Страсть как любит Родину
«Русский язык — это серьёзный предмет, который нужно изучать в комплексе. Например, недостаточное владение фонетикой даёт сбои в орфографической грамотности. В этом году мы отметили ошибки, которых не было в прошлые годы: черезвычайно и мысыль – как говорят, так и пишут.
Многие по-прежнему не могут дать определение понятиям. «Подвиг – это нечто большее и меньшее, как и всё в нашей жизни». «Любовь — бывает разная, бывает к природе, к Родине или к чтению».
Мы видим отсутствие начитанности. У детей вместо начитанности наслышанность какая-то. И выстраивая аргументы, они делают ссылки на комиксы, компьютерные игры и даже на несуществующие произведения. «О. Генри «Дары волков» (а не волхвов)», или в этом году многие дети ссылаются на произведение «Дед Мазай», правда, у Некрасова «Дедушка Мазай». Ещё пишут русско-народное произведение «Дед Мазай». Я впервые о таком слышу.
Статья по теме
Что касаемо или что касается – как правильно?
Не хватает детям фоновых знаний, мне иногда кажется, что они не изучают историю, раз не сдают. Поэтому в сочинениях Тарас Бульба, оказывается, защищал Золотую Орду, в другом сочинении пишут, что он боролся со Шведами (с большой буквы). В «Войне и мире» солдаты возвращаются с Куликовской битвы, Павлик Морозов сдал свою семью фашистам, Дантес оскорблял жену Пушкина, поэтому Пушкин вызвал его на дуэль.
Я уже не говорю, о том, что неправильно употребляют имена авторов. В конце отрывка пишется (по Паустовскому, по Искандеру – в дательном падеже). И дети пишут: «в своем тексте Ф. Искандеру…». В этом году было: «произведение написано Львым Толстым», «Сент-Зюпери».
Выпускник должен быть взрослым человеком, он аттестат зрелости получает. Должен следить и за своим речевым поведением (стилистическими ошибками):
«Солдат стоит на ночном шухере», «мы с подругой шарились по магазинам», «один мой знакомый страсть как любит Родину».
Часто выпускники используют слова, значение которых либо не знают, либо понимают неверно:
«Доктор пошёл на совокупление со своей совестью». Сочинение — не диктант, можно ведь выбрать другой вариант слова. Это речевая небрежность, неуважение к себе и языку и экспертам.
Дар речи потеряли. Учитель русского языка – о «хайпах» и «дедлайнах»
Подробнее
Какие последствия будут, если ошибиться в бланке ЕГЭ?
Бланк № 1 полностью проверяет компьютер, запрограммированный на распознавание четко обозначенных знаков. Если вы ошибетесь в их написании, то компьютер не засчитает ответ, а вы не получите несколько баллов.
Бланк № 2 сканируется перед тем, как попасть в руки к эксперту. Сканируют при этом только ту часть бланка, которая ограничена полями. Поэтому если вы допустите ошибку и внесете исправления вне полей, эксперт не увидит новый ответ.
К сожалению, ошибки в оформлении ответов к заданиям из части С оспорить на апелляции не получится. Эксперты в апелляционной комиссии также будут работать со сканами ваших бланков ЕГЭ, поэтому доказать, что правильный ответ остался за полями, не получится.
Как ошибаются в оформлении и в бланках ЕГЭ
Таких ошибок достаточно много, особенно в бланке для тестовой части. Так, на экзамене НЕ стоит:
- Писать ручкой любого другого цвета, кроме черной гелевой. Карандаши тоже запрещены.
- Заполнять бланк не по образцу, указанному в шапке бланка: то есть использовать прописные буквы вместо печатных, например.
- Выходить за поля бланка.
- Вносить ответ неаккуратно: например, писать ответ не в клеточке.
- Писать лишние слова или знаки в ответе.
- Указывать ответ не в том формате, который требуется в задании.
- Делать орфографические ошибки.
- Зачеркивать ответ и писать новый в том же поле.
- Записывать ответ на обратной стороне бланка, которая для этого не предназначена.
На курсах подготовки к ЕГЭ в MAXIMUM Education наши преподаватели рассказывают ученикам все о том, как правильно избегать типичных ошибок в оформлении
Мы прорабатываем все хитрости в формулировках задания и подсказываем, на что именно обращать внимание, внося ответ в бланк. Чтобы ученик точно ничего не забыл, мы проводим и пробный ЕГЭ
Условия на нем в точности повторяют реальные. После пробника мы анализируем результаты с каждым учеником отдельно и рассказываем, на что нужно обращать внимание.
Именно поэтому наши ученики сдают настоящий ЕГЭ на высокие баллы — как правило, на 80+. Хотите получить лучший результат на экзамене? Записывайтесь на наши курсы по тем предметам, которые нужны именно вам!
Литература
ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, результаты которого необходимы для поступления в вузы по таким специальностям, как филология, лингвистика, музыкально-театральное искусство, журналистика, телевидение, живопись, дизайн, музыковедение и другие. В 2018 году ЕГЭ по литературе выбрали 8,5% выпускников.
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Первая часть содержит задания по анализу литературных произведений, во второй части необходимо выбрать одну из четырех предложенных тем и написать сочинение объемом не менее 200 слов.
Задания ЕГЭ по литературе проверяют как уровень владения теоретико-литературными понятиями, так и знание истории отечественной литературы (от «Слова о полку Игореве» до произведений литературы конца ХХ – начала ХХI вв.). Содержание экзамена в основном базируется на программе 9–11 классов, представляющей школьный историко-литературный курс.
В целом выпускники успешно справляются с заданиями, требующими краткого ответа.
Затруднения на ЕГЭ по литературе вызывают задания:
- №4 (установление соответствия) на знание художественного текста (персонажи, связанные с ними цитаты и тому подобное)
- № 13 (множественный выбор из предложенного списка) на умение распознавать в лирическом тексте различные средства художественной выразительности
- № 9 и № 16, в которых экзаменуемый рассматривает исходно предложенное ему произведение в литературном контексте, демонстрируя умение сопоставлять литературные явления и факты. Главное в выполнении этих заданий – правильный и уместный выбор контекста, преодоление соблазна сравнивать «все со всем».
Задания данного типа требуют хорошего знания литературного материала, способности вскрывать его внутренние взаимосвязи на основе сходства и различия.
Наконец, сочинение на литературную тему, «замыкающее» структуру экзаменационной работы, требует тщательной подготовки, в том числе на уровне знания текста программных произведений. Без навыков анализа художественного текста, выстраивания письменного рассуждения в заданном направлении сочинение вряд ли сможет претендовать на высокий балл.
А3. Формы числительных
Как ты говоришь?
- в две тысячи девятьсот девяносто девятом году или в двух тысяча девятьсот девяносто девятом году
- восьмидесяти или восемьдесяти
- два седьмых или две седьмых
- двое сестёр или две сестры
- к полтора часам или к полутора часам
- к трём пятым или к трём пятых
- от обоих мальчиков или от обеих мальчиков
- от обоих сестёр или от обеих сестёр
- пятеро дней или пять дней
- пятидесятью или пятьюдесятью
- пятистами или пятьюстами
- пятидесяти или пятьюдесяти
- тремя пятых или тремя пятыми
- три пятым или три пятых
- три тысячи шестьсот семьюдесятью или тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
- трое котят или три котята
- трое собак или три собаки
- шестьюстами или шестистами
- нас двоих или нас двух
- нас обоих или нас двух
Правильные ответы:
- в две тысячи девятьсот девяносто девятом году
- восьмидесяти
- две седьмых
- две сестры
- к полутора часам
- к трём пятым
- от обоих мальчиков
- от обеих сестёр
- пять дней
- пятьюдесятью
- пятьюстами
- пятидесяти
- тремя пятыми
- три пятых
- тремя тысячами шестьюстами семьюдесятью
- трое котят
- три собаки
- шестьюстами
- нас двоих
- нас обоих
Ошибкоопасные формы. Разберись, в чём проблема
Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.
1. Образование и изменение форм составных числительных:
в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью.
2. Склонение сложных и составных числительных:
двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.
3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.
Физика
Задания по астрофизике, впервые включенные в ЕГЭ, не вызвали трудностей у выпускников. Проблемы значительное число участников испытывает с объяснением результатов экспериментов и решением сложных задач с развернутым ответом.
Выпускники 2018 года продемонстрировали более глубокое освоение вопросов механики по сравнению с электродинамикой и квантовой физикой.
- Участники ЕГЭ-2018, которые набрали результат ниже минимального балла, справились лишь с заданиями на проверку знания законов и формул, которые изучаются преимущественно в основной школе.
- Большая группа выпускников с итоговым баллом ниже 60 не смогли объяснить результаты экспериментов, представленные в виде графиков и таблиц.
- Почти для всех участников, кроме высокобалльников, самой сложной остается качественная задача, при решении которой нужно выстроить логически связное объяснение физических процессов, опираясь на различные законы и формулы.
- Сложные задачи с развернутым ответом пока по силам лишь высокобалльникам, получившим на ЕГЭ 81-100 баллов.
В 2018 году увеличилось и число участников, которые получили 0 баллов за выполнение всей экзаменационной работы.
Ряд ошибок участников ЕГЭ при выполнении заданий с кратким ответом был связан с использованием ими при подготовке к экзамену готовых домашних заданий и ответов на «типовые» задания ЕГЭ.
В 2018 году в экзаменационную работу была включена новая линия заданий на проверку базовых элементов астрофизики. Все задания в этой линии носили контекстный характер и предполагали использование данных из предложенных таблиц или диаграмм.
Статистический анализ показал достаточно высокие результаты выполнения этих заданий и освоение большинством выпускников основных сведений об объектах Солнечной системы, о различных классах звезд, их основных характеристиках, а также современных представлений о происхождении и эволюции звезд.
Длинные группы слов[править | править код]
- самая длинная панторифма (сплошная рифма) «Не закон — чучело вечное / Не закончу человечное» (17 букв)
- самые длинные цепочки анаграмм: аборт — борат — обрат — табор — торба — троба — батор и автор — отвар — втора — рвота — тавро — вотра — товар (по 7 и 8 слов)
- самые длинные цепочки «генераторов» (метаграмм с фиксированной изменяющейся буквой):
- 3 буквы (17 слов): ЛАБ — ЛАВ — ЛАГ — ЛАД — ЛАЖ — ЛАЗ — ЛАЙ — ЛАК — ЛАЛ — ЛАМ — ЛАН — ЛАО — ЛАР — ЛАС — ЛАТ — ЛАХ — ЛАЯ
- 4 буквы (16 слов): КОБА — КОВА — КОГА — КОДА — КОЖА — КОЗА — КОКА — КОЛА — КОМА — КОПА — КОРА — КОСА — КОТА — КОЦА — КОЧА — КОША
- 5 букв (16 слов): БАЙКА — ВАЙКА — ГАЙКА — ДАЙКА — ЗАЙКА — КАЙКА — ЛАЙКА — МАЙКА — ПАЙКА — РАЙКА — САЙКА — ТАЙКА — ФАЙКА — ХАЙКА — ЧАЙКА — ШАЙКА
- 6 букв (9 слов): АКАНЬЕ — ЕКАНЬЕ — ЁКАНЬЕ — ИКАНЬЕ — ОКАНЬЕ — СКАНЬЕ — ЧКАНЬЕ — ЮКАНЬЕ — ЯКАНЬЕ
- 16 букв (3 слова): ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ — ПРИТЯЖАТЕЛЬНОСТЬ — ПРИТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
-
омонимы с наибольшим числом значений: КЛЮЧ (не менее 7 значений), БОКС, КИСТЬ, ЛАВА (у каждого по 4 значения)
- Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — природный источник воды, ключ — гаечный ключ, ключ — замыкающий камень в арке (наивысшая точка арки), ключ для передачи морзянки, ключ — код к шифру (в диалектах есть еще консервный ключ и журавлиный ключ)
- Бокс — вид спорта, бокс — гараж, бокс — коробок, бокс — стрижка
- Кисть — связка верёвок, кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины), кисть — кисточка (для рисования)
- Лава — вулканическая масса, лава — вид конного строя при атаке, лава — забой большой протяженности для разработки угольного пласта и других полезных ископаемых, лава — пешеходный мостик через речку.
А3. Формы местоимений
Как ты говоришь?
- Мы сдаём экзамен после них. или Мы сдаём экзамен после их.
- Скольких друзей ты встретил по дороге в школу? или Сколько друзей ты встретил по дороге в школу?
- Скольких книг у тебя не было? или Сколько книг у тебя не было?
- Среди их не было моего сына. или Среди них не было моего сына.
- Там был большой зелёный двор. Посреди его детская площадка. или Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
- У неё трое детей. или У ней трое детей.
- Учительница довольна ей. или Учительница довольна ею.
- Я забыл код их подъезда. или Я забыл код ихнего подъезда
Правильные ответы:
- Мы сдаём экзамен после них.
- Скольких друзей ты встретил по дороге в школу?
- Сколько книг у тебя не было?
- Среди них не было моего сына.
- Там был большой зелёный двор. Посреди него детская площадка.
- У неё трое детей.
- Учительница довольна ею.
- Я забыл код их подъезда.
Ошибкоопасные формы. Пойми, в чём ошибка
1. Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников.
* Посреди, среди — предлоги. Ели ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Примечание:
В современном языке звук н добавляется, если местоимение стоит после любого из простых, или первообразных, предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако с такими предлогами, как внутри, вне, местоимения употребляются в основном без вставки начального н.
без него, для него, к ней, перед ней
внутри её, внутри его, вне её, вне его
Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им; также: благодаря ему.
Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её; также: наподобие его, насчёт их.
Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их.
Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними.
Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним. Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (
(Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997)
Отсутствие проверки
Это последствие неправильно рассчитанного времени на написание экзамена
Очень важно всё перепроверить. Особенно сочинение
Независимо от ваших знаний и подготовки вы можете не заметить повтор, описку или пропущенный знак препинания. Особенно обидно в таких ситуациях становится ребятам, которые грамотно пишут и заслуженно доверяют своим навыкам.
В самих ошибках нет ничего плохого: даже у профессиональных писателей есть корректоры и редакторы. Но в условиях экзамена вы — сам(а) себе корректор! Так что счастливчикам с «врождённой грамотностью» советуем: доверяй, но проверяй
Агния Розенталь выделяет ещё несколько типичных ошибок, которые она замечала за своими учениками. Их может совершить каждый, кто готовится к ЕГЭ.
ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен для получения аттестата, так что сдавать его придётся всем. Вероятно, на технических специальностях ваши навыки писать красиво и без ошибок оценят не так высоко, как на филфаке или журфаке, но баллы за ЕГЭ по русскому всё равно учитываются при поступлении — поэтому экзамен нужно сдавать хорошо. В конце концов, языком вам предстоит пользоваться всю жизнь!
Как бы мы не ворчали на «шаблонность» сочинения, подготовка к нему может стать полезным опытом. Вы учитесь по-разному формулировать одну и ту же мысль и рассуждать, расширяя свой словарный запас. Так что воспринимайте ЕГЭ по русскому не как врага, а как возможность прокачать свои навыки, которые вам пригодятся в будущем.
Как избежать ошибок при заполнении бланков ЕГЭ?
Есть несколько способов не сделать ошибку в бланке ЕГЭ:
- Использовать только черную гелевую или капиллярную ручку;
- Заранее потренироваться писать буквы в соответствии с образцом в бланке;
- Внимательно читать задание и заполнять бланк в соответствии с его требованиями;
- В целом быть внимательным при заполнении бланков;
- Оставить время на заполнение бланков и проверку того, все ли перенесено правильно и в нужные поля;
- Изучить правила заполнения бланков ЕГЭ: их можно найти на сайте Рособрнадзора или на сайте органа исполнительной власти в вашем регионе:
Правила заполнения бланков ЕГЭ в 2021 году, сайт Министерства образования Московской области
Задание 19. Ошибки в типах подчинения придаточных
Чтобы выполнить это задание, следует запомнить:
- При наличии неповторяющегося соединительного/разделительного союза между однородными придаточными предложениями запятая не нужна.
- В предложениях с подчинением, которое осуществляется последовательно, одно придаточное предложение может попасть внутрь другого. Так подчинительный союз и союзное слово будут относиться к разным грамматическим основам, хоть и будут рядом. Они должны быть разделены запятой.
Если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения, то запятой на стыке двух подчинительных союзов не должно быть.
Красиво говорить не запретишь
Часто выпускник хочет говорить красиво: «Белый снег накрыл землю, как жених невесту». «Муж любит жену, жена любит мужа – это горе они пронесли через всю жизнь». «Перевернуть жизнь с ноги на голову».
Пренебрежение лингвистикой как основой правильной речи приводит к грамматическим ошибкам: «Жадливость», «Никто не предложил ему помощи, что говорит о чёрствости их души».
Есть такой критерий оценки сочинений, как этические ошибки – их немного, всего 1,5%.К примеру: «да у нас стране все воры».
В этом году снизили балл в такой работе, где школьник написал: «Я согласен с мнением автора и попробую закрепить эту идею в вашем сознании».
И всё же в 2018 году ошибок стало меньше. Лишь 34% выпускников написали работу без орфографических ошибок, чуть хуже с пунктуацией. Грамматических ошибок не делают 36% школьников, речевых — не допускают 37%.
З и С в конце приставок
З и С в конце приставок
В русском языке к приставкам, оканчивающимся на З и С, относятся:
- БЕЗ- / БЕС-
- ВОЗ- / ВОС-
- ВЗ- / ВС-
- ИЗ- / ИС-
- НИЗ- / НИС-
- РАЗ- / РАС-
- ЧРЕЗ- (ЧЕРЕЗ- ) / ЧЕРЕС-
ЗАПОМНИТЬ
В русском языке одиночной приставки З- не существует, а приставка C- пишется всегда одинаково: и перед глухими, и перед звонкими согласными.
Сбежать, сдвинуть, сжечь, стемнеть.
Запомните слова, в которых буква З является частью корня: ЗДАНИЕ, ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ, НИ ЗГИ.
Упражнения
ПРИСТАВКИ НА –З, -С.Упражнение 1. Вставьте согласную З или С в приставку, объясните.
Расписание, нисходить, безмолвный, раздружиться, беззвучный,
использовать, ниспадать, мировоззрение, разжигать, исповедь,
нисходящий, беспомощный, чрезмерный, возвышаться, разжать,
бесчувственный, чересчур, иззябнуть, бесправный, восстание,
безмятежный, расстелить, рассмешить, взлететь, безжизненный,
низвергнуть, воспаление, бесконечный, расчесать, расчёт, расчитать, чересполосица.
Упражнение 2. Существительные с предлогами замените прилагательными с приставками.
Образец: жизнь без забот — беззаботная жизнь.
речь без связи — безсвязная речь
пассажир без билета — безбилетный пассажир
певец без голоса — безголосый певец
труд без контроля — бесконтрольный труд
отпуск без срока — бессрокныи отпуск
жизнь без просвета — безпросветная жизнь
работа без смены — бессменная работа
пространство без воздуха — безвоздушная пространство
крестьянин без земли — беззмельный крестьянин
зима без снега — бесснежная зима
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы в приставках и объясни, используя три правила:
1) неизменяемые приставки
2) приставки, оканчивающиеся на -3 и -С
3) приставка С-.
Подтверждённые факты, бесследно исчезнуть, сдержать слово, точный
расчет, странное происшествие, министерство просвещения, явное
преспочтение, короткое перемирие, доверенное лицо, подставить под удар,
послать заявку, остановить машину, чересчур разгорячиться, сделать заявление, беспричинно обидеться, сбережения населения, провести
расследование, издательская деятельность, избирательная кампания,
рассчитать доходы, чрезвычайное происшествие, сжатое изложение,сгустить краски, сшитое платье
About sofynahapetyan
Բարև, Ես Սոֆի Նահապետյանն եմ։ Սովորում եմ «Մխիթար Սեբաստացի» կրթահամալիրի Միջին դպրոցում՝ 9-2 դասարանում։ Ազատ ժամանակ նկարչությամբ եմ զբաղվում։ Սիրում եմ դաշնամուր նվագել։
View all posts by sofynahapetyan →
Правописание приставок пре- и при-: правило
Чтобы выбрать гласную в приставках пре- и при-, не всегда достаточно знать правила. Ещё нужно понимать лексическое значение слов или просто запоминать сложные варианты. Начнём с простого и посмотрим в таблице, какие правила регулируют правописание приставок пре- и при-.
Как не путаться в правописании согласных в приставках? Много читать
Правило приставки пре- и при-: таблица
Чтобы лучше усвоить, когда писать приставки пре- или при-, мы подготовили удобную таблицу с правилами и примерами:
Значения приставки при- | Примеры | Значения приставки пре— | Примеры |
Приближение или присоединение к чему-то | Приближаться, прибывать, приходить, причислить | Высшая степень качества, в значении «очень» | Превосходный, преувеличенный, преобладать, превосходить |
Незавершённое действие или не до конца раскрытый признак | Приоткрыть, приспособиться, приподнять, приревновать | Сходство значений с приставкой пере- | Преступник, преобразовать, преподавать, превозмогать |
Доведённое до конца действие | Приговорить, придумать, приплюснуть, присвоить | Приставка пред- также подчиняется данному правилу. Её пишут, если значение соответствует предлогу и приставке перед- | Преддверие, предместье, предстоящий |
Близость к чему-то в пространстве | Приморский, прибрежный, причал, привокзальный | Примечание: слово с приставкой пре- не всегда можно заменить таким же с приставкой пере-. Главное, чтобы их значения были близки. |
Трудные случаи правописания приставок при- и пре-
Однако не все слова с приставками пре- и при- можно разложить на чёткие правила. С некоторыми необходимо каждый раз проверять лексическое значение и выбирать гласную букву согласно ему.
Посмотрим в таблице на слова с приставами при- и пре-, которые опираются на правило лексического смысла. А также примеры к ним:
Приставка при- | Приставка пре- |
призирать (давать убежище) | презирать (не уважать) |
приклоняться (опускаться на колени) | преклоняться (уважать) |
привратник (сторож) | превратный (неверный смысл) |
приступить (начать что-то делать) | преступить (нарушить) |
приходящий (тот, кто приходит) | преходящий (то, что проходит мимо) |
Но есть и самые сложные случаи правописания приставок пре- и при-, значение которых уже не уловить. А потому их просто нужно запомнить.
Приставка при- | Приставка пре- |
приготовить | прекратить |
привыкать | преобразовать |
приспособить | преодолеть |
пригласить | превратить |
присутствовать | |
беспристрастный | |
приказ |
Также важно запомнить слова, в которых пре- и при- входят в состав корня, а потому не подчиняются правилам правописания приставок:
Приставка при- | Приставка пре- |
привет | преткновение |
причина | президент |
приключение | президиум |
приятный | претензия |
примадонна | превалировать |
приоритет | предание |
принуждать | пренебречь |
природа | претендент |
пример | препарат |
Если вы сомневаетесь в правописании гласных и согласных в приставках, всегда проверяйте слово в орфографическом словаре.