть ложкой и ходить в туалет. Не мог поднять с пола какой-либо предмет. У меня особо не было времени на раздумья. Так как ситуация уже была достаточно запущенной, я стала экстренно бегать по специалистам, изучать методики. Все говорили: «Идите к психологам, логопедам…» Мы ходили. Но без толку.
Это единственная научно доказанная методика по работе с детьми с аутизмом, которая представляет собой прикладной анализ поведения. Как мама я сама прошла обучающий модуль и этот метод дал мне ключ к новой жизни, научив взаимодействовать с моим ребёнком. Эта методика разбивает развитие обычного ребёнка на мелкие-мелкие «кубики». Специалист определяет, в каких именно навыках «проседает» ребёнок, и пишет программу, которая помогает его обучить. Дальше самое главное — завладеть его мотивацией.
К примеру, мой ребёнок любил всего 3 вещи: еду, мультики и IPad. И если я забирала у него планшет или выключала телевизор, он начинал безостановочно бегать кругами по комнате и кричать. Но, следуя методике АВА, с помощью подсказок и поощрений, мы учим ребёнка слушаться. И постепенно он понимает, что иного пути нет, и начинает взаимодействовать.
Как обучать детей с РАС
Ребёнка с РАС в начальной школе могут обучать по одной из четырёх программ ФГОС:
8.1 для детей с сохранным интеллектом
Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.Срок обучения: четыре года.
8.2 для детей с РАС и задержкой психического развития (ЗПР)
Уровень итогового развития: как у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: пять лет, если был в садике, и шесть, если не был.
8.3 для детей с лёгкими и умеренными интеллектуальными нарушениями (ИН)
Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: шесть лет.
8.4 для детей с тяжёлыми ИН и множественными нарушениями
Уровень итогового развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.Сроки обучения: шесть лет.
Начиная со средней школы дети с РАС учатся по обычному ФГОС.
На что стоит делать акцент в обучении
Социализация, общение со сверстниками и взрослымиУ ребёнка нет необходимости строить коммуникацию самостоятельно, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому нужно искусственно создавать ситуации для общения: например, просить передать предмет.
Бытовые навыкиЭто то, что необходимо освоить ребёнку до остального обучения. Иногда это единственное, что удаётся ребёнку. Для этого взрослому нужно в буквальном смысле ходить по пятам за ребёнком: рука в руке раскладывать вещи по местам, держать ложку, одеваться.
Коррекция нежелательного поведенияЭто может быть нанесение травм себе и окружающим, щипки, укусы, крики. Родителю стоит обратиться к специалисту — дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема — объяснение — решение». Самостоятельно добиться корригирующих результатов можно, но, скорее всего, на поиск оптимального пути уйдёт много времени.
Решение, как и где обучать ребёнка, всегда принимают родители (статья 44 федерального закона об образовании в Российской Федерации). ТПМПК может лишь рекомендовать учреждение.
<<Перелинковка>>
Аутизм или расстройства аутистического спектра в вопросах и ответах
Как проявляется аутизм у детей и взрослых? О том, как распознать аутизм – его симптомах и признаках, у нас есть целых две главы. Одна посвящена детям, другая – взрослым.
РАС – расстройство развития аутистического спектра и работа – это возможно? Вполне, если человек достаточно адаптирован к условиям окружающей среды.
Легкий аутизм – что это такое? Это РАС, проявляющиеся в минимальной степени, то есть не большие отклонения от нормы.
Развитие ребенка с расстройством аутистического спектра – как это происходит? Обучение детей с расстройством аутистического спектра и их развитие желательно проводить под контролем специалистов, которые назначат необходимые процедуры и мероприятия, и помогут вам раскрыть потенциал ребенка настолько, насколько это возможно.
РАС и аутизм – это одно и то же? Фактически – да. РАС – общепринятое название, а «аутизм» — бытовое.
Аутизм у ребенка 3 лет – какие у него признаки? Признаки аутизма у детей в 2 или 3 года подробно описаны в нашей отдельной главе.
Коррекция расстройств аутистического спектра – это возможно? Коррекция аутизма в большинстве случаев действительно возможна. Лучше всего об этом вам расскажет врач, а не интернет, поскольку все случаи РАС – строго индивидуальны и требуют особого подхода.
Что такое аутизм простыми словами? Аутизм – что это за болезнь такая? Надо сказать, что это не болезнь, а тип расстройства – люди им не болеют, они просто живут с подобной особенностью развития. Суть аутизма заключается в отсутствии у человека интереса к другим людям, общению с ними, и некоторых особенностях поведения.
Причины аутизма у детей известны? К сожалению, пока что только на уровне гипотез и известных факторов риска. Речь детей с расстройством аутистического спектра отличается от обычной? Да, и как правило, довольно сильно. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой главе.
Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра – одновременно встречается? Да, встречаются.
Аутизм и школа совместимы? Не во всех случаях, к сожалению.
Как определить аутизм у ребенка или взрослого? Лучше всего самым надежным из способов – обратиться к врачу.
Лечится ли аутизм? К сожалению, расстройства аутистического спектра – это постоянный спутник человека. Вылечить их нельзя, но можно скорректировать.
Признаки аутизма у взрослых женщин – как это выглядит? Всегда по-разному. Симптомы РАС у представительниц прекрасного пола могут отличаться от мужских. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой главе.
Объявления вроде «лечу аутизм у детей» — правда или мошенничество? Конечно, мошенничество. РАС, как и многие другие особенности развития, вылечить нельзя, к сожалению.
«Аутизм головного мозга» – что это такое? Такого понятия не существует, врачи используют термин «расстройства аутистического спектра».
Первые признаки аутизма у детей – как они выглядят? Как правило, как отсутствие зрительного контакта, нежелание общаться с внешним миром и игнорирование людей.
Признаки аутизма у ребенка в 1 год уже могут проявляться? Могут. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой главе
Почему люди рождаются с аутизмом? К сожалению, ответа на этот вопрос ни у врачей, ни у ученых нет. В данный момент существуют только данные о том, что с некоторой вероятностью может привести к развитию этого расстройства.
Есть ли в школах специальная система сопровождения? Как она устроена?
Елена: Система сопровождения — это получение тьютора, который будет помогать с учебным процессом и коммуникацией с окружающими. Так, ребёнок не требует особого внимания и времени учителя, получает поддержку наставника и практикует общение с одноклассниками.
Института тьюторства в России сейчас нет, школы часто не понимают, где вообще найти такого специалиста, и отказывают семьям. Тогда родителям приходится добиваться получения специального сопровождения с помощью юристов и официальных жалоб. У нас есть юридическая служба, и мы часто поддерживаем родителей в этих вопросах.
Института тьюторства в России сейчас нет, школы часто не понимают, где вообще найти такого специалиста, и отказывают семьям.
Ольга: Мы не сталкивались с системой сопровождения.