Орфоэпические нормы примеры ошибок

Commonly mispronounced words – слова, которые часто неправильно произносят

Крайний (в значении «последний»)

Фразы «кто крайний в очереди» и «крайний раз» зародились среди тех, кто работает в сферах, связанных с риском —
в МЧС, авиации, экстремальном туризме и так далее. Подсознательно они
опасаются, что последний раз действительно может оказаться последним в их
жизни, и что этой фразой они накликают беду. Далее подобные выражения получили распространение среди суеверных людей, а затем и среди тех, кто с ними общается…

Это смешение близких по значению слов, а
значит, — лексическая ошибка. У «крайний» есть конкретное значение, и слово должно употребляться по отношении к чему-то, находящемуся с краю (или в начале ряда). Также обозначает «предельный», например, в выражении «крайние меры».
Допустимо и разговорное «нашли крайнего», то есть виноватого в неудаче или
срыве планов.

Ошибки в произношении, которых нужно избегать

Чаще всего люди, изучающие английский язык, допускают одни и те же ошибки в произношении

Если вы запомните эти ошибки и будете обращать на них внимание, разговаривая с носителями языка, то очень быстро улучшите свой разговорный английский

Ошибка №1: произносить гетеронимы одинаково.

Гетеронимы или омографы — это слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (и означают разные вещи).

Давайте возьмем эти два предложения в качестве примера:

  1. I read a chapter from «Harry Potter» every night. — Каждый вечер я читаю главу «Гарри Поттера».
  2. I read the textbook assignment before this morning’s class. — Я прочитал задание из учебника перед сегодняшним утренним занятием.

В первом случае мы говорим о настоящем времени, поэтому слово read должно произноситься с удлинением звука «e» (reed). Во втором же случае мы используем прошедшее время, поэтому звук «e» должен быть коротким (red).

Чтобы избежать этой ошибки, попросите вашего преподавателя рассказать вам о наиболее часто используемых гетеронимах и о нюансах их произношения.

Ошибка №2: произносить каждую гласную всегда одинаково.

Даже в русском языка одна и та же гласная может звучать по-разному: например, «о» в слове «окно» и в слове «молоко». В английском же у «о» есть три варианта звучания (и это не считая того, как эта гласная звучит в сочетании с другими!).

Например, послушайте как по-разному звучит «о» в следующих трех словах: ,  и .

Изучая новое слово, обязательно обращайте внимание не только на его значение, но и на то, как звучит гласная в этом конкретном случае. Это поможет вам избежать ошибок в дальнейшем

Ошибка №3: произносить «th» всегда одинаково.

Английский звук «th» можно произносить двумя разными способами. Но многие из тех, кто учит английский не так давно, забывают об этом.

Звук «th» может быть четким и звонким, как в слове  или же беззвучным (ваши голосовые связки не вибрируют при произношении), как в слове . Чтобы ощутить разницу, приложите пальцы к горлу во время произношения и попытайтесь понять, ощущаете ли вы вибрацию или нет.

Ошибка №4: произносить непроизносимые буквы.

Непроизносимые или беззвучные буквы (silent letters) в английском встречаются довольно часто и нередко зависят не только от слова и сочетания букв в нем, но и от того, как это слово используется.

В качестве примера возьмем слово «used».

  1. I used the last of the shampoo. — Я использовал остатки шампуня.
  2. I used to hate broccoli. — Раньше я ненавидел брокколи.

В первом предложении «used» используется как отдельное слово и мы четко произносим последнюю букву — «d». А вот во втором предложении «used» — это часть конструкции «used to» и последний звук «d» в этом случае не выговаривается.

А3. Формы местоимений

Как ты говоришь?

  • Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
  • Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
  • Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
  • Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
  • Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
  • У неё трое детей. или У ней трое детей.
  • Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
  • Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда

Правильные ответы:

  1. Мы сдаём экзамен после них.
  2. Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
  3. Сколько книг у тебя не было?
  4. Среди них не было моего сына.
  5. Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
  6. У неё трое детей.
  7. Учительница довольна ею.
  8. Я забыл код их подъезда.

Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка

1. Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.

* Посреди, среди — предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

 Примечание:

В современном языке звук н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.
без него, для него, к ней, перед ней
внутри её, внутри его, вне её, вне его
     Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.

     Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного,  например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.

     Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.

     Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.

     Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (

(Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)

Частотные слова некоторых языков

Возьмём для работы английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки:

ЯЗЫК СЛОВА ПЕРЕВОД
Английский язык (English)

Be

And

Have

I

You

On

With

Do

This

But

From

Or

We

Can

What?

Быть

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это, этот

Но, кроме

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Немецкий язык (Deutsche)

Sein

Und

Haben

Ich

Sie

Auf

Mit

Machen

Das

Aber

Von

Oder

Wir

Können

Dass?

Быть

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Французский язык (Français)

Etre

Et

Avoir

Je

Vous, vous

En

Avec

Faire

Cette

Mais

A partir de

Ou

Nous

Pouvoir

Que?

Быть

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Испанский язык (Español)

Ser

Y

Tener

Yo

Usted

En

C

Hacer

Este

Pero

Esde

O

Nosotros

Poder

Que?

Быть

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Итальянский язык (Italiano)

Essere

E

Avere

Io

Voi

In

Con

Fare

Questo

Ma

Da

O

Noi

Essero grado di

Che cosa?

Быть

И

Иметь

Я

Ты, Вы

На

С

Делать

Это

Но

Из

Или

Мы

Уметь

Что?

Естественно, это лишь самые элементарные примеры, но понимание, надеемся, у вас сформировалось.

После того как выучите отдельные слова, можете немного усложнить задачу – приступить к заучиванию и произношению действий в первом лице.

Если учите английский, то начните с:

  • I can
  • I do
  • I will
  • I am
  • I speak

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • I it
  • I today
  • I today lesson
  • I today lesson

Затем возьмите глаголы, например: listen, write, go, want, believe и т.д. и поставьте их в первом лице.

Если учите немецкий, то начните с:

  • Ich kann
  • Ich mache
  • Ich werde
  • Ich bin
  • Ich spreche

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Ich kann es machen
  • Ich kann es heute machen
  • Ich kann es heute nachdem meine Lektion machen
  • Ich kann es mit dir nachdem meine Lektion heute machen

Затем возьмите глаголы, например: hören, schreiben, gehen, wollen, glauben и т.д. и поставьте их в первом лице.

Если учите французский, то начните с:

  • Je peux
  • Je fais
  • Je ferai
  • Je suis
  • Je parle

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Je peux écouter
  • Je peux l’écouter maintenant
  • Aujourd’hui après mes cours je peux l’écouter
  • Aujourd’hui après mes cours je peux l’écouter avec vous

Затем возьмите глаголы, например: écouter, écrire, aller, vouloir, croire и т.д. и поставьте их в первом лице.

Если учите испанский, то начните с:

  • Yo puedo
  • Yo hago
  • Yo sarè
  • Yo soy
  • Yo hablo

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Yo puedo escuchar
  • Yo puedo escucharla hoy
  • Hoy después de mis clases yo puedo escucharla
  • Hoy después de mis clases yo puedo escucharla contigo

Затем возьмите глаголы, например: escuchar, escribir, ir, querer, creer и т.д. и поставьте их в первом лице.

Если учите итальянский, то начните с:

  • Io posso
  • Io faccio
  • Io sarò
  • Io sono
  • Yo parlo

На следующем этапе добавьте к этому дополнения и обстоятельства места, времени и действия:

  • Io posso ascoltare
  • Io posso ascoltarla oggi
  • Oggi dopo il lavoro io posso ascotlarla
  • Oggi dopo il lavoro io posso ascoltarla con te

Затем возьмите глаголы, например: ascoltare, scrivere, andare, volere, credere и т.д. и поставьте их в первом лице.

Поиску частотных слов можно уделить несколько часов или даже целый день, таким образом сформировав лексическую базу, которую предстоит освоить. Но это только начало, ведь теперь всё это нужно учить. И как раз на заучивание слов уходит больше всего времени. На этот процесс влияет и способность запоминать, и способность к концентрации и другие факторы (кстати, если вам интересно улучшить свою память, вы можете пройти наш тренинг по развитию памяти). Однако не будем привязываться к способности запоминать, ведь у каждого память развита индивидуально, а поговорим о специальных техниках запоминания иностранных слов, подходящих всем.

Стикеры

Любовь к канцелярии иногда такая сильная, что сама мысль клеить стикеры по всему дому приводит в восторг. Все просто: вы пишете слово на английском на стикере и клеите на предмет, обозначающий это слово. Идея этого способа в том, что вы перемещаетесь по квартире и постоянно видите английские слова: идете в ванну, а у вас там mirror, идете на кухню и видите там cooker, а в комнате вас ждет ваша bed.

Плюсы

  • это весело
  • английский живет с вами в буквальном смысле :)

Минусы

в какой-то день вы проснетесь в стране стикеров и перестанете обращать на них внимание. можно изучить ограниченное количество слов, потому что дома есть не все

Поэтому такой метод подходит для новичков, которые изучают тему «Дом»

Имя существительное

Разносклоняемые имена существительные

К разносклоняемым относятся десять существительных на -мя (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя) и слово путь.

Существительные на -мя и слово путь в Р. Д. и П. падежах ед. ч. имеют окончание -и, как существительные III склонения, а в Т. падеже – -ем (-ём), как существительные II склонения.

Особенностью этой группы существительных является наличие перед окончанием во всех падежах, кроме И. и В. падежей ед. ч., суффикса -ен (-ён), а в формах семян, стремян – суффикса -ян.

Склонение разносклоняемых существительных

  • Единственное число
  • Множественное число

И. семя время путь семена времена пути
Р. семени времени пути семян времён путей
Д. семени времени пути семенам временам путям
В. семя время путь семена времена пути
Т. семенем временем путём семенами временами путями
П. (о) семени (о) времени (о) пути (о) семенах (о) временах (о) путях

В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.

Некоторые существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова: ехать по шоссе (Д. падеж) , не видно шоссе (Р. падеж).

К несклоняемым существительным относятся:

  • существительные иноязычного происхождения — собственные и нарицательные — с конечными гласными -о, -е, -и, -у, -ю и с конечным ударным -а
  • фамилии на -о, -ых (-их), -аго, -ово
  • большинство сложносокращённых слов

Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо женского пола, то она не изменяется: (кому?) Александру Коктышу, (кому?) Наталье Коктыш.

Несклоняемые имена существительные не имеют особых форм падежей. Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов:

(какими?) новыми пианино (Т.п., мн. ч.),

(какому?) остроумному конферансье (Д.п., ед. ч.).

Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к мужскому роду, если обозначают:

  • лиц мужского пола: маэстро, месье;
  • лиц по профессии или социальному положению: конферансье, атташе;
  • животных, птиц: кенгуру, фламинго, коала. Однако если контекст указывает на самку животного, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода: кенгуру кормила детёныша.

Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: фрау, миссис.

Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся, как правило, к среднему роду: такси, пальто, бюро, шоссе. Род некоторых существительных зависит от их значения: кольраби (сорт капусты) – ж. р., пенальти (штрафной удар) – м. р., авеню (широкая улица) – ж. р.

Род несклоняемых имён существительных и сложносокращённых слов

Род несклоняемых собственных географических названий зависит от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же географические объекты: Дели (город) – м. р., Конго (страна) – ж. р., Онтарио (озеро) – ср. р.

Род сложносокращённых слов обычно совпадает с родом опорного слова в расшифрованном названии:

  • НИИ (научно-исследовательский институт) м. р.,
  • СУ (строительное управление) – с. р.,
  • ООН (Организация Объединённых Наций) – ж. р.

Некоторые сложносокращённые слова, оканчивающиеся на твёрдую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков: вуз, МИД.

Имена существительные, характеризующие лиц то мужского, то женского пола, относят к общему роду: ябеда, задира, плакса, Саша, Величко, Черных.

Характерная особенность склоняемых имен существительных общего рода – окончания -а, -я.

Существительные, называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначающие как лиц мужского, так и лиц женского пола, относятся к мужскому роду:

Кондуктор (м. р.) Иванов проверил билет.

Кондуктор (м. р.) Иванова проверила билет.

Это главные правила для существительных из курса по русскому языку для 6 класса.

Экспрессо? ЭСПРЕССО!

А не пойти ли выпить чашечку любимого эКспрессо. Если вы это слышите, вы практически оскорблены до глубины души! Это самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Причина путаницы – смешение двух слов из итальянского и английского языков, имеющие похожее звучание и одинаковое значение: espresso – быстрый по-итальянски, express – «быстрый, срочный, экстренный» по-английски. На эКспрессе мы поедем из Москвы в Питер, наслаждаясь чашечкой любимого эспрессо, сидя в вагоне-ресторане.

Какие виды распространенных ошибок в разговорной речи встречаются:

  1. Произносительные: плотит (неверно) – платит (верно), конешно (неверно) ‒ конечно (верно).
  2. Лексические: индианка – индейка.
  3. Фразеологические: объединение двух устойчивых фраз («спустя рукава» и «сложа руки») – «Нельзя это делать сложа рукава».
  4. Морфологические: полотенцев, пианинов, подешевше и др.
  5. Синтаксические: на столе лежат много книг (неправильное согласование).
  6. Орфографические: тубарет, вогзал, сдесь и т. д. (встречаются в письменной речи).

Какие слова нужно запоминать в первую очередь?

Запомните, что в первую очередь изучению подлежат те слова, которые будут употребляться вами чаще всего. Как правило, это примерно от двух до трёх сотен слов, из которых составляются фразы и предложения. К ним относятся существительные, прилагательные, глаголы и местоимения. Изучать эти слова лучше всего сразу в необходимой к употреблению форме. Но примеров самых употребляемых слов мы ещё коснёмся, а пока скажем на тему того, какой толк может быть вообще от минимального словарного запаса.

Проиллюстрируем это на примере итальянского футболиста и футбольного тренера Фабио Капелло. Этот человек был тренером сборной Англии, и занимал данную должность целых 3,5 года. Как вы понимаете, чтобы тренировать футболистов и объяснять все премудрости игры, тактики и стратегии, необходимо, на первый взгляд, в идеале знать английский язык. Однако Капелло превосходно выполнял свои функции, зная английский лишь на поверхностном уровне.

Что же говорят специалисты по этому поводу?

Например, Эрик Гуннемарк (полиглот из Швеции) утверждает, что для бытового общения достаточно знать всего несколько сотен необходимых слов. Он также говорит, что примерно 40 верно подобранных часто употребляемых слов способны покрыть 50%, 200 слов – примерно 80%, 300 слов – 85%, 800-1000 слов – примерно 85% словоупотреблений в повседневных разговорах на любом языке.

Говоря более просто, если вы хотите просто общаться на иностранном языке, то трёх сотен слов для этого будет достаточно. Их хватит, чтобы побеседовать при знакомстве и в ресторане, потолковать на тему настроения и самочувствия, узнать адрес или дорогу, купить билет и т.д. Но наиболее важным является то, что эти слова сделают возможным изучение иностранного языка по мере чтения книг и новостей, просмотра фильмов и видеоклипов, присутствия при общении других людей и т.п., т.е. в каком-либо контексте.

Кроме того, в том, что для общения достаточного минимума слов, вас может уверить и автор самого знаменитого искусственного языка Токипона – Соня Ланг. Разработанный ей язык состоит всего из 120 слов, но даже этого хватает для общения, перевода песен, комиксов, рассказов и стихотворений. Но, естественно, этим минимум ограничиваться не стоит.

И что мы получаем в итоге?

Возьмём для примера тот же английский. Выучив триста слов, вы сможете свободно общаться на повседневные темы. Выучив тысячу слов, сможете читать статьи Википедии на упрощённом английском языке. Выучив полторы тысячи слов, будете понимать, о чём идёт речь в американских новостях.

Но сколько же слов всё-таки нужно учить?

Зависит это от того, как мы уже говорили в первом уроке, каковы ваши цели. Чем серьёзнее ваша цель по изучению иностранного языка, тем и больше слов нужно учить. Всё просто.

Другой актуальный вопрос – как понять, какие слова являются наиболее часто употребляемыми?

Теперь же мы приведём примеры частотных слов некоторых языков, чтобы вы имели представление о том, с чем вам предстоит работать.

А3. Формы существительных

  • абхазских мандаринов или абхазских мандарин
  • административные округа или административные округи
  • бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
  • белых гольфов или белых гольф
  • быстроходные катеры или быстроходные катера
  • Виктора Кулик или Виктора Кулика
  • все возраста или все возрасты
  • двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
  • демократичные директора или демократичные директоры
  • десять ампер или десять амперов
  • десять вольтов или десять вольт
  • детских ботинков или детских ботинок
  • долгих раздумий или долгих раздумьев
  • домашних тапочек или домашних тапочков
  • зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
  • крупных яблоков или крупных яблок
  • крыловских басен или крыловских басней
  • лучшие профессора или лучшие профессоры
  • Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
  • молодые инженеры или молодые инженера
  • морские порты или морские порта
  • мягких тапок или мягких тапков
  • нарядных туфлей или нарядных туфель
  • новые ордеры или новые ордера
  • отличные лектора или отличные лекторы
  • отряд партизан или отряд партизанов
  • очередные отпуски или очередные отпуска
  • пара полотенец или пара полотенцев
  • парламентские выборы или парламентские выбора
  • плохие повары или плохие повара
  • поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
  • резиновых галошей или резиновых галош
  • рота солдатов или рота солдат
  • свежие торты или свежие торта
  • сладких апельсинов или сладких апельсин
  • смелые офицеры или смелые офицера
  • спелых помидор или спелых помидоров
  • старые сторожа или старые сторожи
  • старые Сухуми или старый Сухуми
  • талантливые конструкторы или талантливые конструктора
  • тёмных носков или тёмных носок
  • тёплых чулок или тёплых чулков
  • фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
  • футбольные тренеры или футбольные тренера
  • шампунь хорошая или шампунь хороший
  • шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
  • эскадрон гусар или эскадрон гусаров
  • эффективные кремы или эффективные крема

Правильные ответы:

  1. абхазских мандаринов
  2. административные округа
  3. бабушкиных валенок
  4. белых гольфов
  5. быстроходные катера
  6. Виктора Кулика
  7. все возрасты
  8. двести двадцать ватт
  9. демократичные директора
  10. десять ампер
  11. десять вольт
  12. детских ботинок
  13. долгих раздумий
  14. домашних тапочек
  15. зачитываться Дюма
  16. крупных яблок
  17. крыловских басен
  18. лучшие профессора
  19. Миссисипи широкая
  20. молодые инженеры
  21. морские порты
  22. мягких тапок
  23. нарядных туфель
  24. новые ордера
  25. отличные лекторы
  26. отряд партизан
  27. очередные отпуска
  28. пара полотенец
  29. парламентские выборы
  30. плохие повара
  31. поэзия Шевченко
  32. резиновых галош
  33. рота солдат
  34. свежие торты
  35. сладких апельсинов
  36. смелые офицеры
  37. спелых помидоров
  38. старые сторожа
  39. старый Сухуми
  40. талантливые конструкторы
  41. тёмных носков
  42. тёплых чулок
  43. фарфоровых блюдец
  44. футбольные тренеры
  45. шампунь хороший
  46. шимпанзе весёлый
  47. эскадрон гусар
  48. эффективные кремы

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Образование мн.ч.: 

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры; возрасты, выборы, порты, кремы, торты; директора, инспектора, профессора, повара, сторожа; округа, ордера, катера, отпуска.

Образование форм Р.п. мн.ч.:

помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;пара полотенец,  чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;отряд солдат, гусар, партизан;сто ампер, ватт, вольт;много башен, басен, блюдец, раздумий.

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;новое метро, кашне, пальто.

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

А3. Формы числительных

Как ты говоришь?

  • в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
  • восьмидесяти или восемьдесяти
  • два седьмых или две седьмых
  • двое сестёр или две сестры
  • к полтора часам или к полутора часам
  • к трём пятым или к трём пятых
  • от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
  • от обоих сестёр или от обеих сестёр
  • пятеро дней или пять дней
  • пятидесятью или пятьюдесятью
  • пятистами или пятьюстами
  • пятидесяти или пятьюдесяти
  • тремя пятых или тремя пятыми
  • три пятым или три пятых
  • три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  • трое котят или три котята
  • трое собак или три собаки
  • шестьюстами или шестистами
  • нас двоих или нас двух
  • нас обоих или нас двух

Правильные ответы:

  1. в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
  2. восьмидесяти
  3. две седьмых
  4. две сестры
  5. к полутора часам
  6. к трём пятым
  7. от обоих мальчиков
  8. от обеих сестёр
  9. пять дней
  10. пятьюдесятью
  11. пятьюстами
  12. пятидесяти
  13. тремя пятыми
  14. три пятых
  15. тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
  16. трое котят
  17. три собаки
  18. шестьюстами
  19. нас двоих
  20. нас обоих

Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема 

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью. 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.

3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Как запомнить правильное ударение в трудных словах

Для этого предлагаю использовать несколько простых, но эффективных приемов.

1.Объединяем похожие для запоминания слова в группы.

шарф — шАрфы, бант — бАнты, торт — тОрты, кран — крАны

водопровОд — трубопровОд — газопровОд — нефтепровОд

2. Составляем по 2-3 предложения со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух составленных предложений.

Можно усложнить задание и использовать не одно, а 2-3 слова в одном предложении.

Ба́нты у Веры смотрелись краси́вее, чем у Нади.

Лидия Ивановна не звони́т, потому что очень занята́ доставкой то́ртов.

3. Составляем небольшой текст со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух.

Это задание способствует также развитию речи и расширению кругозора ребенка.

Например, слово сИлос.

Си́лос — это сочный корм для сельскохозяйственных животных. Си́лос получают путём заквашивания измельчённой зелёной массы травянистых растений, пригодной для корма животных и птиц. Си́лос обладает высокими питательными свойствами, содержит много витаминов. Си́лос улучшает пищеварение, способствует усвоению других грубых кормов. Си́лос содержат в специальных си́лосных хранилищах. В них си́лос может не терять своих ценных свойств в течении нескольких лет.

Для использования этих двух приемов хорошо пользоваться орфоэпическим словарем ударений, составленным специально из слов, встречающихся в ВПР 4 класса. Он приводится в конце статьи. Видя перед собой все слова, ребенку удобнее будет выполнять задания. Особенно это будет полезно на этапе закрепления.

4. Делим все слова на 3 группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

Эти памятки помогут запомнить правильную постановку ударения в словах.

5. Запоминаем правильное ударение с помощью стихов.

Свёкла плакать начала,До корней намокла:– Я, ребята не свекла,Я, ребята, свЁкла.(П. Синявский)

Сперва –Их на кусочки режьте.А следом –Открывайте рты –И с наслажденьемТОрты ешьте!Ошибкой будетЕсть тортЫ!(С. Белорусец)

Отлетела от костраИ погасла быстро –Коль неверно, то искра,Если верно – Искра. (С. Белорусец)

Он – начальникИ в моментНам подпишет докумЕнт.

Красит стены нам маляр.Полки делает столЯр.

Для строителей в моментМашина привезет цемЕнт.

Как работать неохота!Одолела нас дремОта.

Вот – ведро,Вот – мусор.Вот – длинныйМусоропровОд.

Этот камень очень сильныйИ достаточно красивый.Бей его хоть целый день.Не расколется кремЕнь.

Чтоб скорей в библиотекеОтыскать ты книгу смог,В ней бывает картотека,Специальный каталОг.

На полке сметана,На полке творОг.Хотел кот слизать,Но достать он не смог.

В тот же день царица злая,Доброй вести ожидая,Втайне зеркальце взялаИ вопрос свой задалА…(А. Пушкин)

Для приземленья попросиПилота выпустить шассИ.(И. Агеева)

Солнце. Жарко. ПривезиНам для окон жалюзИ.(И. Агеева)

Прежде чем дела кончать,Нужно их сперва начАть.(И. Агеева)

Если есть в тебе таланты,Завяжи на праздник бАнты.Без талантов если ты,Повяжи себе бантЫ.(И. Агеева)

В тюрьме три года будет вор –Судом объявлен приговОр.(И. Агеева)

Тяжела была работа –В теле всём теперь ломОта.(И. Агеева)

Жалко весь, так дайте хотьКекса вашего ломОть.(И. Агеева)

Не налезли шорты –Долго ели тОрты!

Срубили ель,Сорвали щавЕль.

Наша баба ФёклаКрасная, как свЁкла!»

Как у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы.

Я ужасно утомлённый –Брат не спит новорождЁнный.Не смыкает ночью глаз,Криком громким будит нас.(И. Агеева)

6. Используем для запоминания ассоциации.

Для повышения эффективности рекомендую не давать детям готовых ассоциаций, а проделать это задание вместе с ними, где ученики сами подберут ассоциативные цепочки.

Видео:Ударение в существительныхСкачать

Составляйте ассоциативные сети

Наш мозг воспринимает то, что мы читаем, и преобразует в образы, идеи и чувства, а затем формирует связи между новой информацией и тем, что мы уже знаем. Так происходит запоминание — новое объединяется со старым. Когда вы соединяете новое английское слово с тем, что вы уже знаете, мозгу легче это найти и вспомнить в нужный момент. 

Начертите сеть понятий. Возьмите то, что вы хотите запомнить (слово, идея, предложение), и напишите это в центре листа. Затем проведите от него линии во все стороны, как паутину. 

На конце каждой линии запишите любые английские слова или нарисуйте картинки, которые приходят вам в голову, когда вы думаете о слове, написанном в центре

Неважно, какими будут ассоциации, просто записывайте все, что придумаете. . Это займет всего пару минут, и теперь все слова или понятия будут взаимосвязаны в вашем мозгу

Если вы увидите или услышите одно из них, вам будет легче вспомнить остальные. 

Это займет всего пару минут, и теперь все слова или понятия будут взаимосвязаны в вашем мозгу. Если вы увидите или услышите одно из них, вам будет легче вспомнить остальные. 

Приложения

Это один из самых популярных и веселых способов изучать язык. Сейчас невероятно много приложений, вы можете выбрать самое красивое и удобное. Также у всех приложений свое назначение: в одном вы учите слова, в другом – общаетесь с носителями.

Плюсы

  • это бесплатно и доступно, достаточно скачать приложение и выбрать нужный уровень.
  • много повторений и разных упражнений. Вам предложат выбрать нужную картинку, или написать слово по буквам, или перевести, или даже произнести слово. И если какое-то слово вы неправильно написали, то приложение даст вам несколько заданий, чтобы вы исправились.
  • можно учиться, где угодно.

Минусы

  • такие приложения быстро надоедают. Быстро прогрессировать в нем не получится. И многих бесят тысячные повторения одних и тех же слов.
  • могут встретиться странные фразы, например, «Я покупаю артишоки каждый четверг» или «Моя свекровь любит гусиную печень». Не факт, что именно эти фразы пригодятся вам в жизни, так что учить их кажется бессмысленным.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: